УДК 159.922.
СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЯ, КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ
ПОДРОСТКОВ
Апалькова Елена Викторовна, учитель-логопед, МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 7», ул. Мира, 25, г Щёкино, Тульская область, 301246; e-mail: apalkova00@bk.ru
Хаидов Сергей Курбанович, кандидат психологических наук, кафедра специальной психологии, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого; пр. Ленина, 125, Тула, 300026; e-mail: tgpu@tula.net
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена анализу особенностей развития эмоционально-волевой сферы у слабослышащих подростков. Приводится описание и анализ особенностей тревожных, депрессивных состояний, моделей поведения в конфликтных ситуациях у слабослышащих подростков в возрасте 15-16 лет. Данные проведённого исследования позволяют использовать их для обоснования целей и задач коррекционно-развивающей работы по формированию эмоционально-личностной сферы у слабослышащих подростков. Тем самым у той категории подростков создаётся возможность успешной адаптации, социальной реабилитации, социализации к требованиям социальной действительности и в конечном итоге — их интеграции в социум.
Ключевые слова: эмоционально-волевая сфера, слабослышащие подростки, модели поведения в конфликте.
ВВЕДЕНИЕ
Эмоционально-волевая сфера характеризует содержание, качество и динамику эмоций и чувств человека. Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности, её нравственным потенциалом, направленностью мотиваци-онной сферы, мировоззрением, ценностными ориентациями, сознательным волевым управлением. Проблема развития эмоций и воли, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребёнка — одна из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики [2, 7, 8].
Сегодня чётко осознаётся ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Особой заботой в нашей стране окружены дети с ограниченными возможностями здоровья, к которым относится и контингент слабослышащих подростков. Для них создана сеть специальных учреждений, в которых их готовят к активной производственной и общественной деятельности [3].
Особенно важно изучение эмоционально-волевой сферы слабослышащих подростков, позволяющее выявить такие качества, как: тревожность, депрессия, поведение в конфликтной ситуации, которые определяют формирование адаптационных механизмов и личностную готовность к социальной адаптации в обществе [1].
К сожалению, вопросы, касающиеся личностных особенностей при нарушениях анализаторной сферы, исследовались мало, к тому же, в основном, изучались дети дошкольного и младшего школьного возраста, для которых и разрабатывались программы медицинской реабилитации и социальной адаптации [3].
Работ, посвящённых подростковому возрасту, значительно меньше. Именно в подростковом возрасте лица с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в специальной помощи, чтобы добиться максимальной интеграции в социум. На этом возрастном этапе закладываются основные социальные связи, отношения с обществом, происходит социальное становление человека, профессиональное самоопределение. От успешности психолого-педагогических и социально-психологических мероприятий в этот период зависит дальнейшая судьба этих подростков. Ошибки в работе могут привести к нежелательным последствиям — уходу в болезнь, социальной изоляции и т.п.[9].
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проходило на базе ГОУ ТО «Тульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I и II вида». В исследовании на выборке слабослышащих учащихся 8-9-х классов использовался диагностический комплекс, в состав которого вошли: Шкала личностной и ситуативной тревожности Ч. Д. Спилберга — Ю.Л. Ханина, опросник депрессии А. Т. Бека (для подростков старшего школьного возраста), тест К. Томаса [3, 4, 11, 13].
АНАЛИЗ ЭМПИРИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты исследования по методике «Шкала личностной и ситуативной тревожности Ч.Д. Спилбергера — Ю.Л. Ханина» показали, что 70% слабослышащих подростков имеют низкий уровень ситуативной тревожности, а 50% — низкую личностную тревожность. Это свидетельствует наличии предусмотрительности, осторожности и устойчивости к тревожным реакциям.
30% слабослышащих подростков имеют средний уровень ситуативной тревожности, вызванной обстоятельствами тестирования и его результатами, что свидетельствует об их эмоциональной неустойчивости при изменении привычной ситуации.
40% имеют средний уровень личностной тревожности, а 10% — высокий. У этих слабослышащих детей более низкий уровень сохранённого слуха по сравнению со слабослышащими подростками, имеющими низкий уровень личностной тревожности. Это свидетельствует, что чем ниже уровень остроты сохранённого слуха, тем выше уровень личностной тревожности.
Исследование по методике «Опросник депрессии Бека» выявило, что в эмоциональном состоянии у 30% слабослышащих подростков имеется низкий уровень депрессии, у 20% — средний, а у 50% — высокий. У данных подростков присутствуют нарушения и трудности в коммуникативной деятельности. Это проявляется в сниженном эмоциональном фоне и лабильности настроения, потере интереса к происходящим вокруг событиям, в их уверенности, что они не могут общаться с окружающими. Им быстро становится скучно, разговор вызывает у них напряжение, появляется желание уйти от взаимодействия. Они отвечают односложно, так как уверены, что говорить не о чем. При возможности отвечают коротко, кратко. Избегают длинных, полных, развёрнутых ответов. Сами темы для разговора предлагают редко, опасаясь, что это никому не интересно, а если рассказывать, о чём идет речь, то будет слишком длинно. В целом, подростки часто начинают искать негативный и отрицательный подтекст в общении с окружаю-
щими. Отмечается уверенность в том, что они раздражают собеседника, что тот хочет от них уйти, а они сами говорят какие-то глупости, неуместности. Состояние депрессии повышает их нервозность, личностную тревожность в процессе общения, в силу этого подростки неохотно, коротко отвечают. Подобные коммуникативные особенности слабослышащих подростков окружающие воспринимают как нежелание с ними общаться. Всё это приводит к тому, что окружающие перестают проявлять инициативу в общении со слабослышащими подростками. Одновременно с этим при средней и высокой депрессии слабослышащие подростки уходят в себя, перестают общаться со сверстниками и окружающими, что ещё больше нарушает развитие их коммуникативных навыков с социальным окружением [1, 3].
Таким образом, у 100% детей снижение остроты слуха обусловливает различный уровень выраженности депрессии в коммуникативной деятельности.
Результаты исследования по методике «Тест Томаса» показали, что у 20% слабослышащих подростков отмечается высокий уровень по шкале «соперничество». Это говорит о том, что подростки стремятся к одностороннему выигрышу, к победе, удовлетворению в первую очередь собственных интересов. Всё это вызывает желание надавить на партнёра, навязать свои интересы, игнорируя интересы другой стороны. 60% подростков имеют средний уровень. Слабослышащие подростки с таким уровнем также стремятся к выигрышу, но не столь упорно, как подростки с высоким уровнем. У 20% испытуемых определяется низкий уровень соперничества, который выражается в том, чтобы другие улаживали их споры, или они стремятся избегать их.
По шкале «приспособление» 10% учащихся имеют высокий уровень, что говорит об их уступчивости в конфликте, 60% подростков имеют средний уровень, характеризующийся принятием пассивной позиции в споре из-за нежелания портить отношения с партнёром. У 30% слабослышащих подростков отмечается низкий уровень приспособления, указывающий о наличии страха перед негативными последствиями, зависящими от исхода спора.
По шкале «компромиссное поведение» у 50% респондентов выявлен высокий уровень, свидетельствующий о том, что подростки стараются найти общее решение проблемы с оппонентом. 30% учащихся имеют средний уровень. В силу этого подростки принимают возможность обсуждения конфликта и принятия решения в нём, но далеко не всегда этому следуют. 20% слабослышащих подростков имеют низкий уровень компромиссного поведения, и в конфликте занимают агрессивную позицию.
По шкале «уклонение» 10% подростков имеют высокий уровень, характеризующийся сдачей позиций и отказом от борьбы в конфликтной ситуации. У 40% выявлен средний уровень — эти учащиеся в конфликте сдаются ради сохранения отношений с оппонентом. У 50% слабослышащих подростков отмечается низкий уровень уклонения, что говорит о желании избегать любых конфликтных ситуаций.
По шкале «сотрудничество» 50% подростков имеют высокий уровень сотрудничества. Данная модель поведения в конфликте говорит о способности обсуждать позиции враждующих сторон и находить разрешение конфликта с пользой для обеих сторон. У 50% респондентов выявлен средний уровень сотрудничества. В этой модели поведения учащиеся стремятся к положительному разрешению конфликта, но, как правило, ждут уступок от другой стороны [3, 4].
Таким образом, в конфликтной ситуации у слабослышащих подростков преобладает поведение, характеризующееся избеганием активного противостояния с соперничающей стороной, принятием пассивной позиции, стремлением к уклонению от любых конфрон-таций с партнёрами по общению, что позволяет говорить о неадекватно сниженной самооценке у данной категории подростков. Результаты исследования представлены в табл. 1.
Метод математической обработки по и-критерию Манна-Уитни не выявил статистически значимых различий по полу и по возрасту, что свидетельствует об однородности выявленных эмоциональных особенностях у слабослышащих подростков. Одновременно с этим проведённый метод ранговой корреляции по Спирмену выявил статистически
Таблица 1
Результаты исследования слабослышащих подростков
№ Пол Возраст Тест Ч.Д. Спилберга — Ю.Л. Ханина Тест А.Т. Бека Тест К. Томаса
СТ б/УВ ЛТ б/УВ Д б/УВ С б/УВ П б/В К б/УВ У б/УВ Со б/УВ
1. М 15 4/н 4/н 4/в. 5/с 5/с 3/н 7/в 12/в
2. М 16 4/н 4/н 3/с 7/в 6/с 5/с 5/с 6/с
3. М 16 4/н 3/с 4/в 5/с 5/с 5/с 3/н 12/в
4. М 15 4/н 2/в 4/в 3/н 4/с 10/в 5/с 6/с
5. М 16 4/н 4/н 2/н 7/в 2/н 2/н 4/с 6/с
6. Ж 15 3/с 4/н 4/в 5/с 3/н 7/в 3/н 5/с
7. Ж 16 4/н 3/с 4/в 5/с 5/с 6/с 5/с 5/с
8. Ж 16 3/с 3/с 3/с 3/н 3/н 11/в 2/н 7/в
9. Ж 16 3/с 3/с 2/н 5/с 7/в 7/в 3/н 7/в
10. Ж 15 4/н 4/н 2/н 4/с 5/с 8/в 3/н 10/в
Примечание: СТ — ситуативная тревога; ЛТ — личностная тревожность; Д — депрессия; С — соперничество; П — приспособление; К — компромиссное поведение; У — уклонение; Со — сотрудничество; УВ — уровень выраженности показателя: в-высокий, с — средний, н — низкий; б — количество баллов.
значимую связь между показателями «уклонение» и «ситуативная тревожность», где корреляционная нагрузка ^=0,7, при уровне достоверности р=0,05. Из этого вытекает: чем в поведении выше «уклонение» в конфликтной ситуации, тем выше «ситуативная тревожность» и наоборот.
Результаты исследования показывают, что основу коррекционно-развивающих занятий должны составлять социально-психологические тренинги (СПТ) развития коммуникативных навыков. При этом в СПТ должны быть включены упражнения и игры, направленные на развитие интеллектуальной деятельности личности [10], оптимизацию взаимоотношений «агрессивный подросток — учитель» [12], на развитие личности в средовых информационных взаимодействиях [6], на формирование коммуникативной компетентности личности [5].
ВЫВОДЫ
У слабослышащих подростков имеются специфические особенности эмоционально-личностной сферы, такие как: повышенная личностная тревожность, наличие депрессивных состояний, неадекватно сниженная самооценка.
Чем ниже уровень сохранённого слуха, тем выше уровень личностной тревожности.
Чем больше используется модель поведения «уклонение» в конфликтной ситуации, тем выше уровень ситуативной тревожности.
Снижение остроты слуха обусловливает у слабослышащих подростков различный уровень выраженности депрессии в коммуникативной деятельности.
В конфликтной ситуации у слабослышащих подростков преобладает поведение, характеризующееся избеганием активного противостояния с соперничающей стороной,
принятием пассивной позиции, стремлением уклониться от любых конфронтаций с партнёрами по общению.
Для создания успешной коррекционной программы необходимо учитывать все особенности эмоционально-личностной сферы слабослышащих подростков, обусловленные их дизонтогенезом.
Учитывая особенности развития слабослышащих подростков, основу коррекцион-но-развивающих занятий должны составлять социально-психологические тренинги по развитию коммуникативных навыков.
ССЫЛКИ
[1]. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. — Казань, 2005.
[2]. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учебное пособие. — М.: ВЛАДОС, 2004.
[3]. Бодалев А.А., СтолинВ.В., АванесовВ.С. Общая психодиагностика. СПб.: Изд-во «Речь»,
2000.
[4]. Большая энциклопедия психологических тестов. — М.: Эксмо, 2005.
[5]. Гагарин А.В. Мировоззрение, культура, компетентность личности в контексте устойчивого развития природы и общества // Акмеология. 2010. № 3 (35). С. 28-32.
[6]. Гагарин А.В., Раицкая Л.К. Развитие информационной личности: энвайронментальная составляющая // Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2013. № 1. С. 013-020.
[7]. Джемс У. Психология. — М.: «Педагогика», 1991.
[8]. Дружинин В. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. — СПб.: Питер, 2001.
[9]. Лебединский В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг — М.: 1990.
[10]. Мишина М.М. Основные положения системной концепции интеллектуальной деятельности личности // Акмеология № 2. 2013. С. 35. —39.
[11]. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. Кн. 2: Психология образования. — М.: ВЛАДОС. 2002.
[12]. Пазухина С.В., Сушкина А.С. Агрессивный подросток и учитель: технология оптимизации взаимоотношений. Монография. — Saarbrücken (Germany): LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014.
[13]. Практикум по коррекции психического развития детей с нарушением слуха / под ред. И.А. Михаленкова. — СПб.: КАРО. 2006.
THE SPECIFICITY OF EXPRESSION, CORRECTION AND DEVELOPMENT THE EMOTIONAL AND VOLITIONAL SPHERE AMONG HARD HEARING ADOLESCENTS
Elena V. Apalkova, Teacher Speech Therapist, Municipal Preschool Educational Institution (MPEI) «Kindergarten Combined Type» № 7, Mira str. 25, Shchekino, Tula Region, 301246, Russia; apalkova00@bk.ru
Sergey K. Khaidov, Ph.D. in Psychology, Special Psychology Department, Tula State Pedagogical University named after Lev Tolstoy (Lev Tolstoy TSPU); Lenin Avenue, 125, Tula, 300026; Russia; tgpu@tula.net
ANNOTATION
The article is devoted to analysis the development features of emotional and volitional sphere among hard hearing adolescents.
The description and analysis the features of anxious, depressive states, behavior models in conflict situations for hard hearing adolescents in the age of 14-16 years are presented in this article. These researches allow explaining the targets and tasks for correctional and developing work to form the emotional and personal sphere of hard hearing adolescents, thus, to create the possibilities successful adaptation, social rehabilitation, socialization among hard hearing adolescents to the requirements of social reality and, finally integration of them into a society. Key words: emotional and volitional sphere, hard hearing adolescents, behavior models.
REFERENCES
[1]. Abolin L.M. Psychological mechanism sofemotional stability fperson. — Kazan.; 2005.
[2]. Akatov L.I. Social rehabilitation of children with disabilities. Psychological basics: tutorial. — Moscow: VLADOS. 2004.
[3]. Bodalev A.A., Stolin V.V., Avanesov VS. Total psychodiagnostics. SPb.: Publishing house «Speech», 2000.
[4].Great Encyclopedia of psychological tests.M.: Eksmo, 2005.
[5]. GagarinA.V. Worldview, culture, competence of personality in the context of stable development of nature and society // Acmeology. 2010. № 3 (35). Pp. 28-32.
[6]. Gagarin A.V., Raitskaya L.K. Development of the informational personality: environmental component // Herald of the International Academy of Sciences (Russian section). 2013. №2 1. Pp. 013-020.
[7]. James W. Psychology. — M.: «Pedagogy», 1991.
[8]. Druzhinin V. Psychology. Textbook for humanitarian universities. — Saint-Petersburg, 2001.
[9]. Lebedinskij V.V. Jemocional'nye narushenija v detskom vozraste i ih korrekcija / V.V. Lebedin-skij, O.S. Nikol'skaja, E.R. Baenskaja, M.M. Libling. — M.: 1990.
[10]. MishinaM. The main theses of the system concept of the intellectual activity of the personality // Acmeology. 2013. № 2.
[11]. Nemov R.S. Psychology: Textbook for students of pedagogical universities: in 3 books, 4th edition, book № 2: Educational Psychology. — Moscow: VLADOS. 2002.
[12]. Pazukhin S.V Sushkina A.S. Aggressive adolescent and teacher: the technology of the relationships optimization: Monograph. — Saarbrücken (Germany): LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014.
[13]. Practicum on the correction of mental development of the children with hearing disorders / edited by I.A. Mihalenkova. — Saint-Petersburg: KARO. 2006.