Научная статья на тему 'КОНСТРУИРОВАНИЕ МЕДИАОБРАЗА АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ПАМЯТНИКА АРКАИМ В ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОМ КОНТЕНТЕ'

КОНСТРУИРОВАНИЕ МЕДИАОБРАЗА АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ПАМЯТНИКА АРКАИМ В ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОМ КОНТЕНТЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научно-популярная журналистика / пользовательский контент / Аркаим / популяризация археологии / публичная археология / Пикабу / Дзен / popular science journalism / user-generated content / Arkaim / popularization of archeology / public archaeology / Pikabu / Zen

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Светлана Александровна Панюкова

В данном исследовании анализируются содержательные, жанровые и форматные особенности пользовательских публикаций о научно-популярном феномене на примере Аркаима (архитектурного памятника эпохи средней бронзы), а также предпочтения аудитории в данном типе контента. В качестве материала исследования была отобрана база публикаций с тегом «Аркаим» на русскоязычных ресурсах «Дзен» и «Пикабу» за 2023 год. К данным пользовательским текстам был применен методы контент-анализа и семантического анализа, которые позволили сделать следующие основные выводы: 1) Аркаим в анализируемых материалах репрезентуется в двух противоречивых ипостасях: археологический памятник с научными экспозициями и место мистических практик и ритуалов; 2) большая часть публикаций отражает личные впечатления пользователей после посещения Аркаима (туристический контекст, «место отдыха» без привязки к археологической значимости); 3) аудитория названных ресурсов активно обсуждает научно-популярные публикации об Аркаиме в комментариях и вступает в дискуссии о значимости памятника. Также в статье рассматривается, посредством каких жанров и форматов авторы рассказывают об Аркаиме и какие публикации пользуются особым интересом у массовой аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTION OF A MEDIA IMAGE OF THE ARCHAEOLOGICAL MONUMENT ARKAIM IN USER CONTENT

This study analyzes the content, genre and format features of user publications about a popular science phenomenon using the example of Arkaim (an architectural monument of the Middle Bronze Age), as well as audience preferences in this type of content. As research material, a database of publications with the tag “Arkaim” on the Russian-language resources “Zen” and “Pikabu” for 2023 was selected. The methods of content analysis and semantic analysis were applied to these user texts, which allowed us to draw the following main conclusions: 1) Arkaim in the analyzed materials is represented in two contradictory forms: an archaeological site with scientific exhibitions and a place of mystical practices and rituals; 2) most of the publications reflect the personal impressions of users after visiting Arkaim (tourist context, “resting place” without reference to archaeological significance); 3) the audience of the named resources actively discusses popular science publications about Arkaim in the comments and enters into discussions about the significance of the monument. The article also examines through what genres and formats the authors talk about Arkaim and what publications are of particular interest to the mass audience.

Текст научной работы на тему «КОНСТРУИРОВАНИЕ МЕДИАОБРАЗА АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ПАМЯТНИКА АРКАИМ В ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОМ КОНТЕНТЕ»

Знак: проблемное поле медиаобразования. 2023. № 4 (50). С. 96-101. elSSN 2949-3641; ISSN 2070-0695 (print). Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2023;4(50): 96-101. elSSN 2949-3641; ISSN 2070-0695 (print).

Научная статья УДК 070

DOI 10.47475/2070-0695-2023-50-4-96-101

КОНСТРУИРОВАНИЕ МЕДИАОБРАЗА АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ПАМЯТНИКА АРКАИМ В ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОМ КОНТЕНТЕ

Светлана Александровна Панюкова

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия, [email protected]

Аннотация. В данном исследовании анализируются содержательные, жанровые и форматные особенности пользовательских публикаций о научно-популярном феномене на примере Аркаима (архитектурного памятника эпохи средней бронзы), а также предпочтения аудитории в данном типе контента. В качестве материала исследования была отобрана база публикаций с тегом «Аркаим» на русскоязычных ресурсах «Дзен» и «Пикабу» за 2023 год. К данным пользовательским текстам был применен методы контент-анализа и семантического анализа, которые позволили сделать следующие основные выводы: 1) Аркаим в анализируемых материалах репрезентуется в двух противоречивых ипостасях: археологический памятник с научными экспозициями и место мистических практик и ритуалов; 2) большая часть публикаций отражает личные впечатления пользователей после посещения Аркаима (туристический контекст, «место отдыха» без привязки к археологической значимости); 3) аудитория названных ресурсов активно обсуждает научно-популярные публикации об Аркаиме в комментариях и вступает в дискуссии о значимости памятника. Также в статье рассматривается, посредством каких жанров и форматов авторы рассказывают об Аркаиме и какие публикации пользуются особым интересом у массовой аудитории.

Ключевые слова: научно-популярная журналистика, пользовательский контент, Аркаим, популяризация археологии, публичная археология, Пикабу, Дзен.

Благодарности: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (совместно с органами власти Челябинской области) № 23-18-20098, https://rscf.ru/project/23-18-20098, проект «Материализованная идентичность: конструирование памяти в социально-экономической перспективе (на примере археологического памятника Аркаим)»

Для цитирования: Панюкова С. А. Конструирование медиаобраза археологического памятника Аркаим в пользовательском контенте // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2023. № 4 (50). С. 96-101. аог 10.47475/2070-0695-2023-50-4-96-101

Original article

CONSTRUCTION OF A MEDIA IMAGE

OF THE ARCHAEOLOGICAL MONUMENT ARKAIM IN USER CONTENT

Svetlana A. Paniukova

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia, [email protected]

Abstract. This study analyzes the content, genre and format features of user publications about a popular science phenomenon using the example of Arkaim (an architectural monument of the Middle Bronze Age), as well as audience preferences in this type of content. As research material, a database of publications with the tag "Arkaim" on the Russian-language resources "Zen" and "Pikabu" for 2023 was selected. The methods of content analysis and semantic analysis were applied to these user texts, which allowed us to draw the following main conclusions: 1) Arkaim in the analyzed materials is represented in two contradictory forms: an archaeological site with scientific exhibitions and a place of mystical practices and rituals; 2) most of the publications reflect the personal impressions of users after visiting Arkaim (tourist context, "resting place" without reference to archaeological significance); 3) the audience of the named resources actively discusses popular science publications about Arkaim in the comments and enters into discussions about the significance of the monument. The article also examines through what genres and formats the authors talk about Arkaim and what publications are of particular interest to the mass audience.

Key words: popular science journalism, user-generated content, Arkaim, popularization of archeology, public archaeology, Pikabu, Zen.

Acknowledgments: The study was Supported by the Russian Science Foundation and Chelyabinsk region, № 23-18-20098, https:// rscf.ru/en/project/23-18-20098/

For citation: Paniukova S. A. (2023). Construction of a media image of the archaeological monument Arkaim in user content. Znak: problemnoepole mediaobrazovanija. 4(50): 96-101. (In Russ.). doi: 10.47475/2070-0695-2023-50-4-96-101

В последнее время популяризация археологических исследований становится важной тематической сферой медиаконтента, направленной на освещение актуальных новостей и научных открытий в сфере археологии и повышения привлекательности археологии как научного направления и культурной деятельности у широкой аудитории для обеспечения отрасли кадрами и финансовыми ресурсами. В целом, данное направление, актуальное в мировых и российских медиа, можно отнести к более широкой группе научно-популярной журналистики. Популяризация подобного типа контента в медиапространстве приводит к значимости научного анализа феномена «археология и журналистика», подразумевающего необходимость популяризации археологии, выход указанной научной сферы в публичное пространство и разбор рисков, связанных с данными процессами. Более подробно понятие «публичной археологии» рассматривается в трудах следующих авторов: Barbara Little (Little 2002) и Jeremy Sabloff (Sabloff 2008). Также к анализу медиаконтента об археологии в своих исследованиях обращались П. А. Неплюев (Неплюев 2023), А. В. Чернышов (Чернышов 2022), Л. Б. Зубанова (Зубанова 2023), М. В. Загидуллина (Загидуллина 2021) и другие.

В рамках данной статьи мы обратимся к более узкому тематическому полю, конкретному археологическому феномену и его репрезентации в медиа - формированию образа Аркаима как памятника эпохи средней бронзы. Он был открыт на территории Зауральской степи (Челябинская область) в 1987 году профессором Г. Б. Здановичем (Зданович, Коган, Орлова 1999: 6). В настоящее время в окрестностях Аркаима продолжаются археологические раскопки, а на территории памятника открыт музейный комплекс и историко-культурный заповедник. Феномен Аркаима активно рассматривается в трудах российских исследователей: можно встретить научное осмысление с позиций археологии (Приходько, Иванов, Зданович, Зданович, Манахов, Инубуши 2014), репрезентации в медиа (Куприянова 2013; Симакова 2021; Топчий 2021), мистического потенциала (Царевский 2008).

Упоминания об Аркаиме нередко встречаются в информационной повестке: по данным сервиса «Дзен. Новости» (ранее «ЯндексНовости»), за период с 2015 по 2020 годы об Аркаиме появлялось от 80 до 170 уникальных новостей в год в федеральных и городских российских СМИ. Чаще всего в данных материалах присутствовало описание научного (информация об открытиях и раскопках), туристического (информация о мероприятиях, турах и культурных событиях) и мистического (околонаучные теории и духовные практики) потенциала памятника. Все это привело к широкой известности Аркаима среди массовой аудитории, что стало причиной активной публикации пользовательского контента об археологическом памятнике в сети. Теперь не только профессиональные СМИ и исследователи обращаются к феномену Аркаима, конструируя его медиаобраз: сами пользователи рунета активно создают медиаконтент, посвященный Аркаиму, и делятся им на различных ресурсах. Эти публикации вызывают интерес читателей и зрителей, получают отклик и широкое обсуждение, поэтому обращение к данной теме не утихает и спустя десятилетия с открытия памятника.

При этом не все пользовательские публикации, посвященные Аркаиму, можно охарактеризовать как качественные и достоверные. Иногда в подобных материалах авторы не привлекают внимание к научному потенциалу археологического памятника, выставкам и экспозициям комплекса, а спекулируют на псевдонаучной или мистической тематиках, поскольку эти области также интересны массовой аудитории. Можно отметить, что подобная проблема свойственна всему научно-популярному направлению в российской журналистике, а не только популяризации археологии.

Целью данного исследования выступает анализ медиаобраза археологического памятника Аркаим в пользовательском контенте на примере российских ресурсов «Пикабу» и «Дзен» (аналоги портала Reddit). Подобная работа поможет проследить, как именно конструируется образ научно-популярного археологического феномена, в частности Аркаима, в интернет-пространстве, что интересует аудиторию (акторов места), как они репрезентуют в публичном поле свой опыт знакомства с археологическим памятником, а также сформулировать гипотезу о том, насколько пользовательский контент участвует в формировании корректного или лженаучного/мистического представления об Аркаиме.

Источником пользовательских публикаций были выбраны два популярных русскоязычных информационно-развлекательных пользовательских ресурса - «Пикабу» и «Дзен», принадлежащие разным владельцам. По данным Similarweb на 2023 год они занимают 26-е место и 4-е место, соответственно, в глобальном поиске среди всех веб-сайтов по посещаемости в России (https://www.similarweb.com/ruy top-websites/russian-federation). Пользователями ресурсов выступает разнообразная аудитория: любой посетитель проекта может стать автором контента и использовать различные средства мультимедийного сопровождения публикаций. Однако авторы публикаций не участвуют в их целенаправленном продвижении

через платные рекламные инструменты - на рейтинг записей влияет количество просмотров, лайков, дизлайков и комментариев, что сказывается на позиции выдачи публикации при тематическом запросе, а также на количестве демонстраций записи в ленте пользователей. Данные алгоритмы мотивируют авторов креативно подходить к созданию публикаций, а также учитывать запросы аудитории.

Причинами выбора указанных ресурсов послужили следующие критерии:

1) Популярность платформ у российских пользователей и авторов контента.

2) Свободный доступ к чтению публикаций и созданию материалов: каждый пользователь здесь имеет возможность высказать свою точку зрения, а значит в выборке будет представлен разнообразный контент по заявленной теме.

3) Высокое значение реакций читателей и зрителей на контент: ее легко проанализировать по разным метрикам.

4) Наличие мультимедийных инструментов при подготовке публикации: возможность интегрировать текст, фото, видео и иные форматы в поликодовый материал.

5) Удобная навигация на сайте, позволяющая провести корректный отбор материала по интересующей теме и его обработку.

Публикации для анализа были отобраны нами в соответствии со следующими критериями: соответствие заявленной тематике (тег «Аркаим») и принадлежность к типу пользовательского контента (из выборки были устранены записи, размещенные с аккаунтов компаний и СМИ). Далее в рамках исследования к выбранной базе материалов были применены методы контент-анализа (ручной) и семантического анализа (машинный). В базу материалов были включены 7 и 34 записи, опубликованные на ресурсах «Пикабу» и «Дзен», соответственно, с 1 января 2023 года по 07 декабря 2023 года. Данные публикации были отобраны методом сплошной выборки, то есть нами были проанализированы все записи с тегом «Аркаим» в рамках заявленного ресурса и временного промежутка.

Отметим, что ранее к подобному алгоритму исследования обращалась М. В. Загидуллина (Загидуллина 2017) при анализе ресурса «Пикабу», а также мы в работе, посвященной обзору публикаций об Аркаиме на хостинге УоиТиЪе (Панюкова 2021).

Анализ отобранной базы материалов проходил по следующим критериям: частота упоминания слов в заголовке, тегах и основном тексте, дата публикации, количество просмотров, лайков и комментариев, наличие мультимедийных элементов, наличие связи с темами археологии или мистики, упоминание научных источников.

Произведенный семантический машинный анализ заголовков статей об Аркаиме на ресурсе «Пикабу» показал популярность следующих слов: «волшебный», «мракобесие», «вместе»; на ресурсе «Дзен» -«сила», «город», «гора», «древний», «колесница», «храм», «Челябинская область». В то время как анализ полноценных текстов зафиксировал частое использование следующих слов - «поселение», «носитель», «быль», «город», «миф», «культура» на сайте «Пикабу» и «город», «поселение», «колесница», «горы», «древний», «сила», «Зданович», «круг», «реконструкци», «научный», «энергия», «источник» на «Дзене».

Также обратим внимание на самые популярные теги: на ресурсе «Пикабу» ими стали - «природа», «длиннопост», «путешествие», «жизненный», «отдых», «поездка», «туризм». Среди публикаций «Дзена» только 7 записей из 34 обладали пользовательскими тегами, так как сама платформа не предлагает дополнительных окон для их расстановки; при этом популярными стали следующие словосочетания -«путешествие», «зауралье», «Челябинская область», «туризм».

Таблица 1

Семантический анализ текстов об Аркаиме

Ресурс Заголовок Публикация Теги

Пикабу «волшебный», «мракобесие», «вместе» «поселение», «носитель», «быль», «город», «миф», «культура» «природа», «длиннопост», «путешествие», «жизненный», «отдых», «поездка», «туризм»

Дзен «сила», «город», «гора», «древний», «колесница», «храм», «Челябинская область» «город», «поселение», «колесница», «горы», «древний», «сила», «Зданович», «круг», «реконструкция», «научный», «энергия», «источник» «путешествие», «зауралье», «Челябинская область», «туризм»

Результаты данного семантического анализа в комплексе демонстрируют, что в публикациях обоих ресурсов упоминаются связанные с Аркаимом термины из научной области («колесница», «реконструкция», «культура»), но при этом в меньшем количестве встречаются слова из эзотерической сферы («волшебный», «сила», «энергия», «источник»). Чаще всего из объектов историко-культурного заповедника Аркаим упоминаются горы с различными названиями, а не экспонаты музея или объекты научного комплекса. При этом теги указывают на восприятие Аркаима как места для отдыха на природе и туризма, направление для путешествия.

Прежде чем приступить к анализу времени публикации постов, мы предположили, что большая часть записей будет размещена пользователями в момент непосредственного отдыха на Аркаиме -то есть во время туристического сезона (май - сентябрь). Однако данная гипотеза не подтвердилась: записи соразмерно публиковались в течение года - из 34 постов на «Дзене» 18 были сделаны в период туристического сезона; из 7 записей на «Пикабу» - 4. Можно отметить лишь следующую корреляцию: посты о путешествиях и отдыхе на Аркаиме, а также инструкции о пребывании в этом месте появляются чаще в туристический сезон, а в иное время можно наблюдать активную публикацию записей об истории Аркаима, его достопримечательностях и дискуссий о научном потенциале памятника.

Записи об Аркаиме привлекают внимание аудитории: на ресурсе «Пикабу» один пост по данной теме набирает в среднем около 3885 просмотров и 11 комментариев. Самой популярной записью, попавшей в выборку, стал текст «Про мракобесие» пользователя M.alone, размышляющего о новых коммерческих постройках на территории Аркаима: «И при этом всегда смешны мракобесные штуковины, вроде таинственной силы пирамид» (https://pikabu.ru/story/pro_mrakobesie_9873834?utm_source=linkshare&utm_ medium=sharing). В среднем на ресурсе «Дзен» записи об археологическом памятнике набирают около 441 просмотра и 44 комментариев, а самым популярным стал объемный мультимедийный материал под заголовком «Аркаим - сенсация, которой не было» от пользователя Илья Duke, в котором представлено обсуждение археологического значения Аркаима и критика его научного потенциала: «Таким образом, можно сказать, что популярность Аркаима именно в медийном пространстве связана с тем, что как и на многих других достопримечательностях, на Аркаиме решили заработать ушлые предприниматели (https:// dzen.ru/a/Y-TY7SCVFkXnAQUU?sid=167903910804191223). И начали раздувать мифы и легенды, никак не относящиеся к действительности». Получается, что самыми популярными по реакции аудитории форматами материалов на представленных ресурсах стали расследования (разоблачения) научного или антинаучного явления.

В качестве мультимедийного сопровождения публикаций на ресурсе «Пикабу» чаще всего использовалась фотография (в 5 из 7 публикаций), реже - видео (1 публикация). Преимущественно в кадре транслировался пейзаж (небо, горы, степь) или портрет, снятый на локациях Аркаима крупным или средним планам и обработанный в графическом редакторе. На «Дзене» также самым популярным мультимедийным элементом стала фотография (в 33 из 35 публикаций): при этом мы вновь наблюдаем востребованность портретов и пейзажей, однако на данном ресурсе пользователи редко прибегали к обработке снимков и публиковали их в естественном виде. Помимо этого, были встречены видео (в 8 текстах), иллюстрации (в 5 текстах) и инфографика (в 2 текстах).

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что при упоминании Аркаима пользователи с охотой делятся «визуальными» впечатлениями. Посты, состоящие лишь из визуального контента (без текста), представлены фотоизображениями с ландшафтом местности (горы и степь), природными явлениями в окрестностях Аркаима (закат, рассвет и так далее), представителями флоры и фауны упоминаемой местности, реже - памятниками Аркаима. В постах с текстовым сопровождением помимо вышеперечисленных визуальных образов присутствуют фотографии найденных на территории Аркаима археологических артефактов, раскопок, инфографика, карты и схемы по заявленной теме, в том числе используемые и для упрощения информации. При этом видеоконтент представлен видеозаписями из путешествий.

Тематическая связь с интересующими нас областями археологии (обсуждение научных открытий, экспозиций аркаимского музея, статьи об открытии Аркаима и его научном значении) и мистики (описание обрядов, мистических практик, суеверий, связанных с Аркаимом) в анализируемых текстах выглядит следующим образом:

Таблица 2

Тематическая репрезентация контента об Аркаиме

Ресурс Связь с археологией Связь с мистикой

Пикабу 2 из 7 (28 %) 3 из 7 (43 %)

Дзен 21 из 34 (62 %) 16 из 34 (47 %)

Можно отметить, что на «Пикабу», где большая часть записей сформирована отзывами пользователей о посещении Аркаима, тема мистики представлена активнее; однако на ресурсе «Дзен» за счет экспертных статей (историков и научных популяризаторов) чаще встречаются публикации, анализирующие научный потенциал археологического памятника. При этом часть материалов (29 % и 5 % на «Дзене» и «Пикабу», соответственно) не относились ни к одной из указанных тем, а редкие материалы (13,5 % на «Дзене») репрезентовали Аркаим в двух тематических плоскостях.

Чаще всего при описании Аркаима пользователи обращались к следующим жанровым дефинициям материалов: заметка, репортаж, очерк, аналитическая статья. Также можно было встретить формат

мультимедийного лонгрида в объемных текстах, рассматривающих феномен Аркаима с научных позиций. Примечательно, что популярные пользовательские форматы - например, видеоблог и мем - не встретились в анализируемых материалах. Для создания юмористического эффекта в некоторых записях использовался текст, отражающий смешные зарисовки из путешествия: «Сидел и смотрел, а вместе со мной сидела рядом вся моя полная бездуховность. И тоже смотрела. И нам было хорошо рядом» (из публикации «Про мракобесие» https://pikabu.ru/story/pro_mrakobesie_9873834?utm_source=linkshare&utm_medium=sharing).

Из всех проанализированных материалов лишь три на ресурсе «Дзен» (8 % от общего числа) содержали ссылки на авторитетные научные источники и статьи, подкрепляющие размышления автора. Такое низкое количество ссылок на научные данные может быть связано с тем, что подавляющее число публикаций (22 единицы или 60 % от общего числа на ресурсе «Дзен» и 5 единиц или 71 % от общего числа на «Пикабу») посвящено Аркаиму как туристическому центру с природными и культурными памятниками: в них авторы делятся своими личными впечатлениями и не рассматривают Аркаим как археологический памятник.

Исходя из проведенного анализа публикаций на русскоязычных ресурсах «Дзен» и «Пикабу», мы можем сделать следующие выводы о пользовательском контенте об Аркаиме:

1) Более половины текстов об Аркаиме представлены описанием путешествий на территорию заповедника пользователями. Авторы делятся своими положительными или негативными эмоциями, рассказывают об увиденном и делятся инструкциями для туристов. Иногда в данных текстах Аркаим фигурирует как географическая локация, в которой можно посетить горы, степи и сделать красивые фотографии. Однако чаще Аркаим упоминается в контексте его культурной или археологической значимости или мистического потенциала (см. Таблицу 2).

2) Лишь 29 % текстов (суммарно с двух ресурсов) составляют научно-популярные публикации, посвященные феномену Аркаима. Как правило, они представлены в формате объемных мультимедийных лонгридов и имеют ссылки на научные источники. Примечательно, что из 12 текстов подобного формата 8 материалов посвящены критике археологического значения Аркаима, в рамках которой явление рассматривается как фальсификация. Эти же тексты стали самыми обсуждаемыми на ресурсе «Дзен», поскольку спровоцировали дискуссию в комментариях.

3) В записях с тегом «Аркаим» авторы чаще всего используют текст и фотографию в качестве мультимедийного инструментария, создавая поликодовый текст. Популярностью пользуются жанры, обладающие потенциалом трансляции впечатлений и эмоций пользователей - репортажный текст, очерк, репортажная фотография. В немногочисленных научно-популярных публикациях встречаются видео, инфографика, карты и схемы.

4) На анализируемых ресурсах различно представлены тематические доминанты текста: на «Пикабу», где большая часть записей состоит из отзывов пользователей об Аркаиме, тема мистики представлена активнее; однако на ресурсе «Дзен» за счет экспертных статей чаще встречаются публикации, рассматривающие научный потенциал археологического памятника. Мы можем отметить, что в пользовательской среде Аркаим достаточно активно продолжает рассматриваться как в контексте науки, так и в контексте мистики.

Список источников

Аркаим. 1987-1997 Библиографический указатель / Д. Г. Зданович, Е. И. Коган, Н. Н. Орлова. Челябинск : Челябинский государственный университет, 1999. 120 с.

Аркаим - укрепленное поселение эпохи бронзы степного зауралья: почвенно-археологические исследования: монография / В. Е. Приходько, И. В. Иванов, Д. Г. Зданович, Г. Б. Зданович, Д. В. Манахов, К. Инубуши. М. : Российская академия сельскохозяйственных наук, 2014. 264 с.

Загидуллина М. В. Как измерить популярность Аркаима? голоса встроенных метрик в контексте теории панмедиатизации // Горизонты цивилизации. 2017. № 8. С. 38-67.

Загидуллина М. В. Археологическая тематика в СМИ в аспекте «публичной археологии» // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2021. Т. 27. № 1. С. 40-48.

Зубанова Л. Б. Мемориальная идентичность: между местом памяти и памятью мест // Челябинский гуманитарий. 2023. № 1 (62). С. 32-38.

Куприянова Е. В. Аркаим: популяризация или «попсовость» (к вопросу о проблемах взаимодействия науки и массового сознания) // Горизонты цивилизации. 2013. № 4. С. 73-88.

Неплюев П. А. Докопаться до города: археология в публичном пространстве Перми // География и туризм. 2023. № 1 (11). С. 94-99.

Панюкова С. А. Освещение феномена Аркаима в контексте научно-популярной журналистики // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2021. № 4 (42). С. 151-157. Э01: https://doi.org/10.47475/2070-0695-2021-10417.

Симакова С. И. Визуальный образ Аркаима в материалах СМИ // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2021. № 2 (40). С. 129-142. Э01: https://doi.org/10.47475/2070-0695-2021-10215.

Топчий И. В. Официальный сайт музея: критерии оценки сайта и их апробация на примере портала челябинского государственного историко-культурного заповедника «Аркаим» // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2021. № 3 (41). С. 27-36. Э01: https://doi.org/10.47475/2070-0695-2021-10303.

Царевский В. А. Аркаим - родина Заратуштры : монография. М. : Афина, 2008. 192 с.

Чернышов А. В. Публичный дискурс археологического наследия и формы его интерпретаций // Вестник Томского государственного университета. История. 2022. № 78. С. 188-194.

Little B. J. Public Benefits of Archaeology. Gainesville : University Press of Florida, 2002. 304 p.

Sabloff J. A. Archaeology matters: Action archaeology in the modern world. Walnut Creek, CA : Left Coast, 2008. 151 p.

References

Zdanovich, D. G., Kogan, E. I. & Orlova, N. N. (1999). Arkaim. 1987-1997 Bibliograficheski yukazatel' [Arkaim. 1987-1997 Bibliographic Index]. Chelyabinsk, 120 p. (in Russ.).

Prihod'ko, V. E., Ivanov, I. V., Zdanovich, D. G., Zdanovich, G. B., Manahov, D. V., Inubushi K. (2014) Arkaim - ukreplennoe poselenie jepohi bronzy stepnogo zaural'ja: pochvenno-arheologicheskie issledovanija [Arkaim - a fortified settlement of the Bronze Age of the steppe Trans-Urals: soil and archaeological research]. Moscow, 264 p. (in Russ.).

Zagidullina, M. V. (2017). Kak izmerit' populyarnost' Arkaima? golosa vstroennykh metrik vkontekste teorii panmediatizatsii [How to measure the popularity of Arkaim? voices of embedded metrics in the context of the theory of panmediatization]. Gorizonty tsivilizatsii, 8, 38-67. (in Russ.).

Zagidullina, M. V. (2021) Arheologicheskaja tematika v SMI v aspekte "publichnoj arheologii"[Archaeological topics in the media in the aspect of "public archaeology"]. Izvestija Ural'skogo federal'nogo universiteta. Serija 1: Problemy obrazovanija, nauki i kul'tury, 1, 40-48. (in Russ.).

Zubanova, L. B. (2023) Memorial'naja identichnost': mezhdu mestom pamjati i pamjat'ju mest [Memorial identity: between the place of memory and the memory of places]. Cheljabinskij gumanitarij, 1 (62), 32-38. (in Russ.).

Kupriyanova, E. V. (2013). Arkaim: populyarizatsiya ili «popsovost'» (k voprosu o problemakhvzaimodeystviya nauki i massovogo soznaniya) [Arkaim: popularization or "pop" (to the issue of the problems of interaction between science and mass consciousness)]. Gorizonty tsivilizatsii, 4, 73-88. (in Russ.).

Nepljuev, P. A. (2023) Dokopat'sja do goroda: arheologija v publichnom prostranstve Permi [Getting to the city: archeology in the public space of Perm]. Geografija i turizm, 1, 94-99. (in Russ.).

Paniukova, S. A. (2021) Osveshhenie fenomena Arkaima v kontekste nauchno-populjarnoj zhurnalistiki [Coverage of the Arkaim phenomenon in the context of popular science journalism]. Znak: problemnoepole mediaobrazovanija, 4 (42), 151-157. DOI: https:// doi.org/10.47475/2070-0695-2021-10417. (in Russ.).

Simakova, S. I. (2021). Vizual'nyj obraz Arkaima v materialah SMI [The visual image of Arkaim in media materials]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 2 (40), 129-142. DOI: https://doi.org/10.47475/2070-0695-2021-10215. (in Russ.).

Topchii, I. V. (2021). Oficial'nyj sajt muzeja: kriterii ocenki sajta i ih aprobacija na primere portala cheljabinskogo gosudarstvennogo istoriko-kul'turnogo zapovednika «Arkaim» [The official site of the museum: criteria for evaluating the site and their testing on the example of the portal of the Chelyabinsk state historical and cultural reserve "Arkaim"]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 3 (41), 27-36. DOI: https://doi.org/10.47475/2070-0695-2021-10303. (in Russ.).

Carevskij, V. A. & Carevskaja, S. N. (2008). Arkaim - rodina Zaratushtry [Arkaim - the birthplace of Zarathushtra]. Moskva, Afina. 192 p. (in Russ.).

Chernyshov, A. V. (2022). Publichnyj diskurs arheologicheskogo nasledija i formy ego interpretacij [Public discourse of archaeological heritage and forms of its interpretation]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istorija, 78, 188-194. (in Russ.).

Little, B. J. (2002). Public Benefits of Archaeology. Gainesville, Univ. Press of Florida. 304 p.

Sabloff, J. A. (2008). Archaeology matters: Action archaeology in the modern world. Walnut Creek, CA, Left Coast. 151 p.

Информация об авторах

С. А. Панюкова - старший преподаватель кафедры медиапроизводства.

Information about the author

Svetlana A. Paniukova - Senior Lecturer, Department of Media Production.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 08.08.2023; одобрена после рецензирования 10.12.2023; принята к публикации 11.12.2023. The article was submitted 08.08.2023; approved after reviewing 10.12.2023; accepted for publication 11.12.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.