Научная статья на тему 'Социальное предпринимательство как фактор социально-экономического развития общества'

Социальное предпринимательство как фактор социально-экономического развития общества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2280
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ / ИНФРАСТРУКТУРА / МИКРОФИНАНСИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВО / SOCIAL ENTREPRENEURSHIP / SOCIALLY ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS / SOCIAL IMPACT / INFRASTRUCTURE / MICROFINANCE / STATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ветрова Екатерина Александровна

В настоящее время в России бурно развивается такое явление, как социальное предпринимательство. Определяющее значение приобретают устойчивость и измеримость достигнутых социальных результатов. Социальный предприниматель меняет инфраструктуру общественной системы. Социальное предпринимательство рассматривается как фактор создания новой экономической инфраструктуры. Обоснована необходимость формирования законодательского механизма регулирования социального предпринимательства. Сформированы признаки и особенности современного социального предпринимательства в России. В настоящее время социальное предпринимательство призвано для решения социальных проблем на базе бизнеса, которые зачастую невозможно решить стандартными механизмами вмешательства государства или же через некоммерческие организации. Приводятся формы поддержки со стороны государства социальных предпринимателей. Изучается опыт функционирования социального предпринимательства в России. Для развития социального предпринимательства в России необходимо создание обширной законодательной базы, регулирующей социальное предпринимательство; увеличение роли государства в финансировании социальных проектов на начальных этапах; информирование общественности и органов власти о роли и деятельности социальных предпринимателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ветрова Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL BUSINESS AS A FACTOR OF SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT OF THE SOCIETY

Currently, Russia is a booming phenomenon of social entrepreneurship. Determining the significance of sustainability and achieved measurable social outcomes. Social entrepreneur changes the public infrastructure system. Social entrepreneurship is seen as a factor of creation of new economic infrastructure. The necessity of forming a legislative mechanism for the regulation of social entrepreneurship is justified. Features and characteristics of modern social entrepreneurship in Russia are formed. Currently, social entrepreneurship aims to solve social problems on the basis of the business that are often not addressed by the standard mechanisms of state intervention or through non-profit organizations. Forms of support from the state social entrepreneurs are adduced. The experience of the functioning of social entrepreneurship in Russia is studied. For the development of social entrepreneurship in Russia needs to create an extensive legislative framework regulating social entrepreneurship; increasing the state's role in financing social projects in the initial stages; informing the public and authorities about the role and activities of social entrepreneurs.

Текст научной работы на тему «Социальное предпринимательство как фактор социально-экономического развития общества»

ISSN 1810-0201. Вестник ТГУ, выпуск 1 (141), 2015

УДК 330.341

СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

© Екатерина Александровна ВЕТРОВА

Российский государственный университет туризма и сервиса, п. Черкизово, Пушкинский район, Московская область, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления, e-mail: [email protected]

В настоящее время в России бурно развивается такое явление, как социальное предпринимательство. Определяющее значение приобретают устойчивость и измеримость достигнутых социальных результатов. Социальный предприниматель меняет инфраструктуру общественной системы. Социальное предпринимательство рассматривается как фактор создания новой экономической инфраструктуры. Обоснована необходимость формирования законодательского механизма регулирования социального предпринимательства. Сформированы признаки и особенности современного социального предпринимательства в России. В настоящее время социальное предпринимательство призвано для решения социальных проблем на базе бизнеса, которые зачастую невозможно решить стандартными механизмами вмешательства государства или же через некоммерческие организации. Приводятся формы поддержки со стороны государства социальных предпринимателей. Изучается опыт функционирования социального предпринимательства в России. Для развития социального предпринимательства в России необходимо создание обширной законодательной базы, регулирующей социальное предпринимательство; увеличение роли государства в финансировании социальных проектов на начальных этапах; информирование общественности и органов власти о роли и деятельности социальных предпринимателей.

Ключевые слова: социальное предпринимательство; социально ориентированные некоммерческие организации; социальный эффект; инфраструктура; микрофинансирование; государство.

В настоящее время в России активно развивается социальное предпринимательство, которое расширяет границы бизнес-структур за счет внедрения социально-незащищенных слоев населения с целью решения социальных задач. Российское социальное предпринимательство возникло в конце XIX в. Прообразом можно считать Дом трудолюбия, основанный отцом Иоанном Кронштадтским. Это был центр трудоустройства, учебно -воспитательной работы и благотворительности. Впоследствии такие дома - биржи труда стали особенно популярны, но после революции 1917 г. были закрыты.

Социальное предпринимательство - это деятельность, направленная на обеспечение занятости инвалидов, матерей, имеющих детей в возрасте до трех лет, выпускников детских домов, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы, при условии, что среднесписочная численность указанных категорий граждан среди работников компаний социального бизнеса составляет не менее 50 %, а доля в фонде оплаты труда - не менее 25 %.

Социальным предпринимательством в России занимается только около 1 % компа-

ний. Для увеличения доли социального предпринимательства необходимо создать условия для развития предпринимательства в социальной сфере, это позволит создать новые технологии производства, новые рабочие места. Такими условиями могут стать поддержка социальных предпринимателей, упрощение процедур регистрации и ведения деятельности, внедрение современных механизмов финансирования, развитие институтов государственно-частного партнерства в социальной сфере.

Особую актуальность вопросы социального предпринимательства приобрели в результате реализации программ диверсификации экономик моногородов России. Социальное предпринимательство в данных территориальных образованиях обладает рядом специфических особенностей, ключевым образом обусловленных сутью монотерриторий [1; 2].

Выделяют следующие признаки социального предпринимательства:

1) социальный характер, т. е. решение социальных проблем;

2) инновационный подход, т. е. применение инновационных подходов в создании продукта;

3) масштаб деятельности, т. е. возможность расширения границ и создание подобных институтов;

4) финансовая устойчивость, т. е. решать социальные проблемы за счет доходов, получаемых от собственной деятельности.

Социальное предпринимательство повышает экономическую эффективность, вводит в оборот ресурсы, которые ранее в таком качестве не использовались. Причем это касается неиспользуемых не только материальных, но и человеческих ресурсов, например, социально исключенных групп. Работая с бедными или обделенными слоями населения, бизнес может не только получать прибыль, но и расширять рынок и создавать огромное число новых потребителей. Для этого необходимо наладить сотрудничество бизнеса и местной власти.

Социальное предпринимательство имеет следующие особенности:

- социальное назначение организации, т. е. социальный эффект является заранее запланированным и ожидаемым результатом. Такие предприятия изначально создаются для достижения социально значимых целей, проявляющихся в создании рабочих мест, обучении и т. д.;

- предпринимательское новаторство, которое может быть реализовано путем использования новой идеи или новой комбинации ресурсов для решения социальной проблемы;

- достижение устойчивой самоокупаемости за счет получения дохода от продажи результатов деятельности, а также за счет грантов и благотворительных пожертвований [3, с. 34-36].

В настоящее время социальное предпринимательство призвано для решения социальных проблем на базе бизнеса, которые зачастую невозможно решить стандартными механизмами вмешательства государства или же через некоммерческие организации. Так, основными направлениями деятельности социального предпринимательства в мире являются:

1) создание новой продукции на основе переработки отходов производства;

2) создание молодежных организаций, ориентированных на активный образ жизни;

3) создание организаций по микрокредитованию малого бизнеса;

4) предоставление услуг малоимущим семьям;

5) создание предприятий для предоставления мест длительно безработным.

В России особую роль при создании социально ориентированных предприятий играет роль получения дохода от продажи товаров и услуг, т. к. гранты не могут обеспечить стабильное существование предприятия. Кроме того, практически отсутствует инфраструктура поддержки социальных предприятий.

В настоящее время социальные инициативы бизнеса рассчитаны на реализацию в основном за счет государственных ресурсов. Хотя существует и корпоративная социальная ответственность. Федеральный закон от 5 апреля 2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» под «социальным предпринимательством» понимает исключительно некоммерческие организации, и государственная поддержка направлена только на такие организации.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими следующих видов деятельности [4]:

- социальная поддержка и защита граждан;

- подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

- оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

- охрана окружающей среды и защита животных;

- охрана и, в соответствии с установленными требованиями, содержание объектов (в т. ч. зданий, сооружений) и террито-

ISSN 1810-0201. Вестник ТГУ, выпуск 1 (141), 2015

рий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

- оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

- профилактика социально опасных форм поведения граждан;

- благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;

- деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности [5; 6].

Приоритетными направлениями для социального предпринимательства в России принято считать следующие:

- профилактика социального сиротства;

- поддержка материнства и детства;

- социальная адаптация инвалидов и их семей;

- повышение качества жизни людей пожилого возраста;

- развитие дополнительного образования, научно-технического и художественного творчества, массового спорта, деятельности детей и молодежи в сфере краеведения и экологии;

- развитие межнационального сотрудничества.

Социальное предприятие предполагает экономическую эффективность частного бизнеса с ориентацией на удовлетворение наиболее острых общественных нужд с высоким уровнем культуры обслуживания клиентов.

Формами поддержки социальных предпринимателей со стороны государства являются:

1) субсидии (в размере 600 тыс. руб. -это максимальный размер субсидии федерального бюджета на одного субъекта социального предпринимательства, обеспечившего софинансирование расходов в размере не

менее 15 % от суммы получаемой субсидии; в размере 300 тыс. руб. - это максимальный размер гранта начинающим субъектам малого предпринимательства, относящимся к социальному предпринимательству, на одного получателя поддержки, обеспечивающего софинансирование расходов в размере не менее 15 % от размера получаемого гранта;

2) образовательные услуги субъектам социального предпринимательства;

3) предоставление инфраструктуры [7];

4) центры инноваций социальной сферы, т. е. самостоятельное юридическое лицо, которые относятся к инфраструктуре поддержки субъектов социального предпринимательства, одним из учредителей которых является субъект РФ или муниципальное образование [8].

В России выделяют несколько видов моделей социального предпринимательства:

1) производство товаров;

2) предоставление социально значимых услуг и работ, в т. ч. для отдельных категорий граждан.

В настоящее время в России действует несколько организаций, целью которых является поддержка социального предпринимательства. Так, в 2007 г. был создан фонд региональных социальных программ «Наше будущее», поддерживающий отечественных социальных предпринимателей. Основными направлениями деятельности фонда являются: развитие и продвижение социального предпринимательства в России, прямые инвестиции в социальное предпринимательство, а также благотворительность. Эта организация ежегодно проводит Всероссийский конкурс социальных проектов, по результатам которого выдает долгосрочные беспроцентные займы. Еще одной организацией является межрегиональная общественная организация «Достижения молодых» - Junior Achievement Russia, основной целью которой является развитие и распространение программ обучения школьников и учащейся молодежи основам экономики и предпринимательства через партнерство между бизнесом и образованием.

Примерами социального предпринимательства в России могут быть такие проекты, как проект «Другая жизнь» в г. Нижний Новгород, который направлен на решение задач социализации и психологической реабилита-

ции детей-сирот. «Другая жизнь» предполагает включение детей-сирот в городские программы творческого развития. Или же АНО «Катаржина», созданное социальным предпринимателем, занимается разработкой и производством инвалидных колясок активного типа, а также спортивных инвалидных колясок. При этом 50 % сотрудников предприятия сами являются инвалидами.

Для развития социального предпринимательства в России необходимо создание обширной законодательной базы, регулирующей социальное предпринимательство; увеличение роли государства в финансировании социальных проектов на начальных этапах; информирование общественности и органов власти о роли и деятельности социальных предпринимателей; увеличение количества инновационных социальных проектов за счет поддержки социальных центров инноваций. Все эти мероприятия будут способствовать развитию социального предпринимательства и наращиванию поддержки крупного бизнеса и органов государственной власти социально-ориентированных проектов.

1. Kryukova E.M., Razumovskiy S.L., Vetrova E.A. Mono-Town in the System of Economic Notions of the Russian Federation // World Applied Sciences Journal (Education, Law, Economics, Language and Communication). 2013. № 27. Р. 162-166.

2. Ветрова Е.А., Крюкова Е.М. Проблемы квалификации мер принуждения в регулировании межбюджетных отношений в области приостановления (сокращения) финансовыми органами предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. Вып. 11 (127). С. 63-67.

3. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования / отв. ред. А.А. Московская. М., 2011.

4. Ветрова Е.А. Основные особенности поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне в России // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. Вып. 12 (128). С. 49-52.

5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций: федеральный закон от 5.04.2010 г. № 40-ФЗ. Доступ из

справочно-правовой системы «Консультант-Плюс».

6. Kryukova E.M., Makeeva D.R. Analysis of World and Russian Best Practices of Strategic Development of Mono-Towns // World Applied Sciences Journal (Education, Law, Economics, Language and Communication). 2013. № 27. P. 167-171. DOI: 10.5829/idosi.wasj.2013.27. elelc.35

7. Vetrova E.A., Atamanova M.A., Kulakova T.V. The replacement strategy for monotowns in Russia: From industry branches towards tourism on the example of Baikalsk // Life Science Journal. 2014. № 11 (12s). Р. 929-933.

8. Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 г. предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации: приказ Министерства экономического развития РФ от 24.04.2013 г. № 220. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

1. Kryukova E.M., Razumovskiy S.L., Vetrova E.A. Mono-Town in the System of Economic Notions of the Russian Federation // World Applied Sciences Journal (Education, Law, Economics, Language and Communication). 2013. № 27. P. 162-166.

2. Vetrova E.A., Kryukova E.M. Problemy kvalifi-katsii mer prinuzhdeniya v regulirovanii mezh-byudzhetnykh otnosheniy v oblasti priostanovle-niya (sokrashcheniya) finansovymi organami predostavleniya mezhbyudzhetnykh transfertov (za isklyucheniem subventsiy) // Vestnik Tam-bovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2013. Vyp. 11 (127). S. 63-67.

3. Sotsial'noe predprinimatel'stvo v Rossii i v mire: praktika i issledovaniya / otv. red. A.A. Moskov-skaya. M., 2011.

4. Vetrova E.A. Osnovnye osobennosti podderzhki malogo predprinimatel'stva na munitsipal'nom urovne v Rossii // Vestnik Tambovskogo univer-siteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2013. Vyp. 12 (128). S. 49-52.

5. O vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii po voprosu podderzhki sotsial'no orientirovannykh nekommercheskikh organizatsiy: federal'nyy zakon ot 5.04.2010 g. № 40-FZ. Dostup iz spra-vochno-pravovoy sistemy "Konsul'tantPlyus".

6. Kryukova E.M., Makeeva D.R. Analysis of World and Russian Best Practices of Strategic Development of Mono-Towns // World Applied Sciences Journal (Education, Law, Economics,

ISSN 1810-0201. BecTHHK Try, BtmycK 1 (141), 2015

Language and Communication). 2013. № 27. P. 167-171. DOI: 10.5829/idosi.wasj.2013.27. elelc.35

7. Vetrova E.A., Atamanova M.A., Kulakova T.V. The replacement strategy for monotowns in Russia: From industry branches towards tourism on the example of Baikalsk // Life Science Journal. 2014. № 11 (12s). P. 929-933.

8. Ob organizatsii provedeniya konkursnogo otbora sub"ektov Rossiyskoy Federatsii, byudzhetam kotorykh v 2013 g. predostavlyayutsya subsidii

iz federal'nogo byudzheta na gosudarstvennuyu podderzhku malogo i srednego predprinima-tel'stva sub"ektami Rossiyskoy Federatsii: prikaz Ministerstva ekonomicheskogo razvitiya RF ot 24.04.2013 g. № 220. Dostup iz spravochno-pravovoy sistemy "Konsul'tantPlyus".

nocTynuna b pegadura 17.11.2014 r.

UDC 330.341

SOCIAL BUSINESS AS A FACTOR OF SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT OF THE SOCIETY Ekaterina Aleksandrovna VETROVA, Russian State University of Tourism and Service, settlement Cherkizovo, Pushkin District, Moscow region, Russian Federation, Candidate of Economics, Associate Professor of Economics and Management Department, e-mail: [email protected]

Currently, Russia is a booming phenomenon of social entrepreneurship. Determining the significance of sustainability and achieved measurable social outcomes. Social entrepreneur changes the public infrastructure system. Social entrepreneur-ship is seen as a factor of creation of new economic infrastructure. The necessity of forming a legislative mechanism for the regulation of social entrepreneurship is justified. Features and characteristics of modern social entrepreneurship in Russia are formed. Currently, social entrepreneurship aims to solve social problems on the basis of the business that are often not addressed by the standard mechanisms of state intervention or through non-profit organizations. Forms of support from the state social entrepreneurs are adduced. The experience of the functioning of social entrepreneurship in Russia is studied. For the development of social entrepreneurship in Russia needs to create an extensive legislative framework regulating social entre-preneurship; increasing the state's role in financing social projects in the initial stages; informing the public and authorities about the role and activities of social entrepreneurs.

Key words: social entrepreneurship; socially oriented non-profit organizations; social impact; infrastructure; microfinance; state.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.