О РОЛИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНООРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
ABOUT A ROLE OF SOCIOLOGICAL MONITORING IN DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL-FOCUSED TRAINING TO A
FOREIGN LANGUAGE
УДК 316:372.881.1
Л.С. КРАВЧУК,
доцент
(Белгородский юридический институт МВД России)
Аннотация: в статье рассматривается вопрос социологического мониторинга как одного из инструментов личностно ориентированного обучения иностранному языку.
Ключевые слова: профессиональное образование, мониторинг качества образования, менеджмент качества.
L.S. Kravchuk, HoD of foreign languages, the senior lecturer, the Belgorod law institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Abstract: The article deals with the question of sociological monitoring as one of the instruments of the personal focused training to a foreign language.
Keywords:vocational training, monitoring of education quality, quality management.
В настоящее время очевидна необходимость внедрения в вузы новых технологий управления качеством профессионального образования. В связи с этим встает вопрос о создании системы постоянного мониторинга качества образования, который, наряду с экспертными оценками, предполагает различные исследования мнения потребителей образовательных услуг: абитуриентов, родителей, студентов, выпускников, работодателей, служб занятости и т.д. В целом же изучение проблемы качества образования - это многопрофильное, системное исследование, опрос студентов является его обязательной частью, в определенной мере проясняющей проблему качества образования.
Социологические опросы абитуриентов, студентов и выпускников прямо связаны с проблемой качества образования, которая включает в себя два важнейших аспекта. Во-первых, это качество конечного результата
«Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя» (Иоганн Вольфганг Гете)
образовательного процесса - уровень знаний и умений выпускников, соответствующий государственным стандартам по специальности. Во-вторых, это создание системы вузовского обеспечения качества образования, менеджмента качества. Эта система должна включать в себя постоянную работу, направленную на совершенствование профессиональных образовательных программ и методик обучения, обеспечение современного информационно-технологического и материально-технического оснащения учебного процесса. Менеджмент качества образования ставит задачу совершенствования педагогической и научной деятельности вуза, повышения квалификации педагогических и научных кадров, отслеживания уровня подготовки абитуриентов вуза и т.д.
Независимо от развития образовательных и информационных технологий роль преподавателя сегодня очень велика. Оценка качества деятельности профессорско-пре-
2013'1
подавательского состава - важная часть системы оценки качества образовательного процесса в вузе. Она позволяет получить объективную информацию о состоянии деятельности преподавателей; установить степень соответствия ее содержания и качества требованиям, зафиксированным в Уставе высшего учебного заведения; выявить положительные и отрицательные тенденции; установить причины повышения или снижения качества деятельности преподавателей в различные периоды их работы.
Опираясь на системный менеджмент, качество нужно не только обеспечивать, но эффективно им управлять и постоянно повышать. В процессе оценивания качества педагогической деятельности преподавателей проводится следующий комплекс мероприятий:
- оценка качества деятельности преподавателя коллегами в составе экспертных комиссий, создаваемых методическим советом вуза;
- оценка качества деятельности преподавателя на кафедре в процессе взаимопосе-щений и посещений занятий заведующим кафедрой;
- оценка качества деятельности преподавателя независимыми экспертами инспекторской службы учебного отдела;
- оценка качества деятельности преподавателя в процессе проведения конкурса педагогического мастерства;
- оценка качества деятельности преподавателя, осуществляемая студентами по методике «Преподаватель глазами студента».
Мнение обучающихся имеет существенное значение при оценке качества такой сферы деятельности преподавателей вузов, как педагогическая, так как именно они испытывают на себе ее воздействие и являются партнерами педагога в образовательном процессе. Важнейшим вопросом является процедура изучения мнений студентов путем анкетирования через определенные промежутки времени после окончания учебного курса.
Сложность оценки качества деятельности преподавателя вуза заключается, во-первых, в том, что она многогранна и включает в себя такие сферы, как педагогическая, научноисследовательская, методическая, организационно-управленческая, общественная. Во-вторых, кто бы ее ни оценивал - сам преподаватель, его коллеги, руководители, студенты или эксперты, - практически невозможно избежать субъективизма отде-
льно взятых оценок. Снизить субъективизм оценки можно лишь за счет сопоставления оценок разных субъектов, разграничения их компетенций и обоснованности системы критериев и показателей. Вместе с тем и сам субъективизм является важным фактором, заслуживающим выявления, изучения и учета в педагогическом процессе.
В настоящее время во многих вузах России проводится мониторинг качества образовательных услуг, в том числе и по иностранному языку. Он предполагает организацию многоуровневого контроля качества обучения, нацелен на постоянное, своевременное улучшение его процессов благодаря их регулярному и объективному измерению. В проведении мониторинга ещё не сложились определенные тенденции, стереотипы. Одним из инструментов мониторинга качества образовательных услуг является социологический опрос участников образовательного процесса, в первую очередь студентов. Мониторинг позволяет определить учебные и профессиональные потребности студентов и оценить степень взаимодействия преподавателей и студентов в учебном процессе по иностранному языку. В настоящее время профессиональная ориентация в современном обучении иностранному языку - приоритетное направление. Одним из требований профессионально ориентированного обучения иностранному языку является то, что оно должно учитывать профессиональные и учебные потребности обучающихся в языковой подготовке, их стремление овладеть иностранным языком с целью использования в будущей профессиональной деятельности.
В этом смысле результаты социологического мониторинга обучающихся способствуют выполнению требования времени - осуществление компетентностного подхода в обучении. Новый этап в развитии методики практикоориентированного обучения иностранному языку продиктован сегодня необходимостью привести обучение иностранному языку в вузах неязыковых специальностей в соответствие с потребностями общества и конкретными видами профессиональной деятельности их выпускников. При совершенствовании профессионально ориентированного обучения иностранному языку особое внимание следует обращать на удовлетворение личностных и профессиональных потребностей обучающихся. Для определения данных потребностей целесообразно осуществить опрос выпускников и студентов
вуза. Студент является активным участником совместной с педагогическим коллективом деятельности по получению высшего образования и имеет право участвовать в оценке образовательной деятельности.
Преподаватель заинтересован в том, чтобы лучше узнать своих студентов, понять их потребности и принять во внимание их предложения относительно совершенствования системы преподавания иностранных языков и модернизации как курса обучения, так и учебных материалов по иностранному языку.
Анализ результатов социологических опросов проводится в целях:
1) уточнения стратегии обучения;
2)уточнения задач преподавателей кафедры в связи с разработкой курса обучения иностранному языку и его методического обеспечения.
Преподавателей интересуют критические взгляды выпускников и студентов на организацию курса обучения иностранному языку, на содержание учебных материалов, на формы проводимых учебных занятий, на методические приемы управления учебной деятельностью, на использование технических средств в учебном процессе.
При проведении анкетирования могут быть использованы современные информационно-коммуникационные технологии. Для обеспечения репрезентативного участия анкетирование следует проводить в анонимной форме. Данные, вводимые при заполнении анкеты, фиксируются в файле, который отправляется на данный электронный адрес. Автоматизация процесса анкетирования способствует как его быстрому проведению, так и осуществлению компьютерной обработки полученных данных и последующему статистическому анализу результатов в сжатые сроки.
При составлении анкеты учитываются следующие аспекты деятельности преподавателя, которые соответствуют признакам качества: социально-профессиональный, функционально-ролевой, этико-психологический, индивидуально-типологический.
Анкета «Преподаватель глазами студентов» отражает специфику предмета «Иностранный язык», содержит 4-5 основных вопросов и 2 поля для ввода студентами комментариев относительно деятельности преподавателя и деятельности кафедры иностранных языков. Обучающимся предлагается оценить деятельность преподавателя по десятибалльной шкале, а комментарии
давать в свободной форме, что позволит получить замечания и предложения о широком круге вопросов, связанных с организацией учебного процесса.
Вопросы анкеты позволят узнать мнения обучающихся: об умении преподавателя кафедры ясно и доступно излагать материал, вызывать интерес к изучению иностранного языка и поддерживать его, об объективности процесса оценивания иноязычных знаний и умений обучающихся, о доброжелательности и тактичности преподавателей в отношении к ним и т.д. Можно включить вопрос, который позволит определить, в достаточной ли мере преподаватели обучают студентов приемам самостоятельной работы с языковым материалом, которым они должны овладеть с целью изучения иностранного языка (использование справочной учебной литературы, приобретение навыков самоконтроля и самокоррекции и т.д).
При статистическом анализе результатов анкетирования по каждому из вопросов учитывается средний балл. Кроме того, вычисляется средний балл в целом по всем вопросам анкеты. Обобщенные данные оценки деятельности преподавателей кафедры, изложенные обучающимися в комментариях, сообщаются в корректной форме каждому преподавателю.
Социологический мониторинг дает возможность не только оценить научный и профессиональный потенциал кафедры глазами обучающихся, но и предоставляет большой и ценный объем информации, изучение которой позволяет определить задачи модернизации учебного процесса по дисциплине. Анкетирование позволяет критически пересмотреть содержание разделов курса иностранного языка, помогает обнаружить участки в курсе обучения, требующие корректировки, а иногда и переработки.
Проведение мониторинга качества обучения позволяет осуществлять поэтапный контроль успешности достижения обучающимися намеченного уровня обученности по иностранным языкам, определять причины возможного снижения качества обучения языковой подготовке и вовремя устранять их.
В целях повышения качества языковой подготовки рекомендуется регулярное проведение социологического мониторинга, предполагающего разработку разных форм опросов курсантов с целью наблюдения за развитием их личностных характеристик, за приобретением ими учебных умений, для анализа их оценки учебного процесса как
2013'1
потребителей образовательных услуг и т. д. твенно включены в учебный процесс, явля-
Учет полученных данных опроса, безусловно, ются его активными, заинтересованными
поможет преподавателям совершенствовать участниками. В силу этих причин изучение
организацию учебного курса по иностран- удовлетворенности/неудовлетворенности
ным языкам и обновлять его. студентов и выпускников процессом обуче-
Социологический мониторинг следует ния, т.е. ориентация на непосредственного
рассматривать как один из инструментов потребителя образовательных услуг, явля-
личностно ориентированного обучения инос- ется в настоящее время актуальной задачей
транному языку. Обучающиеся непосредс- менеджмента качества.
Литература
1. Беляева, Г. Ф. Опросы «Преподаватель глазами студента» как инструмент совершенствования управления учебным процессом в вузе / Г. Ф. Беляева, А. С. Царенко // Государственное управление. Электронный вестник. № 32. Июнь 2012.
2. Беляева, Г. Ф. Опрос выпускников ФГУ 2011 года «Преподаватель глазами студента» / Г. Ф. Беляева, А. С. Царенко // Государственное управление. Электронный вестник. №28. Сентябрь 2011. Рег. № Эл. 77-6880.
3. Гаспаришвили, А. Т. Значение социологических исследований для управления учебным процессом. Методика преподавания философии: проблемы перестройки / А. Т. Гаспаришвили', под ред. Г. Ф. Беляевой, И. Я. Кантерова, Г. В. Платонова. - М., 1991. С.168-169.
4. Запесоцкий, А. С. Преподаватель глазами студента. Об изучении мнений студентов о качестве педагогической деятельности преподавателя / А. С. Запесоцкий, Л. А. Санкин, С. В. Викторенкова. Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. URL: http://www.logosbook. ru/V0S/09_2007/28-32. pdf. С. 29-30.
СОБЛЮДЕНИЕ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО
ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
PERSUADING CONDITIONS OF MULTI-CULTURAL COMPETENCE FORMATION AT FOREIGN LANGUAGES
УДК 316.772:372.881.1
Б.Н. СЕЛИН,
кандидат педагогических наук;
И.А. СЕЛИНА
(Белгородский юридический институт МВД России)
Аннотация: авторы статьи предлагают этапы формирования поликультурной компетентности курсантов вузов МВД России в процессе изучения иностранного языка; рассматривают условия, которые способствуют эффективности реализации этого процесса.
Ключевые слова: педагогические условия, поликультурная компетентность, иностранный язык, курсант, поликультурная среда.
Selin B.N., Candidate of Science (Education), Senior Teacher, Foreign Languages Chair, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia;
Selina I.A., Teacher, Foreign Languages Chair, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Abstract: The authors of the article propose the stages of multi-cultural competence formation of police students in the frame of a foreign language study; deal with conditions which foster the