Научная статья на тему 'Модель формирования социальной компетентности студентов, обучающихся по направлению физическая культура'

Модель формирования социальной компетентности студентов, обучающихся по направлению физическая культура Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ / СТУДЕНТЫ-СПОРТСМЕНЫ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мальцев Альберт Альбертович

В статье рассматриваются структурные составляющие модели формирования социальной компетентности студентов, обучающихся по направлению Физическая культура, с точки зрения ФГОС ВПО нового поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мальцев Альберт Альбертович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of formation of social competence of the students who are trained in the direction physical culture

In article the structural making models of formation of social competence of the students who are trained in the direction Physical culture from the point of view of Federal state educational standard of higher education of new generation are considered.

Текст научной работы на тему «Модель формирования социальной компетентности студентов, обучающихся по направлению физическая культура»

УДК 796.071

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ФИЗИЧЕСКАЯ

КУЛЬТУРА

Альберт Альбертович Мальцев, старший преподаватель,

Тюменский государственный университет, институт физической культуры

Аннотация

В статье рассматриваются структурные составляющие модели формирования социальной компетентности студентов, обучающихся по направлению Физическая культура, с точки зрения ФГОС ВПО нового поколения.

Ключевые слова: социальная компетентность, компетенции, физическая культура, модель формирования, студенты-спортсмены, высшее профессиональное образование.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.02.120.p88-91

MODEL OF FORMATION OF SOCIAL COMPETENCE OF THE STUDENTS WHO ARE TRAINED IN THE DIRECTION PHYSICAL CULTURE

Albert Albertovich Maltsev, the senior teacher, Tyumen State University, Institute of Physical Culture

Annotation

In article the structural making models of formation of social competence of the students who are trained in the direction Physical culture from the point of view of Federal state educational standard of higher education of new generation are considered.

Keywords: social competence, competences, physical culture, formation model, student-athlete, higher education.

В сфере физической культуры и спорта, отличительной чертой которой является отказ спортсменов от многих жизненно важных приоритетов во имя спортивного совершенствования, спортивная жизнь становится своеобразным маленьким миром, в котором могут происходить как радостные, так и печальные события: могут сбываться мечты, но могут и ломаться судьбы. Так добраться до вершин Олимпа и достичь выдающихся результатов удается единицам, большинство же спортсменов сходит с дистанции по причине застоя или снижения результатов, проблем со здоровьем, возрастом, психологической и физической усталости. Многие спортсмены заканчивают спортивную деятельность во время учебы в физкультурном институте (университете).

Наступающий этап окончания спортивной карьеры, пугает очень многих спортсменов, так как с его приходом возникает много проблем (появляется свободное время, которое некуда девать, нужно самостоятельно решать вопросы, связанные с изменением образа жизни, необходимо снова завоевывать авторитет, высокий социальный статус в новой сфере деятельности (профессии) и т.п.) [2].

ФГОС ВПО в области физической культуры и спорта предполагает ориентацию образования не только на усвоение студентами определенной суммы спортивных умений, знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, формирование у студента ключевых общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, определяющих качество образования на всех уровнях подготовки. При этом формирование любых компетенций тесно связано с процессом овладения студентом разнообразными способами деятельности в процессе освоения разнообразного практического опыта. Следует заметить, что набор осваиваемых способов деятельности должен быть социально востребован, т. е. эта деятельность должна рассматриваться и студентами, и преподавателями, и пр. субъектами, участвующими в формиро-

вании компетентностей (общих, профессиональных) как предмет (объект) заказа последующей деятельности. Именно этот момент позволяет студенту становиться адекватным типичным социальным ситуациям. Но необходимо отметить, что подобные требования могут быть актуальными в пределах определенного промежутка времени, после чего должны быть скорректированы в соответствии с социально-экономическими изменениями в стране, регионе.

Задача образовательного процесса учреждения системы ВПО в условиях компе-тентностного и деятельностного подходов - реализация такой деятельности студентов -будущих специалистов высшего звена в образовательной среде вуза, которая бы привела к формированию требуемого комплекса компетенций, в рамках нашего исследования -компетенций, отвечающих за социализацию студентов.

Как известно, категория «компетентность специалиста» характеризуется такими аспектами, как:

а) знания, умения, навыки какой-либо предметной или профессиональной области;

б) способность, готовность выполнять должностные обязанности, обусловленные местом работы и сферой профессиональной деятельности;

в) личностные качества специалиста.

Таким образом, основой модели формирования социальной компетентности студентов, обучающихся по направлению Физическая культура, являются три указанные выше аспекта их будущей деятельности в сфере физической культуры и спорта. Первый аспект включает в себя так называемые «когниции», которые характеризуют предметное поле будущей специальности. Второй аспект связан с выполнением как узкопрофессиональных функций (преподавание, судейство, тренерская работа в конкретном виде спорта), так и общепрофессиональных (преподавание, управление, администрирование и т. д.). Третий аспект, отражая, личностные качества специалиста, являющиеся ресурсом его становления как профессионала, играет роль персонификации процесса превращения знаний из предметной области непосредственно в трудовой и социальный потенциал.

Процесс формирования социальной компетентности студентов института физической культуры будет наиболее эффективным при условии создания модели, отражающей особенности этапов формирования социальной компетентности, методов, форм, средств, применяемых в работе со студентами-спортсменами, а также учитывающей особенности и характер вышеописанной профессиональной деятельности. Необходима модель, обладающая прогностическими свойствами, способная нести информацию по решению проблемы не только в настоящее время, но и позволяющая прогнозировать события, исходя из будущих форм деятельности, охватывать не только статику, но и динамику бытия [1, с. 145].

Кроме того, построение модели должно отражать ведущие характеристики оригинальной системы, раскрывать сущность, сложность и завуалированность оригинала, быть проще оригинала и в то же время способным заменять его в определенных ситуациях, давать возможности для расширения.

При создании модели формирования социальной компетентности студентов института физической культуры мы учитываем, что под воздействием общественной среды, в которой растет и развивается человек, формируется характер, востребованный именно той деятельностью, в которой он себя проявляет. Так, педагогическая, тренерская, спортивная, рекреационная, управленческая, деятельность и уровень социальной компетентности человека являются теми звеньями, влияние на которые оказывает множество факторов бытия, находящихся в постоянном движении и обладающих субъективными особенностями.

В итоге модель формирования социальной компетентности содержит четыре основных блока, в каждом из которых решаются конкретные задачи.

Мотивационно-целевой блок включает в себя методолого-теоретические предпосылки и цели формирования социальной компетентности студентов физкультурного вуза, которые выражаются требованиями к специалисту высшего звена и представлены общими и профессиональными компетенциями в области социализации специалиста в соответствии с ФГОС ВПО по специальности 49.03.01 - Физическая культура.

Когнитивно-содержательный блок модели включает в себя компоненты социальной компетентности студента ИФК (когнитивный, мотивационно-ценностный, поведенческий), базируется на готовности студента-спортсмена искать, обобщать, вычленять основное из доступной информационной базы; развитии когнитивного и мотивационно-ценностного компонента социальной компетентности; знании специфики межличностного взаимодействия в различных психологических пространствах; интерпретации вербальных и невербальных знаков поведения и общения.

Коммуникационно-деятельностный блок включает содержательные этапы и соответствующие им поэтапные методы, формы, средства формирования социальной компетентности:

- рефлексивно-интроспективный этап, позволяющий осознать и выявить проблемное поле в межличностных взаимоотношениях студентов, обозначить ориентиры последующих целей для совершенствования социальной компетентности студентов ИФК. Реализуется в рамках созданного нами спецкурса «Социальная компетентность специалиста по физической культуре»;

- теоретический этап - создание информационного ядра по формированию социальной компетентности в рамках изучения дисциплин «Педагогика физической культуры», «Социально-психологические аспекты физкультурно-спортивного менеджмента»;

- практический этап, предполагающий реализацию теоретических знаний в практико-ориентированную деятельность студента-спортсмена в рамках освоения практических дисциплин «Педагогическая практика», «Теория и методика обучения базовым видам спорта»).

Коммуникационно-деятельностный блок реализуется на теоретических и практических занятиях, построенных на субъект-субъектных отношениях; совершенствовании эмпатии, перцепции и преодоление элективности общения; успешном установлении контактов, их поддержании и развитии; соблюдении толерантности, конструктивном выстраивании модели общения; успешной адаптации в процессе ресоциализации в других психологических пространствах; развитии коммуникативной лабильности включающей в себя:

- гибкость, подвижность систем речевых, мыслительных процессов, опирающихся на текущие изменения в ходе коммуникации;

- способность вести общение в соответствии с мотивами и целями собеседника, адаптацией коммуникатора (реципиента) по отношению к другой стороне;

- смену психологических сдвигов, влияющую на коммуникацию;

- умение организовывать процесс общения, опираясь на характер, темперамент, умственное развитие, социальный статус, личность собеседника;

- умение находить адекватные способы и средства общения, сложившийся стиль профессионального общения, устойчивую профессиональную позицию.

Оценочно-результативный блок модели содержит критерии социальной компетентности студентов ИФК, соответствующие поэтапной логике ее формирования (когнитивный, мотивационно-ценностный, поведенческий), а также показатели эффективности СК. При этом когнитивный критерий характеризует знания студентами физкультурного вуза особенностей межличностного взаимодействия, субъектных позиций в общении; использование понятийно-терминологического аппарата согласно выбранному направлению обучения. Мотивационно-ценностный критерий включает в себя самоопределение направленности социально-активной деятельности студента. Поведенческий критерий

характеризует: уровень осуществления коммуникативной деятельности, уровень владения вербальными и невербальными средствами общения, культуру речи, социальную активность, ориентированность на диалог и сотрудничество, самоанализ, рефлексию результатов деятельности.

Безусловно, создавая любую модель, ориентированную на становление социально-значимых качеств личности субъекта, необходимо учитывать, что социальная компетентность - это не только усвоение/применение ценностных норм, одобряемых обществом, но и владение определенными социальными статусами/ролями. Так как современные ФГОС ВПО в существенной мере опираются на компетентностный и деятельност-ный подходы, следует учитывать, что современные модели, связаны не только с процессом получения знаний, но и с процессом формирования социальной компетентности. Базисом этих моделей являются индивидуально-типологические характеристики личности студента, выполнение/невыполнение поставленных перед студентами задач, различные поля деятельности в процессе обучения, результаты деятельности.

Кроме того, для успешной реализации модели формирования социальной компетентности студентов в их социально-активной деятельности необходимо, чтобы содержание инновационных технологий обучения, формы и методы обучения соответствовали объективным интеллектуальным возможностям студентов и являлись способом мотивации к их будущей педагогической, тренерской, спортивной, культурно-просветительской деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананишнев, В.М. Социология образования : учеб. пособие / В.М. Ананишнев. - М. : «Канон+», 2012. - 352 с. - ISBN: 978-5-88373-294-1.

2. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2008. - 250 c. - ISBN: 978-5-91180-928-7.

REFERENCES

1. Ananishnev, V. M. (2012), Sociology of education, publishing house "Капоп +", Moscow.

2. Ilyin, E.P (2008), Psychology of sport, publishing house "Piter", St. Petersburg.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 10.02.2015.

УДК 797.122.3

ДИНАМИКА ПАРАМЕТРОВ ГРЕБЛИ НА ДИСТАНЦИИ 500 М У КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАНОИСТОВ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ

ГРУПП

Александр Владиленович Милеев, кандидат педагогических наук, доцент,

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, г. Самара

Аннотация

У гребцов различных типологических групп («универсальная», «техническая», «скоростная», «силовая», «выносливая») нами на различных отрезках дистанции 500 метров (75-100, 100200, 200-300, 300-400, 400-500) анализировались следующие параметры гребли: скорость гребли, частота гребков, длина проката. У гребцов скоростного типа наибольшая скорость гребли достигалась в среднем на отрезке 100-200 м - 3,82 м/с; у спортсменов универсального типа скорость гребли изменялась относительно равномерно, длина проката постепенно увеличивалась (от 3,02 до 3,15 м), частота гребков изменялась волнообразно; у гребцов выносливого типа скорость гребли и длина проката постепенно увеличивались; гребцы технического типа имели специфический вариант распределения скорости гребли, частоты гребков и длины проката (наибольшие показатели скорости гребли достигнуты на отрезке 200-300 м, длины проката - на отрезках 100-200 и 200-300 м).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.