Научная статья на тему 'Специфика профессиональной деятельности сотрудников правоохранительной сферы в современных условиях'

Специфика профессиональной деятельности сотрудников правоохранительной сферы в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
945
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СФЕРА / СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ / ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ / LAW ENFORCEMENT SPHERE / SPECIFICITY OF PROFESSIONAL WORK OF LAW ENFORCEMENT SPHERE / TRAINING OF LAW-ENFORCEMENT SPHERE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Торосян Рафаел Ашотович

Профессиональная деятельность и профессиональная подготовка сотрудника правоохранительной сферы должна отражать динамику ценностей и потребностей российского общества, связанную с особенностями развития государства и его правовой системы, усложнением функций по охране общественного порядка. Особое внимание уделено формированию профессиональной толерантности сотрудников правоохранительной сферы в процессе подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Торосян Рафаел Ашотович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity of professional law enforcement officers in the areas of current conditions

The professional activities and training of law enforcement areas should reflect the dynamics of the values and needs of Russian society, associated with abnormal development of the state and its legal system, more complicated functions for the protection of public order. Particular attention is given to forming a professional staff of professional sphere of tolerance during training.

Текст научной работы на тему «Специфика профессиональной деятельности сотрудников правоохранительной сферы в современных условиях»

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Р.А. Торосян1

Самарский государственный университет 443011, г. Самара, ул. Академика Павлова, 1.

E-mail: [email protected]

Профессиональная деятельность и профессиональная подготовка сотрудника правоохранительной сферы должна отражать динамику ценностей и потребностей российского общества, связанную с особенностями развития государства и его правовой системы, усложнением функций по охране общественного порядка. Особое внимание уделено формированию профессиональной толерантности сотрудников правоохранительной сферы в процессе подготовки.

Ключевые слова: правоохранительная сфера, специфика профессиональной деятельности сотрудника правоохранительной сферы, подготовка сотрудников правоохранительной сферы.

Реалии XXI века - терроризм, распространение преступности, наркомании, техногенные катастрофы. В связи с этим условия профессиональной деятельности сотрудников правоохранительной сферы становятся все более сложными. Изменение объема и структуры преступных деяний не только влечет за собой увеличение объема работы сотрудников - меняются многие характеристики деятельности, профессиональные требования к ней и ценностные основания и параметры поведения сотрудников. В то же время анализ материалов средств массовой информации и нормативно-правовых документов показывает, что с 90-х годов XX века правоохранительная система подвергается постоянной критике за низкую эффективность решения задач по обеспечению безопасности, защите правопорядка. Внутриведомственные обзоры состояния дисциплины и законности среди личного состава органов внутренних дел фиксируют ухудшение показателей законности, служебной дисциплины, морально-психологического состояния сотрудников. Особую актуальность в связи с этим приобретает поиск направлений и определение факторов повышения эффективности решения профессиональных задач сотрудниками правоохранительной сферы.

Определение специфики профессиональной деятельности сотрудников правоохранительной сферы осуществляется нами на основе комплексного (междисциплинарного) подхода, интегрирующего знания общей и юридической педагогики и психологии, психологии труда, юридических наук. Понятие «правоохранительная сфера» рассматривается как элемент правовой действительности, объем и содержание данного понятия включают в себя категории «правоохранительная система», «правоохранительная деятельность». Правоохранительную сферу образуют явления, процессы, институты, реализующие правоохранительную функцию государства. Исследователи юридического аспекта правоохранительной деятельности относят к ней такую государственную деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка [4].

Прежде всего профессиональную деятельность сотрудников правоохранительной сферы отличают особые требования, предъявляемые к личному составу, жесткая регламентация действий, особые условия труда. Обозначим специфические черты деятельности в правоохранительной сфере: начало деятельности обязательно должно иметь основание (сообщение о правонарушении или преступлении либо необходимость предотвратить правонарушение или преступление); деятельность должна осуществляться только в соответствии с законом, произвольные действия недопустимы; правоохранительную деятельность могут осуществлять лица, имеющие специальную подготовку; решения правоохранительных органов обязательны для выполнения любыми гражданами, в то же время решения могут быть обжалованы в установленном законом порядке [1; 2].

Сотрудники правоохранительной сферы представляют собой исполнителей

правоохранительной деятельности, специфика которой состоит в правовой регламентации, четких

1 Рафаел Ашотович Торосян, аспирант каф. теории и методики профессионального образования.

основаниях для начала действий; ее выполнение нередко происходит в ситуациях с непредсказуемым исходом, сопряжено с повышенной ответственностью, с психическими и физическими перегрузками [2; 6]. В процессе профессиональной деятельности сотруднику правоохранительной сферы приходится решать вопросы выбора мер и средств действий в конкретной ситуации с учетом ее особенностей. Критерии выбора тактики действий обусловлены их правильностью и эффективностью, соблюдением законности, анализом последствий вмешательства. Особую важность приобретает осознание личной ответственности сотрудника за каждое профессиональное действие.

Осуществление профессиональной деятельности в правоохранительной сфере в современных условиях осложняет воспроизводство силовых («советских») методов и подходов. Еще одним усложняющим работу фактором выступает перманентное правовое реформирование, которое отражается в принятии новых кодексов (уголовного, административного, процессуального), новых законов. Тяжелые условия труда рассматриваются как устойчивый признак профессиональной деятельности сотрудников правоохранительной сферы.

Таким образом, профессиональная деятельность сотрудников правоохранительной сферы относится к разряду сложных, предъявляющих к работникам особые требования, имеет высокую социальную нагрузку (значимость), так как от нее зависят представления граждан о соблюдении законности, о справедливости. В целом содержание труда сотрудников правоохранительной сферы заключается в обеспечении общественного порядка.

Основываясь на классических исследованиях теории профессиональной деятельности (В.Н. Дружинин, ВД. Шадриков, Г.В. Суходольский, Е.А. Климов, А.Н. Леонтьев) с позиций системного подхода, выделим два конституирующих интегративных признака, характеризующих профессиональную деятельность сотрудников правоохранительной сферы: ее мотивационносмысловую ориентацию (ценность соблюдения прав граждан) и предмет деятельности - охрана прав и свобод, обусловливающий выбор средств, определение условий и результатов труда.

Особое значение в настоящей социальной ситуации приобретает система действий по обеспечению соответствия профессиональной деятельности сотрудников правоохранительной сферы общественным ожиданиям, по формированию корпоративной идеологии, адекватной самоидентификации сотрудников в профессиональной сфере. Актуальной проблемой становится моделирование профессиональных характеристик сотрудников правоохранительной сферы в соответствии с законом «О полиции».

Система деятельности сотрудников правоохранительной сферы в эпоху модернизации российской социально-экономической системы во многом наследовала традиции советской системы правоохранения, что позволяет охарактеризовать ее как достаточно консервативную. Традиционно система ориентировалась на силовое разрешение проблем в области охраны правопорядка. В то же время реформы последних десятилетий (особенно 2009-2011 годов) направлены на то, чтобы изменить характер этой деятельности, прежде всего на уровне идеологии. Особенно значим в этом отношении принятый закон «О полиции». Следует отметить, что закон детерминирует изменение содержания, структуры, условий профессиональной деятельности сотрудников правоохранительной сферы. Идеологической основой деятельности провозглашено соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина, таким образом, закладывается законодательный фундамент перехода от «силовой» модели деятельности, репрессивных форм контроля общественного порядка к «охранной», сервисной модели. Все более четкое оформление приобретает идея развития ведомственной (корпоративной) этики как основы профессионального поведения сотрудника правоохранительной сферы.

С принятием новым нормативных документов, регламентирующих профессиональную деятельность сотрудников правоохранительной сферы, актуализируется вопрос о применении не только количественных («производительность труда», количество и раскрываемость преступлений, количество нарушений служебной дисциплины и т.д.), но и качественных критериев оценки этой деятельности на основе аксиологического подхода (профессионально важные ценности и установки). Тогда оценка профессионального поведения будет строиться на определении того, в какой степени сотруднику правоохранительной сферы свойственен профессиональный этикет, как могут строиться его действия в сложных, экстремальных ситуациях. В первую очередь следует оценивать те ценности и принципы, которые имеют приоритетное значение для достижения высоких результатов [5].

Отмечая интенсивность процесса модернизации подготовки кадров правоохранительной сферы [3], отметим все же, что актуальным и недостаточно разработанным направлением

повышения эффективности профессиональной деятельности является формирование профессиональной толерантности сотрудников правоохранительной сферы в процессе подготовки, что обусловлено не только институализацией толерантности как социальной нормы. С одной стороны, аксиоматично утверждение, что сотрудники правоохранительной сферы представляют собой профессиональную группу, для которой толерантность - необходимое качество, атрибут профессии в силу того, что основной их функцией является защита прав и свобод человека. С другой стороны, правоохранительная и правоприменительная деятельность может быть связана с применением силы, жестким поведением, что способствует формированию общественного стереотипа восприятия сотрудника правоохранительной сферы как субъекта насилия, имеющего соответствующие функциональные характеристики. Атрибутивными признаками профессиональной деятельности сотрудника выступают: осуществление этой деятельности в рамках особой государственной службы; характер организации деятельности, предполагающий взаимную обусловленность, регламентацию и централизацию действий; характер труда -непроизводительный, отличающийся высокой ответственностью, интенсивностью, риском для жизни, напряженностью. Право нормативно определенного насилия предоставлено сотруднику правоохранительной сферы обществом как представителю особой социально-профессиональной группы в целях защиты личности, общества, государства, следовательно, можно говорить и о том, что интолерантность востребована и проявляется в его профессиональном поведении. В то же время интолерантной чаще всего выступает среда профессиональной деятельности сотрудника. Следовательно, проблема профессиональной толерантности сотрудника правоохранительной сферы очень специфична, не может иметь однозначного решения и требует особых педагогических подходов.

Нами было проведено исследование, целью которого выступало изучение представлений сотрудников правоохранительной сферы о профессиональной толерантности и ее месте в системе профессиональной подготовки. Выборку составили 300 сотрудников правоохранительной сферы г.о. Самара. По итогам анализа результатов были сделаны следующие выводы. Осознавая необходимость обучения профессиональной толерантности, сотрудники правоохранительной сферы понимают всю сложность и многоаспектность данного социального феномена, соответственно понимают и то, что для обучения профессиональной толерантности должен использоваться весь комплекс педагогических методов, форм и приемов. В само содержание понятия толерантности сотрудники правоохранительной сферы вкладывают разный смысл. Сотрудники связывают толерантность и с личностными качествами (терпимость, сдержанность, спокойствие), и с взаимоотношениями с другими людьми (представителями других национальностей, другого вероисповедания), и непосредственно со своей профессиональной деятельностью и функциональными обязанностями, рассматривают толерантность и в правовом аспекте. Сотрудники правоохранительной системы отмечают в качестве наиболее предпочтительного метода обучения толерантности анализ повседневных профессиональных ситуаций (37,2%). Каждый четвертый респондент (26,7%) отметил традиционную форму обучения - лекционные занятия. Круглые столы и дискуссии предпочли 14,5% опрошенных, 12,2% сотрудников полагают, что эффективным методом стали бы психологические тренинги, 9,3% -проблемные семинары. Наш исследовательский интерес к решению проблемы поиска эффективных педагогических средств формирования профессиональной толерантности сотрудников правоохранительной сферы обусловлен тем, что лишь информирующий подход, лекционная форма здесь не сработает. Сложное сочетание компонентов профессиональной толерантности: на эмоциональном уровне - негативное отношение; на когнитивном уровне -актуализация социальных норм и руководство ими; на поведенческом уровне - проявление уважения, терпимости, переносимость неблагоприятного воздействия, - предполагает интерактивные формы работы, которые сказываются на изменении профессиональных установок.

Таким образом, профессиональная деятельность и профессиональная подготовка сотрудника правоохранительной сферы должна отражать динамику ценностей и потребностей российского общества, связанную с особенностями развития государства и его правовой системы, усложнением функций по охране общественного порядка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аврутин Ю.Е. Полиция и милиция в механизме обеспечения государственной власти в России: теория, история, перспективы. - СПб.: Юрид. Центр ПРЕСС, 2003. - 499 с.

2. Бовин Б.Г. и др. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел. - М.: НИЦ МВД, 1997. - 332 с.

3. Кобозев А.А. Система профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел России: исторический и организационно-правовой аспекты: монография. - Домодедово: СПИЭБ, 2005. - 312 с.

4. Мушинский М.А. Эффективность законодательства в правоохранительной сфере и механизм ее обеспечения: теоретико-правовой аспект: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 2003. - 25 с.

5. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: учеб. пособие / Под ред. Г.В. Дубова, А.В. Опалева. - М.: Щит-М, 2001. - 383 с.

6. Юридическая педагогика / Под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 895 с.

Поступила в редакцию 5/05/2011; в окончательном варианте - 15/05/2011.

UDC 378 SPECIFICITY OF PROFESSIONAL LAW ENFORCEMENT OFFICERS IN THE AREAS OF CURRENT CONDITIONS

R.A. Torosyan Samara State University 1 Academic Pavlov str., Samara, 443011 E-mail: [email protected]

The professional activities and training of law enforcement areas should reflect the dynamics of the values and needs of Russian society, associated with abnormal development of the state and its legal system, more complicated functions for the protection ofpublic order. Particular attention is given to forming a professional staff ofprofessional sphere of tolerance during training.

Key words: law enforcement sphere; specificity of professional work of law enforcement sphere; training of law-enforcement sphere.

Original article submitted 5/05/2011; revision submitted - 15/05/2011.

Rafael A. Torosyan, post graduate of the theory and methods of professional education department.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.