УДК 070 + 378.046.16
ББК Ч623.18 + Ч631.18 + Ч481.254.5
Шестеркина Людмила Петровна
кандидат исторических наук, доцент г. Челябинск Shesterkina Lyudmila Petrovna Candidate of History Associate Professor Chelyabinsk
Специфика подготовки творческих квалификационных работ при обучении журналиста-профессионала The Specific Character of Creative Degree Works Writing Within a Professional Journalist Education
В статье рассматриваются новые подходы к подготовке творческих (практических) дипломных работ по телерадиожурналистике в условиях реального телевизионного и радиопроизводства на базе университетской телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ». Осмысляется уникальный опыт создания авторских информационных молодёжных телевизионных и радиопрограмм, которые находят воплощение в реальном телерадиоэфире.
In this article new approaches in schooling creative (practical) degree works on TV and radio journalism in conditions of real television and radio production on the basis of the university TV and radio company «SUSU-TV» are considered. The unique experience of making authors information youth television and radio programs is comprehended. These programs find their reflection in real TV and radio broacasting.
Ключевые слова: творческий диплом, телерадиокомпания «ЮУрГУ-ТВ», сценарий, индивидуальность.
Key words: creative degree work, TV and radio company «SUSU-TV», scenario, individuality.
Отнесение телевизионной и радиожурналистики к сфере духовнопрактической деятельности априорно предполагает создание информационного продукта в процессе творчества. Определяя журналистское творчество как Вестник ЧГПУ 01’2009 230
«деятельность, порождающую нечто качественно новое, никогда не бывшее», В. Ф. Олешко выделяет в его структуре в качестве определяющих следующие компоненты [1, с. 18-21]:
- мотивы (потребность выразить явления жизни и авторское к ним отношение; неосуществленные ранее авторские стремления, увлечение самим процессом творчества);
- цели (осуществление замыслов и желаний, самопознание личности, познание мира; реализация эстетических потребностей);
- функции (познавательную, художественно-образную, выражения, коммуникации).
В качестве наиболее эффективных механизмов осуществления этих функций, воспитания аудитории, формирования общественного сознания и общественных вкусов могут рассматриваться институты телевидения и радиовещания. Персонифицированность телевидения и радио в первую очередь предполагает понимание особой роли телерадиожурналиста как личности. Формирование профессиональных навыков, воспитание креативной, творчески ориентированной индивидуальности предполагает создание специфических условий для подготовки будущего специалиста, трансформацию привычных форм промежуточной и итоговой аттестации, создание особых параметров квалификационных исследований, включающих собственно-научный и творческий компоненты.
Профессионально ориентированное обучение и воспитание нуждается в выработке специфических механизмов, особых форм обучения, новых стратегических образовательных подходов. Научная новизна нашего частного исследования связана с попыткой выработки комплексного подхода в рамках подготовки высококлассного специалиста. Опыт факультета журналистики Южно-Уральского государственного университета представляется уникальным в силу того, что в качестве базовой площадки для осуществления подобного эксперимента была выбрана единственная в России университетская телерадиокомпания «ЮУрГУ-ТВ», имеющая государственную лицензию на вещание. Студенты, осваивающие специальность журналиста в рамках специализации «Телевидение
и радиовещание», участвуют в творческих процессах с первых дней учёбы. Для каждого из них создана возможность целенаправленно, последовательно, комплексно овладевать всем арсеналом особенностей профессии: развивать художественную форму творческого мышления, формировать навыки самостоятельной творческой работы, приобретать необходимый опыт организации процесса коллективного творчества, практически осваивать специфику и методику подготовки жанровой палитры, определяющей локус телевизионной и радиожурналистики. Именно раскрытие творческого потенциала каждого студента, возможность получения им профессиональных навыков, формирование его неповторимого яркого авторского стиля - главная задача телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ» как учебно-производственной базы кафедры телерадиожурналистики.
Эта задача поэтапно осуществляется в рамках единого педагогического процесса, который начинается с введения каждого студента в теорию телерадиожурналистики, в процесс реального телерадиопроизводства. Цикл обучения завершается демонстрацией профессионально подготовленного телерадиоматериала, являющегося частью дипломного проекта. Актуальность рассматриваемого нами аспекта научно-педагогической деятельности связана с тем, что выпускная квалификационная работа, наряду с государственным экзаменом, является составной частью итоговой государственной аттестации специалиста. Её защита непосредственно свидетельствует об уровне профессиональной подготовки выпускника, его творческой самостоятельности и индивидуальности.
Подготовка квалификационного исследования - длительный процесс, содержание которого определяется несколькими этапами. По сути дела, работа над итоговым творческим проектом начинается в тот момент, когда студентам предлагаются темы первых курсовых работ по дисциплинам специализации на кафедре «Телевизионная и радиожурналистика». Предварительная подготовка дипломного проекта начинается с третьего курса - в рамках курсовых работ, на пятом курсе происходит обобщение и более глубокое осмысление всего сделанного. Темы курсовых проектов в этом случае не могут представлять собой заранее заготовленные формулировки: они рождаются в ходе индивидуальных
бесед, с учетом интересов и пристрастий, способностей и возможностей будущих профессионалов, их желания овладеть той или иной областью профессии телерадиожурналиста. Завершающей стадией разработки становится создание экранного произведения или радиопрограммы как основного компонента выпускной работы.
Главная особенность дипломных работ выпускников кафедры «Телевизионная и радиожурналистика» - практический (творческий) характер. Основной целью является создание законченных, сделанных по собственным сценариям телевизионных и радиопрограмм, наглядно демонстрирующих уровень профессиональной подготовленности их авторов, творческий потенциал, умение оценивать и анализировать свои материалы, используя в качестве исходной базы полученные в университете теоретические знания.
Определяющими для оценки дипломных работ являются как традиционные, так и специфические критерии, связанные с творческим характером исследования:
- актуальность, новизна и самостоятельность в выборе и разработке темы;
- умение раскрыть проблемную ситуацию, аргументировать свою точку зрения;
- оригинальность творческого замысла и мастерство его исполнения;
- сюжетная ясность и текстовая динамичность материалов;
- умелое использование специфических выразительно-изобразительных средств телевидения и радио;
- выразительность звукового оформления;
- уровень художественной выразительности, создание документальной образности.
Фактор оригинальности, научной новизны исследования обусловлен, в первую очередь, нацеленностью на исследование не общих вопросов, а связанных с региональными аспектами профессиональной деятельности (весомость этого компонента возрастает в связи с тем, что на факультете обучаются ведущие практикующие журналисты областного телевидения). Так, в выпуске 2007
года к защите были представлены 14 дипломных работ. Большинство из них в соответствии с приоритетными научными направлениями работы кафедры посвящены изучению специфики регионального телевидения и радио, в том числе «собственной» первой в стране вузовской телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ».
Творческие разработки стали основой дипломных проектов Е. Дмитрен-ко («Специфика создания региональной информационно-аналитической программы на примере программы “Вести недели-Южный Урал”»), С. Замятиной («Основные принципы и этапы формирования главного выпуска информационной программы “Телефакт” на региональном канале “Восточный экспресс”»), К. Ильиных («Особенности создания цикла образовательных телевизионных программ “Уроки искусства” на канале “ЮУрГУ-ТВ”»), Е. Михайлова («Структурно-тематические особенности спортивной программы на студенческом телеканале») и других. В этих работах содержательные и яркие программы (творческая часть) дополнены серьезными и глубокими исследованиями обозначенных проблем, а также практическими советами авторов, утверждающих, что изучение региональных особенностей работы телерадиожурналиста, обусловленных максимальной приближённостью к героям передач, повышенным уровнем ответственности за содержание эфира, умение учитывать эти особенности, - один из путей повышения эффективности, качества функционирования местного телерадиовещания [3, с. 237].
Специфика творческой квалификационной работы, по сравнению с традиционной, во многом определяется ее синтетическим характером: помимо традиционных реферативного и аналитического раздела, в создании творческих дипломов одной из сложных задач для студента становится написание качественного литературного сценария. Руководителям дипломных проектов необходимо целенаправленно работать над тем, чтобы студент убедился, что главным в работе сценариста является не определение объектов внимания журналистов, а поиск своего нравственного и эмоционального отношения к событиям, героям и их судьбам, к вещам, их окружающим. Важно выразить свою авторскую позицию, которая поможет режиссёру и оператору найти адекватные образы.
По мнению В. Ф. Олешко, не менее важной задачей является подключение мотивационной сферы: необходимо «эстетически просвещать и программировать поведение личности специалиста на истинно творческую деятельность в той или иной жизненной ситуации» [с. 98]. Практическая работа над подобными дипломными проектами состоит из трёх самостоятельных элементов: создания сценария произведения, разработки теоретической части проекта и производства передачи (съемка, запись, монтаж, озвучивание). Трудности в этих аспектах деятельности связаны с тем, что этот процесс нелегок для начинающего профессионала, ведь, кроме того, что он отражает индивидуальность автора, его стиль и манера литературной записи во многом предопределяют стиль и жанр телерадиопроизведения. Однако анализ результатов студенческого творчества в рамках создания практических дипломных работ за последние два года выявил целесообразность именно такой формы демонстрации профессиональной подготовленности выпускников.
Нацеленность на достижение высокого качества дипломной работы на кафедре «Телевизионная и радиожурналистика» обусловила в границах эксперимента закрепление за каждым дипломным проектом трех преподавателей, каждый из которых курирует своё направление деятельности: один из них выступает в качестве руководителя, два других выступают в статусе консультантов. Такая организация работы непосредственно корреллируется с учебным процессом: сценарные разработки выпускники осуществляют на занятиях спецкурса «Литературный сценарий» под руководством опытных преподавателей-сценаристов. Теоретические главы консультируют преподаватели дисциплин «Основы телерадиожурналистики» и «Методика телерадиожурналистики». Производство творческих частей каждой дипломной работы идёт в основном в телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ».
За два последних года было создано несколько наиболее ярких репрезентативных образцов творческих квалификационных работ. Исследуя специфику и возможности университетского телеканала, выпускники 2008 года подготовили несколько телевизионных программ к 65-летию ЮУрГУ в разных жанрах. При
этом творческая часть неизменно предваряется исследованием теоретических аспектов жанра. К. Коковешников, рассказывая в тематическом репортажном фильме «Держава» о 13 филиалах университета, расположенных на территории Челябинской области и Тюменского национального округа, в теоретической главе исследовал особенности структуры подобного рода экранных произведений. Дипломная работа В. Горбуновой представлена портретным биографическим очерком «Ректор» (о ректоре ЮУрГУ А. Л. Шестакове), в этом контексте особой теоретической проработке подвергались жанровые аспекты очерка. Дипломные проекты могут обретать статус авторской программы («Тематическая модель женской программы для студенческой аудитории» - проект А. Хлызовой). Это авторская телепрограмма журнального типа «Я-современная», где выпускница является автором сценария и ведущей. Теоретическая глава, в которой излагается концепция этой программы, разработана в контексте современных женских и молодёжных телевизионных передач. На канале «ЮУрГУ-ТВ» периодически выходит в эфир авторская программа «Окно в кино», адресованная молодым телезрителям. Специальный выпуск этой программы - дипломная работа Н. Петуховой. Д. Гарифзянова в своей дипломной работе исследовала жанровостилистическую специфику информационных программ студенческого канала, а в качестве иллюстрации представила телефильм о рождении и становлении службы новостей телеканала «ЮУрГУ-ТВ».
Результаты позволяют сделать вывод о том, что система работы с дипломниками на кафедре «Телевизионная и радиожурналистика» вполне приемлема. Возникающие трудности связаны не с методическими просчетами, а с профессиональным экстрапедагогическим фактором - несоблюдением графиков производства телерадиопрограмм по техническим причинам.
Работа над творческим дипломным проектом требует от студента приобретения многих навыков, умения выстраивать отношения с творческой группой, постоянного поиска и самоотдачи. Роль руководителя и консультантов требует постоянного внимания, наставничества, контроля над процессом производства телерадиопродукта. Такой подход к руководству дипломными проектами сту-
дентов дает следующие результаты: сценарные разработки будущих творческих дипломов отличаются поиском «сценарного хода», они окрашены авторским отношением к событиям и героям экранных произведений. Более точно определяются цели и задачи теоретической части дипломного проекта - она лишается абстрактной теоретизированности, имеет непосредственный выход в работу. Обеспечивается жанровое разнообразие дипломных работ, происходит сосредоточение контроля за созданием творческого компонента всех дипломных работ в одних руках, что позволяет избегать однообразия в использовании художественно-изобразительных средств, в структуре разных программ.
И самое главное: подготовка дипломных проектов в условиях студенческой телерадиокомпании позволяет студентам проявить максимум творческих возможностей, обнаруживать достаточный уровень профессиональной подготовленности. А у преподавателей появляется возможность держать в поле зрения весь процесс создания творческих выпускных работ студентов и при необходимости вносить в него коррективы.
Подготовка творческих (практических) дипломных проектов - новшество, активно внедряющееся в учебный процесс студентов-журналистов, - дает возможность выпускникам факультета журналистики Южно-Уральского государственного университета не только обнаружить профессиональную подготовленность, но и продемонстрировать творческую индивидуальность, уже в студенческие годы формировать основы собственной художественной манеры, что является важнейшим критерием высшего профессионального образования.
Библиографический список
1. Олешко, В. Ф. Журналистика как творчество : Учебное пособие. - М. : РИП-холдинг, 2003. - 273 с.
2. СМИ - общество - образование : модели взаимодействия : материалы междунар. науч.-прак. конф.; посв. 20-летию высш. журналист, образования на Юж. Урале, Челябинск, 30 ноября-2 декабря 2007 г. : в 2 ч. Ч. 2 / отв. ред. И. А. Фатеева; Челяб. гос. ун-т. - Челябинск : Челяб. гос. ун-т, 2007. - 193 с.
3. Современное журналистское образование : технологии и особенности преподавания / под ред. Е. Л. Вартановой. - М. : Медиа-Мир, 2008. - 248 с.
Bibliography
1. Oleshko, V. F. Journalism as a Creative Work : Study Guide. - Moscow : RIP-Holding, 2003. - 273 p.
2. Mass Media - Society - Education : Models of Interaction : Materials of International Scientific-Practical Conference; Devoted to 20 years of Higher Journalistic Education in the South Ural, Chelyabinsk, 30 November - 2 December 2007. : in 2 Parts. Part 2 / Responsible Editor I. A. Fateeva; Chelyabinsk State University. - Chelyabinsk : Chelyabinsk State University, 2007. - 193 p.
3. Modern Journalistic Education : Technologies and Teaching Peculiariies / Edited by E. L. Vartanova. - Moscow : Media-World2008. - 248 p./illustrations.