Психология сознания Psychology of Consciousness
УДК 159.9
ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В РЕЛИГИОЗНОМ СОЗНАНИИ ЖИТЕЛЕЙ БОЛЬШОГО ГОРОДА - ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ КОНФЕССИЙ
COMMON FEATURES AND DIFFERENCES IN THE RELIGIOUS CONSCIOUSNESS
OF THE CITY'S RESIDENTS -REPRESENTATIVES OF VARIOUS DENOMINATIONS
©2018
Г.В. Акопов, Л.С. Акопян, Д.И. Куклев G.V. Akopov, L.S. Akopian, D.I. Kuklev
В статье представлены результаты сравнительного исследования особенностей религиозного сознания жителей большого города, представляющих разные конфессии. Определены общие признаки и различия в самооценках уровня религиозности и духовности, в структуре религиозности, личностных ценностях и тестовых характеристиках личности в группах христиан и мусульман. Обосновывается тезис о том, что религиозное и духовное сознание не являются тождественными составляющими целостного сознания представителей данных конфессий. Определены общие черты в структуре религиозности христиан и мусульман города: одинаково низки оценки по таким показателям, как магия и внешняя религиозность; в обеих группах выше оцениваются религиозная самоидентификация и вера в высшую силу. К существенным различиям можно отнести высокую выраженность ряда оценок у христиан, тогда как у мусульман преобладают средние оценки этих же аспектов религиозности. Респонденты более осторожны в самооценке личностных особенностей, нежели различных аспектов религиозности. Максимальные различия между христианами и мусульманами в обследованной выборке определены по таким личностным ценностям, как саморазвитие, ценность взаимоотношений, ценность престижа, ценность достижений, а также ценность сохранения индивидуальности. Объяснение этих различий, на наш взгляд, можно искать в содержании соответствующих вероучений. Вместе с тем по личностным ценностям духовной удовлетворенности, креативности и материального положения значимых различий не выявлено. В этом сходстве христиан и мусульман (высокая значимость духовного удовлетворения и креативность как ценность открытия высшей истины), возможно, проявляется общая приверженность к традиционной культуре. Общая для христиан и мусульман низкая оценка материального благополучия соответствует основным положениям Евангелия и Корана.
Ключевые слова: религиозность; структура индивидуальной религиозности; психологические особенности верующих; религиозное сознание; духовное сознание; личностные ценности верующих.
The article presents the results of a comparative study of the characteristics of religious consciousness of representatives of various faiths - residents of a large city. Common signs and differences in self-assessments of the level of religiosity and spirituality, in the structure of religiosity, personal values and test characteristics of the individual in groups of Christians and Muslims are determined. There are significant differences in the self-assessments of religiosity and spirituality in the samples of Christians and Muslims. The thesis that religious and spiritual consciousness are not identical components of the holistic consciousness of believers - representatives of these denominations is attributed. In the structure of the religiosity of the urban sample group of Christians and Muslims, general and specific genera are defined: equally low scores are revealed in such aspects as magic and external religiosity; religious self-identification and belief in higher power are estimated higher in both groups. Significant differences include the high severity of a number of assessments among Christians in comparison with the prevalence of average estimates of the same aspects of religiosity among Muslims. The sample group of believers surveyed is more cautious in self-assessments of personal characteristics, rather than in self-assessments of various aspects of religiosity. The maximum differences between Christians and Muslims in the survey sample are determined by such personal values as self-development; the value of relationships; the value of prestige, the value of achievements, as well as the value of preserving the individuality. The explanation of these differences, in our opinion, is probably in the field of the content of the corresponding creeds. At the same time, no significant differences were revealed on the personal values of spiritual satisfaction, creativity and material position. In this similarity of Christians and Muslims, there may be a general commitment to traditional culture (high significance of spiritual satisfaction and creativity as the value of the discovery of the highest truth). Common to Christians and Muslims low assessment of material well-being corresponds to the basic principles of the Gospel and the Koran.
Keywords: religiosity; the structure of individual religiosity; psychological features of believers; religious consciousness; spiritual consciousness; personal values of believers.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-413-630005\18 «Этнические и религиозные сообщества в социокультурном пространстве города: стратегии многообразия и единства».
The research was financially supported by RFFR as part of the scientific project № 18-413-630005\18 "Ethnic and Religious Communities in the Social and Cultural Urban Space: Strategies of Diversity and Unity ".
В условиях развития информационного общества и непрерывного усложнения глобальных проблем нашей цивилизации актуальность исследования сознания резко возрастает. Сознание - это тот инструментарий, с помощью которого человек осознает не только внешний мир, но и самого себя. Оно предполагает выделение человеком самого себя, своего «Я» из окружающего мира; с его помощью человек осознает свои ощущения, образы, представления и чувства, оценивает себя, свое место в жизни и обществе, свои поступки [1]. Сознание позволяет человеку принимать решения и в соответствии с ситуацией управлять своим поведением, способствует постоянному самосовершенствованию личности.
Разнородные процессы глобализации порождают тенденцию к нивелированию культурного многообразия, являясь одной из основных причин конфликтов в современном мире. Возрастающая роль экономических отношений, рост потребительских взаимоотношений [2] приводят к дисгармонии между «инструментальной и гуманитарной культурой» и, как следствие, к кризису духовно-нравственных регулятивных механизмов [3]. Процессы глобализации наиболее болезненны для традиционных культур и сообществ, в которых образ жизни и мышления людей продолжает оставаться обусловленным исторической традицией.
Современная трансформация общественного сознания выдвигает на первый план проблемы ценностных ориентаций, в особенности - в аспектах религиозного, этнического, духовного и других модусов сознания [4]. Наиболее остро эта проблема стоит в больших городах, где сосуществуют различные этно-конфессиональные сообщества.
Современная социальная психология включает в свой предмет психологию больших и малых городов [5]. Однако проблема религиозности городского населения, на наш взгляд, изучена мало, что не позволяет при выработке стратегии управления большим городом учитывать психологическую специфику межконфессиональных отношений в нем.
По мнению некоторых авторов, религиозное сознание - одна из систем мировоззрения, укрепляющая общество в периоды стабильности и подверженная изменениям в эпохи значительных социальных преобразований. Оно базируется на обыденной практике, личном отношении и образе жизни или на идейной позиции человека, согласованной с концептуальным вероучением. Для религиозного сознания характерно осмысление нематериальной реальности, которая может быть открыта человеку в результате мистического опыта, эмоциональных переживаний, морально-психологического состояния [6]. Оно допускает иррациональное истолкование явлений окружающего мира [7].
Религиозное сознание оказывает значительное влияние на общество, играет активную роль в формировании духовных ценностей, мировоззрения, в сохранении традиций. Оно сочетает в себе две противоположные функции: с одной стороны, дифференцирует общество на два лагеря: верующих и неверующих, а с другой - интегрирует и объединяет его [8].
Религиозное сознание может быть индивидуальным или групповым.
Ведущим свойством и признаком религиозного сознания является религиозная вера, но не всякая вера религиозна. Вера -особое психологическое состояние уверен-
ности в чем-либо при недостаточной информации [9].
Духовное сознание имеет глубокие отличия от других форм ценностного сознания. При этом духовное мировосприятие христианина сильно отличается от духовного мировосприятия даоса или буддиста, а протестантское мироощущение от, например, католического или православного. Естественно, на духовное, религиозное мировоззрение оказывает влияние и философский уровень религиозной системы. Именно он дает нам возможность провести различие между духовными, религиозными, нравственными, эстетическими ценностями и таким способом определить место духовного сознания в культуре [10].
В Поволжье проживают представители более ста национальностей, многие из которых принадлежат к различным религиозным сообществам. Согласно данным Т.А. Гурко, в Приволжском федеральном округе религиозные учреждения посещают 18% отцов и 30% матерей [11]. По этому показателю Приволжский округ занимает 2-е место из 8 обследованных округов России (кроме Поволжского, к ним относятся Центральный, Северо-Западный, Уральский, Сибирский, Дальневосточный, Южный и Северо-Кавказский). В Самаре действует большое количество православных храмов, есть польский костел (Храм Пресвятого Сердца Иисуса), лютеранская кирха Святого Георга, несколько мечетей, синагога. Вместе с тем очевидны различия в установках, стереотипах, оценочных суждениях и в некоторых других проявлениях сознания представителей разных социальных групп. В связи с этим нами была поставлена цель выявить общее и особенное не только в религиозном сознании, но также в ценностных ориентациях и личностных особенностях представителей различных конфессий.
Суммарное число респондентов психодиагностического исследования - 165 человек. Они представляют две самые многочисленные в России и мире религиозные конфессии - ислам и христианство (три его ветви: православие, католицизм и лютеран-
ство). Из них: 36,4% респондентов православного вероисповедания (33% - мужчины, прихожане и духовенство храма св. муч. Та-тианы при СамГУ в возрасте от 20 до 52 лет); 16,4% респондентов принадлежат к католической церкви (активные прихожане и сотрудники Храма Пресвятого Сердца Иисуса в Самаре, все женского пола в возрасте от 20 до 56 лет); 18,2% респондентов (по 50% мужчин и женщин в возрасте от 23 до 50 лет) - члены евангеличе-ско-лютеранской общины г. Самары, активные прихожане и сотрудники Самарской лютеранской кирхи Святого Георга; 29% респондентов (88% мужчин и 12% женщин) исповедуют ислам (слушатели медресе «Нур (Свет)», духовенство и прихожане Самарской соборной мечети). В силу несущественных различий между группами православных, католиков и лютеран, они были объединены нами в одну группу христиан. (Несомненно, что католики и лютеране из других стран могут существенно различаться по измеряемым аспектам религиозности как между собой, так и с православными верующими, что, скорее всего, будет связано с территориальным менталитетом.)
Помимо численности, различие между выборками христиан и мусульман состоит также в количестве женщин и мужчин - в группе мусульман мужчины преобладают, в то время как в группе христиан их 28%. В христианской группе преобладают русские, также есть поляки и поволжские немцы (по этнической самоидентификации), в группе мусульман - татары. Этот фактор следует иметь в виду при интерпретации эмпирических данных об особенностях ценностных ориентаций и личностных характеристик. (В проведенном ранее исследовании авторов данной статьи выявлено общее и особенное в сознании студентов религиозного и светского направлений высшего образования [12 ; 13].)
Для исследования мы использовали бланк уровня самооценки религиозности [14]. В нем испытуемые должны были самостоятельно определить свой индивидуальный уровень религиозности по десяти-
балльной шкале, где 1 соответствует абсолютному атеизму, а 10 - искренней и глубокой вере в Бога. Стимульный материал бланка был адаптирован в процессе подготовки к проведению психодиагностического исследования с учетом целей и задач исследования, а также конфессиональной принадлежности респондентов.
Таблица 1 Самооценка уровня религиозности христиан и мусульман (%)
Выявлено (см. табл. 1), что среди христиан на 20% больше лиц с высоким уровнем самоатрибутируемой религиозности; в исламской выборке более половины опрошенных атрибутируют средний уровень религиозности, а лиц с низким уровнем религиозности нет. Различия между выборками существенны (здесь и далее ^критерий Манна-Уитни, р < 0,05).
Для определения структурных характеристик религиозности использовался тест И.Ф. Мягкова, М.Ю. Щербатых, М.С. Кравцовой [14], разработанный в психологической лаборатории Воронежского государственного университета для изучения структуры индивидуальной религиозности и попытки соотнесения ее уровня с конкретными психологическими особенностями личности.
Тест-опросник включает 40 вопросов, распределенных по 8 субшкалам. Первая шкала определяет у испытуемого гносеологические корни религиозности и склонность к идеалистической философии (отношение к религии как к философской концепции); вторая («Магия») выясняет отношение испытуемого к магическим обрядам и оккультизму, третья шкала определяет стремление человека искать в религии поддержку и утешение. Четвертая шкала выяв-
ляет у испытуемого внешние признаки религиозности; с помощью пятой шкалы («Интерес к "псевдонауке"») определяется интерес к загадочным и таинственным явлениям, в восприятии которых вера играет неизмеримо большую роль, чем знание. Шестая шкала («Высшая сила») выявляет у испытуемого тенденцию признавать существование высшей силы, создавшей мир, то есть верить в Творца; седьмая («Религиозное самосознание») определяет внутреннюю потребность в религиозном веровании; с помощью последней шкалы («Моральные нормы поведения») делается попытка раскрыть отношение испытуемого к религии как к источнику моральных норм поведения.
Нужно отметить, что шкалы теста имеют неодинаковое значение в отражении уровня индивидуальной религиозности. Авторы теста, применив метод корреляционного анализа, выявили максимальную корреляцию с общим индексом религиозности шкал «Поддержка и утешение», «Религиозное самосознание» и «Высшая сила». Чуть меньшее значение в составлении общей картины религиозности имеют шкалы «Внешняя религиозность», «Идеалистическая философия» и «Моральные нормы поведения». Шкалы «Магия» и «Интерес к "псевдонауке"» показывают слабую корреляцию как с общим индексом религиозности, так и с остальными субшкалами теста, но при этом они значимо коррелируют между собой. Указанные особенности теста не снижают его информативности в сравнительных межконфессиональных исследованиях.
В христианской выборке наиболее выражены показатели религиозного самосознания, поддержки и утешения; субъективно-логических оснований веры (шкала «Идеалистическая философия»); веры в высшие силы и внешней религиозности (см. табл. 2). В исламской выборке доминирует средняя оценка (0,50-0,62) всех выделенных аспектов религиозности.
Уровень религиозности Христиане Мусульмане Значимость различий
Высокий 64 44 +
Средний 33 56 +
Низкий 3 - -
Таблица 2
Результаты тестовой оценки различных аспектов религиозности христиан и мусульман
Аспекты религиозности Групповая оценка значимости в долях единицы
Христиане Мусульмане
Высокая Средняя Низкая Высокая Средняя Низкая
Идеалистическая философия 0,92 0,08 - 0,44 0,56 -
Магия 0,21 0,56 0,23 0,25 0,62 0,13
Поддержка и утешение 0,95 0,05 - 0,31 0,56 0,13
Внешняя религиозность 0,74 0,21 0,05 0,19 0,62 0,19
Интерес к «псевдонауке» 0,10 0,15 0,75 0,19 0,50 0,31
Высшая сила 0,85 0,15 - 0,25 0,56 0,19
Религиозное самосознание 1,00 - - 0,19 0,50 0,31
Моральные нормы поведения 0,46 0,44 0,10 0,25 0,56 0,19
В сравнительном плане интересно также, что и в обоих выборках самую низкую групповую оценку получила мистическая шкала религиозности. В группе мусульман существенно выше доля низких оценок религиозного самосознания.
Для определения характеристик духовности была применена авторская (Д.И. Куклева) анкета-опросник «Что есть духовность?». Респондентам было предложено ответить на 10 вопросов закрытого и открытого типа с целью выявить их субъективное отношение к феноменам «духовность» и «духовное сознание», а также получить самооценку их уровня духовности.
Таблица 3 Самооценка уровня духовности в выборках христиан и мусульман (%)
Выделив из полученного массива данных средний показатель и дисперсию, мы констатировали, что максимальное значение оценки уровня своей духовности (зрелости духовного сознания) при минимальной дисперсии (0,47 ед.) выявляется в группе респондентов-мусульман, в то время как
уровень своей религиозности мусульмане оценивали ниже, чем христиане.
Можно предположить, что в сознании представителей двух конфессий понятия «религиозность» и «духовность» вызывают существенно разные коннотации. Коннотации, связанные с идейно-умозрительным и морально-нравственным аспектом религиозности отчасти представлены в таблице 2 (шкалы «Идеалистическая философия» и «Моральные нормы поведения» соответственно). Различия в показателях по этим шкалам в христианской и исламской выборках, на наш взгляд, объясняют различия в самооценках духовности. В исламской выборке преобладают средние и низкие оценки религиозной самоидентификации (табл. 2), а также средняя самооценка уровня религиозности (табл. 1). В христианской же выборке высокие оценки идейности и моральности сочетаются с весьма высокой религиозной самоидентификацией. Все это позволяет предположить определенную «двуслой-ность» духовного сознания христиан. Второй слой, не тождественный по коннотациям структуре религиозного слоя, возможно, определяется концептом духовности.
Таким образом, если попытаться определить иерархию религиозности и духовности в сознании верующих, то у христиан более высокие позиции занимает религиозность, а у мусульман - духовность.
Уровень религиозности Христиане Мусульмане Значимость различий
Высокий 26,0 62,5 +
Средний 69,0 37,5 +
Низкий 5,0 - -
Данный вывод определяет новые возможности в изучении целостного сознания верующих в аспекте различного соотношения религиозности и духовности.
В целостном сознании верующих несомненно имеют место ценностные образующие сознания, обусловленные ценностными ориентациями личности. Для диагностики личностных ценностей испытуемых как составляющих аксиосферы, выражающих отношения значимости (важности) окружающей человека социальной действительности, использовался тест А.В. Капцова, Л.В. Карпушиной [15]. В связи с серьезными ограничениями по времени из всего массива тестовых шкал была использована только группа шкал личностных ценностей (по 10 оценочных пунктов в каждой): 1) саморазвитие; 2) креативность; 3) духовное удовлетворение; 4) взаимоотношения; 5) престиж; 6) достижения; 7) материальное благополучие; 8) сохранение индивидуальности.
После обработки индивидуальных данных были подсчитаны групповые средневзвешенные оценки по каждому показателю, которые представлены в таблице 4.
Таблица 4
Результаты тестового обследования по показателям личностных ценностей
Таблица показывает существенный разброс (дисперсию) средневзвешенных оценок: у христиан от 2,69 до 5,92; у му-
сульман - от 3,25 до 5,75. Этот разброс больше, чем при самооценке индивидуальной религиозности (табл. 2).
Таким образом, респонденты более осторожны в самооценке личностных особенностей, нежели различных аспектов религиозности. При этом мусульмане более склонны к усредненным оценкам в средне-групповом измерении, чем христиане (см. табл. 2, 3). Максимальные различия между христианами и мусульманами определены по таким личностным ценностям, как саморазвитие (4,85 и 5,75 соответственно); ценность взаимоотношений (5,46 и 3,25 соответственно); ценность престижа (2,69 и 4, 62 соответственно), ценность достижений (4,30 и 5,12 соответственно), а также ценность сохранения индивидуальности (5,02 и 4,43 соответственно). Эти различия, возможно, объясняются содержанием соответствующих вероучений. Вместе с тем между показателями личностных ценностей духовной удовлетворенности, креативности и материального положения значимых различий не выявлено. В этом сходстве представителей обеих конфессий (высокая значимость духовного удовлетворения и креативность как ценность открытия высшей истины), возможно, проявляется общая приверженность к традиционной культуре. Общая для христиан и мусульман низкая оценка материального благополучия соответствует основным положениям Евангелия и Корана.
В связи со сложным соотношением в проявлениях религиозности представителями различных конфессий осознанного и не вполне осознаваемого рассмотрим некоторые личностные характеристики в показателях средневзвешенной оценки пяти геометрических фигур и предпочтений. Данный психогеометрический тест использован в связи с тем, что образные ряды в визуальном оформлении религиозной атрибутики в христианстве и исламе существенно различаются. Наше предположение состоит в том, что привычный визуальный фон может сказаться на предпочтениях
Параметры Средневзвешенные показатели по выборке
христиане мусульмане
Саморазвитие 4,85 5,75
Духовная удовлетворенность 5,92 5,62
Креативность 5,41 5,56
Взаимоотношения 5,46 3,25
Престиж 2,69 4,62
Достижения 4,30 5,12
Материальное положение 3,0 3,25
Сохранение индивидуальности 5,02 4,43
представителей сравниваемых конфессий в ранжировании предлагаемых геометрических фигур по критерию личностной предпочтительности.
Таблица 5 Среднегрупповые ранги личностной (метафорической)
идентификации с геометрическими фигурами
Как ясно из таблицы 5, диапазон ранговых оценок в выборке мусульман (2,6) значительно больше, чем у христиан (1,3). Данное превышение получено главным образом за счет таких фигур, как квадрат и зигзаг, которые личностно идентифицируются в группе мусульман в последнюю очередь. По выбранным фигурам можно сделать вывод о меньшей аналитичности и алгоритмичности мышления представителей второй группы, предпочтении ими линейной (последовательной) логики рассуждений и действий; меньшей нормативности и консервативности в ценностях и убеждениях (метафора квадрата). Вместе с тем, если довериться тестовой интерпретации, последняя очередь в выборе зигзага «отдаляет» такие характеристики личности, как интуитивность, коммуникативность, идейность, креативность и некоторые другие. В определенной степени выявленные сред-негрупповые тестовые характеристики лич-
ности согласуются с данными, отраженными в таблицах 1-3.
В заключение можно отметить обоснованность выбранного нами решения объединить основные христианские ветви. Исторически имея единое религиозное основание, представители трех основных христианских конфессий (православия, римско-католической и лютеранской Церквей) проявляют поразительное единомыслие во внутренней потребности религиозного верования, в тенденции человека искать в религии поддержку и утешение, в признании существования высшей силы, создавшей мир, то есть наличие живой веры в Творца. Также значимы для них и проявление внешних признаков религиозности, отношение к религии как к источнику моральных норм, наличие гносеологических корней религиозности.
Последователи ислама являют собой особый тип духовного сознания - духовное сознание «срединного» пути. «Богобоязненность и благонравие» - вот основные качества проявления духовного сознания правоверного мусульманина. Он внимательный верующий; он повинуется велению Всевышнего; он доволен решением и предопределением Всевышнего о нем, твердо стоит на земле, являя собой некое постоянство, некий традиционализм, что характерно для верующего, исповедующего Ислам и, возможно, присуще именно данной конфессии.
В связи с отмеченными выше особенностями в структуре религиозного и духовного сознания христиан и мусульман можно также заключить, что религиозное и духовное сознание не являются тождественными составляющими целостного сознания представителей данных конфессий.
Конфессия Геометрические фигуры
кРУг Треугольник Квадрат Прямоугольник Зигзаг
Христиане 2,0 2,8 2,9 3,3 3,2
Мусульмане 1,9 2,3 4,0 3,2 4,5
* * *
1. Акопов Г.В. Психология сознания. Вопросы методологии, теории и прикладных исследований. М. : Институт психологии РАН, 2010. 272 с.
2. Фромм Э. Бегство от свободы. М. : Академический Проект, 2008. 254 с.
3. Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории. (Синергетика, психология и футурология). М. : Пер се, 2001. 239 с.
4. Социальная психология религиозного (конфессионального), этно-национального, правового и регулятивно-управленческого сознания в современной России / отв. ред. Г.В. Акопов, Е.В. Бакшутова, Т.К. Рулина. Самара : Порто-Принт, 2016. 420 с.
5. Социально-психологические исследования города / отв. ред. Т.В. Дробышева, А.Л. Журавлев. М. : Институт психологии РАН, 2016. 267 с.
6. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта / пер. с англ. В.Г. Малахиевой-Мирович и М.В. Шик. М. : Наука, 1993. 431 с.
7. Борунков Ю.Ф. Особенности религиозного сознания. М. : Знание, 1972. 48 с.
8. Яковлев А.И. Религиозное сознание. М. : Спутник+, 2004. 37 с.
9. Яблоков И.Н. Введение в религиоведение. М. : КДУ, 2008. 283 с.
10. Лобовик Б.А. Религиозное сознание и его особенности. Киев : Наукова думка, 1986. 248 с.
11. Гурко Т.А. Брак и родительство в России. М. : Институт социологии РАН, 2008. 325 с.
12. Акопов Г.В. Структурные особенности ассоциативного сознания студентов религиозного и светского направлений высшего образования // Социальная психология религиозного (конфессионального), этно-национального, правового и регулятивно-управленческого сознания в современной России / отв. ред. Г.В. Акопов, Е.В. Бакшутова, Т.К. Рулина. Самара : Порто-Принт, 2016. С. 122-135.
13. Куклев Д.И. Особенности религиозного сознания студентов, получающих светское и духовное образование // Социальная психология религиозного (конфессионального), этно-национального, правового и регулятивно-управленческого сознания в современной России / отв. ред. Г.В. Акопов, Е.В. Бакшутова, Т.К. Рулина. Самара : Порто-Принт, 2016. С. 371-406.
14. Мягков И.Ф., Щербатых Ю.В., Кравцова М.С. Психологический анализ уровня индивидуальной религиозности // Психологический журнал. 1996. Т. 17, № 6. С. 119-122.
15. Капцов А.В., Карпушина Л.В. Тест личностных ценностей: руководство по применению. 3-е изд., доп. Самара : Содружество, 2010. 40 с.