Научная статья на тему 'Специфика социального предпринимательства как субъекта рыночной экономики'

Специфика социального предпринимательства как субъекта рыночной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
187
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНЫЙ БИЗНЕС / SOCIAL BUSINESS / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / SOCIAL RESPONSIBILITY / СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ / SOCIAL EFFECT / SOCIAL ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юрина Елена Александровна, Стромова Мария Александровна, Горчев Йордан

Социальное предпринимательство, как практика и поле для научного исследования, дает уникальную возможность оспорить вопрос и переосмыслить концепции и предположения из разных сфер управления и бизнес-исследований. В статье рассматривается социальное предпринимательство как процесс, катализирующий социальные изменения и учитывающий важные социальные потребности таким образом, чтобы не преобладали прямые финансовые выгоды для предпринимателей. Социальное предпринимательство отличается от других форм предпринимательства относительно высоким приоритетом, отдаваемым поощрению социальной ценности и развитию, а не захвату экономической ценности. Социальное предпринимательство это революция, происходящая сегодня во всем мире. Люди со всех слоев общества разрабатывают и внедряют инновационные, эффективные и устойчивые решения в ответ на социальные и экологические проблемы. К таким решениям относятся продукты, услуги и интервенции, выводимые на рынок новыми стартапами и существующими организациями, как коммерческими, так и некоммерческими. Работая в отношении обделенных или бедных слоев населения, бизнес имеет возможность не только быть прибыльным, но и существенно расширять рынок, а также привлекать большое множество новых потребителей. Для того чтобы подобное положение дел стало возможным, компаниям необходимо тесно сотрудничать с государственными органами местной власти и гражданского общества. Целью статьи было поставить социальное предпринимательство в контексте диалога об организации экономики и функционировании современных экономик. Феномен социального предпринимательства бросает вызов нашим предположениям о поведении человека и экономических действиях. Это также бросает вызов нашим представлениям о роли предпринимательства в обществе. Социальное предпринимательство это инновационный процесс в экономике, который может происходить в различных институциональных контекстах, основан на создании ценности и действует по собственным правилам и логике. Это подход, который, кажется, хорошо подходит для решения некоторых из самых насущных проблем в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Юрина Елена Александровна, Стромова Мария Александровна, Горчев Йордан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP AS SUBJECT OF MARKET ECONOMY

Social entrepreneurship as practice and the field for scientific research, gives the unique chance to challenge a question and to rethink concepts and the assumptions from different spheres of management and business studies. In article authors considered social entrepreneurship as the process catalyzing social changes and considering important social requirements so that sure financial gains for businessmen did not prevail. Social entrepreneurship differs from other forms of business in rather high priority given to encouragement of social value and development, but not capture of economic value. Social entrepreneurship is the revolution which is taking place today around the world. People from all sectors of society develop and introduce innovative, effective and steady solutions in response to social and environmental problems. The products, services and interventions brought to the market by new startups and the existing organizations, both commercial, and noncommercial belong to such decisions. Working concerning the deprived or poor segments of the population, business has not only an opportunity to be profitable, but also it is essential to expand the market and also to attract a big great number of new consumers. In order that the similar situation became possible, the companies need to cooperate with public authorities of local government and civil society closely. The purpose of article was to set social entrepreneurship in the context of dialogue about the organization of economy and functioning of modern economies. The phenomenon of social entrepreneurship throws down a challenge to our assumptions of behavior of the person and economic actions. It also challenges to our ideas of a business role in society. Social entrepreneurship is an innovative process in economy which can happen in various institutional contexts, bases creation of value and works by own rules and logic. It is approach which, apparently, well is suitable for the solution of some of the most pressing problems in modern society.

Текст научной работы на тему «Специфика социального предпринимательства как субъекта рыночной экономики»

УДК 338 doi: 10.20310/1819-8813-2017-12-6-404-410

СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК СУБЪЕКТА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

ЮРИНА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

СТРОМОВА МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

ГОРЧЕВ ЙОРДАН

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

Социальное предпринимательство, как практика и поле для научного исследования, дает уникальную возможность оспорить вопрос и переосмыслить концепции и предположения из разных сфер управления и бизнес-исследований. В статье рассматривается социальное предпринимательство как процесс, катализирующий социальные изменения и учитывающий важные социальные потребности таким образом, чтобы не преобладали прямые финансовые выгоды для предпринимателей. Социальное предпринимательство отличается от других форм предпринимательства относительно высоким приоритетом, отдаваемым поощрению социальной ценности и развитию, а не захвату экономической ценности. Социальное предпринимательство - это революция, происходящая сегодня во всем мире. Люди со всех слоев общества разрабатывают и внедряют инновационные, эффективные и устойчивые решения в ответ на социальные и экологические проблемы. К таким решениям относятся продукты, услуги и интервенции, выводимые на рынок новыми стартапами и существующими организациями, как коммерческими, так и некоммерческими. Работая в отношении обделенных или бедных слоев населения, бизнес имеет возможность не только быть прибыльным, но и существенно расширять рынок, а также привлекать большое множество новых потребителей. Для того чтобы подобное положение дел стало возможным, компаниям необходимо тесно сотрудничать с государственными органами местной власти и гражданского общества. Целью статьи было поставить социальное предпринимательство в контексте диалога об организации экономики и функционировании современных экономик. Феномен социального предпринимательства бросает вызов нашим предположениям о поведении человека и экономических действиях. Это также бросает вызов нашим представлениям о роли предпринимательства в обществе. Социальное предпринимательство - это инновационный процесс в экономике, который может происходить в различных институциональных контекстах, основан на создании ценности и действует по собственным правилам и логике. Это подход, который, кажется, хорошо подходит для решения некоторых из самых насущных проблем в современном обществе.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, социальный бизнес, социальная ответственность, социальный эффект

Социальное предпринимательство - достаточно новое явление для России. «Активное бизнес-сообщество постепенно делится на части: конкретные прагматики и социальные предприниматели, люди, создающие проекты для того, чтобы принести конкретную пользу другим людям. Социальное предпринимательство - недавно возникший сектор экономики. Это понятие пока порождает много поводов для дискуссии, а устоявшиеся стереотипы в бизнесе усложняют восприятие социального предпринимательства как коммерческой сферы

бизнеса. Социальное предпринимательство может содержать в себе прибыльные и неприбыльные направления, в любом случае, оно развивается по своим законам. Именно в парадигме социального предпринимательства деньги не цель, а индикатор и ресурс. А экономическое возможности для участников возникают как следствие полезности и нужности продуктов или услуг. В процессе отказа от представления о бизнесе как о прямолинейной добыче денег мы можем начать воспринимать его как живую систему, цель которой - сделать нашу

жизнь наполненной радостью и творчеством, позволяющим самореализовывать наши внутренние ценности. Социальные предприниматели и становятся представителями новой интегральной культуры в бизнесе» [1].

За рубежом еще в 1996 г. Фонд экономического развития Фонда Робертса [2] определило социальное предприятие как «предприятие, генерирующее доходы, созданное для создания экономических возможностей для лиц с очень низким уровнем доходов, одновременно действуя со ссылкой на финансовый итог» [3], с другой стороны, используется термин социальное предприятие для обозначения «множества предпринимательских методов, используемых некоммерческими организациями для получения некоторых собственных доходов в поддержку их миссии» [3].

Можно представить некоторые из общих характеристик, которые социальные предприятия отображают:

1. Ориентация предприятия - они непосредственно участвуют в производстве товаров или оказании услуг рынку.

2. Социальные цели - они имеют четкие социальные или экологические цели, такие как создание рабочих мест, обучение или предоставление местных услуг. Их этические ценности могут включать приверженность развитию навыков в местных общинах. Их прибыль в основном реинвестируется для достижения своих социальных целей.

3. Социальная собственность - многие социальные предприятия также характеризуются своей социальной собственностью. Они представляют собой автономные организации, структуры управления и собственности которых, как правило, основаны на участии групп заинтересованных сторон (например, сотрудников, пользователей, клиентов, групп местного сообщества и социальных инвесторов) или попечителей или директоров, которые контролируют предприятие от имени более широкой группы заинтересованных сторон. Они подотчетны своим заинтересованным сторонам и более обширному сообществу за их социальные, экологические и экономические последствия. Прибыль может распределяться среди заинтересованных сторон в виде совместного использования прибыли или использоваться на благо сообщества.

«Социальное предприятие - это предприятие, имеющее в первую очередь социальные цели, профициты которого в основном реинвестируются для этой цели в бизнес или в сообщество, а не движутся необходимостью максимизации прибыли для акционеров и владельцев». [4].

Как гибрид, социальное предприятие управляется двумя сильными силами. Во-первых, характер желаемых социальных изменений часто выигрывает от инновационного, предпринимательского или корпоративного решения. Во-вторых, устойчивость организации и ее услуг требует диверсификации ее потока финансирования, зачастую включая создание заработанных доходов.

Социальный предприниматель выделяет экономические ценности и социальные ценности, в связи с этим:

- использует бизнес-инструменты и подходы для достижения социальных целей;

- использует доход от коммерческой деятельности для финансирования социальных программ;

- анализирует финансовые показатели и определяет социальное воздействие;

- корректирует стратегию предприятия в условиях общественного блага.

Социальные цели в значительной степени зависят от миссии и сектора организации.

Финансовые цели, ориентированные на финансовую устойчивость (образование экономической ценности), колеблются в зависимости от потребностей в финансировании и бизнес-модели. Примеры включают возмещение затрат на социальные услуги, диверсификацию грантового финансирования с использованием заработанных доходов, программы самофинансирования или получение прибыли для субсидирования деятельности организации.

Сегодня многие прибыльные организации работают с двойными целями - получение прибыли от основного вида деятельности и содействие определенному социальному благу. В социально ответственных предприятиях степень, в которой мотивы получения прибыли влияют на принятие решений и размер прибыли, предназначенной для социальной деятельности, колеблется. Социально ответственные предприятия готовы отказаться от прибыли или внести значительные финансовые взносы, а не распределять прибыль в частном порядке, и часто ставят социальные цели в своих бизнес-планах и стратегии развития.

С программной точки зрения социальное предприятие рассматривает один из наиболее насущных вопросов, стоящих перед некоммерческими организациями - как добиться устойчивого воздействия. В некоторых организациях социальное предпринимательство высоко совместимо с миссией и, следовательно, является естественной программой. Например, деятельность организации, связанная с экономическим развитием, направлена

Е. А. УШМА, М. А. 8ТЯОМОУА, У. ООЯСНЕУ

на создание рабочих мест и богатства. Миссия и цели организаций социального обеспечения и развития человеческого потенциала сосредоточены на профессиональной подготовке и переходе к трудовой деятельности, а также тесно связаны с социальным предпринимательством в качестве методологии программ.

Социальные предприниматели часто описываются с точки зрения их поведения и личностных особенностей. Например, Абу-Сайфан заявил, что «Социальные предприниматели создают социальную ценность и инициируют социальные изменения посредством приверженности, инноваций, видения и руководства изменениями». Диз назвал их «редкой породы». Подобно предпринимательству, которое часто обсуждается с точки зрения «героического индивида», акцент в социальных предпринимательских исследованиях сосредоточен на индивиде. Таким образом, как и в предыдущих исследованиях лидерства и предпринимательства, исследователи классифицировали социальное предпринимательство по личным характеристикам и поведению своих практиков. Например, Абу-Сайфан сравнил и противопоставил социальное предпринимательство с традиционным бизнесменом, ориентированным на получение прибыли, найдя общие характеристики, а также уникальные черты. Сосредоточение внимания на индивидуальных и личностных особенностях важно, поскольку, до тех пор, пока процесс идентификации и классификации социальное предпринимательство остается неточным и открытым для интерпретации, отдельные лица будут самоидентифицироваться как социальные предприниматели на основе их воспринимаемого соответствия этим характеристикам [5].

А. А. Московская и другие авторы в своей книге «Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования» сделали выводы, с которыми трудно не согласиться: 1) «социальное предпринимательство развивается в западном, развитом индустриальном мире гораздо активнее и разнообразнее, чем в странах третьего мира. Более того, можно предположить, что проекты социального предпринимательства в развивающихся странах, получивших мировую известность, во многом стали успешными благодаря предпринимательским образцам, ценностям, культуре, экономическому образованию, созданными в развитых индустриальных странах Запада. В последнее время к этому добавилась так же финансовая инфраструктура и консультативная помощь со стороны различных фондов и других некоммерческих организаций, обычно западного базирования; 2) несмотря на отсутствие «моды» на социальное

предпринимательство и уже перечисленные не слишком благоприятные условия среды, в России социальное предпринимательство есть, и, более того, по инновационному потенциалу и социальным ориентирам оно ничуть не уступает западным аналогам. Разница, которая между нами наблюдается, определяется скорее масштабами деятельности предприятий, а главное - отличиями российской социальной и институциональной среды» [6].

Социальный предприниматель берет на себя часть социальных функций государства и имеет полное право претендовать на финансовую поддержку со стороны государства (или льготы). Это обоюдная выгода, как для предпринимателя, так и для государства, которое не может в полной мере обеспечить все социальные гарантии. Росту движения социальной фирмы способствовало законодательство, поддерживающее бизнес, политику, способствующую занятости инвалидов, и поддержку организаций, способствующих передаче технологии. Такие нормативные акты, как благоприятное налоговое законодательство, преференциальные условия контрактов и государственные субсидии, создали благоприятные условия для процветания социальных фирм.

Социальный предприниматель выполняет частично функции органов местного самоуправления в рамках социальной политики, благодаря тому, что он:

«1. Принимает на себя миссию по созданию и поддержке социальной ценности (а не только индивидуальной ценности).

2. Находится в непрекращающемся поиске и реализации новых возможностей для достижения этой миссии.

3. Вовлечен в непрерывные процессы инноваций, адаптации и обучения.

4. Действует решительно, не ограничивая себя только теми ресурсами, что есть в данный момент» [7].

5. Демонстрирует высочайшую ответственность по отношению к своим клиентам и за результат своей деятельности

Вместе с тем, деятельность социальных предпринимателей, это бизнес, специфичный, особенный и поэтому для того, чтобы он успешно развивался, необходимы знания в области создания, роста и развития современных предпринимательских компаний.

Предприятие, осуществляя предпринимательскую деятельность, должно постоянно контролировать изменения в том секторе рынка, котором непосредственно работает, вовремя выявлять негативные моменты рыночных отношений, и выраба-

тывать методы противодействия для сохранения своей конкурентоспособности.

Операционной деятельностью предприятия является тот основной вид деятельности, для осуществления которого оно создавалось. Специфика операционной деятельности зависит от того, в какой отрасли работает предприятие. Основными видами операционной деятельности организации, в основном, являются коммерческие, торговые и производственные отношения. Предприятия могут также заниматься дополнительными видами деятельности, но они уже будут второстепенны (например, финансовая или инвестиционная).

Операционная деятельность предприятия является приоритетом, поэтому второстепенные виды деятельности могут носить лишь поддерживающий характер. В отличие от инвестиционной или финансовой, операционная деятельность ориентируется на рынок потребителя товара, производимого непосредственно предприятием, требует значительных затрат труда, частых регулярных хозяйственных операций.

Операционная деятельность является целью всей жизнедеятельности предприятия. Прибыль, полученная от осуществления операционной деятельности, имеет наиболее весомый процент в составе общей прибыли.

Для контроля за осуществлением операционной деятельности необходимо применять один из эффективных методов - операционный анализ. Основная задача операционного анализа - это контроль затрат на производство, выпуск продукции, объем продукции, который соответствует затратам, отношение полученной прибыли к затратам производства.

Кроме того, при проведении операционного анализа необходимо изучить следующие моменты:

- какое наличие обратного капитала должно быть на предприятии;

- как мобилизовать имеющиеся средства;

- как использовать эффект финансового рычага;

- что выгоднее - аренда или покупка средств производства;

- есть ли смысл реализовывать продукцию по цене, ниже себестоимости;

- если изменить объем реализации, как это отразится на прибыли.

Операционный анализ необходим для поиска наиболее выгодных затрат для предприятия. Он распределяет затраты на:

- переменные - это затраты на материалы и сырье для производства, заработная плата рабочих, которые работают на основном производстве, за-

траты на сбыт. Чем меньше переменные затраты на предприятии, тем больше прибыль;

- постоянные - это затраты на содержание зданий и сооружений, амортизационные отчисления, зарплата административного корпуса;

- прямые - относятся непосредственно к выпуску продукции;

- непрямые - это затраты на энергоресурсы для вспомогательного производства, зарплата обслуживающему персоналу;

- релевантные - зависят от управленческих решений;

- нерелевантные - данные затраты можно регулировать в производственных возможностях предприятия.

Можно выделить шесть уровней воздействия на компанию социального предпринимательства:

1 уровень - клиентоориентированность;

2 уровень - выбор партнера по бизнесу; рей-тингование; использование мягких критериев оптимизации; методы многофакторного анализа;

3 уровень - изменение баланса доходной и расходной части;

4 уровень - система снижения уровня затрат на качество; операционные и вспомогательные процессы;

5 уровень - перебалансировка затрат;

6 уровень - анализ диспропорций в компании. Главное и второстепенное.

«На сегодняшний день накоплен значительный потенциал для развития социального предпринимательства. Социальное предпринимательство, по мнению субъектов данной сферы, может выступать в качестве инструмента дополнительного, а иногда и альтернативного государственным институтам социальной поддержки.

Отличительной чертой деятельности является эффективное экономическое использование существующих ресурсов (в том числе используемых неэффективно человеческих ресурсов, аккумулированных среди социально незащищенных групп населения за счет их включения в рабочую силу) и внедрение инноваций в бизнес-процессы.

В этом контексте актуален вопрос обеспечения государственной поддержкой социальных предпринимателей именно в качестве дополнительного и альтернативного механизма решения социальных проблем» [8].

Основное отличие между коммерческим предпринимательством и социальным предпринимательством заключается в том, что у социальных предпринимателей мотивацией деятельности является создание ценностей (определенного блага) для общества, а не к обладанию данной ценностью. В

Е. А. УШМА, М. А. 8ТЯОМОУА, У. ООЯСНЕУ

конечном итоге социальный предприниматель готов к тому, что возможно не будет прироста прибыли или вообще проект может потерпеть неудачу.

Как же могут уживаться в современных рыночных условиях коммерческие предприниматели и социальные предприниматели? За счет рыночных стимулов успешно реализуются бизнес идеи, наращивается капитал и ресурсы. Социально ответственный бизнес вытесняется в те сегменты, где рыночные условия не работают или работают недостаточно хорошо. Это сферы деятельности, где выгоды для общества превосходят выгоды для самого социального предпринимателя.

И совершенно очевидно, что для осуществления социального предпринимательства необходимы меры поддержки со стороны государства. Это могут быть способы обеспечения самой деятельности или государственные субсидии на частичное обеспечение этой деятельности. Однако в некоторых ситуациях государство и общество могут не в полной мере осознавать степень позитивных внешних факторов в той или иной области. Не всегда очевиден эффект от того или иного проекта в краткосрочном периоде. Например, в Читинском районе С. Л. Никитюк организовал крестьянско-фермерское хозяйство, которое стало пристанищем для людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. За пять лет через центр прошло около 50 человек - людей без определенного места жительства, освободившихся из мест лишения свободы, наркозависимых. Сложно сказать, как сложится жизнь данных людей и каков будет эффект.

Еще один пример, это стажировки для выпускников высших учебных заведений. Сегодня крайне тяжело найти достойную работу, если нет минимального стажа работы. И молодым специалистам приходиться зачастую платить за стажировки, что, к сожалению, могут сделать не все. Но находятся люди, которые не только понимают эту проблему, но и решают ее. Так, в Тамбовском бизнес-инкубаторе ежегодно проходят стажировку экономисты, юристы и менеджеры бесплатно.

Социальные предприниматели должны не просто решать социальные проблемы, обеспечивая им решение, одновременно предупреждая членов общества о важности этих проблем, с тем чтобы они могли быть учтены в будущих действиях. Это своеобразная сфера социального предпринимательства.

Социальные предприниматели уделяют особое внимание проблемам со значительными позитивными внешними последствиями, разрабатывают экономические меры для демонстрации решения проблемы, а затем зачастую оказывают влияние на

органы государственной власти в целях создания нормативных актов, которые узаконивают и поддерживают их инновации. Это облегчает расширение масштабов и тиражирование инноваций, сокращая тем самым провал рынка или недостаточное обеспечение в выбранной области. Систематическое выявление и решение проблем, связанных с забытыми позитивными внешними факторами, является отличительной ролью социального предпринимательства в обществе.

Развитие сферы социального предпринимательства может потребовать дальнейшей работы по выявлению и оценке того, какие внешние факторы, вероятно, будут игнорироваться как рынками, так и государством. В частности, следует разработать отраслевой анализ влияния решения определенных задач, решение которых может иметь положительные последствия. Какое значение для общества имеет лечение слепоты у человека? Какова стоимость ликвидации инфекционной болезни? Какова ценность интеграции «бесправных» членов общества? Какова ценность создания хранилища знаний, легко доступного для всех? Решение этих вопросов и разработка новых метрик позволят сравнить влияние различных видов деятельности в области социального предпринимательства. Это, в свою очередь, позволило бы более эффективно распределять социальные ресурсы по областям, оказывающим большее воздействие на единицу используемых ресурсов.

Социальное предпринимательство можно сравнить с «невидимой рукой» экономической системы, которая превращает заинтересованное индивидуальное поведение в социально оптимальные результаты.

Следуя принципу уважения к другим людям и распределяя возможности для создания ценности, социальные предприниматели приближают экономику к эффективному результату, систематически выявляя проблемы с позитивными внешними факторами и разрабатывая механизмы для включения этих внешних факторов в экономическую систему. Более того, распределенный характер их действий позволяет социальным предпринимателям быть более эффективными в этой роли, чем государству в лице органов исполнительной власти. Руководители органов местного самоуправления, даже если они мотивированы общественными интересами, не всегда могут определить социально оптимальные результаты во множестве порой несовместимых индивидуальных (и групповых) предпочтений (парадокс социального выбора в экономике благосостояния).

Литература

1. URL: https://www.executive.ru/management/prac-tices/1576731-sotsialnoe-predprinimatelstvo-biznes-ili-vozmozhnost-samorealizatsii

2. URL: http://www.redf.org

3. URL: http://www.nesst.org

4. Day J., Mody M. (2017) Social Entrepreneurship Typologies and Tourism: Conceptual Frameworks. In: Sheldon P., Daniele R. (eds) Social Entrepreneurship and Tourism. Tourism on the Verge. Springer, Cham.

5. URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-319-46518-0_4

6. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования / отв. ред. А. А. Московской; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011.

7. URL: http://www.ugues.ru

8. URL: http://pandia.ru/text/79/290/53993.php

References

1. URL: https://www.executive.ru/management/prac-tices/1576731-sotsialnoe-predprinimatelstvo-biznes-ili-vozmozhnost-samorealizatsii

2. URL: http://www.redf.org

3. URL: http://www.nesst.org

4. Day J., Mody M. (2017) Social Entrepreneurship Typologies and Tourism: Conceptual Frameworks. In: Sheldon P., Daniele R. (eds) Social Entrepreneurship and Tourism. Tourism on the Verge. Springer, Cham.

5. URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-319-46518-0_4

6. Sotsial'noye predprinimatel'stvo v Rossii i v mire: praktika i issledovaniya [Social entrepreneurship in Russia and in the world: practice and researches] / otv. red. A. A. Moskovskoj; Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». M.: Izd. dom Vysshej shkoly ekonomiki, 2011.

7. URL: http://www.ugues.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. URL: http://pandia.ru/text/79/290/53993.php

* * *

SPECIFICS OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP AS SUBJECT OF MARKET ECONOMY

YURINA ELENA ALEKSANDROVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

STROMOVA MARIYA ALEKSANDROVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

GORCHEV YORDAN Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

Social entrepreneurship as practice and the field for scientific research, gives the unique chance to challenge a question and to rethink concepts and the assumptions from different spheres of management and business studies. In article authors considered social entrepreneurship as the process catalyzing social changes and considering important social requirements so that sure financial gains for businessmen did not prevail. Social entrepreneurship differs from other forms of business in rather high priority given to encouragement of social value and development, but not capture of economic value. Social entrepreneurship is the revolution which is taking place today around the world. People from all sectors of society develop and introduce innovative, effective and steady solutions in response to social and environmental problems. The products, services and interventions brought to the market by new startups and the existing organizations, both commercial, and noncommercial belong to such decisions. Working concerning the deprived or poor segments of the population, business has not only an opportunity to be profitable, but also it is essential to expand the market and also to attract a big great number of new consumers. In order that the similar situation became possible, the companies need to cooperate with public authorities of local government and civil society closely. The purpose of article was to set social entrepreneurship in the context of dialogue about the organization of economy and functioning of modern economies. The phenomenon of social entrepreneurship throws down a challenge to our assumptions of behavior of the person and economic actions. It also challenges to our ideas of a business role in society. Social entrepreneurship is an innovative process in economy which can happen in various institutional contexts, bases creation of value and works by own rules and logic. It is approach which, apparently, well is suitable for the solution of some of the most pressing problems in modern society.

Key words: social entrepreneurship, social business, social responsibility, social effect

E. A. YURINA, M. A. STROMOVA, Y. GORCHEV

Об авторах:

Юрина Елена Александровна, доктор экономических наук, профессор, проректор по научной работе Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов

Стромова Мария Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры политической экономии и современных бизнес-процессов Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов

Горчев Йордан, кандидат экономических наук, доцент кафедры политической экономии и современных бизнес-процессов Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов

About the authors:

Yurina Elena Aleksandrovna, Doctor of Economics, Professor, Vice Rector for Scientific Work, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov

Gorchev Yordan, Candidate of Economics, Associate Professor of the Political Economy and Modern Business Processes Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov

Stromova Mariya Aleksandrovna, Candidate of Economics, Associate Professor of the Political Economy and Modern Business Processes Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.