Научная статья на тему 'Модель информационно-образовательного холизма'

Модель информационно-образовательного холизма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / POST-INDUSTRIAL SOCIETY / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / INFORMATION REVOLUTION / ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ХОЛИЗМ / ONTOLOGICAL HOLIZM / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ОИКТ) / EDUCATIONAL INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES (EICT) / ХОЛИСТИЧНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА (ХИОС) / HOLISTICHNY INFORMATION AND EDUCATION ENVIRONMENT (HIEE) / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ХОЛИЗМ / ХОЛИСТИЧНАЯ КОМПОНОВКА УЧЕБНЫХ АУДИТОРИЙ / INFORMATION AND EDUCATION HOLIZM / HOLISTICHNY CONFIGURATION OF EDUCATIONAL AUDIENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аниськин Владимир Николаевич, Аниськин Сергей Владимирович, Добудько Татьяна Валерьяновна, Пугач Валерий Исаакович

Анализируются отличительные особенности и характеристики информационного общества, на основе которых приводится авторский вариант дефиниции этого понятия, интерпретирующий его как теоретическую концепцию стадии постиндустриального общества, как историческую фазу развития цивилизации, для которой характерно увеличение информации и знаний, являющихся особо ценными и основными услугами и продуктами в едином информационном пространстве (инфоноосфере). Предполагается и доказывается, что одним из наиболее действенных механизмов для интеграции технологических, социальных, экономических, политических и культурных критериев информационного общества является онтологический холизм, определяющий приоритет целостностей перед отдельными элементами. Сформулировано определение холистичной информационно-образовательной среды (ХИОС) и информационно-образовательного холизма как интеграции различных по своим дидактическим свойствам и функциям форм, методов, средств и технологий обучения, обеспечивающих реализацию синергетического эффекта и эмерджентности за счёт объединения этих составляющих, а также дидактического, научного, производственного и культурно-просветительского потенциала инфраструктуры образовательной организации и её партнёров, в единую эффективную систему. Приведены примеры применения предметного информационно-образовательного холизма как одного из инновационных дидактических принципов, эффективно формирующего и развивающего у обучаемых цельную (холистичную) картину реальности в таких предметных областях, как: физика, биология, психология, лингвистика. Представлен опыт использования информационно-образовательного холизма для проектирования и создания ХИОС и предметно-тематической холистичной компоновки учебных аудиторий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аниськин Владимир Николаевич, Аниськин Сергей Владимирович, Добудько Татьяна Валерьяновна, Пугач Валерий Исаакович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND EDUCATION HOLIZMS MODEL

Distinctive features and characteristics of information society on the basis of which the author's option of a definition concept interpreting. It as the theoretical concept of a stage of post-industrial society as a historical phase of development civilization which increase information and knowledge which is especially valuable and main services of products in a common information space (infonoosfer) is characteristic is given are analyzed. It is supposed and proved that one of the most efficient mechanisms for integration of Technological, Social, Economic, Political and Cultural criteria of information society is the ontological holism determining a priority of integrity before separate elements. Determination of the holism information and education environment (HIEE) information and education holism as integration various on the didactic properties and functions of the forms, methods, means and technologies of training providing implementation of synergy effect and an emerged due to consolidation of these components and also Didactic, Scientific, Potential and Cultural and Educational Production of Infrastructure of the Educational Organization and its partners in single effective system is formulated. Examples: Application of a subject information and education holism as one of the innovative didactic principles which are effectively creating and developing at trainees an integral (holistic) picture of reality in such subject domains as are given: Physics, Biology, Psychology, Linguistics. Experience use of an information-educational holism for designing and creation CHIOS and subject and thematic holistichny configuration of educational audiences is provided.

Текст научной работы на тему «Модель информационно-образовательного холизма»

УДК 1(091)(07)+378.621.397

МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ХОЛИЗМА

© 2016

Аниськин Владимир Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

«Информатика, прикладная математика и методика их преподавания» Аниськин Сергей Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

«Химия, география и методика их преподавания» Добудько Татьяна Валерьяновна, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Информатика, прикладная математика и методика их преподавания» Пугач Валерий Исаакович, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Информатика, прикладная математика и методика их преподавания» Самарский государственный социально-педагогический университет, (443099, Россия, Самара, ул. Максима Горького, д. 65/67, e-mail: vi.pugach@pgsga.ru)

Аннотация. Анализируются отличительные особенности и характеристики информационного общества, на основе которых приводится авторский вариант дефиниции этого понятия, интерпретирующий его как теоретическую концепцию стадии постиндустриального общества, как историческую фазу развития цивилизации, для которой характерно увеличение информации и знаний, являющихся особо ценными и основными услугами и продуктами в едином информационном пространстве (инфоноосфере). Предполагается и доказывается, что одним из наиболее действенных механизмов для интеграции технологических, социальных, экономических, политических и культурных критериев информационного общества является онтологический холизм, определяющий приоритет целостно-стей перед отдельными элементами. Сформулировано определение холистичной информационно-образовательной среды (ХИОС) и информационно-образовательного холизма как интеграции различных по своим дидактическим свойствам и функциям форм, методов, средств и технологий обучения, обеспечивающих реализацию синергети-ческого эффекта и эмерджентности за счёт объединения этих составляющих, а также дидактического, научного, производственного и культурно-просветительского потенциала инфраструктуры образовательной организации и её партнёров, в единую эффективную систему. Приведены примеры применения предметного информационно-образовательного холизма как одного из инновационных дидактических принципов, эффективно формирующего и развивающего у обучаемых цельную (холистичную) картину реальности в таких предметных областях, как: физика, биология, психология, лингвистика. Представлен опыт использования информационно-образовательного холизма для проектирования и создания ХИОС и предметно-тематической холистичной компоновки учебных аудиторий.

Ключевые слова: постиндустриальное общество, информационное общество, информационная революция, онтологический холизм, интеграция, образовательные информационно-коммуникационные технологии (ОИКТ), хо-листичная информационно-образовательная среда (ХИОС), информационно-образовательный холизм, холистичная компоновка учебных аудиторий.

INFORMATION AND EDUCATION HOLIZMS MODEL

© 2016

Aniskin Vladimir Nicolaevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Chair

of «Computer science, Applied Mathematics and Teaching Methods» Aniskin Sergey Vladimirovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Chair of «Chemistry, geography and technique of their teaching» Dobudko Tatyana Valeryanovna, doctor of pedagogical sciences, professor, head of the Chair of «Computer Science, Applied Mathematics and Teaching Methods» Pugach Valery Isaakovich, doctor of pedagogical sciences, professor of the Chair of «Computer science, Applied Mathematics and Teaching Methods» Samara State University of Social Sciences and Education (443099, Russia, Samara, st. Maxim Gorky, d. 65/67, e-mail: vipugach@yandex.ru)

Abstract. Distinctive features and characteristics of information society on the basis of which the author's option of a definition concept interpreting. It as the theoretical concept of a stage of post-industrial society as a historical phase of development civilization which increase information and knowledge which is especially valuable and main services of products in a common information space (infonoosfer) is characteristic is given are analyzed. It is supposed and proved that one of the most efficient mechanisms for integration of Technological, Social, Economic, Political and Cultural criteria of information society is the ontological holism determining a priority of integrity before separate elements. Determination of the holism information and education environment (HIEE) information and education holism as integration various on the didactic properties and functions of the forms, methods, means and technologies of training providing implementation of synergy effect and an emerged due to consolidation of these components and also Didactic, Scientific, Potential and Cultural and Educational Production of Infrastructure of the Educational Organization and its partners in single effective system is formulated. Examples: Application of a subject information and education holism as one of the innovative didactic principles which are effectively creating and developing at trainees an integral (holistic) picture of reality in such subject domains as are given: Physics, Biology, Psychology, Linguistics. Experience use of an information-educational holism for designing and creation CHIOS and subject and thematic holistichny configuration of educational audiences is provided.

Keywords: post-industrial society, information society, information revolution, ontological holizm, integration, educational information and communication technologies (EICT), holistichny information and education environment (HIEE), information and education holizm, holistichny configuration of educational audiences.

Появившиеся в конце 50-х - начале 70-х годов XX века термины «постиндустриальное общество» (А. Кумарасвами, Д. Рисмен, Д. Белл), «постэкономическое общество» (В.Л. Иноземцев), «электронное общество» (Г. М. Маклюэн), «информационное общество» (Ф. Махлуп, Т. Умесао, У. Дж. Мартин), по сути, стали предтечей зарождения и становления новой эпохи в жизни человечества, по К. Марксу: «сложнейшего периода социальной революции, в котором человек и общество Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4(17)

коренным образом меняют не только весь уклад жизни, но и свои представления о собственной природе и своём предназначении» [1; 2].

Начало заката экономической и индустриальной эпох в середине прошлого века под воздействием таких мощных катализаторов общественного прогресса, каковыми стали научно-технический прогресс и развитие компьютерных средств коммуникаций, позволило человечеству встретить новый миллениум в условиях нового

135

информационного общества, а роль новой социальной революции сыграла третья технологическая революция - компьютерная (кибернетическая, информационная).

Известно, что на протяжении более чем полувека, приведённые выше термины, характеризующие общество, в котором мы сегодня живём, противопоставлялись, объединялись и даже синонимизировались. Так, например, сторонники концепции постиндустриального и постэкономического общества (Д. Белл и др.) позднее стали приверженцами теории информационного общества [3; 4].

Аналогичная тезаурусная трансформация произошла и с понятием «электронное общество», под которым Г. М. Маклюэн понимал особую стадию развития общества, в рамках которой электронно-коммуникативные средства, системы и технологии являются тем ключевым фактором, который детерминирует возникновение новых социально-экономических систем [5].

Подобная терминологическая эволюция сгенерировала современный и наиболее широко применяющийся термин «информационное общество» как развитое постиндустриальное общество, характеризуемое по У. Дж. Мартину технологическими, социальными, экономическими, политическими и культурными критериями. При этом общим ключевым фактором этих критериев являются информация, информационные технологии и информационные (компьютерные) телекоммуникации как наиболее важные элементы информационного общества и стимуляторы изменения качества жизни его членов путём признания информационных ценностей в качестве основных и жизненно-важных для развития человека и общества, в котором он живёт.

По утверждению Д. Белла, поточное (конвейерное) производство и использование информации людьми для решения их повседневных задач производства и бытия обеспечивает социальное развитие по всем направлениям и отраслям жизнедеятельности, а особую роль, при этом, играет информационный сектор сервисной экономики и иных хозяйственных отраслей [3; 6; 7].

Применимо к исследованию проблемы, вынесенной в заголовок нашей статьи, на основе анализа и синтеза достаточно широкого спектра вариантов классических и инновационных дефиниций постиндустриального и информационного общества [4; 8; 9; 10] мы определяем эти феномены следующим образом:

- постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической (компьютерной, кибернетической, информационной) революции и существенного роста доходов населения поменялись приоритеты производства товаров и производства услуг; общество, в котором основным производственным ресурсом стала информация и её высшая форма - знания; общество, в качестве главной движущей силы экономики которого используются научные разработки, современные и перспективные технологии, а наиболее ценными категориями в производственной и социальной сферах являются уровень образования, компетентность и профессионализм, обучаемость и креативность работников;

- информационное общество - это форма объединения людей, максимально использующих системы искусственного интеллекта для доступа человека к информации, обладающих общими интересами, ценностями и целями в совместном производстве, хранении, переработке и разумном использовании информации для активного демократического участия в принятии решений на благо развития цивилизации, создании и совершенствовании средств телекоммуникаций для обеспечения научно-технического прогресса.

В качестве объединённого варианта приведённых определений можно использовать интегрированную версию трактовки информационного общества, интерпретирующую его как теоретическую концепцию нынешней стадии постиндустриального общества как 136

историческую фазу развития цивилизации, для которой характерно сверхбыстрое увеличение информации и знаний, являющихся особо ценными и основными услугами и продуктами в едином информационном пространстве (инфоноосфере) [8].

При таком подходе одним из весьма действенных механизмов для интеграции технологических, социальных, экономических, политических и культурных критериев информационного общества и системного объединения их в единое социально-информационное пространство, наиболее рациональное и комфортное для повышения качества жизни человека, может стать онтологический холизм, который определяет приоритет целостностей перед отдельными элементами.

В Большом современном толковом словаре русского языка понятие «холизм» трактуется как одно из течений современной идеалистической философии, определяющих природу в качестве «иерархии ценностей» и понимаемых как духовное единство, «нематериальная структура» [6].

Согласно холизму (от греч. holos - целый, весь), рассматриваемому как идеалистическая философия целостности, миром управляет процесс творческой эволюции

- процесс создания новых целостностей [11].

В широком смысле понятие «холизм» рассматривается как позиция в философии и науке, исходящая из качественного своеобразия и приоритета целого по отношению к его частям и определяющая необходимость разностороннего (цельного) рассмотрения любого исследуемого явления. В узком смысле под холизмом понимают «философию целостности», разработанную Я. Смэтсом на основе идеи Аристотеля: «целое больше, чем сумма его частей» [12].

Из приведённых определений и характеристик холизма, может сложиться мнение о том, что он имеет идеалистичные начала и трудно применим или вовсе неприменим для системной интеграции основных критериев информационного общества. Однако, основываясь на результатах исследований Т.Н. Поплавской [13; 14] и некоторых современных дефинициях, отличных от приведённых выше, мы предполагаем, что холизм может служить той философской позицией, которая объединяет (интегрирует) различные взгляды и подходы членов информационного общества в единое целое мировоззрение.

Философский энциклопедический словарь 2010 года издания определяет холизм как учение о высшей и всеохватывающей целостности мира в качественном и организационном отношениях, объединяющей области психологической, биологической и физической действительности [6], а ценностно-ориентирующая и интегрирующая функции философии, дающие систему критериев оценочной деятельности и верной ориентировки человека в мире, обобщающие, систематизирующие и интегрирующие накопленное человечеством знание, лишний раз подтверждают наше предположение.

Кроме того, на основании результатов исследований интегративных возможностей холистического подхода к науке и практике можно с уверенностью сказать о том, что холизм как учение основывается на непосредственной целостной взаимосвязи материального и духовного, а холистический научный метод представляет собой весьма стройную теорию о нераздельной взаимосвязи и целостности окружающей нас действительности, о постоянном обновлении и преобразовании всех видов живой материи [15].

На холистичных представлениях основывается понятие синергии (от греч. synergos - вместе действующий)

- возрастание эффективности деятельности в результате интеграции, слияния отдельных частей в единую систему. Практическим воплощением идей холизма является возникшее в синергетике понятие эмерджентности (от англ. Emergence - неожиданно появляющийся) - возникновения в системе нового системного качества, неБалтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4(17)

сводимого к сумме качеств элементов системы, т.е. системного эффекта.

Синергетика имеет дело с процессами, где целое обладает свойствами, которых нет ни у одной из частей. Целое в таких системах отражает свойства частей, а части отражают свойства целого. Синергетический эффект заключается в том, что интеграция и комбинация общих действий даёт гораздо больший эффект, чем сумма индивидуальных действий [16].

В наших рассуждениях мы солидарны с упоминавшимися выше результатами исследований Т.Н. Поплавской, которая утверждает, что формируемая ныне холистическая парадигма способна дать ответы на многие вопросы, стоящие перед человечеством. По мнению учёного, на современном этапе развития нашего общества (информационного общества - авторы) особо важен философский (холистичный - авторы) синтез современных концепций естествознания, который пока ещё не нашёл отражения в учебной и научной литературе, но может полностью адаптировать дисциплинарные знания к их совместному использованию для комплексного решения сложных научно-исследовательских и практических проблем.

Т.Н. Поплавская уверена в том, что: «в таком контексте холизм должен стать универсальной методологией исследования окружающего мира, самостоятельным научным направлением, имеющим свой язык, свою парадигму, модели и метод анализа информации, что позволит осуществить общенаучную классификацию и систематизацию дисциплинарных знаний». [13; 14].

В соответствии с этим мнением и фактом того, что современное информационное общество определяет те социальные механизмы и формы жизнедеятельности людей, которые связаны локальными и глобальными информационными сетями, максимально наполнены и пронизаны трансграничными компьютерными информационными телекоммуникациями, мы предполагаем, что онтологический холизм может выполнять функцию эффективной интеграции в правильном видении и конструктивном применении в своей деятельности членами информационного общества таких его основных отличительных особенностей и характеристик [8; 17], как:

- непрерывное и интенсивное возрастание роли информации (знаний) и электронно-коммуникативных средств, систем и технологий в повседневной жизнедеятельности людей [18-26];

- увеличение количества производителей и потребителей информационных продуктов и услуг, использующих в профессиональной деятельности информационно-коммуникационные технологии и телекоммуникации [27-36];

- интенсификация процесса информатизации и интернетизации общества, увеличение количества пользователей персональных компьютеров с возможностями выхода в глобальные трансграничные информационно-телекоммуникационные сети;

- стирание географических и геополитических границ между государствами - участниками глобальных трансграничных информационно-телекоммуникационных сетей;

- становление новых форм и видов работы в виртуальном информационном пространстве;

- развитие электронных СМИ;

- формирование и развитие информационной инфраструктуры, отвечающей требованиям общества, действенного производственно-экономического, научно-образовательного, культурно-просветительского, социально-хозяйственного информационного пространства, обеспечивающего конструктивно-эффективное взаимодействие людей на основе предоставления доступа к необходимым информационным ресурсам глобального и локального назначения и удовлетворения их потребностей в информационных продуктах и услугах;

- развитие электронных демократических свобод,

электронного государства и правительства, системы электронных государственных услуг для граждан и организаций, интернет-рынка и электронных социальных и хозяйствующих сетей, сектора информационной экономики и хозяйственных отраслей;

- смыкание инфосферы и техносферы для наращивания доли производства и потребления информационных услуг и товаров в валовом внутреннем продукте.

Учитывая приведённые интегративные возможности и гносеологический принцип онтологического холизма, заключающийся в обязательности предшествия познанию целого познания суммы его частей, можно констатировать функциональную ценность и рациональность применения этой философской категории в системе образования в условиях современного информационно-образовательного пространства, эффективность которого зависит от степени информатизации, т.е. обеспечения системы образования теорией и практикой создания и применения ОИКТ, позволяющих решать задачи обучения и воспитания.

Действительно, рассуждая о холизме, мы связываем его с интеграцией или интегративностью. Такая связь подтверждается предположением А. Маслоу о том, что: «интегративный (холистичный) способ мышления должен стать мировоззрением» [37], трансформированным А.Г. Бусыгиным в утверждение о том, что в эпоху глобализирующегося мира особенно ощутима потребность общества в «специалистах-интеграторах, способных видеть явление целиком, т.е., видеть мир холистично (ин-тегративно)» [38].

Мы считаем, что такие специалисты-интеграторы, обладающие не только профессиональными, специальными и культурно-просветительскими компетенциями, а и рефлексивно-организаторскими качествами менеджера, технолога, инженера, педагога, психолога, культуролога и даже медика, органически сочетающие в себе информационно-коммуникационный, технологический, социокультурный и организаторский потенциалы, наиболее востребованы современным информационным обществом.

На основании результатов экспериментальной работы, проводимой на протяжении достаточно длительного времени в Самарском государственном социально-педагогическом университете (СГСПУ), можно с уверенностью утверждать, что подготовка таких специалистов-интеграторов возможна в условиях ХИОС, которую мы определяем как системно-интегративный комплекс ОИКТ, аппаратных и программных аналоговых и цифровых (компьютерных) средств их реализации, учебных, научных, воспитательных и иных бумажных и электронных информационных ресурсов, средств их разработки, хранения и обеспечения дистанционного (сетевого) и непосредственного доступа к информации, необходимой субъектам образования; а также традиционных технических средств обучения (ТСО), современных и перспективных электронно-коммуникативных средств, систем и технологий обучения (ЭКССТО), лабораторного, учебно-производственного и специального оборудования [39].

Основное отличие ХИОС от среды традиционного и кибернетического обучения в педагогических системах и информационно-образовательной среды (ИОС) заключается в том, что в её структуру заложен принцип информационно-образовательного холизма - Sieh (information and education holizm) - т.е. интеграции и комплексиро-вания различных по своим дидактическим свойствам и функциям форм, методов, средств и технологий обучения, обеспечивающих реализацию синергетическо-го эффекта и эмерджентности в ИОС образовательной организации за счёт объединения этих составляющих, а также дидактического, научного, производственного и культурно-просветительского потенциала инфраструктуры образовательной организации и её партнёров, в единую систему. В последнем случае можно говорить

о холистичном информационно-образовательном пространстве (ХИОП) не только образовательной организации, а и района, города, региона, страны, мира.

Модель информационно-образовательного холизма Sieh приведена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Модель информационно-образовательного холизма ((Sieh)

Информационная революция, наряду с другими факторами, во многом обусловила глобализацию политики, экономики, образования и др. сегментов общества, которая, несмотря на возникшие в последнее время субъективные и объективные проблемы, стоит рассматривать как продолжающийся объективный процесс становления взаимосвязи и взаимозависимости в международных сообществах. Можно предположить, что Sieh наиболее эффективен при обучении иностранным языкам в условиях глобализации образования, когда учебно-воспитательный процесс является той призмой, сквозь которую глобальное воспринимается, оценивается и становится мировоззренческим ориентиром через явления собственной культуры, а собственная жизнь индивида и его ближайшего окружения рассматриваются в контексте глобальных процессов [40].

Рисунок 2 - Предметно-тематическая холистичная компоновка учебных аудиторий

В этом случае Sieh выступает как один из инновационных дидактических принципов, наряду с принципами научности, систематичности и доступности, культуро-сообразности, гуманизма, интегративности и генерации знаний. Известно также, что предметный Sieh, формирующий и развивающий у обучаемых цельную (холистич-ную) картину реальности при изучении ими конкретных учебных дисциплин и играющий роль культурологической основы, уже подтвердил свою эффективность в таких предметных областях, как: физика, биология, пси-

хология [41].

Принцип Sieh использован при проектировании и создании ХИОС факультета математики, физики и информатики (ФМФИ) СГСПУ, которая эффективно выполняет функции единого инструментария информационного обмена между субъектами образовательного процесса с использованием баз метазнаний и метаданных учебного, научного и культурно-просветительского назначений. На ФМФИ созданы и в течение трёх лет успешно эксплуатируются девять компьютерных аудиторий с предметно-тематической холистичной компоновкой (рисунок 2) в семи предметных областях: естественнонаучное образование, информатика и вычислительная техника, физика, филология, искусство, отечественная история, археология [42].

Концепция развития Единой информационной образовательной среды в Российской Федерации [43], как нельзя лучше подтверждает значимость и эффективность интеграции (Sieh) в обеспечении единого (цельного) подхода к созданию, функционированию и развитию ИОС и обеспечивающих их систем, а также устранение препятствий для эффективной реализации образовательных программ и услуг с применением электронного обучения, дистанционных и сетевых образовательных технологий в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. В.Л. Иноземцев. Расколотая цивилизация. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lib. ru/ POLITOLOG/inozemcew.txt_ with-big-pictures.html (дата обращения: 21.11.2016).

2. Дубров А.П. Теория информационного общества и информационного обеспечения // Вестник Саратовского государственного технического университета. - Выпуск № 1 (72). - Том 3, 2013. - С. 201-208.

3. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы: учебное пособие для студентов вузов. - Москва: Логос, 2000 - 304с.

4. Теория постиндустриального общества: сущность, критика, перспективы. К Мировому политическому форуму 2011 года в Ярославле. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vestnikcivitas.ru/pbls/1605 (дата обращения: 23.11.2016).

5. Информационное общество. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://knigi.link/teoriya-kommunikatsii_1295/informatsionnoe-obschestvo-38591. html (дата обращения: 23.11.2016).

6. Словари и энциклопедии на Академике. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic. academic.ru/ (дата обращения: 23.11.2016).

7. Мартин У. Дж. Информационное общество: реферат // Теория и практика общественно-научной информации: ежеквартальник / АН СССР. ИНИОН; гл. ред. В.А. Виноградов. - М., 1990. - № 3. - С. 115-123.

8. Понятие и основные черты информационного общества. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e-soc.ru/statya/ponyatie-i-osnovnye-cherty-informacionnogo-obshchestva (дата обращения: 14.11.2016).

9. Постиндустриальное общество. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 14.11.2016).

10. Чугунов А.В. Социальная информатика: Учебное пособие. - СПб.: НИУ ИТМО, 2012. - 223с.

11. Блауберг И.В. Холизм / Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А.М. Прохоров. - 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1969-1978.

12. Аристотель. Метафизика. - М.: Изд-во «Эксмо», 2006. - 608с. - (Антология мысли).

13. Поплавская Т.Н. Современный холизм как практическая философия. 24.03.2015. Категории: философия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://behemoth.

xn--80aaebifdalco0bp2i.xn--p1ai/?p=729 (дата обращения: 24.11.2016).

14. Поплавская Т.Н. Холистическая стратегия познания в современном гуманитарном знании // Subject and Object of Cognition in a Projection of Educational Techniques and Psychological Concepts: LXXXII International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in Psychology and Educational sciences (London, June 05 -June 10, 2014) - Лондон: Международная академия наук и высшего образования, 2014. - С. 70-72.

15. Холистический подход к науке и практике. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// samopoznanie. ru/schools/holisticheskiy_podhod_k_ nauke_i_praktike/#ixzz44lwTQ9U1 (дата обращения: 25.11.2016).

16. Аниськин В.Н. Формирование и развитие холи-стичной информационно-образовательной среды вуза (на примере ФМФИ ПГСГА) // Вектор науки ТГУ. - № 3 (21) - 2012. - С. 219-223.

17. Особенности информационного общества. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// justicemaker.ru/ view-termin.php?id=604 (дата обращения: 26.11.2016).

18. Зуева С.В., Кривоногов С.В. Аспекты и перспективы развития современных информационных технологий // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 10-12.

19. Коростелев А.А., Комар Т.В. Управление информационными потоками в аналитической деятельности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 42-45.

20. Богданова А.В., Коновалова Е.Ю. Управление качеством образования в информационном обществе как актуальная социально-педагогическая проблема // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2012. № 1. С. 15-17.

21. Дохтурова Н.В. Формирование информационно-образовательной среды учреждения дополнительного образования // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2015. № 2 (18). С. 15-17.

22. Новикова А.В. Опыт использования информационных интерактивных образовательных технологий в техническом вузе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 6 (22). С. 239-242.

23. Коростелев А.А., Полторецкий Д.А. Автоматизированные информационно-аналитические системы в аналитической деятельности управления // Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2012. № 1. С. 38-41.

24. Аниськин В.Н. Технологическая подготовка педагога в холистичной информационно-образовательной среде вуза // Поволжский педагогический вестник.

2013. № 1. С. 66-75.

25. Сергушина О.В., Евсеева О.А. Информационное обеспечение учебной деятельности студентов вуза по педагогике: постановка проблемы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 112-113.

26. Бобышев Е.Н. О механизмах реализации стратегии развития информационного общества // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 1 (10). С. 21-23

27. Симонова И.Н., Варникова О.В. Информационно-экологическая образовательная среда технического вуза // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 2. № 2 (18). С. 81-87.

28. Гущина О.М., Аникина О.В. Информационно-образовательная среда формирования индивидуальной траектории подготовки студента // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 34-37.

29. Третьякова Е.М., Одарич И.Н. Повышение познавательной активности студентов в профессиональном обучении с применением новых информационных тех-

нологий // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 123-125.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30. Аниськин В.Н., Бусыгина А.Л. Социально-технологическая и культурно-просветительская подготовка бакалавров педагогики в холистичной информационно-образовательной среде вуза // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 12-16.

31. Ярыгина Н.А. Применение инновационных технологий обучения экономических дисциплин в вузе // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 82-84

32. Кривоногов С.В., Петров В.А. Применение информационных технологий в обучении как средство повышения качества образования // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 15-19.

33. Кондаурова И.К. Перспективы организации профессиональной подготовки будущих учителей // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 25-27

34. Батова Н.С., Шуварин М.В. Стандартизация ин-фокоммуникационных и информационных технологий // Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 98-101.

35. Новикова У.М. Информационные технологии как управленческий ресурс в деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 3. С. 23-25.

36. Богданова А.В., Коновалова Е.Ю. Управление качеством образования в контексте основных противоречий глобализации // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 13-16

37. 18Маслоу Абрахам Г. Мотивация и личность. Пер. с англ. Татлыбаевой А.М. - СПб.: Евразия, 1999. - 479с.

38. Бусыгин А.Г. Десмоэкология или теория образования для устойчивого развития. Книга первая. -Ульяновск: Изд-во «Симбирская книга», 2003. - 224с.

39. Ярыгин А.Н., Аниськин В.Н., Иванов Д.В. Синергия холистичной информационно-образовательной среды как механизм повышения эффективности биологической обратной связи в профилактике употребления психоактивных веществ // Вестник Черкасского университета. - № 13 (306). 2014. - С. 47-52.

40. Осипова Н.В. Подготовка учителя иностранного языка в контексте глобального образования (на материале французского языка): дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Елец, 2010. - 199с.

41. Ласло Э. Холизм в современной науке. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. kabbalah. info/rus/content/view/frame/47602?/rus/content/ view/full/47602&main (дата обращения: 26.11.2016).

42. Аниськин В.Н., Богословский В.И., Добудько Т.В., Пугач В.И. Холистичная компоновка компьютерных аудиторий для повышения потенциала информационно-образовательной среды вуза. - СПб: «Книжный Дом», 2015. - С. 140-146.

43. Концепция развития Единой информационной образовательной среды в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://raec. ru/upload/files/eios_conception.pdf (дата обращения: 26.11.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.