УДК 378
Специфика реализации основных подходов и принципов иноязычного образования в условиях кризиса глобализации
12 3
Н. А. Тарасюк , Р.С. Дорохов , К.М. Синькевич
1докт. пед. наук, профессор кафедры методики преподавания иностранных языков e-mail: [email protected] 2канд. пед. наук, доцент кафедры теории языка 3канд. пед. наук, ст. преподаватель кафедры иностранных языков
Курский государственный университет
В статье рассматриваются основные особенности профессиональной подготовки в условиях кризиса глобализации, раскрываются наиболее важные современные принципы и подходы в процессе обучения иностранному языку.
Ключевые слова: глобализация, кризис, обучение иностранному языку,
профессиональная подготовка.
Реализация ФГОС ВПО нового поколения требует подготовки компетентностных высококвалифицированных кадров, способных гибко
ориентироваться в постоянно меняющихся условиях современного образовательного пространства и способных адекватно отвечать на вызовы XXI века в условиях кризиса глобализации. Национальная доктрина российского образования определяет ведущие цели обучения и воспитания будущего гражданина России и пути достижения этих целей на основе использования инновационных подходов и технологий.
В условиях взаимодействия представителей профессионального сообщества различных стран и культур представляется значимым обеспечить реализацию наиболее эффективных подходов в профессиональном образовании, соответствующих современным социальным потребностям общества.
Приоритетным подходом в достижении указанных целей является компетентностный подход, обеспечивающий реализацию поликультурного образования и поликультурного воспитания в условиях межнационального взаимодействия на основе интеграции различных видов общекультурных и профессиональных компетенций.
Современный профессионал должен уметь достойно представить
профессиональное сообщество своей страны с учетом особенностей осуществления социокультурного взаимодействия с профессионалами Востока и Запада. Представитель современного профессионального сообщества России должен уметь осуществлять профессиональное поликультурное взаимодействие на основе сравнительно-сопоставительного анализа типологических характеристик различных профессиональных культур. Сегодня представляется особенно значимым развитие у будущих специалистов умения достойно представлять свою страну и свою культуру в условиях поликультурного взаимодействия. Указанные факторы свидетельствуют об актуальности социокультурного подхода в современном профессиональном
образовании. Социокультурный подход направлен на овладение социокультурными знаниями, умениями, навыками и социокультурным опытом в условиях поликультурного взаимодействия. Результатом реализации социокультурного подхода является социокультурная компетенция. Она проявляется в способности учитывать в
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
актах общения особенности страны, истории народа, с представителем которого идет профессиональное общение.
В процессе реализации приоритетных целей профессионального образования в условиях кризиса глобализации приобретает особую актуальность концепция И.И. Халеевой, основанная на обязательном учете в процессе иноязычного образования основных категорий, положенных в основу отличия культур Востока и Запада. В своей структурированной общности они образуют специфический профиль отдельно взятой культуры и называются структурными признаками. К таким признакам относятся: национальный характер, базисная личность; восприятие окружающего мира; переживание времени; ценностные ориентации; образцы поведения; обычаи, нормы, роли; социальные группировки и отношения [Халеева 2000]. Указанные категории должны стать обязательной базой содержания профессионального иноязычного образования в условиях взаимодействия различных языков и культур.
Модернизация системы профессионального образования в современной России выдвигает на первый план проблему подготовки нового поколения кадров, способных, интегрируясь в мировое профессиональное сообщество, сохранять традиции своей страны, свои национальные интересы и ценности. В связи с этим возрастает роль аксиологического подхода, который обладает огромным потенциалом при реализации воспитательных задач в профессиональном образовании. Под воспитанием в современном профессиональном образовании в условиях кризиса глобализации понимается совокупность воспитательных, обучающих и профессиональных воздействий системы образовательного учреждения, способствующих обеспечению самостоятельности и осознанности при выборе, освоении и осуществлении личностью профессиональной деятельности, позволяющей ей реализовать свои способности и склонности в избранной профессиональной сфере при решении профессиональных задач в интересах своей страны и прогрессивного мирового сообщества. Осуществление взаимодействия различных языков и культур требует усиления роли аксиологического подхода как одного из приоритетных в процессе подготовки профессиональных кадров в России. В процессе профессионального образования необходимо осуществлять передачу не только профессиональных, но и общечеловеческих ценностей, которые будут являться основой осуществления взаимодействия между представителями различных национальных сообществ в определенной профессиональной сфере. В процессе профессионального образования должна реализовываться аксиологическая составляющая профессиональной подготовки, которая находит отражение в следующей формуле: знать-уметь-творить-хотеть. Все составляющие, представленные в указанной формуле, должны характеризоваться ценностной направленностью. Среди наиболее значимых
профессиональных ценностей в условиях глобализации представляется целесообразным выделить следующие: профессиональный долг, патриотизм,
ответственность, честность, служение людям, творчество, мастерство.
В современных условиях увеличивается степень сложности профессиональных задач, что требует введения новых образовательных технологий. Наиболее адекватной в современных условиях представляется интегративно-модульная технология формирования профессиональной компетентности будущих специалистов. Данная технология базируется на алгоритме, включающем в себя следующие шаги: проблематизация; актуализация профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для качественного выполнения учебной работы; формирование и развитие опыта по реализации типичных видов деятельности будущего специалиста; планирование целей, содержания, педагогических технологий и условий;
самостоятельное создание проектов реализации авторских вариантов выполнения
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 2 (34)
Тарасюк Н. А., Дорохов Р. С., Синькевич К. М. Специфика реализации основных подходов и принципов
иноязычного образования в условиях кризиса глобализации
типичных видов деятельности магистранта, их презентация; оценка качества исследовательской и учебной деятельности, а также ее самооценка [Тарасюк 2001].
Ещё одним из наиболее значимых подходов в условиях глобализации является эпистемический подход, который осуществляется на основе следующих принципов: диалога культур, культурной рефлексии, предупреждения формирования стереотипов, коммуникативности, профессиональной направленности.
Принцип диалога культур является приоритетным, поскольку в процессе иноязычного профессионального образования происходит передача и присвоение иноязычной культуры как системы ценностей иностранной, родной и мировой культур.
Принцип культурной рефлексии предполагает осознанное овладение
социокультурными знаниями и реалиями. Информация применяется «дозами», позволяющими понимать и порождать иноязычное высказывание с учетом складывающихся социокультурных обстоятельств и национально культурных норм, характерных для представителей каждой отдельной национальности. В процессе профессионального иноязычного образования студенты должны рассматривать полученный опыт через призму интересов своей страны. В процессе иноязычного профессионального общения происходит отражение различных точек зрения на затрагиваемую проблему, у студентов появляется возможность скорректировать свою точку зрения с учетом национальных и профессиональных интересов.
Принцип предупреждения формирования стереотипов предполагает развитие особого мышления, обеспечивающего способность гибко реагировать на
существующие в межкультурном общении стереотипы.
Принцип коммуникативности предусматривает овладение профессиональным опытом через общение с носителями языка и представителями различных организаций и профессиональных сфер, которые тесно связаны с иноязычной деятельностью того или иного рода.
И в заключение хотелось бы подчеркнуть роль принципа профессиональной направленности, который предусматривает, что реализация профессионального иноязычного образования происходит в типичных профессионально-направленных ситуациях и отражает основные функциональные виды иноязычной профессиональной деятельности будущего профессионала.
Библиографический список
Тарасюк Н.А. Формирование профессиональной готовности к иноязычному дошкольному образованию. М.: Изд-во МИГУ, 2001. С. 30.
Халеева И.И. «ЛИНГВАУНИ» - вклад в культуру мира // Лингвауни: Третья Международная конференция ЮНЕСКО. М.: МГЛУ, 2000. С. 65-69.