УДК 002.56
Л.А. СМИРНОВА, Э.Д. КОНОНОВ
Омский региональный институт
СПЕЦИФИКА
ИНФОРМАЦИОННОГО БИЗНЕСА_
В статье анализируется информационный бизнес как сравнительно новая отрасль деловой активности общества, его роль в информатизации общества и мировой экономики в целом. Представлены структура, развитие и специфика функционирования информационного бизнеса.
Информационный бизнес — это производство, торговля, посредничество в области информационных продуктов и услуг (1 ],
В большинстве случаев особенно это относится к начальному этапу внедрения рыночных отношений, под бизнесом понималась инициативная деятельность предпринимателей, направленная на получение только доходов, т.е. на обогащение. Совершенно не рассматривался подход, в основе которого лежит утверждение, что бизнес представляет собой систему, охватывающую деятельность не только субъектов, но и потребителей. В качестве субъектов могут выступать отдельные предприниматели, коллектив предпринимателей, наемные работники, государственные предприятия и организации[2,3].
Предпринимательский бизнес включает три компонента:
• производство продукции;
• торговую деятельность;
• коммерческое посредничество.
В рыночной экономике торговая деятельность и посредничество выступают только как необходимые дополнения. Но бизнес представляет собой не только торговлю и посредничество, но и производство как основу экономики любого государства.
Различия между предпринимательством и бизнесом заключаются в том, что предпринимательство является составной частью, элементом системы бизнеса. Он охватывает отношения между участниками рыночной экономики и включает действия не только предпринимателей, но и потребителей, наемных работников, государственные структуры.
Информационный бизнес представляет собой сравнительно новую отрасль деловой активности общества. Однако в связи с быстрым развитием процесса его информатизации он начинает занимать все большую долю в экономике наиболее развитых стран мира, а также во всей мировой экономике.
Первоначально информационный бизнес понимался лишь как предпринимательство в информационной сфере, направленное на развитие торговли и посредничества на информационном рынке. Однако сегодня это понятие приобретает более широкий смысл, так как оно охватывает не только торговлю и посредничество на информационном рынке, но также организацию производства, обслуживания, аренды, страхования, финансового и кадрового обеспечения средств информатизации общества[2,4].
Основными функциями информационного бизнеса в широком понимании являются:
- маркетинг и маркетинговые исследования на информационном рынке,
- организация производства средств информатизации;
- материально - техническое снабжение и сервисное обслуживание информатизации; лизинговые операции;
- страховые операции; консультационное обслуживание;
- организация службы информационной безопасности; управление финансовыми операциями; подготовка кадров для работы в информационной сфере. Развитие рыночных отношений привело кразруше-нию традиционных и появлению новых видов предпринимательской деятельности, от состояния и перспектив развития, которых зависит формирование научного и производственного потенциала.
Технологии, связанные с информационным обеспечением процесса управления, называют новыми информационными технологиями, под которыми понимается вся совокупность форм, методов и средств автоматизации информационной деятельности в различных сферах, и в первую очередь в организационном управлении [2,5].
Связующим звеном в распространении инновационного обслуживания, а также продуктов, предназначенных для частного бизнеса, общественного управления, предприятий общественного сектора являются информационные и коммуникационные технологии (ИКТ).
Следует согласиться с тем, что реальные изменения, которые сопровождают процесс внедрения и совершенствования информационные и коммуникационные технологии, (ИКТ), не сводятся только к технологическим воздействиям. Внедрение новых форм интеграции и распространения информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) соответствует радикальным изменениям в организационных структурах управления предприятиями, способствующих быстрой и гибкой реакции на конкурирующее окружение. Это не только экономическое и организационное воздействие, но и изменение социальных отношений, поскольку в информационном обществе зарождается новый тип отношений: больше «индивидуальности» и гибкости за счет использования интерактивных средств массовой информации (изображение, звук и текст).
Интерактивное телевидение и электронные средства массовой информации (СМИ) не только энергично вторгаются на рынок товаров и услуг, но и являются специфической сферой, в рамках которой обработка данных, телекоммуникации и бытовая электроника все более приближаются к пользователю.
Развитие базовых технологий осуществляется в направлении создания электронных магистралей,
сравниваемых с индустриальной революцией прошлого века. Данный процесс охватывает не только промышленные области производства, но и распространения и рекламы, а также торговлю «электронными образами». В частности, основными тенденциями в развитии признаны следующие:
для индустрии информационных технологий (ИТ):
• развитие беспроводных компьютерных технологий;
• улучшение товарных свойств программных продуктов, предназначенных для персональных ЭВМ;
• экспертиза технического и программного обеспечения, интеграция стандартов разработки и их экспертиза для новых рынков, развитие новых компьютерных платформ и языковых средств для создания коммуникационно - ориентированных приложений^^];
для индустрии коммуникационных технологий:
• дальнейшее развитие инфраструктуры;
• увеличение сжатия цифровой информации при ее транспортировке;
• финансовая стабильность для привлечения инвестиций;
• ознакомление пользователей с преимуществами сотовой технологии;
• продолжающееся снижение цен и рост конкуренции;
• утверждение международных стандартов;
для индустрии средств массовой информации и
развлечений:
• эксперименты с окружающими технологиями;
• рост информационных активов;
• экспертиза информационных продуктов и их распространение в окружающей среде;
для индустрии бытовой электроники:
• повышение рыночных возможностей;
• снижение стоимости производства;
• осведомленность пользователей о достоинствах и качестве продуктов.
Кроме общего понятия информационного бизнеса, необходимо иметь некоторую систему определений его компонентов, соответствующую принятым международным стандартам, что особенно важно для статистического анализа развития рынков ИТ (информационных технологий) и ИКТ (информационных и коммуникационных технологий).
Существуют различные подходы к определению новых организационных форм информационного бизнеса.
Основным следует считать подход, в соответствии с которым фирмы, занятые разработкой и распространением информационных технологий, разделяются на компьютерные и информационные. Первый тип фирм связан с деятельностью по разработке, производству и распространению технических средств сбора, обработки, хранения и передачи информации. Второй тип фирм ориентирован на удовлетворение информационных потребностей пользователей.
По данным анализа, выполненного американской консультативной фирмой McKinley & Со, в компьютерной промышленности США выделяются шесть типов фирм [7,8|:
• многопрофильные - лидеры рынка, предлагающие всю гамму аппаратных и программных средств (фактически эта роль под силу только ведущим фирмам-производителям) ;
• создатели перспективной новой техники и технологий, определяющих передовые рубежи дальнейшего развития рынка вычислительной техники, коммуникаций и программного обеспечения;
• изготовители наилучших изделий для отдельных секторов рынка;
• фирмы, обслуживающие определенные географические регионы или категории пользователей;
• поставщики пакетов прикладных программ для актуальных классов задач;
• поставщики комплексных решений, предлагающие пользователям интегрированное программное обеспечение и все необходимые виды обслуживания.
Для данного подхода весьма характерным являются местоположение фирмы на рынке вычислительной техники и программного обеспечения и неявное разделение на компьютерные и информационные.
Получил также распространение подход, в соответствии с которым организационные формы подразделяются на национальные и транснациональные корпорации (ТНК). Этот подход правомерен и для наших условий, поскольку отмечается повсеместное участие иностранных производителей в формировании зарождающегося отечественного рынка вычислительной техники и программного обеспечения и создании совместных и малых предприятий и филиалов зарубежных фирм. Выделяют следующие факторы, лежащие в основе высокой конкурентоспособности ТНК по сравнению с национальными фирмами [8,9]:
• обладание большей информацией относительно действий конкурентов, что позволяет им организовывать централизованную систему управления и внутрифирменных коммуникаций, межфирменного сотрудничества;
• достаточный опыт в международных контактах на многих отраслевых рынках большинства стран.
Организационные формы в функциональном отношении разделяются по назначению: коммерческие, обслуживающие, распределенные, здравоохранения и социальной защиты, исследований и обучения, специальные.
По отношению к конечному продукту выделяются: научные, производственные, сбытовые, смешанные.
При анализе данного подхода обращает на себя внимание некоторая неопределенность, так как ведущие производители вычислительной техники и программного обеспечения интегрируют перечисленные направления, становясь в большинстве случаев смешанными, поскольку диверсификация деятельности является определяющей для достижения конкурентоспособности и ведущего положения на рынке.
Большую группу составляют сбытовые, или дилерские, фирмы, обеспечивающие продажу и распространение оборудования и программного обеспечения, одновременно выполняющие функции обратной связи с производителями и проектировщиками по улучшению характеристик предлагаемой продукции и формированию уровня цен. Роль информационных дилеров во многом аналогична роли агентов по продаже товаров. Основное отличие связано прежде всего со спецификой информации как объекта купли-продажи. В данном случае информационный дилер должен уметь сопоставлять и анализировать доступную информацию о предлагаемых товарах, содержащуюся в различных источниках; быть катализатором в информационном обмене; способствовать распространению достижений науки и техники; осуществлять сбор и хранение информации, а также предоставлять ее пользователям по их требованию; создавать массивы фактографической информации; анализировать собранную информацию и выявлять новые тенденции и направления исследований.
По отношению к сфере основной деятельности выделяются группы, производящие программные про-
дукты, выполняющие информационное обслуживание и оказывающие услуги, осуществляющие широкую консультационную деятельность и предоставляющие комплексные услуги. Данный подход может быть определен как специализация организационной формы. Рассмотрим подробнее данные виды специализации.
Способность производить конкурентоспособное программное обеспечение относится только к небольшой группе организационных форм, поскольку разработка мобильных программных продуктов под силу только коллективам с высоким интеллектуальным потенциалом и требует огромных затрат на научно-исследовательскую и технологическую деятельность. С этой точки зрения выделяются три категории, в основе которых лежат количественные различия:
• малые, с объемом продаж до 5 программных продуктов, для которых характерна специализация в секторах программного обеспечения, например специализированные базы данных, автоматизация обработки информации бухгалтерского учета и др. Следует отметить, что в настоящее время на рынке преобладает именно данная категория производителей;
• средние, с объемом продаж от 5 до 20 продуктов, для деятельности которых характерны адаптация программных продуктов и посредническая деятельность;
• крупные, занимающие определенное место во всех секторах рынка программных продуктов.
Специализация в области информационного обслуживания и предоставления услуг является наиболее распространенной и представительной и может быть разделена на услуги производственного характера, научно-исследовательские и проектные работы, а также услуги по разработке и сопровождению программного обеспечения [2,10]. Производственные услуги, в свою очередь, следует разделить на основные, предусматривающие обработку, передачу и защиту данных, ведение информационных массивов и баз данных, и вспомогательные, обеспечивающие техническое обслуживание и ремонт средств вычислительной техники и периферийных устройств.
С практической точки зрения деятельность по оказанию услуг традиционно трактовалась как непроизводственная. Сейчас этот тезис нуждается в коренном пересмотре. Современная сфера информационных услуг непосредственно связана с эксплуатацией средств вычислительной техники и жизненно необходима для развития пользовательской инфраструктуры. На практике достаточно трудно определить, является ли результат деятельности услугой или продуктом.
В соответствии с Международным стандартом промышленной классификации сфера услуг подразделяется следующим образом:
• оптовая и розничная торговля;
• транспорт и связь;
• финансовые, страховые и банковские услуги;
• прочие услуги: медицинское и страховое обслуживание, образование и научные разработки, отдых и культура, коммунальные услуги.
Существуют альтернативные варианты классификации, в частности, классификация, в основе которой лежит понятие объекта сервисной деятельности[9,8]:
• услуги, непосредственно связанные с материальными предметами (система отношений «человек -предмет» - транспортировка, хранение, ремонт, гарантийное обслуживание, оптовая и розничная торговля и др.);
• информационные услуги (система отношений «человек - символ», это управление, научные разра-
ботки, консультации, связь, страхование, банковские услуги и пр.);
• услуги, предназначенные для поддержки здоровья и создания возможностей для трудовой деятельности человека (система отношений «человек -человек» - здравоохранение, образование, общественный транспорт и т.д.).
Выделение информационных услуг в качестве объекта сервисной деятельности расширяет данную классификацию, но при этом информационные и коммуникационные технологии нельзя представлять только какдеятельностьтипа «человек - симво/ », поскольку явно присутствуют отношения «человек - предмет» (компоненты технологий, в том числе компьютеры и программные продукты), «человек-человек» (например, система обучения, компьютерные игры и т.д.).
В каждой группе услуг есть такие, для которых необходимы персонал высокой квалификации и обычные услуги, рассчитанные на массового пользователя и не требующие высококвалифицированных специалистов. Это один из возможных подходов к классификации организационных форм, оказывающих специфические виды услуг в области информационных и коммуникационных технологий,
Современная индустрия ИКТ (информационно-коммуникационных тех?юлогий) представляет собой «мегаиндустрию» - конгломерат производственной и вспомогательных видов деятельности, что естественным образом затрудняет построение единой системы классификации в силу их многообразия. К ним относятся научно-исследовательская, информационная, консультационная, маркетинговая, управленческая деятельность и т.д. Причем вспомогательные виды деятельности могут выполняться как внутренними службами (подразделениями), так и независимыми сервисными предприятиями, например, маркетинговые исследования относительно конкурентоспособности программных продуктов [11,12].
Многие поставщики услуг одновременно являются поставщиками вычислительной техники и программного обеспечения. Таким образом, конкурентные преимущества в производстве и предоставлении услуг могут возникать в результате деятельности в сфере производства ЭВМ и периферийного оборудования. Так, первоначально конкурентные преимущества компьютерных фирм были связаны с производимыми ЭВМ и оборудованием, но постепенно эти преимущества переместились в область разработки программных продуктов и обслуживания. Это связано, в первую очередь, с постоянным снижением цен на вычислительную технику, ростом затрат интеллектуального труда при разработке программной продукции. По этой причине количество производителей «чистых» услуг, за редким исключением, является ограниченным.
Крупные фирмы, относящиеся к ТНК (транснациональные корпорации), занятые предоставлением услуг, свое основное внимание сосредоточивают на удовлетворении запросов пользователей к качеству и цене, а также на предоставлении дополнительных услут, связанных с рекомендациями, гарантиями надежности и т.д.
Библиографический список
1. Модульная программа для менеджеров: 17-й модуль. Управление развитием организации» М.: Инфра - М. 1999
2. Информационный рынок в России / Ю.М. Арский, P.C. Гиляревский, В.С.Егоров и др. - М.: ВИНИТИ, 1996
3. Попов В М. и др. Глобальный бизнес и информационные
технологии. Современная практика и рекомендации /В М.Попов, P.A. Маршавин, С.И.Ляпунов; Под ред. В.М.Попова - М.: Финансы и статистика, 2001.
4. Карминский A.M., Нестеров П.В. «Информатизация бизнеса», М.: 1999.
5. Почепцов Г.Г, Информационные войны. М. «Рефл-бур», К,: «Ваклер» 2000.
6. Иванов О.В. «Информационные системы в экономике», М.: 2000.
7. Информационные технологии в бизнесе: Пер. с англ.: Энциклопедия / Под ред. М.Желенеч. СПб: Питер 2002.
8. Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная война на Западе: Антология / Под ред. В.А. Иноземцева,- М.: Academia, 1990.
9. Курносов H.H. Информационное общество: планы и
программы зарубежных стран, — М., 1997,
10. Кастельс М., Информационная эпоха: экономика, общество и культура./ Пер.с англ. Под науч. ред. Проф О,И, Шка-ратана - М.: ГУВШЭ, 2000.
I 1. трейдер Ю.А. «Все об информационном обществе», М.: 2003.
12. Романов А.Н,, Одинцов Б.Н. Советующие информационные системы в экономике, М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2000.
СМИРНОВАЛюдмила Александровна, доцент, к.ф.н. КОНОНОВ Эдуард Дмитриевич, преподаватель.
Дата поступления статьи в редакцию: 29.05.2006 г. © Смирнова Л.А., Кононов Э.Д.
уДк 33471 O.A. БОГДАНОВСКАЯ
Омский региональный институт
ЭФФЕКТИВНОСТЬ МАРКЕТИНГОВОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ
Проведение экономических реформ в нашей стране характеризуется как наличием устойчиво положительных тенденций, так и присутствием негативных факторов и противоречий. Банковская система играет важнейшую и непрерывно возрастающую роль в экономической жизни общества; это обусловлено тем, что в настоящее время она выполняет целый комплекс значимых общественно необходимых функций. Существенное влияние оказывает также и изменение вещественной формы денег/а именно широкое использование безналичных расчетов и средств. Банковская система представляет собой в некоторой степени, автономное образование в системе общественных связей и отношений, оказывая в то же время значительное влияние на систему национальной экономики в целом. Вместе с тем банковская деятельность подвержена многочисленным рискам, поэтому одним из условий эффективного функционирования банковской системы является построение надежной системы управления рисками. Особую важность представляет выработка философии отношений с предприятиями и фирмами, которые обслуживаются банком, т.е. потребителями банковского продукта. Это возможно только при условии качественного мониторинга и маркетинга.
Значительная доля проблем российской банковской системы связана с начавшейся консолидацией в банковском секторе. Но она не сопровождается достаточной аналитической работой. Поэтому одной из основополагающих возникла задача развития и совершенствования маркетинга в банковской системе.
Консолидации российских банков препятствует сложившаяся структура собственности в банковском секторе. Так, вхождение банков в ФПГ делает невозможным консолидацию банков первого круга. Банки третьего круга служат для "оптимизации" бизнес-схем, что также препятствует консолидации. Наиболее перспективны горизонтальное слияние региональных банков второго круга и их скупка крупными банками в качестве региональных филиалов. [ 1 ]
Ядро банковской системы в долгосрочной перспективе составят 50 — 60 диверсифицированных универсальных банков.
Структура банковской системы без учета сектора государственных банков сильно сегментирована^]. Среди частных банков нет ни одного, чья доля в совокупном объеме кредитов или вкладов оказывала бы заметное влияние на рынок в целом. Всего лишь 15 банков из всех существующих занимают от 1 до 4% рынка кредитов или вкладов. В стране действует порядка 1300 банков, из которых около 85% обладают собственным капиталом менее 10 млн евро. Небольшой размер российских банков обусловливает их высокую зависимость от ресурсной базы, в частности от рынка вкладов, долговых обязательств и МБК. Подавляющее большинство отечественных банков не имеют возможности кредитовать крупные промышленные предприятия в связи с дефицитом капиталов. [6 ]В условиях финансовой нестабильности повышается роль такого фактора конкурентоспособности, как размер банка. Отечественный банковский сектор нуждается в консолидации, которая по международ-