ПЕДАГОГИКА
УДК 378.621.397
СПЕЦИФИКА И ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
© 2014 В.Н.Аниськин, Т.В.Добудько, Т.А.Котова
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Статья поступила в редакцию 30.06.2014
В статье рассмотрены специфика и особенности профессионально-педагогической деятельности в условиях современной информационно-образовательной среды.
Ключевые слова: профессионально-педагогическая деятельность (ППД), образовательные информационно-коммуникационные технологии (ОИКТ), информационно-образовательная среда (ИОС).
Сопоставляя результаты исследований специфики профессионально-педагогической деятельности в условиях современной информационно-образовательной среды (С.А.Бешенков, В.И.Богословский, Я.А.Ваграменко, И.Г.Захарова, С.В.Зенкина, В.А.Козырев, А.А.Кузнецов,
B.В.Лаптев, М.П.Лапчик, Д.Ш.Матрос, О.А.Об-далова, Е.С.Полат, В.И.Пугач, И.В.Роберт,
C.А.Христочевский, Ю.А.Шрейдер и др.) с потребностями образовательной практики и перспективами ее развития следует констатировать наличие определенного несоответствия между запросами практики и состоянием теоретического знания по названной проблеме. Выражаются они в том, что действующие ныне ФГОС, ООП, учебные планы и учебные пособия, не в полной мере отражают особенности ППД при широком использовании ОИКТ. Это обстоятельство позволяет говорить о том, что данная проблема и в настоящее время остается актуальной. На наш взгляд, она может быть решена только на основе системного анализа педагогической деятельности в структуре формирующих и регулятивных отношений, причем эта деятельность должна анализироваться как нечто существующее независимо от субъекта, заранее данное, обусловленное целями и задачами образовательного процесса, как некая форма, объективно необходимая для функционирования педагогических систем (ПС).
Очевидно, что при исследовании ППД как объективного социального феномена в структуре формирующих и регулятивных отношений, в
Добудько Татьяна Валерьяновна, доктор педагогии. наук, профессор, зав.каф. информатики, прикл. матем. и методики их преподав. E-mail: tdobudko@mail. ru Котова Татьяна Анатольевна, ст. препод. кафедры иностранных языков. E-mail: starynina@yandex. ru
первую очередь, представляет интерес тот минимум детерминант, который необходим и достаточен для определения специфики функционально-структурных компонент и операционно-техно-логических аспектов названной деятельности. Поскольку образование имеет иерархическую структуру, и каждый из ее уровней описывается своей системой факторов, имеет смысл рассматривать упомянутые детерминанты как проявление наиболее общих тенденций развития информационных процессов в социуме. Одно из основных обстоятельств, наглядно характеризующее эти тенденции, заключается в том, что на протяжении всей истории нашей цивилизации происходило и происходит постоянное увеличение объема циркулирующей в социуме общезначимой информации, обеспечивающей выживание, адаптацию, развитие и преобразовательную деятельность общественных групп в различных социоприродных, политических и экономических условиях. В то же время, имманентно присущим фактором познавательной деятельности общества выступает все более интенсивный процесс уплотнения знания, обуславливающий неаддитивный характер накопления общезначимой информации в социосфере и ее взаимосвязь с техносферой.
По мере развития социума прослеживается рост информационного обмена между его субъектами в рамках хозяйственной, политической, когнитивной структур жизнедеятельности, находящих свое выражение в развитии различных организационных форм и средств общения; возрастания скорости передачи информации; увеличения пропускной способности каналов связи; неуклонного роста личных и групповых коммуникаций. Развитие средств материального производства, возникновение новых профессий, возрастание уровня профессиональной мобильности сопровождаются увеличением доли интеллектуальных ресурсов в общем объеме материальных благ,
° Аниськин Владимир Николаевич, профессор кафедры ИКТО. E-mail: [email protected]
увеличением объема операций и процедур для управления и контроля над общественным производством и социально значимой деятельностью. И здесь необходимо подчеркнуть, что появление и развитие средств новых ИКТ лишь обуславливает резко возросшую в настоящее время интенсивность названных информационных и коммуникационных процессов.
Анализ отмеченных тенденций позволяет прогнозировать объективную необходимость развития системы непрерывного образования, обуславливаемую уменьшением жизненного цикла все более возрастающего числа профессий; увеличением объема информации, подлежащей трансляции через канал «образование», наряду с ограниченностью людских и материальных ресурсов. В этих условиях дистанционное образование на основе ОИКТ предстает как реальный механизм формирования системы непрерывного образования, использование которого предопределяет необходимость формирования у каждого индивида в рамках всеобщего обязательного образования способности к самообразованию.
Последнее обуславливает необходимость пересмотра существующей образовательной парадигмы, как системы сложившихся взглядов и уже имеющегося опыта на то, как и каким образом должен осуществляться образовательный процесс в рамках ПС, реализующих всеобщее обязательное образование. Иными словами, в процессе развития непрерывного образования ОИКТ и ИОС, на их основе, выступают в качестве средства и фактора, предопределяющего изменение иерархии целей и структуры системы образования, форм и методов обучения, а также содержания общеобязательного образования. Кроме того, современные ОИКТ играют роль основных средств реализации личностно-ориен-тированной компе-тентностной образовательной парадигмы, приводя к снижению инерционности образовательных систем и повышению их адаптационных возможностей, удешевлению процесса передачи знаний, устранению государственного монополизма на передачу социального опыта в системе образования. В то же время интенсификация применения ОИКТ существенным образом меняет условия реализации функций педагогической профессии, характер и качественные стороны ППД. На основе проведенного анализа можно спрогнозировать факторы, которые с большой долей вероятности в настоящем и будущем будут способны повлиять на морфологию и технологию педагогической деятельности. К их числу следует отнести:
1. Развитие системы непрерывного образования, предполагающее необходимость формирования у каждого индивида в рамках всеобщего обязательного образования, наряду с определенным багажом знаний, способности к самообразованию.
2. Переход к личностно-ориентированной образовательной парадигме, в качестве исходных положений которой выступают: процесс приобретения знаний обучающимся; усвоение доступного для каждого обучающегося минимума содержания образования; общественно-государственный контроль усвоения образовательного минимума знаний учащимися; развитие в рамках общеобязательного образования стремлений и способностей учащегося к самообразованию, отказ от использования методов авторитарной педагогики в процессе обучения; удовлетворение индивидуальных познавательных потребностей индивида, не предусмотренных образовательными стандартами.
3. Применение ОИКТ в качестве необходимого, но недостаточного инструмента ППД, наряду с продолжением исследования психологических особенностей компьютерного (электронного) обучения и обязательным учетом основополагающей роли педагога в реализации воспитательной компоненты образовательного процесса.
4. Изменения в системе «учитель - ученик -совокупный субъект педагогической деятельности», характеризующиеся возрастающей ролью последнего при возможных качественных изменениях учебно-познавательной деятельности учащихся, связанных с использованием средств ОИКТ в качестве орудия познавательной деятельности.
5. Снижение инерционности образовательных систем, предопределяющее повышение их адаптационных возможностей и возрастание требований к субъекту педагогической деятельности.
6. Переход от авторитарных методов обучения к педагогике сотрудничества на основе организации коллективной учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием средств ОИКТ.
7. Изменения психологических и операционно-технологических аспектов ППД, порождаемые функционированием в учебном процессе систем типа «человек-компьютер»1.
С учетом этих факторов можно предположить, что классическая модель педагогической деятельности Н.В.Кузьминой, основными функциональными компонентами которой являются: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский и коммуникативный компоненты2, в условиях современной ИОС может интерпретироваться в соответствии со следующей схемой: 1) актуализация педагогом уже имеющихся зна-
1 Аниськин В.Н., Добудько Т.В. Особенности педагогической деятельности в условиях информатизации образования // Перспективы развития Волжского региона. Вып. 2. - Тверь: 2000. - С. 92 - 99.
2 Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: 1990. - С. 34 - 47.
Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 16, №№2(3), 2014
ний, извлечение субъективно новой информации из различных информационных источников ИОС (сети Интернет, баз данных, проектов, семинаров, конференций, методобъединений, книг, журналов и т.п.); 2) разработка информационной модели процесса обучения, построение алгоритма учебного процесса, включающего интерпретацию и декомпозицию целей обучения, отбор содержания учебного материала; 3) «включение и настройка «приемника информации» - ученика» с целью оптимального восприятия последним транслируемой ему учебной и иной информации; 4) трансляция необходимой и значимой информации (от ученика к учителю); 5) организация обратной связи в системе «учитель-ученик» для оценки результативности процесса передачи информации; 6) анализ эффективности реализованного алгоритма процесса обучения, с целью выявления путей его последующей корректировки.
В соответствии с таким подходом структура функционально-стадийной модели ППД может быть представлена следующим образом:
Рис.1. Функционально-стадийная модель профессионально-педагогической деятельности
Мы считаем, что данная модель в условиях современной развивающей ИОС обладает той необходимой универсальностью, которая позволяет интегрировать ее в ППД учителей как естественно научных дисциплин, так и гуманитарных. Подобное утверждение базируется на универсальности дидактических свойств средств ИКТ, составляющих основу современной ИОС.
Компоненты приведенной модели ППД характеризуются следующим образом: 1) информаци-онно-ориентационная деятельность. Поиск и обработка информации, необходимой для реализации заданных извне или сформулированных целей ППД. Осознание педагогической проблемы, иерархии целей. Актуализация, поиск и обработка необходимой информации. Самообразование (дескриптивная стадия); 2) моделирующая деятельность. Построение информационных моделей учебного процесса, алгоритмов педагогической деятельности. Интерпретация и декомпози-
ция целей. Трансформация описывающей информации в предписывающую информацию: проектирование учебных планов, программ, и т.п. (прескриптивная стадия); 3) мобилизационная деятельность. Формирование познавательной активности учащихся. Установление отношений с участниками учебного процесса. Создание необходимого познавательно-психологического климата, формирование удовлетворения учащихся от учебно-познавательной деятельности. Мотивация. Формирование ценностных установок учащихся. Развитие. Стимулирование мотивации учащихся к учебно-познавательной деятельности (реализационная стадия); 4) трансляционная деятельность. Трансляция социального опыта, его присвоение учащимися (реализационная стадия); 5) контрольно-оценочная деятельность. Оценка эффективности процесса трансляции социального опыта. Изучение возможностей учащихся, уровней их психического развития. Формирование информационной основы аналитической деятельности и ядра информационной основы учебно-познавательной деятельности учащихся (реализационная стадия); 6) аналитическая деятельность. Теоретический анализ практической деятельности с целью ее возможной корректировки в ходе следующего педагогического цикла (ретроспективная стадия).
При таком подходе специфика и особенности ППД в условиях современной ИОС могут описываться следующим образом.
1. Особенности информационно-ориентаци-онной деятельности учителя обуславливаются возможностями применения ОИКТ в качестве инструмента познавательной деятельности. Их реализация предполагает освоение учителем новых алгоритмов информационно-ориентаци-онной деятельности: алгоритма работы в компьютерных сетях; алгоритма самообразования в рамках дистанционных форм обучения. Использование учителем ОИКТ в своей информационно-ориен-тационной деятельности, обусловливает увеличение объема и изменение структуры ориентировочной информации, индетерминируемость ППД на стадии целеполагания, предопределяет повышенные требования к памяти (объему и скорости запоминания, пластичности), мышлению (широте, критичности, гибкости и скорости).
2. Специфика моделирующей деятельности учителя обусловлена необходимостью освоения им алгоритмов отбора содержания обучения, транслируемого с применением ОИКТ; алгоритмов оптимального распределения трансляционных и контрольно-оценочных функций в системе «учитель-компьютер»; алгоритмов моделирующей деятельности, связанных с организацией коллективной учебно-познавательной деятельности. Реализация этих алгоритмов предполагает
наличие у учителя способностей технического представления и воображения; достижение показателей, характеризующих продуктивность ППД, таких, как оригинальность, последовательность, самостоятельность, гибкость, критичность, глубина мышления; точность, детальность представления; широта воображения.
3. Изменения в содержании аналитической деятельности учителя связаны с алгоритмами интерпретации и первичной статистической обработки результатов контрольно-оценочной деятельности с использованием ОИКТ; алгоритмами применения в аналитической деятельности экспертных систем, функционирующих на основе систем педагогических баз знаний. Психологический компонент характеризуется повышенными требованиями к таким показателям мышления как широта, критичность, гибкость, скорость. Увеличение таких показателей, как: интенсивность, напряженность, трудоемкость ППД учителя, а также усложнение всех видов его теоретической деятельности определяет повышенные требования к мотивационной и эмоционально-волевой сферам педагога.
4. Особенности практической готовности учителя к работе в условиях современной ИОС описываются совокупностью новых алгоритмов деятельности, среди которых: алгоритмы мобилизационной деятельности, осуществляемой при индивидуальной работе с учащимся с применением ОИКТ; алгоритмы мобилизационной деятельности в ходе организации коллективной учебно-познавательной деятельности; алгоритмы, обеспечивающие трансляционную деятельность с применением ОИКТ (имитационно-моделирующих программных сред, обучающих программ, экспертных систем и т.д.); алгоритмы реализации обратных связей в системе «учитель-ученик» на
базе ОИКТ; алгоритмы педагогической оценки в условиях применения ОИКТ ценностей3.
5. Специфика психологического компонента практической готовности учителя предполагает также наличие у него определенных характеристик динамической (двигательной) памяти; достижение определенных показателей в точности запоминания и воспроизведения информации; развитое наглядно-действенное воображение и мышление; наличие технического мышления; достижение определенных показателей, характеризующих продуктивность умственной деятельности и внимания.
Предлагаемая модель ППД позволяет сделать следующие основные выводы: Интенсификация применения ОИКТ в образовании предопределяет изменение характера и уровня ППД в целом, а также принципиальную трансформацию структуры и характера всех компонент как учебно-познавательной, так и педагогической деятельности. Эти особенности столь существенны, что их учет становится важнейшим принципом дидактики высшей педагогической школы. Его реализация может способствовать повышению качества подготовки современного и востребованного работодателем педагога, способного осуществлять интенсивную, постоянно усложняющуюся, многоаспектную инновационную педагогическую деятельность, в условиях непрерывного возрастания роли совокупного субъекта педагогической деятельности, качественных изменений операционно-технологических аспектов ППД в условиях современной ИОС.
3Аниськин В.Н., Богословский В.И., Кожетова Н.Г. Формирование технологической культуры и социальной компетентности учителя в условиях современной информационно-образовательной среды. - СПб.: 2006. - С. 29 - 31.
SPECIFICS AND FEATURES OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF THE MODERN INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT
© 2014 V.N.Aniskin, T.V.Dobudko, T.A.Kotova
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
The article is dedicated to specifics and features of professional and pedagogical activity in the conditions of the modern information and educational environment.
Key words: professional and pedagogical activity (PPA), educational information and communication technologies (EICT), information and educational environment (IEE).
Vladimir Nikolaevich Aniskin, professor of IKTO department. E-mail: vnaniskin@gmail. com
Tatiana Valeryanovna Dobud'ko, Doctor of pedagogical sciences, Professor, Head of the
department of information science, applied mathematics and methods of their teaching. E-mail: tdobudko@mail. ru Kotova Tatyana Anatol'yeuna, senior teacher of foreign languages department. E-mail: [email protected]