УДК 378
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО АСПЕКТА ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ЭПИСТЕМИЧЕСКОГО
ПОДХОДА
© 2018 О. С. Бабенкова1, Н. А. Тарасюк2
аспирант кафедры методики преподавания иностранных языков, ассистент кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации e-mail: oksanatereshchenko08@yandex. ru докт. пед. наук, профессор кафедры методики преподавания иностранных языков
e-mail: [email protected]
Курский государственный университет
Авторы раскрывают потенциал эпистемического подхода в профессиональном иноязычном образовании в условиях глобализации. В статье описаны актуальность исследования, научная база, методологическая основа исследования, условия и этапы формирования профессиональной готовности будущих педагогов к реализации воспитательного аспекта иноязычного образования на основе эпистемического подхода.
Ключевые слова: бакалавры педагогического образования, будущий педагог, профессиональная готовность, профессиональное иноязычное образование, эпистема, эпистемический подход.
В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 20162020 гг. «должны быть решены задачи достижения высокого стандарта качества содержания и технологий для всех видов образования - профессионального (включая высшее), общего и дополнительного». В современной системе образования возникает необходимость подготовки квалифицированного, компетентного, ответственного работника, готового к постоянному профессиональному росту. Важнейшей составляющей профессиональной подготовки современного педагога является формирование готовности к реализации воспитательного аспекта иноязычного образования в условиях глобализации. Современный педагог должен быть готов решать воспитательные задачи на основе проведения сравнительно-сопоставительного анализа и правильной интерпретации ценностей отечественной и зарубежных культур в процессе иноязычного образования.
Огромным потенциалом в современных условиях обладает эпистемический подход, предусматривающий применение образовательных эпистем в педагогическом процессе. Эпистемический подход предполагает рассмотрение проблемных вопросов, связанных с интерпретацией ценностей, отраженных в образовательных эпистемах. Освоение образовательных эпистем способствует развитию поликультурной личности гражданина, способной достойно представлять и защищать интересы своей страны. Эпистемический подход формирует эпистемическое мышление в процессе проведения сравнительно-сопоставительного анализа эпистем, представленных в родной и зарубежной культурах.
Однако анализ педагогической литературы и накопленный практический опыт формирования профессиональной готовности педагогов к реализации воспитательного аспекта иноязычного образования свидетельствуют о том, что потенциал эпистемического подхода не реализуется в полном объёме, что осложняет процесс формирования личности обучающегося в условиях поликультурного мира.
Следует подчеркнуть, что уже существует определенная научная база для
рассмотрения проблемы формирования профессиональной готовности будущих педагогов к реализации воспитательного аспекта иноязычного образования. Подробному изучению вышеуказанной проблемы и реализации задач исследования способствовали работы, посвященные разработке содержания воспитательного аспекта иноязычного образования на различных этапах обучения (А.Д. Брагина, В.Н. Карташова, В.П. Кузовлев); труды, отражающие реализацию эпистемического подхода в иноязычном образовании (В.С. Винцкевич, Ж.Г. Симонова, Н.А. Тарасюк, Д.Г. Шумаков, и др.); публикации, касающиеся закономерностей овладения ценностями в процессе реализации воспитательного аспекта иноязычного образования (А.М. Булынин, И.Ф. Исаев, О.В. Коновалова, Е.И. Пассов, В.А. Сластёнин); работы, раскрывающие специфику использования различных педагогических средств в реализации воспитательного аспекта иноязычного образования (А. В. Аникеенко, Е.А. Давыдова, А.И. Тюнякин).
Актуальность данного исследования обусловлена сложившимися противоречиями в современном иноязычном образовании: между необходимостью формирования профессиональной готовности будущих педагогов к реализации воспитательного аспекта иноязычного образования и недостаточным уровнем обеспечения качества данного процесса в теории и практике профессионального иноязычного образования; между необходимостью в разработке теоретических и технологических аспектов формирования профессиональной готовности будущих педагогов к реализации воспитательного аспекта иноязычного образования и эмпирическим характером данной составляющей в их профессиональном образовании.
Методологической основой исследования выступают положения современной науки о целостном и универсальном познании человека, о диалогическом отношении к ценностному наследию родной, иностранной и мировой культур в процессе реализации профессионального иноязычного образования; идеи гуманистической и личностно ориентированной педагогики.
В качестве специальной методологии исследования были избраны: эпистемический подход (Т.А. Бобро, Ж.Г. Симонова, Д.Г. Шумаков), аксиологический подход (М.С. Каган, О.В. Коновалова, В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова и др.), коммуникативно-когнитивный подход (А.В. Щепилова), проблемно-деятельностный подход (Ю.А. Ефимова, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов), социокультурный подход (В.В. Сафонова, Е.Н. Соловова, П.В. Сысоев и др.).
Теоретической основой исследования выступают философские работы, посвященные раскрытию сущности категорий «воспитание» и «ценность» (М.С. Каган, Г. Лотце, Г. Риккерт, М. Шелер, М. Хайдеггер); основные положения аксиологии как науки о ценностях духовной жизни и культуры общества (Б.Т. Лихачев, Л.Н. Столович, В. П. Тугаринов); концепция «диалога культур», предполагающая проведение сравнительно-сопоставительного анализа систем ценностей в различных культурах с целью повышения воспитательного потенциала иноязычного образования (О.В. Коновалова, В.П. Кузовлев, Е.И. Пассов).
Процесс формирования профессиональной готовности будущего педагога к реализации воспитательного аспекта иноязычного образования предполагает передачу обучающимся личностных и профессиональных ценностей через проведение сравнительно-сопоставительного анализа и интерпретацию ценностей родной и зарубежной культур, отражённых в образовательных эпистемах; а также овладение межкультурными знаниями, умениями, творческими способами и опытом осуществления профессиональной педагогической деятельности, необходимыми для решения воспитательных задач в иноязычном образовании.
Эпистемический подход предполагает рассмотрение проблемных вопросов,
Бабенкова О. С., Тарасюк Н. А. Формирование профессиональной готовности будущих педагогов к реализации воспитательного аспекта иноязычного образования на основе эпистемического подхода
связанных с интерпретацией ценностей, отраженных в образовательных эпистемах. Освоение образовательных эпистем способствует развитию поликультурной личности гражданина, способной достойно представлять и защищать интересы своей страны. Эпистемический подход формирует эпистемическое мышление в процессе проведения сравнительно-сопоставительного анализа эпистем, представленных в родной и зарубежной культурах.
Современные исследователи подчёркивают необходимость реализации воспитательного потенциала иноязычного образования в современных условиях и считают, что данный потенциал реализуется через правильное представление содержания иноязычного образования, включающего в себя нормы, обычаи, образцы поведения, национальный характер, основные характеристики базисной личности, ценностные ориентации, социальные отношения и др. [Халеева 1989].
Реализация воспитательного аспекта иноязычного образования осуществляется через освоение образовательных эпистем, которые представлены в проблемно-познавательных темах. Образовательная эпистема рассматривается как основная единица эпистемического подхода. Освоение образовательных эпистем предполагает актуализацию языковых способностей обучающихся, их знаний и опыта и завершается созданием и представлением оригинального индивидуального образовательного продукта, в котором отражаются ценностные характеристики представителей определенной культуры [Симонова 2009].
Основным теоретическим положением данного исследования является положение о том, что эпистема - «общее пространство знания», которое служит основой для построения кодов восприятия окружающей действительности, практики, познания, рождения отдельных идей и концепций [Фуко]. Эпистема — это «определенная доза информации или действия, достаточная для формирования тех или иных социокультурных знаний, умений и навыков» [Бобро 2005], овладение которыми способствует формированию адекватного ценностного отношения обучающихся к окружающей действительности в условиях глобализации и в конечном итоге оказывает на них воспитательное воздействие.
Процесс формирования профессиональной готовности будущих педагогов к реализации воспитательного аспекта иноязычного образования на основе эпистемического подхода включает в себя формирование адекватного отношения:
«1) к ценностным картинам мира;
2) к субъектам отечественной и зарубежных культур;
3)к образованию в целом и к иноязычному образованию в частности в различных странах мира;
4) к субъектам образовательного процесса;
5) к ценностным ориентациям представителей сферы образования в различных странах мира;
6) к многообразию стратегий, тактик, способов и средств обеспечения межкультурного общения в условиях глобализации;
7)к будущей педагогической профессии в целом» [Тюнякин 2016: 9].
Процесс формирования профессиональной готовности будущих педагогов к
реализации воспитательного аспекта иноязычного образования на основе эпистемического подхода предполагает овладение и присвоение ими системы ценностей, которые они, в свою очередь, должны передать обучающимся в ходе реализации учебных, развивающих, воспитательных и познавательных задач в иноязычном образовании.
Результатом процесса формирования профессиональной готовности будущих педагогов к реализации воспитательного аспекта иноязычного образования на основе
эпистемического подхода является способность будущего учителя формировать у обучающихся такие социально значимые качества личности, как патриотизм; ответственность; желание к самореализации; стремление к познанию, самопознанию и саморазвитию; желание осуществлять взаимодействие с представителями различных культур с целью достойного представления и защиты интересов своей страны в глобальном социуме.
Главной задачей процесса формирования профессиональной готовности будущих педагогов к реализации воспитательного аспекта иноязычного образования на основе эпистемического подхода является развитие профессионально значимых умений: умения интерпретировать, отбирать, систематизировать, доступно представлять и трансформировать информацию, представленную в образовательных эпистемах с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; умения формировать у обучающихся адекватное ценностное отношение к полученным фактам культуры в условиях взаимодействия различных языков и культур.
Решение задач воспитательного аспекта иноязычного образования на основе эпистемического подхода возможно лишь в том случае, если будущий учитель будет осознавать приоритетное значение ценностей родной культуры в процессе знакомства с образовательными эпистемами, представляющими различные культуры. Несоблюдение данного положения приведёт к неправильному ценностно-смысловому отношению к окружающей поликультурной действительности и снизит воспитательный потенциал иноязычного образования.
Процесс формирования профессиональной готовности будущих педагогов к реализации воспитательного аспекта иноязычного образования на основе эпистемического подхода включает в себя:
1) знания о воспитательной составляющей профессиональной деятельности;
2) умения применять аксиологические знания для решения воспитательных
задач;
3) опыт осуществления воспитательной деятельности педагога в сфере иноязычного образования на различных ступенях;
4) ценностно-смысловое отношение к реализации воспитательных задач в иноязычном образовании;
5) творчество как важнейшую составляющую воспитательного аспекта иноязычного образования. Творческая направленность профессиональной деятельности педагога способствует осуществлению корректного анализа, оценки и представлению наиболее значимых образовательных эпистем, отражённых в фактах культуры различных стран мира.
Овладение образовательными эпистемами способствует формированию индивидуальной образовательной траектории обучающихся. Образовательные эпистемы, пронизывающие проблемно-познавательные темы, способствуют формированию ведущих ценностных ориентиров обучающихся. Эпистемы могут «разворачиваться», то есть одна эпистема может отражать несколько ценностных проблем с учётом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся на различных уровнях обучения.
Процесс овладения образовательными эпистемами «преломляется» через личность обучающегося [Зимняя 2005], то есть необходимо учитывать его мотивы, познавательные потребности, цели, интересы, ценностные ориентации.
Образовательная эпистема должна носить социально ориентированный характер, иметь личностный смысл для обучающегося и тем самым порождать дискуссию.
В ходе исследовании была разработана модель реализации воспитательного
Бабенкова О. С., Тарасюк Н. А. Формирование профессиональной готовности будущих педагогов к реализации воспитательного аспекта иноязычного образования на основе эпистемического подхода
аспекта иноязычного образования, построенного на сравнительно-сопоставительном анализе и интерпретации образовательных эпистем. Данная модель направлена на формирование приоритетных ценностей и ценностных ориентиров в деятельности педагога иноязычного образования. Одной из важнейших задач является развитие у будущего педагога эпистемического мышления, способного осуществлять правильную интерпретацию и представление ценностей в родной и зарубежной культурах с целью решения воспитательных задач в иноязычном образовании.
Процесс формирования профессиональной готовности педагога к реализации воспитательного аспекта иноязычного образования основывается на алгоритме, включающем в себя следующие этапы: этап ознакомления и мотивации; этап представления эпистемы; этап категоризации; этап интерпретирования; продуктивно-творческий; рефлексивно-коррекционный.
Важнейшими условиями, обеспечивающими эффективность процесса формирования профессиональной готовности педагога к реализации воспитательного аспекта иноязычного образования являются:
«а) применение системы поэтапных заданий, способствующих овладению образовательными эпистемами;
б) формирование положительной мотивации к профессиональной педагогической деятельности путем погружения студентов в образовательную среду, демонстрирующую особенности функционирования и применения эпистем в процессе выполнения типичных профессиональных задач в сфере иноязычного образования;
в) интеграция дисциплин общекультурной и специальной направленности;
г) интеграция аудиторной работы, самостоятельной работы, научно-исследовательской деятельности студентов и производственной практики в процессе овладения образовательными эпистемами;
д) развитие глобального эпистемического мышления студентов в современном профессиональном иноязычном образовании» [Бабенкова, Тарасюк 2016].
Этап ознакомления и мотивации подразумевает обозначение темы, постановку проблемных вопросов, ориентированных на освоение образовательной эпистемы.
Этап представления эпистемы предполагает знакомство обучающихся со специфическими явлениями страны изучаемого языка и ценностями, связанными с ними.
Целью этапа категоризации является формирование у обучающихся «объёмного» видения проблемы, проведение анализа, синтеза, обобщения и сравнения содержания изучаемой эпистемы в различных культурах.
Этап интерпретирования предполагает систематизацию приобретённых знаний о эпистеме и дальнейшее формирование ценностного отношения обучающегося к изученным образовательным эпистемам. На данном этапе огромное место отводится проведению дискуссий.
Продуктивно-творческий этап предполагает создание индивидуального образовательного продукта обучающегося, отражающего содержание изученной образовательной эпистемы с учётом её ценностной составляющей в родной и зарубежной культурах. Обучающиеся выражают своё личностное отношение к изучаемой эпистеме и интерпретируют её ценностный потенциал с позиции решения образовательных задач.
На рефлексивно-коррекционном этапе происходит презентация полученных образовательных эпистем в процессе педагогической деятельности и преодоление возможных трудностей, связанных с интерпретацией и освоением образовательных эпистем в учебном процессе.
Библиографический список
Бабенкова О.С., Тарасюк Н.А. Условия реализации эпистемического подхода в современном профессиональном иноязычном образовании [Электронный ресурс] // Ученые записки. Электронный журнал Курского государственного университета. 2016. №3 (39). URL: www.scientific-notes.ru/pdf/044-021.pdf (дата обращения: 20.12.2017)
Бобро Т.А. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся ССУЗов на основе концепции глобального образования: дис... .канд. пед. наук. Рязань, 2005. 221с.
Зимняя И.А. Педагогическая психология [Текст]: учеб. для вузов. Изд. 2-е доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2005. 384 с.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р «Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (дата обращения: 20.12.2017).
Симонова Ж.Г. Принципы активизации познавательной деятельности студентов в процессе организации самостоятельной работы на основе использования информационных технологий обучения // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2009. №2. С. 418-422.
Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук [Электронный ресурс] URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Fuko_Slova. (дата обращения: 20.12.17)
Халеева И.И. Основы теории обучению понимания иноязычной речи. М.: Высшая школа, 1989. 236 с.