УДК 378.03 ББК 4481.352
ГУМАННО ОРИЕНТИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В УНИВЕРСИТЕТЕ
Ю.В. Подповетная ЮУрГУ
HUMANELY SCIENTIFICALLY ORIENTED EDUCATIONAL PROCESS MANAGEMENT IN THE UNIVERSITY
J.V. Podpovetnaya SUSU
Обоснована актуальность осуществления научно-образовательного процесса в современных университетах. Рассмотрено управление научнообразовательным процессом университета с позиции гуманно ориентированного подхода. Особое внимание уделено признакам научнообразовательного процесса университета и специфике управления этим процессом.
Ключевые слова: научно-образовательный процесс, системно-
синергетический подход, принцип гуманизма, субъекты управления, учебно-научно-педагогическое взаимодействие.
In the article you can find the relevance substantiation to carry out the scientifically oriented educational process in modern University, management of scien-tifically-educational process which is based on the humanely oriented approach, special attention is given to the scientifically-educational process indicators and special methods of management.
Keywords: the scientifically-educational process, the humanely theory, the training-pedagogical-scientific interaction, system-synergetic approach.
Университеты России традиционно являются не только крупными образовательными, но и научными центрами. В то же время в силу различных социально-экономических причин научные достижения не в достаточной степени используются в образовательном процессе и не становятся достоянием студентов. Эти обстоятельства подчеркивают актуальность сближения научного и образовательного процессов в университете.
Кроме того, в свете присоединения России к Болонской декларации (к европейскому образовательному пространству) актуализируются проблемы синтеза распространения культуры путем исследования и образования, образовательного и научного процессов в университетах, обеспечения свободы исследований и образования. Одной из позитивных тенденций, позволяющих следовать идеям Болонской декларации, с одной стороны, и сохранить традиции высшего профессионального образования России, с другой стороны, является интеграция процессов образования и исследования.
Результатом такой интеграции является научно-образовательный процесс университета.
Научно-образовательный процесс, по мнению И.О. Котляровой и Г.Н. Серикова, представляет собой не механическое соединение научного и образовательного процессов, а их синтез [4]. Синтез означает, что признаки научно-образовательного процесса не повторяют признаков научного и образовательного процессов. Он имеет собственную специфику, отличающую его и от образовательного, и от научного процессов.
Научно-образовательный процесс имеет свои отличительные признаки, которые выявлены с позиции гуманно ориентированной системно-синергетической методологии [9]. Для него характерны:
• научно-педагогическая деятельность профессорско-преподавательского состава;
• высокая методологическая культура профессорско-преподавательских кадров;
• педагогическое партнерство в реализации единого методического замысла;
• интеграция педагогически сопровождаемой научной и образовательной деятельности студентов;
• паритетные начала учебно-научно-пе-дагогического взаимодействия профессорско-преподавательского состава и студентов.
Учебно-научно-педагогическое взаимодействие профессорско-преподавательского состава и студентов представляет собой совместное и согласованное осуществление субъектами деятельностей учения, преподавания (само) воспитания и научного исследования.
Содержательный компонент научнообразовательного процесса имеет следующие особенности [4]:
• в содержании отражаются научные достижения (посредством авторских курсов, ограниченного включения соответствующих разделов в читаемые дисциплины);
• в содержание следует включать элементы социального опыта научно-исследовательской деятельности (задания для подготовки студентов к научному исследованию, к которым предъявляются требования: преемственности, межпредметности, взаимосвязи с курсовыми и дипломными работами);
• решение образовательно-исследовательских задач (предполагает научно-педагоги-ческое содействие студентам в их решении);
• предъявляются для обсуждения актуальные проблемы научных исследований (связанные с выбранной специальностью).
Также особенностью научно-образова-тельного процесса является единая направленность учебной, профессиональной, педагогической и научной деятельности на достижение гуманных целевых приоритетов, на реализацию университетской образовательной программы.
Субъектами научно-образовательного процесса являются профессорско-преподавательский состав, научные сотрудники и студенты.
Во взаимодействии профессорско-преподавательского состава и студентов реализуются различные функции. Профессорско-преподавательским составом осуществляются управленческая, содейственная, об-разова-тельная, преподавательская, поисковая, гносеологическая и др. Для студентов характерны образовательная, исследовательская, коммуникативная функции, а также функция самоуправления.
Очевидно, что, так или иначе, субъектами научно-образовательного процесса оказывается влияние на него. С одной стороны, педагогические работники профессионально подготовлены к управлению научнообразовательным процессом. Они опираются на собственную профессиональную квалификацию, базирующуюся на профессиональной образованности, на личном опыте педагогической и научно-исследовательской деятельности. С другой стороны, студенты имеют личные ресурсы управления, которые ограничены природоопределенными задатками, развившейся образованностью и приобретенным личным опытом участия в научно-образовательных процессах. С третьей стороны, ректорат, его управляющие подразделения создают условия, в которых осуществляется научно-образовательный процесс с участием студента. Это нормативно-регламентирующие, перспективно-ориенти-рующие, деятельностно-стимулирующие и коммуникативно-информационные условия, в которых взаимодействуют друг с другом профессорско-преподавательский состав и студенты университета.
Профессорско-преподавательский состав, действуя в рамках своей компетенции, выстраивает и внедряет в практику научнообразовательного процесса различные управленческие траектории. Студент, как субъект своей деятельности не только исполняет замысел (задания) преподавателей, но и определяется со своей самореализацией в рамках научно-образовательного процесса. Прежде всего, он управляет самообразованием. Субъекты внешнего управления (профессорско-преподавательский состав, ректорат) содействуют ему в этом.
Каждый субъект управления по-своему (специфично) трактует управление научнообразовательным процессом в университете. В соответствии с этим он и выстраивает свою управленческую деятельность во взаимодействии с партнерами. Субъекты внешнего управления научно-образовательным процессом сталкиваются с фактами разного толкования одних и тех же явлений. В этом случае не всегда возможно прийти к согласию. Это препятствует осуществлению управленческого взаимодействия.
Таким образом, практика управления научно-образовательным процессом университета явным намерением субъектов влиять
на данный процесс. Однако в педагогике не разработано целостной концепции управления научно-образовательным процессом университета. Поэтому нам представляется необходимым в рамках данной статьи рассмотреть некоторые аспекты управления научнообразовательным процессом в университете.
Управление какими-либо процессами осуществляется с определенной целью. Управление научно-образовательным процессом университета нацелено на подготовку специалистов, обладающих фундаментальными знаниями и способных к самостоятельным научным исследованиям. Очевидно, что достижение этой цели значимо только при условии здоровьясбережения участников данного процесса.
Следует отметить, что управление научнообразовательным процессом университета имеет уровневую вертикаль. Можно выделить по вертикали следующие уровни: адми-
нистративный уровень (ректорат, управляющие подразделения), педагогический уровень (профессорско-преподавательский состав, вспомогательный персонал), студенческий уровень (уровень самоуправления). Между уровнями имеют место вертикальные взаимосвязи. В них явно выражена иерархическая соподчиненность уровней сверху вниз.
Если вертикальные взаимосвязи управления научно-образовательным процессом представляются достаточно четко, то с горизонтальными дела обстоят менее определенно, т.к. взаимосвязи управления между субъектами одного и того же уровня практически не регламентированы. Решение этой проблемы необходимо, т.к. взаимное согласование способов управления научнообразовательным процессом университета способствует целостному влиянию на научнообразовательную деятельность студентов по сравнению с разрозненными и фрагментарными способами влияния.
Поэтому необходимо направить управление научно-образовательным процессом университета на единение управленческого взаимодействия между его субъектами. А в идеале трансформировать управленческое взаимодействие субъектов управления науч-но-образовательным процессом университета в управленческое взаимосодействие друг другу, направленное на достижение общих целей и осуществляемое в соответствии с единой стратегией. Действуя в рамках своей компетенции, субъекты управления научно-
образовательным процессом выстраивают и внедряют в практику университета различные средства влияния на профессиональное образование студента.
Итак, практика управления научно-
образовательным процессом университета характеризуется явным намерением субъектов влиять на этот процесс. Осуществление научно-образовательного процесса происходит путем управленческого взаимодействия различных участников образования, которые по-своему воспринимают установленные ориентиры. Понятна значимость сотрудничества (синергизма) между ними. Сотрудничество субъектов управления научно-
образовательным процессом сопровождается и самоорганизацией. Поэтому реализацию
управления научно-образовательным процессом университета имеет смысл соотносить с проявляющейся общностью намеренного влияния и самоорганизации в управленческом взаимодействии субъектов, ориентирующемся на системно выраженные средства осуществления научно-образовательного процесса. Это, по сути, выражает системно-
синергетическую стратегию управления образованием человека [2, 3, 6-8 и др.].
Целесообразность опоры на системносинергетическую стратегию управления образованием человека обусловливается не только значимостью учета закономерностей, свойственных системам, человеку в целом и социальным группам. Системно-синергетическая стратегия управления предполагает выдвижение человека в целом на передний план. Это означает, с одной стороны, что управление научно-образовательным процессом университета осуществляется во имя студента. С другой стороны, в управлении научно-образовательным процессом ведущая роль принадлежит его управленческому взаимодействию с партнерами (с другими участниками образования в университете).
Выдвижение человека на передний план в управлении научно-образовательным процессом университета вполне согласуется с принципом гуманизма. Базируясь на целостном отношении к отдельному человеку, к людям, в разных трактовках гуманности рассматриваются различные соотношения между ценностями отдельного человека, групп людей, общества в целом. Ясно, что содержательный смысл гуманности существенно зависит от того, как представляются
соотношения между соответствующими ценностями.
Учитывая целесообразность соотношения социальных и личных ценностей, компромисс между ними видится в социальной приемлемости тех или иных личных ценностей различных людей. Тогда гуманность в отношении человека трактуется как социальное признание его права руководствоваться социально приемлемыми личными ценностями.
Опираясь на указанную выше определенность в трактовке гуманности по отношению к человеку, Г.Н. Сериковым предложен образ гуманного образования [6-8 и др.]. Соответствующее представление о гуманном
управлении научно-образовательным процессом университета базируется на идее
педагогической поддержки природоопределенной склонности студента к самореализации. При этом предполагается, что гуманно ориентированное управление научно-
образовательным процессом университета характеризуется следующими признаками.
Гуманно ориентированное управление научно-образовательным процессом университета базируется на иерархической приоритетности сущностных свойств
субъектов управления. Приоритет сущностных свойств предполагает управление научно-образовательным процессом в зависимости от специфики выявляемых свойств субъектов, от обнаруживаемых тенденций их развития. Именно от этого зависит выбор средств педагогического влияния на научно-образовательную деятельность студента, выбор целей гуманного образования [4, 8].
Другим признаком гуманного управления научно-образовательным процессом университета является четко выраженная его направленность на позитивно ориентированное развитие готовности студентов к самореализации в социально приемлемом русле. Это означает, что цели гуманно ориентированного управления научно-образовательным процессом университета, соподчиняясь проявляющейся в этом процессе специфики студента, оказываются четко сориентированными на педагогическое содействие развитию его готовности к самореализации.
Третий признак гуманно ориентированного управления научно-образовательным процессом университета касается характерис-
тики особенностей взаимодействия участников соответствующего процесса. Так как основными участниками научно-образовательного процесса являются профессорско-преподавательский состав университета и студенты, то фактически речь идет о характеристике учебно-научно-педагогического взаимодействия участников этого процесса. При этом каждый участник гуманно ориентированного управления научно-об-разовательным процессом университета наделяется такими управленческими функциями, которые он в состоянии выполнить.
Последний признак гуманно ориентированного управления научно-образователь-ным процессом университета состоит в целесообразности пользоваться системно выстраиваемыми средствами осуществления научно-образовательного процесса. При этом ведущим основанием конструирования педагогических средств управления научнообразовательным процессом университета признаются не цели, а выявленные тенденции в образовании студента университета [4, 8].
Имея в виду вышесказанное, предс-тваляется возможным связать между собой системно-синергетическую стратегию управления научно-образовательным процессом университета с принципом гуманизма. Тогда уже речь идет о системно-синергетической стратегии управления гуманно ориентированным научно-образовательным процессом университета.
В условиях гуманно ориентированного управления научно-образовательным процессом университета студент оказывается нацеленным на самореализацию своих сущностных свойств в социально приемлемых проявлениях. Его участники побуждаются к проявлениям себя так, чтобы не навредить ни себе, ни другим людям, ни окружающей природе. В создаваемых условиях гуманно ориентированного управления научно-образовательным процессом университета каждому человеку предоставляется значительная субъектная компетенция. Содействие студенту в намерениях самореализации своих сущностных свойств способствует становлению его собственной гуманно ориентированной «Я-концепции». В соответствии с ней он проявляет свою гуманность.
Рассматривая гуманно ориентированное управление научно-образовательным процессом университета, остановимся на специфике
управления им. Она обусловливается замыслами системно-синергетической стратегии управления научно-образовательным процессом университета.
Специфика управления гуманно ориентированным научно-образовательным процессом видится в явно выраженной направленности на поддержку самоуправления студентов [6,7]. Студент как субъект своей деятельности не только исполняет замысел (задания) внешних субъектов (профессорско-преподавательского состава и ректората), но и определяется с самореализацией в рамках научно-образовательного процесса. Прежде всего он управляет самообразованием. Профессорско-преподавательский состав в рамках своей компетенции призван содействовать студенту в этом. В частности, решение образовательно-иссле-довательских задач студенты выполняют при научно-педагогическом содействии.
Самоуправление не всегда является успешным в плане его готовности к самореализации. Поэтому в управлении научно-образовательным процессом необходимо сделать акцент на паритете субъектов научно-образовательного процесса в их управленческом взаимодействии. Паритетность в данном случае понимается как предоставление субъектам взаимодействия (преподавателям и студентам) равных возможностей реализации их компетенций. Реально же наблюдаются различия компетенций, способностей, уровней готовности к осуществлению образования и исследования, к управлению и самоуправлению ими.
Передавая студенту в учебнопедагогическом взаимодействии функции, выполнение которых требует активного проявления его самоуправления гуманно ориентированным научно-образовательным процессом, профессорско-преподавательский состав и ректорат содействуют становлению способностей студента к самоуправлению.
Кроме того, понятно, что гуманно ориентированный научно-образовательный процесс в университете предполагает создание таких условий, в которых нагрузки на образующегося человека не сказывались бы на здоровье участников учебно-научно-педагогического взаимодействия. Поэтому одной из целей управления является то, чтобы в гуманно ориентированном научнообразовательном процессе здоровье студента
не ухудшалось, а по возможности улучшалось по каким-то показателям.
Также необходимо отметить, что управление научно-образовательным процессом университета предъявляет новые требования к компетентности научно-педагогических кадров. Во-первых, готовность преподавателя высшей школы сочетать научную и педагогическую деятельность. Во-вторых, владеть современными технологиями научно-образовательного процесса, в том числе технологиями оказания педагогического содействия становлению готовности студентов к исследованию. В-третьих, развитие готовности профессорско-преподавательских кадров к организации и осуществлению научно-образовательного процесса.
Таким образом, резюмируя вышесказанное, отметим, что системно-синергетическое управление гуманно ориентированным научно-образовательным процессом университета обеспечивается:
• паритетом субъектов научно-образо-вательного процесса в их управленческом взаимодействии;
• совершенствованием управленческого взаимодействия субъектов управления научно-образовательным процессом, направленным на взаимосодействие друг другу в реализации своих полномочий в рамках управления научно-образовательным процессом университета;
• научно-педагогическим содействием становлению способностей студента к самоуправлению научно-образовательной деятельностью;
• создание условий для развития профессиональной управленческой квалификации профессорско-преподавательского состава университета, способствующей осуществлению его функций в гуманно ориентированном научно-образовательном процессе;
• внедрение системных средств, используемых в управлении гуманно ориентированным научно-образовательным процессом;
• обеспечение социальной защиты участников гуманно ориентированного научнообразовательного процесса;
• объединение научно-образовательного процесса с организованными формами досуга и отдыха участников гуманно ориентированного научно-образовательного процесса.
Целостность управления научно-образовательным процессом достигается за счет
выстраивания «управленческой вертикали», базирующейся на общей стратегии. Руководящие субъекты управления создают условия (нормативно-регламентирующие, перспектив-но-ориентирующие, деятельностно-стимули-рующие и коммуникативно-информацион-ные). Кроме того, необходимо расширение и углубление горизонтальных взаимосвязей субъектов управления, занимающих в управленческой вертикале иерархически одинаковый уровень.
Литература
1. Агеев, B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы / B.C. Агеев. -М.: Изд-во МГУ, 1990. -236с.
2. Ильясов, Д. Ф. Теория управления образованием: учеб. пособие по спец. курсу для студ. пед. специальностей и рук-ей образо-ват. учреждений / Д.Ф. Ильясов, Г.Н. Сериков. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 344 с.
3. Куган, Б.А. Управление образовательной системой: взаимодействие субъектов регионального и муниципального уровней / Б.А. Куган, Г.Н. Сериков. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. -357 с.
4. Котлярова, И. О Научно-образователъ-ньгй процесс в университете /И.О. Котлярова, Г.Н. Сериков //Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов: материалы X Всерос. на-уч.-практ. конф. 17—19 мая 2004 г. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2004. - С. 24-27.
5. Рузавин, И.Г., Синергетика и системный подход / ИГ. Рузавин // Философские науки. -1985. -№ 5. - С. 48-55.
6. Сериков, Г.Н. Управление образованием: Системная интерпретация: монография / Г.Н. Сериков. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1998. - 664 с.
7. Сериков, Г.Н. Элементы теории системного управления образованием: В 4-х ч. -Системное видение образования / Г.Н. Сериков. - Челябинск: Изд-во ЧГТУ, 1994. - Ч. 1. -169 с.
8. Сериков, Г.Н. Системность и гуманность в управлении образованием / Г.Н Сериков // Наука и образование Зауралья. - 1999. -№ 1-2 (4-5). - С. 8-9.
9. Сериков, Г.Н., Сериков, С.Г. Здоровьес-бережение в гуманном образовании: Монография /Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков. - Екатеринбург - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 199. - 242 с.
Поступила в редакцию 30 сентября 2008 г.