ПСИХОЛОГИЯ
psychology
Общая и социальная психология General and social psychology
УдК 316.6 ББК 88.5
Михаил Ефимович Гумницкий,
аспирант,
Южно-Уральский государственный университет (Челябинск, Россия), e-mail: [email protected]
Особенности ценностно-смысловой сферы личности молодых людей с разным уровнем выраженности религиозности
Идеологическая неопределённость нашего времени вынуждает молодых людей искать смыслы и ценности своей жизни во всех доступных духовных учениях и практиках, поэтому проблема поиска духовного и экзистенциального смысла, социальной идентификации является чрезвычайно актуальной в социальной психологии. Нередко религиозность, а вместе с ней и духовное развитие человека связывали с развитием его личностных качеств и самосознания, которые находят своё отражение в самоактуализации. Целью данного исследования является определение взаимосвязи религиозности со смысложизненными ориентациями, ценностями и личностными качествами молодых людей.
Приводятся результаты сравнения показателей 60 шкал трёх групп респондентов в возрасте от 17 до 30 лет с разным уровнем выраженности религиозности: их общие и отличительные черты, которые в дальнейшем позволят сформировать социально-психологический портрет респондентов данных групп.
Респонденты с низким уровнем выраженности религиозности характеризуются низким уровнем принятия конфессиональных (христианских) ценностей и религиозных моральных норм, стремлением видеть в религии магическую силу и поддержку, религиозным самосознанием; высоким уровнем принятия агрессивного поведения, познавательных потребностей и креативности.
Респонденты с высоким уровнем выраженности религиозности характеризуются низким уровнем «макиавеллизма» и принятия агрессивного поведения; высоким уровнем принятия принципов идеалистической философии, стремлением искать в религии поддержку и проявлять внешние признаки религиозности, религиозным самосознанием и принятием религиозных моральных норм.
Также определён ряд общих характеристик для групп респондентов с разным уровнем выраженности религиозности.
Результаты исследования могут найти своё практическое применение в вопросах образования и воспитания молодёжи: привития социально-приемлемых норм, ценностей, моделей поведения, приобщения к традициям и культуре как собственной этнической группы, так и других этнических групп, что позволит снять или ослабить ряд межэтнических проблем и определиться в собственных смысложизненных ориентациях и ценностях.
Ключевые слова: религиозность личности, молодые люди, ценностно-смысловая сфера, личностные качества, самоактуализация, смысложизненные ориентации, ценности, социальная идентичность.
72
© М. Е. Гумницкий, 2013
Mikhail Efimovich Gumnitskiy,
Postgraduate Student. Southern Ural State University (Chelyabinsk, Russia), e-mail: [email protected]
Feature of Value-Sense Sphere of Young People’s Personality with Different Level of Religiousness Intensity
Ideological indefiniteness of our time makes young people seek for meanings and values of their life in all available spiritual studies and practices. So, the problem of searching spiritual and existential meaning, social identification is extremely vital in social psychology. Religiousness and human spiritual development are associated with progress of personality qualities and self-consciousness which are reflected in self-actualization. Determination of interdependence of religiousness with vital-meaning orientation, values, and personality qualities of young people is research’s purpose.
Results of measures comparison of 60 scales of 3 respondent groups, aged 17 to 30, with different level of religiousness intensity: common and distinctive features which allow formulating of social-psychological portrait of respondents are presented.
Respondents with low level of religiousness intensity are characterized by low level of acceptance of confessional (Christian) values and religious moral norms, tendency to find magic power and support in religion, religious self- consciousness; high level of acceptance of aggressive behavior, cognitive needs and creativity.
Respondents with high level of religiousness intensity are characterized by low level of Machiavellism and acceptance of aggressive behavior; high level of acceptance of idealistic philosophy’s principle, tendency to find support in religion and to show religiousness external indication, religious self- consciousness and acceptance religious moral norms.
Also a number of common characteristics for groups of respondents with different level of religiousness intensity are determined.
Results of investigation can be used for practical application in problem of young people education: inculcation social-acceptable norms, values, models of behavior, familiarization to tradition and culture of one’s own ethnical group and other ethnical groups. This allows removing or loosening a number of interethnic problems and defining one’s own vital-meaning orientation and values.
Keywords: religiousness of personality, young people, value-sense sphere, personality qualities, self-actualization, vital-meaning orientation, values, social identity.
Введение. После распада Советского Союза чуть более 20 лет назад была утрачена социальная идентичность общества с существующей до этого советской идеологией. Вследствие этого у людей возникла потребность самоидентификации с чем-то стабильным. Одной из возможностей удовлетворения данной потребности становится религия, которая обретает свободу для своего развития и распространения после периода советской власти. Начинают восстанавливаться ранее закрытые и строиться новые храмы традиционных религий (христианство, главным образом православие, ислам, буддизм и иудаизм). Наряду с традиционными религиями в России начинают распространяться религиозные учения, школы мистических и оккультных практик, возникших относительно недавно (XIX-XX вв.) и пришедших в основном с Запада, а также появляются новые религиозные организации уже на территории России.
Большое количество религиозных и око-лорелигиозных учений, появление в СМИ программ магической, псевдонаучной, оккультной тематики (например, астрологические прогнозы, программы об экстрасенсах, местах магической силы и т. д.) отражают разнообразность религиозных интересов и духовных потребностей общества [6].
Целью данного исследования является выявление отношения к религиозности, выражающегося в её принятии на различном уровне, а также определение личностных качеств, потребности в самоактуализации и особенностей ценностно-смысловой сферы молодых людей в возрасте от 17 до 30 лет в зависимости от уровня религиозности, составление социально-психологического портрета молодых людей с разным уровнем религиозности. Поскольку существует небольшое количество научных исследований, рассматривавших религиозность, и созданных для этого тестовых методик, мы
воспользовались имеющимся тестовым материалом и изучили отношение к основной религии российского государства - православию, нисколько не умаляя значения всех других религий.
Организация и методы исследования. Основными методиками данного исследования являются тестовая методика «Религиозность» О. В. Сучковой [9] и тест для определения структуры индивидуальной религиозности Ю. В. Щербатых (СИР) [10].
Методика «Религиозность» состоит из 16 вопросов и направлена на выявление уровня религиозности (низкого, среднего, высокого). Помимо основной шкалы («Уровень религиозности») методика включает две субшкалы: «Конфессиональные признаки» и «Нравственные нормы». Субшкала «Конфессиональные признаки» определяет, насколько у индивида выражены «нормативные» верования, отражающие основную христианскую догматику. Субшкала «Нравственные нормы» выявляет нормативно-ценностный компонент структуры религиозности. С помощью данной шкалы также можно определить обусловленность нравственных норм религиозностью. Допускается, что испытуемый может получить высокие показатели по этой субшкале и низкий результат по шкале «Уровень религиозности».
Тест для определения индивидуальной структуры религиозности Ю. В. Щербатых включает 40 вопросов и базируется на представлении о религии как структуре, включающей в себя различные по своему характеру мотивы и потребности. Тест включает 8 субшкал:
- «Идеалистическая философия» отражает гносеологические корни религиозности и склонность к идеалистической философии;
- «Магия» - отношение испытуемого к магии (возможность набора слов, жестов, символов и т. п., способность менять окружающий мир по желанию человека);
- «Поддержка» - тенденцию личности искать в религии поддержку и утешение;
- «Внешние признаки» - внешние признаки религиозности (символика, обряды и т. д.);
- «Псевдонаука» выявляет интерес к так называемой псевдонауке (загадочным и таинственным явлениям, в восприятии которых вера играет большую роль, чем знание);
- «Высшая сила» определяет у испытуемого тенденцию верить в Творца и признавать существование высшей силы, создавшей мир;
- «Религиозное самосознание» - внутреннюю потребность в религиозном веровании;
- «Мораль» - отношение испытуемого к религии как образцу моральных норм поведения.
Для исследования ценностно-смысловой сферы личности использованы следующие методики: «Самоактуализационный тест» (САТ) [2], тест «Смысложизненные ориентации» (СЖО) [5], «Морфологический тест жизненных ценностей» (МТЖЦ) [8].
Для определения личностных особенностей использованы методики «Индекс жизненного стиля» (ИЖС) [1] и опросник «Мак» [3]. Методика ИЖС направлена на исследование личностных реакций человека в различных ситуациях.
Опросник «Мак» выявляет степень «макиавеллизма», который характеризует склонность человека манипулировать другими людьми в межличностных отношениях для достижения собственных целей.
С целью изучения эмоционального комфорта, ощущения человеком благополучия, связанного с обладанием социально желательных качеств и ценностей, была применена методика «Шкала субъективного благополучия» (ШСБ) [7].
В исследовании использована методика «Рефлексивность» А. В. Карпова [4], позволяющая определить общий уровень рефлексивности, а также её виды - ретроспективную, ситуационную, перспективную и коммуникативную рефлексии.
Объём выборки составил 160 человек в возрасте от 17 до 30 лет. Проведено сравнение показателей шкал у респондентов с низким, средним и высоким уровнями религиозности, выявленными по методике О. В. Сучковой. В группу респондентов с низким уровнем религиозности вошло 14 чел., средним - 133 чел. и высоким - 13 чел. Определение значимых различий было осуществлено с помощью методов и-критерия Манна-Уитни (попарное сравнение групп) и однофакторного дисперсионного анализа «ANOVA» (сравнение трёх групп) при независимой переменной - уровне религиозности.
Результаты и их обсуждение. Результаты исследования по и-критерию и «ANOVA» позволили выявить значимые различия показателей шкал личностных качеств, отношения к религии и особенностей ценностно-смысловой сферы у респондентов с разным уровнем религиозности (табл.).
Таблица
Значимые различия показателей шкал исследования у респондентов с различным уровнем религиозности
Методики Шкалы Уровень выраженности религиозности по методике «Религиозность»
Низкий Средний Высокий
X а Уровень X а Уровень X а Уровень
Религиозность Конфессиональные верования 1.1 0.8 Низ. 3.8 1.2 Сред. 6.7 1 Сред.
Нравственные нормы 4.2 3 Сред. 5.1 2.1 Сред. 6.6 1.9 Сред.
СИР Идеалистическая философия 4.4 1.9 Сред. 6.2 2.0 Сред. 7.9 1.6 Выс.
Магия 2.9 2.4 Низ. 6.2 2.3 Сред. 6.3 1.9 Сред.
Поддержка 5.0 2.4 Низ. 6.5 2.1 Сред. 8.5 1.3 Выс.
Внешние признаки 3.5 2.4 Низ. 5.4 2.6 Сред. 6.8 2.9 Выс.
Псевдонаука 5.1 2.4 Сред. 5.3 2.1 Сред. 3.8 2.9 Низ.
Высшая сила 3.0 1.9 Низ. 5.4 2.1 Сред. 7.6 0.9 Выс.
Религиозное самосознание 1.8 2.3 Низ. 4.0 2.6 Сред. 8.0 1.9 Выс.
Мораль 2.5 1.9 Низ. 3.5 1.9 Сред. 4.8 1.6 Выс.
САТ Самоуважение 58.6 14.8 Сред. 57.8 9.5 Сред. 52.4 7.1 Низ.
Принятие агрессии 56.9 11.8 Выс. 51.1 8.7 Сред. 49.0 9.3 Сред.
Познавательные потребности 57.9 8.16 Выс. 50.4 11.0 Сред. 54.0 6.7 Сред.
МТЖЦ Креативность 6.1 1.66 Выс. 4.7 2.1 Сред. 5.5 2 Сред.
Общественная жизнь 4.2 1.72 Сред. 4.5 2.2 Сред. 5.8 1.6 Выс.
ИЖС Замещение 91.9 7.98 Сред. 85.3 21.6 Сред. 70.8 23.7 Низ.
Опросник «Мак» Макиавеллизм 80.5 14.1 Сред. 76.7 10.6 Сред. 67.1 10.9 Низ.
Люди с низким уровнем выраженности религиозности характеризуются:
1. Низким уровнем принятия конфессиональных (христианских) верований, ценностей.
2. Низким уровнем стремления искать в религии некую магическую силу, поддержку, видеть в религии некую высшую силу, сотворившую мир и управляющую ими.
3. Низким уровнем религиозного самосознания, непониманием религиозных ритуалов и догм. Даже если респондентам данной группы и свойственно выполнять некие религиозные ритуалы, то смысл данных ритуалов остаётся ими мало понятым, а потребность в выполнении ритуалов слабо выражена.
4. Низким уровнем принятия религиозных моральных норм.
5. Высоким уровнем принятия агрессии -агрессивное поведение является для данной группы не чем-то неправильным, а одним из способов достижения цели или проявления себя.
6. Высоким уровнем познавательных потребностей - ярко выраженным стремлением к познанию окружающего мира. Можно предположить, что испытуемые со средним и высоким уровнями религиозности могут компенсировать недостаток научных знаний и собственного опыта при понимании окружающего мира божественным (сверхъестественным) объяснением, в то время как для испытуемых с низким уровнем религиозности такое объяснение неприемлемо - для них допустимо лишь научное обоснование фактов, что активизирует познавательную деятельность.
7. Высоким уровнем креативности, стремлением разнообразить свою деятельность, выбирать или формировать идеи, которые будут отличны от общепринятых, в частности, в религиозном плане.
Показатели шкал у респондентов с низким и средним уровнями выраженности религиозности имеют следующие общие признаки:
1. Средний уровень выраженности отношения к идеалистической философии и псев-
донауке, что позволяет предположить у группы с низким уровнем выраженности религиозности проявление идеалистических представлений через псевдонаучные идеи, такие как астрология, вера в НЛО, гадания и т. д., что позволяет предположить принятие принципов идеализма вследствие религиозного плюрализма. Плюрализм проявляется в том, что респонденты данных уровней религиозности разделяют идеализм, который не обязательно связан с религиозными идеями, но, возможно, также с магическими и псевдонаучными представлениями, базирующимися, в том числе, на идеях разнообразных оккультных и духовных практик.
2. Средний уровень выраженности самоуважения, заинтересованности и активности в общественной жизни, манипуляции другими людьми для достижения собственных целей и использования других людей для негативной эмоциональной разрядки.
Люди с высоким уровнем выраженности религиозности характеризуются:
1. Высоким уровнем значений по шкалам «идеалистическая философия» и «высшая сила», т. е. признанием первичности духовного начала и неких высших сил в создании мира и в происходящих вокруг событиях.
2. Высоким уровнем по шкале «поддержка», что говорит о том, что данные респонденты активно ищут и находят для себя в религии поддержку и утешение.
3. Тенденцией активно проявлять внешние признаки религиозности (ношение религиозной атрибутики, исполнение религиозных ритуалов и обрядов).
4. Высоким уровнем религиозного самосознания, т. е. понимания и объяснения причин совершения религиозных обрядов и ритуалов, а также потребности в принадлежности к религии и исполнению ритуалов и религиозных правил.
5. Высоким уровнем соблюдения религиозных моральных норм.
6. Высоким уровнем социальной активности. Возможно, что религия как коллективная форма деятельности стимулирует интерес данной группы респондентов к участию в общественной жизни. Само понятие «церковь» уже подразумевает общину людей, посещающих религиозные собрания и службы, осуществляющих определённую совместную деятельность и исполнение ритуалов. Подоб-
ная совместная деятельность, а также наличие морально-нравственного аспекта религии, заключающегося в помощи другим людям, предположительно и проявляется в более высоком внимании к общественным проблемам среди респондентов с высоким уровнем выраженности религиозности.
7. Низким уровнем «макиавеллизма», т. е. малой приемлемостью использования манипуляций для достижения собственных целей. В достижении своих целей религиозный человек в большей степени полагается на высшие силы, чем на собственные, а также руководствуется религиозными нравственными нормами, которые не поощряют манипулирование другими людьми.
8. Редким использованием других людей для негативной эмоциональной разрядки, что может быть связано с пропагандируемой религией идеей терпимости к окружающим, в том числе и к тем, по отношению к кому возникают негативные эмоции.
Показатели шкал у респондентов с высоким и средним уровнями выраженности религиозности имеют следующие общие признаки:
1. Средний уровень принятия конфессиональных верований христианства, что может быть связано, с одной стороны, с религиозным плюрализмом общества, а, с другой, с возможным наличием среди респондентов, в том числе в группе с высоким уровнем выраженности религиозности, представителей других конфессий или направлений христианства.
2. Средний уровень принятия магических принципов, обрядов, ритуалов как способов влияния на окружающий мир. Как в религиозных христианских обрядах, так и в других формах религиозных, а также мистических и оккультных практик, респонденты видят способ повлиять на окружающий мир, хотя и не находят этот способ значительно действенным.
3. Допущение проявления агрессивных способов поведения при взаимодействии с другими людьми. Можно предположить, что агрессивное поведение приемлемо для религиозных людей, т. к. традиционное религиозное учение описывает агрессивность и раздражение в негативном, в некотором случае греховном, виде, хотя и оставляет место для так называемого «праведного гнева» как формы агрессивного поведения.
4. Средний уровень познавательных потребностей и креативности. Испытуемые со
средним и высоким уровнями религиозности могут компенсировать недостаток научных знаний и собственного опыта при понимании окружающего мира божественным (сверхъестественным) объяснением.
Для респондентов всех трёх уровней выраженности религиозности характерен средний уровень значений по шкале «Нравственные нормы», что может быть связано с принятием общих нравственных норм всеми респондентами: проникновением нормативно-ценностных нравственных принципов религии в светскую жизнь и, наоборот, светской жизни в религию. Религия, занимая определённое положение в обществе, формирует в мировоззрении членов данного общества некоторые принципы, которые перестают в дальнейшем связываться ими с некоей религией, а приобретают статус общих нравственных норм. Так и общество, в котором существует религия, оказывает влияние на развитие и формирование религиозных представлений. Подобные представления, сформированные обществом, могут находить религиозное обоснование своего существования, входя в религиозную жизнь.
Значимых различий по шкале субъективного благополучия, методикам смысложизненных ориентаций и рефлексивности не выявлено.
Выводы: 1. Если у испытуемых с высоким уровнем выраженности религиозности формируется система нравственных норм на основе исповедуемой традиционной религии (не считая при этом её единственно возможной), то респонденты со средним и низким уровнем религиозности частично принимают религиозные нравственные нормы, не основываясь на христианском учении.
2. Испытуемые с разным уровнем религиозности разделяют принципы идеализма, при этом для респондентов с высоким уровнем религиозности идеализм базируется на идеях традиционных религий, а для респондентов с низким и средним уровнем религиозности в основе также лежат магические и псевдонаучные учения. Последнее делает испытуемых с низким и средним уровнями религиозности более заинтересованными в мистических, оккультных практиках и псевдонаучных идеях.
3. Как респонденты с высоким уровнем религиозности, так и с низким, признают магическую или чудотворную силу, а также важность для них самих поддержки высших сил. При
этом для респондентов со средним уровнем религиозности подобная вера в чудотворную силу носит более примитивный инструментальный характер, в то время как у испытуемых с высоким уровнем религиозности уже существует понимание глубинного смысла процесса (например, молитва - не проговаривание слов, после которых должно случиться чудо, а диалог с высшей силой).
4. Можно предположить, что агрессивное поведение как способ достижения собственной цели и компенсации негативной энергии за счёт других людей менее приемлемо для религиозных людей, т. к. традиционное религиозное учение описывает агрессивность и раздражение в негативном, в некотором случае греховном, виде, хотя и оставляет место для так называемого «праведного гнева» как формы агрессивного поведения.
5. Респонденты со средним уровнем религиозности при объяснении окружающего мира способны совмещать научную, псевдонаучную и сверхъестественную интерпретацию событий, что снижает уровень познавательной потребности по сравнению с респондентами с низким уровнем религиозности, хотя может отражать большую адаптивность их мировоззрения. Респондентам с высоким уровнем религиозности также свойственен средний уровень познавательных потребностей в силу достаточности для них сверхъестественного объяснения окружающего мира. В это же время респонденты с низким уровнем религиозности предпочитают не использовать религиозную интерпретацию, активизируя познавательную деятельность.
6. Принятие некоторых религиозных идей является нормой для общества, в то время как для респондентов с низким и высоким уровнями религиозности характерно делать выбор, отличный от принятых норм. Подобный выбор может создавать сложности в процессе социализации и адаптации, создавая условия для социальной уязвимости вследствие непонимания или непринятия подобных идей большинством.
7. Респонденты с высоким уровнем религиозности занимают активную общественную позицию, больше интересуются проблемами общества, что может быть связано с общественным, групповым характером религии.
8. Религиозные люди реже используют манипуляцию другими для достижения собственных целей, больше полагаясь на помощь
высших сил, а также в большей степени признают, что собственные достижения возможны с помощью высших сил, а не личных усилий.
Полученные результаты выявляют наличие значимых отличий в социально-психологическом портрете трёх групп респондентов с различным уровнем выраженности религиоз-
ности. Для характеристики отличительных и общих черт социально-психологических портретов молодых людей с разным уровнем религиозности требуется дальнейшее исследование с использованием более сложных процедур математического аппарата и анализа полученных результатов.
Список литературы
1. Вассерман Л. И. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. СПб.: Изд-во СПбНИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2005. 50 с.
2. Гозман Л. Я. Самоактуализационный тест. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. 43 с.
3. Знаков В. В. Макиавеллизм: психологическое свойство личности и методика его исследования // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 5. С. 16-22.
4. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика её диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 45-57.
5. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций. М.: Смысл, 1992. 16 с.
6. Лукин Р. Н. Новые религиозные движения в России: христианство и постхристианство в зеркале новых богов и пророков // Двадцать лет религиозной свободы в России: сб. ст. М.: РОССПЭН; Московский Центр Карнеги, 2009. С. 329-394.
7. Соколова М. В. Шкала субъективного благополучия. Ярославль, 1996. 11 с.
8. Сопов В. Ф. Морфологический тест жизненных ценностей // Прикладная психология. 2001. № 4. С. 9-30.
9. Сучкова О. В. Методика изучения социально-психологического свойства личности «Религиозность» // Вестн. Тверск. гос. ун-та. 2008. № 13. Педагогика и психология. С. 136-145.
10. Щербатых Ю. В., Кравцова М. С., Мягков И. Ф. Психологический анализ уровня индивидуальной религиозности // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 6. С. 120-122.
11. Ященко Е. Ф. Ценностно-смысловая концепция самоактуализации: дис. ... д-ра пси-хол. наук. Ярославль, 2006. 454 с.
References
1. Vasserman L. I. Psihologicheskaja diagnostika indeksa zhiznennogo stilja. SPb.: Izd-vo SPbNIPNI im. V. M. Behtereva, 2005. 50 s.
2. Gozman L. Ja. Samoaktualizacionnyj test. M.: Rossijskoe pedagogicheskoe agentstvo, 1995. 43 s.
3. Znakov V. V Makiavellizm: psihologicheskoe svojstvo lichnosti i metodika ego issledovanija // Psihologicheskij zhurnal. 2000. T. 21. № 5. S. 16-22.
4. Karpov A.V Refleksivnost’ kak psihicheskoe svojstvo i metodika ejo diagnostiki // Psihologicheskij zhurnal. 2003. T. 24. № 5. S. 45-57.
5. Leont’ev D. A. Test smyslozhiznennyh orientacij. M.: Smysl, 1992. 16 s.
6. Lukin R. N. Novye religioznye dvizhenija v Rossii: hristianstvo i posthristianstvo v zerkale novyh bogov i prorokov // Dvadcat’ let religioznoj svobody v Rossii: sb. st. M.: ROSSPJeN; Moskovskij Centr Karnegi, 2009. S. 329-394.
7. Sokolova M. V. Shkala subyektivnogo blagopoluchija. Jaroslavl’, 1996. 11 s.
8. Sopov V. F. Morfologicheskij test zhiznennyh cennostej // Prikladnaja psihologija. 2001. № 4.
S. 9-30.
9. Suchkova O. V. Metodika izuchenija social’no-psihologicheskogo svojstva lichnosti «Religioznost’» // Vestn. Tversk. gos. un-ta. 2008. № 13. Pedagogika i psihologija. S. 136-145.
10. Shherbatyh Ju. V, Kravcova M. S., Mjagkov I. F. Psihologicheskij analiz urovnja individual’noj religioznosti // Psihologicheskij zhurnal. 1996. T. 17. № 6. S. 120-122.
11. Jashhenko E. F. Cennostno-smyslovaja koncepcija samoaktualizacii: dis. ... d-ra psihol. nauk. Jaroslavl’, 2006. 454 s.
Статья поступила в редакцию 25.05.2013 г.