ВБ
2. Тарасова С. «Экономическая теория благосостояния». - М., 2001.
3. Bergson A. Reformulation of Certain Aspects of Welfare Economics. Quarterly Journal of Economics, Febr.1938.P/310ff/
4. Journal of Economics. 1978. № 4. P. 565-566.
5. http//low.admtyumen.ru/noframe/nic?d&nd=466200478&prevDoc=466200478&mar.. .11.03/ 2008.
6. Price C. Welfare Economics in Theory and Practice. L., 1977. P. 4.
7. Samuelbson P. Foundation of Economics Analysis. Cambr., 1947. P. 220/
БАЙРАМУКОВА А.С.
РЫНОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ, СТРУКТУРА
Сегодня во многих странах мира значительная часть информационной деятельности вовлечена в рыночные отношения и выступает в качестве одного из важнейших элементов рыночной инфраструктуры по обслуживанию, реализации и развитию рыночных отношений, а также как самостоятельный специализированный сектор рынка, на котором предлагаются особые продукты и услуги. Совокупный спрос сдвигается в сторону информационных потребностей, которые все более и более индивидуализируются. В США за 1991-2003 гг. доля расходов на информацию возросла в совокупном потребительском спросе с 9,9% до 19,5%. Аналогичные изменения происходят и в других странах [3; с. 21].
Совокупное предложение сдвигается в сторону увеличения производства информационных товаров и услуг. Появляются новые продукты и новые услуги, новые отрасли, новые специальности и новые рабочие места. В результате создание, распространение, обновление и применение информации происходит опережающими темпами (по сравнению с использованием любых других ресурсов). В 2002 г., например, мировое производство товаров и услуг возросло на 3,5%, а мировое производство информационных товаров и услуг увеличилось на 20%. Большинство рабочих мест в развитых странах связано с производством и обменом информацией.
Стремительный рост и дифференциация спроса на все виды информации, в том числе научную, техническую и в большей степени экономическую, а также повышение требований к содержанию и формам представления данных являются серьезными стимулами развития рынка информационных и коммуникационных технологий. Удовлетворение растущих пользовательских потребностей становится одной из актуальных задач, стоящих перед предприятиями новой сферы - сферы информационного предпринимательства [1; с. 153]. Именно владение достоверной и актуальной информацией наряду с умением эффективно применять адекватные методы и средства ее сбора, преобразования и передачи служит основой успешной деятельности любых предприятий, организаций, учреждений независимо от их организационно-правовой формы.
Современный этап развития рыночной экономики обусловил резкий спад потребностей в безадресной информации, развитие новых форм информационного обслуживания, новых видов предпринимательской деятельности, от состояния и перспектив, развития которых зависит формирование научного и производственного потенциала. Прежде всего, это относится к деятельности фирм, занятых в области информационного предпринимательства.
Данный сектор в научной литературе характеризуется неоднозначно. Так, В.Л. Тамбовцев экономические проблемы производства информации связывает с «пятым рынком» и отмечает: «В рыночном хозяйстве принято выделять четыре макросектора: потребительских благ, средств производства, труда, денег и ценных бумаг. Современное производство немыслимо без функционирования пятого сектора - рынка информации» [4; с. 127].
Н. Игов, опираясь на анализ международного опыта развития информационных фирм, выделяет в качестве четвертого сектора экономики информационный [2; с. 15].
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3
Так в настоящее время назрела необходимость формирования институциональной модели рынка информационных товаров, которая бы соответствовала новым реалиям современной экономики. Институциональная модель рынка информационных товаров - это нормативные акты, регулирующие экономические отношения между агентами рынка.
По мнению автора, Рынок информационных продуктов и услуг представляет собой совокупность экономических, правовых и организационных отношений по торговле (продаже и покупке) информационных продуктов и услуг между поставщиками (продавцами) и потребителями (покупателями). Информационный рынок характеризуется наличием:
- субъектов и объектов рынка;
- механизмом его функционирования;
- определенной номенклатурой продуктов и услуг;
- условиями и механизмами их предоставления;
- ценами;
- конкуренцией.
Субъектами рынка являются участники товарного обмена (информационными продуктами) или оказания информационных услуг, то есть покупатели и продавцы, которые могут быть индивидуальными, коллективными, государственными; оптовыми и розничными; отечественными и зарубежными и т.д. Поставщиками (продавцами) информационных продуктов и услуг могут быть:
- центры, где создаются и хранятся базы данных, а также производится постоянное накопление и редактирование в них информации;
- центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных;
-службы телекоммуникации и передачи данных;
- специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например консалтинговые фирмы, банки, биржи;
- коммерческие фирмы;
- информационные брокеры.
Одними из основных производителями информационных продуктов, которые одновременно выступают и основными продавцами на рынке являются научные учреждения (институты, центры, лаборатории и т.п.). Они поставляют экономические и организационные разработки, технические и технологические новации, описание открытий и изобретений и т.д. В числе основных поставщиков информационных продуктов - государственные статистические органы, высшие учебные заведения, социологические службы, средства массовой информации, информационные, консалтинговые фирмы и т.д.
Потребителями (покупателями) информационных продуктов и услуг могут быть различные юридические и физические лица, решающие различного рода экономические задачи.
Основным источником для информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков (продавцов) и потребителей (покупателей) информационных услуг, связи и отношения между ними, порядок и условия продажи и покупки информационных услуг.
Объектами данного рынка являются разнообразные информационные продукты и информационные услуги. В настоящее время, информация может быть предложена в «материальном» виде как информационный продукт и в виде информационной услуги и, как следствие, они становятся объектом учета. Поэтому у информации, кроме пользователей, должны быть собственники, владельцы, продавцы и покупатели.
Неотъемлемыми и наиболее важными компонентами рынка являются спрос и предложение. Эти важнейшие категории объединяют продавца и покупателя, выражая их внутренние связи и противоречия.
Спрос - это форма выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной соответствующими денежными средствами в течение определенного периода времени цен. Спрос - план или намерения покупателя относительно приобретения информационного продукта или пользования информационной услугой.
Коренное свойство спроса на рынке информационных продуктов и услуг заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему увеличению величины спроса. И, напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к, соответствующему уменьшению величины спроса. Таким образом, на рынке информационных продуктов и услуг существует обратная связь между ценой и величиной спроса - это закон спроса. Спрос на рынке информационных продуктов и услуг определяется путем суммирования величин спроса, предъявляемых каждым потребителем при разных ценах.
Под спросом на информационные продукты и услуги следует понимать потребность людей в информации, либо в необходимости ее хранении, обработки и передачи, потребность экономических агентов в информационном обеспечении своей деятельности.
Реализация спроса на информационные продукты и услуги в условиях рыночных отношений определяется покупательской способностью потребителей - различных хозяйствующих субъектов (государственных, негосударственных), населения.
Следующей категорией рынка является предложение. Предложение на рынке информационных продуктов и услуг - это совокупность товаров и услуг, которые находятся на рынке или могут быть доставлены на него. Здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают различные информационные продукты и услуги, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода экономическая информация, информационные технологии, информационные системы и т.д. Предложение - это желание и способность продавцов поставлять на рынок товары и услуги для продажи в зависимости от их цены. Здесь также имеется специфическая связь между ценой на информационные товары и услуги и величиной предложения, когда возрастает цена - растет и предложение.
Предложение - это весь объем информационных продуктов и услуг, предоставленных хозяйствующими субъектами на данный рынок. Объем предложения определяется наличием информационных ресурсов и количеством экономических агентов реализующих информационные продукты или услуги:
На основании вышеизложенного можно определить сущность рынка информационных продуктов и услуг как совокупность экономических, социальных и правовых отношений, возникающих в процессе удовлетворения потребностей в информационных продуктах и услугах, объективных и глубинных по своей природе.
Роль рынка информационных продуктов и услуг в экономике страны выражается следующими факторами:
- рынок через механизм конкуренции способствует более полному информационному обеспечению экономической деятельности хозяйствующих субъектов;
- рынок влияет на структуру общественного производства и занятости населения;
- формирует потребности населения соответствующие современному этапу развития общества;
- способствует экономическому развитию страны.
Рынок информационных продуктов и услуг основан на наличии комплекса факторов, связанных с производством, потреблением, хранением, обработки, передачи информации. Структурно рынок включает в себя подсистемы производителей, потребителей и посредников, находящихся в постоянном взаимодействии и развитии.
Рассмотрим основные сектора рынка информационных продуктов и услуг:
1) сектор - деловая информация, состоит из следующих частей:
- биржевая и финансовая информация - котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены. Поставщиками являются специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компании, банки;
- статистическая информация - ряды динамики, прогнозные модели и оценки по экономической, социальной, демографической областям. Поставщиками являются государственные службы, компании, консалтинговые фирмы;
- коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руково-
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3
дителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса. Поставщиками являются специальные информационные службы.
2) сектор - информация для специалистов, содержит следующие части:
- профессиональная информация - специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов и т.д.;
- научно-техническая информация - библиографическая, реферативная, справочная информация в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности;
- доступ к первоисточникам - организация доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения первоисточников», их получения по межбиблиотечному абонементу в различных формах.
3) сектор - потребительская информация, содержит следующие части:
- новости и литература - информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии;
- потребительская информация - расписания транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг,
- банковские операции и т.п.;
- развлекательная информация - игры, телетекст, видеотекст.
4) сектор - услуги образования, включает все формы и ступени образования: дошкольное, школьное, специальное, среднепрофессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку. Информационная продукция может быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие системы, методики обучения и пр.
5) сектор - обеспечивающие информационные системы и средства, состоит из следующих частей:
- программные продукты - программные комплексы с разной ориентацией - от профессионала до неопытного пользователя компьютера: системное программное обеспечение, программы общей ориентации, прикладное программное обеспечение по реализации функций в конкретной области принадлежности, по решению задач типовыми математическими методами и др.;
- технические средства - компьютеры, телекоммуникационное оборудование, оргтехника, сопутствующие материалы и комплектующие;
- разработка и сопровождение информационных систем и технологий - обследование организации в целях выявления информационных потоков, разработка концептуальных информационных моделей, разработка структуры программного комплекса, создание и сопровождение баз данных;
- консультирование по различным аспектам информационной индустрии, - какую приобретать информационную технику, какое программное обеспечение необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная система и какая, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою деятельность и т.д.;
- подготовка источников информации - создание баз данных по заданной теме, области, явлению и т.п. В каждом секторе может быть организован любой вид доступа:
- непосредственный к хранилищу информации на бумажных носителях;
- дистанционный к удаленным или находящимся в данном помещении компьютерным базам данных.
В условиях реформирования региональной экономики возникла проблема информационного обеспечения экономического развития региона. Для оценки экономического положения и перспектив развития любого предприятия или организации необходимы все новые и новые массивы данных, информации.
В связи с этим очевидна необходимость развития регионального рынка информационных продуктов и услуг как инструмента, способствующего смещению акцентов развития региона в направлении информатизации общества. Большое значение для формирования
и функционирования регионального рынка информационных продуктов и услуг имеет наличие в регионе специализированных информационных центров, а также состояние материально-технической базы информационных услуг, развитие информационного и электронного предпринимательства.
Таким образом, в современном мире идет интенсивный процесс формирования информационного общества и связанный с ним процесс формирования экономики нового типа. Важнейшим элементом новой экономики является рынок информационных продуктов и услуг. В настоящее время функционирование рынка информационных продуктов и услуг является одним из основных условий экономического развития страны, региона.
ЛИТЕРАТУРА
1. Девяткова О.И. Формирование инфраструктуры эффективного функционирования малого предпринимательства: Дис. канд. экон. наук/ Тюменский ГУ. - Тюмень, 2000. 181. с. 153.
2. Игов Н. Информационное регулирование и экономическое развитие // Экономическая мысль. 1993. № 4. С. 15-22.
3. Костюк В.Н. Информация как социальный и экономический ресурс /«Открытое общество». - М: Магистр, 2004. с. 21.
4. ТамбовцевВ.Л. Пятый рынок: экономические проблемы производства информации. - М.: Изд-во МГУ, 1993. 127 с.
БОЛОТХАНОВ Э.Б.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА
Реализация мероприятий и программ по регулированию рынка труда должна осуществляться через управленческую структуру, выстроенную и согласованную по вертикали и горизонтали. На региональном уровне эти функции пока разрозненно выполняют следующие структурные элементы:
- государственная служба занятости (сбор информации о рыночной ситуации, оценка поведения потребителей рабочей силы, мониторинг безработицы, выплата пособий);
- частные службы или агентства (рекрутские структуры), осуществляющие обработку и анализ информации о спросе и предложении рабочей силы, разработку стратегических и тактических альтернатив удовлетворения спроса на рынке труда;
- управления трудовыми ресурсами при администрации региона (разработка территориально-отраслевых балансов рабочей силы, проведение маркетинговых исследований на рынке труда);
- региональный комитет по образованию (экспертиза и принятие стратегии по формированию потребительной стоимости товара рабочая сила, ориентированной на удовлетворение спроса потребителей);
- учреждения профессиональной подготовки всех уровней (формирование объема и структуры предложения товара рабочей силы на рынке труда);
- предприятия и организации региона, т.е. его хозяйственной комплекс (реализация маркетинговой стратегии на рынке труда).
Исследование и оценка сложившейся региональной системы менеджмента на рынке труда показывает ряд имеющихся диспропорций и недостатков:
- расплывчатость общего критерия оценки функционирования системы для приведения ее в конструктивный вид;
- организационная структура менеджмента слабо ориентирована на потребности покупателей рабочей силы и пока рассогласована;
- большое количество органов управления на уровне региона определяет нечеткую
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3