Е. С. БАБОСОВА,
кандидат социологических наук,
Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск
СПЕЦИФИКА ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ БЕЛОРУССКОМ ОБЩЕСТВЕ
В статье охарактеризованы такие понятия, как «этнонациональная идентичность», «этно-национальная идентификация». Проанализированы различные теоретико-методологические подходы к их рассмотрению. Определены основные критерии к их определению. Выделены некоторые основополагающие концепции, касающиеся белорусской этнической идентичности. Охарактеризованы основные особенности и тенденции развития белорусской этнонацио-нальной идентичности.
Ключевые слова: этнонациональная идентичность, этнонациональная идентификация, социальная идентичность, белорусская идентичность.
В такой многонациональной стране, какой является Республика Беларусь, траектория устойчивого социально-экономического, политического и социокультурного развития во многом предопределяется отношениями и взаимодействиями проживающих на ее территории этнонациональных групп. Очень существенное значение здесь приобретает наличие гармоничности либо дисгармоничности этнонациональной идентификации и идентичности, а иначе создаются предпосылки для возникновения этнонациональных конфликтов. Особо важными в таких условиях становятся поиски средств и механизмов формирования позитивной этнонациональной идентичности, способствующей толерантному межэтническому взаимодействию людей. «Если мы не поймем менталитета граждан исторически сложившегося государства с полиэтническим составом, мы рискуем не понять ни сущности двух разновекторных мировых тенденций - глобализации и индивидуализации, ни тенденций смещения этничности из сферы материальной в сферу духовной культуры и далее - в сферу политики и права, ни, наконец, огромной значимости того или иного баланса идентичностей в самопознании, самовыражении и самоопределении отдельного человека и целых народов», - отмечает российский этнолог М. Н. Губогло [1, с. 198].
Этническая идентичность состоит в качестве базисного элемента в структуре социальной идентичности наряду с другими (национально-гражданская, социокультурная, национальная и др.). Базисные идентичности чаще всего репрезентируют те социальные группы, принадлежность к которым имеет ту
или иную ценность для общества - гендерная идентичность, этническая, профессиональная и т. д. Место тех или иных идентичностей в этой структуре меняется в зависимости от ситуации, поэтому базисными могут становиться то одни, то другие идентичности. Этническая идентичность рассматривается нами как центральный конструкт и системообразующее основание той или иной этнической группы и определяется как осознание индивидом принадлежности к конкретной этнокультурной общности, не только самоотождеств-ление, но и представление о своем народе, его языке, культуре, территории, интересах, а также их эмоциональную оценку и восприятие. В ее структуре обычно выделяют два основных компонента - когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя как ее члена на основе определенных характеристик) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства). Известный исследователь С. Хантингтон отмечает, что в современном мире «культурные идентичности (этнические, национальные, религиозные) занимают центральное место, а союзы, государственная политика складываются с учетом культурной близости и культурных различий» [2, с. 142-143].
Среди основных критериев этнической идентичности можно выделить такие, как родной язык, общность происхождения, культура, традиции, религия, общее историческое прошлое, чувство привязанности к родной земле, к своей Родине, общая территория проживания и многие другие. Это связано с тем, что в разные исторические периоды у разных народов доминирующая роль ведущих критериев этнической идентичности может изменяться.
Этническая идентификация представляет собой процесс принятия, осознания и усвоения личностью или группой своей тождественности с определенным этносом и их реальной включенности в усвоение идеалов, ценностей и норм определенной этнической, а в дальнейшем и национальной, культуры. В процессе этнической идентификации транслируются и усваиваются эталоны и этнические стереотипы поведения, нормы и ценности, традиции и обряды, характерные для того или иного народа, осуществляется становление этнически обусловленного мировосприятия. Этническая группа функционирует в качестве социальной общности людей, обладающей общей этнической идентичностью, воплощающей в себе такие элементы групповой общности, как единство территории, языка, религии, культуры, обычаев, традиций, осознание общности происхождения и исторической судьбы. Каждый из названных маркеров (определителей) исследуемого феномена выполняет свою специфическую роль в формировании и функционировании этничности, но первостепенное значение в ее существовании принадлежит своеобразному культурному комплексу. Ведь каждая этническая общность отличается от любой другой своим языково-культурным своеобразием. Поэтому следует согласиться с данным В. А. Тишковым определением «этнической группы как общности на основе культурной самоидентификации по отношению к другим общностям» [3, с. 115].
В процессе своего складывания, развития и жизнедеятельности эта группа как этническая целостность обретает черты и особенности социальной организации, которая получает свою специфику и особенности функционирования под воздействием сложного комплекса исторических, культурных, психологических, экономических и политических обстоятельств. В ряду обстоятельств, воздействующих на этническую идентификацию, решающую роль выполняет осознание индивидами своей культурно-языковой самобытности, отграничивающей данную социальную общность от других и объединяющую их в группу, в которой каждый член находит духовную опору и поддержку. Именно восприятие и осознание социокультурной самобытности как высокой жизненной ценности людьми этой социальной общности («наш язык», «наш народ», «наша культура» и т. д.) приводит к достижению общей и разделяемой всеми этнической идентичности.
Можно выделить некоторые основополагающие концепции, касающиеся белорусской этнической идентичности. Прежде всего, это так называемая этнокультурная концепция нации, в основании которой находится комплекс идей о белорусской этнической общности. Белорусский народ представляет собой этническую группу с соответствующими признаками: общее происхождение, язык, совместная история и культура (Л. М. Лыч, В. М. Конон).
Еще одну концепцию можно обозначить как культурно-политическую. Под политическим понимается связь с политическими институтами, в частности с институтом гражданства; культурное подразумевает наличие общих культурных символов, практик, понимания прошлого. Нация представляет сообщество граждан Беларуси, однако подчеркивается, что граждане формируют культурную общность, а национальная культура есть интегрированная часть нации (Я. С. Яскевич).
Государственно-политическая концепция идентичности подразумевает, что основными политическими институтами являются государство, советская культурная и политическая преемственность этнографической специфики Беларуси. Нация, как совокупность граждан одного государства, есть полиэтническое политическое сообщество. В ее состав входит несколько (их число всегда неопределенное) разной численности и степени интегрированности этнических общностей или групп. Правомерность анализа тех или иных этнических групп вытекает из факта полиэтнического состава нации как совокупности всех граждан одного государства (В. А. Мельник).
Еще одной популярной концепцией этнической идентичности является русоцентризм, или русский национализм. В его основе находится идея о рассмотрении белорусов как неотъемлемой части русского народа. Русский народ понимается как суперэтнос, объединяющий великорусов, малороссов и белорусов, для которого характерно единство языка и культуры, общность ценностей и менталитета (А. Л. Ластовский, А. Н. Казакевич, Л. Е. Криштапович, Я. И. Трещенок).
В большинстве работ, посвященных проблеме белорусской идентичности, она рассматривается с точки зрения становления белорусской нации как кол-
лективного социального субъекта, ее самоопределения в качестве социальной общности, говорит Т. В. Водолажская, анализируя содержание «белорусской идентичности». Такого рода исследования обращены, прежде всего, к историческим материалам, среди которых рассматриваются:
1. История идей и проектов, имеющих конституирующее влияние на процесс нациогенеза и содержание белорусской идентичности;
2. «Непосредственная» история становления белорусской нации и ее нынешнее состояние, в которых отслеживаются этапы и факторы формирования тех или иных элементов национальной идентичности - язык, государственность, культура и т. д. [4, с. 252].
Среди первого типа выделяются работы И. Бобкова, посвященные генеалогии белорусской идеи и «пограничью», как месту, где формируется белорусская субъективность и белорусская субъектность. На фрагментарность белорусского культурного пространства указывает В. Акудович. Описывая культурно-лингвистическое единство белорусов в форме архипелага, он констатирует невозможность для Беларуси формирования национальной идентичности по «традиционной» языковой модели. П. Рудковский, рассматривая попытки концептуализации белорусской идентичности, также констатирует фрагментарность, недоочерченность белорусской национальной культуры и отсутствие консенсуса по поводу оснований идентичности. Со своей стороны, он предлагает решить эту проблему через определение белорусской идентичности как формы различий (в противоположность единству). При этом он видит проблему в неадекватности категории «идентичность» для понимания характера белорусского сообщества и предлагает использовать понятие «соборность». Противоположная позиция находит отражение в работах В. Булгакова и А. Н. Казакевича. Эта противоположность состоит не столько в отстаивании культурно-лингвистической версии национальной идентичности, сколько в признании возможности ее осуществления в современной Беларуси.
Примером исследований второго типа - непосредственного анализа содержания белорусской идентичности - является работа Ю. Лихтаровича и В. Иванова. Они рассматривают белорусскую идентичность с точки зрения представленности в ней необходимых компонентов национальной идентичности: языкового, территориального, конфессионального и т. д. Набор этих компонентов исходит из классических теорий нации, которые используются в качестве универсальных моделей. В итоге авторы отмечают незавершенность в формировании национальной идентичности и указывают на обстоятельства и факторы этой незавершенности.
Анализ белорусской идентичности через сравнение с классической моделью национальной идентичности проводит И. Бугрова. Хотя здесь используется другая - государственно-политическая - модель. Автор обращается к поиску идентичности Беларуси и белорусского народа через реконструкцию политической культуры, восстанавливая исторические условия и факторы ее формирования. В итоге определяется тип политической культуры («консен-
сусный»), которая задает границы и возможности формирования белорусской идентичности, а также степень и характер ее несоответствия (специфику) относительно универсальных образцов.
Выделяется также несколько работ, в которых белорусская идентичность рассматривается через выявление белорусской самобытности и уникальности, которую следует обнаруживать и развивать. Предлагается восстановление диалога белорусской и европейской культуры (А. Екадумов), возрождение белорусской культурной традиции через исследование «подлинного этнического субстрата» (С. Санько); обращение к «тутэйшасщ» как к основанию эт-но-культурного самоопределения (А. Насута).
Следует уделить особое внимание подходу к изучению этнической идентичности, который был разработан Л. И. Науменко. Он предполагает исследование психологических проблем становления и изменений базового феномена этнического сознания - этнической идентичности, ее взаимосвязи с чувством Родины и гражданской принадлежности, сравнительные исследования особенностей межэтнического восприятия (на примере этнических установок, стереотипов, предубеждений, этнокультурной дистанции), психологическую диагностику состояния межэтнических отношений.
Еще один исследователь белорусской идентичности, социолог Л. Г. Ти-таренко, изучает основные типы национальной идентичности населения Беларуси на современном этапе, их трансформацию в постсоветский период, анализирует их перспективы, выделяет оптимальную модель с точки зрения развития в Беларуси гражданского общества. Она определяет следующие закономерности развития белорусской национальной идентичности:
1. Диалектическая взаимосвязь и взаимовлияние внешних и внутренних факторов, которые имеют место в процессе формирования и поддержания на соответствующем уровне развития национальной идентичности. Так, при усилении воздействия глобальных тенденций снижается влияние внутренних факторов, а общее направление развития национальной идентичности приобретает больше универсализма, нежели сохраняет специфику. В обратном случае, когда на первый план выходят внутренние факторы (внутренняя мобилизация населения, сильная национальная идеология либо политическая изоляция страны), националистические элементы могут приобретать большее развитие в рамках тех или иных форм и типов национальной идентичности. Хотя эта закономерность выявлена на данных Беларуси, она имеет общенаучное значение. Например, она прослеживается на изменениях польской идентичности: после вступления страны в Евросоюз и культивирования общеевропейских ценностей там имеет место рост европейской идентичности.
2. Рост гражданской идентичности как приоритетного (но далеко не единственного) паттерна, на который в последующем могут ориентироваться другие постсоветские страны. На сегодня гражданскую идентичность как важную выбирает часто только одна треть населения, однако этот процент из года в год растет.
3. Замедление уровня самоопределения населения по европейскому критерию.
4. Относительно медленный темп изменения типов идентичности населения. Эта закономерность проявляется в сохранении территориального и локального типов наравне с этнонациональным, что связано с устойчивыми стереотипами сознания [5, с. 183].
Все вышепредставленные концепции свидетельствуют о такой существенной характеристике дискурса вокруг проблемы идентичности, в частности этнической, как ее размытость и слабая структурированность. Данный феномен рассматривается на междисциплинарном уровне, однако целостного представления о специфике этнической идентичности достичь так и не удалось. Чаще всего исследователи пишут по поводу этничности и этнической идентичности, нежели чем о самой сущности этого феномена. Существенный, как видно выше, разброс мнений относительно подходов к определению идентичности, с одной стороны, отражает сложную, изменчивую природу изучаемого феномена, а с другой - свидетельствует об ограниченных возможностях применяемой методологии.
Белорусская этнонациональная идентичность не может быть неизменной, статичной, поскольку она представляет собой специфический способ нисхождения базисного, вечного в культурно-исторической динамике своего народа. Она укоренена не только в сознании и целевых установках, но и в эмоциональной сфере белорусов. Этнонациональная идентичность выступает как качественная характеристика отдельной личности, социальной группы и общности, и именно поэтому ее порой трудно квантифицировать.
Несмотря на это, проводимые социологические исследования позволяют выявить некоторые особенности и тенденции развития белорусской этнона-циональной идентичности. Очевидно, что в ней индивидуальное «Я» (личностная идентификация) синтезируется воедино с социокультурным идентификационным интегратом «Мы». Это находит свое реальное проявление в существующем соотношении различных идентификационных групп.
Одной из наиболее распространенных групп, согласно социологическому исследованию, проведенному в 2013 г., является та, вхождение в которую определяет отождествление себя с людьми своей национальности. Так, на вопрос «Что больше всего объединяет Вас с жителями Беларуси?» 52,4 % респондентов ответили, что это национальность и происхождение. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что в современном белорусском обществе при всей значимости этнонациональной идентичности чуть более важной для респондентов оказывается гражданская идентичность. Отвечая на вопрос о том, что больше всего объединяет респондентов с жителями Беларуси, 66,9 % опрошенных отметили, что это гражданство и проживание на одной территории.
Интересным представляется сравнение полученных данных с результатами российских исследований. Согласно им, 44,1 % респондентов утверждают,
что с жителями России их объединяет национальность и происхождение. Следует обратить внимание на тот факт, что для россиян, как и для белорусов, гражданская идентичность является первостепенной по сравнению с этнона-циональной идентичностью: 48,9 % респондентов ответили, что с жителями России их объединяет гражданство или единое государство.
Необходимо отметить, что формирование гражданской идентичности личности тесно связано с процессом усвоения личностью различных элементов национального сознания, поведения, традиций, культуры, языка, т. е. с этно-национальной идентичностью. Однако когнитивное наполнение гражданской идентичности не во всем совпадает с этнонациональной. Этническая идентичность базируется на языке, культуре, национальности родителей, историческом прошлом, общности территории. Гражданская идентичность основывается на политической и правовой культуре, гражданской активности, на формировании и функционировании институтов гражданского общества. Она более динамична, чем этническая, выбор которой вовсе не исключает гражданской идентичности. Содержание и смысловое наполнение той и другой идентичности способно дополнять друг друга. Это дает основание говорить о совместимости таких идентичностей.
Кроме национальности и гражданства в структуре национальной идентичности можно выделить и иные факторы, оказывающие влияние на объединение жителей Беларуси. Если выстроить их в порядке убывания значимости, то
56.3 % респондентов считают, что их объединяет с жителями Беларуси общая история, 52,5 % - культура и традиции, 46,8 % - любовь к Родине и патриотизм, 45,3 % - язык, 41,6 % - религия и вероисповедание, черты национального характера и менталитет - 40,7 % опрошенных. Что касается россиян, то
74.3 % респондентов отмечают, что их объединяет с жителями России язык,
50,5 % - культура и традиции, 48,3 % - общая история, 41,6 % - любовь к Родине и патриотизм, 31,6 % - менталитет и черты характера, 31,0 % - религия и вероисповедание, внешность - 16,9 % опрошенных.
Как уже отмечалось, этнонациональная идентификация представляет собой процесс восприятия и осознания личностью или группой своей тождественности с определенным этносом или нацией. Респондентам был задан вопрос «В какой степени Вы ощущаете единство со следующими группами и общностями людей?». Проведенное в Беларуси социологическое исследование свидетельствует о том, что 46,7 % опрошенных жителей ощущают в определенной степени единство с людьми своей национальности, еще 32,7 % осознают это в полной мере, 6,9 % - не ощущают, 11,9 % - затруднились ответить. Что касается гражданской идентичности, то 44,2 % респондентов осознают в полной мере единство с жителями Беларуси, еще 39,8 % осознают это в определенной степени, 6,7 % - не ощущают, 8,6 % - затруднились ответить.
Большой интерес представляет также сравнение белорусской идентичности с российской этнонациональной, региональной, локальной идентичностью, поскольку она отражает процессы интеграции в стране. Идентификация по национальности до самого последнего времени была не просто конкуриру-
ющей, но превалирующей у жителей России в сравнении с гражданской идентичностью. О таком положении вещей свидетельствуют и результаты российского социологического исследования. Так, 58,2 % опрошенных россиян в полной мере ощущают единство с жителями России, 33,6 % ощущают его в определенной степени, 5,0 % - не ощущают, 3,2 % - затруднились ответить. Что касается национальной идентичности, то были получены следующие результаты. В полной мере осознают свое единство с людьми своей национальности 53,5 % респондентов, осознают его в определенной степени 34,8 %, не осознают - 7,5 %, а 4,2 % респондентов затруднились ответить на этот вопрос. Таким образом, гражданские характеристики идентичности преобладают над этнонациональными. Тем не менее важным моментом является возможность совмещения гражданской и этнонациональной идентичностей.
Каждый индивид формирует свою идентичность как самоидентичность, или самотождественность. Понимание человеком себя «как такового», как личности предполагает установление им как своего отличия от других людей, так и своего сходства с ними в соответствии с признаками, характеризующими его идентичность, что, в свою очередь, является совершенно необходимым условием для того, чтобы он оставался «самим собой» в изменяющемся мире. Главным фактором этнонациональной самоидентификации на эмпирическом уровне является набор тех признаков, которые воспринимаются как главные при определении национальности человека. В связи с этим интересным представляется анализ ответов респондентов на вопрос «Кем Вы себя осознаете прежде всего?». Проведенное социологическое исследование свидетельствует о том, что идентифицируют себя с людьми белорусской национальности в полной мере 36,0 % респондентов, 36,8 % - осознают это в определенной степени, 12,1 % - не осознают такой принадлежности, 13,1 % - затруднились ответить на данный вопрос. Кроме того, респондентам был задан вопрос об осознании своей принадлежности не только к белорусской национальности, а к своей, в том числе и небелорусской. В результате было выявлено, что
40,6 % опрошенных жителей отождествляют себя со своей национальностью в полной мере, 34,7 % - в определенной степени, 9,4 % - не осознают такой принадлежности, 12,9 % - затруднились ответить на данный вопрос. Постижение значимости нации возникает у человека первоначально как ощущение и чувство личной принадлежности к ней, а затем как все более крепнущее осознанное признание неотрывности от нее. Так происходит понимание индивидом своей родовой сущности, утверждение осознанности своей принадлежности к своему народу.
Россияне в настоящее время живут в государстве, образ которого для большинства из них несколько десятилетий назад был совсем иным. С тех пор изменились не только его территориальные очертания, но и этнический состав населения, государственное устройство. В настоящее время, определяя свою идентичность и отвечая на вопрос о том, кем себя осознают в первую очередь, 74,5 % респондентов в стране идентифицировали себя как «граждане России».
Судя по результатам опроса, это наиболее сильная, уверенная идентичность среди других наиболее значимых идентичностей. На втором месте в иерархии идентичностей находится этнонациональная идентичность - 61,8 % опрошенных жителей ощущают в полной мере единство с людьми русской национальности, еще 24,4 % осознают это в определенной степени, 10,9 % - не осознают, 2,8 % - затруднились ответить. Примерно такими же являются результаты, полученные при ответе на вопрос об осознании своей принадлежности не только к русской национальности, а к своей. В результате было выявлено, что
60.7 % опрошенных жителей отождествляют себя со своей национальностью в полной мере, 26,9 % - в определенной степени, 7,2 % - не осознают такой принадлежности, 5,2 % - затруднились ответить на данный вопрос.
Важным является создание благоприятных экономических, социальных, политических, социокультурных условий и предпосылок для сближения эт-нонациональных и вероисповедных сообществ, их консолидации в процессе решения общей для всех этнических групп задачи - формирования белорусской гражданской идентичности, объединяющей всех граждан независимо от их этнической и конфессиональной принадлежности. Тот факт, что гражданами Беларуси осознают себя в полной мере 67,5 % и в определенной степени
22.7 % населения, в состав которого входят этнические белорусы, и русские, и украинцы, и поляки, и евреи, и татары, и представители других этнических групп, свидетельствует о достаточно эффективной работе по формированию белорусской гражданской идентичности.
Согласно результатам проведенного социологического исследования, в Беларуси в полной мере реализуются права и свободы людей различных национальностей и вероисповеданий, а также отсутствуют притеснения и конфликты на основе этнонациональной принадлежности. Так, практически половине респондентов (48,6 %) неизвестны факты дискриминации граждан в Беларуси по национальному признаку, 18,2 % - скорее неизвестны, 10,0 % - скорее известны, 8,5 % - известны, 13,2 % - затруднились ответить на данный вопрос.
По прагматическим, политическим и экономическим причинам преференции в использовании отдаются тому языку, который является родным для большинства населения. Иногда такая ситуация приводит к постановке вопроса о языковой дискриминации лиц, для которых официальный язык родным не является. Большинство населения уверено, что в Беларуси нет дискриминации по языковому признаку. Так, результаты социологического исследования свидетельствуют о том, что более, чем половине респондентов (51,6 %) неизвестны факты дискриминации граждан в Беларуси по языковому признаку, 17,8 % - скорее неизвестны, 10,0 % - скорее известны, 6,1 % - известны, 13,2 % - затруднились ответить на данный вопрос.
Таким образом, большинство населения проявляет высокий уровень толерантности и уверено, что в Беларуси отсутствует дискриминация по национальному и языковому признаку. Продуманная, хорошо аргументированная и последовательно осуществляемая этнонациональная политика пре-
пятствует появлению в стране таких трагических потрясений, как острые межнациональные конфликты, вооруженные столкновения.
Характеризуя ситуацию, связанную с положением национальных меньшинств в Беларуси, необходимо отметить ее стабильность и уникальность, что выражается в отсутствии каких-либо столкновений и конфликтов на этнической, расовой основе, в единстве этнических составляющих белорусского общества, равенстве различных национальных групп.
Согласно материалам проведенного социологического исследования, для подавляющего большинства граждан национальная принадлежность не имеет значения при выборе приятелей и друзей, соседей, при выборе супруга, на работе и в иных случаях повседневного взаимодействия с другими людьми. Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что 13,2 % респондентов не согласны видеть представителей другой национальности в качестве близких родственников, 5,6 % - приятелей и друзей, соседей - 7,7 %, коллег по работе - 7,1 %, жителей своего города или поселка - 6,9 %, граждан своей страны - 5,2 % опрошенных. Только 9,2 % респондентов отметили, что не хотели бы ни в каком качестве видеть представителей другой национальности в своей стране.
Межнациональное согласие в белорусском обществе объясняется менталитетом граждан страны, историческими традициями межэтнического сосуществования, давними и прочными связями между этническими группами, проживающими на территории Беларуси. Одним из самых важных факторов межнациональной стабильности является четкая и последовательная политика государства в данной сфере общественной жизни. В Беларуси созданы довольно комфортные условия для сохранения и развития культуры и языка национальных меньшинств, деятельности их организаций и учреждений культуры и образования, что подтверждается мнением большинства их лидеров, а также авторитетных зарубежных экспертов.
Что касается России, то в ходе социологического исследования выявлено, что большинство граждан достаточно толерантно относятся к представителям других национальностей. Полученные результаты дают возможность определить состояние межнациональных отношений в обществе, а также выявить некоторые особенности межэтнического сосуществования. Так, 25,7 % респондентов не согласны видеть представителей другой национальности в качестве близких родственников, 7,1 % - приятелей и друзей, соседей -9,0 %, коллег по работе - 6,9 %, жителей своего города или поселка - 8,2 %, граждан своей страны - 11,3 % опрошенных. Лишь 12,6 % респондентов отметили, что не хотели бы ни в каком качестве видеть представителей другой национальности в своей стране.
Приведенные выше данные свидетельствуют о терпимом отношении респондентов к межнациональным бракам, к наличию представителей других национальностей среди своих друзей и знакомых, коллег по работе, соседей. Тем не менее задача воспитания культуры межнационального общения и со-
существования по-прежнему является достаточно актуальной для российского общества.
Результаты социологического эмпирического исследования, проведенного в 2013 г., свидетельствуют об общем росте значимости этнонациональной идентичности. Так, количество респондентов, отождествляющих себя с лицами своей национальности, с 2007 по 2013 г. возросло с 23,5 до 79,4 % от общего числа опрошенных. Точно также ситуация обстоит и со значимостью гражданской идентичности - количество идентифицирующих себя с гражданами Беларуси увеличилось с 37,3 до 84,0 % от общего количества опрошенных. Таким образом, различные типы социальной идентичности находятся не в противостоянии, а в сосуществовании друг с другом (например, этнонацио-нальная и гражданская идентичность), а также могут быть дополнены новыми типами (такими как европейская, глобальная идентичность).
Литература
1. Губогло, М. Н. Идентификация идентичности. Этносоциологические очерки / М. Н. Гу-богло. - М.: Наука, 2003. - 764 с.
2. Идентичность и толерантность: сб. статей / ред. Н. М. Лебедева. - М.: Изд-во Моск. унта, 2002. - 416 с.
3. Тишков, В. А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии / В. А. Тишков. - М.: Наука, 2003. - 544 с.
4. Водолажская, Т. В. К постановке проблемы белорусской идентичности / Т. В. Водо-лажская // Социальные проблемы развития белорусского общества в условиях глобализации: сб. ст. / НАН Беларуси, Ин-т социологии. - Минск: А. Н. Вараксин, 2006. - С. 250-256.
5. Титаренко, Л. Г. Развитие национальной идентичности населения Беларуси в условиях современных глобализационных и интеграционных процессов / Л. Г. Титаренко // Взаимодействие устойчивости и инновационности в развитии белорусского общества: сб. науч. трудов. - Минск: Беларус. навука, 2009.
E. S. BABOSOVA
SPECIFIC OF ETHNO-NATIONAL IDENTITY IN CONTEMPORARY BELARUS
Summary
The concept of «ethno-national identity» and «ethno-national identification» are described in the article. The various theoretical and methodological approaches to their consideration are discussed. The main criteria for their definition are defined. Some of the basic concepts relating to the Belarusian ethnic identity are highlighted. The main features and trends of development of the Belarusian ethno-national identity are characterized.
Keywords: ethno-national identity, social identity, Belarusian identity.
Поступила 12.12.2013 г.