Научная статья на тему 'Роль и место информационного холизма в структуре электронной образовательной среды вуза'

Роль и место информационного холизма в структуре электронной образовательной среды вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная Идея
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ХОЛИСТИЧНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ХОЛИЗМ / ELECTRONIC EDUCATIONAL SPACE / ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT / HOLISTICHNY INFORMATION AND EDUCATION ENVIRONMENT / INNOVATIVE PRINCIPLES OF TRAINING / INFORMATION HOLIZM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Добудько Т. В., Аниськин В. Н., Аниськин С. В.

В статье приводится компонентный состав современного электронно-образовательного пространства, анализируются структура и особенности структуры одноимённой среды вуза. Предполагается и доказывается, что одно из центральных мест в ней занимает холистичная информационно-образовательная среда, синергия и системная эмерджентность которой обеспечивают больший образовательный эффект по сравнению с применением в отдельности электронно-коммуникативных средств, систем и технологий обучения, а роль и место информационного холизма в электронной образовательной среде вуза являются ведущими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Добудько Т. В., Аниськин В. Н., Аниськин С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE AND INFORMATION HOLIZM''S PLACE IN TO STRUCTURE OF THE ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The component structure of modern electronic and educational space is brought in article, the structure and features of structure of the environment of the same name of higher education institution are analyzed. It is supposed and proved that one of the central places in her is occupied by the holistichny information and education environment which synergy and a system emerdzhentnost provide bigger educational effect in comparison with application separately of electronic and communicative means, systems and technologies of training, and the role and the place of information holizm in the electronic educational environment of higher education institution are leaders.

Текст научной работы на тему «Роль и место информационного холизма в структуре электронной образовательной среды вуза»

УДК 378.851

Добудько Т. В., Аниськин В. Н., Аниськин С. В.

Самарский государственный социально-педагогический университет, Россия, Самара

Dobudko T. V., Aniskin V. N., Aniskin S. V.

Samara State University of Social Sciences and Education, Russia, Samara

E-mail: vnaniskin@gmail.com, aniskinsergei@mail.ru

РОЛЬ И МЕСТО ИНФОРМАЦИОННОГО ХОЛИЗМА В СТРУКТУРЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

ROLE AND INFORMATION HOLIZM'S PLACE IN TO STRUCTURE OF THE ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Аннотация: в статье приводится компонентный состав современного электронно-образовательного пространства, анализируются структура и особенности структуры одноимённой среды вуза. Предполагается и доказывается, что одно из центральных мест в ней занимает холистичная информационно-образовательная среда, синергия и системная эмер-джентность которой обеспечивают больший образовательный эффект по сравнению с применением в отдельности электронно-коммуникативных средств, систем и технологий обучения, а роль и место информационного холизма в электронной образовательной среде вуза являются ведущими.

Abstract: the component structure of modern electronic and educational space is brought in article, the structure and features of structure of the environment of the same name of higher education institution are analyzed. It is supposed and proved that one of the central places in her is occupied by the holistichny information and education environment which synergy and a system emerdzhentnost provide bigger educational effect in comparison with application separately of electronic and communicative means, systems and technologies of training, and the role and the place

of information holizm in the electronic educational environment of higher education institution are leaders.

Ключевые слова: электронное образовательное пространство, электронная образовательная среда, холистичная информационно-образовательная среда, инновационные принципы обучения, информационный холизм.

Keywords: electronic educational space, electronic educational environment, holistichny information and education environment, innovative principles of training, information holizm.

Электронная образовательная среда (ЭОС) вуза является одним из обязательных компонентов одноименного электронного образовательного пространства (ЭОП), под которым, по мнению В.П. Тихомирова и др., понимается комплекс, включающий электронное (преимущественно, дистанционное) образование; цифровые образовательные ресурсы; программные системы электронного обучения; виртуальные процессы и ресурсы образовательной деятельности; а также технические средства обучения (ТСО) [1].

В интерпретации А.Ф. Манако, К.М. Синица [2] ЭОП трактуется как совокупность взаимосвязанных образовательных систем различной природы, способная интегрировать подпространства ЭОС, учебных программ, компетенций, электронных образовательных ресурсов (ЭОР), образовательных информационно-образовательных технологий (ОИКТ) для поддержки обучения и воспитания.

Рассматривая ЭОП с позиции информационных систем (ИС), можно считать его совокупностью взаимосвязанных ИС разной природы для поддержки процессов образования и обучения <...>, а в контексте сетевого образования под ЭОП подразумевается совокупность сред на базе глобальной информационной сети Интернет «для поддержки образовательных процессов в виде взаимосвязанных сложных систем для достижения общей цели на базе распределённого взаимодействия» [2]. В целом же определения понятия «ЭОП» оттал-

киваются от теории сложных систем, в которой под пространством понимается три и более взаимосвязанные системы, обеспечивающие решение определенных классов задач [3].

Учитывая приведённые трактовки и интерпретации феномена ЭОП, по сути, определяющие его структуру, можно предположить, что одно из центральных мест в ней, несомненно, занимает холистичная информационно-образовательная среда (ХИОС) образовательных учреждений (ОУ), в том числе и вузов, под которой мы понимаем системно-интегративный комплекс ОИКТ, аппаратных и программных, аналоговых и цифровых средств их реализации, учебных, научных, воспитательных и иных бумажных и электронных информационных ресурсов, средств их разработки, хранения и обеспечения дистанционного (сетевого) и непосредственного доступа к информации; а также традиционных ТСО, современных и перспективных электронно-коммуникативных средств, систем и технологий обучения (ЭКССТО), лабораторного, учебно-производственного и специального оборудования [4].

Степень значимости и роль ХИОС вуза в ЭОП определяется её дидактическими функциями, среди которых можно выделить такие, как:

- возможность выстраивания индивидуальных траекторий обучения на основе унификации организационно-координационных, контролирующих и регуляционных дидактических механизмов, реализуемых в ЭОП;

- определение наиболее оптимальных мер контроля приёма абитуриентов в ОУ, дидактического сопровождения их дальнейшего обучения в статусе студентов, сдачи и приёма зачётов, экзаменов и т.д.;

- распространение и внедрение в практику ОУ передового и инновационного теоретического и практического педагогического опыта;

- дополнительные возможности для реализации современной компетент-ностно-ориентированной парадигмы высшего профессионального образования и повышения качества подготовки будущих специалистов;

- обеспечение оперативного доступа студентов и преподавателей к любому образовательному контенту, необходимому субъектам образования, и возможности внесения нужного изменения в него [5].

Исходя из отмеченных дидактических функций ХИОС вуза, реализация которых в значительной мере способствует повышению общего потенциала ЭОП, можно предположить, что её лейтмотивной базой и основными условиями развития является комплексирование и интеграция локальных ЭОС и обеспечивающих их ЭКССТО различных ОУ в единое ЭОП на основе принципа информационного холизма. Суть этого принципа заключается в интеграции различных по своим дидактическим свойствам и функциям форм, методов, средств и технологий обучения, а также дидактического, научного, производственного и культурно-просветительского потенциала инфраструктуры ОУ, в том числе вузов, и их партнёров, в единую педагогическую систему, обеспечивающую реализацию синергетического эффекта и эмерджентности в учебно-воспитательном процессе [4].

В этом случае в структуре ЭОП вуза информационный холизм играет роль универсального и эффективного механизма оптимизации системы высшего профессионального образования, интегрирующего социальные, технологические, экономические, политические и культурные критерии современного информационного общества и системно объединяющего их в единое социально-информационное пространство. Информационный холизм способен выполнять функции онтологического холизма, который определяет приоритет це-лостностей перед отдельными элементами. Ведь именно благодаря холизму (от греч. ^^ - целый, весь), рассматриваемому в философии как позиция целост-

ности, миром управляет процесс творческой эволюции - процесс создания новых целостностей [6].

Основываясь на результатах исследований Т.Н. Поплавской [7], мы считаем, что в структуре ЭОС вуза информационный холизм играет роль той философской позиции, которая интегрирует различные взгляды и подходы субъектов ЭОП в единое целое мировоззрение, а формируемая ныне холистичная парадигма способна дать ответы на многие вопросы, стоящие перед субъектами системы высшего профессионального образования. Если же говорить о роли и месте информационного холизма в предметной составляющей ЭОП, то вполне очевидно, что на современном этапе развития информационного общества, когда особо важен философский синтез современных концепций естествознания, пока ещё не отражённый полностью в учебной и научной литературе, холи-стичный подход может весьма эффективно адаптировать предметные знания к их использованию для комплексного решения образовательных и научных проблем [7].

Ценностно-ориентирующая и интегрирующая функции философии могут послужить наглядным подтверждением нашего мнения, так как они определяют систему критериев оценочной деятельности и правильной ориентации обучающихся в мире, обобщают, систематизируют и интегрируют накопленное человечеством знание, что, несомненно, способствует повышению качества образования в целом и предметного обучения, в частности. Дополнительным доводом в пользу этого мнения служит и определение холизма, в его качественном и организационном отношениях, как учения о высшей и всеохватывающей целостности окружающего мира и ноосферы, объединяющей области биологической, физической и психологической действительности [8].

На основании результатов исследований интегративных возможностей холистичного подхода в образовании, науке и практике, можно сделать вывод о

том, что феномен информационного холизма основывается на непосредственной целостной взаимосвязи материального и идеального. Холистичный метод представляет собой теорию о нераздельной взаимосвязи и целостности окружающей нас действительности, о постоянном обновлении и преобразовании всех видов живой материи [9], а одноимённый методологический принцип широко используется в трактовке и раскрытии сущности таких педагогических явлений, как: целостный педагогический процесс, целостное формирование личности в педагогическом взаимодействии, целостное воспитание качеств личности и т.п. [10]. Очевидно, что эти педагогические действия и явления должны входить в число необходимых и значимых компонентов структуры ЭОС вуза, что служит ещё одним доказательством ведущей роли информационного холизма в ней.

По результатам анализа психолого-педагогических и научно-методических работ можно также сделать вывод о том, что в условиях глобализации высшего профессионального образования холистичный метод особенно эффективен при обучении студентов иностранным языкам, когда учебно-воспитательный процесс вуза является той призмой, сквозь которую глобальное воспринимается, оценивается и становится мировоззренческим ориентиром субъекта через явления собственной культуры, а собственная жизнь индивида (обучающегося) и его ближайшего окружения рассматриваются в контексте глобальных процессов в обществе [11]. В этом случае информационный холизм выступает как один из инновационных дидактических принципов и занимает своё место в ряду таких принципов обучения, как: научности, систематичности и доступности, интегративности и генерации знаний, культуросообразности и гуманизма [4].

Известно также, что предметный информационный холизм, формирующий и развивающий у обучаемых цельную (холистичную) картину реальности

при изучении ими конкретных учебных дисциплин и играющий при этом роль культурологической основы, уже подтвердил свою целесообразность и эффективность в таких предметных областях, как: физика, биология, психология, лингвистика, культурология и др. [12].

Обобщая вышеизложенное можно сделать вывод о том, что синергетиче-ский эффект и системная эмерджентность ХИОС вуза дают гораздо больший образовательный эффект по сравнению с применением в отдельности самых совершенных современных и перспективных ЭКССТО, а роль информационного холизма в этой единой ЭОС, являющейся основным элементом системы образования, является одной из ведущих.

В целом же, рассматривая степень значимости (место) информационного холизма среди компонентов ЭОС вуза и его влияние (роль) на учебно-воспитательный процесс, протекающий в структуре ЭОС, как описание определённого множества оптимизирующих действий, можно с весьма высокой степенью вероятности предположить, что в условиях информационного ЭОП именно принцип информационного холизма определяет структуру ХИОС ОУ (вуза), наиболее полно отвечающую основным критериям и компетентностно-ориентированной парадигме современной системы высшего профессионального образования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Тихомиров, В. П. Дистанционное обучение: к виртуальным средам знаний / В. П. Тихомиров, В. И. Солдаткин, С. Л. Лобачев, О. Г. Ковальчук // Дистанционное образование. - 1999. - № 2. - С. 8-16.

2. Манако, А. Ф. Электронные научно-образовательные пространства и перспективы их развития в контексте поддержки массовости и непрерывности / А. Ф. Манако, К. М. Синица // УСИМ. - 2012. - № 4. - С. 83-92.

3. Добудько, Т. В. Формирование информационно-технологической компетентности магистров педагогического образования в контексте развития электронного образовательного пространства педагогического вуза / Т. В. Добудько [и др.] // Самарский научный вестник. - 2017. - Т. 6. - № 1 (18). -С. 181-186.

4. Аниськин, В. Н. Модель информационно-образовательного холизма / В. Н. Аниськин, С. В. Аниськин, Т. В. Добудько, В. И. Пугач // Балтийский гуманитарный журнал. - Т. 5. - № 4 (17). - 2016. - С. 135-139.

5. Казаков, К. Предпосылки создания и новые возможности Концепции развития ЕИОС / К. Казаков. - 19.06.2013. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/новости/ (дата обращения: 02.02.2017).

6. Блауберг, И. В. Холизм / Гл. ред. А.М. Прохоров // Большая советская энциклопедия в 30 томах. - М. : Советская энциклопедия, 1969 - 1978.

7. Поплавская, Т. Н. Холистическая стратегия познания в современном гуманитарном знании / Т. Н. Поплавская. - Лондон, 2014. - С. 70-72.

8. Словари и энциклопедии на Академике. - Режим доступа: http: http://dic.academic.ru/ (дата обращения: 03.02.2017).

9. Холистический подход к науке и практике. - Режим доступа: http:// samopoznanie.ru/schools/ (дата обращения: 04.02.2017).

10. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь : для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед. / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М. : Академия, 2001. - С. 162.

11. Осипова, Н. В. Подготовка учителя иностранного языка в контексте глобального образования (на материале французского языка) : дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. В. Осипова. - Елец, 2010. - 199 с.

12. Ласло, Э. Холизм в современной науке / Э. Ласло. - Режим доступа: http://www.kabbalah.info/rus/ (дата обращения: 04.02.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.