Научная статья на тему 'Университетская телерадиокомпания «ЮУрГУ-ТВ» как площадка для создания творческих выпускных квалификационных работ студентов-журналистов'

Университетская телерадиокомпания «ЮУрГУ-ТВ» как площадка для создания творческих выпускных квалификационных работ студентов-журналистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
349
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ТЕЛЕРАДИОКОМПАНИЯ / ТВОРЧЕСКАЯ ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА / СТУДЕНТ-ЖУРНАЛИСТ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / RADIO AND TELEVISION UNIVERSITY COMPANY / CREATIVE RESEARCH WORK / JOURNALISM STUDENT / EDUCATION / PRACTICAL WORK / PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шестёркина Людмила Петровна, Хлызова Александра Александровна

В данной статье рассматривается необходимость организации практической деятельности студентов-журналистов в системе высшего образования. Отмечается, что профессионально-трудовая социализация обеспечивает результативность профессиональной подготовки, особенно подготовки будущих журналистов, так как позволяет им усвоить традиции, нормы и правила поведения, базовые ценности профессии. Об этом свидетельствует организация практической деятельности студентов-журналистов в университетской телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», которая в полной мере соответствует требованиям современного медиапространства. Особое внимание уделяется изучению опыта создания творческой части выпускных квалификационных работ студентов-журналистов на базе университетского телевидения и радиовещания, благодаря чему студенты получают возможность научно осмыслить свою журналистскую практику. В статье представлены общие характеристики творческих выпускных квалификационных работ и требования к ним. Стабильный интерес студентов-журналистов к работе над творческим выпускным квалификационным проектом в ТРК «ЮУрГУ-ТВ» подтверждён статистическими данными. В результате исследования сделан вывод об эффективности, практической и образовательной ценности защит студентами-журналистами творческих выпускных квалификационных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Radio and Television University Company "SUSU-TV" as a Platform for Making Creative Research Works of Journalism Students

In this research paper, the authors consider the necessity of organization of students' practical journalistic work in the system of higher education. They note that professional and labour socialization results in professional training, particularly young journalists' training, as it allows them to assimilate the traditions, norms and rules of behavior and basic values of profession. The organization of journalism students' practical work in the radio and television university company "SUSU-TV" evidences it. This organization meets the requirements of modern mass media. Particular emphasis is put on the study of the experience in making the creative research works based on the university radio and television broadcasting. Moreover, the research paper presents the general characteristics and the requirements to the creative research works. The statistical data confirm a stable interest of journalism students to the creative research project in the radio and television university company "SUSU-TV". The findings prove the efficiency, practical and education value of making creative research works by journalism students.

Текст научной работы на тему «Университетская телерадиокомпания «ЮУрГУ-ТВ» как площадка для создания творческих выпускных квалификационных работ студентов-журналистов»

УДК 378.016:070 + 070.4 + 454.17:070.4 ББК Ч603.249.2 + Ч448.026

Людмила Петровна Шестёркина1,

доктор филологических наук, профессор, Южно-Уральский государственный университет (454080, Россия, г. Челябинск, пр-т Ленина, 76),

e-mail: 250852@mail.ru Александра Александровна Хлызова, кандидат филологических наук, доцент, Южно-Уральский государственный университет (454080, Россия, г. Челябинск, пр-т Ленина, 76), e-mail: klyzova_a.a@mail.ru

Университетская телерадиокомпания «ЮУрГУ-ТВ» как площадка для создания творческих выпускных квалификационных работ студентов-журналистов

В данной статье рассматривается необходимость организации практической деятельности студентов-журналистов в системе высшего образования. Отмечается, что профессионально-трудовая социализация обеспечивает результативность профессиональной подготовки, особенно подготовки будущих журналистов, так как позволяет им усвоить традиции, нормы и правила поведения, базовые ценности профессии. Об этом свидетельствует организация практической деятельности студентов-журналистов в университетской телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», которая в полной мере соответствует требованиям современного медиапространства. Особое внимание уделяется изучению опыта создания творческой части выпускных квалификационных работ студентов-журналистов на базе университетского телевидения и радиовещания, благодаря чему студенты получают возможность научно осмыслить свою журналистскую практику. В статье представлены общие характеристики творческих выпускных квалификационных работ и требования к ним. Стабильный интерес студентов-журналистов к работе над творческим выпускным квалификационным проектом в ТРК «ЮУрГУ-ТВ» подтверждён статистическими данными. В результате исследования сделан вывод об эффективности, практической и образовательной ценности защит студентами-журналистами творческих выпускных квалификационных работ.

Ключевые слова: университетская телерадиокомпания, творческая выпускная квалификационная работа, студент-журналист, образование, практическая деятельность, профессиональная подготовка.

Ludmila Petrovna Shesterkina2,

Doctor of Philology, Professor, South Ural State University (76 Lenin Ave., Chelyabinsk, Russia, 454080), e-mail: 250852@mail.ru Aleksandra Aleksandrovna Khlyzova, Candidate of Philology, Associate Professor, South Ural State University (76 Lenin Ave., Chelyabinsk, Russia, 454080), e-mail: klyzova_a.a@mail.ru

Radio and Television University Company "SUSU-TV" as a Platform for Making Creative Research Works of Journalism Students

In this research paper, the authors consider the necessity of organization of students' practical journalistic work in the system of higher education. They note that professional and labour socialization results in professional training, particularly young journalists' training, as it allows them to assimilate the traditions, norms and rules of behavior and basic values of profession. The organization of journalism students' practical work in the radio and television university company

1 Л. П. Шестёркина - основной автор, разработала и внедрила концепцию телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ» в образовательный процесс, осуществляла научное руководство изучаемых творческих работ студентов-журналистов, участвовала в создании и редактировании текста данного исследования.

2 L. P. Shesterkina is the main author, she has worked out and implemented the concept of radio and television company "SUSU-TV" in the process of education; she has supervised creative research works of students at journalism faculty that are analyzed in this research paper, and she has participated in the process of writing and editing of the text of this research.

© Л. П. Шестёркина, А. А. Хлызова, 2015

51

"SUSU-TV" evidences it. This organization meets the requirements of modern mass media. Particular emphasis is put on the study of the experience in making the creative research works based on the university radio and television broadcasting.

Moreover, the research paper presents the general characteristics and the requirements to the creative research works. The statistical data confirm a stable interest of journalism students to the creative research project in the radio and television university company "SUSU-TV". The findings prove the efficiency, practical and education value of making creative research works by journalism students.

Keywords: radio and television university company, creative research work, journalism student, education, practical work, professional training.

Опыт организации процесса обучения в вузе показывает, что значительная часть отводимого на самостоятельные действия студента времени в основном расходуется на знакомство с учебной литературой и соответствующими источниками сведений и знаний. Вместе с тем в организации образовательного процесса по журналистике нельзя игнорировать возникающие у будущего журналиста потребности в творческой самореализации, а для этого лучшим алгоритмом его учебных действий является непосредственное участие в производстве определённого эфирного продукта. Подобная проблематика всегда остаётся на повестке дня в вузах, осуществляющих подготовку и обучение будущих журналистов, о чём свидетельствуют периодически появляющиеся публикации научного и методического характера [1; 4; 5].

Практическая деятельность является важнейшим элементом профессиональной подготовки студентов-журналистов. Это особенно важно в современных ме-диаусловиях, где серьёзную роль играют практический опыт, навыки и умения работника СМИ. Именно поэтому возрастает необходимость предоставления студентам факультетов журналистики всех возможностей для работы в медиапроизводстве. Структуру профессионального образования в целом и журналистского в частности как педагогической системы составляют взаимосвязанные подсистемы-процессы: профессионально-трудовая социализация, профессиональная подготовка, профессиональное становление личности. Профессионально-трудовая социализация - это совокупность процессов (социальных и педагогических), в разной степени регулируемых и позволяющих будущему работнику, специалисту усваивать систему установок, норм, ценностей, соответствующих осваиваемой социальной роли профессионала [3, с. 23]. В рамках данного процесса в жур-

налистском образовании происходит развитие отношений студента к журналистике и к себе как к журналисту. Он усваивает традиции, нормы и правила поведения, базовые ценности профессии, журналистскую этику, авторское право и т. д.

Результативность профессиональной подготовки, профессионально-трудовой социализации и профессионального развития личности будущего журналиста характеризуется степенью соответствия умений и знаний, приобретённых студентом, социально-экономическим потребностям профессии и общества, которые обеспечивает фундаментальность журналистского образования.

«Фундаментальность образования, -пишут современные теоретики журналистского образования, - должна быть основой всех сторон и этапов подготовки специалиста: общеобразовательной, общепрофессиональной и специальной; в особых формах она должна проявляться и на стадии практического обучения» [2, с. 129].

В связи с этим стоит обратить внимание на то, что в современной теории педагогической науки получило развитие понятие «нестандартизированного компонента профессионально-педагогической компе-тентности»1, которое, по нашему мнению, как раз и позволяет преодолеть мнимое (а порою и специально навязываемое профессиональному сообществу высшей школы) противопоставление теории и практики, обучения и профессиональной деятельности выпускаемых вузами специалистов. Преодоление подобного обстоятельства и является одной из особенностей организации журналистского образования в ЮУрГУ, которая реализуется в эмпирике образовательной и производственной деятельности соответствующих структур вуза.

1 Понятие введено в научный оборот А. Г. Берму-сом. См.: Бермус А. Г. Управление качеством профессионально-педагогического образования: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. Ростов н/Д.: 2003. С. 24.

Телерадиокомпания «ЮУрГУ-ТВ», созданная в Южно-Уральском государственном университете (г. Челябинск) в 2004 г., сегодня активно развивается и является главной производственной площадкой для практической подготовки студентов факультета журналистики Южно-Уральского государственного университета [7, с. 230]. Студенты-журналисты получают здесь знания, необходимые для практической работы на телевидении и радио, реальные навыки, позволяющие воплощать на телевизионном экране и в радиоэфире их творческие замыслы, и профессиональный опыт по созданию разных видов телерадиопрограмм в разных жанрах. Благодаря телерадиокомпании студенты качественно и эффективно усваивают учебные программы таких дисциплин, как «Событийная телерадиоинформация», «Теория и методика теле- и радиожурналистики», «Информационная редакция телерадиовещания» и многих других, потому что в условиях реального телевизионного и радиопроизводства теоретический материал превращается в практический, наработанный самостоятельно и поэтому глубоко осознанный будущими журналистами [6, с. 170]. И главное - телерадиокомпания позволяет студентам претворить в жизнь их творческие идеи и выступить автором собственных телерадиопроектов, которые становятся основой их практической выпускной квалификационной работы. Такой подход к обучению студентов-журналистов предельно актуализирован требованиями современного медиапростран-ства, где журналистам необходимо чётко понимать, для кого они работают, к какому результату стремятся и что необходимо использовать для достижения этого результата и удовлетворения потребностей их целевой аудитории. Осознание этих важнейших аспектов профессиональной деятельности журналистов формируется именно благодаря самостоятельной работе над творческим выпускным квалификационным исследованием (ВКР), в рамках которого студенты получают возможность научно осмыслить свою журналистскую практику.

Каждая выпускная квалификационная работа студентов-журналистов должна представлять собой логически завершённое самостоятельное научное исследование, связанное с решением задач того вида (видов) деятельности, к которому готовится специалист. Логическая завершён-

ность данной работы подразумевает её целостность и внутреннее единство, взаимосвязанность цели, задач, используемых методов, структуры, полноты, результатов исследования. Самостоятельность выпускной квалификационной работы предполагает её оригинальность, принципиальную новизну приводимых материалов и результатов или концептуально новое обобщение ранее известных материалов и положений. Успешная защита ВКР свидетельствует о достаточном уровне профессиональной подготовки выпускника и о его творческой самостоятельности.

Целью выпускной квалификационной работы является систематизация и углубление теоретических знаний и практических навыков, полученных студентом при изучении социально-экономических, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, предусмотренных Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Журналистика». Специфика выпускной квалификационной работы журналистов заключается в применении теоретических основ для понимания, анализа и синтеза актуальных проблем теории, практики, истории журналистики и разновидностей СМИ. Также она заключается в их глубокой теоретической разработке, самостоятельной постановке этих проблем и выборе различных теорий и методов для решения задач исследования, в том числе междисциплинарных, что не противоречит принципам теории и методологии журналистики. Данная специфика обусловливает задачи выполнения выпускной квалификационной работы студентами-журналистами:

- интеграция теоретических знаний и практических навыков журналистской деятельности;

- развитие у журналистов умения критически оценивать и обобщать теоретические положения, использовать современные методы и подходы при решении актуальных проблем медиасреды;

- формирование навыков планирования и проведения научного исследования, обработки научной информации, анализа, интерпретации и аргументации его результатов;

- развитие способности применять научные и методологические знания при решении профессиональных задач, разра-

батывать научно обоснованные рекомендации и предложения для совершенствования деятельности СМИ;

- вырабатывание навыков презентации, публичной дискуссии и защиты полученных научных результатов, разработанных предложений и рекомендаций.

Реализация данных задач позволяет обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки выпускника, обучающегося по направлению «Журналистика», его творческую самостоятельность и индивидуальность. Именно эти аспекты в полной мере реализуются при подготовке творческих выпускных квалификационных работ. Поэтому современные студенты факультетов журналистики часто выбирают работу над творческом выпускным квалификационным проектом, основной целью которого является создание законченных, сделанных по собственным сценариям журналистских произведений, наглядно демонстрирующих уровень профессиональной подготовленности их авторов, творческий потенциал, умение оценивать и анализировать свои материалы, используя в качестве исходной базы полученные теоретические, общепрофессиональные и специально-профессиональные знания. Именно практическая часть выпускной квалификационной работы даёт реальное представление об уровне профессиональной подготовки выпускника, его творческом потенциале, умении соотносить и практически использовать в собственной журналистской практике полученные в университете теоретические знания.

Учитывая, что основу практической части выпускной квалификационной работы составляют журналистские материалы, подготовленные выпускником, для него очень важно создавать эти материалы на таких производственных площадках, где в полной мере может реализоваться творческий потенциал автора. Также подготовленные выпускником материалы должны отвечать социальным и редакционным требованиям, соответствовать теории журналистики и ключевым журналистским принципам, а также выводам и обобщениям, полученным в теоретическом исследовании этих материалов. Особенно важно, насколько такие выводы и обобщения полезны для решения профессионально-творческих задач. Следовательно, условия работы на производственной площадке также должны соответствовать теоретическим и практиче-

ским принципам журналистики, а не противоречить им, что случается в некоторых редакциях профессиональных СМИ. Поэтому телерадиокомпания «ЮУрГУ-ТВ», будучи университетским подразделением, где теория телерадиожурналистики тесно взаимодействует с практикой, является идеальной площадкой для подготовки творческих выпускных квалификационных работ студентов-журналистов.

Телерадиокомпания «ЮУрГУ-ТВ» обладает рядом преимуществ, которые позволяют будущим журналистам полностью реализовать свои творческие замыслы в выпускных квалификационных работах. К таковым относятся:

- развитая и постоянно обновляемая материально-техническая база. Технологический уровень телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ» полностью соответствует требованиям современного медиапроизвод-ства и даёт возможность работать на новейшем оборудовании;

- телерадиокомпании с факультетом журналистики ЮУрГУ и кафедрой «Средства массовой информации», в результате которого реализация учебных проектов в рамках учебных дисциплин происходит в режиме работы телерадиокомпании и в строгой согласованности с учебными планами и графиком телевизионного и радиопроизводства. Это позволяет студентам, их научным руководителям и руководству телерадиокомпании понимать специфику создания творческого проекта для выпускного квалификационного исследования и учитывать её в процессе практической работы над ним;

- открытость руководства телерадиокомпании к творческим проектам студентов и возможность реализовать их в ходе учебного процесса;

- строгий контроль работы студента над творческой частью выпускного квалификационного исследования как со стороны научного руководителя и выпускающей кафедры, так и со стороны руководства и редакторов телерадиокомпании, которые трудятся согласованно и предъявляют к студенту единые требования;

- функционирование телерадиокомпании осуществляется на основании теоретических, обще- и специально-профессиональных принципов телевизионной и радиожурналистики, на основании которых осуществляется профессиональная реф-

лексия автора. То есть в процессе создания творческого проекта студент понимает, как он его будет анализировать, что позволяет избежать несогласованности между теорией и практикой.

Данные преимущества предоставляют студентам широкий спектр возможностей, среди которых творческая самореализация, чёткое понимание требований к его практической деятельности, единство подходов, профессиональная работа без отрыва от учебного процесса, журналистский опыт, развитые профессиональные навыки и, конечно, творческое удовлетворение от процесса создания собственных телера-диоматериалов, тематическое и жанровое своеобразие которых определяет сам студент. Поэтому будущие журналисты проявляют стабильный интерес к работе над творческим выпускным квалификационным проектом в ТРК «ЮУрГУ-ТВ».

Рассмотрим количественные данные о творческих выпускных квалификационных работах, созданных в ТРК «ЮУрГУ-ТВ» с 2007 по 2015 гг. Этот временной промежуток обусловлен тем, что первый выпуск студентов-журналистов, использовавших возможность создавать свои творческие ВКР в ТРК «ЮУрГУ-ТВ», состоялся в 2007 учебном году. Ниже представлено соотношение числа студентов и количества подготовленных ими творческих ВКР (см. рис. 1).

Рис. 1. Соотношение количества творческих ВКР с количеством студентов в академических группах с 2007 по 2015 гг.

Согласно данным, представленным на рис. 1, процесс создания творческих проектов в ТРК «ЮУрГУ-ТВ» не является устойчивым. Предполагается, что это объясняют следующие причины:

- активность/пассивность студентов академической группы в целом;

- готовность/неготовность к серьёзной научной и практической работе;

- стремление/нежелание продемонстрировать свой творческий потенциал;

- стимулирование интереса к практической ВКР научными руководителями, их поддержка и помощь студентам в их творческих начинаниях;

- активное развитие процессов конвергенции, в связи с которыми распространяется создание творческих проектов в Интернете.

Особое место в системе подготовки выпускных квалификационных исследований по журналистике занимает создание коллективных творческих ВКР, являющееся образовательным нововведением кафедры СМИ. Впервые эта идея была реализована в 2012 учебном году - 6 студентов группы ФЖ-511 сделали ток-шоу «Телевизионный журналист XXI века: какой он?», и этот телевизионный продукт стал общей частью практического выпускного квалификационного исследования, а каждый из студентов изучил отдельные его теоретические аспекты.

Стоит отметить, что на рис. 1 представлены данные только по студентам очной формы обучения. Это обусловлено тем, что за 7-летний период защит творческих ВКР только лишь одна студентка заочной формы обучения подготовила практический проект в ТРК «ЮУрГУ-ТВ» -это Ольга Марусеева, студентка группы ФЖ-621 2006-2007 учебный год. Созданный ею фильм назывался «Специфика деятельности университетского телеканала» и был посвящён работе ТРК «ЮУрГУ-ТВ». Среди других студентов заочной формы обучения были те, кто представлял творческие ВКР, но они были произведены в других телерадиокомпаниях.

Таким образом, согласно количественным данным о производстве практических журналистских проектов в ТРК «ЮУрГУ-ТВ», как правило, примерно треть студентов академических групп ежегодно создаёт в университетской телерадиокомпании свои творческие ВКР. Исключение составляет лишь 2012 учебный год, и это во многом обусловлено участием студентов в коллективном творческом проекте.

Теперь обратимся к жанрово-темати-ческому своеобразию практических выпускных квалификационных работ, созданных в ТРК «ЮУрГУ-ТВ». Исходя из данных, представленных на рис. 2, становится понятно, что спектр жанров и тематик, выбираемых будущими журналистами, довольно широк.

п % с развлекательные программы

Рис. 2. Жанрово-тематическое своеобразие ВКР, созданных в ТРК «ЮУрГУ-ТВ»

Анализ творческих ВКР показал, что наиболее распространённой темой является образовательная - за 8 лет к ней обращались 21 % выпускников. Среди них ВКР Наталии Фоминой «Роль образовательных программ в формировании ценностных ориентаций молодёжи», в рамках которой студентка создала программу «Прочтение» (2009 учебный год); ВКР Надежды Масловой «Использование элементов художественной образности в образовательных телепрограммах телеканала "ЮУрГУ-ТВ" (на примере передачи "Уроки искусства")» (2010 учебный год); ВКР Натальи Петуниной «Лексические особенности литературного сценария образовательной телепрограммы (на примере программ "С русского на русский")» (2011 учебный год). Кстати, созданная Наталией Фоминой программа «Прочтение» стала основой не только для её творческой ВКР, но и базой для двух творческих выпускных квалификационных работ.

На втором месте находятся практические ВКР, в которых осмысливается деятельность телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ». Конечно, в каждом проекте, подготовленном в телерадиокомпании, изучаются особенности её функционирования, однако данная тематика предполагает создание отдельного фильма или видеоролика о её деятельности. К таким относятся творческие ВКР Светланы Новосельцевой «Специфика телевизионного марафона на студенческом телевидении» (2009 учебный год) и Эльвиры Сапранковой «Трансформация образа телеведущего в зависимости от формата программы» (2014 учебный год). Всего о работе ТРК «ЮУрГУ-ТВ» создано 12 % творческих выпускных квалификационных работ.

На третьем месте по распространённости находятся творческие проекты в жанре очерка, а также о специфике раз-

влекательных или спортивных телепередач - в данных жанрово-тематических направлениях студентами факультета журналистики выполнено по 11 % ВКР. Несколько творческих выпускных квалификационных работ посвящены телепрограмме «Молодёжный проспект». Это ВКР Юлии Абдулиной «Информационно-развлекательная телепрограмма "Молодёжный проспект" как единица вещания телеканала "ЮУрГУ-ТВ"»; ВКР Анны Дугиной «Специфика проблемного репортажа в телепрограмме "Молодёжный проспект"» (обе работы созданы в 2009 учебном году); ВКР Татьяны Тучковой «Создание портрета героя в эфире молодёжного телевидения (на примере телепрограммы "Молодёжный проспект")» (2012 учебный год). Специфика спортивных телепрограмм рассматривалась в творческих ВКР Евгения Михайлова «Структурно-тематические особенности спортивной программы» (2007 учебный год); ВКР Марины Максимовой «Обозрение как жанр спортивной тележурналистики (на примере программы "ЮУрГУ-спортивный")» (2009 учебный год) или в ВКР Светланы Савинковой «Популяризация спорта на студенческом телевидении (на примере программы "Формула спорта")» (2014 учебный год). Разные тематические очерки стали творческим продуктом в результате создания ВКР Натальи Володенковой «Портретный юбилейный телеочерк: ресурсы телевизионной выразительности (на примере очерка "Вся жизнь - телевидение")» (2009 учебный год); Офели Мирибян «Роль и место автора в исследовательском очерке (на примере очерка "С чего начинается Родина")» или Елены Сакаевой «Особенности композиционного построения телевизионного портретного очерка (на примере видеофильма "Балерина")» (обе ВКР 2010 учебного года).

Далее в порядке убывания: творческие выпускные квалификационные проекты на музыкальную тематику (9 %), на тему культуры, социальные проекты или проекты для специальной аудитории (по 7 %) и ВКР о специфике подготовки новостей (4 %).

Анализ жанрово-тематического своеобразия творческих выпускных квалификационных проектов, подготовленных в ТРК «ЮУрГУ-ТВ», подтверждает, что в университетской телерадиокомпании студентам

предоставляются все возможности для творческой самореализации. В результате созданные практические выпускные квалификационные работы получаются самостоятельными, завершёнными, продуманными до мелочей и научно осмысленными выпускниками.

Важно отметить, что в течение всего периода создания творческих ВКР на базе университетского телевидения уровень качества подготовки творческих ВКР год от года повышался. К примеру, если в 2009 учебном году выпускникам помимо практической части было достаточно подготовить лишь одну теоретическую главу, дополненную расшифровкой сценариев собственных телерадиоматериалов, то в 2011 учебном году некоторые студенты свою практическую часть сопровождали уже более глубоким теоретическим исследованием, состоящим из двух глав; а в 2014 учебном году большинство авторов творческих ВКР добавили к этому объёму работы ещё одну часть - исследователь-ско-практическую, что, безусловно, придаёт ВКР дополнительную убедительность и достоверность, демонстрирует высокий уровень профессиональной рефлексии и качество научной и практической подготовки выпускников.

Однако необходимо подчеркнуть, что при оценке практической выпускной квалификационной работы учитывается не столько её объём, сколько качество представленных к защите телевизионных и радиоматериалов. Определяющими для оценки являются следующие критерии:

- актуальность, новизна и самостоятельность в выборе и разработке темы;

- умение раскрыть проблемную ситуацию, разобраться в сути явления;

- нравственно-этическая, правовая и гражданская позиция автора;

- оригинальность творческого замысла и мастерство его исполнения;

- владение жанром: точный выбор, соответствующий авторской творческой задаче, следование основным жанрово-сти-листическим требованиям в организации фактической основы публикации, в системе аргументации, выводах и обобщениях;

- соответствие литературной формы и содержания: композиционное построение, использование выразительных средств языка.

К телевизионным и радиопередачам, кроме перечисленных, предъявляются следующие требования:

- сюжетная ясность и текстовая динамичность информационных материалов;

- умелое использование специфических выразительно-изобразительных средств телевидения и радио (изображения, слова и звука): ясность и яркость изображения, соотношение видео/аудио и слова, выразительность звукового оформления телерадиопередач;

- уровень художественной выразительности, создание документальной образности.

Как показывает практика защит творческих выпускных квалификационных работ студентов факультета журналистики ЮУрГУ, подготовленных в ТРК «ЮУрГУ-ТВ», все эти практические работы соответствовали представленным критериям. Выпускники создали по-настоящему профессиональные телевизионные и радиоматериалы, в которых в полной мере отражалась их творческая индивидуальность, способность использовать теоретические знания в профессиональной деятельности, уверенное применение средств художественной выразительности телеэкрана/радиоэфира и понимание результата своей журналистской работы. В целом выпускные квалификационные исследования этих студентов отличаются добротностью научного аппарата и безусловной грамотностью, представляют собой логически завершённые самостоятельные научные работы, связанные с решением задач телевизионного и радиопроизводства. Высокий уровень профессиональной подготовки студентов факультета журналистики ЮУрГУ и их творческих ВКР подтверждается их востребованностью работодателями: 90 % выпускников журфака нашего университета работают по специальности и многие из них уже занимают руководящие должности. Таким образом, создание практических выпускных квалификационных работ в ТРК «ЮУрГУ-ТВ» обеспечивает студентам-журналистам необходимую профессиональную подготовку, формирует специальные навыки и развивает их творческий потенциал и самостоятельность, что очень важно для успешной работы в условиях современного медиапространства.

Список литературы

1. Жуковский А. Н. Опыт или знания: учиться, учиться и снова учиться? // Журналистика и мир образования. СПб., 2007. С. 143-148.

2. Инновационные подходы к проектированию основных образовательных программ по направлению подготовки высшего профессионального образования «Журналистика» / под ред. Я. Н. Засурского. М.: МГУ, 2007. 272 с.

3. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. вузов / под ред. В. А. Сластёнина. М.: Академия, 2008. 368 с.

4. Румянцев П. С. Универсализация, специализация и индивидуализация журналистского образования как факторы профессионального успеха выпускников // Журналистика и мир образования. СПб., 2007. С. 182-188.

5. Современный журналист: кто, где и как должен его готовить: материалы круглого стола // Преподаём журналистику: взгляды и опыт. СПб., 2006. С. 142-151.

6. Хлызова А. А. Формирование профессиональных представлений журналиста в рамках дисциплин специализаций // Актуальные вопросы современных подходов к самостоятельной работе студента в высшей школе: сб. ст. регион. науч.-метод. конф. / А. И. Сидоров [и др.]. Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2010. Т. 1. С. 169-173.

7. Шестёркина Л. П. Специфика подготовки творческих квалификационных работ при обучении журналиста-профессионала // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. Челябинск, 2009. Вып. 1. С. 230-238.

References

1. Zhukovskii A. N. Opyt ili znaniya: uchit'sya, uchit'sya i snova uchit'sya? // Zhurnalistika i mir obrazovaniya. SPb., 2007. S. 143-148.

2. Innovatsionnye podkhody k proektirovaniyu osnovnykh obrazovatel'nykh programm po napravleniyu podgotovki vysshego professional'nogo obrazovaniya «Zhurnalistika» / pod red. Ya. N. Zasurskogo. M.: MGU, 2007. 272 s.

3. Pedagogika professional'nogo obrazovaniya: ucheb. posobie dlya stud. vuzov / pod red. V. A. Slastenina. M.: Akademiya, 2008. 368 s.

4. Rumyantsev P. S. Universalizatsiya, spetsializatsiya i individualizatsiya zhurnalistskogo obrazovaniya kak faktory professional'nogo uspekha vypusknikov // Zhurnalistika i mir obrazovaniya. SPb., 2007. S. 182-188.

5. Sovremennyi zhurnalist: kto, gde i kak dolzhen ego gotovit': materialy kruglogo stola // Prepodaem zhurnalistiku: vzglyady i opyt. SPb., 2006. S. 142-151.

6. Khlyzova A. A. Formirovanie professional'nykh predstavlenii zhurnalista v ramkakh distsiplin spetsializatsii // Aktual'nye voprosy sovremennykh podkhodov k samostoyatel'noi rabote studenta v vysshei shkole: sb. st. region. nauch.-metod. konf. / A. I. Sidorov [i dr.]. Chelyabinsk: Izd. tsentr YuUrGU, 2010. T. 1. S. 169-173.

7. Shesterkina L. P. Spetsifika podgotovki tvorcheskikh kvalifikatsionnykh rabot pri obuchenii zhurnalista-professionala // Vestn. Chelyab. gos. ped. un-ta. Chelyabinsk, 2009. Vyp. 1. S. 230-238.

Статья поступила в редакцию 28.09.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.