№ 9 (63)
a uní
/W\ пси:
universum:
ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
сентябрь, 2019 г.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ
Основина Татьяна Юрьевна
канд. пед. наук, доцент кафедры социальной работы, управления и права Нижнетагильского государственного социально-педагогического института (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально -
педагогический университет», РФ, г. Нижний Тагил E-mail: podakatr@yandex. ru
THE SPECIFIC USE OF SOCIO-PROJECT ACTIVITIES IN THE PROCESS OF IMPLEMENTATION OF THE EDUCATIONAL STANDARDS IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIALISTS IN PERSONNEL MANAGEMENT
Tatiana Osnovina
Candidate ofpedagogical Sciences, associate Professor of the Department of social work, management and law of the Nizhny Tagil state socio-pedagogical Institute (branch) of the Federal state Autonomous educational institution of
higher professional education "Russian state vocational pedagogical University",
Russia, Nizhny Tagil
АННОТАЦИЯ
Профессиональное образование направлено на приобретение профессиональных компетенций. Социально-проектная деятельность сможет привести в конгруентность профессиональное образование и запрос рынка труда, даст возможность реализации теоретических знаний в практической деятельности. Это является главной целью реализации ФГОС. Социально-проектная деятельность осуществится в дисциплинах, направленных на формирование проектных профессиональных компетенций, заложенных в ФГОС и способствует его реализации через освоение студентами профессиональных задач.
ABSTRACT
Vocational education is aimed at acquiring professional competences. Social and project activities can lead to the congruence of vocational education and labor market demand, will enable the implementation of theoretical knowledge in practice. This is the main objective of the GEF. Social and project activities will be carried out in the disciplines aimed at the formation of project professional competencies inherent in the GEF and contributes to its implementation through the development of professional tasks by students.
Ключевые слова: профессиональная образование, компетенции, профессиональная компетентность, социально-проектная деятельность, социальное проектирование, управление персоналом, Федеральный государственный образовательный стандарт.
Keywords: professional education, competence, professional competence, social project activity, social design, personnel management, Federal state educational standard.
В современных социально-экономических условиях предъявляются высокие требования к качеству профессионального образования будущего специалиста. Система профессионального образования
должна построить подготовку высококвалифицированных сотрудников, способных к профессиональному росту и мобильности, решению трудных жизненных и производственных задач, к
Библиографическое описание: Основина Т.Ю. Специфика применения социально-проектной деятельности в процессе реализации ФГОС при профессиональной подготовке специалистов по управлению персоналом // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2019. № 9(63). URL: http://7universum. com/ru/ psy/archive/item/7766
№ 9 (63)
A UNivf
ЛГУ\ психо.
UNIVERSUM:
ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
сентябрь, 2019 г.
проанализированному выбору решения для получения эффективного положительного результата.
Запросы работодателей определяют необходимость перехода высшего профессионального образования на систему многоуровневой подготовки (бакалавриат, специалитет, магистратура), в основе которой лежит задача опережающего развития личности, способной реагировать на актуальные запросы производства и социальной среды общества и производственной организации.
Реализация этих запросов нашла отражение в ФГОС, в поколении 3++ это сконкретизировано в профессиональных видах деятельности и задачах, которые требуют реально соединить академические знания студента с практическим опытом их применения в профессиональной деятельности специалиста. В полной мере обеспечить этот симбиоз способна проектная деятельность.
Термин «проект» (projection) в переводе с латинского означает - бросание вперед. Проект - это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях -план, замысел какого-либо действия [6, с. 2]. Владение навыком проектной деятельности актуально для специалиста по управлению персоналом, поскольку он должен уметь регулировать внутренние внешние условия развития персонала и организации в целом.
Социальное проектирование - научно-теоретическая и одновременно предметная практическая деятельность по созданию проектов развития социальных систем, институтов, социальных объектов, их свойств и отношений на основе социального предвидения, прогнозирования и планирования социальных качеств и свойств, являющихся значимой социальной потребностью. Прогнозируемые, моделируемые и конструируемые качества и свойства социальных объектов дают возможность управлять социальными процессами и являются выражением того социально нового, что характеризует тенденции социального развития. В соответствии с этим социальное проектирование связано с инновационной деятельностью и внедрением социальных инноваций [4, с. 20].
Параллельно с решением производственных задач, специалисты в производственном процессе сталкиваются с проблемами социально-профессионального характера, для решения которых необходимо использование навыков социального взаимодействия, делового общения, моделирования социальной и экономической ситуации [2, с. 15].
Использование социального проектирования в высшей школе способствует формированию у студентов универсальных («независимых» от конкретного предметного содержания) учебных действий, умений учиться [1, с. 31]. Следовательно, способно формировать у студентов как общекультурные, так и профессиональные компетенции. Поэтому, в Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Управление персоналом» для освоения проектирования, как профессиональной деятельности и умения решать следующие профессиональные
задачи: применение современных методов управления персоналом; участие в разработке, обосновании и внедрении проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом и организации в целом (в том числе в кризисных ситуациях); участие в процессах планирования и оптимизации структуры персонала организации, были включены такие компетенции как:
• знание основ организационного проектирования системы и технологии управления персоналом (в том числе с использованием функционально-стоимостного метода), владение методами построения функциональных и организационных структур управления организацией и ее персоналом исходя из целей организации, умение осуществлять распределение функций, полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-34);
• знание основ разработки и использования инноваций в сфере управления персоналом, способность вносить вклад в планирование, создание и реализацию инновационных проектов в области управления персоналом (ПК-35);
• знание основ проведения и методов оценки экономической и социальной эффективности инвестиционных проектов в области управления персоналом при различных схемах и условиях инвестирования и финансирования программ развития персонала (ПК-36);
• способностью участвовать в реализации программы организационных изменений (в том числе в кризисных ситуациях) в части решения задач управления персоналом, знанием технологии преодоления локального сопротивления изменениям и умением использовать их на практике (ПК-37) [5, с. 28].
Как элемент системы образования социальное проектирование может быть одним из обучающих методов в целом ряде дисциплин таких как: «Теория организации», «Управление изменениями в организации», «Инновационный менеджмент в управлении персоналом», «Антикризисное управление», «Экономическое прогнозирование», «Разработка и принятие управленческих решений», так как в учебных программах этих дисциплин заложены компетенции проектной деятельности. А так же учебной дисциплиной «Управление проектами», связанной с изучением методологии и технологии проектирования, инструментальных средств проектирования, его системных принципов, форм и методов. Социально-профессиональное проектирование дает большие возможности развития ключевых социально-профессиональных компетенций будущего специалиста в сфере управления и социальной сфере, что является его критериальным аспектом при мониторинге уровня профессиональной сформированности специалиста по управлению персоналом.
Следовательно, организация социально-проектной деятельности студентов вуза должна носить целенаправленный характер для формирования универсальных учебных действий, регулятивных, интеллектуальных, оценочных, личностных, коммуникативных компетенций. Проектная деятельность является решающим фактором в формировании у
№ 9 (63)
universum:
психология и
ОБРАЗОВАНИЕ
сентябрь, 2019 г.
студента умения учиться через развитие познаватель- пространстве, работать в команде, принимать само-ных навыков, критического и творческого мышле- стоятельные аргументированные решения и работать
ния, умения ориентироваться в информационном на результат.
Список литературы:
1. Воронина Е. В., Музыченко О. В. Социальное проектирование как средство профессионального самоопределения // Молодой ученый. - 2016. - №6.2. - С. 30-32.
2. Еремина Л. И. Социальное проектирование в профессиональной подготовке студентов // Общество: социология, психология, педагогика. - 2015. - №3. - С. 108.
3. Луков В.А. Социальное проектирование. - 3 изд. - М.: Флинта, 2007. - 397 с.
4. Рюмина Ю. Н. Организация социального проектирования обучающихся в рамках требований ФГОС // Вестник ШГПУ. - 2015. - №2 (26). - С. 88.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Бакалавриат. Направление подготовки. Управление персоналом. Квалификации: академический бакалавр, прикладной бакалавр // fgosvo.ru URL: http://fgosvo.ru/news/3/365 (дата обращения: 1.07.19).
6. Юсупов В.З. Проектирование адаптивной образовательной среды. - Киров: Институт психологии и педагогики Вятский государственный педагогический университет, 2001. - 48 с.