Знак: проблемное поле медиаобразования. 2024. № 2 (52). С. 96-108 elSSN 2949-3641; ISSN 2070-0695 (print). Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2024;2(52): 96-108. elSSN 2949-3641; ISSN 2070-0695 (print).
Научная статья УДК 070; 316.7
DOI 10.47475/2070-0695-2024-52-2-96-108
ФОРМИРОВАНИЕ СИМВОЛИЧЕСКОГО КАПИТАЛА НА ПРИМЕРЕ ФЕСТИВАЛЯ «ЗИМНЕЕ СОЛНЦЕ АРКАИМА»
Виктория Сергеевна Котова
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия, [email protected]
Аннотация. Данное исследование посвящено изучению процесса формирования символического капитала Аркаима на примере внутригородского события. Автором рассматриваются понятия символического капитала, меморативного ландшафта и «память места». На основе исследования С. И. Симаковой выделены критерии формирования символического капитала Аркаима: 1) известная личность, 2) природные объекты и особенности географии, 3) статусы и бренды территории, 4) символика территории и памятные места, 5) визуальные компоненты территориального пространства, 6) уникальные события культуры и истории. Предложено расширить установленные критерии посредством добавления нового критерия - 7) медиашлейф события. В соответствии с критериями произведен анализ фестиваля «Зимнее солнце Аркаима». В рамках критерия медиашлейфа события рассмотрено 18 материалов в СМИ по запросу «фестиваль Зимнее солнце Аркаима», опубликованных в течение месяца после мероприятия. По тем же параметрам были отобраны 54 публикации на личных страницах пользователей в социальной сети «ВКонтакте». Методом контент-анализа были рассмотрены 11 публикаций СМИ, представленные пресс-релизами и фоторепортажами, и 54 поста в соцсети по выделенным лексемам, отражающие смысл фестиваля, оргкомитет и его географическую принадлежность: «реконструкция», «Аркаим», «Текслер», «древний». Сравнение анализа лексем в текстах СМИ и текстах постов на страницах пользователей показал, что посетители не были заинтересованы на исторической составляющей фестиваля - слово «реконструкция» упомянули 11 % пользователей. 19 % пользователей употребили слово «древний» в контекстах жилища, обряда, образа предков - контекст такой же, как и в текстах СМИ. 31 % посетителей было важно присутствие семьи губернатора Челябинской области Алексея Текслера на мероприятии. Автор приходит к выводу, что данное внутригородское мероприятие, наряду с теми фестивалями, которые проходят непосредственно на территории музея-заповедника, также является эффективным средством развития туризма и формирования символического капитала.
Ключевые слова: символический капитал, Аркаим, медиашлейф, меморативный ландшафт.
Благодарности: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (совместно с органами власти Челябинской области) № 23-18-20098, https://rscf.ru/project/23-18-20098, проект «Материализованная идентичность: конструирование памяти в социально-экономической перспективе (на примере археологического памятника Аркаим)»
Для цитирования: Котова В. С. Формирование символического капитала на примере фестиваля «Зимнее солнце Аркаима» // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2024. № 2 (52). С. 96-108. doi: 10.47475/20700695-2024-52-2-96-108
Original article
FORMATION OF SYMBOLIC CAPITAL ON THE EXAMPLE OF THE FESTIVAL WINTER SUN OF ARKAIM Victoria S. Kotova
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia, [email protected]
Abstract. This study is devoted to studying the process of formation of symbolic capital of Arkaim using the example of an intra-city event. The author examines the concepts of symbolic capital, memorial landscape and «memory of place». Based on the theoretical works of S. I. Simakova, the criteria for the formation of the symbolic capital of Arkaim are identified: 1) a famous person, 2) natural objects and features of geography, 3) statuses and brands of the territory, 4) symbols of the territory and memorable places, 5) visual
components of territorial space, 6) unique events of culture and history. It is proposed to expand the established criteria by adding a new criterion - 7) media trail of the event. In accordance with the criteria, the festival «Winter Sun of Arkaim» was analyzed. As part of the criteria for the media trail of the event, 18 media materials were considered for the request «Winter Sun Festival of Arkaim», published within a month after the event. Using the same parameters, 54 publications on users' personal pages on the VKontakte social network were selected. Using the method of content analysis, 11 media publications, represented by press releases and photo reports, and 54 posts on social networks were examined using selected lexemes, reflecting the meaning of the festival, the organizing committee and its geographical location: «reconstruction», «Arkaim», «Texler», «ancient». A comparison of the analysis of lexemes in media texts and the texts of posts on user pages showed that visitors were not interested in the historical component of the festival - the word «reconstruction» was mentioned by 11 % of users. 19 % of users used the word «ancient» in the contexts of home, ritual, image of ancestors - the context is the same as in media texts. For 31 % of visitors, the presence of the family of Chelyabinsk Region Governor Alexei Teksler at the event was important. The author comes to the conclusion that this intra-city event, along with those festivals that take place directly on the territory of the museum-reserve, is also an effective means of developing tourism.
Key words: symbolic capital, Arkaim, media trail, memorial landscape.
Acknowledgments: The study was Supported by the Russian Science Foundation and Chelyabinsk region, № 23-18-20098, https:// rscf.ru/en/project/23-18-20098/
For citation: Kotova V. S. (2024). Formation of symbolic capital on the example of the festival Winter Sun of Arkaim. Znak: problemnoepole mediaobrazovanija. 2(52): 96-108. doi: 10.47475/2070-0695-2024-52-2-96-108 (In Russ.).
Понятие символического капитала неразрывно связано с французским мыслителем Пьером Бурдье. Он считал, что «символический капитал есть не что иное, как экономический или культурный капитал, когда тот становится известным и признанным, когда его узнают по соответствующим категориям восприятия» (Бурдье 1993: 141). Также по мнению философа, символическим капиталом является капитал доверия, капитал связей - это репутация, доброе имя, честь (Бурдье 2001: 234). Опираясь на труды П. Бурдье, Н. Г. Федотова адаптирует понятие к территории - это «не сам памятник архитектуры, а его известность и значимость» (Федотова 2017: 121).
Территория музея-заповедника «Аркаим» представляет собой меморативный ландшафт. Он воспринимается исследователями как вид культурного ландшафта, относящийся к сфере культуры памяти (Вандышев, Веселкова, Прямикова 2022: 122), но со стороны деятелей подвергается сакрализации, наделению особым смыслом. П. Нора относит памятники к «местам памяти», подразумевая под этим «всякое значимое единство, материального или идеального порядка, которое воля людей или работа времени превратили в символический элемент наследия памяти некоторой общности» (Нора 1999: 23). К концепции «памяти места» в контексте Аркаима обращается Л. Б. Зубанова (Зубанова 2023). А. В. Сафонов и И. В. Топчий отмечают, что в условиях Аркаима «один и тот же элемент ландшафта (природного или рукотворного) разными акторами трактуется с позиции исторической, коллективной (коммуникативной) и культурной памяти» (Сафонов, Топчий 2023: 108). О мифологизации места пишет С. И. Симакова (Симакова 2023a)
В контексте журналистского текста об археологии М. В. Загидуллина говорит о разрыве «контента журналистских материалов и содержания археологических работ» (Загидуллина 2023: 67). Проекты, реализуемые на территории Челябинской области, призваны повышать туристический потенциал места. Анализируя упоминания Аркаима в СМИ, А. Р. Медведева отмечает, что «современный образ Аркаима в СМИ <...> создает основу для актуализации музея-заповедника как площадки реализации задач популяризации науки при помощи выставок, фестивалей и научно-популярных фильмов» (Медведева 2023b: 245). Также о восприятии Аркаима как туристического центра говорит А. В. Сафонов (Сафонов 2021). С. И. Симакова отмечает, что СМИ формируют представление Аркаима не только как природного памятника и исторического места, но и как «места силы» (Симакова2023c). Опрос респондентов Л. Б.Зубановой показал, что использование территории Аркаима «может осуществляться по двум магистральным линиям: как специализированного научного объекта («место дальнейших археологических раскопок, научных исследований» - 45,3 %) и как объекта культурного менеджмента и территориального маркетинга («туристический объект, позволяющий популяризировать Южный Урал» - 52,3 %)» (Зубанова 2021: 68).
Для нас является актуальным изучение формирования символического капитала Челябинского государственного историко-археологического музея-заповедника «Аркаим» на примере фестиваля «Зимнее солнце Аркаима». С. И. Симаковой было проведено исследование процесса формирования символического капитала на примере материалов официального публичного сообщества «Аркаим», где были выделены основные составляющие символического капитала Аркаима: известная личность, природные объекты и особенности географии, статусы и бренды территории, символика территории и памятные места, визуальные компоненты территориального пространства, уникальные события культуры и истории (Симакова 2023b: 115). В рамках нашего исследования мы будем опираться на выделенные критерии анализа.
Цель исследования - изучить процесс формирования символического капитала посредством общегородского события.
Задачи исследования:
1. Изучить понятия символический капитал и меморативный ландшафт;
2. Установить и дополнить критерии анализа символического капитала территории;
3. Применить установленные критерии анализа символического капитала к фестивалю «Зимнее солнце Аркаима».
В работе использовались общенаучные методы исследования: анализ и синтез; обобщение, дедукция и индукция; метод включенного наблюдения использовался во время сбора эмпирической базы при непосредственном посещении фестиваля «Зимнее солнце Аркаима» и двух экспедиций на Аркаим; сравнительный анализ - на этапе сопоставления объектов ландшафта Аркаима и их прототипов в рамках фестиваля; метод обоснованной выборки, тематический анализ, контент-анализ - на этапе рассмотрения медиашлейфа; метод описания.
Актуальность данного исследования видится в анализе события, которое было организовано впервые в Челябинске. Научная новизна исследования обусловлена расширением критериев анализа символического капитала территории - добавлен критерий медиашлейфа события.
Фестиваль как способ формирования символического капитала
Исторический фестиваль «Зимнее солнце Аркаима» был организован с целью привлечения внимания к истории бронзового века, археологическим исследованиям и культуре музея-заповедника. Организаторами была предпринята попытка воссоздать жилища, посуду, традиционные ремесла. Фестиваль состоялся 24.02.2024, расположившись на трех этажах торгового центра «Таганай» в городе Челябинске. Программа была рассчитана на 12 часов непрерывных лекций и мастер-классов (Рис. 1, 2).
IiJ^S&v
if ItiJ
a^LCcu
ГШШт
ФОНД «Ч Ё=Г ©АРКАИМ 2020
_--== Июгк ®ИРКЕ0С
® 2020фонд.рф
АРКАИМА 2410212024
МАСТЕР-КЛДё^
ГОРОДИЩЕ, 1 ЭТАЖ
с 12:00 до 19:00
Чеканка монет
Набойка на ткани
Золото скифов (художественный
мастер-класс)
Голос степи (музыкальные
инструменты бронзового века)
Арчеритаг (лучный бой)
Колесничная мастерская
Кожевенная мастерская
Косторезная мастерская
Прядение
Мукомольная площадка (зернотерки) Древние игры Чеканка скифских бляшек Бои на мягких мечах Каменные орудия
АРКАИМ-МЕСТОСИЛЫ
3 ЭТАЖ
12.00 -13.00 Йога
13.00 - 14.00 Чайная церемония
14.00 - 15.00 Мастер - класс по
изготовлению духов
14.00 - 15.00 Мастер - класс по
расшифровке даты рождения
14.00 -16.00 Ароматерапия
14.00 - 16.00 Мастер - класс по
изготовлению украшений со смыслом
15.00 -16.00 Мастер-класс по
созданию программных свечей
16.00 - 17.00 «Священные ритмы
шаманского севера» - мастер-класс по
работе с настоящими шаманскими
бубнами
16.00 - 17.00 Мастер-класс «Сила семи поколений»
17.00 - 18.00 Мастер - класс по игре на этнических музыкальных инструментах
17.00 - 18.00 Мастер-класс по игре на бубнах от Тюргэн Кама 18.00 - 19.00 Танцевальная практика в наушниках с завязанными глазами
ВИЗИТ-ЦЕНТР «АРКАИМ»
с 12:00 до 24:00
1 ЭТАЖ
ВЫСТАВКА АРТЕФАКТОВ
<§ТРК Таганай
ТОРГОВАЯ УЛИЦА
ИСТОРИЧЕСКИМ
ФЕСТИВАЛЬ
в центре Челябинска
ЗРЕЛИЩНАЯ ПЛОЩАДЬ
1 ЭТАЖ
12:00 - дуэт «Отец и сын»
12:30 - PSYBERIA(cono)
13:00 - Ансамбль танца «Урал»
13:10 - Открытие фестиваля «Зимнее
солнце Аркаима»
13:20 - рассказ «Аркаим прошлого»
13:40 - PSYBERIA(cono)
14:00 - Ансамбль танца «Урал»
14:05 - Реконструкция боя
15:00 - Тюргэн Кам
15:30 - Студия К. Хабенского
(театральная постановка)
16:00 - Художественная мастерская
Уральского эпоса
16:20 - "Звучащее дыхание" - рассказ
о древнейших духовых инструментах
16:40 - Презентация м/ф «Большое
путешествие Люськи и Фрикадельки»
16:50 - рассказ «Аркаим настоящий»
17:05 - - PSYBERIA (соло)
17:25 - Показ исторических костюмов
17:50 - Micena
18:10 - презентация «Аркаим
будущего»
18:40 - дуэт «Отец и сын»
19:00 - фильм «Аркаим.Колесница
времени»
20:00 - открытие вечерней программы фестиваля
20:15 - интерактивная часть «Закат»
20:20 - реконструкция свадьбы
20:50 - PSYBERIA
22:10 - Тюргэн Кам
22:45 - Vlad Ethnic
00:00 - завершение фестиваля
«Зимнее солнце Аркаима»
КИНОЛЕКТОРИИ
2 ЭТАЖ
12.00 Фильм «Аркаим. Колесница времени» 12.35 Лекция Якова Внукова «6 загадок кочевников раннего железного века Урала»
13.20 Мультфильмы «Сказ об Аркаиме» и «Мы живем на Аркаиме» 13.40 Лекция Полины Анкушевой «Начало добычи меди в Южном Зауралье»
14.30 Фильм «Аркаим. Колесница времени» 15.10 Квиз «Археология Аркаима и не только»
16.35 Мультфильмы «Сказ об Аркаиме» и «Мы живем на Аркаиме» 17.00 Лекция Андрея Владимировича Епимахова «Современная археология: между прошлым и будущим» 17.45 Фильм «Аркаим. Колесница времени» 18.20 Лекция Николая Петрова «Принципы расселения и освоения территории скотоводами Зауралья в эпоху бронзы»
19.10 Мультфильмы «Сказ об Аркаиме» и
«Мы живем на Аркаиме»
19.30 Фильм «Аркаим. Колесница времени»
ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА
с 12:00 до 19:00
Лагерь юного археолога Наскальная живопись Гончарная мастерская Настольные игры Контактный зоопарк Аквагрим
Рис. 1, 2. Программа фестиваля
Используя критерии анализа и методик оценки символического капитала территории, предложенные С. И. Симаковой (Симакова 2023Ь), мы установим формирование символического капитала Аркаима в условиях внутригородского пространства.
1. Известная личность. Аркаим исторически связан с именем первооткрывателя Геннадия Здановича. На фестивале были представлены архивные фотографии археолога во время раскопок или встреч с главами государства (Рис. 3, 4).
Рис. 3, 4. Одна из архивных фотографий с Г. Б. Здановичем, экспонирующаяся на площадке фестиваля
Однако организаторами мероприятия выступил не только музей-заповедник, но и Правительство Челябинской области совместно с Фондом 2020, учредителем которого является Ирина Текслер. Она открывала фестиваль, подчеркивая свое непосредственное участие в подготовке события: «Я решила -раз вы не идете к Аркаиму, то Аркаим придет к вам» (услышано автором). Ирину Текслер можно было встретить на площадках фестиваля - она интересовалась процессом, фотографировалась с посетителями и волонтерами на фотозонах (Рис. 5). Из-за активного продвижения потенциала Челябинской области в рамках проектов фонда, Ирина Текслер снискала популярности среди челябинцев. Поэтому на фестивале в условиях внутригородского пространства и удалении от самого Аркаима был смещен акцент с первооткрывателя археологического памятника на человека, который популяризирует место в современных реалиях. Для гостей мероприятия было важно познакомиться с особенностями культуры музея-заповедника, поэтому такое смещение не изменило общего представления о самом Аркаиме, а работа Фонда 2020 привлекла интерес к музею-заповеднику, организовав тематическую площадку, удобную и открытую для посещения любому желающему.
Рис. 5. Учредитель Фонда 2020 И. Н. Текслер с семьей -губернатором Челябинской области А. Л. Текслером и сыном Михаилом
2. Природные объекты и особенности географии. Организаторы фестиваля сделали акцент на местоположении музея-заповедника «Аркаим» - это степная зона Брединского района Челябинской области. Поэтому для воссоздания исторических объектов эпохи бронзы были использованы такие природные материалы, как песок, глина, камень, кожа, шерсть. Они выступали не только в качестве декораций для создания общего антуража (Рис. 10), но и были частью интерактивных площадок: «Лагерь юного археолога», «Наскальная живопись», «Гончарная мастерская», «Кожевенная мастерская», «Косторезная мастерская» (Рис. 6), «Каменные орудия» (Рис. 8), «Прядение», «Мукомольная площадка». Философия фестиваля заключалась в том, чтобы каждый смог попробовать поработать с материалами, из которых делали предметы быта жители бронзового века. Изделия на фестивале перекликались с экспонатами в «Музее природы и человека» на Аркаиме (Рис. 7, 9). На выставке «Древние индоиранцы на берегах Синташты» в день открытия туристического сезона на Аркаиме были представлены находки с раскопок -посуда, каменные топоры, изделия из кости (Рис. 11).
Рис. 6. Площадка Рис. 7. Изделия из кости, представленные
«Косторезная мастерская». в Музее природы и человека, Аркаим.
Рис. 8. Изготовление каменных топоров на фестивале, площадка «Каменные орудия»
Рис. 9. Каменные топоры, найденные при раскопках. Экспозиция в Музее природы и человека, Аркаим
Рис. 10. Изделия из красной глины: масляные лампы, кувшины. Музыкальные инструменты
Рис. 11. Глиняные изделия ручной лепки, найденные на раскопках. Экспозиция в Музее природы и человека, Аркаим
3. Статусы и бренды территории. Музей-заповедник Аркаим претерпел череду переименований за последние 30 лет. В 1994 году на законодательном уровне был создан Центр «Аркаим». В 2007 году переименован в «Историко-культурный заповедник областного значения «Аркаим»; в 2011 году -«Челябинский государственный историко-культурный заповедник "Аркаим"». 30 декабря 2022 года было присвоено название «Челябинский государственный историко-археологический музей-заповедник "Аркаим"». Статус музея, согласно Уставу организации, позволяет заниматься формированием фондов и музейных коллекций, проведением экспертизы и оценкой культурных ценностей. На фестивале «Зимнее солнце Аркаима» не был затронут этот аспект, в большинстве своем акцент был сделан на археологии и раскопках. Это проявлялось в демонстрации фильмов об Аркаиме разных лет - «Аркаим. Колесница времени», мультфильмов «Сказ об Аркаиме» и «Мы живем на Аркаиме». Лекционная часть также была направлена на историко-археологическую принадлежность места: лекция Якова Внукова «6 загадок кочевников раннего железного века Урала», лекция Полины Анкушевой «Начало добычи меди в Южном Зауралье», лекция Андрея Епимахова «Современная археология: между прошлым и будущим», лекция Николая Петрова «Принципы расселения и освоения территории скотоводами Зауралья в эпоху бронзы». Данный блок мероприятий был направлен на широкую аудиторию в просветительских целях -в разных форматах организаторы привлекали внимание к историко-культурному значению Аркаима. Это также способствует формированию символического капитала, так как повышается его известность и значимость.
4. Символика территории и памятные места. В музее-заповеднике «Аркаим» территория разбита на верхний и нижний лагерь, также включает в себя гору Шаманка, Грачиную сопку, казачью усадьбу, Музей природы и человека, жилища каменного века, исторический парк и т. д. Так как фестиваль был посвящен Аркаиму, организаторы сделали попытку реконструкции исторического ландшафта в условиях города. Так, для тематического деления были использованы отдельные названия: «Городище» - площадка для мастер-классов, «Торговая улица» - ряд витрин с сувенирами от местных предпринимателей (Рис. 12), «Зрелищная площадь» - сцена, где выступали приглашенные коллективы (Рис. 13). Остальные площадки были названы по характеру действий или ориентированы на конкретный возраст: «Кинолекторий» - лекции и фильмы об археологии (Рис. 14), «Детская площадка» - игры и мастер-классы по работе с природными материалами, «Аркаим - место силы» - духовные практики (Рис. 15), игра на этнических музыкальных инструментах. Несмотря на отсутствие воссозданных в условиях фестиваля площадок, отсылающих к археологическим памятникам Аркаима, таким как аллея менгиров Черкасинская, скульптуры Бориса Качеровского или инсталляция «К солнцу! Мой Аркаим (Анна)» Яна Эрика Кулберга, фестивальные площадки по-своему символизируют меморативный ландшафт - без реконструкции реальных объектов, но условными обозначениями места по характеру действий. Стоит отметить, что характер товаров, представленных на площадке «Торговая улица» (Рис. 16) перекликается с ассортиментом, который можно встретить в торговых рядах на Аркаиме (Рис. 17). Местные жители называют эту улицу «Шамбала стрит».
Рис. 12. Площадка «Торговая улица» Рис. 13. Площадка «Зрелищная площадь»
Рис. 14. Площадка «Кинолекторий» Рис. 15. Площадка «Аркаим - место силы»
Рис. 16. Площадка «Торговые ряды» на Рис. 17. Товары одного из магазинов на
фестивале. На витрине представлены статуэтки территории Аркаима. Представлены восковые
в виде змей, богинь и животных свечи и фигурка Будды
5. Визуальные компоненты территориального пространства. Цветовое решение мероприятия прослеживалось на примере оформления программы фестиваля - она выполнена в бежево-коричневых цветах, что ассоциируется с цветом грунта, песка, дерева. Логотип представляет собой диск с зубчатым краем. Использована форма круга, вероятно отсылающая к солнцу, колесу, каменным спиралям на вершине сопок Аркаима, а ближе к центру логотип напоминает чеканную монету. В оформлении сцены логотип был использован для фонового изображения (Рис. 18, 19). На полу была расположена схема укрепленного поселения Аркаим, которая просматривается на аэрофотоснимках (Рис. 20).
Рис. 18, 19. Оформление «Зрелищной площади»
Рис. 20. Аркаим на аэрофотоснимке с наложенным планом жилищ
Для освещения использовались желтые, красные и белые софиты. Цвета рождают дополнительный ассоциативный ряд: желтый - солнце в степи, красный - кровь, красная глина, коричневый - шерсть, кожа. Параллели обусловлены концепцией фестиваля - организаторы сделали акцент на том, что знакомят посетителей с традиционным искусством и природными материалами, предлагая изготовить что-либо своими руками.
В оформлении площадок фестиваля были использованы натуральные материалы - установлены тюки сена, собрана юрта из дерева и шерсти (Рис. 21), на фотозонах организаторы одеты в металлические кольчуги, декорации выполнены из ткани и дерева.
Рис. 21. Юрта кочевников
Одна из фотозон была представлена колесницей (Рис. 22), собранной по мотивам макета дышловой двухколесной колесницы, который установлен в Музее природы и человека на Аркаиме (Рис. 23).
Рис. 22. Фотозона с колесницей. Рис. 23. Макет дышловой двухколесной
На фоне - баннер к фильму колесницы. Музей природы
«Аркаим. Колесница времени» и человека, Аркаим
6. Уникальные события культуры и истории. Исторический фестиваль «Зимнее солнце Аркаима» не предпринимал попытку достоверной реконструкции событий эпохи бронзы. Площадки несли в себе скорее просветительский и развлекательный мотив, нежели серьезное погружение в историю и археологию. Тем не менее, отголоски событий были отражены в площадках по реконструкции боя с луком и стрелами (Рис. 24), но в более безопасной форме - арчеритаг, при котором используются стрелы с мягкими наконечниками из поролона, бой на мягких мечах, древних играх. Также была попытка реконструировать археологические раскопки на площадке «Лагерь юного археолога», которая была представлена в виде большой песочницы. Среди бытовых построек выделялся контактный зоопарк в виде жилища бронзового века.
Рис. 24. Реконструкция боя с луком и стрелами
На площадке «Городище» в формате мастер-классов посетителей знакомили с техниками обработки камня, металла, работе с глиной и тканью. Были представлены чеканка монет, кожевенная мастерская колесничная мастерская, косторезная мастерская, лепка из красной глины, изготовление каменных орудий труда, прядение, мукомольная площадка (зернотерки), чеканка скифских бляшек, музыкальные инструменты бронзового века, набойка на ткани.
7. Медиашлейф события. Формирование символического капитала, которое происходит посредством фестивалей или других массовых мероприятий, на наш взгляд, подразумевает анализ через публикации в медиа. Исследуя медиашлейф солнцестояния на Аркаиме, А. Р. Медведева приходит к выводу, что «медиатекст существует ради создания другого подобного медиатекста» (Медведева 2023а: 94), однако в нашем случае исследуется событие, которое произошло в Челябинске впервые. Для того, чтобы оценить масштабы фестиваля в медийном поле Челябинской области, нами был проведен тематический анализ
СМИ на основе запроса «фестиваль Зимнее солнце Аркаима» в новостном агрегаторе Яндекс.Дзен. Были установлены временные рамки: с 24.02.2024 по 24.03.2024 - месяц с момента проведения фестиваля. Всего по данному запросу отображается 18 публикаций. Методом тематического анализа было выявлено, что из них 7 публикаций - пресс-релиз, 5 публикаций - фоторепортаж, 2 публикации - анонс мероприятий города (фестиваль включен в подборку), 2 публикации - ссылка на фестиваль в контексте другого инфоповода, 2 публикации - видеорепортаж. Наибольшее количество уникальных публикаций было сделано информационным агентством «Первое областное» - 1 фоторепортаж (https://www.1obl.ru/news/ fotoreportazh/bolee-chetyrekh-tysyach-chelovek-posetili-festival-zimnee-solntse-arkaima-v-chelyabinske/) и 2 видеосюжета («Время новостей» от 26.02.2024: https://www.1obl.ru/tv/vremya-novostey/vremya-novostey-ot-26-02-2024/v-chelyabinske-sostoyalsya-istoricheskiy-festival-zimnee-solntse-arkaima/, выпуск программы «Уралым» от 13.03.2024: https://www.1obl.ru/tv/uralym/uralym-ot-13-03-2024/v-chelyabinskoy-oblasti-sostoyalsya-festival-zimnee-solntse-arkaima/) (Рис. 25).
Результаты поиска
ВЩОСЮЖЕТЫ I УРАПЫМ ВИДЕОСЮЖЕТЫ I ВРЕМЯ новостей НОВОСТИ 11ЮТОРЕПОРТад<
Рис. 25. Материалы ИА «Первое областное»
Остальные СМИ города, такие как «МК - Челябинск» (https://chel.mk.ru/culture/2024/02/25/chelyabincy-uvideli-zimnee-solnce-arkaima.html, https://chel.mk.ru/culture/2024/02/25/festival-posvyashhennyy-
arkaimu-posetili-bolee-chetyrekh-tysyach-yuzhnouralcev.html), «Губерния» (https://gubernia74.ru/articles/ news/1123788/), «Коммерсантъ» (https://www.kommersant.ru/doc/6532817), «АиФ - Челябинск» (https:// chel.aif.ru/culture/chetyre_tysyachi_gostey_posetili_pervyy_festival_zimnee_solnce_arkaima) представили пресс-релизы по итогу мероприятия. URA.RU также опубликовали пресс-релиз (https://ura.news/ news/1052736983), сопроводив его фотографиями и видеороликом с мероприятия из публикации в телеграм-канале Ирины Текслер («Отгремел-отшумел наш фееричный праздник-фестиваль «Зимнее солнце Аркаима» в самом центре Челябинска!»: t.me/irinateksler/1958). ГТРК Южный Урал включили фестиваль в подборку городских событий, но освещением не занимались. Сайт «Вечерний Челябинск» представил фоторепортаж (https://vecherka.su/materials/video/200052/). Те же фотографии авторства фотокорреспондента «Вечернего Челябинска» Юлии Боровиковой были опубликованы на сайтах «Полит74ру» (https://polit74.ru/culture-i-sport/chetyre_tysyachi_chelyabintsev_pobyvali_na_festivale_ zimnee_solntse_arkaima_/) и «Челябинск сегодня» (https://cheltoday.ru/articles/kultura/aleksey-teksler-vmeste-s-semey-otkryl-zimnee-serdtse-arkaima/).
Методом контент-анализа были проанализированы 11 публикаций, представленных пресс-релизами и фоторепортажами. Нами были выделены лексемы, которые отражают смысл фестиваля, оргкомитет и его географическую принадлежность: «реконструкция», «Аркаим», «Текслер», «древний». Слово «реконструкция» и однокоренные слова встречаются 6 раз - по одному упоминанию в 6-ти публикациях из 11-ти. Слово «Аркаим» встречается 53 раза - неоднократно во всех публикациях, чаще всего упоминается в прямой речи спикера. Слово «Текслер» употребляется 24 раза в 8-ми публикациях из 11-ти. Слово «древний» употребляется 15 раз - неоднократно в 8-ми публикациях из 11-ти.
Анализ показал, что при создании материалов СМИ ориентировались на присутствие губернатора Алексея Текслера и учредителя «Фонда 2020» Ирины Текслер на мероприятии, а также фокусировались на ее принадлежности к организационному комитету фестиваля. Количество упоминаний слова «древний» показывает, что в релизах и репортажах акцент был сделан на историческую составляющую фестиваля. Несмотря на это, слово «реконструкция» упоминается в два раза меньше, что говорит о
смещении фокуса с достоверности экспозиций фестиваля на массовость мероприятия, так как слово «древний» употребляется не только в словосочетании «древний человек» или «древнее жилище», но и «древние традиции», «древние обряды», «древний быт», которые были представлены духовными практиками или массовыми играми. Они, в свою очередь, не имели территориальной связи с Аркаимом, а служили дополнением к событийной сетке фестиваля. Частота употребления слова «Аркаим» связана с тем, что территория обозначена в названии фестиваля - «Зимнее солнце Аркаима», а также в названиях фильмов и мультфильмов, показ которых был организован на фестивале - «Сказ об Аркаиме», «Мы живем на Аркаиме», «Аркаим. Колесница времени». В прямой речи спикеров однократно встречается упоминание Аркаима как название музея-заповедника или древнего городища.
Для сравнения контент-анализа СМИ нами были отобраны тексты постов посетителей фестиваля на личных страницах социальной сети «ВКонтакте» через парсинг. Тематический анализ постов проводился также на основе запроса «фестиваль Зимнее солнце Аркаима» во временных рамках с 24.02.2024 по 24.03.2024. Для подбора постов были выставлены условия - только записи на личных страницах пользователей (не сообществ) с прикрепленными фотографиями. Всего по данному запросу отобрано 54 публикации. Используются те же лексемы, что и при анализе СМИ: «реконструкция», «Аркаим», «Текслер», «древний».
Слово «реконструкция» встречается всего 6 раз, столько же и в текстах СМИ. Слово «Аркаим» употребляется во всех публикациях и всего 55 раз, частота употребления слова напрямую связана с названием фестиваля. Слово «Текслер» использовано 17 раз - пользователи ссылаются на учредителя Фонда 2020 и благодарят за организацию фестиваля. Слово «древний» и однокоренные слова употребляются 10 раз, чуть меньше, чем в СМИ. Оно также употребляется в контексте характера мероприятий и экспозиций.
Сравнение анализа лексем в текстах СМИ и текстах постов на страницах пользователей показал, что посетители не были заинтересованы исторической составляющей фестиваля - слово «реконструкция» упомянули 11 % пользователей. 19 % пользователей употребили слово «древний» в контекстах жилища, обряда, образа предков - контекст такой же, как и в текстах СМИ. 31 % посетителей было важно присутствие семьи губернатора Челябинской области Алексея Текслера на мероприятии.
Заключение
Символический капитал территории является эффективным средством развития региона и туризма. Но несмотря на то, что подобные мероприятия направлены на знакомство широкой аудитории с историко-археологической основой музея-заповедника «Аркаим», в рамках фестиваля «Зимнее солнце Аркаима» сделать акцент на истории не удалось. Мероприятие носило массовый развлекательный характер и акцент с археологии и истории открытия Аркаима был смещен на разнообразие мероприятий внутри площадки и интересного досуга. Однако была сделана попытка заинтересовать тех, кто не может позволить себе поездку на территорию Аркаима по разным причинам. Впоследствии это позволит привлечь туристические потоки в летнее время на события, которые проводятся ежегодно на территории Аркаима, например, фольклорно-этнографический фестиваль евразийских народов «Аркаим», фестиваль исторической реконструкции «Пламя Аркаима», фестиваль традиционной кухни народов Южного Урала «Крынка».
Список источников
Бурдье П. Практический смысл / пер. А. Т. Бикбова, К. Д. Вознесенской, С. Н. Зенкина, Н. А. Шматко. Санкт-Петербург : Алетейя, 2001. 562 с.
Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть / пер. В. И. Иванова // THESIS. 1993. Вып. 2. С. 137-150.
Вандышев М. Н., Веселкова Н. В., Прямикова Е. В. Меморативный ландшафт: концепция и опыт применения // Социология власти. 2022. Т. 34, № 1. С. 69-94. https://doi.org/10.22394/2074-0492-2022-1-69-94.
Загидуллина М. В. Культура научной популяризации в профессиональной журналистике: между скандалом и скукой (на примере археологии) // Медиа в современном мире. 62-е Петербургские чтения. 2023. С. 66-67.
Зубанова Л. Б. Археологический памятник Аркаим в восприятии жителей Челябинска // Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI века. 2021. С. 66-68.
Зубанова Л. Б. Мемориальная идентичность: между местом памяти и памятью мест // Челябинский гуманитарий. 2023. № 1 (62). С. 32-38.
Медведева А. Р. Медиашлейф солнцестояния в сопоставлении с медиаинформированностью посетителей Аркаима // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2023a. № 4 (50). С. 89-95. https://doi. org/10.47475/2070-0695-2023-50-4-89-95.
Медведева А. Р. Тенденции актуализации научно-популярного дискурса об Аркаиме в СМИ (20212022) // Медиалингвистика : Материалы докладов участников VII Международной конференции, Санкт-
Петербург. 2023b. С. 242-245.
Нора П. Франция-память / пер. Д. Хапаевой. Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского университета, 1999. 328 с.
Сафонов А. В. Формально-содержательная специфика системы образов в постах и комментариях на тему археологии пабликов социальных сетей // Пользовательский контент в современной коммуникации. 2021. С. 432-435.
Сафонов А. В., Топчий И. В. Система образов меморативного ландшафта археологического памятника Аркаим как фактор его популяризации // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2023. № 4 (50). С. 102-111. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2023-50-4-102-111.
Симакова С. И. Аркаим как элемент символического капитала Челябинской области // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2023b. № 4 (50). С. 112-118. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2023-50-4-112-118.
Симакова С. И. Аркаим в культурном коде региона: роль массмедиа // Медиа в современном мире. 62-е Петербургские чтения. 2023с. С. 82-83.
Симакова С. И. Визуализация культурного пространства в региональных массмедиа // Медиалингвистика : Материалы докладов участников VII Международной конференции, Санкт-Петербург. 2023a. С. 364-367.
Федотова Н. Г. Символический капитал Великого Новгорода в дискурсе социальных медиа // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. № 2 (24). С. 119-127.
References
Burd'e, P. (2001). Prakticheskiy smysl/per. A. T. Bikbova, K. D. Voznesenskoy, S. N. Zenkina, N. A. Shmatko [Practical meaning / trans. A. T. Bikbova, K. D. Voznesenskaya, S. N. Zenkina, N. A. Shmatko]. Sankt-Peterburg: Aletheia. 562 p. (In Russ.).
Burd'e, P. (1993). Sotsial'noe prostranstvo i simvolicheskaya vlast' / per. V. I. Ivanova [Social space and symbolic power / trans. V. I. Ivanova]. THESIS. Vol. 2, 137-150. (In Russ.).
Vandyshev, M. N., Veselkova, N. V. & Pryamikova, E. V. (2022). Memorativnyy landshaft: kontseptsiya i opyt primeneniya [Memorative landscape: concept and experience of application]. Sotsiologiya vlasti, Т. 34, 1, 69-94. https://doi.org/10.22394/2074-0492-2022-1-69-94. (In Russ.).
Zagidullina, M. V. (2023) Kul'tura nauchnoy populyarizatsii v professional'noy zhurnalistike: mezhdu skandalom i skukoy (na primere arkheologii) [The culture of scientific popularization in professional journalism: between scandal and boredom (using the example of archeology)]. Media v sovremennom mire. 62-e Peterburgskie chteniya, 66-67. (In Russ.).
Zubanova, L. B. (2021). Arkheologicheskiy pamyatnik Arkaim v vospriyatii zhiteley Chelyabinska [Archaeological site Arkaim as perceived by residents of Chelyabinsk]. Nauchnye shkoly. Molodezh'v nauke i kul'tureXXI veka, 66-68. (In Russ.).
Zubanova, L. B. (2023). Memorial'naya identichnost': mezhdu mestom pamyati i pamyat'yu mest [Memorial identity: between the place of memory and the memory of places]. Chelyabinskij gumanitarij, 1 (62), 32-38. (In Russ).
Medvedeva, A. R. (2023a). Mediashleyf solntsestoyaniya v sopostavlenii s mediainformirovannost'yu posetiteley Arkaima [Media trail of the solstice in comparison with the media awareness of Arkaim visitors]. Znak: problemnoepole mediaobrazovanija, 4 (50), 89-95. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2023-50-4-89-95 (In Russ.).
Medvedeva, A. R. (2023b). Tendentsii aktualizatsii nauchno-populyarnogo diskursa ob Arkaime v SMI (2021-2022) [Trends in updating popular science discourse about Arkaim in the media (2021-2022)]. Medialingvistika : Materialy dokladov uchastnikov VIIMezhdunarodnoy konferentsii, Sankt-Peterburg, 242-245. (In Russ.).
Nora, P. (1999). Frantsiya-pamyat'/per. D. Khapaevoy [France-memory / trans. D. Khapaeva]. SPb.: St. Petersburg University Publishing House. 328 p. (In Russ.).
Safonov, A. V. (2021) Formal'no-soderzhatel'naya spetsifika sistemy obrazov v postakh i kommentariyakh na temu arkheologii pablikov sotsial'nykh setey [Formal and content specificity of the system of images in posts and comments on the topic of archeology of public social networks]. Pol'zovatel'skiy kontent v sovremennoy kommunikatsii, 432-435. (In Russ.).
Safonov, A. V. & Topchii, I. V. (2023). Sistema obrazov memorativnogo landshafta arkheologicheskogo pamyatnika Arkaim kak faktor ego populyarizatsii [System of images of the memorative landscape of the archaeological monument Arkaim as a factor of its popularization]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 4 (50), 102-111. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2023-50-4-102-111 (In Russ.)
Simakova, S. I. (2023b). Arkaim kak element simvolicheskogo kapitala Chelyabinskoy oblasti [Arkaim as an element of the symbolic capital of the Chelyabinsk region]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 4 (50), 112-118. https://doi. org/10.47475/2070-0695-2023-50-4-112-118. (In Russ).
Simakova, S. I. (2023c). Arkaim v kul'turnom kode regiona: rol' massmedia [Arkaim in the cultural code of the region: the role of mass media]. Media v sovremennom mire. 62-e Peterburgskie chteniya, 82-83. (In Russ.).
Simakova, S. I. (2023a). Vizualizatsiya kul'turnogo prostranstva v regional'nykh massmedia [Visualization of cultural space in regional mass media]. Medialingvistika : Materialy dokladov uchastnikov VIIMezhdunarodnoy konferentsii, Sankt-Peterburg, 364-367. (In Russ.).
Fedotova, N. G. (2017) Simvolicheskiy kapital Velikogo Novgoroda v diskurse sotsial'nykh media [The symbolic capital of Veliky Novgorod in the discourse of social media]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 2 (24), 119-127. (In Russ.).
Информация об авторе
В. С. Котова - ассистент кафедры медиапроизводства, лаборант-исследователь кафедры теории медиа, магистрант кафедры медиапроизводства.
Научный руководитель С. И. Симакова - доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры медиапроизводства.
Information about the author
Viktoria S. Kotova - Assistant at the Department of Media Production, research assistant at the Department of Media Theory, Master's student at the Department of Media Production.
Scientific director
Svetlana I. Simakova - Doctor of Philology, Associate Professor, Professor of the Department of Media Production.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 04.05.2024; одобрена после рецензирования 30.05.2024; принята к публикации 06.06.2024. The article was submitted 04.05.2024; approved after reviewing 30.05.2024; accepted for publication 06.06.2024.