УДК 378
А.А. Григорян, P.A. Торосян*
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ
В статье рассматривается проблема повышения квалификации сотрудников правоохранительной сферы; обосновывается необходимость оценки качества обучения в соответствии с уровнем сформированности профессиональной толерантности сотрудника правоохранительной сферы; представляется структура системы повышения квалификации сотрудников правоохранительной сферы, обеспечивающей их готовность к толерантному профессиональному поведению.
Ключевые слова: система повышения квалификации, сотрудник правоохранительной сферы, профессиональная толерантность, методологический подход.
Система повышения квалификации — гибкая подсистема образования, которая обеспечивает удовлетворение актуальных образовательных потребностей и запросов обучающихся, потому проектирование востребованных направлений ее организации приобретает особое значение в современных условиях [1]. Анализ современного опыта повышения квалификации сотрудников правоохранительной сферы показал, что при наличии структурированной многоуровневой системы с детализированными требованиями к ее содержанию возникает необходимость пересмотра критериев отбора и интегрирования учебного материала с учетом специфики и особенностей правоохранительной деятельности. В связи с введением новых показателей оценки качества функционирования системы повышения квалификации актуализируется проблема ее результативного показателя. Анализ научных источников показывает, что предпринимались попытки оценивать эффективность системы объемом предлагаемой слушателям информации, ее соответствием нормативным документам, регламентирующим деятельность сотрудников правоохранительной сферы [2]. Вместе с тем практика показывает, что трудности, возникающие в их работе, обусловлены личностными характеристиками и профессиональной позицией.
В условиях модернизации всех сфер жизни российского общества особую остроту приобретает проблема духовно-нравственного и психологического здоровья этих сотрудников. Противоречивая социокультурная и экономическая ситуация, криминализация общества, увеличение числа экстремальных ситуаций вызвали новые требования к данной категории сотрудников. Отмечается противоречие между запросом на личность сотрудника правоохранительной сферы, готового принимать профессиональные решения при выполнении функций по защите, охране законности и правопорядка без нарушения прав и свобод граждан и реальностью. Однако отмечается,
* © Григорян А.А., Торосян Р.А., 2013
Григорян Армен Агванович ([email protected]), отдел Министерства внутренних дел по Красноярскому району Самарской области, 446370, Российская Федерация, Самарская область, Красноярский район, с. Красный Яр, ул. Комсомольская, 23.
Торосян Рафаел Ашотович ([email protected]), кафедра теории и методики профессионального образования Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
что в профессиональной деятельности допускаются ошибки, обусловленные профессиональными стереотипами, что может приводить к личностным деформациям. Общение с различными категориями людей предполагает неагрессивное поведение, толерантность сотрудников правоохранительной сферы. Проблема формирования профессиональной толерантности сотрудников правоохранительной сферы в контексте ее реформирования требует определения педагогических средств, обеспечивающих развитие специальных способностей. Здесь особую роль может выполнять служебнобоевая подготовка, когда обучение в процессе оперативно-служебной деятельности учитывает опыт, специфику, профиль и профессионально-личностные особенности конкретных сотрудников. Внутриорганизационная система позволяет своевременно реагировать на возникающие затруднения сотрудников с учетом региональных проблем. Качество такой системы будет определяться уровнем сформированное™ профессиональной толерантности, представляющей собой интегративное свойство личности, системообразующее ценностно-мотивационный (функция защиты прав и свобод граждан), когнитивный и эмоционально-волевой (функция оперативно-розыскная), поведенческий (предупредительная функция правоохранительной деятельности) компоненты.
Интегративный характер профессиональной толерантности обусловливает необходимость введения содержания данной проблемы во все разделы служебно-боевой подготовки и разработки специальной программы «Профессиональная толерантность сотрудника правоохранительной сферы», модульный характер которой позволяет варьировать распределение учебного времени, соотношение конкретных тем в зависимости от условий и специфики службы различных групп сотрудников.
В ходе исследования при разработке содержания процесса формирования профессиональной толерантности в условиях служебно-боевой подготовки нами учитывались принципы традиционных подходов (профессиографического, системного, функционального). Однако обучение взрослых должно основываться на акмеологическом подходе, так как профессиональная толерантность представляется вершиной профессионального поведения, уровнем мастерства.
Необходимость обращения к акмеологическому подходу обусловлена природой самого формируемого качества — профессиональная толерантность. Акмеологический подход, направляющий на изучение условий и факторов, обеспечивающих высший уровень достижений человека в профессиональной деятельности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, И.А. Рыбников), требует рассмотрения профессиональной толерантности сотрудника правоохранительной сферы как неотъемлемой характеристики профессионализма [3]. Акмеологическими детерминантами профессиональной толерантности являются: общий социальный и профессиональный контекст (потребность общества в проявлениях толерантности у сотрудников правоохранительной сферы, позитивная оценка этих проявлений и стимулирование к ним); наличие соответствующих норм, эталонов толерантности, на базе которых формируются требования к сотрудникам, коррекция этих норм с учетом социальных изменений, а также динамики профессиональной деятельности («Кодекс чести»); личностные и профессионально-групповые представления сотрудников о профессионализме.
Профессиональная толерантность как осознанное личностью типовое поведение в профессиональных ситуациях различного уровня сложности предполагает применение личностно-деятельностного подхода (И.А. Зимняя, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн и др.), который направлен на выделение деятельностно-ситуационных единиц повышения квалификации, построение содержания «через личность» обучаемых, активное использование ими профессионального опыта.
Профессиональная толерантность как ценность, компетентность, профессиональная практика требует применения интегративного подхода (В.И. Загвязинский,
В.В. Левченко, Т.И. Руднева и др.), что обусловлено интегративной сущностью профессиональной толерантности и требует определения единых оснований объединения разнородных элементов содержания, способов деятельности, ценностно-смысловыгх отношений. Интегрированное содержание является более емким, информационно насыщенным, представляет ориентировочную основу профессиональный: действий на высоком уровне, способствует развитию профессионального мышления, позволяя анализировать проблемные профессиональные ситуации разного уровня сложности [4]. За счет интегративного подхода компенсируется узкоспециализированная направленность служебно-боевой подготовки, во все разделы которой включается проблематика профессиональной толерантности.
Ведущими подходами к организации процесса повышения квалификации в разработанной нами системе являются средовой и проектный подходы. Средовой подход (Ю.С. Мануйлов, В.А. Ясвин) детерминирует рассмотрение процесса профессионального развития личности в зависимости от условий окружающей ее среды и предполагает систему таких действий со средой, которые обеспечивают ее превращение в средство диагностики и проектирования образовательного результата. Применительно к условиям служебно-боевой подготовки особое значение имеют положения сре-дового подхода о прогнозировании разрешающих возможностей среды (в данном случае — профессионально-образовательной); конструировании надлежащих значений среды; моделировании средообразовательной стратегии, необходимой для придания среде нужных значений; планировании мер, направленных на реализацию стратегии. Этот подход актуализирует проблему проектирования учебной среды в условиях служебно-боевой подготовки. Итак, формирование профессиональной толерантности сотрудников правоохранительной сферы в условиях служебно-боевой подготовки рассматривается как совокупность условий, обеспечивающих решение образовательных задач, успешность образовательного и профессионального взаимодействия.
Проектный подход применялся нами при разработке содержания программы «Профессиональная толерантность сотрудника правоохранительной сферы» и в ходе организации проектной деятельности сотрудников, что позволило моделировать профессиональное поведение с позиций толерантности. Педагогическое проектирование рассматривается (И.А. Колесникова, О.Г. Прикот) как сложная многоступенчатая интеллектуальная деятельность, связанная с ценностным переосмыслением и преобразованием действительности. Проектирование представляет собой одновременно идеальную мыслительную деятельность и деятельность, связанную с реализацией замысла. Первая включает в себя проблемно-концептуальный анализ, планирование; вторая — построение и организацию деятельности кооперации, оформление и экспертизу результатов реализации проекта. Объектом проектирования выступает среда или процесс, в контексте которыж создается предполагаемый продукт, образ которого представлен в проекте.
Проблема проектирования применительно к решению проблем теории и практики образования в отечественной педагогике разрабатытается на рубеже 80—90-х годов ученыш В.П. Беспалько. Методологические основы педагогического проектирования в сфере образования сформулированы в работах Г.П. Щедровицкого. Под проектированием образовательных систем Н.Г. Алексеев понимает «промысливание того, что должно быть», подчеркивая идеальный характер действия и его нацеленность на появление чего-либо в будущем. Е.С. Заир-Бек рассматривает педагогическое проектирование как деятельность по совершенствованию и реконструкции образовательных систем.
Использование проектного подхода представляется наиболее продуктивным для формирования профессиональной толерантности сотрудников правоохранительной сферы. Значимыым средством формирования профессиональной толерантности становится метод анализа опыта, так как опыт лежит в основе потребности взрослых обучающихся к продолжению учения; взрослый обучающийся овладевает новым знанием через анализ собственного опыта; возможность поделиться своим опытом является мотивирующим фактором учения и способом успешного и эффективного овладения новым образовательныш опытом. Метод анализа опыта реализовытается приемами обучения: «метод анализа конкретныж ситуаций» («саБе—БШёу»); «4 угла» — осуществление выбора на основе аналитической деятельности, обоснование правильности выбора; «алфавит» — углубление понимания смысла понятия, явления, процесса, алгоритма деятельности.
Разработанная нами структура системы повышения квалификации включает следующие элементы: функционально-целевой, методологический, содержательно-технологический, результативный и ресурсный.
Функционально-целевой элемент системы повышения квалификации сотрудников правоохранительной сферы содержит параметры цели, которая должна быть достигнута в результате повышения квалификации в условиях служебно-боевой подготовки: развитие показателей компонентов профессиональной толерантности сотрудников правоохранительной сферы. В соответствии со спецификой профессиональной деятельности сотрудника правоохранительной сферы выщеляются функции системы повышения квалификации сотрудников правоохранительной сферы в условиях служебно-боевой подготовки: регулятивная, адаптационная, компенсаторно-корректирую-щая, интеграционнно-идентификационная. Регулятивная функция обеспечивает достижение баланса профессиональных и общественных интересов, достижение цели обучения оптимальными средствами. Адаптационная функция заключается в том, что в процессе обучения вы1рабатытаются модели профессионального толерантного поведения в типовых и нетиповыж профессиональных ситуациях. Адаптационная функция выражается не только в приспособлении к условиям профессиональной деятельности, но и понимается как преобразование профессиональной среды при прогнозировании нетиповых ситуаций и нежелательныж последствий, при проектировании путей их нейтрализации. Компенсаторно-корректирующая функция обеспечивает формирование с помощью комплекса специальных педагогических средств профессиональной толерантности у сотрудников, имеющих деструктивную, индифферентную или ситуативную степень развитости данного свойства. Интеграционно-идентификационная функция позволяет гармонизировать личностные особенности с учетом специфики профессиональной деятельности сотрудника правоохранительной сферы.
Методологический элемент системы содержит основополагающие подходы к проектированию системы повышения квалификации сотрудников правоохранительной сферы. При разработке содержания процесса формирования профессиональной толерантности в условиях служебно-боевой подготовки учитытались традиционные подходы (профессиографический, системный, функциональный) и принципы акмеоло-гического, личностно-деятельностного, интегративного подходов.
Данная система апробирована при повышении квалификации сотрудников правоохранительной сферы Волжского района Самарской области.
Библиографический список
1. Актуальные проблемы повышения качества подготовки кадров для правоохранительных органов и их влияние на совершенствование правоприменительной деятельности: материалы науч.-пр. конф. (Самара, май 2001 г.) / под общ. ред. А.В. Горожанина. Самара: СЮИ, 2001. 171 с.
2. Актуальные проблемы правоохранительной деятельности в России: сб. науч. ст. / ред. кол.: А.Ф. Майдыков (отв. ред.) [и др.]. М.: Изд-во Акад. управления МВД России, 2000. 170 с.
3. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО МОДЭК, 2004. 752 с. (Серия Психологи Отечества).
4. Руднева Т.И. Педагогика профессионализма. 2-е изд., испр. и доп. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2002. 218 с.
A.A. Grigoryan, R.A. Torosyan*
METHODOLOGICAL BASIS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF STUFF OF LAW-ENFORCEMENT SPHERE
In the article the problem of professional development of staff of law-enforcement sphere is viewed; the necessity of assessment of the quality of education in accordance with the level of formation of professional tolerance of member-staff of law-enforcement sphere is substantiated; the structure of the system of professional development of staff of law-enforcement sphere that ensures their readiness to the tolerant professional behavior is presented.
Key words: system of professional development, member-staff of law-enforcement sphere, professional tolerance, methodological approach.
* Grigoryan Armen Agvanovich ([email protected]), the Department of the Ministry of Internal Affairs in the Krasnoyarsk Region of the Samara Region, Krasny Yar, 446370, Russian Federation.
Torosyan Rafael Ashotovich ([email protected]), the Dept. of Theory and Methods of Professional Education, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.