КУЛЬТУРОЛОГИЯ МЕДИА CULTURAL MEDIA
Знак: проблемное поле медиаобразования. 2024. № 3 (53). С. 99-107 elSSN 2949-3641; ISSN 2070-0695 (print). Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2024;3(53): 99-107. elSSN 2949-3641; ISSN 2070-0695 (print).
Научная статья УДК 316.776
DOI 10.47475/2070-0695-2024-53-3-99-107
СПЕЦИФИКА МЕДИЙНОЙ ГИПЕРЛОКАЛЬНОСТИ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ПАМЯТНИКА АРКАИМ
Андрей Владимирович Сафонов
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье обосновывается возможность восприятия ландшафта археологического памятника Аркаим а) в качестве медиатекста, где находит отражение феномен литературности; б) в качестве гиперлокального медиа. При этом помимо территориального критерия медийной гиперлокальности рассматривается и тематико-функциональный критерий. Высказывается предположение о том, что второму критерию соответствует медиа, контент которого а) локализован в подчеркнуто узкой тематике, представленной в нескольких устойчивых подтематических аспектах; б) направлен не столько на обобщенное информирование, сколько на решение актуальных для представителя аудитории прикладных задач гуманитарного или иного свойства. Выраженная и максимально конкретизированная функциональность отличает гиперлокальное медиа (по тематико-функциональному критерию) от специализированного или обычного узкотематического. Утверждается, что тематика Аркаима как медиа делится на своеобразные рубрики - четкие и устойчивые подтематические грани (в их числе история как наука, «место силы» и др.), в плоскостях которых реализуются разные функции - от просвещения до поиска идентичности. В статье также обозначаются источники проблем репрезентации Аркаима в традиционных медиа, а также возможные пути их решения. На примере Аркаима рассматривается потенциал гиперлокальности в качестве условия выполнения тем или иным медиа своей социальной и ценностноформирующей функции.
Ключевые слова: Аркаим, археологический памятник, гиперлокальные медиа, литературность, образ, система образов, меморативный ландшафт
Благодарности: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (совместно с органами власти Челябинской области) № 23-18-20098, https://rscf.ru/project/23-18-20098, проект «Материализованная идентичность: конструирование памяти в социально-экономической перспективе (на примере археологического памятника Аркаим)».
Для цитирования: Сафонов А. В. Специфика медийной гиперлокальности археологического памятника Аркаим // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2024. № 3 (53). С. 99-107. doi: 10.47475/2070-06952024-53-3-99-107
Original article
SPECIFICITY OF MEDIA HYPERLOCALITY OF THE ARCHAEOLOGICAL MONUMENT ARKAIM Andrey V. Safonov
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia, [email protected]
Abstract. The article substantiates the possibility of perceiving the landscape of the archaeological site Arkaim a) as a media text,
where the phenomenon of literariness is reflected; b) as a hyperlocal media. At the same time, in addition to the territorial criterion of media hyperlocality, the thematic-functional criterion is also considered. It is suggested that the second criterion corresponds to media, the content of which a) is localized in an emphatically narrow topic, presented in several stable sub-thematic aspects; b) is aimed not so much at generalized information, as at solving applied problems of a humanitarian or other nature that are relevant to the audience representative. Expressed and maximally concretized functionality distinguishes hyperlocal media (according to the thematic-functional criterion) from specialized or ordinary narrow-thematic media. It is argued that the subject matter of Arkaim as a media is divided into specific headings - clear and stable sub-thematic facets (including history as a science, «place of power», etc.), in the planes of which various functions are implemented - from education to the search for identity. The article also identifies the sources of problems in the representation of Arkaim in traditional media, as well as possible ways to solve them. Using Arkaim as an example, the potential of hyperlocality is considered as a condition for a particular media to fulfill its social and value-forming function.
Key words: Arkaim, archaeological site, hyperlocal media, literariness, image, system of images, memorial landscape
Acknowledgments: The study was supported by a grant from the Russian Science Foundation (in cooperation with the authorities of the Chelyabinsk region) № 23-18-20098, https://rscf.ru/en/project/23-18-20098/, project «Materialized identity: construction of memory in a socio-economic perspective (on the example of the archaeological site Arkaim)».
For citation: Safonov A. V. (2024). Specificity of media hyperlocality of the archaeological monument Arkaim. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 3(53): 99-107. (In Russ). doi: 10.47475/2070-0695-2024-53-3-99-107
Введение
Актуальность темы нашего исследования обусловлена следующими факторами: а) необходимостью конкретизировать аспекты категории медиатекста, границы которой неуклонно расширяются, а эстетизация медиатекста нередко обусловлена наличием в нем формально-содержательных элементов литературности, что в качестве феномена вызывает исследовательский интерес; б) возрастающей в современном медиапространстве ролью гиперлокальных медиа и, соответственно, стремлением уточнить их функционал; в) стремлением в контексте обозначенных тенденций конкретизировать параметры медийного потенциала меморативного ландшафта археологического памятника Аркаим (Челябинская область) с учетом функциональных аспектов его медиаэстетической специфики.
Объект исследования - актуальные тенденции медиасреды, связанные с расширением трактовок категории медиатекста и развитием гиперлокальных медиа.
Предмет исследования - специфика проявления гиперлокальной медиатекстуальности в пространстве археологического памятника Аркаим.
Цель исследования - обосновать принадлежность пространства археологического памятника Аркаим к категории гиперлокальных медиа, описав его функциональную и медиаэстетическую специфику, обусловленную феноменом литературности медиатекста.
Материалом исследования послужили результаты включенного наблюдения, собранные в ходе 5 экспедиций на Аркаим, осуществленных в период с 26 мая по 10 сентября 2023 года. Также эмпирическую базу составили 23 интервью с акторами меморативного ландшафта Аркаима, проведенные в этот же период.
Теоретико-методологическая база исследования сформирована на основе подходов к категории текста, сформулированных М. Маклюэном (Маклюэн 2022), Ж. Деррида (цитируется по Антропова 2022), Р. Бартом (Барт 1989), а также трактовок понятия «гиперлокальное медиа», представленных в работах О. А. Пичугиной (Пичугина 2016), Е. Ю. Юдиной (Юдина 2022, 2023a, 2023b), К. А. Зорина (Зорин 2022) и других современных авторов. Понятия «меморативный ландшафт» и «акторы меморативного ландшафта» используются нами в значениях, обоснованных М. Н. Вандышевым, Н. В. Веселковой, Е. В. Прямиковой (Вандышев, Веселкова, Прямикова 2022). Рассматривая возможности и специфику проявления литературности в медиатексте, мы опирались на взгляды Э. Г. Шестаковой (Шестакова 2016).
В качестве методов исследования применялись анализ контента проведенных интервью, метод «насыщенного описания» Клиффорда Гирца (Гирц 2004), интерпретация полученных данных.
Теоретические основы медийности Аркаима
Прежде чем систематизировать актуальные научные подходы к категории гиперлокальности в значимых для нашего исследования аспектах, постараемся обосновать правомерность восприятия в качестве медиа пространства археологического памятника Аркаим. Мы уже предпринимали попытку такого обоснования, опираясь на концепцию «глобальной деревни» М. Маклюэна, идею о всеобъемлющей природе текста Ж. Деррида и взгляды на феномен «смерти автора» Р. Барта (Сафонов, Топчий 2023). Подтверждение наших предположений о том, что географическая локация может выполнять медийные функции, находим и в работах современных авторов. В частности, О. А. Пичугина и Л. В. Морозова отмечают коммуникативную сущность городского пространства, характеризующуюся множеством «коммуникативных явлений и процессов, которые проявляются прежде всего в наличии различных типов медиа, особенностях их функционирования, в практиках и ритуалах создания, распространения и получения сообщений»
(Пичугина, Морозова 2017: 216). Данную констатацию исследователи помещают в раздел статьи, название которого «Медиа в городе и город - медиа». Если функцию медиа может выполнять город, уместно предположить наличие аналогичного функционала практически у любой географической локации. Для нас также важен сделанный авторами акцент на ритуальности, присущей такого рода медийным практикам. Данное замечание рифмуется с медийными (духовными, меморативными) практиками, осуществляемыми в пространстве Аркаима.
Кроме того, О. А. Пичугина обращает внимание на то, что роль медиа заключается в обеспечении опосредованной коммуникации, выделяет такую черту городского медиапространства, обеспечивающую его целостность, как интермедиальность, и отмечает, что одна из ее функций - трансляция городской истории. Интермедиальность - «взаимоотношения между медиа - различными каналами и средствами коммуникации» (Пичугина 2016: 228). Отметим от себя, что в этом смысле город или другую схожую с его коммуникационной структурой локацию можно сравнить с медиахолдингом, где границы между составляющими его медиа имеют в большей степени организационно-экономическое значение и не препятствуют восприятию холдинга в качестве единого СМИ. Опираясь на предшествующие труды ученых, исследователь подчеркивает текстуальность и медиальность природы городской среды: «...встроенная материальная среда (архитектура, инфраструктура) также может быть и должна рассматриваться как часть городской медиасистемы» (Пичугина 2016: 232). В результате мегаполис становится «читаемым, открытым для взаимодействия» (Пичугина 2016: 234).
Зафиксируем еще один отмеченный исследователем феномен: «в момент репрезентации одного медиа другим репрезентируемое медиа становится частью репрезентирующего» (Пичугина 2016: 228). Нам это замечание поможет объяснить проблематичность репрезентации Аркаима в пространстве традиционных медиа. В этот контекст органично вписывается приводимый О. А. Пичугиной термин «референциальная интермедиальность», отражающий процессы, при которых «медиа может выступать и сообщением (о ком идет повествование), и актором (тот, кто повествует), и транслятором (то, посредством чего актор передает сообщение)», а также категория трансинтермедиальности - интеграция каналов различных медиа для трансляции общей истории, формирующей картину мира (Пичугина 2016: 229). Трансмедиальность, на наш взгляд, может рассматриваться в качестве одной из перспективных стратегий публичного позиционирования Аркаима.
К. А. Зорин отмечает, что в начале нашего века исследователи отказались «от противопоставления города его виртуальному, медийному образцу <...> и стали рассматривать городское пространство как гибридное и многослойное» (Зорин 2022: 23). То есть, локация стала восприниматься не как объект медийного отображения, а как полноценное медиа.
Описывая современную интернет-среду, С. В. Курушкин обращает внимание на «блочный» характер потребления интернет-контента, где каждый представитель аудитории «из разных блоков составляет свой алгоритм медиапотребления» (Курушкин 2020: 37). Контент Аркаима также состоит из нескольких блоков, дробящихся в свою очередь на миниблоки (содержание научно-исторического знания делится на разные временные периоды; духовные практики условно можно разделить на медитативные и эзотерические и т. д.). Соответственно, каждый посетитель Аркаима в буквальном медийном смысле считывает из ландшафта те блоки и миниблоки, которые для него актуальны, складывая из них для себя определенную картину. Социологические опросы посетителей показывают, что восприятие ими многоаспектного и многоуровневого пространства Аркаима происходит именно так.
Теоретические аспекты медийной гиперлокальности Аркаима
Критерии медийной гиперлокальности в научном поле по-прежнему остаются предметом широкого обсуждения с позиции культурологии, социологии, медиапедагогики. С. В. Курушкин фиксирует следующие черты гиперлокального медиа, выделяемые исследователями: 1) возможность пользователя быть создателем контента; 2) территориальная ограниченность; 3) наличие сюжетных линий, связанных с вопросами, игнорируемыми традиционными СМИ (Курушкин 2020). Третий критерий дает нам возможность предположить, что в современной медиасреде гиперлокальность проявляется не только в территориальном, но и в тематико-функциональном аспектах. При этом именно функциональный критерий нам представляется определяющим. На выраженную и вполне конкретизированную функциональность гиперлокальных медиа указывают А. Б. Бушев и Я. Иванова, отмечая, что медиа такого рода преследуют цель «не просто информировать, но влиять на городское сообщество, изменяя и преобразовывая его», и характеризуются «направленностью на весьма определенную аудиторию» (Бушев, Иванова 2016: 59). Строгая конкретика функциональности и четкость определения целевой аудитории, на наш взгляд, взаимно обусловлены. Данной обусловленностью характеризуется и медийный ландшафт Аркаима: люди (акторы и одновременно целевая аудитория) приезжают сюда с конкретным набором целей, в достижении которых медиаэстетическое взаимодействие с ландшафтом играет ключевую роль.
В большинстве исследований данного тематического поля достаточно подробно раскрываются функции
гиперлокальных медиа, что дает возможность воспринимать функциональный критерий гиперлокальности в качестве одного из базовых. О. С. Довбыш с социологических позиций выделяет следующие функции: 1) информирование о событиях; 2) среда коммуникаций между обществом и властью; 3) площадка для общественных обсуждений и продвижения инициатив граждан; 4) инструмент координации внесетевых действий (организации участия в общественных слушаниях и т. д.). При этом отмечается, что процесс подобной коммуникации может воплощаться или не воплощаться в конкретные решения властей или действия самих интернет-активистов (Довбыш 2020).
Педагогические аспекты функциональности гиперлокальных медиа подробно раскрываются в работах Е. Ю. Юдиной. Исследователь выделяет целый ряд функций студенческого медиа факультета журналистики. В их числе: 1) формирование навыков и опыта системной командной работы; 2) развитие практических навыков и в целом профессиональной культуры; 3) укрепление института наставничества как условия сохранения идентичности, передачи традиций и профилактики социальных разрывов; 4) освоение студентами технологий, позволяющих «выводить гиперлокальную тематику на уровень социально значимых обобщений». (Юдина 2023а: 467).
Е. Ю. Юдина отмечает, что «расширение границ привычной гиперлокальной тематики позволяет гиперлокальному студенческому медиа претендовать на иную (уже не гиперлокальную) аудиторию и на иную нишу в медиасистеме, позиционируя себя как городское профессиональное СМИ» (Юдина 2022: 176). Для нас это утверждение значимо тем, что в качестве критерия гиперлокальности рассматривается не только территория распространения, но и ограниченное количество освещаемых тем. Правда, с точки зрения Е. Ю. Юдиной, оба критерия тесно связаны, и отказ от одного из них переводит медиа в другую категорию. Мы же, в свою очередь, предполагаем, что даже при территориальной экспансии и расширении аудитории, но при сохранении узости тематики медиа остается гиперлокальным. В условиях интернет-среды территория распространения медиаконтента фактически безгранична, поэтому тематико-функциональный критерий гиперлокальности обретает все большую значимость. Он позволяет уточнить параметры корреляции между функциональностью узких и устойчивых тематических рамок контента и степенью влияния медиа как на аудиторию, так и на актуальные для нее процессы.
О функции гиперлокального медиа как фактора самоидентификации авторов и аудитории фактически говорит М. В. Загидуллина (Загидуллина 2019). Исследователь в качестве эмпирической базы рассматривает студенческий проект «Компромисс» в социальной сети «ВКонтакте», сравнивая его с претендующим на элитарность светским салоном. Кроме того, анализируя проект, автор отмечает такую его формально-содержательную характеристику, как атмосферность. В дальнейшем мы попытаемся обосновать, что данная характеристика актуальна и для медийной гиперлокальности Аркаима.
Процесс личного взаимодействия реципиента с локальным медиа описывает В. П. Воробьев: «Осведомленность о близком играет роль своеобразной призмы индивидуального сознания в отношениях человека с более или менее отдаленным» (Воробьев 2019: 9). Общение читателей с локальными медиа предстает как процесс - от удовлетворения социальной потребности, тематического интереса до нахождения личностного смысла в прочитанном. Органическая связь в цепочке «...социальная потребность -тематический интерес - личностный смысл» - неотъемлемый фактор плодотворного общения читателя с медиапродуктом» (Воробьев 2019: 10).
Специфика гиперлокальности меморативного ландшафта Аркаима
Рассмотрим, как черты медийности, медийной гиперлокальности и литературности проявляются в облике археологического памятника Аркаим.
Медийность Аркаима определяют следующие характеристики.
1. Типологическое разнообразие содержания и способов трансляции сообщений, а также разная степень ритуализации процесса их создания и распространения. По содержательно-тематическому критерию сообщения в пространстве Аркаима распределяются по ряду категорий: 1) археология и история; 2) естественнонаучная тематика; 3) этнография; 4) социокультурная тематика; 5) психология и духовный поиск; 6) мистика и эзотерика; 7) эстетика. Данные категории могут сочетаться в тех или иных комбинациях и проявлять себя в определенных формах ритуальности. К таковым формам можно отнести: а) трансляцию в виде экскурсий структурированного научного знания; б) проведение культурно-просветительских мероприятий (исторических реконструкций, мастер-классов, демонстрацию спектаклей и т. д.); в) медитативные, духовные, меморативные, эзотерические практики, осуществляемые как индивидуально, так и в организованных группах.
2. Опосредованный характер медийной коммуникации. В пространстве Аркаима актуальность данной характеристики не вполне очевидна. Акторы взаимодействуют и друг с другом, и с окружающим ландшафтом непосредственно. Но именно здесь, на наш взгляд, проявляется специфика Аркаима как медиа в аспекте сущностей адресантов и адресатов сообщений. Для понимания природы этих сущностей нам необходимо вспомнить концепции Ж. Деррида, М. Маклюэна и Р. Барта - то есть, представления
о том, что «все есть текст» (цитируется по Антропова 2022), текст есть не только набор написанных и напечатанных слов (Маклюэн 2022), а традиционный автор как субъект высказывания «умер» (Барт 1989). Исходя из этого напрашиваются два вывода: 1) любой актор меморативного и природного ландшафата Аркаима всегда является адресатом сообщения; 2) при определенных условиях актор выполняет функции адресанта. Рассмотрим содержание этих выводов более подробно. Если любой актор Аркаима всегда адресат сообщения, то кто или что является адресантом? Наблюдения показывают, что адресанты Аркаима делятся на три основные категории: 1) авторы сообщений в традиционном смысле слова, актуальном до распространения идеи Р. Барта (экскурсоводы, организаторы и участники культурно-просветительских мероприятий, организаторы эзотерических практик и др.); 2) элементы природного и меморативного ландшафта, порождающие в сознании адресатов системы ассоциаций и образов, нередко генерирующие актуальные смыслы и ощущения; 3) образы далекого прошлого, «потустороннего» или, в трактовке К. Г. Юнга, коллективного бессознательного (Юнг 2019), передающие адресату набор актуальных для него открытий, ощущений и смыслов. Коммуникация с первыми двумя категориями адресантов не является опосредованной. Это не опровергает ее медийного характера, но демонстрирует, что медийность в данном случае обосновывается другими критериями. Коммуникация с третьей категорией адресантов опосредована и в этом смысле абсолютно медийна. В качестве посредника (медиа) выступают материальные элементы меморативного и природного ландшафта. В этих элементах материализуется адресант, с которым опосредовано идентифицирует себя адресат сообщения. Отношение к образам прошлого как к субъектам трансляции определенных смыслов прослеживается в ряде проведенных нами интервью.
«<...> Я участвовал в проекте по реконструкции колесницы в прошлом году. Наша кожевенная мастерская приняла участие в этом грандиозном (не побоюсь этого слова) проекте <...> Когда вы берете в руки уздечку эту, которой пользовались 4-5 тысяч лет назад (тем более если ты ее сам сделал), думаешь: «Вот, они же такое делали, они же всем этим пользовались». Здорово!» (Из интервью с участником фестиваля «Пламя Аркаима» 29.07.2023).
Таким образом, любой элемент ландшафта Аркаима обладает медийной сущностью, так как выполняет функции посредника между адресатом сообщения и являющимися сосредоточием актуальных смыслов адресантами, в роли которых выступают разные грани личности адресата, обусловленные его психологическими особенностями, социокультурным бэкграундом и т. д. Грани личностей адресатов коммуницируют с аспектами исторической, коммуникативной и культурной памяти (Ассман 2004), транслируемой элементами природного и меморативного ландшафта. В этом проявляется референциальная интермедиальность Аркаима, при которой он является одновременно объектом, субъектом и инструментом трансляции сообщения.
3. Трансмедиальность, обусловленная смысловым разнообразием элементов природного и меморативного ландшафта Аркаима (каждый из которых выполняет медийную функцию). Данная черта формирует пространство общей истории Аркаима, складывающейся из археологических артефактов, истории открытия и спасения памятника (Куприянова 2021), эзотерических мифов. В качестве объекта репрезентации Аркаим создает ряд сложностей, обусловленных его медийной самодостаточностью. Становясь согласно идее Ю. А. Пичугиной частью репрезентирующего медиа (Пичугина 2016), Аркаим тяготеет к расширению устойчивых, принятых в том или ином медиа форматных рамок (многоуровневый, художественно-публицистический по своей сути контент Аркаима не вписывается в тематико-стилистические границы новостного СМИ). В итоге репрезентирующее медиа подвергает контент Аркаима смысловой редукции, что негативно сказывается на качестве сообщения.
«...у нас очень большие вопросы к журналистам, когда мы анонсируем одно и зовем очень крутых гостей <...>Но всех интересует <...> чем мы будем людей кормить» (Из интервью с сотрудником музея 11.08.2023).
Наиболее оптимальной репрезентация Аркаима видится в художественно-публицистических жанрах, либо в информационно-аналитическом акцентировании внимания на функциональных аспектах Аркаима как гиперлокального медиа, связанных с культурно-просветительской природой археологического памятника, восприятием его пространства в качестве фактора самоидентификации и т. д.
Медийная гиперлокальность Аркаима проявляется и в территориальном, и в тематико-функциональном аспектах. Территориальный выражен локализацией памятника в довольно четко очерченном пространстве (которое при этом ассоциируется с фактами и преданиями), относящимся к разным периодам истории - от древнего мира до недавнего прошлого. Как раз этот фактор, на наш взгляд, подтверждает, что территориальный критерий гиперлокальности медиа (а мы рассматриваем Аркаим именно в таком статусе) не является единственно возможным, так как содержанием прошлых эпох актуализируется многослойная тематика данного смыслового пространства, представленная набором сведений, ассоциаций и образов. Восприятие этой тематики, в свою очередь, позволяет адресатам выполнить ряд задач, связанных, например, с ценностной самоидентификацией, решением психологических проблем, улучшением общего самочувствия. Говорим, разумеется, не об объективном факте исцеления, а о том, что опрашиваемые
посетители воспринимают это как факт, а значит и как решенную прикладную задачу. Для нас важно, что эта задача воспринимается в качестве решенной, благодаря медийной сущности Аркаима. Гиперлокальный характер этой медийности проявляется в материальных объектах, артефактах, считываемых посетителями для решения значимых для них проблем. Показателен рассказ одного из экскурсоводов, пытавшегося во время экскурсии развенчать миф о чудодейственной силе каменного изваяния в историческом парке - есть поверье, что прикосновение к данному каменному объекту способствует деторождению.
«...однажды стоит в группе молодая пара с маленьким ребенком. И они говорят: «Знаете, вы так высмеяли, конечно [поверье о чудодейственной силе каменного изваяния]. А у нас ситуация: мы десять лет в супружестве, и нам ничего не помогало, никакие процедуры. В прошлом году на Аркаим приехали, мы сюда сходили, и вот результат» (из интервью 11.08.2023).
Таким образом, Аркаим - это медиа, причем медиа, направленное на решение устойчивого ряда проблем, предельно конкретных и актуальных для относительно устойчивых категорий реципиентов. Соответственно, уместно говорить не только о территориальном, но и о тематико-функциональном критерии гиперлокальности Аркаима. Подобная тематическая функциональность может быть свойством других гиперлокальных медиа вне зависимости от масштаба территории их распространения. Их главный критерий - постоянная нацеленность на решение конкретной прикладной задачи, что отличает гиперлокальное медиа такого рода от СМИ с узкой тематической специализацией. Именно этот критерий гиперлокальности мы называем тематико-функциональным.
Проявления литературности как фактор медийной гиперлокальности Аркаима
Меморативный ландшафт Аркаима, в русле идей Яна Ассмана (Ассман 2004), одновременно устремляется своим содержанием и в глубины прошлого (проходя сквозь разные эпохи), и в географическую ширь, давая возможность варьирования собственной масштабности от локализованного в конкретных пределах исторического объекта до маркера определенных смыслов, значимых для региона, страны и в целом человеческой культуры. Таким образом, мы сталкиваемся с парадоксом - экстерриториальной сущностью Аркаима как гиперлокального медиа. Необходимо, впрочем, признать, что каждую из прошлых эпох в качестве пространства мы воспринимаем в основном метафорически. Но метафоричность - одна из черт медийности, способ декодировки информации для разных целевых аудиторий через эстетизацию медиатекста. То есть, эстетизация (литературизация) является инструментом декодировки, соответственно, имеет прикладное значение. Данная констатация противоречит классическим взглядам на эстетическое (как на источник неутилитарного наслаждения), но она подтверждается практикой материализованных в пространстве Аркаима транстемпоральных смыслов.
«Есть история о том, что, когда городище копали [археологи] и вынимали грунт из одного из колодцев, то пошла вода (есть даже фотография) все сделали круг над колодцем и воду оттуда пили» (Из интервью с сотрудником музея 11.08.2023).
В данном фрагменте интервью можно проследить одну из схем прочтения контента Аркаима. Феномен литературности в процессе этого прочтения, на наш взгляд, играет ключевую роль. Материальный объект эпохи бронзы (колодец) открывает доступ к воде (материальной сущности сегодняшнего дня), которую в недавнем прошлом пьют люди (наши современники), встав в круг, потому что так удобнее получать доступ к воде. Этот эпизод недавнего прошлого материализован (зафиксирован) в фотографии. На наш взгляд, без проявления литературности обозначенный предметный мир происходящего не имеет смысла, хоть сколь-нибудь выходящего за очерченные предметные рамки. Соответственно, в значительной степени утрачивает смысл и само происходящее. Но для значительной части людей очевидно, что в происходящем есть смысл - столь же глубокий, как освобожденный из земли колодец, в котором есть вода как воплощение преодолевающего самого себя времени, и эту воду можно испить, то есть причаститься к вечности и ощутить нечто недоступное в повседневности, без чего в повседневности тяжело жить (прикладной аспект эстетического). Метафорические ряды и генерируемые ими выводы могут быть какими угодно, но для нас важно подчеркнуть, что в материализованном контенте Аркаима они, возможно, незримо присутствуют, и их присутствие выражено гораздо сильнее, чем в других посещаемых нами локациях.
Элементы меморативного и природного ландшафта вызывают ассоциации и создают системы образов, способствуя восприятию пространства по модели, схожей с моделью восприятия литературного произведения. Вслед за Э. Г. Шестаковой подчеркнем, что не каждый литературный текст является художественным (Шестакова 2016). Схожесть моделей восприятия медиатекстов, где проявляется феномен литературности, и художественных текстов обуславливается атмосферностью медиаэстетизированного пространства Аркаима, актуальной и для гиперлокальных медиа (Загидуллина 2019), а также особенностью взаимодействия индивидуального сознания человека с чем-то для него более-менее отдаленным для обретения актуального смысла (Воробьев 2019). В контексте нашей темы под литературностью уместно понимать сочетание словесной (изначально) эстетики и глубины идеи, воспринимаемой тем или иным представителем целевой аудитории (посетителем, актором Аркаима). Концепция М. Маклюэна позволяет
воспринимать эстетическое не только в рамках, но и за рамками словесности, при этом не лишая нас возможности учитывать роль текста (в традиционной трактовке этой категории) в современных медиа. Концепция Р. Барта наделяет авторским статусом любого представителя аудитории. Таким образом, характерное для феномена литературности сочетание авторства и эстетизированной автором идеи в пространстве Аркаима проявляется в полной мере.
Необходимо признать, что в ряде случаев литературность вредит медиатексту, выполняющему функции социального модератора. На примере типичных гиперлокальных медиа это прослеживается достаточно четко. Представим себе ситуацию, когда в чате многоквартирного дома обсуждается вопрос очистки территории двора от снега силами самих жильцов, а не управляющей компании, которая обязана это делать. Если в обсуждение вариантов решения этой практической задачи (с участием коммунальных служб или без такового) вторгается «литературный» компонент, содержащий апелляцию к справедливости, чувству долга, местному патриотизму и т. д., катарсический эффект от процесса обсуждения, вероятно, будет достигнут, но задача уборки снега останется нерешенной. Но можно смоделировать и противоположную ситуацию, когда проявления литературности способствуют решению практических задач определенного свойства. Предположим, в том же чате обсуждается вопрос о помощи многодетной семье, лишившейся основного кормильца. Есть основания полагать, что в этом случае серия нарративов (элемент «литературности») о том, как семья справляется с трудностями, подскажет всем желающим помочь, что именно нужно делать, апеллируя, в том числе, к нематериальным ценностям людей. Приведенные нами модели ситуаций очень схематичны и не учитывают множества нюансов, в реальности определяющих характер и результат тех или иных действий участников. Для нас они важны тем, что, во-первых, показывают разные эффекты проявления литературности в медиатексте, а во-вторых, дают возможность предположить, что литературность как проявление эстетического далеко не всегда не совместима с прагматикой. Второе предположение, на наш взгляд, имеет непосредственное отношение к Аркаиму как гиперлокальному медиа.
Заключение
Тематика Аркаима локализуется в зависимости от предпочтений той или иной группы посетителей в сферах: 1) исторической науки; 2) природного ландшафта; 3) культурного наследия; 4) преданий о мистической силе Аркаима и отдельных его объектов; 5) перспектив развития и освоения Аркаима разными группами акторов. Функционал контента может соотноситься с несколькими тематическими сегментами.
Функции: 1) трансляция результатов научных исследований; 2) познание себя; 3) ценностная самоидентификация; 4) физическое исцеление; 5) рекреативно-познавательная; 6) просветительская. Содержательные аспекты ряда функций могут взаимодействовать.
Медийный функционал ритуалов реализуется а) осознанно - руководителями меморативных и духовных практик; б) неосознанно - участниками меморативных и духовных практик, являющимися частью медийного пространства Аркаима. Особенности тематической функциональности контента Аркаима, на наш взгляд, обуславливают ее связь с феноменом литературности. В свою очередь, литературность можно рассматривать в качестве фактора, обуславливающего специфику медийной гиперлокальности Аркаима, непосредственно связанной с выполнением количественно ограниченных и четко очерченных функций.
Реализация функционала в медийном пространстве Аркаима происходит через считывание акторами смыслов, материализованных в меморативном и природном ландшафте. В процессе считывания существенную роль играет метафоризация предметного мира как проявление феномена литературности.
Список источников
Антропова В. В. Концептосфера «духовность» в журналистском дискурсе: экспликация ценностей. Челябинск : Челябинский государственный университет, 2022. 195 с. https://www.doi. org/10.47475/9785727118504.
Ассман Я. Культурная память: Письма, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / Пер. с нем. М. М. Сокольской. М. : Языки славянской культуры, 2004. 368 с.
Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер. с фр.; Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М. : Прогресс, 1989. 616 с.
Бушев А. Б., Иванова Я. Новая среда социального дискурса: городская интернет-газета (на примере The Village) // Современный дискурс-анализ. 2016. № 2 (15). С. 59-72.
Вандышев М. Н., Веселкова Н. В., Прямикова Е. В. Меморативный ландшафт: концепция и опыт применения // Социология власти. 2022. Т. 34. № 1. С. 69-94.
Воробьев В. П. Функционал локальных медиа // Мультимедийная журналистика: медиакоммуникации и медиаиндустрия. Материалы II Международной научно-практической конференции. 2019. С. 8-12.
Довбыш О. С. Роль гиперлокальных медиа в коммуникации между властью и обществом в российских регионах // Журнал исследований социальной политики. 2020. Том 18. Вып. 3 С. 475-490. https://www.doi. org/10.17323/727-0634-2020-18-3-475-490.
Гирц К. Интерпретация культур / Пер. с англ. М. : РОССПЭН, 2004.
Загидуллина М. В. Эстетические паттерны в гиперлокальных медиа: подражание и креатив в медиаобразовательных проектах будущих журналистов // MEDIAОбразование: векторы интеграции в цифровое пространство. Материалы IV международной научной конференции. 2019. С. 305-309.
Зорин К. А. Студенческие СМИ городов-миллионников России как часть городских коммуникаций: оценка потенциала // Новые тренды журналистики и медиакоммуникаций. Материалы международной научно-практической конференции. 2022. С. 22-28.
Куприянова Е. В. Аркаим: рождение легенды : монография. Челябинск : Край РА, 2021. 224 с.
Курушкин С. В. Гиперлокализация в системе российского мегаполиса: к вопросу об определении понятия // Челябинский гуманитарий. 2020. № 4 (53). С. 36-40. https://www.doi.org/10.24411/1999-5407-2020-10405.
Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека читающего / Пер. Тюриной И. О. М. : Академический проект, 2022. 443 с.
Пичугина О. А., Морозова Л. В. Мобильные приложения в коммуникативном пространстве города // Современные информационные и коммуникативные технологии в глобальном мире: вызовы и возможности. Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции. 2017. С.215-218.
Пичугина О. А. Трансмедийное повествование в коммуникативном пространстве мегаполиса // Коммуникология. 2016. Т. 4. № 5. С. 225-238.
Сафонов А. В., Топчий И. В. Система образов меморативного ландшафта археологического памятника Аркаим как фактор его популяризации // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2023. № 4 (50). С. 102111. https://www.doi.org/10.47475/2070-0695-2023-50-4-102-111.
Шестакова Э. Г. Медиаслово и медиатекст: взгляд с теорритории литературоведения // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. № 14 (235). Выпуск 30. С. 109-114.
Юдина Е. Ю. Гиперлокальные студенческие медиа как площадка развития и сохранения традиций наставничества // Динамика медиасистем. 2023a. Т. 3. № 1. С. 462-471.
Юдина Е. Ю. Переход к профессиональной культуре как результат создания контента для гиперлокального учебного медиа // Горизонты цивилизации. 2023b. Том 14. Вып. 1. С. 128-140.
Юдина Е. Ю. Позиционирование гиперлокального студенческого медиа в современном медиапространстве // Коммуникативная культура: история и современность. Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2022. С. 173-177.
Юнг К. Г. Архетипы и коллективное бессознательное / Пер. Чечино А. А. М. : АСТ, 2019. 552 с.
References
Antropova, V. V. (2022). Kontseptosfera "dukhovnost'" [Concept Sphere "Spirituality" in Journalistic Discourse: Explication of Values]. Chelyabinsk: Chelyabinsk State University, 195 p. https://www.doi.org/10.47475/9785727118504. (In Russ.).
Assmann, J. (2004). Kul'turnaya pamyat': Pis'ma, pamyat' o proshlom i politicheskaya identichnost' v vysokikh kul'turakh drevnosti [Cultural Memory: Letters, Memory of the Past, and Political Identity in High Cultures of Antiquity]. Moscow: Yazyki Slavyanskoy Kul'tury, 368 p. (In Russ.).
Barthes, R. (1989). Izbrannye raboty: SemiotixG, Poetika [Selected Works: Semiotics, Poetics]. Moscow Progress, 616 p. (In Russ.).
Bushev, A. B., & Ivanova, Y. (2016). Novaya sreda sotsial'nogo diskursa: gorodskaya internet-gazeta (na primere The Village) [The New Environment of Social Discourse: Urban Internet Newspaper (Based on The Village)]. SovremennyyDiskurs-Analiz, 2 (15), 59-72. (In Russ.).
Vandyshov, M. N., Veselkova, N. V., & Pryamikova, E. V. (2022). Memorativnyy landshaft: kontseptsiya i opyt primeneniya [Memorial Landscape: Concept and Application Experience]. Sociologiya Vlasti, 34 (1), 69-94. (In Russ.).
Vorobyev, V. P. (2019). Funktsional lokal'nykh media [Functionality of Local Media]. Multimediynaya Zhurnalistika: Mediakommunikatsii iMediaindustriya. Materialy IIMezhdunarodnoy Nauchno-Prakticheskoy Konferentsii, 8-12. (In Russ.).
Dovbysh, O. S. (2020). Rol' giperlokal'nykh media v kommunikatsii mezhdu vlast'yu i obshchestvom v rossiyskikh regionakh [The Role of Hyperlocal Media in Communication Between Authorities and Society in Russian Regions]. Zhurnal Issledovaniy Sotsial'noy Politiki, 18 (3), 475-490. https://www.doi.org/10.17323/727-0634-2020-18-3-475-490. (In Russ.).
Girts, K. (2004). Interpretatsiyakul'tur [Interpretation of Cultures]. Moscow: ROSSPEN. (In Russ.).
Zagidullina, M. V. (2019). Esteticheskie patterny v giperlokal'nykh media: podrazhaniye i kreativ v mediaobrazovatelnbK proyektakh budushchikh zhurnalistov [Aesthetic Patterns in Hyperlocal Media: Imitation and Creativity in Media Educational Projects of Future Journalists]. MEDIAObrazovanie: vektory integratsii v tsifrovoye prostranstvo. Materialy IVMezhdunarodnoy Nauchnoi Konferentsii, 305-309. (In Russ.).
Zorin, K. A. (2022). Studencheskie SMI gorodov-millionnikov Rossii kak chast' gorodskikh kommunikatsiy: otsenka potentsiala [Student Media of Million Cities in Russia as Part of Urban Communications: Assessment of Potential]. Novye trendy zhurnalistiki i mediakommunikatsiy. Materialy Mezhdunarodnoy Nauchno-Prakticheskoy Konferentsii, 22-28. (In Russ.).
Kupriyanova, E. V. (2021). Arkaim: rozhdenie legendy [Arkaim: Birth of a Legend]. Chelyabinsk: Krai RA, 224 p. (In Russ.).
Kurushkin, S. V. (2020). Giperlokalizatsiya v sisteme rossiyskogo megapolisa: k voprosu ob opredelenii ponyatiya [Hyperlocalization in the System of Russian Megapolis: On the Issue of Defining the Concept]. Chelyabinskij Gumanitarij, 4 (53), 36-40. https://www.doi.org/10.24411/1999-5407-2020-10405. (In Russ.).
McLuhan, M. (2022). Galaktika Gutenberga [The Gutenberg Galaxy]. Moscow: Academic Project, 443 p. (In Russ.).
Pichugina, O. A., & Morozova, L. V. (2017). Mobil'nye prilozheniya v kommunikativnom prostranstve goroda [Mobile Applications in the Communicative Space of the City]. SovremennyyeInformatsionnye iKommunikativnye Tekhnologii v Global'nomMire: Vyzovy i Vozmozhnosti. SbornikNauknykhStateypoMaterialamMezhdunarodnoy Nauchno-Prakticheskoy Konferentsii, 215-218. (In Russ.).
Pichugina, O. A. (2016). Transmediinoye povestvovanie v kommunikativnom prostranstve megapolisa [Transmedia Narratives in the Communicative Space of the Megapolis]. Kommunikologiya, 4 (5), 225-238. (In Russ.).
Safonov, A. V., & Topchii, I. V. (2023). Sistema obrazov memorativnogo landshafta arkheologicheskogo pamyatnika Arkaim kak faktor ego populyarizatsii [The System of Images of the Memorial Landscape of the Archaeological Site Arkaim as a Factor in Its Popularization]. Znak: Problemmnoe Pole Mediaobrazovanija, 4 (50), 102-111. https://www.doi.org/10.47475/2070-0695-2023-50-4-102-111. (In Russ.).
Shestakova, E. G. (2016). Mediaslovo i mediatekst: vzglyad s teorritorii literaturovedeniya [Media Word and Media Text: A View from the Territory of Literary Studies]. Nauchnyye VedomostiBelgorodskogo Gosudarstvennogo Universiteta, Seriya: Gumanitarnye Nauki, 14 (235), 109-114. (In Russ.).
Yudina, E. Yu. (2023a). Giperlokal'nye studencheskie media kak ploshchadka razvitiya i sokhraneniya traditsiy nastavnichestva [Hyperlocal Student Media as a Platform for Development and Preservation of Mentorship Traditions]. DinamikaMediasistem, 3 (1), 462-471. (In Russ.).
Yudina, E. Yu. (2023b). Perekhod k professional'noy kul'ture kak rezultat sozdaniya kontenta dlya giperlokal'nogo uchebnogo media [Transition to Professional Culture as a Result of Content Creation for Hyperlocal Educational Media]. Gorizonty Tsivilizatsii, 14(1), 128-140. (In Russ.).
Jung, C. G. (2019). Arkhetipy i kollektivnoe bessoznatel'noe [Archetypes and the Collective Unconscious]. Moscow: AST, 552. (In Russ.).
Информация об авторе
А. В. Сафонов - кандидат филологических наук, доцент кафедры теории медиа
Information about the author
Andrey V. Safonov - Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of the Department of Media Theory
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 12.08.2024; одобрена после рецензирования 25.08.2024; принята к публикации 07.09.2024.
The article was submitted 12.08.2024; approved after reviewing 25.08.2024; accepted for publication 07.09.2024.