Теория и практика управления образованием
УДК 378.014 ББК 4484(2)6
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ВИД ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РЕСУРСА ГРУППЫ В УПРАВЛЕНИИ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ УНИВЕРСИТЕТА
Ю.В. Подповетная
Южно-Уральский государственный университет
PEDAGOGICAL PARTNERSHIP AS A KIND OF GROUP HUMAN RESOURCE IN UNIVERSITY SCIENCE AND MANAGING EDUCATIONAL PROCESS
Yu. Podpovetnaya South Ural State University
Рассмотрен человеческий ресурс в аспекте управления научнообразовательным процессом университета. Педагогическое партнерство представлено как вид человеческого ресурса группы. Особое внимание уделено анализу человеческого ресурса группы с позиции исполнения субъектом управления научно-образовательным процессом университета своих компетенций.
Ключевые слова: научно-образовательный процесс, субъект управления, человеческий ресурс группы, личный ресурс человека, объединенный ресурс партнеров, педагогическое партнерство.
Human resource is reviewed in the aspect of managing university science and educational process. Pedagogical partnership is presented as a kind of group human resource. Special attention is paid to the analysis of group human resource from the standpoint of execution special competences by an individual of managing university science and educational process.
Keywords: science and educational process, individual of managing, group human resource, personal resource of an individual, integrated resource of partners, pedagogical partnership.
В последние годы внимание общества сосредоточено на совершенствовании отечественного образования. Это выражается в Национальной доктрине образования, Федеральной программе развития образования, Концепции модернизации образования в России и других нормативно-правовых документах федерального, регионального и муниципального уровней. В качестве наиболее важного аспекта выдвигаются создание и реализация орга-низационно-управленческих механизмов, обеспечивающих осуществление эффективного управления в системе университетского образования [6].
В соответствии с разрабатываемыми подходами к совершенствованию отечественного образования предусматривается расширение управленческих полномочий (в аспекте как административного управления, так и самоуправления) участников образования. Одним из условий продуктивного управления образовательным учреждением являются партнерские отношения участников образования [10, 12]. В рамках научно-образовательного процесса университета такие отношения реализуются через педагогическое партнерство.
Практика образования показывает, что в научно-образовательном процессе универси-
тета взаимоотношения участников этого процесса не всегда основываются на паритетных началах. Во взаимодействии администрации и профессорско-преподавательского состава университета лидерство не сочетается с партнерством. И хотя в последние годы усилился интерес к изучению различных аспектов управления образованием, тем не менее вопрос педагогического партнерства в управлении научно-образовательным процессом университета остается по-прежнему мало изученным [7, 8]. В частности, в педагогических исследованиях не встречается четкого и обоснованного анализа педагогического партнерства с позиции возможностей людей, нематериального ресурса партнеров [4, 15, 17]. Поэтому нам представляется целесообразным в рамках данной статьи рассмотреть педагогическое партнерство как вид человеческого ресурса группы в управлении научнообразовательным процессом университета.
С позиции гуманно ориентированной сис-темно-синергетической методологии [5, 9, 14, 16] педагогическое партнерство в научнообразовательном процессе университета является проявлением синергизма в профессио-нально-педагогическом взаимодействии [2]. Согласно этой методологии, человек выдвигается на передний план в отношениях со своим окружением. А каждый человек имеет специфический ресурс своего существования в социальной действительности. Это обусловлено особенностями человека, личным опытом, различиями в условиях жизнедеятельности и т. д. Все это образует некоторый совокупный запас средств, которым человек может пользоваться в своей жизнедеятельности.
Таким образом, каждый участник педагогического партнерства имеет свой личный (собственный) ресурс средств. Этот ресурс зарождается вследствие природоопределенных задатков, а развивается в среде его социального обитания (в том числе и в научнообразовательном процессе университета). Элементами состава личного ресурса человека являются [17]:
• телесный ресурс человека, который необходим для жизнедеятельности участников педагогического партнерства не только в биологическом плане, но и для их самореализации в научно-образовательном процессе университета;
• душевный ресурс человека, благодаря которому участники педагогического парт-нерства выражают свое отношение к себе и к
партнерам. Душевный ресурс предопределяет возможности участников педагогического партнерства в самоорегуляции отношений к партнерам и в самоуправлении взаимоотношениями с партнерами;
• интеллектуальный ресурс человека, который усиливает возможности участников педагогического партнерства в самоуправлении собой и в управлении научно-образовательным процессом университета. Благодаря интеллектуальному ресурсу, участники педагогического партнерства способны к продуктивным проявлениям себя в управлении научно-образовательным процессом университета;
• духовный ресурс человека, пользуясь которым, каждый участник педагогического партнерства выражает и проявляет свое отношение как к себе, так и к партнерам. Тем самым он выстраивает свою жизнедеятельность в научно-образовательном процессе университета, руководствуясь паритетом личных и социально значимых ценностей.
Учитывая, что совокупный личный ресурс человека развивается в процессе его жизнедеятельности, необходимо отметить, что каждый участник педагогического партнерства обладает образованностью, профессиональной квалификацией, личностным ресурсом и здоровьем [17]. Названные виды личного ресурса человека используются в управлении научно-образовательным процессом университета и находятся в определенной зависимости, т. е. пользуясь каким-то видом личного ресурса человека, участники педагогического партнерства явно или неявно пользуются и другими его видами.
Рассмотрев специфику личных ресурсов участников педагогического партнерства, перейдем к анализу ресурсов взаимодействующих партнеров.
Участники педагогического партнерства взаимодействуют с партнерами в научнообразовательном процессе университета. Каждый из них имеет совокупный личный ресурс собственной жизнедеятельности. Во взаимодействии с партнерами каждый участник педагогического партнерства может пользоваться их опытом как источником пополнения собственных ресурсов. Кроме того, во взаимодействии партнеров происходит объединение личных ресурсов. Они объединяют свои ресурсы не формально, а для достижения целей управления научно-образовательным процессом университета. На этой основе они сплачиваются друг с другом. Развивающаяся
Теория и практика управления образованием
сплоченность участников педагогического партнерства характеризуется, в частности, целостностью объединяемых личных ресурсов [12].
Объединенные личные ресурсы участников педагогического партнерства представляют собой человеческий ресурс группы, который развивается в научно-образовательном процессе университета. Человеческий ресурс группы - это особое свойство людей, объеденных в общность по каким-либо признакам [17]. В таком смысле педагогическое партнерство как вид человеческого ресурса группы представляет собой специфическое новообразование, обусловливаемое свойствами и содержанием взаимодействия участников педагогического партнерства между собой и с участниками научно-образовательного процесса университета.
Педагогическое партнерство как вид человеческого ресурса группы является совокупным потенциалом научно-образовательного процесса университета. На его основе становится возможным достижение целей управления научно-образовательным процессом университета. Также на его основе возможно проявление резервов для улучшения профессиональной деятельности участников педагогического партнерства [10].
Рассмотрим проявление человеческого ресурса группы во взаимодействии участников педагогического партнерства со студентами в научно-образовательном процессе университета. С этой точки зрения обеспечение образования студентов является ведущей компетенцией участников педагогического партнерства в управлении научно-образовательным процессом университета. Тогда все иные компетенции участников педагогического партнерства соподчинены ведущей. Исполняя соответствующие компетенции, участники педагогического партнерства, пользуются личным ресурсом и объединенным ресурсом партнеров. При этом исполнение соответствующих компетенций зависит от того, как они пользуются ресурсами, находящимися в их распоряжении.
Как правило, на образовательную деятельность каждого студента в научнообразовательном процессе университета оказывается влияние со стороны разных педагогов. Каждый из них пользуется не только личными ресурсами, но и объединенным ресурсом партнеров. От того, насколько согласованно используются эти ресурсы, зависит
потенциал влияния соответствующего человеческого ресурса группы на образовательную деятельность студентов. Согласованность использования человеческого ресурса группы в осуществлении влияния на образовательную деятельность определенного контингента студентов является предпосылкой его (влияния) усиления. Другими словами, эффективность влияния человеческого ресурса группы на образовательную деятельность студентов определенно зависит от меры согласованности педагогов в процессе исполнения соответствующих компетенций. В основе согласованности педагогов лежит общий методический замысел осуществления научно-образовательного процесса университета.
Исполнение соответствующих компетенций участниками педагогического партнерства в управлении научно-образовательным процессом университета предполагает определенные «траты» человеческого ресурса группы. Поэтому субъект управления научнообразовательным процессом университета обязан распределять человеческий ресурс группы для исполнения разных компетенций, находящихся в его распоряжении. От того, насколько правильно и рационально он это делает, в конце концов, зависит достижимость целей управления научно-образовательным процессом университета. Таким образом, субъект управления научно-образовательным процессом университета призван распределять человеческий ресурс группы так, чтобы его ведущая компетенция реализовывалась бы в действительности.
К распределению человеческого ресурса группы субъектом управления научнообразовательным процессом университета не следует подходить механически, так как данный ресурс обладает природоопределенным свойством [3]. Поэтому представляется целесообразным распределять человеческий ресурс группы так, чтобы обеспечивать рост способностей участников педагогического партнерства к исполнению вверенных им компетенций. В частности, это может дополняться компетенцией иерархически ведущих представителей субъекта управления научнообразовательным процессом университета распределять должностные обязанности подчиненных партнеров в соответствии с приоритетом их доминирующих способностей. Руководствуясь гуманно ориентированной системно-синергетической методологией, следует учитывать готовность каждого участ-
ника педагогического партнерства как субъекта самоуправления, способного в процессе исполнения своих компетенций пользоваться человеческим ресурсом группы ради достижения целей управления научно-образовательным процессом университета.
Учитывая, что человеческий ресурс группы не только расходуется, но и пополняется (образованность, профессиональная квалификация и т. д.), то фактически субъект управления научно-образовательным процессом университета обладает правом перераспределять личные ресурсы и объединенные ресурсы участников педагогического партнерства, ориентируясь на тенденции в научно-образовательном процессе университета. Очевидно, что это не делается формально, руководствуясь теорией систем [1, 8, 11, 13, 14]. Здесь необходимо руководствоваться гуманно ориентированными принципиальными установками субъекту управления образовательным учреждением [12] в аспекте управления научно-образова-тельным процессом университета. Другими словами, ведущая роль в исполнении этой компетенции отводится каждому представителю целостного субъекта управления научнообразовательным процессом университета.
Таким образом, субъекту управления научно-образовательным процессом университета следует постоянно пользоваться систематизацией распределяемого человеческого ресурса группы как рычагом управления. Распределяя человеческий ресурс группы, субъект управления научно-образовательным процессом университета учитывает компетенции участников педагогического партнерства, т.е. создает предпосылки для исполнения каждым из них своих компетенций на том или ином уровне качества. С позиции гуманно ориентированной системно-синергетической методологии необходимо, чтобы распределение человеческого ресурса группы в научнообразовательном процессе университета осуществлялось в гармонии с процессом становления антропосинергетической общности администрации, сотрудников и студентов образовательного учреждения [15]. В управлении научно-образовательным процессом университета необходимо учитывать человеческий ресурс группы партнеров, который должен быть достаточным для исполнения вверенных им компетенций и направленным на обеспечение качества данного процесса. Возникающая на такой основе общность является интегративным фактором влияния на образование
студентов и играет важную роль в управлении научно-образовательным процессом университета.
Литература
1. Аверьянов, А.Н. Системное познание
мира: методологические проблемы /
A.Н. Аверьянов. - М.: Политиздат, 1985. -385 с.
2. Агеев, B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы /
B.C. Агеев. -М.: Изд-во МГУ, 1990. - 236 с.
3. Беликов, В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект: моногр. / В.А. Беликов. - М.: Гуманитарный издат. центр ВЛАДОС, 2004. - 357 с.
4. Джой-Меттъюз, Д. Развитие человеческих ресурсов / Д. Джой-Меттъюз. - М.: Эксмо, 2006. - 432 с.
5. Загвязинский, В.И. Методология и методы псшолого-педагогического исследования: учеб. пособие / В.И Загвязинский, Р. Атаханов. - М.: Издат. центр «Академия», 2001. - 248 с.
6. Ильясов, Д.Ф. Теория управления образованием: учеб. пособие по спец. курсу для студ. пед. специальностей и рук. образоват. учреждений / Д.Ф. Ильясов, Г.Н. Сериков. - М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 344 с.
7. Котлярова, И.О. Научно-образовательный процесс в университете // Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов: материалы X Всерос. науч.-практ. конф. 17— 19мая 2004 г. /И.О. Котлярова, Г.Н. Сериков. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2004. - С. 24-27.
8. Куган, Б.А. Управление образовательной системой: взаимодействие субъектов регионального и муниципального уровней / Б.А. Куган, Г.Н. Сериков. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 357 с.
9. Рузавин, И.Г., Синергетика и системный подход // Философские науки / ИГ. Рузавин. - 1985. -№ 5,- С. 48-55.
10. Подповетная, Ю.В. Ориентиры разработки концепции управления педагогическим партнерством в научно-образователь-ном процессе университета / Ю.В. Подповетная // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Пед. науки». - 2010. - Вып. 8. - № 12 (188). - С. 49-58.
11. Сериков, Г.Н. Управление образованием: Системная интерпретация: моногр. / Г.Н. Сериков. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1998. — 664 с.
Теория и практика управления образованием
12. Сериков, Г.Н. Управление образовательным учреждением: в 2 ч. Ч 1: Явление и понятия: учеб. для студентов пед. специальностей / Г.Н. Сериков. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ: ИЦ «Уральская Академия», 2008. -270 с.
13. Сериков, Г.Н. Элементы теории системного управления образованием: в 4 ч.Ч. 1. Системное видение образования / Г.Н. Сериков. - Челябинск: Изд-во ЧГТУ, 1994. - 169 с.
14. Сериков, Г.Н. Системность и гуманность в управлении образованием // Наука и образование Зауралья /Г.Н. Сериков. - 1999. -№ 1-2 (4-5). - С. 8-9.
15. Сериков, Г.Н. Управленческое сопровождение образования учащихся / Г.Н. Сериков, С. Г Сериков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Пед. науки». —2010. - Вып. 8. -№ 12 (188). - С. 49-58.
16. Сериков, Г.Н. Здоровьесбережение в гуманном образовании: моногр. / Г.Н. Сериков, С.Г Сериков. - Екатеринбург; Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. - 242 с.
17. Сериков, Г.Н. Гуманно ориентированная системно-синергетическая интерпретация человеческого ресурса / Г.Н. Сериков. -(Статья в данном выпуске).
Поступила в редакцию 28 июня 2010 г.