ЭКОНОМИКА,
ОРГАНИЗАЦИЯ,
УПРАВЛЕНИЕ
УД«681 <°04) Н. П. КОНОНОВА
Э. Д. КОНОНОВ
Омский региональный институт
СПЕЦИФИКА
ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОДУКТА И ИНФОРМАЦИОННОГО РЫНКА_
В статье рассматриваются основные параметры информационого продукта, его специфика и применение в современом обществе. Представлены основные компоненты информационного рынка. Определены его объет и субъект в современном обществе.
о I
т I
1Й1
Одно из важнейших свойств информационных ресурсов заключается в том, что они способны выступать в качестве товара, а также служить основой для создания информационных продуктов и оказания информационных услут.
Информационный продукт представляет собой совокупность данных, подготовленную производителем этого продуктами последующего распространения.
Информационные продукты являются результатом интеллектуальной деятельности людей и отражают их представление о той или иной предметной области социальной активности общества.
Информационные продукты могут распространят ься как в вещественной, так и в электронной форме, например, по ипформационно-телекоммуника-'и-юинмх! сетям [! 21
Стратегический характер информации как ресурса экономического и социального развития обуславливает высокую степень государственного регулирования, значительный уровень концентрации и монополизации информационного производства.
Информационный рынок включает в себя следующие основные компоненты:
— рынок информационной техники и информационных технологий;
— рынок информационных продуктов и услуг.
При этом под рынком информационных продуктов и услут понимается система экономических, правовых и организационных отношений, которая обеспечивает торговлю информационными продуктами, а также предоставление на коммерческой основе информационных услуг пользователям.
Субъектами информационного рынка могут являться:
• производители, собственники или владельцы информационных ресурсов, информационных систем и информационных технологий;
• пользователи (потребители) информации — организации или частные лица, которые обращаются к информационным системам или посредникам за получением необходимой им информации, информационных продуктов, средств информационной техники или же информационных технологий.
Как и при использовании традиционных видог ресурсов и продуктов, люди должны знать, где находятся информационные ресурсы, сколько они стоят, кто ими владеет, кто в них нуждается, насколько они доступны.
Ответы на эти вопросы можно получить, если существует рынок информационных продуктов и услуг.
Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов[ 1,3].
Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков и потребителей информационных услуг1, связи и отношения между ними, порядок и условия продажи й покупки информационных услуг,
Пример 1.1. Поставщиками информацйонных продуктов и услуг могут быть:
— - центры, где создаются и хранятся базы данных, а также производятся постоянное накопление и редактирование в них информации;
— центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных;
— службы телекоммуникации и передачи данных;
— специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например консалтинговые фирмы, банки, биржи;
— коммерческие фирмы;
— информационные брокеры.
Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные юридические и физические лица, решающие задачи.[4,3]
Совокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества. Это не только весь индустриально- технологический комплекс производства современных средств и методов обработки и передачи информации, но также сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информационной технологии.
В настоящее время в России быстрыми темпами идет формирование рынка информационных продуктов и услуг, важнейшими компонентами которого является техническая и технологическая составляющая. Это современное информационное оборудование, мощные компьютеры, развитая компьютерная сеть и соответствующие им технологии переработки информации.
Пример 1.2. В настоящее время в Р~>ссии получают распространение современные мировые технические достижения:
— возможность о:йоты в глобальной компьютерной сети Internet, Ч'О позволяет выводить информационные ресурсы i'ojCHHHa -ировой рынок;
— технология WWW (Всемирная паутина) ведения гипертекстоно'-! среди:
■■— электронная поч гп в компьютерной сети РЕДКОМ, i) которую вовлечено около 300 тыс. пользователей, из них 20 тыс. индивидуалов.
I юрмзтивно-правопая составляющая. Это юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке.
Пример 1.3. Закон "Об информации, информати-зациии защите информации"; Закон "Об авторском праве и смежных правах"; Закон "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных"; Закон" О правовой охране топологий интегральных схем"; Информационная составляющая. Это справочно-навигациопные средства и структуры, помогающие находить нужную информацию.
Пример 1.4. "Российская энциклопедия информации и телекоммуникаций", где обобщены сведения об информационной структуре рынка, включая производителей и распространителей.
Организационная составляющая. Это элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг.
■Рассмотренный ниже пример 1.5. демонстрирует роль государства в регулировании рыночной экономики в период нестабильности. В нашей стране, претерпевающей серьёзные экономические изменения, организационный фактор государственной политики становится особенно актуальным. Следовательно, формирование информационного рынка и решение всех сопутствующйх этому процессу проблем наше государство Во многом должно взять на себя.
Пример 1.5. Трудности, возникшие в последнее время в экономике США, породили ряд проблем, п решении которых возросла плановая и стабилизирующая роль государства как регулятора экономических, технологических и социальных отношений:
— во-первых, американские предприниматели, переставшие быть монополистами на мировом рынке и встретившие жесткую конкуренцию со стороны Японии, Германии и других стран, начинают искать поддержку у государства;
— во-вторых, государство оказалось вынужденным перераспределять общественные фонды, с тем чтобы помочь увеличению занятости, которая последние годы в связи с внедрением новых информационных технологий (МИТ) постоянно уменьшается;
— в-третьих, в связи с сокращением военно-промышленного комплекса государство вынуждено направить поток высвобождающихся высококвалифицированных специалистов на наукоемкие технологии, где требуются огромные затраты на их разработку и реализацию[5,6].
В нашей стране в силу переходных процессов в экономике и начавшейся информатизации общества пока отсутствует единое мнение относительно инфраструктуры информационного рынка, Нами предлагается следующее толкование этого понятия.
Инфраструктура информационного рынка — совокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, предлагающих однородные информационные продукты и услуги.
■И1
В соответствии с данным определением попытаемся обобщить известные мнения, относительно инфраструктуры информационного рынка. Так, например, предложено инфраструктуру информационного рынка представить пятью секторами:
1) научно-техническая продукция в виде проектных, технологических, методических разработок по разным отраслям;
2) объекты художественной культуры в виде текстовой, визуальной и аудиопродукции;
3) услуги образования — все виды обучений;
4) управленческие данные и сообщения; политическая и хозяйственная информация, статистические данные, данные о рыночной ситуации, рекламные сообщения, оценки и рекомендации по принятию решений;
5) бытовая информация: сообщения общего характера, сведения о потребительском рынке, сведения о рынке труда.
В этой инфраструктуре отсутствуют три основных аспекта, характерных для информационного общества: технический — вся аппаратно-техническая база информатики; программный — все программные продукты информатики; коммуникационный — все виды компьютерных сетей и их возможности по передаче информации, все виды телефонной и факсимильной связи.
Кроме того, существует мнение относительно разделения на сектора рынка дистанционных информационных услуг:
1) высокомонополизированный профессиональный рынок, предоставляющий пользователю информацию по его сфере деятельности;
2) услуги для обеспечения управленческих решений, которые позволяют использовать в фирме информацию о состоянии внешних по отношению к ней систем;
3) домашний рынок, предоставляющий услуги бы-, гового характера, например, для электронных платежных операций и покупок.
Представляется наиболее правомерным подход к инфраструктуре рынка, который взят за основу следующей классификации:
1) деловая информация — статистическая, коммерческая, биржевая и финансовая;
2) информация для специалистов — научно-техническая, профессиональная, доступ к первоисточникам;
3) услуги образования — дошкольные, школьные, специальные, средне-профессиональные, высшие, повышение квалификации и переподготовка;
4) обеспечивающие информационные системы и средства — разработка и сопровождение информационных систем и технологий, консультирование, программные продукты, технические средства, подготовка источников информации;
5) потребительская информация — новости и литература, потребительская, развлекательная.
Выделим пять секторов рынка информационных продуктов и услуг:
1 -й сектор — деловая информация, состоит из следующих частей:
— биржевая и финансовая информация — котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены. Поставщиками являются специальные службы биржевой и финансовой информации; брокерские компании, банки;
— статистическая информация — ряды динами-I ки, прогнозные модели и оценки по экономической,
социальной, демографической областям. Поставщиками являются государственные службы, компании, консалтинговые фирмы;
— коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса. Поставщиками являются специальные информационные службы,
2-й сектор —информация для специалистов, содержит следующие части:
— профессиональная информация — специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов и т.д.;
— научно-техническая информация — документальная, библиографическая, реферативная, справочная информация в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности;
— доступ к первоисточникам — организация доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения первоисточников, их получения по межбиблиотечному абонементу в различных формах.
3-й сектор — потребительская информация, состоит из следующих частей:
— новости и литература — информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники,энциклопедии;
— потребительская информация — расписание движения транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и т.п.;
— развлекательная информация — игры, телетекст, видеотекст.
4-й сектор — услуги образования, включает все формы и ступени образования: дошкольное, школьное, специальное, средне-профессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку. Информационная продукция может быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практикумы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие системы, методики обучения и пр.
5-й сектор — обеспечивающие информационные системы и средства, состоит из следующих частей:
— программные продукты — программные комплексы с разной ориентацией — от профессионала до неопытного пользователя компьютера: системное программное обеспечение, программы общей ориентации, прикладное программное обеспечение по реализации функций в конкретной области принадлежности, по решению задач типовыми математическими методами и др.;
— технические средства — компьютеры, телекоммуникационное оборудование, оргтехника, сопутствующие материалы и комплектующие;
— разработка и сопровождение информационных систем и технологий обследование организации в целях выявления информационных потоков, разработка концептуальных информационных моделей, разработка структуры программного комплекса, создание и сопровождение баз данных [7,8]:
— консультирование по различным аспектам информационной индустрии — какую приобретать информационную технику, какое программное обеспечение необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная систе-
ма и какая, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою деятельность и т.д.;
— подготовка источников информации — создание баз данных по заданной теме, области, явлению и т.п.
В каждом секторе может быть организован любой виддоступа: непосредственный к хранилищу информации на бумажных носителях; дистанционный к удаленным или находящимся в данном помещении компьютерным базам данных.
Информационный рынок, несмотря на разные концепции и мнения относительно его инфраструктуры, существует и развивается, а значит, можно говорить о бизнесе информационных продуктов, услуг, под которым понимается не только торговля и посредничество, но и производство.
В настоящее время информационный бизнес представляет собой сферу бизнеса, посвященную информационным продуктам и услугам.
Информационный бизнес — это производство, торговля, посредничество в области информационных продуктов'и услуг [9].
В русском языке наиболее близким по значению к слову "бизнес" (business), но не синонимом является термин "предпринимательство". Буквальный перевод business -дело, деловые отношения между людьми, или отношения между участниками дела. Сравнивая производственные отношения, принятые в классической политэкономии, и деловые отношения между субъектами рыночной экономики, можно прийти к выводу, что они отражают одни и те же общественные явления. Данный выводосновывается на
том, что для тех и других весьма характерными являются видовые признаки, отражающие особенности хозяйствования.
Библиографический список
1. Романов А Н., Одж:ц. •» Б.Е. Советующие информационные СИСГС..СЫ d экономике. М ¡ОНИТ!. Д ЛА, 2000.
2. Фишер С. и др. Экономика: Пор. с англ./ Фишер С., Дорнбуш Р., Шмолензч V. М.: Дело ЛТД, i%3.
:.). Шрейдер Ю.А. «Все об информационном обществе», М.: 20Ш.
4. Введение в информационный бизнес: Уч.пособие / Под ред. В.П.Тихомирова, А.В. Хорошилова, М.: Финансы и статистика, ¡Мб.
5. Гаспарянц А.Г., Миф информатики на пороге 3-го тысячелетия/ Вестник РАН, том 66, №7,1996.
6. Мишенин А.И., Теория экономических информационных систем, М.: Финансы и статистика, 2000.
7. Информационный рынокв России / Ю.М. Арский, Р.С.Гиля-ревский, В.С.Егоров и др.- М: ВИНИТИ. 1996.
8. Карминский A.M., Нестеров П.В. «Информатизация бизнеса», М.: 1999.
9. Модульпаяпрограммадляменеджероп: 17-пмодуль. «Управление развитием организации». М.:Инфра — М. 1999.
КОНОНОВА Наталья Петровна, преподаватель. КОНОНОВ Эдуард Дмитриевич, преподаватель.
Поступила в редакцию 29.05.06. © Кононова Н. П., Кононов Э. Д.
УДК 338.2 о. С. ЕЛКИНА
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ_
В статье рассматривается проблема ответственности, которая является одним из элементов системы управленческих отношений. Без ответственности управленческая деятельность становится невозможной. Особое внимание в статье уделено вопросам возникновения, структурным особенностям, классификации ответственности и проблемам ее контроля.
Во многих научных концепциях, посвященных проблемам управления, видное место занимает ответственность. Важная характеристика этого явления заключается втом, что «все действия, связанные с этим понятием, предполагают активность субъекта, независимо от того, навязана ему активность извне или принята им на себя добровольно» [1; с.6].
Ответственность является одним из элементов системы управленческих отношений. Без нее управленческая деятельность становится невозможной. По сути, это «...отношения между субъектами управленческой деятельности по поводу выполнения взаимных прав и обязанностей я процессе реализа-
ции цели. По существу, ответственность выступает как форма объективной зависимости между субъектами управленческих отношений. Механизм ответственности органически связан с принципом эквивалентности во взаимодействии между субъектами управления, если действия одного из них затрагивают интересы другого [3; С.70]».
Ответственность может быть внешней: человек вынужден быть ответственным; или внутренней: он хочет отвечать за что-либо.
К структурным особенностям ответственности относится то, что она «никогда не бывает безличной, она всегда связана с субъектом. Наличие же субъек-