УДК 316.74(476+470)
Н. Л. БАЛИЧ,
кандидат социологических наук, доцент, Институт социологии НАНБеларуси, г. Минск
РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛАРУСИ И КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Представлен анализ сравнительного социологического исследования религиозной идентичности населения Беларуси и Краснодарского края. На основе эмпирических данных выявлена религиозная идентичность в структуре социальной идентичности населения двух стран в сравнении с гражданской, национальной, этнокультурной, региональной идентичностями. Социологическое измерение отражает масштабность, характер, интенсивность религиозной идентичности белорусов и россиян.
Ключевые слова: религиозная идентичность, социальная идентичность, религиозные практики, социальные общности, конфессиональные группы, ценности, культура.
В статье на основе данных сравнительного социологического исследования, проведенного Институтом социологии НАН Беларуси и Кубанским государственным технологическим университетом (Российская Федерация) в 2013 г. в рамках совместного проекта «Особенности социальной идентичности в контексте современных интеграционных процессов в Союзе Беларуси и России», анализируются выраженность и особенности религиозной идентичности в структуре социальной идентичности населения Беларуси и Краснодарского края. Метод сбора эмпирической информации - анкетный опрос. Для отбора респондентов использовалась репрезентативная квотная выборка с элементами случайного отбора (объем белорусских респондентов - 1589 человек, российских - 1200). Ошибка выборки ~ 5 %.
Были получены эмпирические данные, отражающие структуру социальной идентичности населения двух стран как сложного конгломерата гражданской, национальной, религиозной, региональной, этнокультурной иден-тичностей. Социологическое измерение выявило масштабность, характер, выраженность религиозной идентичности белорусов и россиян. Процесс формирования религиозной идентичности обусловлен влиянием различных социальных и культурных факторов, среди которых семья, церковь, трудовой коллектив, средства массовой информации, система образования и др. Российский религиовед М. П. Мчедлов считает, что религиозная идентичность выступает следствием этнической принадлежности [1].
В основе религиозной идентичности находится общность культуры, ценностей, взаимной коммуникации членов группы. Этнокультурные, менталь-
ные, национальные, языковые признаки этноса переносятся на самовосприятие и идентификацию отдельного человека с определенной культурой и народом.
Представления белорусов и россиян об основных объединяющих признаках своей этнонациональной общности раскрывают ответы на вопрос: «Что больше всего объединяет Вас с жителями своей страны?» (табл. 1). Население Беларуси считает ведущим критерием объединения гражданство (проживание на одной территории). Несколько ниже (с незначительными расхождениями) оцениваются значимость общей истории, национальности, культуры и традиций. Им в оценках незначительно уступают язык общения, любовь к Родине, патриотизм. Реже белорусы выделили такие факторы консолидации, как черты национального характера, религия.
По мнению жителей Краснодарского края, главным объединяющим фактором является язык общения. Высокая значимость отводится культуре, традициям, гражданству, общей истории, патриотизму, национальности. Ниже других (как и белорусы) россияне оценили значимость национального характера и религии.
Таблица 1. Мнение белорусов и россиян о факторах, объединяющих с жителями своей страны, %
Фактор консолидации Объединяет Объединяет в определенной степени Не объединяет Затруднились ответить
белорусы россияне белорусы россияне белорусы россияне белорусы россияне
Гражданство 69,0 48,8 24,0 38,2 2,0 8,4 5,0 4,6
Общая история 55,9 48,3 31,9 35,4 4,5 10,7 7,7 5,6
Национальность, происхождение 56,0 44,1 31,7 41,4 6,1 10,5 6,2 4,1
Культура, традиции 54,9 50,5 34,1 38,6 5,1 7,1 5,9 3,7
Язык 49,1 74,3 31,3 21,1 13,0 3,4 6,6 1,1
Любовь к Родине, патриотизм 49,1 41,6 34,1 42,7 7,6 11,7 9,2 4,0
Менталитет, национальный характер 43,0 31,6 38,6 45,5 6,9 14,1 11,6 8,8
Религия 42,6 31,0 36,6 43,7 11,6 18,0 9,2 7,3
Иерархию консолидирующих факторов белорусов и россиян схематично (по убывающей) можно представить следующим образом (табл. 2).
Таблица 2. Факторы консолидации с жителями своей страны (в порядке убывания)
Население Факторы консолидации
Республика Беларусь Гражданство^ история^ национальность^ культура ^ язык^ патриотизм^ менталитет^ религия
Краснодарский край, РФ Язык^ культура^ гражданство^ история^ национальность^ патриотизм^ менталитет^ религия
Силу единения с различными общностями и группами раскрывают ответы на вопрос: «В какой степени Вы ощущаете единство со следующими группами и общностями людей?» (табл. 3).
Таблица 3. Ощущение единства с различными группами и общностями людей, %
Ощущение единства В полной мере В определенной степени Не ощущают Затруднились ответить
белорусы россияне белорусы россияне белорусы россияне белорусы россияне
С жителями своей страны 45,8 58,2 39,7 33,6 6,8 5,0 7,7 3,2
С людьми своей национально сти 36,4 54,8 46,8 34,8 6,8 6,5 10,2 3,9
С людьми своего поколения 41,2 51,2 43,8 36,2 5,6 7,8 9,4 4,8
С людьми одного вероисповедания 27,5 38,1 43,1 38,0 12,4 14,3 17,0 9,6
С жителями России (Беларуси) 16,1 15,6 50,7 39,1 22,2 24,1 10,9 3,2
С жителями стран СНГ 9,9 20,7 41,0 39,0 32,6 32,6 16,5 7,7
Вероисповедная принадлежность, составляющая ядро этнической идентичности, хотя и признается значимым, но не основным фактором объединения в представлениях населения двух стран. Ощущение единства белорусов, прежде всего с жителями Беларуси, и россиян с жителями России позволяет говорить о том, что именно гражданская идентичность является доминирующей в системе идентификаций. Далее позиции разделились. Следующей по частоте выделения у россиян является национальная идентичность (54,8 % опрошенных в полной мере ощущают единство с представителями своей национальной группы), у белорусов - поколенческая идентичность (41,2 % осознают единство в полной мере с людьми своего поколения). Несколько слабее ощущение единства у белорусов с людьми одной национальности, у россиян -с людьми одного поколения.
Актуальность поколенческой идентичности вполне объяснима: возрастные характеристики индивида являются одними из основных социально-демографических признаков, важным ориентиром в процессах социального взаимодействия.
Вероисповедная принадлежность у россиян выражена сильнее, чем у белорусов, несмотря на то, что Краснодарский край, как и Республика Беларусь, поликонфессионален. Существующий безвизовый режим между Россией и Беларусью дает положительные результаты во взаимных туристических, трудовых потоках обоих государств, размывая границы русской и белорусской идентичностей и способствуя тем самым межнациональному, межконфессиональному, межэтническому объединению в современных интеграционных процессах. Большинство жителей имеют близких родственников, друзей
и знакомых по другую сторону границы. Это подтверждают результаты исследования, согласно которым «значительная часть белорусов и россиян ощущают единение с гражданами соседнего государства» [2, р. 331]. Людям проще отождествлять себя с теми, кто находится ближе по территориальному признаку и в границах проживания. М. П. Мчедлов, описывая результаты исследований межэтнической и конфессиональной толерантности россиян, считает определяющим фактором идентификации с группой длительность совместного проживания в пределах одного государства, то есть предпочтение в качестве «своих» скорее не исторически единоверных народов, а тех, с которыми совместно живут, трудятся, проводят досуг и т. д. [1, с. 17].
Данный тезис подтверждают ответы участников опроса, согласно которым ощущение единства с жителями стран СНГ выражено в меньшей степени.
Для выявления значимости религиозной идентичности и ее рангового места в структуре самоидентификаций белорусов и россиян в анкету был включен вопрос, позволяющий измерить эксплицированность гражданской, национальной, союзной1, религиозной, атеистической самоидентификаций: «Кем Вы себя осознаете прежде всего?» Участники исследования выделили различные виды идентичностей в зависимости от выраженности личных и социальных установок. Были получены следующие результаты (табл. 4).
Таблица 4. Осознание белорусами и россиянами различных видов идентичностей, %
Тип идентичности Осознают в полной мере Осознают в определенной степени Не осознают Затруднились ответить
белорусы россияне белорусы россияне белорусы россияне белорусы россияне
Гражданская 69,3 74,5 22,5 20,6 2,8 3,7 5,4 1,2
Национальная 41,4 60,7 36,0 26,9 9,7 7,2 12,8 5,2
Религиозная 34,2 37,2 35,5 40,7 15,6 15 14,8 7,1
Союзная 13,3 21,9 27,6 23,2 41,9 44,7 17,2 10,1
Атеистическая 3,4 9,6 8,2 10,3 69,1 65,9 19,4 14,2
Гражданская самоидентификация как у белорусов, так и у россиян выражена сильнее других (69,3 % белорусов и 74,5 % россиян осознают ее в полной мере). Несколько меньше отражена национальная идентичность, но также значима в коллективных установках, причем у россиян она выражена сильнее. По мнению исследователей, в России «существенным, если не определяющим, признаком является разделение граждан по этническому признаку. Это явление усложняет процессы и механизмы самоопределения граждан, но, вместе с тем, выступает в качестве консолидирующего фактора» [3].
Религиозная идентичность не является приоритетной (34,2 % белорусов и 37,2 % россиян осознают ее в полной мере), однако у представителей двух стран она выражена сильнее, чем союзная и атеистическая идентичности.
1 Под союзной идентичностью понимается отождествление с государствами, входившими в состав СССР и входящими в настоящее время в СНГ; вариант ответа «Я - житель СНГ».
Значимость гражданской, национальной, религиозной идентичностей объясняется тем, что они не только дают возможность индивидам осознавать свою уникальность и фиксировать отличительные признаки своей группы, но и базируются на комплексе культурно-специфических критериев, позволяющих оценивать себя, представителей «своей» и «чужой» группы.
Низкая выраженность атеистической идентичности подтверждает тезис о неготовности белорусского и российского общества к вытеснению религии из социума. Наряду с экономикой, политикой, наукой религия включена в культурное пространство современного социума.
В рамках исследования ставились задачи измерения конфессиональной самоидентификации, уровня религиозности и воцерковленности православных по критериям участия в культовой практике, ориентации на религиозные ценности в повседневной жизни и др.
Конфессиональная самоидентификация населения Беларуси и жителей Краснодарского края имеет общие характеристики и отличия. Православные преобладают в обеих группах. Среди белорусских участников опроса отмечены представители трех основных направлений христианства, среди российских отсутствуют католики. В группе россиян больше православных, протестантов и мусульман, нет иудеев; меньше тех, кто не пожелал отнести себя к какой-либо религии (табл. 5).
Таблица 5. Конфессиональная самоидентификация населения Беларуси и Краснодарского края, %
Конфессиональная принадлежность Население, %
Республика Беларусь Краснодарский край, РФ
Православие 81,8 88,4
Католичество 10,2 -
Протестантизм 0,5 2,7
Старообрядчество 0,6 0,7
Ислам 0,1 3,0
Буддизм 0,3 0,4
Иудаизм 0,1 -
Другое 0,7 0,9
Ни к какой себя 5,7 3,9
не отнесли
Конфессиональная принадлежность православных не всегда в полной мере соответствует религиозной самоидентификации (вера в Бога). В обеих группах представлены верующие, склоняющиеся к вере и неверию, затруднившиеся с религиозным самоопределением, неверующие. Выше уровень религиозной самоидентификации (верующих) в группе белорусов, среди скорее верующих больше россиян. В то же время в группе белорусов больше затруднившихся со своим религиозным самоопределением, а также неверующих (табл. 6).
Таблица 6. Религиозная самоидентификация православных (население Беларуси и Краснодарского края), %
Население Распределение ответов на вопрос: «Считаете ли Вы себя верующим?», %
Да Скорее да Скорее нет Нет Затрудняюсь ответить
Республика Беларусь 34,5 41,0 9,7 2,9 11,9
Краснодарский край, РФ 31,9 55,8 8,9 1,3 2,2
Это говорит о значимости религиозно-культурной традиции, которую олицетворяет православие. Человек может не разделять вероучение в полной мере, участвовать в обрядах эпизодически, не посещать церковь. Но сам факт принадлежности к религии важен для мировоззренческой, культурной, нравственной ориентации человека. Это объединяющий фактор с другими людьми, который имеет значимую с другими жизненными установками ценность. Подтверждением тому служит выявленное противоречие между каноническими требованиями религии о необходимости культовой практики и мнением православных о значимости ее соблюдения (только у белорусских участников опроса). Большинство участников опроса считает, что можно быть верующим, но не участвовать в деятельности церкви. Такую возможность «допускают» 36,9 % опрошенных, «скорее допускают» 33,3 %. Значительно меньше православных заявило о «недопустимости» (7,9 %) и «скорее недопустимости» (12,0 %) такого неучастия, затруднились ответить 9,9 % респондентов.
В отправлении культовой практики (посещение богослужений, участие в обрядовой деятельности) более низкий уровень церковной дисциплины демонстрируют российские участники опроса. Среди них меньше участвующих в богослужениях каждую неделю (3,9 %) и ежемесячно (8,9 %). Подавляющее большинство православных двух стран наиболее активны в дни церковных праздников или посещают богослужения непериодично - «от случая к случаю». Есть те, кто в отправлении религиозных обрядов не участвует (11,9 % белорусов и 9,9 % россиян) (табл. 7).
Таблица 7. Посещение церкви и участие в культовой деятельности, %
Частота участия Население, %
Республика Беларусь Краснодарский край, РФ
Каждую неделю 6,5 3,9
1-2 раза в месяц 12,1 8,9
По церковным праздникам, от случая к случаю 69,6 77,3
Не участвуют 11,9 9,9
Опрос российских респондентов показал, что к молитвенной практике православные обращаются значительно чаще, чем посещают церковь. Из них 13,8 % молятся ежедневно, 8,1 % - несколько раз в неделю. Непериодично обращаются к молитве 43,0 % опрошенных, только в критических ситуациях -22,6 %, никогда - 12,5 %.
При этом многие единодушны в том, что верующий должен знать веро-учительные основы своей религии, иметь религиозную символику, молиться, соблюдать религиозные предписания и практики (белорусские участники опроса) (табл. 8).
Таблица 8. Мнение православных о значимости вероучительных основ и практик для верующих, %*
Что наиболее важно для верующего? %
Молиться 62,4
Посещать службы в храме 47,0
Соблюдать религиозные обряды и праздники 42,8
Пройти обряд посвящения в религию (крещение и т. п.) 33,5
Исповедоваться и причащаться 31,2
Иметь религиозную символику (иконы, нательные кресты и др.) 24,2
Соблюдать посты 17,1
Знать Священные тексты своей религии 16,7
Читать религиозную литературу 8,4
Другое 7,2
*Сумма процентов превышает 100, так как респондент мог выделить несколько вариантов ответов.
Результаты исследования позволяют сформулировать следующие выводы.
1. Религиозная идентичность белорусов и россиян находится в тесной взаимосвязи с другими социальными идентичностями - гражданской, национальной, культурно-традиционной, языковой - и не является определяющей в структуре самоидентификаций и социальных установках населения двух стран. Высокая степень консолидации выявлена по гражданско-террито-риальному, национальному, поколенческому, вероисповедному признакам. При этом с жителями своей страны ведущим объединяющим фактором белорусы считают гражданство, россияне - язык общения. Реже отмечены такие факторы консолидации, как черты национального характера, религия.
2. Большинство населения Республики Беларусь и жителей Краснодарского края идентифицирует себя с православием. Однако конфессиональная самоидентификация православных не всегда соотносится с убежденной религиозностью (верой в Бога). В группе белорусских и российских участников опроса представлены лица с разным типом религиозного мировоззрения: верующие, склоняющиеся к вере и неверию, затруднившиеся с религиозным самоопределением, неверующие. Выше процент назвавших себя верующими в группе белорусов, среди «скорее верующих» больше россиян. В то же время в группе белорусов больше затруднившихся со своим религиозным самоопределением, неверующих.
3. Сравнительные характеристики фактического участия в религиозных практиках православных отражают невысокий уровень церковной дисциплины белорусских и российских участников опроса, наиболее активных в дни
церковных праздников и «от случая к случаю». Лишь малая часть следует церковным правилам, участвуя в обрядах регулярно (каждую неделю). Белорусские участники опроса проявляют большую активность по сравнению с жителями Краснодарского края. При этом россияне к молитвенной практике обращаются чаще посещения богослужений.
4. Исследование выявило противоречие между каноническими требованиями религии о необходимости культовой практики и мнением православных о значимости ее соблюдения. Большинство респондентов допускает, что можно быть верующим, но не участвовать в деятельности церкви. При этом знание вероучительных основ своей религии, молитв, посещение церковных служб, соблюдение обрядов и праздников является, по их мнению, важным. Все это свидетельствует о том, что православие воспринимается как привычная культурная среда в традиционном образе жизни белорусов и россиян. Поэтому в мировоззренческих установках православных заметно превалирование социокультурных традиций над религиозными практиками.
Литература
1. Мчедлов, М. П. Религиозная идентичность в мультикультурном общесте (о новых проблемах в межцивилизационных контактах) [Электронный ресурс] / М. П. Мчедлов // Институт социологии РАН. - Режим доступа: http://www.isras.ru/files/File/Socis/2006-10/mchedlov.pdf. -Дата доступа: 15.10.2015.
2. Balich, N. L. The Ethnic Identity in the Social Identity Structure of the Residents of Belarus and Russia / N. L. Balich, V. N. Mukha // Asian Social Science / Canadian Center of Science and Education. - 2015. - Vol. 11, No. 3. - P. 327-334.
3. Нефедов, М. А. Национальная и этническая идентичность в постсоветской России / М. А. Нефедов // Географические науки в обеспечении стратегии устойчивого развития в условиях глобализации : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 25-28 окт. 2012 г. - Минск : Изд. центр БГУ, 2012. - С. 324-327.
N. L. BALICH
RELIGIOUS IDENTITY OF BELARUS AND KRASNODAR REGION POPULATION: COMPARATIVE SOCIOLOGICAL ANALYSIS
Summary
The analysis of the comparative sociological study of the religious identity of the Republic of Belarus and residents of the Krasnodar region is presented. Based on the obtained empirical data the structure of the social identity of the population of the two countries as a complex conglomerate of civil, national, religious, regional, ethnic and cultural identities were revealed. The sociological measurement has reflected the magnitude, character and manifestation intensity of religious identity of Belarusians and Russians.
Keywords: religious identity, social identity, religious practices, social communities, confessional groups, values, culture.
Поступила 31.10.2015 г.