УДК 332.8 doi: 10.20310/1819-8813-2017-12-3-16-22
СПЕЦИФИКА КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ ЖИТЕЛЯМИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ И ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
ВЕТРОВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА
Российский государственный социальный университет, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
КАБАНОВА ЕЛЕНА ЕВГЕНЬЕВНА
Российский государственный социальный университет, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
На сегодняшний день Российская Федерация находится в сложной социально-экономической ситуации, которая является следствием неэффективного взаимодействия власти и населения по вопросам реформирования жизнеобеспечивающих инфраструктурных отраслей, среди которых ведущее место занимает жилищно-коммунальное хозяйство. Слабое взаимодействие и недостаточное внимание к реальным проблемам населения в этой сфере способствуют нарастанию социального напряжения, которое впоследствии при определенных условиях приводит к социально-экономическим конфликтам. Отсутствие воды, тепла, света, канализации, ветхость и аварийность жилья и ресурсоснабжающих коммуникаций - это достаточно серьезный источник конфликта в современном мире, поскольку может восприниматься гражданами как угроза своему здоровью и жизни со стороны государства. Преобразования в жилищно-коммунальной сфере, направленные на создание рыночных организационно-финансовых механизмов реформирования и модернизации ЖКХ, зачастую не учитывают население как полноценного участника рыночных отношений, что влечет за собой слабое понимание интересов населения, на улучшение жизни которого направлена вся деятельность. Помимо этого, население не всегда осознает себя участником рыночных отношений и ведет себя безответственно в вопросах жилищно-коммунального хозяйства, в той части этой сферы, где от него необходимо участие. Тем не менее, до сих пор существует проблема взаимодействия, которая зачастую является причиной конфликтов, которые можно предупреждать и регулировать на ранних стадиях процесса. В этих условиях необходимо рассматривать методы предупреждения и регулирования конфликтных ситуаций между жителями муниципальных образований и органами управления ЖКХ, поскольку именно на этом уровне государственного устройства происходит взаимодействия между населением и властью. Поскольку именно на этом уровне государственного устройства, как правило (чаще всего или зачастую), происходит взаимодействие между населением и властью. Достижение взаимосвязи и согласованности в управлении жилищно-коммунальным хозяйством на муниципальном уровне позволит эффективнее проводить региональную и государственную политику в управлении ЖКХ, а также позволит развить и усовершенствовать нормативно-правовое обеспечение функционирования ЖКХ, создать конкурентную среду в жилищно-коммунальном обслуживании и повысить качество коммунальных услуг.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, конфликт, государство, органы местного самоуправления, управляющая компания, население, товарищество собственников жилья
Характерной особенностью конфликтов в сфере жилищно-коммунального хозяйства в России, с точки зрения рассмотрения его структуры, является наличие следующих участников: управляющие организации, собственники жилья, государственные и муниципальные органы, ресурсосберегающие организации, товарищества собственников жилья или же жилищно-строительные кооперативы. Рассмотрим их более подробно, для выявления особенностей развития возможных конфликтов:
1. Собственники помещений. Собственник помещения - это хозяин, имеющий подтверждающий документ на принадлежащее ему помещение. Выделяют три вида жильцов. Первый - собственник приватизированного помещения, который должен иметь свидетельство на собственность. Второй - наниматель неприватизированного помещения, которое в собственности у муниципалитета, должен иметь договор социального найма. Третий - наниматель съемной квартиры у собст-
венника приватизированного помещения, который должен иметь договор аренды.
2. Товарищества собственников жилья. Согласно ч. 1 ст. 135 Жилищного кодекса РФ товарищество собственников жилья - некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом, осуществления деятельности по его содержанию и ремонту и деятельности, направленной на предоставление коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном доме [1].
3. Жилищно-строительные кооперативы -добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.
4. Управляющие организации. Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, управляющая организация - организация, которая на основании договора управления предоставляет услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, услуги по управлению им, а также предоставляет коммунальные услуги лицам, пользующимся помещениями в многоквартирном доме.
5. Ресурсоснабжающие организации. Согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в много квартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, «ресурсоснабжающая организация - организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод)».
6. Государственные и муниципальные надзорные и регулирующие органы.
Так как сфера жилищно-коммунального хозяйства затрагивает каждого человека, то без участия государственных и муниципальных органов в этой сфере нельзя обойтись. Деятельность муниципальных органов представлена местными администрациями, которые занимаются рассмотрением жалоб жильцов, осуществляют муниципальный контроль над деятельностью управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций и остальных участников в системе жилищно-коммунального хозяйства. Кроме контроля администрация занимается межеванием земельных участков около домов, выдачей разрешений о переводе жилого помещения в нежилое, согласованием переустройства и перепланировки жилых помещений, заключением и изменением договоров социального найма, выдачей разрешений на вырубку зеленых насаждений и многим другим. Для каждого муници-
пального образования вопросы ведения разнятся, это зависит от вида муниципального образования.
На государственном уровне деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства осуществляет Государственная Жилищная Инспекция (далее ГЖИ). Деятельность этого органа разделяется на жилищный надзор и лицензионный контроль. Согласно ст. 20 Жилищного кодекса РФ, под жилищным надзором понимаются деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований законодательства к предоставлению жилищных и коммунальных услуг. Лицензионный контроль определяет соответствие деятельности управляющих организаций лицензионным требованиям. У данного органа широкий спектр вопросов ведения касательно жилищно-коммунального хозяйства, что накладывает на него определенные обязательства перед жителями муниципальных образований. Однако к вопросам ведения ГЖИ не относится регулирование тарифов на коммунальные услуги.
Так как конфликты по вопросам тарифов являются одними из самых распространенных, то для этой сферы в каждом отдельном регионе создан специальный уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ. В разных регионах он может называться по-разному, но цели, задачи и функции у него идентичны. Также конфликты в сфере жилищно-коммунального хозяйства решаются через органы прокуратуры и суды, к помощи которых в большинстве случаев прибегают субъекты конфликтов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, надеясь на законное и справедливое разрешение конфликта в быстрые сроки. Таким образом, если права собственника нарушены, он может обратиться в совет многоквартирного дома. Если там не удалось решить проблему, то обратиться стоит к непосредственному исполнителю услуг. Далее регулированием конфликтов занимается муниципальный жилищный контроль, государственная жилищная инспекция и прокуратора.
Следующим элементом структуры конфликтов в сфере жилищно-коммунального хозяйства является объект конфликта. Объектом конфликта может быть материальная, социальная или духовная ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся участники конфликта. Таким образом, конфликты в сфере жилищно-коммунального хозяйства можно классифицировать по объекту конфликта.
Первый вид самый распространенный и явный - это конфликт за ресурсы. Он может принимать различные формы с участием разных субъектов.
Е. А. УЕТШУА, Е. Е. КАБАЫОУА
Конфликт между жителями многоквартирного дома и управляющей компанией, конфликт между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией, между собственниками помещения и ресурсоснабжающей организацией, между управляющей компанией и органами местного самоуправления и многие другие виды с участием других субъектов системы жилищно-коммунального хозяйства за материальные блага и ресурсы.
Второй вид конфликтов в российском менталитете чаще всего ассоциируется с негативными, незаконными примерами, происходившими в один из самых сложных и конфликтных периодов становления российской экономики времен приватизации 90-х гг. Речь идет о конфликте за социальные ценности. В сфере жилищно-коммунального хозяйства эти конфликты чаще всего происходят за власть, сферы влияния и распределение обязанностей между субъектами системы жилищно-коммунального хозяйства. Участниками этого вида конфликтов можно выделить управляющие организации, которые конкурируют друг с другом за территории, на которых можно работать, или управляющие организации с ресурсоснабжающи-ми организациями, конфликтующие по вопросам распределения обязанностей.
Также органы местного самоуправления конфликтуют с региональными и государственными органами за распределение обязанностей в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Следующий вид конфликтов базируется на духовных ценностях участников системы жилищно-коммунального хозяйства, а именно на противоречии идей, принципов, восприятия норм и правил. Однако так как большая часть конфликтов в сфере жилищно-коммунального хозяйства не носит межличностный характер, то данных вид конфликтов встречается реже, чем первые два, о которых говорилось выше.
Проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства являются самыми острыми и обсуждаемыми в российском обществе, и в то же время их решение требует от участников системы жилищно-коммунального хозяйства всевозможного содействия. Решение проблемы или предмета конфликта в жилищно-коммунальном хозяйстве - это путь для социального и экономического развития муниципального образования. Однако на сегодняшний день обстановка в области взаимоотношений жителей и их объединений с различными организациями в сфере ЖКХ по-прежнему остается осложненной большим количеством конфликтных ситуаций, которые принято решать через суд.
По статистике за 2015 г. в Российской Федерации рассмотрено с вынесением решения по категории гражданских дел по жилищным спорам около
308 тыс. дел, что превышает показатель 2014 г. 294 тыс. дел и это без учета дел о взыскании платы за жилую площадь и коммунальные платежи, тепло и электроэнергию и т. д. [2].
Дела касательно ЖКХ составляют около 40 % дел в судах различных инстанций. Самые распространенные предметы конфликтов в этой сфере следующие. Во-первых, выбор способа управления МКД. Когда на общем собрании собственники не могут сойтись в едином мнении, тогда к ним на помощь приходят органы местного самоуправления и организуют конкурс на определение управляющей компании, результатом которого собственники могут быть не удовлетворены. Второй - при изменении способа управления МКД возникают конфликты в процессе передачи технической и иной документации на дом. Сменяемый управляющий по разным мотивам не представляет документы, из-за чего возникают экономические разногласия, появляются задолженности за ЖКУ и другие конфликтные ситуации. Третий предмет конфликта - не надлежащие выполнение или вовсе невыполнение условий договора, заключаемого между участниками системы ЖКХ. Это могут быть договора между управляющими компаниями и жителями (их объединениями), между арендаторами помещений и собственниками, между ресурсоснабжающими организациями и управляющими организациями или объединениями собственников (ТСЖ, ЖК, ЖСК).
Предметом конфликта являются жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ). Его можно разделить на конфликты из-за размеров платежей за ЖКУ и на конфликты из-за способов формирования и начисления платежей за ЖКУ. Проблема роста цен на жилищно-коммунальные услуги на фоне снижения заработной платы и экономического кризиса занимает ведущее место среди проблем населения РФ. Для большинства россиян не понятно, почему в государстве, где больше всего ресурсов, такие высокие цены на ЖКУ. Отчасти это обусловлено высокой степенью изношенности сетей коммуникации и расстояний, которые приходится преодолевать.
Чтобы точнее разобраться в предмете конфликта в сфере ЖКУ, необходимо детально разобрать жилищные и коммунальные услуги, и способы начисление платежей за них. Когда собственник получает квитанцию на оплату ЖКУ, там жилищные услуги обозначены строкой «содержание и ремонт жилья». Данная строка подразумевает под собой перечень минимальных работ, который включает в себя: осмотр общего имущества, осмотр внутридо-мовых систем, поддержка температуры и влажности, уборка подъездов и дворов, вывоз мусора, работы по содержанию придомовой территории [3].
Это минимальный объем работ для УК или ТСЖ, поэтому отказываться от их выполнения они не могут, оказание дополнительных услуг и размер оплаты устанавливается на общем собрании собственников. Таким образом, если сумма на «содержание и ремонт жилья» растет, и собственник не понимает из-за чего, то на это есть следующие причины: собственник по каким-то причинам не участвует в собрании, произошла техническая ошибка или это случай мошенничества.
Немного сложнее обстоят дела с коммунальными услугами. Всего выделяют шесть коммунальных услуг: холодное, горячее водоснабжение, водо-отведение, отопление, газоснабжение и электроснабжение [4]. Формирование цены на коммунальные услуги происходит при учете двух составляющих: тариф на коммунальный ресурс и объем потребления коммунального ресурса. Определением размера тарифа занимается региональный орган государственной власти. Больше никто не имеет право изменять тариф. На размер тарифа могут повлиять только следующие данные: стоимость затрат на производство ресурса, стоимость содержания сетей, выручка для функционирования и развития ресурсоснабжающей кампании, количество жителей. При учете этих и ряда других факторов иногда получается, что тарифы для сельских поселений выше, чем для городских. Помимо размера тарифа конфликтным вопросом является разделение услуг на индивидуальные и общедомовые. Это касается таких услуг, как водоснабжение и электроснабжение, которые необходимы для поддержания общедомового имущества. Зачастую население отказывалось оплачивать общедомовые коммунальные услуги, что приводило к накоплению задолженностей, которые в свою очередь служили причиной многих конфликтов. Для понижения уровня долгов населения за коммунальные услуги применяются различные меры, например, с 1 апреля 2016 г. общедомовые коммунальные услуги включаются в содержание общего имущества. Помимо начисления платы за общедомовые коммунальные услуги существует много конфликтов, связанных со способами начисления платы за индивидуальные коммунальные услуги. Способов вычисления не так много. Первый способ подсчета по показаниям счетчика. Сколько потребили, столько оплатили. Второй способ подсчета по среднемесячному объему потребления. Этот способ используется, если пользователь по каким-либо причинам не предоставил показания счетчика до установленного времени. Конфликтные ситуации в этом случаи возникают, когда пользователь хочет пересчета. Третий способ начисления платы по нормативу, как правило, приме-
няется в случаях, если в квартире не установлен счетчик или показания не передавались более шести месяцев. Эти три способа распространяются на холодное водоснабжение, электроснабжение и газоснабжение. Начисление платы за горячее водоснабжение делится на однокомпонентный тариф и двух-компонентный. Отличие первого от второго в том, что во втором способе подсчета добавляется коэффициент удельного расхода тепловой энергии на подогрев 1 м3 холодной воды, что порой увеличивает цену ресурса. Учитывать водоотведение можно двумя способами: по счетчику водоотведения (или сумме счетчиков горечей и холодной воды) и по нормативу. Как правило, конфликты за водоотведе-ние бывают редко. Начисление платы за отопление являются причиной конфликтов в силу своей вариативности, так как существует два нормативно-правовых акта, предлагающих схемы по начислению оплаты. Это уже упоминавшееся Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, которое предлагает три способа. Самый конфликтный способ по пропорциональному распределению, когда одни собственники имеют индивидуальный счетчик и хотят платить только за использованные ресурсы, а их вынуждают платить больше, потому что используется данный способ начисления платы за отопление. Два других способа: по нормативу и по показаниям квартирных приборов учета. Второй документ - это Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», в котором способ начисления по нормативу такой же, как и в Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, отличается только второй способ. Подсчет по среднемесячным показателям общедомового счетчика, который часто приводит к переплатам или долгам, что является причиной конфликтов, особенно для собственников, которые не живут в доме и не знают о данном способе начисления платы.
Конфликты в сфере ЖКХ - это одна из разновидностей социально-экономического конфликта. Данные конфликты затрагивают такие важные человеческие ценности, как безопасность и комфорт. Это базовые потребности личности, поэтому их ущемление вызывает у человека повышенную эмоциональную реакцию. Особенностью конфликтов в области взаимоотношений жителей и их объединений с различными организациями в сфере ЖКХ является несформированная культура отношений в жилищно-коммунальной сфере. Конфликты в сфере ЖКХ вызвано рядом факторов, характерных для российского общества.
Во-первых, плохое знание населением законов, регулирующих отношения в сфере ЖКХ. Собственники помещений не знают своих прав и обя-
Е. А. УЕТШУА, Е. Е. КАБАЫОУА
занностей, поэтому не могут отстаивать свои интересы в правовом поле, чем пользуются недобросовестные организации и чиновники. Хотя многие конфликты можно решить, опираясь на Жилищный кодекс, Градостроительный кодекс или закон «О защите прав потребителей». Хуже - это нежелание разбираться в основах функционирования системы ЖКХ. Это отчасти является результатом влияния еще одного фактора - низкая гражданская активность. Равнодушие, инерция и пассивность в вопросах управления своего дома - достаточно частое явление. Собственников не интересует территория возле дома, состояние подъезда, им достаточно, что у них в квартире все благоустроенно. Побочным эффектом такой позиции является отсутствие контроля над деятельностью управляющих компаний и администрации муниципального образования. Этой позиции придерживаются собственники до тех пор, пока не возникнет конфликтной ситуации, затрагивающей их интересы. Тут стоит вспомнить такой фактор, как несогласованность действий собственников. Для отстаивания интересов собственникам эффективнее объединяться в группы, а не действовать поодиночке. Когда позиция в конфликте сформулирована и выражена от лица группы, управляющей компании и администрации, во-первых, легче понять, в чем суть проблемы, во-вторых, сложнее проигнорировать проблему и, в-третьих, проще вести диалог в конфликтной ситуации.
Несформированная культура отношений в жилищной сфере является результатом неэффективной деятельности органов местного самоуправления в этом направлении. Это в свою очередь вызвано рядом факторов. Во-первых, власть на местах в России имеет низкий уровень доверия населения. Ко всем действиям со стороны администрации граждане относятся скептически и безучастно. Это отчасти является результатом влияния еще одного фактора - некомпетентность органов управления ЖКХ в вопросах взаимодействия с населением. Как показывает практика, сотрудники администраций не всегда обладают полным объемом необходимой информации для конструктивного общения с населения, и эти пробелы в своих компетенциях не устраняются, а прикрываются формальным поведением, либо непрофессиональным поведением. Сотрудники жилищно-коммунальных служб в любых конфликтных ситуациях отстаивают свою правоту, а не стремятся разобраться в сути поступившего обращения. Помимо этого, деятельность органов местного самоуправления носит директивный характер. При принятии управленческих или организационных решений мнение населения учитывается формальными способами. Нет партнерских механизмов выработки решений по вопросам управления территории му-
ниципального образования. Поэтому, когда допускаются управленческие и организационные ошибки, приводящие к проблемам и конфликтам, население реагирует на них негативно, иногда агрессивно. Также агрессию и недоверие к местной власти вызывает коррупционный фактор. Собственники жилья, конфликтуя с управляющими компаниями, обращаются к органам местного самоуправления и другим уполномоченным органам с просьбой помочь в решение конфликта. Случаи игнорирования или бездействия на обращения расцениваются населением как коррупционные связи. Все перечисленные факторы не позволяют сформировать цивилизованную культуру отношений в жилищно-коммунальной сфере. Усложняет процесс формирования культуры несовершенством и нестабильностью действующего законодательства, и ростом конкуренции на рынке предоставления жилищно-коммунальных услуг.
Специфика конфликтных ситуаций с управляющими организациями обусловлена двумя факторами. Во-первых, недостаточный профессионализм сотрудников. Это выражается в неумении работать с должниками и в отсутствии навыков общения с конфликтными клиентами. Эти пробелы в знаниях специалистов приводят к бесполезным и непродуктивным конфликтам. Во-вторых, криминальный характер деятельности. Ряд управляющих компаний в своей деятельности использует незаконные схемы, манипулирует собственниками и использует другие способы изъятия денежных средств с населения, не предоставляя качественные жилищно-коммунальные услуги.
Еще одной особенностью конфликтов в сфере жилищно-коммунального хозяйства является однотипность и не уникальность, но многочисленность и повсеместность. Имеется в виду, что есть множество схожих конфликтов в разных муниципальных образованиях России. Работая с правовыми прецедентами разрешения конфликтов, можно выработать единые механизмы урегулирования конфликтных ситуаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Российские ученые уже работают в этом направлении. Примером такой работы служит проект «Технология мира». Проект реали-зовывался с 2010 по 2011 гг. Целью проекта было распространение и внедрение современных технологий эффективного разрешения конфликтов в жилищно-коммунальной сфере на территории Пермского края. В рамках проекта публиковались издания с типовыми конфликтными ситуациями в жилищной сфере и способами их разрешения. Проделанная работа позволила получить инструментарий для профилактики и разрешения конфликтов в сфере управления многоквартирными домами. Это подчеркивает такую особенность
конфликтов в сфере жилищно-коммунального хозяйства как однотипность.
Помимо регулирования уже возникших конфликтов органам местного самоуправления и управляющим организациям необходимо заниматься профилактикой конфликтов. Отсюда можно заключить такую особенность конфликтных ситуаций между жителями муниципального образования и органами управления ЖКХ как слабая развитость механизмов по предупреждению конфликтов. Под предупреждением конфликта подразумевается воздействие на социально-психологические явления в обществе и на возможных участников. Предупреждение конфликтов направлено на устранение объективных и субъективных причин конфликта [5].
В жилищно-коммунальной сфере устранение объективных причин сводится к проведению жилищно-коммунальной политики. Универсальный способ для устранения субъективных причин - это создание партнерских отношений. В связи с этим, предупреждение конфликтов между жителями муниципального образования и органами управления ЖКХ на сегодняшний день - трудноосуществимая задача.
Для разрешения конфликтных ситуаций в среднем затрачивается 2 года. Главный применяемый метод - это письменные обращения в различные инстанции (обращения к Президенту РФ, в Депутатский корпус, к главе МО, в суды различных инстанций и в другие инстанции). При благоприятных обстоятельствах разрешение конфликта займет несколько месяцев.
Таким образом, специфика конфликтных ситуаций между жителями и органами управления ЖКХ заключается в том, что это однотипные конфликты, которые имеют затяжной характер ввиду отсутствия механизмов профилактики и культурного взаимодействия.
В современной России органы муниципальной власти еще не смогли сформировать механизмы эффективного взаимодействия с населением по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, а население не до конца осознает свои права и обязанности в системе ЖКХ. Из-за этого многие конфликты повторяются из года в год на протяжении долгих лет. Работа по устранению факторов, мешающих развитию партнерских отношений в сфере ЖКХ, либо не ведется, либо носит локальный и временный характер.
Литература
1. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 28.12.2016) (с изм. и доп.,
вступ. в силу с 01.01.2017). URL: http://www.consultant-.ru/document/cons_doc_LAW_51057/
2. Основные статистические показатели деятельности судов общей юрисдикции за 2015 г. // Судебный департамент при Верховном Суде РФ: официальный сайт. URL: http://www.cdep.ru/index.-php?id=79&item=3 383
3. О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения: постановление Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290. URL: http://docs.cntd.ru/document/499012340
4. О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов: постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354. URL: http://base.garant.ru/12186043/
5. Буртовая Е. В. Конфликтология. М.: ЮНИТИ, 2003.
References
1. Elektronnaya Zhilishchnyj kodeks Rossijskoj Federatsii ot 29.12.2004 № 188-FZ (red. ot 28.12.2016) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2017) [The housing code of the Russian Federation on 29.12.2004 № 188-FL (an edition on 28.12.2016) (with amendment and additional, came into force from 01.01.2017)]. URL: http://www.consultant-.ru/document/cons_doc_LAW_51057/
2. Osnovnye statisticheskiye pokazateli deyatel'nosti sudov obshchej yurisdiktsii za 2015 g. [The main statistics of activity of the courts of the general jurisdiction for 2015] // Sudebnyj departament pri Verkhovnom Sude RF: ofitsial'nyj sajt. URL: http://www.cdep.ru/index.-php?id=79&item=3383
3. O minimal'nom perechne uslug i rabot, neobkhodimykh dlya obespecheniya nadlezhashchego soderzhaniya obshchego imushchestva v mnogokvartirnom dome, i poryadke ikh okazaniya i vypolneniya: postanovleniye Pravitel'stva RF ot 3 aprelya 2013 g. № 290 [About the minimum list of the services and works necessary for ensuring proper maintenance of a common property in an apartment house, and an order of their rendering and performance: the resolution of the Government of the Russian Federation on April 3, 2013 № 290]. URL: http://docs.cntd.ru/document/499012340
4. O predostavlenii kommunal'nykh uslug sobstvennikam i pol'zovatelyam pomeshchenij v mnogokvartirnykh domakh i zhilykh domov: postanovleniye Pravitel'stva RF ot 6 maya 2011 g. № 354 [About providing utilities to owners and users of rooms in apartment houses and houses: the resolution of the Government of the Russian Federation on May 6, 2011 № 354]. URL: http://base.garant.ru/12186043/
5. Burtovaya E. V. Konfliktologiya [Conflictology]. M.: YuNITI, 2003.
E. A. VETROVA, E. E. KABANOVA
* * *
SPECIFICS OF THE CONFLICTS BETWEEN INHABITANTS OF MUNICIPALITIES AND GOVERNING BODIES OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES
VETROVA EKATERINA ALEKSANDROVNA Russian State Social University, Moscow, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
KABANOVA ELENA EVGENYEVNA Russian State Social University, Moscow, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
Today the Russian Federation is in a difficult social and economic situation which is a consequence of inefficient interaction of the power and the population concerning reforming of life-supporting infrastructure branches among which housing and communal services take the leading place. Weak interaction and insufficient attention to real problems of the population in this sphere promote increase of social tension which under certain conditions leads subsequently to the social and economic conflicts. Lack of water, heat, light, the sewerage, decay and accident rate of housing and resource supplying communications is rather serious source of the conflict in the modern world as citizens can perceive it as threat to the health and life from the state. The transformations in the housing-and-municipal sphere directed to creation of market organizational and financial mechanisms of reforming and modernization of housing and communal services often do not consider the population as full-fledged participant of the market relations that involves weak understanding of interests of the population which improvement of life all activity directed to. In addition, the population doesn't always realize itself the participant of the market relations and behaves irresponsibly in questions of housing and communal services, in that part of this sphere where from it participation is necessary. Nevertheless, still there is an interaction problem which often is the reason of the conflicts which can be warned and regulated at early stages of process. In these conditions it is necessary to consider methods of the prevention and regulation of conflict situations between inhabitants of municipalities and governing bodies of housing and communal services as at this level of a state system there are interactions between the population and the power. As at this level of a state system, as a rule (most often or often), there is an interaction between the population and the power. Achievement of interrelation and coherence in management of housing and communal services at the municipal level will allow to pursue more effectively regional and public policy in management of housing and communal services, and also will allow to develop and improve standard legal support of functioning of housing and communal services, to create a competitive environment in housing-and-municipal service and to increase quality of utilities.
Key words: housing and communal services, conflict, state, local government bodies, management company, population, condominium
Об авторах:
Ветрова Екатерина Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и административного управления Российского государственного социального университета (РГСУ), г. Москва
Кабанова Елена Евгеньевна, кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры менеджмента и административного управления Российского государственного социального университета (РГСУ), г. Москва
About the authors:
Vetrova Ekaterina Aleksandrovna, Candidate of Economics, Associate Professor of the Management and Administrative Management Department, Russian State Social University (RSSU), Moscow
Kabanova Elena Evgenyevna, Candidate of Sociology, Senior Teacher of the Management and Administrative Management Department, Russian State Social University (RSSU), Moscow