Научная статья на тему 'Специфика формирования дополнительных профессиональных компетенций у будущего специалиста по физической культуре и спорту'

Специфика формирования дополнительных профессиональных компетенций у будущего специалиста по физической культуре и спорту Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ГЕНДЕР / ЭТИКА / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусарова Анна Николаевна

В статье раскрыты необходимость и специфика формирования дополнительных профессиональных компетенций у будущего специалиста в области спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гусарова Анна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика формирования дополнительных профессиональных компетенций у будущего специалиста по физической культуре и спорту»

УДК 378: 796

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

PECULIARITY OF FORMATION OF ADDITIONAL PROFESSIONAL COMPETENCES FOR FUTURE SPECIALIST IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

А. Н. Гусарова

A. N. Gusarova

ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола

Аннотация. В статье раскрыты необходимость и специфика формирования дополнительных профессиональных компетенций у будущего специалиста в области спорта.

Abstract. The article reveals the need for formation of additional professional competences at future specialist in sports.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, гендер, этика, здоровьесбережение, формирование.

Keywords: professional competences, gender, ethics, health-protective, formation.

Актуальность исследуемой проблемы связана с модернизацией образования в Российской Федерации, которая характеризуется переходом с нового 2011 года на обучение в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО) и повышенным вниманием к спорту в связи с проведением грандиозных спортивных мероприятий -Летней Универсиады в Казани в 2013 году и Зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году. В связи с этим возникает острая необходимость в качественной подготовке конкурентоспособных специалистов в области спорта. Сделать это можно путем выделения научно обоснованных свойств и качеств личности будущего тренера, а также применения полученных знаний на практике в процессе обучения в вузе для их дальнейшей эффективной тренерской деятельности. Однако анализ существующей системы подготовки вскрыл необходимость коррекции и оптимизации образовательного процесса в вузе, детерминирующего формирование дополнительных профессиональных компетенций у будущего спортивного специалиста.

Материал и методика исследований. Материалом исследования явились научные изыскания отечественных исследователей. Для достижения поставленных целей нами были осуществлены анализ, систематизация и обобщение педагогической, психологической, научно-методической литературы, раскрывающие различные аспекты формирова-

ния дополнительных профессиональных компетенций у будущего специалиста в области спорта, а также обзор отечественного и зарубежного опыта в области спортивной профессиональной подготовки.

Результаты исследований и их обсуждение. В последнее десятилетие в научных кругах становится заметной тенденция к активному исследованию составляющих компетентности различных специалистов. Весь мир начинает говорить о «максимально профессиональных» работниках. Наличие таких кадров, на наш взгляд, способно не только формировать имидж страны, но и возводить в определенные рамки, диктовать свои условия в социально-экономических вопросах развития других конкурентоспособных стран. Анализируя ФГОС ВПО по специальности «Физическая культура и спорт», мы видим, что все представленные компетенции разделены на следующие блоки: педагогическая деятельность, тренерская деятельность, рекреационная деятельность, организационноуправленческая деятельность и культурно-просветительская деятельность. Однако, интерпретируя программное содержание учебных курсов и имеющихся в ФГОС компетенций, можно с уверенностью говорить о том, что данный подход к современному образованию не отражает всей сущности профессиональной деятельности будущего специалиста. Напомним, что каждая профессия формирует определенные установки, черты личности, манеру поведения, задает направление развитию личности. Профессия педагога такова, что целью его деятельности является формирование всех ключевых компетенций у своих учеников. Условием успешного решения этой проблемы является сформированная профессиональная компетентность у будущего специалиста еще на студенческой скамье.

Определенно, профессиональная деятельность специалиста в области спорта многогранна, следовательно, к комплексу основных, а также дополнительных компетенций предъявляются большие требования. Известно, что спорт носит массовый характер и не ограничивается гендерными рамками и, как следствие, гендерно ориентированными компетенциями у спортивного специалиста. К настоящему времени накопился достаточный багаж знаний в области половых различий в спорте. Существует большое количество исследований (Е. П. Ильин, М. С. Каган, И. Ф. Исаев, Н. И. Костина, Л. М. Сухорукова, И. А. Загайнов и др.) по проблеме психологических и морфофизиологических особенностей юношей и девушек в образовательном процессе. Тем не менее, на практике возникает множество трудностей, связанных с половыми различиями в спорте. По словам Е. П. Ильина [2], с этим сталкиваются многие тренеры, особенно переходящие из мужских команд в женские. Высокая тревожность, эмоциональность, доверчивость, конфликтность, осмотрительность в действиях и поступках, большая ведомость, зависимость от группы, необходимость в постоянной поддержке и социальном одобрении, большая, чем у мужчин, солидарность между собой приводят к проблемам, которые в мужских командах могут отсутствовать. Женщины требуют большего к себе внимания со стороны тренера, больше нуждаются в опеке. В отличие от лиц мужского пола, ценящих в людях более всего рационально-волевые качества, женщины большее значение придают качествам, влияющим на общение. Уровень (глубина и широта) оценочных суждений у девочек и девушек выше, чем у мальчиков и юношей, поэтому тренер в женских коллективах подвергается большему критическому рассмотрению. И это далеко не полная характеристика гендерной специфики профессиональной деятельности спортивного специалиста. Тем не менее, в университетах России этому вопросу уделяется крайне мало учебного времени и лишь на коротких по продолжительности курсах «Психология спорта».

Помимо формирования гендерных компетенций у специалиста в области спорта, мы считаем необходимым отметить также несформированность этических компетенций в период обучения. Об этом свидетельствуют наблюдения и опросы тренеров различных видов спорта. Специфика спорта такова, что язык общения между тренером и его подопечным претерпевает множество изменений и порой сводится лишь к постоянным окрикам, побуждению к действию. Без полноценного образования в вузе, детерминирующего ценностные, моральные, этические установки, начинающий специалист будет непременно сталкиваться с трудностями в решении вопросов, касающихся этики. Вообще, вопрос этики в спорте занимает одну из центральных позиций. Это обусловлено, прежде всего, тем, что спорт, по сути, - это непрекращающаяся соревновательная деятельность и взаимодействие. Кроме внешних проявлений соперничества присутствуют и глубинные личностные компоненты соревновательной деятельности, например, самосознание, в котором человек всегда сопоставляет себя с другими и оценивает результат этого сопоставления, самоутверждение и самоактуализация. Таким образом, становится заметна необходимость развития и становления в профессиональной структуре личности будущего спортивного специалиста этической компетентности. Однако, возвращаясь к программе подготовки студентов по специальности 034300 Физическая культура и спорт, следует сказать, что вопрос этики рассматривается лишь с позиции конфликтологии в процессе одноименного учебного курса.

Еще одна проблема, волнующая умы исследователей в последние десятилетия, -сохранение и укрепление здоровья в спорте и, как следствие, формирование здоровьесберегающих компетенций. В ФГОС ВПО представлены в общем виде общекультурные и профессиональные компетенции. На наш взгляд, они не отражают полноценной здоровьесберегающей деятельности будущих специалистов по спорту. Более того, по нашим оценкам, в российских вузах данной проблеме уделяется недостаточное внимание и, как следствие, наблюдается неразработанность учебных курсов, направленных на формирование здоровьесберегающих компетенций.

Согласно статистике, ежегодно в России признаются инвалидами до 1 млн человек, и, к сожалению, в этом количестве довольно высок процент профессиональных спортсменов. Известно, что спортивная деятельность требует серьезных энергетических, физических и психологических затрат организма. Часты ситуации, когда спортсменам приходится выступать на пределе сил и возможностей, преодолевая естественные сигналы организма об опасности (боль, усталость). Это не проходит бесследно для их здоровья. Когда же речь идет об опасных видах спорта, к которым, в частности, относится спортивная и художественная гимнастики, хоккей, бокс и другие виды борьбы, положение еще более усугубляется повышенной по сравнению с другими видами спорта вероятностью травматизма. Особое опасение, по словам С. П. Завитаева [1], вызывает здоровье детей, занимающихся данными видами спорта, поскольку у них еще идет формирование организма и они более уязвимы, нежели взрослые спортсмены. Все это, безусловно, актуализирует необходимость принятия радикальных мер, направленных на сохранение здоровья юных спортсменов в тренировочном процессе. Организацию здоровьесберегающей спортивной подготовки, направленной на соблюдение паритета сохранения здоровья и достижения высокого спортивного результата, необходимо ставить во главу всего процесса подготовки. Поэтому на этапе обучения в вузе будущий тренер должен четко осознавать важность сохранения здоровья своих воспитанников, имея свои собственные сформированные ценности и ориентации на здоровьесбережение.

Таким образом, мы видим, что в образовательном процессе вуза происходит недостаточное формирование выделенных нами трех дополнительных профессиональных компетенций (гендерных, этических, здоровьесберегающих), которые, несмотря на свою социально обусловленную природу, занимают ключевые позиции в деятельности специалиста. Это требует разработки таких подходов к учебному процессу, которые позволят строить образовательный континуум с учетом комплексных потребностей не только в ярко выраженных профессиональных компетенциях, но и в дополнительных, без которых гармоничное становление будущего специалиста в области спорта просто невозможно. При этом должны соблюдаться такие условия, как:

1) разработка теоретических и методологических основ гендерных, этических и здоровьесберегающих подходов в высшей школе;

2) создание соответствующей документально-нормативной базы со стороны органов управления образованием;

3) формирование у профессорско-преподавательского состава понимания в необходимости внедрения данных подходов в образование;

4) содержательная и методическая подготовка педагогов к реализации данных принципов.

Мы считаем, что образовательный процесс требует внедрения в блок психологопедагогических дисциплин по специальности «Физическая культура и спорт» авторского спецкурса, который позволит успешно формировать и развивать гендерные, этические, здоровьесберегающие компетенции у будущих специалистов. Технологически спецкурс представлен основными видами обучения: лекционными занятиями, семинарами, минитренингами, ролевыми играми, комплексом проблемно-поисковых упражнений и производственных ситуаций (case-study). Содержание такого спецкурса позволит сформировать у студентов представления о гендерной и полоролевой идентичности, определяющие подобные установки и, как следствие, грамотное поведение и отношение к гендерным различиям, а также здоровьесберегающее и этически насыщенное мировоззрение. Кроме того, благодаря спецкурсу будущие специалисты получат возможность с уверенностью использовать диагностические методики, позволяющие констатировать уровень сформи-рованности искомых компетенций у себя и своих воспитанников.

Резюме. Мы наглядно показали, что современное образование нуждается в корректировке содержания спортивного образования. Сделать это можно, на наш взгляд, путем разработки специальных подходов к учебному процессу и введения в образовательный процесс вуза спецкурса, призванного способствовать гармоничному развитию и становлению искомых компетенций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Завитаев, С. П. Здоровьесберегающая методика спортивной подготовки юных хоккеистов : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / С. П. Завитаев. - Челябинск, 2004. - 23 с.

2. Ильин, Е. П. Психология физического воспитания : учебник для институтов и факультетов физической культуры / Е. П. Ильин. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. - 486 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.