Научная статья на тему 'Специфика индивидуальной религиозности и выраженности самоактуализации у представителей различных конфессий (на примере православных христиан и иудаистов)'

Специфика индивидуальной религиозности и выраженности самоактуализации у представителей различных конфессий (на примере православных христиан и иудаистов) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
428
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНОСТЬ / RELIGION / ВНУТРЕННЯЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ / EXTERNAL RELIGIOSITY / ВНЕШНЯЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / SELF ACTUALIZATION / ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ / INTERNALITY / THE INNER RELIGION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Афанасенко Инна Владимировна

В статье представлены результаты исследования структуры религиозности и особенности выраженности самоактуализации у православныххристиан и иудаистов, проанализированы различия в преобладающих показателях религиозности, самоактуализации и интернальности у православных христиан и иудаистов с внешним и внутренним типом религиозности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Афанасенко Инна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics of individual religiousness and severity of self-actualization among representatives of various confessions (on the example of the Orthodox Christians and Jews)

The article includes the results of investigations of the structure of religiosity and peculiarities of manifestation of self-actualization for Orthodox Christians and Jews, analyzed the differences in the prevailing indicators of religiosity, self-actualization and the internality of the Orthodox Christians and Jews with the external and internal type of religiosity.

Текст научной работы на тему «Специфика индивидуальной религиозности и выраженности самоактуализации у представителей различных конфессий (на примере православных христиан и иудаистов)»

психология личности

СПЕЦИФИКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ И ВЫРАЖЕННОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ КОНФЕССИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН И ИУДАИСТОВ)

Афанасенко И. В.

В статье представлены результаты исследования структуры религиозности и особенности выраженности самоактуализации у православныххристиан и иудаистов, проанализированы различия в преобладающих показателях религиозности, самоактуализации и интернальности у православных христиан и иудаистов с внешним и внутренним типом религиозности.

Ключевые слова: религиозность, внутренняя религиозность, внешняя религиозность, самоактуализация, интернальность.

В современном мире чрезвычайно актуальны вопросы религиозной самоидентификации личности и того, формируется ли и изменяется ли жизнь человека вследствие его приверженности теизму или атеизму. Формирование и развитие личности не в последнюю очередь зависит от того, какими этическими, эстетическими и другого рода концепциями руководствуется человек, и это напрямую связано с индивидуальным переживанием и интеграцией в повседневную жизнь своего индивидуального опыта в вопросах осмысления таких категорий, как «вера», «бог», «потустороннее» и тому подобных. Изучением религиозности занимались многие известные ученые: W. James (1961), G. Allport (1979), S. Freud (1924), C. G. Jung (1964), E. Fromm (1962), A. Maslow (1964), V. E. Frankl (1962), S. Grof (2009, 2012) и др. Исследования религиозности широко представлены в трудах современных отечественных ученых. Изучению структуры индивидуальной религиозности у православных и мусульман посвящена работа И. В. Афанасенко и A. A. Шмыгленко [3]. Исследование религизно-психологических установок мусульман, проведенное И. В. Афанасенко и Д. С. Спиваком, свидетельствуют о возможности и перспективности систематических кросс-религиозных исследований религиозно-психологических установок с учетом тендерных особенностей и конфессиональной принадлежности субъектов, с целью выявления закономерностей влияния данных факторов на формирование и функционирование глубинных механизмов в структуре личности, в частности, ее ценностно-смысловой сферы [2]. В работах Л. Н. Грошевой исследуется влия -ние веры в Бога на преодоление трудной жизненной ситуации, а также социальные страхи у верующих [4, 5]. Исследования Н. В. Груздева и Д. Л. Спивака посвящены религиозно-психологическим ориен-

тациям современных россиян и американцев [6]. В Беларуси С. Г. Карасева и Е. В. Шкурова в своей работе используют многомерный кроссконфессио-нальный подход для исследования религиозности и религиозного поля [7]. Исследовательская работа О. Ф. Лобазовой направлена на изучение факторов динамики религиозности в современной России [8]. Религиозная активность в структуре интегральной индивидуальности рассматривается Д. О. Смирновым [9]. О. С. Четырчинской изучались межконфессиональные различия личностных характеристик и их влияние на активность в сфере бизнеса [10].

Согласно гуманистической парадигме, высоко оценивающей человеческие возможности, рассматривающей человека как существо положительное и созидательное, религиозность играет одну из главных ролей в динамике процесса самореализации.

Индивидуальная религиозность определяется нами как сложное, интегративное социально-психологическое свойство личности, обусловленное наличием у нее особой парадигмы восприятия мира, как сотворенного Богом, и включающее в себя когнитивный, эмоциональный, поведенческий, идентификационный и ценностный компоненты.

Под структурой религиозности мы понимаем совокупность показателей приверженности индивида к религии, имеющих разную степень выраженности.

Самоактуализация - это процесс реализации стремления индивида к актуализации своих потенциальных возможностей в личностно-ценных и общественно-значимых формах, проявляющийся в созидательной творческой активности психики, придающей единство влечениям и желаниям, и выражающийся в тенденции вырастать из простого в сложное, двигаться от зависимости к независимости в сторону зрелости личности.

Тип религиозности - совокупность характерных особенностей религиозности, общих для некоторого числа людей; на основе этих особенностей могут быть выделены соответствующие классификационные группы. Основываясь на типологии религиозности Г. Олпорта (2002), мы выделяем внешнюю и внутреннюю религиозность: первая - фрагментарна и поверхностна, представляет собой инструментальную ценность, а вторая - глубокая и всепроникающая, представляет терминальную ценность для человека.

Целью эмпирического исследования явилось изучение специфики индивидуальной религиозности и выраженности самоактуализации у представителей различных конфессий (на примере православных христиан, иудаистов).

Эмпирическим объектом исследования явились представители различных конфессий г. Ростова-на-Дону - 28 православных христиан в возрасте от 24 до 65 лет, регулярно посещающих храм; 17 иудаистов в возрасте от 25 до 53 лет, регулярно посещающих синагогу.

Методы исследования:

1)психологическое тестирование:

- тест самоактуализации (САТ). Э. Шостром, адаптация Ю. Е. Алешиной, Л. Я. Розгман, М. В. Загика, М. В. Кроз) (1987);

- тест «структура индивидуальной религиозности» Ю. В. Щербатых), (1995);

- тест-опросник (уровня) религиозности (ТОР) Г. Олпорта (1966);

- тест-опросник уровня субъективного контроля «УСК» Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинд (1984);

2) методы математической статистики (программа STATISTICA 6): критерий х2- Фридмана, критерий T-Вилкоксона, U-критерий Манна-Уитни.

Гипотезы исследования

1. Возможно, в группах представителей различных конфессий, структура религиозности и выраженность самоактуализации будут различаться.

2. В группах представителей различных конфессий у субъектов с разным типом религиозности специфика структуры религиозности и выраженность самоактуализации, возможно, будет различаться.

Результаты исследования

В результате проведенного исследования специфики индивидуальной религиозности и выраженности самоактуализации у православных христиан и иудаистов были выявлено следующее. Как видно из рис. 1, у представителей православного христианства субъективная оценка собственной религиозности выше, чем у представителей иудаизма. По сравнению с последними, в структуре религиозности у православных доминируют такие составляющие как склонность к идеалистической философии, тенденция искать

в религии поддержку и утешение, следовать соблюдению ритуалов и ношению религиозных атрибутов; внутренняя потребность в религиозном веровании; и восприятие религии как образца моральных норм поведения. В данной группе выше выражена интер-нальность в области неудач. В отличие от православных христиан, у иудеев значительно больше выражены показатели внутренней и внешней религиозности. В структуре религиозности у них выше, чем у христиан, выражен интерес к псевдонаукам (рис. 1).

-Христиане

Рис. 1. Показатели выраженности религиозности, самоактуализации и интернальности, достоверно различающиеся у православных христиан и иудаистов (по критерию и МаннаУитни при р < 0,05)

Таким образом, христиане склонны считать себя верующими, набожными личностями. В целом, их самооценка религиозности адекватна, они склонны руководствоваться религиозными нормами морали и нравственности в повседневной жизни; искать в религии поддержку и утешение. При этом христианам свойственно глубокое религиозное самосознание, которое они переживают как самоценность, и благодаря которому правила, традиции, нормы религии для них становятся образцом поведения в их повседневной жизни. Наряду с этим они склонны ориентироваться на социальный аспект приверженности своей религии, ориентируясь на социальную одобряемость религии. Их вера амбивалентна: высокотерминальна и высоко-инструментальна одновременно. В случае каких-либо неприятных событий, неудач, проблем и огорчений, христиане склонны брать ответственность за случившееся в большей степени на себя, чем на обстоятельства. Также исследуемые православные христиане довольно консервативны в своих взглядах.

В группе иудаистов выявлена средняя самооценка религиозности, они склонны руководствоваться религиозными нормами морали и нравственности

Северо-Кавказский психологический вестник > № 12/1 2014 г.

в повседневной жизни, но могут не всегда это осознавать. Все компоненты структуры религиозности представлены довольно значительно, что говорит о большой разносторонней наполненности их представлений о религии и вере. Помимо традиционных аспектов религиозности, им не чужд и интерес к магии, и интерес к т. н. псевдонаукам. Они довольно тради-ционны по своему складу, но, в целом, им присущ и здоровый интерес к чему-то новому, они не являются ни новаторами, ни консерваторами, а представляют собой некую гармоничную «золотую середину».

Степень религиозного самосознания в исследуемой группе иудаистов выражена в рамках средних значений и религиозная принадлежность для них не первостепенна. Традиции и нормы религии для них -не всегда образец к действию. В случае каких-либо неприятных событий, неудач, проблем и огорчений иудаисты в равной степени могут обвинять в случившемся, как себя, так и обстоятельства. Иудаисты видят мир скорее в виде дихотомий и не всегда могут взглянуть на вещи, заметить их цельность и связность.

Таким образом, в результате проведенного исследования нашла свое подтверждение первая гипотеза исследования.

На следующем этапе эмпирического исследования были выявлены различия в структуре религиозности у православных христиан и иудаистов в зависимости от преобладающего у них типа религиозности (таб. 1).

Для православных христиан и иудаистов с доминированием внутренней религиозности характерно преобладание в структуре религиозности восприятие религии в аспекте расширения субъективного познания религии и поиска ее гносеологических корней, а также выраженность религиозного самосознания. Для иудаистов этой группы характерны также тенденция искать в религии поддержку и утешение и склонность проявлять внешние признаки религиозности.

Анализ структуры религиозности православных христиан с преобладанием внешней религиозности показал, что для первых также характерно восприятие религии с точки зрения идеалистической философии, также имеет место тенденция верить в Творца, создавшего все сущее. В структуре религиозности иудаистов с внешним типом религиозности представлены все изучаемые ее компоненты в равной степени, что может свидетельствовать о том, что для респондентов данной группы не характерно единообразие структуры изучаемого феномена.

Таблица 1

Доминирующие элементы структуры религиозности в группах православных христиан и иудаистов с внутренним и внешним типом религиозности (на основе критериев х2-Фридмана и Т-Вилкоксона при р < 0,05)

Православные христиане с внутренним типом религиозности (7 чел.) Иудаисты с внутренним типом религиозности (9 чел.)

- Религиозное самосознание - Склонность к идеалистической философии Е? II (■VI - Склонность к идеалистической философии Тенденция личности искать в религии поддержку и утешение Склонность проявлять внешние признаки религиозности Религиозное самосознание СЛ т II (-VI

Иудаисты с внешним типом религиозности (9 чел.) Иудаисты с внешним типом религиозности (8 чел.) (недифференцированно)

- Склонность к идеалистической философии - Тенденция верить в Творца и признавать существование высшей силы, создавшей мир ЧО СЭ т II (■VI Отношение субъектов к религии как философской концепции Отношение субъектов к магии Тенденция искать в религии поддержку и утешение Внешние признаки религиозности, Интерес к "псевдонауке" Тенденция верить в Творца Наличие религиозного самосознания Отношение к религии, как образцу моральных норм поведения и-о оо ^ II (-VI

Анализ выраженности показателей самоактуализации в представленных четырех группах позволил сделать следующие выводы (рис. 2).

Православные христиане с внешним типом религиозности более самоактуализированы, их ценности и поведение мало зависят от воздействия извне. Они способны принимать проявления жизни в их неизменном виде, стремятся к приобретению знаний об окружающем мире, проявляют широкий спектр эмоций, ценят уединение и стремятся к творческой самореализации. Им присущи

способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию, более высокая чувствительность к себе и своим потребностям и желаниям, большая спонтанность, большое самоуважение и самопринятие.

В свою очередь у православных христиан с внутренним типом религиозности показатели самоактуализация заметно ниже, но при этом они проявляют большую способность жить настоящим, видеть свою жизнь целостной, устанавливать глубокие и тесные эмоционально-насыщенные контакты.

ЛИТЕРАТУРА

1. АфанасенкоИ.В., СпивакД.Л. Кросс-религиозное исследование структуры личности: предварительные результаты // IV Российский культурологический конгресс с международным участием «Личность в пространстве культуры», Санкт-Петербург, 29-31 октября 2013 г. Тезисы и выступления участников. - СПб.: Эйдос, 2013. - URL: http: // culturalnet. ru / main / congress_person / 1567

2. Афанасенко И. В., Спивак Д. Л. Религиозно-психологические установки молодежи: тендерный аспект (на примере мусульман) // Вторая научная конференция Психотехники и измененные состояния сознания. 12-14 декабря 2013 г., Санкт- Петербург, РХГА - URL: http: // www. altstates.net /

3. Афанасенко И. В., Шмыгленко А. А. К исследованию структуры индивидуальной религиозности: результаты пилотажного исследования // XVI Международная научно-практическая конференция для студентов, аспирантов и молодых ученых «Психология и педагогика: современные вызовы и решения», 30.11.2013 г., Московский научный центр психологии и педагогики. - URL: http: // www.mcpps.ru / arhiv

4. Грошева Л. Н. Влияние веры в бога на преодоление трудной жизненной ситуации. // Сборник материалов науч.-практ. конференции «Человек в трудной жизненной ситуации». - М.: Изд-во РГСУ, 2004. - С. 232-234.

5. Грошева Л. Н. Трудные жизненные ситуации и социальные страхи у верующих. - М.: Изд-во РГСУ, 2004. - С. 111-215.

6. Груздев Н. В., Спивак Д. Л. Религиозно-психологические ориентации современных россиян и американцев: новые данные // Точки / Puncta. - 2004. - Т. 4. - № 3-4. - С. 274-284.

7. Карасева С. Г., Шкурова Е. В. Многомерный крос-сконфессиональный подход к исследованию религиозности в Беларуси: актуальность и концептуализация // Социология. - 2012. - № 3. -С. 123-133.

8. Лобазова О. Ф. Религиозность в современной России: факторы динамики. Монография. -М.: Дашков и К, 2008. - 160 с.

9. Смирнов Д. О. Религиозная активность в структуре интегральной индивидуальности: дис. ... канд. психол. наук. - Пермь, 2001. - 186 c.

10. Четырчинская О. С. Межконфессиональные различия личностных характеристик и их влияние на активность в сфере бизнеса // Социологический журнал. - 2009. - № 3. - С. 79-95.

вания.

с?

// Внутренний тип

религиозности

Внутренний тип религиозности -Внешний тип религиозности

Рис. 2. Показатели выраженности самоактуализации достоверно различающиеся у православных христиан с внутренним и внешним типом религиозности (по критерию и МаннаУитни при р < 0,05)

Степень самоактуализации у иудаистов с внешним и внутренним типом религиозности значимо не различается. В результате анализа тенденций к значимым различиям в показателях самоактуализации можно сделать ряд предположений. Иудаисты с внешним типом религиозности проявляют большую способность жить настоящим, видеть свою жизнь целостной, они более гибкие в реализации своих ценностей в поведении и взаимодействии с окружающими людьми, способны быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию, характеризуются высокой степенью самопринятия.

Иудаистам с внутренним типом религиозности свойственна большая контактность, способность к быстрому установлению глубоких и тесных эмоционально-насыщенных контактов с людьми, высокий уровень принятия ответственности за свою жизнь, а не перекладывание ее на других людей или различные обстоятельства.

Таким образом, у всех четырех групп выявлена своя специфическая структура религиозности, что подтверждает вторую гипотезу исследования.

Практическая значимость исследования состоит в расширении поля эмпирических данных, во-первых, о психологических особенностях представителей различных конфессий, во-вторых, о феномене религиозности применительно к разным конфессиональным группам.

Полученные в результате исследования данные могут использоваться в сфере психологического консультирования представителей различных конфессиональных групп, в организации мероприятий по разрешению межрелигиозных конфликтов, учитываться в практической деятельности психолога при его работе в сфере группового консультиро-

140

В0

60

40

20

0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.