Л. П. Шестёркина
СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В СИСТЕМЕ ЖУРНАЛИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Работа представлена кафедрой телевизионной и радиожурналистики Южно-Уральского государственного университета.
В статье исследуется специфика обучения студентов-журналистов широкому комплексу профессиональных знаний и умений в условиях университетского телерадиопроизводства на базе единственной в России университетской телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ» в Челябинске. Раскрывается
уникальный опыт педагогического общения, смоделированный в ходе учебного процесса на факультете журналистики Южно-Уральского государственного университета (г. Челябинск).
Ключевые слова: педагогическое общение, журналистское образование, профессиональное обучение, телерадиокомпания «ЮУрГУ-ТВ».
L. Shestyorkina
MODERN PRINCIPLES OF PEDAGOGICAL COMMUNICATION IN THE SYSTEM OF JOURNALISTIC EDUCATION
The article is devoted to teaching a wide complex of professional knowledge and skills to students-journalists under conditions of university TV and radio production on the basis of the university broadcasting company “SUSU-TV” in Chelyabinsk city, which is the only one in Russia. The unique experience of pedagogical relations simulated during the educational process at the department ofjournalism of the South Ural State University (Chelyabinsk) is revealed.
Key words: pedagogical relations, journalistic education, professional education, TV and radio company “SUSU-TV”.
Теоретики научно-педагогического знания отмечают, что «педагогическое общение - это в действительности есть преднамеренное, специально спроектированное и сознательно контролируемое, притом в основном деловое взаимодействие педагога с детьми» [1, с. 121]. По скольку общение считается главным «инструментом» педагогической работы, зависящем прежде всего от личности педагога, общие принципы (требования) субъектных средств педагога квалифицируются следующим образом - соблюдение дистанции в межличностных отношениях, сочетание требовательности к человеку с уважением к нему, доброжелательное отношение к человеку, создание атмосферы совместной созидательной деятельности, практикование «мыслительных схем» от оценки текущего состояния педагогической системы к планированию необходимых действий общения» [1, с. 121].
Автор выдвигает гипотезу о том, что соблюдение и использование принципа педагогического общения в смоделированной в ходе учебного процесса ситуации, при которой у студентов появилась возможность учиться не только на своих ошибках, но и промахах и неудачах своих «коллег»-сверстников, способствует повышению эффективности журналистского образования.
Уникальность исследования состоит в том, что Южно-Уральский государственный университет является единственным вузом
России, имеющим собственную вещательную телерадиокомпанию «ЮУрГУ-ТВ», работающую в цифровом формате по кабельным сетям, в эфире и в Интернете. Автор исследования - разработчик концепции внедрения телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», которая стала экспериментальной площадкой для отработки современной модели журналистского образования.
Педагогическая направленность эксперимента состоит в попытке преобразования структуры учебного процесса в сторону усиления профессиональной составляющей учебного процесса, широкого внедрения проектных технологий, не уменьшая при этом значения общегуманитарной части образования; поиска новых подходов к преподаванию и новых эффективных форм обучения, основанных на современных средствах педагогического общения.
Для выявления продуктивности данного подхода к организации учебного процесса было проведено специальное интервьюирование студентов - будущих журналистов. В качестве участников были отобраны студенты 4 групп: первого, второго, третьего, четвертого курсов кафедры «Телевизионная и радиожурналистика». В интервью принимали участие 100 студентов (табл. 1).
Итак, для работы была выбрана группа из пяти вопросов: закрытых (т. е. с вариантами ответов) и открытых (на которые нужен раз-
Таблица 1
Вопросы интервью студентам-участникам съемок ТРК «ЮУрГУ-ТВ»
1. Приходилось ли Вам быть участникам съемок ТРК «ЮУрГУ-ТВ»?
группа Да Нет
1-я 12 18
2-я 21 2
3-я 21 O
4-я 26 O
2. В каком качестве Вы участвовали в съемках?
брали интервью давали комментарий главный герой материала участвовали в опросе участвовали в постановочных съемках другое
12 8 2 2 2 2
15 15 O 3 15 15
21 3 3 3 17 14
14 11 17 3 17 3
3. В каких передачах (сюжетах) Вы принимали участие, кто их авто1 р?
«Ново сти ЮУрГУ» «Молодежный проспект» «Днев ник фести валя “Весна ЮУрГУ”» «АС - астрологический студенческий гороскоп» Учебные телефильмы «Вагон СВ» Другие
12 2 2 2 O O 2
1O 4 O 0 1O 4 3
14 O O 0 11 O 11
2O 11 3 6 O O 6
4. Какие недостатки Вы увидели в работе корреспондентов «ЮУрГУ-ТВ» с Вами?
Неподготовлен ность вопросов Нелогичность вопросов Незнание темы Неумение создать атмосферу на съемках Неорганизо- ванность
O O O 6 2
3 3 O 3 3
11 3 O O 6
3 3 O 14 9
5. Как Вы считаете, находясь по другую сторону съемки, какие выводы для себя Вы делаете и чему Вы как будущий журналист научились в этот момент?
1-й курс 2-й курс 3-й курс 4-й курс
1 Учиться «неформату», не делать конвейер из сюжетов, не использовать штампы Работать над собой, относиться к себе критично, набираться опыта Готовиться к интервью, продумывать вопросы и место для интервью, советоваться с оператором по поводу картинки к сюжету Не быть равнодушным, быть внимательным к герою, успокоить, настроить, не бояться спросить то, чего не знаешь
2 Впитывать все, как губка, самому учиться на практике постигать новую про фессию Быть организованным, заранее продумывать тему и список вопросов, располагать к себе людей и добавлять в сюжет креатива Создавать атмосферу, быть чутким к героям Работать монтажно и в качестве интервьюируемого, более подробно рассказывать о теме своего сюжета
3 Не задавать неподготовленных, глупых, нелогичных вопросов, вызванных незнанием темы, материала, знать тему и уметь организовывать атмосферу на съемках Быть тактичным, сосредоточен ным, сдержи вать импульсивность Максимально осваивать тему, прорабатывать сценарий, находить в сюжете изюминку Расслабленно и непринужденно держаться перед камерой и во время общения с героем, заранее продумывать сценарий мате риала
Продолжение таблицы 1
4 Учиться правильной постановке вопросов, верной организации интервью, журналисткой смелости Ставить голос, писать хоро шие закадровые тексты Задавать себе вопрос: «Для кого и зачем я делаю сюжет?» Продумывать план материала, вопросы к герою
5 Учиться правильно задавать вопросы и находить контакт с людьми Учиться мыслить творчески, быть организатором, уметь работать в коллективе, необходим положительный настрой, выдержка и терпение Следить за своим внешним видом в кадре Не отталкивать спешкой на другой сюжет, заранее подготовиться и договориться с участниками
6 Быть организованным, уметь создать атмосферу, благоприятствующую съемочному процессу - - Продумывать сценарий, вопросы, подавать любой материал «вкусно»
7 - - Готовиться к интервью, быть заинтересован ным в теме, расширять свой кругозор, любить героев
8 - - Уметь настраивать, расслаблять собеседника, ставить четкую задачу перед собой и оператором
9 - - Задавать четкие, короткие вопросы
вернутый, полноценный ответ учащегося). Первый вопрос носил «сортировочный» характер и звучал следующим образом: «Приходилось ли Вам быть участником съемок ТРК «ЮУрГУ-ТВ»?» Утвердительно ответившие на этот вопрос продолжали участие в интервью, студенты, давшие отрицательный ответ, автоматически выбыли из участников эксперимента. Ответ «да» дали 80 респондентов, ответ «нет» - соответственно 20. В число «отсеянных» вошли 18 студентов первого курса, которые по объективным причинам еще не включились в работу телерадиокомпании и двое из студентов-второкурсников. Из тех, кто дал положительный ответ, первокурсников оказалось 12, студентов второго курса - 21, третьего - 21, четвертого - 26.
На второй вопрос: в каком качестве студент участвовал в съемках - 87,5% респондентов-первокурсников ответили, что у них брали интервью студенты-корреспонденты телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ»; 37,5% интервьюируемых выступали экспертами в сюжетах и давали журналистам комментарий происхо-
дящих на их глазах событий. По одному из опрошенных первокурсников приглашались к сотрудничеству в качестве главного героя сюжета, другие участвовали в опросе или постановочных съемках.
50% респондентов второй группы ответили, что у них брали интервью, еще 50% участвовали в съемках на правах комментатора, столько же были задействованы в постановочных съемках, один респондент участвовал в опросе, проводимом корреспондентами телеканала «ЮУрГУ-ТВ».
Комментаторами, главными героями материала и участниками опроса в группе № 3 стали 15 человек. У 100% респондентов этой группы когда-нибудь брали интервью корреспонденты студенческого телеканала, и почти 100% опрошенных в разное время были участниками постановочных съемок для ТК «ЮУрГУ-ТВ».
Ответы студентов четвертого курса, опыт работы которых в студенческой телерадиокомпании значительно больше, распределились следующим образом: больше 50% респонден-
тов давали интервью корреспондентам ТРК; 17 человек из 26 участвовали в постановочных съемках и были главными героями сюжетов коллег; одиннадцать - выступали в качестве экспертов и давали комментарий на ту или иную тему; трое участвовали в опросе. Таким образом, каждый из студентов-старшекур-сников не только сам занимался созданием телевизионных материалов для телеканала, но и выступал в качестве интервьюируемого. Следовательно, взглянул на процесс создания передач «под другим углом».
Следующий вопрос уточняющего и конкретизирующего характера определил круг передач, в съемках которых принимали участие студенты. Интервью десяти из опрошенных первокурсников были включены в событийные сюжеты и репортажи информационной программы «Новости ЮУрГУ». По одному респонденту приняли участие в создании таких передач, как «Молодежный проспект», «Дневник фестиваля “Весна ЮУрГУ”», «АС -астрологический студенческий прогноз».
Половина опрошенных респондентов второй группы принимали участие в создании новостных сюжетов и учебных телефильмов, посвященных факультетам ЮУрГУ. 20% опрошенных из второй группы привлекались корреспондентами телеканала к сотрудничеству в информационно-развлекательных программах «Молодежный проспект» и «Вагон СВ».
100% опрошенных третьей группы принимали участие в съемках сюжетов для программ телеканала «ЮУрГУ-ТВ» в качестве интервьюируемых. Большая часть опрошенных участвовала в съемках программ «Новости ЮУрГУ», а также в учебных тематических передачах.
Двадцать студентов четвертого курса стали «соавторами» информационных сюжетов для программы «Новости ЮУрГУ», большинство респондентов были героями информационноразвлекательной программы «Молодежный проспект», по двое отметили в графе «программы» - несколько тематических передач. Их вышесказанного можно сделать вывод, что наибольшим «спросом» студенты-журналисты пользуются у сверстников при создании информационных программ, которые имеют
строгую периодичность выхода в эфир. Кроме того, множество тем, которым посвящены событийные материалы, часто касаются факультета журналистики, а значит - героями материалов становятся сами студенты-журналисты.
Следующий блок вопросов был посвящен анализу тех профессиональных навыков и умений, которые приобретают студенты в процессе общения с журналистами-сверстниками. Ответы на эти вопросы показывают, замечают ли студенты недочеты и ошибки в работе своих «коллег», принимают ли их к сведению и стараются ли не допускать те же самые ошибки в своей практической деятельности.
Больше половины студентов первого и второго курсов затруднились ответить на этот вопрос. Это объясняется тем, что на начальном этапе погружения в профессию телерадиожурналиста студенты еще не улавливают всех тонкостей процесса общения журналиста с интервьюируемым, а также не хотят отмечать недостатки из-за солидарности к студентам старших курсов. Таким образом, за основу по большей части были взяты пункты, отмеченные студентами третьего и четвертого курса, которые проявили при ответе на этот вопрос большую активность. Среди недостатков, которые увидели студенты в работе студен-тов-журналистов ТРК «ЮУрГУ-ТВ» были отмечены: неумение создать атмосферу на съемочной площадке и неорганизованность. Эти ответы были самыми популярными у опрошенных: «неумение создать атмосферу на съемках» - 25 респондентов, «неорганизованность» - 22. Кроме того, среди недостатков были отмечены неподготовленность (20 респондентов) и нелогичность задаваемых вопросов (13 респондентов).
Пятый, заключительный и подводящий итог всему интервьюированию, многокомпонентный вопрос: «Чему Вы как будущий журналист научились, находясь «по другую сторону» съемки (записи), какие выводы для себя делаете как будущий профессионал?» Этот вопрос требовал от респондента формулировки основных выводов, которые сделал для себя студент, анализируя работу студентов в ТРК «ЮУрГУ-ТВ».
Самым популярным стал ответ «Корреспонденту следует заранее готовить вопросы, ставить их максимально четко и конкретно», такой вариант предложили 8 респондентов из первой группы, 5 респондентов второй, 2 - третьей и 11 респондентов из четвертой группы опрошенных. Следующий вывод, который также был одним из часто упоминаемых - «Быть организованным, смелым, интересным и контактным» - 22 респондента в общей сложности дали этот ответ. Вариант «Настраивать собеседника на беседу, быть внимательным, уважать его, любить своих героев» встречается в анкетах также часто. Пункт «Следует стараться организовывать благоприятную атмосферу на съемочной площадке» был упомянут респондентами 15 раз, такой же результат у вариантов: «Вникать в тему, искать дополнительную информацию», «Заранее продумывать сценарный план материала, ставить четкую задачу перед собой и оператором».
Респонденты второй и третьей групп предложили, что ведущими профессиональными качествами журналиста являются: умение «Писать хорошие закадровые тексты, наличие тембрального, хорошо поставленного голоса, умение следить за своим внешним видом» и «Умение общаться со съемочной группой».
Участниками третьей и четвертой групп были, в свою очередь, предложены два вывода, которые не нашли отражения в ответах первокурсников и второкурсников: умение задавать себе вопрос: «Для кого и зачем я делаю сюжет?» и подробно рассказывать героям о теме своего сюжета. Эти выводы были сделаны студентами старших курсов и не только на основе своего личного опыта, но и на основе знаний, полученных во время прослушивания учебных курсов.
Всеми участниками интервью были сделаны следующие пожелания в работе студентов-корреспондентов ТРК «ЮУрГУ-ТВ»:
• начинающий журналист должен учиться подавать каждый сюжет интересно, не использовать штампы, не делать конвейерной продукции;
• готовить вопросы интервьюируемым заранее, до начала съемок;
• следует вникать в предложенную редактором тему, искать дополнительную информацию до начала съемок.
Специфика предмета исследования определяет научную новизну работы, а именно: впервые предпринята попытка с позиций педагогического общения осмыслить теоретические основы журналистского образования в комплексе с практической частью образовательного процесса в условиях университетских медиаструктур, созданных автором для эффективного обучения и воспитания студентов-журналистов.
В исследовании выявлено, что для журналистского образования как составной части целостной системы высшего профессионального образования характерны следующие общие закономерности:
• во-первых, процесс обучения происходит в условиях определенной ориентированности студентов на получение конкретной профессии (специальности); это влияет на мотивы учения, определяет, как правило, повышенный интерес студентов к специальным предметам и профессиональному обучению;
• во-вторых, процесс обучения строится на основе тесной связи обучения с творческой деятельностью студентов; это определяет общую прикладную направленность учебного процесса, ориентацию на овладение студентами умениями применять знания для решения практических задач, взаимосвязь общих целей умственного развития студентов и целей формирования их профессионального мышления;
• в-третьих, студенты одновременно получают, как правило, общеобразовательную и профессиональную подготовку, что обусловливает необходимость осуществлять учебный процесс на основе их тесной взаимосвязи и взаимозависимости;
• в-четвертых, режим учебного процесса таков, что теоретическое обучение чередуется с производственным [3, с. 13, 14].
Педагогическая ценность таких форм обучения состоит в том, что студенты за время учебы знакомятся со всеми компонентами редакционного труда на телевидении и радио, с различными этапами и формами работы,
участвуют в производственном процессе выпуска теле- и радиопрограмм в эфир, учатся профессионально и критично оценивать свою практическую деятельность.
У студентов формируется понимание того, что современные СМИ развиваются в сложных политических, экономических, культурных условиях. Журналисты должны уметь не только профессионально работать, но и способствовать развитию нравственной основы средств массовой информации, владеть современными технологиями, чувствовать ответственность перед обществом за свою профессиональную деятельность. Такое соотношение теоретической и практической подготовки студентов по направлению «Журналистика» на базе университетской телерадиокомпании ЮжноУральского государственного университета позволяют нам приблизиться к выполнению
главной педагогической задачи - назначению высшего профессионального образования, суть которого в подготовке высококвалифицированных специалистов, способных не только решать сложные профессиональные задачи, но и находить их принципиально новые творческие решения [2].
Сегодня, когда разрабатываются инновационные подходы к проектированию основных образовательных программ по направлению подготовки высшего профессионального образования «Журналистика», такое исследование имеет значение для совершенствования форм и методов профессионального журналистского образования, одной из важнейших задач которого на современном этапе является подготовка высококлассных медиаспециалистов, способных к эффективной работе в СМИ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Климов Е. А. Педагогический труд: психологические составляющие. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 239 с.
2. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонев., А. Г. Пашков и др.; под ред. В. А. Сластенина. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 368 с.
3. Скакун В. А. Организация и методика профессионального обучения: учеб. пособие. М.: ФОРУМ - ИН-ФРА-М, 2007. 336 с.
REFERENCES
1. Klimov E. A. Pedagogicheskiy trud: psikhologicheskiye sostavlyayushchiye. M.: Izdatel’skiy tsentr «Aka-demiya», 2004. 239 s.
2. Pedagogika professional’nogo obrazovaniya: ucheb. posobiye dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy / E. P. Belozertsev, A. D. Gonev., A. G. Pashkov i dr.; pod red. V. A. Slastenina. - 2-e izd., ster. M.: Izdatel’skiy tsentr «Akademiya», 2006. 368 s.
3. Skakun V. A. Organizatsiya i metodika professional’nogo obucheniya: ucheb. posobiye. M.: FORUM - INFRA-M, 2007. 336 s.