7. Журавлева К.И. Здравоохранение и здоровье населения Забайкалья (1765-1965): автореф. дис. ... доктора мед. наук. Чита, 1966.
8. Журавлева К.И. К истории здравоохранения в Забайкалье // Советское здравоохранение. 1963. № 2. С. 45-51.
9. Казимиров В.В. По следам забытой жизни (доктор И.С. Дудченко). Чита: Читинское книжное изд-во, 1957.
10. Константинов А.В., Константинова Н.Н. Забайкалье: Ступени истории (1917-1922). Чита: Экспресс-издательство, 2009.
11. Малая энциклопедия Забайкалья. Здравоохранение и медицина / Гл. ред. Р.Ф. Гениатулин. Новосибирск: Наука, 2011. С. 12-23.
12. Новиков П.А. Сибирские армейские корпуса в Первой мировой войне // Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2009. № 4. Т. 66. С. 64-65.
13. Общее дело: Жизнь и деятельность известных врачей Забайкалья Е.В. и А.Н. Бек / авт.-сост. Е.К. Андрусевич. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1996.
14. Очерки истории Забайкальского края / под ред. Н.В. Горде-ева. Чита: Экспресс-издательство, 2009.
15. Петряев Е.Д. Люди и судьбы. Очерки из истории культуры Забайкалья. Чита: Читинское кн. изд-во, 1957.
16. Сибирский врач. 1917. № 9-10. С. 52, 63; № 13-14. С. 88; № 17-18. С. 112; № 19-20. С. 115; № 21-22. С. 128.
17. Труды Первого съезда врачей Забайкальской области 6-16 июня 1912 г. / под ред. В.А. Бурмакина. Чита, 1912. С. 12-31.
18. Цуприк Р.И. Литературное, историческое и медицинское краеведение / сост. Н.А. Бурдиян, Г.И. Погодаева; отв. ред. М.В. Константинов. Чита: Изд-во ЗабГУ, 2014.
19. Цыдыпов И.Д. Из истории здравоохранения Забайкалья / И.Д. Цыдыпов, В.Ю. Альбицкий // Советское здравоохранение. 1978. № 1. С. 83-84.
УДК 332.82 (571.620) «2010/2014»
РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРОЙ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ (2010-2014 ГГ.)
л
© А.В. Ярославцев1
Дальневосточный институт управления РАНХ и ГС при Президенте РФ, 680000, Россия, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 33.
Проведено исследование отдельных аспектов реализации государственной политики в жилищно-коммунальной сфере, положительно повлиявших на социально-экономическое развитие дальневосточных территорий. Исследование опыта деятельности органов государственного управления Хабаровского края в ЖКХ, особенно в период реформирования системы управления инфраструктурой жилищно-коммунальной сферы, актуально и заслуживает пристального внимания.
Ключевые слова: государственная политика; жилищно-коммунальная сфера; жилищно-коммунальная инфраструктура; качество жилищно-коммунальных услуг; реформа ЖКХ.
IMPLEMENTATION OF THE STATE POLICY ON REFORMATION OF THE MANAGEMENT SYSTEM OF KHABAROVSK REGION HOUSING AND UTILITIES SECTOR INFRASTRUCTURE (2010-2014ies) A.V. Yaroslavtsev
Far Eastern Institute of Management of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 33 Muraviev-Amursky St., Khabarovsk, 680000, Russia.
Some implementation aspects of the state policy in the housing and utility sector that had a positive effect on the socioeconomic development of the Far Eastern territories have been studied. The article emphasizes the relevance of researching Khabarovsk Territory administration experience in housing and utilities sector management, especially during the reform of the management system of housing and communal services infrastructure.
Keywords: government policy; housing and utilities; housing and utilities infrastructure; quality of housing and communal services; communal services reform.
Актуальность проблематики, посвященной государственной политике в жилищно-коммунальной сфере в России, обусловлена тем, что низкое качество жилищно-коммунальных услуг обозначило серьезные недостатки в системе управления жилищно-коммунальным комплексом. В России работают 16 тыс. управляющих компаний, которые обслуживают 2 млн 400 тыс. многоквартирных домов (МКД). Общий годовой объем рынка управленческих услуг превышает 500 млрд руб.
[1]. Неудовлетворительная оценка качества оказания жилищно-коммунальных услуг населению говорит о системном кризисе отрасли и неэффективности деятельности органов власти и управления всех уровней в жилищно-коммунальной сфере [2]. В посланиях президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации (2012-2014 гг.) и решении Госсовета Российской Федерации (31 мая 2013 г.), в материалах форумов по вопросам ЖКХ (2012-2014 гг.)
1 Ярославцев Александр Владимирович, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления, тел.: 89142144522, e-mail: [email protected]
Yaroslavtsev Aleksandr, Candidate of History, Senior Lecturer of the Department of Public and Municipal Administration, tel.: 89142144522, e-mail: [email protected]
обращено особое внимание на необходимость решения проблем в отрасли и повышения качества услуг ЖКХ.
Главной целью объявленной жилищно-коммунальной реформы является перевод жилищной сферы на самоокупаемость. Это сопровождается вполне разумными словами о необходимости сокращения бюджетного дефицита, о демонополизации сферы коммунального обслуживания и о создании конкуренции на рынке ЖКХ. Вместе с тем, состояние законности в сфере топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства не позволяет достичь поставленных целей, и причиной тому являются «многочисленные правонарушения, которые имеют место практически во всех направлениях» [3] функционирования жилищно-коммунального комплекса. Так, только в мае 2014 г. прокурорами Хабаровского края было выявлено 299 нарушений закона, опротестовано 27 незаконных правовых актов, внесено 59 представлений об устранении нарушений законодательства [4]. Практика прокурорского надзора показывает, что ежегодно увеличивается число нарушений закона в сфере управления жилищным фондом и обслуживания коммунальной инфраструктуры. Управляющие компании повсеместно не выполняют обязательства по содержанию жилищного фонда и придомовой территории, допускают нарушения законодательства об энергосбережении при установлении общедомовых и индивидуальных приборов учета. Фиксируется также ненадлежащее предоставление коммунальных услуг, нарушения в части начисления платы за коммунальные услуги, в том числе на общедомовые нужды. В частности, в Ванинском, имени Лазо и Солнечном районах прокуроры установили, что некоторые управляющие компании несвоевременно провели в 2014 г. весеннее обследование закрепленного жилищного фонда, а также с нарушением сроков составили и согласовали планы работ по ремонту и профилактике тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления в жилых многоквартирных домах. Органы прокуратуры края особое внимание уделяют вопросам снижения дебиторской задолженности предприятий ТЭК и ЖКХ. Городскими и районными прокурорами принимаются меры к снижению дебиторской задолженности путем понуждения ресур-соснабжающих организаций и организаций, обслуживающих жилой фонд, к активизации претензионной и исковой работы. Например, прокуратурой Солнечного района выявлена задолженность за коммунальные ресурсы у органов местного самоуправления сельских поселений «Поселок Амгунь», «Село Эворон» и Хур-мулинского сельского поселения. В связи с этим их главам администрации внесены представления об устранении нарушений закона.
Недостаточно эффективно осуществляется на постоянной основе деятельность структур, созданных с целью повышения организации управления, платежной дисциплины. Так, межведомственной рабочей группой по взаимодействию органов исполнительной власти Хабаровского края, службы судебных приставов по Хабаровскому краю, судебных органов Хаба-
ровского края, органов местного самоуправления Хабаровского края, жилищно-коммунальных предприятий по обеспечению сборов платежей и погашению задолженности потребителей за жилищно-коммунальные услуги в 2014 г. проведены заседания всего в двух муниципальных образованиях края. Как отметил бывший министр жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края А.А. Литвинчук, «задолженность населения перед предприятиями жилищно-коммунального хозяйства растет каждый год. Ее общая сумма уже превысила 3 млрд руб.» [5], а общий объем дебиторской задолженности в 2014 г. по оплате жилищно-коммунальных услуг с учетом задолженности прошлых лет превысил 5,5 млрд рублей. При этом следует учитывать, что, по данным администраций муниципальных образований Хабаровского края за 9 месяцев 2014 г., предприятиями жилищно-коммунальной отрасли было оказано услуг на сумму 11 млрд руб. и получено доходов - 10,4 млрд руб. (94,4%) [6].
Созданные расчетно-кассовые центры (РКЦ), основными функциями которых являются начисление и сбор платежей за жилищно-коммунальные услуги, ведение претензионно-исковой работы, встроены в систему органов местного самоуправления и практически не взаимодействуют с потребителями. Комиссии по работе с должниками при администрациях муниципальных образований осуществляют мониторинг пре-тензионно-исковой работы по взысканию задолженности с потребителей за ЖКУ; платежей потребителей за жилищно-коммунальные услуги, но не участвуют в мониторинге за качеством услуг ЖКК и ценообразованием продукции отрасли.
Ликвидации причин массового несоблюдения требований законодательства в ЖКХ не способствуют нарушения закона в поднадзорных органах расследования. Так, в 2013-2014 гг. в Хабаровском крае было выявлено около 40 тысяч нарушений закона в сфере защиты прав и законных интересов лиц, пострадавших от преступных посягательств на стадии приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях. Практика прокурорского надзора показывает, что по-прежнему основными нарушениями уголовно-процессуального законодательства являются: неполнота процессуальных проверок; нарушение сроков принятия решений, предусмотренных ст. 144 УПК РФ; неуведомление заявителей о принятых по результатам проверок решениях; необоснованная передача сообщений по подследственности; необоснованное списание сообщений о преступлениях в номенклатурное дело при наличии оснований для проведения процессуальной проверки.
Современные государственные программы декларируют намерение правительства уменьшать собственную вовлеченность в развитие жилища. В действиях государственных органов явно просматривается переход от создания жилищного фонда государственной и муниципальной собственности к финансовому участию в жилищном строительстве. Свое участие государство осуществляет в виде предоставления ипотечных ресурсов, целевых сертификатов для
покупки жилищ и других форм помощи (субсидирование, льготное кредитование, страхование займов), что способствует развитию рынка жилья. Для отдельных категорий граждан государство продолжает участвовать в строительстве жилья экономкласса.
Жилищное строительство с участием государства делится на три категории: поощряемое субсидиями со стороны государства (социальное); пользующееся государственными налоговыми льготами; полностью финансируемое частными инвесторами. Целью государственного участия в финансировании жилищного строительства является увеличение дешевых квартир для массы нуждающихся в них, относящихся к категории получателей доходов ниже среднего уровня.
В Хабаровском крае объем жилищного фонда на
начало 2014 г. составлял 30 059,8 тыс. м2, в том числе 2 2 частный - 23 617 тыс. м , государственный - 2546 тыс. м ,
муниципальный - 3810,5 тыс. м2, иной собственности -86,3 тыс. м2. Сведения о количестве квартир отражены в табл. 1.
Норматив обеспеченности жильем дальневосточников и темпы создания жилищно-коммунальной инфраструктуры в регионе заметно отстают от общероссийских показателей (табл. 2).
Несмотря на ежегодное увеличение объемов жилищного строительства, в Хабаровском крае сохраняется потребность в обеспечении жильем отдельных категорий граждан. Динамика прироста объема жилищной площади и потребности отражена в табл. 3.
По итогам 2014 г. в Хабаровском крае введено в строй 410 тыс. м2 жилья. Это почти на треть больше, чем в 2013 году. По информации министерства строительства Хабаровского края, таких темпов строительства в крае «не было последние двадцать лет».
Таблица 1
Сведения о количестве квартир в Хабаровском крае (2010-2013 гг.)
Разновидности квартир Количество квартир по годам
2010 2011 2012 2013
Число квартир - всего (тыс.), в том числе: 571,0 575,4 579,6 580,3
- однокомнатных 112,5 113,8 115,1 115,3
- двухкомнатных 241,3 242,9 244,1 244,6
- трехкомнатных 185,3 186,3 187,5 186,9
- четырехкомнатных и более 31,9 32,4 32,9 33,5
Средний размер одной квартиры (м2 общей площади жилых помещений) 49,7 49,9 50,0 50,3
- однокомнатной 31,7 31,8 31,9 32,2
- двухкомнатной 46,0 46,2 46,3 46,4
- трехкомнатной 59,7 59,8 60,0 60,3
- четырехкомнатной и более 82,1 83,4 84,8 85,5
Источник: Хабаровский край. 2014: стат. ежегодник / Хабаровскстат. Хабаровск, 2014. С. 92.
Таблица 2
Средняя обеспеченность населения жильем и объем жилищного строительства _в Хабаровском крае в 2010-2013 гг. (м)_
Регион Показатели по годам
2010 2011 2012 2013
Российская Федерация 22,6 23,0 23,4 23,4
Дальневосточный федеральный округ 21,8 22,1 22,4 22,4
Хабаровский край 21,8 22,1 22,3 22,4
Таблица составлена автором на основании: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013: стат. сб. / Росстат. М., 2013. С. 212, 213; Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: стат. сб. / Росстат. М., 2014. С. 192, 193; Хабаровский край. 2014: стат. ежегодник / Хабаровскстат. Хабаровск, 2014. С. 90.
Таблица 3
Таблица 3
Сведения об объемах жилищного строительства и потребности семей
в улучшении жилищных условий в Хабаровском крае (2010-2013 гг.)_
Параметры Показатели по годам
2010 2011 2012 2013
Ввод в действие жилых домов (тыс. м2) 315,1 402,0 344,2 325,1
Число семей, получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия за год 1116 960 1278 1129
Число семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (на конец года) 15594 14654 14910 13989
Таблица составлена автором на основании: Хабаровский край. 2014: стат. ежегодник / Хабаровскстат. Хабаровск, 2014. С. 92-93, 208; Объемы строительства жилья в 2014 г. стали рекордными в крае за последние 20 лет [Электронный ресурс]. иР1_: http://www.khabkrai.ru
Однако 20% от общего объема - новые квартиры и индивидуальные дома для пострадавших в 2013 г. от крупномасштабного наводнения - профинансированы из федерального бюджета. Для этой категории граждан в кратчайшие сроки было возведено 1878 жилых помещений. Одновременно в том же году почти 1,5 тыс. семей получили выплаты на улучшение жилищных условий: это молодые и многодетные семьи, участники краевой ипотечной программы, из них 162 многодетных семьи, которые воспользовались правом полного погашения ипотеки из средств краевого бюджета [7]. Следует отметить, что большинство квартир было приобретено на вторичном рынке жилья. Данные обстоятельства снижают ожидаемый эффект от реализации программы доступного жилья, так как бюджетные средства использованы не для нового жилищного строительства.
Без реализации комплексной государственной жилищной политики в строительном комплексе вряд ли удастся обеспечить ввод малогабаритных квартир, которые сегодня невыгодны не только инвестору из-за повышенных затрат, но и местным властям из-за пониженной рыночной цены в условиях рыночного формирования цен на землю, на цемент, металл, лесоматериалы и т.д. (по принципу приближения к мировым).
Кроме того, в каждом городе следует иметь льготно-ипотечную строительно-эксплуатирующую муниципальную компанию. Только в этом случае можно будет перевести проектирование и строительство жилья с критерия максимум прибыли инвестора (а это гарантирует низкое качество возводимого жилья и высотную застройку) на критерий минимума затрат на строительство, эксплуатацию, капитальный ремонт, модернизацию, снос и утилизацию здания. А это гарантирует и высокое качество строительства, и исключит строительство неэкономичного в эксплуатации жилья. Важнейшим резервом повышения вклада проекта доступного жилья в социально-экономическое развитие региона и муниципального образования является внедрение государственной и муниципальной ипотеки с четким разделением их функций с функциями коммерческой ипотеки, что и будет служить социальной инновацией в жилищно-коммунальной сфере.
В долгосрочной перспективе правительством края планируется обеспечить устойчивое функционирование жилищной сферы, которое позволит удовлетворять жилищные потребности населения без суще-
ственного участия федерального центра и привлечения значительных объемов бюджетных средств. Так, расходы на выполнение государственной целевой программы Хабаровского края «Повышение качества жилищно-коммунального обслуживания населения Хабаровского края» за 9 месяцев 2014 г. составили 5,57 млрд руб., из них за счет средств краевого бюджета - 3,06 млрд руб., муниципальных образований -0,11 млрд руб., внебюджетных средств - 2,39 млрд руб. [6]. Качественная структура жилищного фонда отражена в табл. 4.
За счет средств краевого бюджета было направлено на: содержание КГКУ «Государственный жилищный фонд Хабаровского края», управление, эксплуатацию и содержание жилищного фонда Хабаровского края - 30,9 млн руб. (65,5%); проведение капитального ремонта многоквартирных домов - 131,45 млн руб. (58,0%), в том числе на финансирование текущей деятельности некоммерческой организации «Региональный оператор - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае» предоставлена субсидия из краевого бюджета в сумме 32,56 млн руб.; на обеспечение мероприятий по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с постановлением правительства Хабаровского края от 30 декабря 2013 г. № 479-пр «Об утверждении Краткосрочного плана реализации в 2014 г. Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Хабаровского края на 20142043 годы» - 98,89 млн руб. [6].
В крае, кроме жилищного фонда, действуют 450 отопительных котельных, 65 дизельных электростанций, 2502 трансформаторных подстанций. На подготовку жилищно-коммунального хозяйства края к отопительному сезону 2014-2015 гг. было выделено
5.2 млрд руб., из них на: подготовку жилищного фонда -1,5 млрд руб.; на ремонт коммунальных объектов - 2,4 млрд руб.; на приобретение и поставку топлива в северные районы с ограниченными сроками навигации -
1.3 млрд руб. [5]. На мероприятия по капитальному ремонту коммунальных объектов Хабаровского края в 2014 г. было предусмотрено 293,9 млн руб., в том числе за счет краевого бюджета - 250,9 млн руб., местного бюджета - 43 млн руб. По состоянию на 1 октября 2014 г. мероприятия по капитальному ремонту коммунальных объектов профинансированы на сумму 125,4 млн рублей, в том числе за счет краевого бюд-
Таблица4
Сведения о характеристике жилищного фонда в Хабаровском крае (2010-2013 гг.)
Категории жилищного фонда Показатели по годам
2010 2011 2012 2013
Ветхий и аварийный жилищный фонд (тыс. м2), в том числе: 684,7 712,6 715,7 803,3
- ветхий 643,3 643,5 635,0 672,0
- аварийный 41,4 69,1 80,7 131,3
Удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда в общей площади всего жилищного фонда, в % 2,3 2,4 2,4 2,7
Источник: Хабаровский край. 2014: стат. ежегодник / Хабаровскстат. Хабаровск, 2014. С. 94.
жета - 106,2 млн руб., местного бюджета - 19,2 млн руб. [6].
В 2014 г. был создан региональный оператор Хабаровского края для формирования фонда капитального ремонта общего имущества МКД. В обязанности новой структуры входит заключение договоров с собственниками жилых помещений МКД. Однако данная работа ведется медленно, и, следовательно, привлечение к ответственности должностных лиц за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей проблематично. Платежные документы направляются регулярно жителям, многие из них уже оплачивают взносы на капитальный ремонт при отсутствии условий взаимной ответственности за содержание МКД.
Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, должен быть сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и включать в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водо-отведения; ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома (ст. 166. ЖК РФ), что противоречит самой природе капитального ремонта. Остается нормативно не урегулированным вопрос о текущем ремонте, содержании общедомового имущества, а также оплате потребителями установки приборов учета на коммунальные ресурсы в МКД вместо монополистов, обязанных выполнить эти работы в ходе реализации Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ № 425 от 28 апреля 1997 г.
Наличие рыночных отношений и различных форм собственности в жилищно-коммунальной сфере потребовало формирования новых подходов к управлению объектами недвижимости. Важным направлением концепции реформы управления ЖКХ определен переход на договорные отношения всех участников рынка услуг, работ и коммунальной продукции, что должно было создать условия для развития конкуренции в жилищно-коммунальной сфере. Для достижения стратегической цели реформирования отрасли в 1996-1997 гг. был принят ряд нормативных актов, которыми было определено, что ключевой проблемой нового этапа реформирования ЖКХ является совершенствование системы договорных отношений, обусловленной появлением в этой сфере хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм. Но и к 2014 г. в полном объеме данные Указы не реализованы, а названная проблема так и остается нерешенной до конца.
На современном этапе развития договорных отношений ситуация меняется, но очень медленно, по-
прежнему сохраняются административные методы управления, преимущество отдается волевым решениям, а не рыночным отношениям. Эксплуатационные организации фактически выполняют двойственные функции, выступают в качестве как представителей собственника и заказчика, так и подрядчика, что искажает мотивы и правовой статус участников договорных отношений. Содержательная сторона договоров не отражает интересы сторон. В них отсутствуют четкость и проработанность взаимных обязательств, конкретных критериев прав, обязанностей и ответственности сторон [8, 9].
Возможно, постановление правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» [10] исправит положение в деловом секторе жилищно-коммунальной сферы. Согласно этому постановлению, организации и лица, осуществляющие деятельность в жилищно-коммунальной сфере, до 1 мая 2015 г. должны будут получить лицензию на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД при наличии квалификационного аттестата. В Хабаровском крае осуществляют свою деятельность 160 управляющих компаний, на начало 2015 г. было принято 86 заявлений от должностных лиц из 33 управляющих организаций края на сдачу квалификационного экзамена, необходимого для получения лицензии [11].
Возвращаясь в 2002 г., когда было прекращено лицензирование деятельности организаций в ЖКХ и каких-либо новых видов и подходов к контролю и надзору до 2014 г. не было введено, следует отметить, что почти 10 лет наблюдался «беспредел» хозяйствующих субъектов, это способствовало распространению противоправных и мошеннических схем при техническом обслуживании жилищного фонда. Несовершенство законов и противоречивых нормативно-правовых положений в актах органов всех уровней власти и управления, неэффективность деятельности органов контроля и надзора, отсутствие персональной ответственности должностных лиц отрасли позволяли мошенникам открыто использовать средства граждан, не выполняя необходимые работы по содержанию и ремонту домов, т.е. совершать обман, остановить который не удается длительное время контрольным и надзорным органам [2, с. 266]. Без создания эффективно механизма ответственности изменить негативную тенденцию будет сложно. Как отметил министр жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края Д. Тюрин, «лицензирование станет тем механизмом, который должен окончательно навести порядок в сфере обслуживания многоквартирных домов. Либо компании станут работать по закону и в интересах жильцов, либо уйдут с этого рынка» [12].
Задачи реформы ЖКХ требуют все более широкого внедрения новых механизмов регулирования отношений в жилищно-коммунальной сфере. Для решения задач необходимы новые совершенные механизмы взаимодействия участников процессов в ЖКХ. Формирование инновационных систем в системе ЖКХ требу-
ет активных действий органов власти всех уровней, основными задачами которых является выполнение регулятивных и координирующих функций, формирование научно-технических и технологических приоритетов инновационных схем и механизмов в деловой среде ЖКХ с учетом специфики отрасли и региона. Инновации в жилищно-коммунальной сфере в значительной степени должны определять экономический рост предприятий в жилищно-коммунальном хозяйстве, мотивацию участия потребителей услуг, государственные принципы регулирования инновационного процесса экономическими стимулами, налогами и льготами. В этих условиях потребители перестают быть пассивным звеном в инновационном процессе, так как центр взаимодействия смещается от простого потребления жилищно-коммунальных услуг к установлению постоянного диалога, сотрудничества с исполь-
зованием максимально возможного количества каналов.
Таким образом, общественные отношения в жилищно-коммунальной сфере нуждаются в четкой правовой регламентации и создании эффективной системы контроля за соблюдением прав потребителей жилищно-коммунальных услуг в силу особой социальной значимости жилья и тенденции к постоянному росту тарифов на продукцию ЖКК и услуги отрасли. Поэтому наиболее эффективным средством решения проблем в ЖКХ является построение систем согласованного участия всех этих уровней - государства, местных властей, неправительственных и корпоративных организаций и потребителей жилищно-коммунальных услуг.
Статья поступила 11.02.2015 г.
Библиографический список
1. Доклад министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации М. Меня о лицензировании управляющих компаний в сфере ЖКХ на совещании президента РФ с членами правительства (29 октября 2014 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://minstroyrf.ru (5.02.2015).
2. Ярославцева Т.А., Ярославцев А.В. Проблемы реализации реформ в ЖКХ современной России и прав граждан на качественное обслуживание жилья (на примере Хабаровского края) // Вестник ИрГТУ. 2014. № 7. С. 263-268.
3. Заседание коллегии прокуратуры Хабаровского края по вопросам состояния законности в сфере топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства (7 мая 2014 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://prokuror.hbr.ru (12.01.2015).
4. О результатах прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства в мае 2014 г. [Электронный ресурс]. URL: http://prokuror.hbr.ru (6.01.2015).
5. Пресс-конференция министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края «О ходе подготовки жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края к работе в осенне-зимний период 2014-2015 годов» (15 октября 2014 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://gkh27.ru (24.12.2014).
6. Пояснительная записка о ходе реализации мероприятий государственной целевой программы Хабаровского края «Повышение качества жилищно-коммунального обслужива-
ния населения Хабаровского края» за 9 месяцев 2014 г. [Электронный ресурс]. URL: http://gkh27.ru (8.02.2015).
7. Объемы строительства жилья в 2014 г. стали рекордными в крае за последние 20 лет [Электронный ресурс]. URL: http://www.khabkrai.ru (15.01.2015).
8. Ярославцева Т.А. Договорные отношения в жилищно-коммунальной сфере: история и современность // Бизнес-инкубирование и муниципальная политика: бюллетень. М.: Институт предпринимательства и инвестиций, 2003. С. 25-30.
9. Ярославцева Т.А. Введение прямых договорных отношений в ЖКХ как фактор предотвращения коррупции в системе муниципального управления // Борьба с коррупцией в системе государственного и муниципального управления: уроки реформ. Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2011. С. 252-262.
10. О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами: пост. правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. № 1110 // Собрание законодательства РФ. 2014. № 44. Ст. 6074.
11. В правительство края начали поступать заявки на лицензирование управляющих компаний [Электронный ресурс]. URL: http://www.khabkrai.ru (9.02.2014).
12. Пресс-конференция министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края и главного контрольного управления правительства Хабаровского края (10 декабря 2014 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.khabkrai.ru (15.01.2015).