ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 378.14.015.62
А. Н. Гусарова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА
В связи с проведением грандиозных спортивных мероприятий и, как следствие, повышенным вниманием к системе подготовки высокопрофессиональных специалистов в области физической культуры и спорта, назрела острая необходимость пересмотра и модернизации системы высшего спортивного образования, которое должно отвечать постоянно меняющимся запросам общества и государства, быть построено по принципу опережения.
Давая характеристику современному образованию, мы говорим о том, что оно строится по принципу компетентностного подхода и заключает в себе содержание основного понятия «профессиональная компетентность». На наш взгляд, это соответствие имеющихся у специалиста определенных качеств предъявляемым ему должностным требованиям, а именно знаний, умений, навыков, определенного рода мотиваций на данную профессиональную деятельность, готовность к выполнению должностных обязанностей, а также единство теоретической и практической готовности к конкретному труду. Однако анализ современной подготовки специалистов в области физической культуры и спорта, а также имеющихся в науке методических изысканий показал, что в образовательном процессе уделяется крайне мало внимания становлению дополнительных профессиональных компетенций: гендерной, этической и
здоровьесберегающей в профессиональной структуре будущего специалиста.
Для эффективного развития и формирования представленных компетенций мы выделяем следующие педагогические условия: разработку и внедрение теоретической модели формирования гендерной, этической и здоровьесберегающей компетенций в процесс обучения в вузе; учет индивидуальных особенностей будущих специалистов в области физической культуры и спорта; интеграцию расширенных гендерных, здоровьесберегающих и этически ориентированных знаний в сущность и содержание педагогического процесса высшей спортивной подготовки путем внедрения в учебный процесс электронного учебно-методического комплекса «Формирование дополнительных профессиональных компетенций у будущих специалистов в области физической культуры и спорта». Эффективность выделенных необходимых и достаточных условий подтверждается результатами разработанного комплекса анкет и заданий по принципу саве-вШёу, которые отражены в гистограммах.
Ключевые слова: формирование, профессиональная компетентность, конкурентоспособность, спорт, гендерная
компетентность, этическая компетентность, здоровьесбережение, подготовка специалиста высшей школы, педагогические условия.
ГУСАРОВА Анна Николаевна - соискатель ученой степени кандидата педагогических наук, тренер-преподаватель Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва», Республика Марий-Эл, г. Йошкар-Ола.
E-mail [email protected]
GUSAROVA Anna Nikolaevna - Applicant for a degree of Candidate of Pedagogical Sciences, Trainer-Instructor of the State Funded Educational Institution Additional Education of Children “Specialized Children and Youth Sports School of Olympic Reserve”, the Republic of Mari-El, Yoshkar-Ola.
E-mail [email protected]
A. N. Gusarova
Teaching Conditions of Training Future Specialists for Working with Students of Sports Schools of the Olympic Reserve
At a time when our country is organizing great sport events, much attention is paid to the training of highly competent
specialists in physical culture and sport; consequently there is a strong need for reorganization and modernization of higher sport
education system that should be advanced and adapted to the changing society and state’s demands.
Describing the modern education, we suppose that it is followed by competence building approach and contains the main concept of “professional competence”. In our opinion, it means personal needs that are relevant to job duties, namely knowledge, professional skills, experience, motivation to the given activity, readiness to work and unity of theory and its practical performance. However, analyzing the modern method of training specialists in physical culture and sport as well as the existing
research, it was concluded that in education too little attention is paid to supplementary professional competence: gender,
ethic and health protection in professional structure of the future specialist.
For effective formation and development of the presented competence we point out the following teaching conditions: development and implementation of the theoretical model of formation of gender, ethic and health keeping competences in the process of studying in Higher Educational Institution; consideration of future specialist’s individual abilities in the field of physical culture and sport; integration of extended gender, health protection ethically oriented knowledge in the essence and content of pedagogical process of higher sport training through implementation of electronic teaching materials “Formation of additional professional competences of future specialists in the sphere of physical culture and sport” in a training process. Efficiency of the selected and sufficient conditions has been confirmed due to developed set of questionnaires and tasks by a principle “case-study”, the results of which are reflected in histograms.
Key words: formation, professional competence, competitive ability, sport, gender competence, ethic competence, health protection, training of a specialist of higher school, teaching conditions.
Введение
В преддверии грандиозного события мирового масштаба - 0лимпиады-2014 в Сочи глава государства В. В. Путин отметил, что развитие спорта в нашей стране напрямую отражает социальную и экономическую ситуацию, успехи или неуспехи государства. Объясняется это прежде всего тем, что физическое состояние, здоровье нации взаимосвязаны с экономикой: здоровые, деятельные граждане обладают повышенной работоспособностью, имеют большие возможности для самореализации, а эффективная экономика создает твердую почву для положительных явлений, представляя собой помеху таким негативным общественным проявлениям, как преступность, пьянство и т. д. Об этом известно каждому руководителю всех государств, именно поэтому спрос на физически развитых, ориентированных на поддержание своего здоровья граждан неуклонно растет. Неслучайно физическая культура и спорт (ФКиС) имеют многовековую историю. А потому, по словам Президента РФ, развитию спорта следует уделять особое внимание [1].
В настоящее время в России действуют Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г., и Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы». Благодаря поддержке правительства массовый спорт, спорт высших достижений приобретают особую социальную значимость.
В целевой программе ясно значится «обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения», что говорит о важности и необходимости занятий физической культурой и спортом.
Однако взойти на Олимпийский пьедестал или привлечь как можно больше граждан к занятиям физической культурой с каждым годом становится все труднее. Назрела острая необходимость в качественном научно-методическом сопровождении и высокопрофессиональной подготовке. Современное образование должно отвечать постоянно меняющимся запросам общества и государства, должно быть построено по принципу опережения. Поэтому за последнее время в науке появилось достаточное количество исследований, посвященных проблеме подготовки таких специалистов, однако большинство из них носит описательный характер либо может быть применено к определенным видам спорта, а потому необходимо выделить условия для эффективной подготовки высококонкурентного специалиста для работы с воспитанниками спортивных школ олимпийского резерва.
Смысловая и нормативная компонента содержания современного образования
Известно, что современное образование строится
по принципу компетентностного, личностно ориентированного подхода и становится основным направлением государственной политики. В настоящее время происходит процесс модернизации отечественного образования и обучения. Для такого явления характерна реализация инновационных
принципов на всех уровнях образовательной практики. Активное обсуждение важнейших положений, идей, перспектив и условий реализации компетентностного подхода в образовании происходило в исследованиях ведущих отечественных ученых: И. А. Зимней, Б. Д. Эльконина,
В. Д. Шадриковой, Н. В. Нижегородцевой и др.
В монографии С. А. Хазовой «Компетентность
конкурентоспособного специалиста по физической
культуре и спорту» мы встречаем мнение о том, что в настоящее время в науке имеется достаточное количество трактовок понятия и сущности компетентности, равно как и профессиональной компетентности [2]. Некоторые исследователи рассматривают компетентность как способность, т. е. с точки зрения результата развития компетентности другие устремлены на структуру, характеристики которой также значительно разнятся в зависимости от углов зрения авторов: от идентичности понятия «профессионализм» до простой совокупности знаний, умений и навыков. Однако анализ большинства источников показал, что справедливость какого-то определенного взгляда на проблему не доказана, следовательно, мы вправе брать за основу то понимание, которое в большей степени отвечает идее нашего исследования. Как справедливо замечает С. А. Хазова, практически все имеющиеся в науке мнения на природу компетентности имеют «рациональное зерно». Кроме того, заметной противоречивости в данных идеях не наблюдается, и, что интересно, они во многом дополняют друг друга. Происходит это благодаря тому, что разные авторы придерживаются различных походов к пониманию предмета: экономического, психологического, и др.
На наш взгляд, термин «профессиональная компетентность» заключает в себе соответствие имеющихся у специалиста определенных качеств его личности предъявляемым ему должностным требованиям, а именно знаний, умений, навыков, определенного рода мотиваций на данную профессиональную деятельность, готовность к выполнению должностных обязанностей, а также единство теоретической и практической готовности к конкретному труду. Такая категория компетентности позволяет специалисту реализовать на практике свой потенциал для успешной творческой профессиональной деятельности. Сама профессиональная компетенция может определяться как овладение специалистом всеми профессиональными компетенциями.
В ежегодном послании Президента РФ Федеральному собранию в декабре 2013 г. вновь поставлена задача пересмотра и переосмысления сущности процесса воспитания и социализации путем коррекции системы педагогической подготовки специалистов. Государством были приняты интенсивные меры, направленные на поднятие общественного престижа профессии педагога. Нормативными ориентирами модернизации современного образования выступили Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», а также Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 2620р «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».
В связи с этим возникает острая необходимость в качественной подготовке конкурентоспособных специалистов в сфере дополнительного образования детей, в частности в области физической культуры и спорта, что, на наш взгляд, способно не только формировать имидж страны, но и возводить в определенные рамки, диктовать свои условия в социально-экономических вопросах развития других конкурентоспособных стран. Сделать это можно путем выделения научно-обоснованных свойств и качеств личности будущего тренера, а также применения полученных знаний на практике в процессе обучения в вузе для их дальнейшей эффективной тренерской деятельности. Однако анализ существующей системы подготовки вскрыл необходимость коррекции и оптимизации образовательного процесса в вузе, детерминирующего формирование дополнительных профессиональных компетенций: гендерной, этической и здоровьесберегающей у будущего специалиста в сфере дополнительного образования детей, которым в федеральном государственном образовательном стандарте третьего поколения, а также в реальной образовательной практике вуза не уделяется должного внимания.
Специфики дополнительных профессиональных компетенций будущего специалиста
Раскрывая потенциал развитой гендерной компетенции, мы говорим об успешной гендерной социализации и адаптации личности, толерантном гендерном поведении, исключая стереотипизацию и сексизм, высший уровень гендерного самосознания и чувствительности. Сформированная здоровьесберегающая компетентность предполагает наличие у студента багажа знаний о здоровье, способах и приемах его сохранения и приумножения, а также мотивацию на здоровый образ жизни и здоровьеохранное поведение. Этическая компетентность уже на среднем уровне сформированности проявляет себя в установленной системе усвоенных этических норм, значительном нравственном контроле
за поведением, а также наблюдается формирование нравственного сознания благодаря включению в свою жизнь моральных принципов. Все сказанное делает компетентностно-ориентированный подход в современном спортивном образовании наиболее эффективным в реализации требований, предъявляемых к будущему конкурентоспособному специалисту в области физической культуры и спорта. Однако такая система подготовки тренера-преподавателя, педагога дополнительного образования детей и формирование в его профессиональной структуре личности гендерной, этической, здоровьесберегающей компетенций в настоящее время разработаны недостаточно благодаря большому количеству интегрируемых и детерминируемых факторов при становлении дополнительных профессиональных компетенций, что делает последние синтезом целого ряда ключевых педагогических и дополнительных компетенций. Следовательно, задача создания условий для развития и формирования представленных выше параметров профессиональной личности не может быть решена средствами традиционного, общепринятого высшего педагогического образования и требует дальнейшей разработки.
Изучив имеющиеся в науке методические изыскания и разработав на их основе теоретическую модель формирования гендерной, этической и здоровьесберегающей компетенций в период обучения в вузе, считаем уместным выделить и раскрыть сущность необходимых и достаточных условий для эффективного построения образовательного процесса с введением интегрированного учебно-методического комплекса, ведь еще Л. С. Выготский говорил о целесообразности заблаговременно создавать условия, которые требуются для развития соответствующих психических качеств, несмотря на их незрелость [3].
Необходимые и достаточные условия для эффективного формирования дополнительных профессиональных компетенций будущего специалиста в области физической культуры и спорта
Для начала определимся с понятием «условие». В философских исследованиях, а ведь именно таковой категорией является «условие», ей уделяется центральное место, обозначает отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых этот предмет существовать, развиваться не может [4].
С точки зрения С. И. Ожегова, понятие «условие» следует трактовать, с одной стороны, как «обстоятельство, от которого что-нибудь зависит», а также, как «обстановку, в которой происходит, осуществляется что-либо» [5].
В педагогических исследованиях условия определяются как:
- «совокупность мер, направленных на повышение эффективности педагогической деятельности» [6];
- «совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, педагогических приемов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных в исследовании задач» [7];
- результат «целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения... целей» [8];
- «положения нормативного характера, ориентированные на изменения педагогической действительности и, тем самым, на получение нового педагогического знания о ней, на развитие этого знания» [9];
- «определенная организация образовательного процесса в совокупности педагогических средств, методов и форм организации образовательного процесса, конкретных способов педагогического взаимодействия, информационного содержания образования, особенностей психологического микроклимата, обеспечивающая возможность целенаправленного педагогического воздействия на учащихся» [2].
Таким образом, определения понятия «педагогические условия» могут и должны рассматриваться с позиции многоуровневости и многофакторности, исключая монологическое изложение содержания, а также подразумевая комплекс мер, с четко аргументированными взаимодействующими и взаимодополняющими целями. Именно такой подход, на наш взгляд, создаст позитивную среду для становления и развития выделенных компетенций, исключая проникновение в их состав случайных, не способствующих обеспечению желаемой эффективности факторов.
Кроме того, большинство исследователей предлагают классифицировать все педагогические условия как три основные логические группы. К первым относятся информационные, в которых раскрываются содержание образования и знаниевая сущность всего педагогического процесса. Ко вторым причисляют технологические, в которых содержатся описание организационных форм, средств, методов, этапов и т. д. К третьей группе чаще всего относят личностные, т. е. индивидуально-личностные качества всех субъектов образовательного процесса, такие как мотивационная основа деятельности, ценностные
ориентации, стили общения и поведения [10-12]. Используя эти знания, мы выделили следующие
педагогические условия применительно к тематике нашего исследования с целью эффективного
формирования гендерной, здоровьесберегающей и этической компетенций у будущих специалистов в области физической культуры и спорта:
- разработка и внедрение теоретической
модели формирования гендерной, этической и
здоровьесберегающей компетенций в процесс обучения в вузе;
- учет индивидуальных особенностей будущих специалистов в области физической культуры и спорта;
- интеграция расширенных гендерных, здоровьесберегающих и этически ориентированных знаний в сущность и содержание педагогического процесса высшей спортивной подготовки путем внедрения в учебный процесс электронного учебно-методического комплекса «Формирование дополнительных профессиональных компетенций у будущих специалистов в области физической культуры и спорта».
Первое условие диктует необходимость сосредоточения внимания на специфике всех компонентов процесса обучения. Основой нашей модели явилась цель, которая представляет собой «успешное формирование гендерной, этической и здоровьесберегающей компетенций». Также в ней содержатся задачи процесса подготовки специалиста, которые были разработаны на основе обобщенного, синтезированного вычленения компонентов профессиональных компетенций: ценностносмыслового, гностического, деятельностно-поведенческого. Учет выделенных в модели причин, затрудняющих развитие и становление гендерных, этических, здоровьесберегающих компетенций, поможет избежать ненужных трат имеющихся ресурсов и сэкономить время, необходимое для качественного формирования последних. Так, нами были определены следующие трудности: малая разработанность
методологических основ гендерных, этических, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе вуза по специальности «Физическая культура и спорт»; специфически сложная система содержания гендерного, этического, здоровьесберегающего образования, в связи с чем возникают трудности их проникновения в учебный процесс; сложность в отслеживании результатов усвоения гендерных, этических, здоровьесберегающих установок еще во время обучения.
Избежать возможных трудностей, на наш взгляд, можно благодаря представленному также в нашей модели ряду педагогических принципов: научности преподаваемого материала; систематичности и последовательности; культуросообразности; гуманистической направленности профессиональной подготовки; дифференциации и индивидуализации обучения; междисциплинарной интеграции важнейших компонентов компетентностного подхода; самостоятельности, осознанности и творческой активности личности студентов.
Зная и владея общими и специфичными организационными формами образовательного процесса, которые также отражены нами в разработанной модели и в дальнейшем активно использовались, можно грамотно строить педагогическое воздействие.
В представленной модели обозначены основные
средства, с помощью которых возможно задать направление всего образовательного процесса на усвоение гендерных, этических и здоровьесберегающих знаний умений и навыков: Федеральный государственный образовательный стандарт ВПО, учебные программы и планы вуза, методические и учебные пособия, технические средства, образовательные технологии, образовательные стратегии вуза.
Учитывая современные образовательные тенденции, можно и нужно строить процесс обучения с учетом последних социальных требований. К ним мы относим фундаментализа-цию, теоретизацию, гуманитаризацию, аксиологиза-цию, профессионализацию, целостность и интеграцию, вариативность, многоуровневость и непрерывность, стандартизацию.
В результате введения разработанной нами теоретической модели в образовательное пространство вуза мы ориентируемся на высокий уровень сформированности гендерной, этической и здоровьесберегающей компетенций у будущих специалистов дополнительного образования детей в области физической культуры и спорта.
Именно учет специфики каждого компонента, его взаимосвязь с другими факторами системы оказывают существенное влияние на сущность всего процесса высшей спортивной подготовки и выступают в качестве одного из основных необходимых и достаточных педагогических условий.
Вторым необходимым и достаточным условием для эффективного формирования изучаемых дополнительных профессиональных компетенций выступает учет индивидуальных особенностей будущих специалистов в области физической культуры и спорта. Суть данного подхода сводится, прежде всего, к процессу обучения, основной детерминантой которого является опора на личностные морфо-психо-физиологические основы всех субъектов образовательного процесса. По мнению родоначальника отечественной теории личности С. Л. Рубинштейна [13], «выбор технологий должен основываться не только на требованиях социума, но и на индивидуальных психических и личностных свойствах» обучаемого. Также различные аспекты личностно-ориентированного обучения представлены в работах таких крупных ученых и практиков как В. В. Давыдов [14], В. А. Петровский [15] и др. В этих исследованиях можно выявить четкую тенденцию к пониманию обучения, результатом которого становится воспитание и развитие личности, способной к саморазвитию.
Достижение поставленной цели диктует отказ от такой организации обучения, при которой учебная деятельность сводится лишь к присвоению и потреблению знаний, другими словами, попросту
Рис. 1. Уровень развития гендерной компетенции до и после формирующего эксперимента
репродуктивному усвоению, а не к воспроизведению полученных сведений. Ценность такого подхода велика: обучаемый сам создает новые знания с опорой на свою личность, предыдущий опыт, его самобытность. Таким образом, реализация второго педагогического условия не сводится лишь к функции педагога передавать информацию, но заставляет его искать и находить реальный уровень мотивов, интересов, интеллектуальный уровень обучаемого с целью побудить последнего к образованию важнейшей личностной характеристики - саморазвитию.
Третьим необходимым и достаточным условием, применительно к построению системы образования мы называем интеграцию расширенных гендерных, здоровьесберегающих и этически ориентированных знаний в сущность и содержание педагогического процесса высшей спортивной подготовки путем внедрения в учебный процесс авторского электронного учебно-методического комплекса «Формирование дополнительных профессиональных компетенций у будущих специалистов в области физической культуры и спорта». Вообще в последнее время большинство исследователей, занимающихся проблемой формирования каких-либо личностных и профессиональных качеств в образовательной практике различного уровня, приходит к выводу о том, что наиболее сильно проявляет себя результат именно при использовании разнообразных спецкурсов. Это объясняется тем, что в их содержании присутствует материал, исключительно актуальный для усвоения конкретных знаний, умений и навыков. В задачи спецкурса входят не только и не столько рекомендации к действию, а необходимый багаж для формирования практикоориентированных задач.
Система проверки эффективности выделенных педагогических условий
Для проверки выделенных условий и апробирования разработанной модели нами была проведена опытно-экспериментальная работа, базой которой выступили факультет физической культуры, спорта и туризма ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» по специальности 050100.62 - Педагогическое образование, профиль «Физическая культура и дополнительное образование» (53 испытуемых), и специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва (СДЮ СШОР) г. Йошкар-Олы (45 специалистов, работающих в разных видах спорта и имеющих различный уровень квалификации, пол и возраст).
По завершении изучения спецкурса данными группами нами были проведены следующие мероприятия: использован краткий авторский
методический комплекс, состоящий из двух частей. Первая часть состояла из набора анкет, входящих в состав специального образовательного продукта «Комплекс анкет на формирование дополнительных профессиональных компетенций», экспертами которых выступили учащиеся, занимающиеся под руководством выбранных тренеров, и опрос руководителей СДЮСШОР. Вторая часть состояла из ряда упражнений, представляющих собой ролевые, деловые и ситуационные игры и задания, призванные отследить усвоение требуемых гендерных, этических и здоровьесберегательных компетенций. Данные занятия были проведены со студентами во время педагогической практики.
Результаты проведенных диагностик можно проследить на приведенных гистограммах (рис. 1, 2, 3).
Рис. 2. Уровень развития здоровьесберегающей компетенции до и после формирующего эксперимента
Рис. 3. Уровень развития этической компетенции до и после формирующего эксперимента
Заключение
Обобщая вышесказанное, можно отметить, что содержание и сущность процесса подготовки будущего специалиста для работы с воспитанниками спортивных школ олимпийского резерва нуждаются в качественном пересмотре. Так, на наш взгляд, в профессиональной структуре личности будущего специалиста для более качественной его подготовки следует формировать, помимо общекультурных
и ключевых профессиональных компетенций, дополнительные, но необходимые: гендерные,
этические и здоровьесберегающие, содержание которых представлено в нашей работе. Для этих целей нами были выделены и раскрыты необходимые и достаточные условия. К ним мы относим:
- разработку и внедрение теоретической
модели формирования гендерной, этической и
здоровьесберегающей компетенций в процесс обучения в вузе;
- учет индивидуальных особенностей будущих специалистов в области физической культуры и спорта;
- интеграцию расширенных гендерных,
здоровьесберегающих и этически ориентированных знаний в сущность и содержание педагогического процесса высшей спортивной подготовки путем внедрения в учебный процесс электронного
учебно-методического комплекса «Формирование дополнительных профессиональных компетенций
у будущих специалистов в области физической культуры и спорта».
Об эффективности применения данных условий в реальной образовательной практике говорят результаты проведенного и частично освещенного в данной статье эксперимента, благодаря которому мы смогли актуализировать, систематизировать и обобщить на высоком уровне гендерноориентированные, здоровьесберегающие и этические знания, умения и навыки, что завершило намеченный процесс
формирования обозначенных компетенций. Однако необходимо сказать о том, что такой процесс должен продолжаться и развиваться, а потому говорить о полном становлении профессиональных дополнительных компетенций еще рано, учитывая много-аспектность последних и дальнейшую практическую деятельность будущих специалистов в области физической культуры и спорта.
Л и т е р а т у р а
1. Интервью российским и иностранным СМИ. Официальный сайт Президента РФ (Электронный ресурс) http://www.kremlin.ru/news/20080#sel (дата обращения 19.01.2014).
2. Хазова С. А. Компетентность конкурентоспособ-
ного специалиста по физической культуре и спорту: монография. - М.: Изд-во «Академия естествознания»,
2010. - 91 с.
3. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1960. - С. 55.
4. Философский энциклопедический словарь / Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. - М.: Советская энциклопедия, 1989. - С. 497.
5. Ожегов С. И. Словарь русского языка // Под ред.
Н. Ю. Шведовой. 20-е изд., стер. - М.: Русский язык, 1988. - 748 с.
6. Никитина Е. Ю. Теория и практика подготовки будущего учителя к управлению дифференциацией образования : дис. ... д-ра пед. наук. - Челябинск, 2001. - 427 с.
7. Найн А. Я. Общенаучные понятия в педагогике // Педагогика. - 1992. - № 7-8. - С. 15-19.
8. Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - С. 124.
9. Коршунова Н. Л. Единство и различие значений терминов «условие» и «средство» в педагогике // Новые исследования в педагогической науке. - 1991. - № 1. - С. 6-9.
10. Тулегенова А. Г. Некоторые психолого-педа-гогические условия оптимизации учебно-воспитательного процесса (Электронный ресурс) - http://www.crimea.edu/ tnu/magazine/scientist/edition3/ n03019.html (дата обращения 11.12.2013).
11. Ганин Е. А. Педагогические условия использования современных информационных и коммуникационных технологий для самообразования будущих учителей (Электронный ресурс). - http://ito.edu.ru/2003/VtI/VII-0-1673. html.
12. Мошкин В. Н. Педагогические условия воспитания культуры безопасности (Электронный ресурс). - http://www. oim.ru/reader.asp (дата обращения 11.12.2013).
13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. -СПб.: Изд-во «Питер», - 2000. - 712 с.
14. Российская педагогическая энциклопедия в 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. - М.: Большая российская энциклопе-
дия. - 1993-1999. - Т. 1. А-М., - 1993. - 608 с.
15. Петровский A. B. Психология: Учебник для
студентов высших педагогических учебных заведений / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - 3 изд., стереотипное. М.: Академия, - 2002. - 512 с.
R e f e r e n c e s
1. Interv'ju rossijskim i inostrannym SMI. Oficial'nyj sajt Prezidenta RF (Jelektronnyj resurs) http://www.kremlin.ru/ news/20080#sel (data obrashhenija 19.01.2014).
2. Hazova S. A. Kompetentnost' konkurento sposobnogo specialista po fizicheskoj kul'ture i sportu: monografija / S. A. Hazova. - M.:Izd-vo «Akademija Estestvoznanija», 2010. - 91 s.
3. Vygotskij L. S. Razvitie vysshih psihicheskih funkcij / L. S. Vygotskij. - M.:Izd-vo APN RSFSR, 1960. - S. 55.
4. Filosofskijj enciklopedicheskij slovar' / L. F. Il'ichev, P. N. Fedoseev, S. M. Kovalev, V. G. Panov. - M.: Sovetskaja jenciklopedija, 1989. - S. 497.
5. Ozhegov S. I. Slovar' russkogo jazyka / S. I. Ozhegov // Pod red. N. Ju. Shvedovoj. 20-e izd., ster. - M.: Russkij jazyk, 1988. - 748 s.
6. Nikitina E. Ju. Teorija i praktika podgotovki
budushhego uchitelja k upravleniju differenciaciej obrazovanija : dis. ... d-ra.ped. nauk. / E. Ju. Nikitina. - Cheljabinsk, 2001. - 427 s.
7. Najn A. Ja. Obshhenauchnye ponjatija v pedagogike / A. Ja. Najn // Pedagogika. - 1992. - № 7-8. - S. 15-19.
8. Andreev V. I. Pedagogika: uchebnyj kurs dlja
tvorcheskogo samorazvitija / V. I. Andreev. - Kazan': Centr innovacionnyh tehnologij, 2000. - S. 124.
9. Korshunova N. L. Edinstvo i razlichie znachenij
terminov «uslovie» i «sredstvo» v pedagogike / N. L. Korshunova
// Novye issledovanija v pedagogicheskoj nauke. - 1991. - № 1. -
S. 6-9.
10. Tulegenova A. G. Nekotorye psihologo-pedagogicheskie uslovija optimizacii uchebno-vospitatel'nogo processa (Jelektronnyj resurs) / A. G. Tulegenova. - http://www. crimea.edu/tnu/magazine/scientist/edition3/ n03019.html (data obrashhenija 11.12.2013).
11. Ganin E. A. Pedagogicheskie uslovija ispol'zovanija sovremennyh informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij dlja samoobrazovanija budushhih uchitelej (Jelektronnyjresurs) / E. A. Ganin. - http://ito.edu.ru/2003/Vn/VII-0-1673.html.
12. Moshkin V.N. Pedagogicheskie uslovija vospitanija kul'tury bezopasnosti (Jelektronnyjresurs) / V. N. Moshkin. - http:// www.oim.ru/reader.asp (data obrashhenija 11.12.2013).
13. Rubinshtejn S. L. Osnovy obshhej psihologii / S. L. Rubinshtejn. - SPb. :Izd-vo «Piter», - 2000. - 712 s.
14. Rossijskaja pedagogicheskaja jenciklopedija v 2 t. / Gl. red. V. V. Davydov. - M. :Bol'shaja rossijskaja jenciklopedija. -1993-1999. - T. 1. A-M., - 1993. - 608 s.
15. Petrovskij A. B. Psihologija: Uchebnik dlja studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij / A. V. Petrovskij, M. G. Jaroshevskij. - 3 izd.,stereotipnoe. M. :Akademija, - 2002. - 512 s.