Научная статья на тему 'Повышение квалификации сотрудников правоохранительной сферы в условиях служебно-боевой подготовки'

Повышение квалификации сотрудников правоохранительной сферы в условиях служебно-боевой подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУЖЕБНО-БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА / МОРАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ СОТРУДНИКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Торосян Рафаел Ашотович

В статье обосновывается необходимость повышения квалификации сотрудников правоохранительной сферы; доказывается значимость служебно-боевой подготовки, что актуализирует проблему поиска средств повышения квалификации сотрудников правоохранительной сферы; эмпирические материалы подтверждают значимость решения задач по развитию их профессиональной толерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Торосян Рафаел Ашотович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение квалификации сотрудников правоохранительной сферы в условиях служебно-боевой подготовки»

УДК 378

P.A. Торосян*

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ В УСЛОВИЯХ СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ

В статье обосновывается необходимость повышения квалификации сотрудников правоохранительной сферы; доказывается значимость служебно-боевой подготовки, что актуализирует проблему поиска средств повышения квалификации сотрудников правоохранительной сферы; эмпирические материалы подтверждают значимость решения задач по развитию их профессиональной толерантности.

Ключевые слова: служебно-боевая подготовка, морально-психологическая подготовка, профессиональная толерантность сотрудника правоохранительной сферы.

Правоохранительная деятельность играет значительную роль в развитии государства и предполагает охрану законности и правопорядка, государственной безопасности; защиту прав и свобод человека и гражданина, борьбу с преступлениями и иными правонарушениями. Правовая защита обеспечивается правоохранительными органами, сотрудники которой, являясь квалифицированными специалистами различного профиля подготовки, должны качественно решать профессиональные задачи. Специфика правоохранительной деятельности заключается в том, что она осуществляется через применение запретительных норм права, что требует особых морально-психологических, профессиональных качеств.

Потребности российского государства в подготовке профессиональных кадров правоохранительной сферы обусловлены трудностями становления и функционирования современного государства и его правовой системы, усложнением функций специалистов по охране общественного порядка. Качество кадрового обеспечения правоохранительной сферы, во все времена являясь предметом государственной значимости, находится под влиянием тенденций развития образования в переломные периоды, что требует историко-педагогического анализа процесса развития правоохранительной сферы и организации повышения квалификации ее сотрудников.

Система повышения квалификации сотрудников правоохранительной сферы как специализированная ведомственная профессионально-прикладная структура функционирует в образовательных учреждениях и на местах службы. Повышение квалификации в условиях служебно-боевой подготовки продуктивно в силу того, что в содержании обучения специалистов учитываются ситуации конкретной профессиональной среды и факторы ее развития; профессионально-личностные характеристики сотрудников. Все это позволяет достичь гибкости и адаптивности организационно-содержательной структуры. Служебно-боевая подготовка определяется в новом «Наставлении по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» (приказ от 9 июня 2009 года № 490) как обучение в процессе

* © Торосян P.A., 2010

Торосян Рафаел Ашотович ([email protected]), кафедра теории и методики профессионального образования Самарского государственного университета, 443011, Россия, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

оперативно-служебной деятельности, предусматривающее закрепление и обновление знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной служебной деятельности и при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Генезис идей о повышении квалификации сотрудников правоохранительной сферы позволил выделить этапы ее становления:

— XVIII век — формулировка общих требований к профессиональной подготовленности и моральному облику полицейского;

— 30—80-е годы XIX века — организация в полиции общей и специальной профессиональной подготовки, от которой зависело передвижение по службе;

— рубеж ХГХ—ХХ веков — разработка содержания повышения квалификации полицейских кадров;

— 1960-е годы XX века — становление целостной системы профессиональной подготовки сотрудников правоохранительной сферы советской России;

— 60—90-е годы XX века — разработка требований к профессиональной подготовке, расширение и углубление научно-педагогической базы повышения квалификации, становление ведомственной системы повышения квалификации;

— 90-е годы XX века по настоящее время — реформирование системы повышения квалификации (изучение и адаптация мирового опыта, разработка нового содержания и технологий, в том числе дистанционных, поиск способов интенсификации процесса и повышения качества результатов).

В 1718 году были учреждены регулярные полицейские органы, накопленный к концу века опыт работы способствовал определению в «Уставе благочиния или полицейском» (1782 год) общих требований к полицейским служащим. В XIX веке кадры правоохранительной сферы приобретали основы профессиональной деятельности «на местах» (прообраз современной служебно-боевой подготовки). Обучение предполагало толкование положений нормативных документов. Однако постреволюционный этап положил начало становлению многоуровневой, многопрофильной системы повышения квалификации, неоднократно претерпевавшей реформирование в течение XX века. К 30-м годам XX века увеличилось число образовательных учреждений повышения квалификации, начала действовать система заочной подготовки; в содержании выделялись идеологический, общетеоретический, специальный, военно-оборонный, физический блоки. К 80-м годам сложилась комплексная система повышения квалификации с унифицированными программами, достаточно эффективная в условиях стабильного государства. Следующий период реформирования системы обусловлен социальными изменениями в России 90-х годов XX века, приведшими к резкому обострению криминогенной обстановки в стране, изменению характера преступности, что значительно усложнило содержание, формы и методы правоохранительной деятельности, вызвало появление новых ее направлений. Исследователи отмечают нерешенность проблемы баланса возможностей системы повышения квалификации и потребностей правоохранительной практики, недостаточную эффективность деятельности образовательных институтов повышения квалификации системы МВД, что актуализирует проблему поиска средств повышения квалификации сотрудников правоохранительной сферы в условиях служебно-боевой подготовки. В настоящее время в правоохранительной сфере отмечается следующее: низкий профессиональный уровень; формализм при исполнении служебных обязанностей; распространение различных видов экономических преступлений; сохранение практики сокрытия преступлений; утрата доверия к работникам со стороны общественности. Все это требует решения задач подбора, обучения, повышения квалификации кадров для правоохранительной сферы.

236

Вестник СамГУ. 2010. № 5 (79)

Анализ нормативных документов, должностных и квалификационных требований к личности специалиста правоохранительной сферы свидетельствует о недостаточности типовых вариантов решения профессиональных задач в силу динамичности и нестандартности ситуаций профессиональной деятельности.

Так, в «Наставлении по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» профессиональная подготовка в целом рассматривается как организованный и целенаправленный процесс овладения и постоянного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения профессиональных задач [4]. Исследователи (А.А. Кобозев) определяют цель профессиональной подготовки как подготовку кадров, соответствующих современным и прогнозируемым условиям среды их функционирования [2]. В русле менеджерских подходов (В.В. Мотин) считается целью повышения квалификации развитие человеческого потенциала сотрудника правоохранительной сферы [3]. Ряд специалистов системы повышения квалификации полагает, что основной целью обучения является формирование сотрудника, обладающего современными профессиональными, правовыми, психологическими знаниями, организаторскими способностями, умениями и навыками самостоятельного решения служебных задач в условиях динамичности оперативной обстановки, умеющих противостоять новым угрозам и вызовам [1]. Таким образом, задается стратегия стимулирования, самопроектирования и самоизменения профессионально-личностных характеристик сотрудника правоохранительной сферы.

При проектировании содержания повышения квалификации в условиях служеб-но-боевой подготовки необходимо, на наш взгляд, дополнить методологическую базу данного процесса (системный, функциональный, профессиографический подходы) рядом подходов, детерминирующих развитие специальной учебной среды, в качестве которой выступает служебно-боевая подготовка. Проектирование компетентностной учебной среды и включение в нее специалистов профессиональной сферы в процессе повседневной служебной деятельности требует опоры на компетентностный подход. Отметим, что все более распространяемая в профессиональной педагогике и системе профессионального образования кадров практика создания компетентностных моделей специалиста не нашла должного отражения в правоохранительной сфере, хотя наличие нестандартных, нетипичных ситуаций, в которых приходится действовать сотруднику, требует сформированности специальных компетенций, среди которых личностно обусловленные.

Усложнившаяся практика правоохранительной деятельности в современных условиях потребовала усиления морально-психологической подготовки сотрудников. Следует отметить, что исследователи (А.М. Столяренко) обращались к теоретико-методологическим и практическим аспектам осуществления морально-психологической подготовки. Проведенное нами эмпирическое исследование (анкетирование сотрудников, анализ статистических материалов и программ повышения квалификации) позволило сделать вывод, что одной из актуальных проблем деятельности сотрудников правоохранительной сферы является развитие морально-этических качеств, прежде всего, профессиональной толерантности, проявляющейся в определенном типе отношения к людям, с которыми они взаимодействуют в служебной обстановке. Формирующий эксперимент заключался в интегрировании в содержание служебно-боевой подготовки специального курса «Профессиональная толерантность сотрудника правоохранительной сферы». Цель данного курса заключается в выработке профессиональных установок на соблюдение норм профессиональной толерантности при выполнении профессиональных задач; освоении знаний, необходимых для развития профессиональной толерантности как необходимого профессионального качества; обучении так-

тике и приемам соблюдения профессиональной толерантности; выработке корпоративных представлений о необходимости соблюдения норм профессиональной толерантности.

Библиографический список

1. Иванова Л., Обыденова Т. Педагогико-правовые аспекты совершенствования повышения квалификации сотрудников федеральной миграционной службы // Право и жизнь. 2006. № 100 (10). С. 91-105.

2. Кобозев А.А. Система профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел России: исторический и организационно-правовой аспекты: монография. Домодедово: СПИЭБ, 2005. 312 с.

3. Мотин В.В. Роль системы повышения квалификации в повышении профессионализма сотрудников органов внутренних дел // Инновации в образовании. 2007. № 9. С. 56-67.

4. Юридическая педагогика / под ред. В.Я. Кикотя, А. М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 895 с.

R.A. Torosyan*

LAW-ENFORCEMENT PERSONNEL ADVANCED TRAINING IN THE CONDITIONS OF MILITARY SKILL TRAINING

The article gives foundation for the necessity of law-enforcement personnel advanced training required by law-enforcement activity peculiarities. Also, the article proves the significance of official-combat training which actualizes the issue of search for proper law-enforcement personnel advanced training means. Experimental data prove the importance of solving issues concerning their professional tolerance.

Key words: official combat training, moral psychological preparation, professional tolerance in law enforcing sphere.

* Torosyan Rafael Ashotovich ([email protected]), the Dept. of Theory and Methods of Professional Education, Samara State University, Samara, 443011, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.