СПЕЦИФИКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ИНТЕРЕСОВ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ НА РЫНКЕ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
Т. А. БОРОДИНА, Е. А. КОЛЕСНИЧЕНКО
В статье рассматриваются наиболее характерные моменты экономических взаимоотношений и интересов субъектов рынка медицинских услуг в современной России. Рынок медицинских услуг является сложной социально-экономической системой, владеющей рядом общесистемных и специфических признаков, деятельность которой направлена, главным образом, на удовлетворение потребностей производителей и потребителей медицинских услуг, с целью поддержания и укрепления здоровья населения, а также снижения уровня смертности для эффективного социально-экономического развития и национальной безопасности страны.
Ключевые слова: рынок медицинских услуг, отношения и интересы, медицинские услуги.
Современное общество представляет собой в определенной степени постиндустриальное общество, где главное значение приобретает процесс передачи информации и знаний. Расширена сферы услуг базируется на качественно новой индустриальной основе развития экономики и общества. Среди факторов, способствующих экстансии производства нематериальных услуг, принципиальное значение имеют следующие: расширение и усложнение потребностей и, как следствие, изменение ценностных ориентиров общества; научнотехнический прогресс и широкое распространение новых информационных технологий; трансформация представлений потребителей о товарах, а именно стирание границ между физическими продуктами и услугами; углубление сегментации рынка; диверсификация деятельности предприятий; социокультурные изменения, в т. ч. индивидуализация личности и социальная интеграция индивидов и др. [3]. В связи с этим, если в индустриальном обществе уровень жизни определяется через количество товаров, то постиндустриальное общество или экономика услуг определяется качеством жизни и уровнем развития таких отраслей нематериальных услуг, как здравоохранение, образование, туризм, культура [1].
Рынок медицинских услуг представляет собой систему экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления медицинских услуг. Продукцией рынка медицинских услуг являются медицинские услуги, то есть полезный эффект от деятельности образующих эту от-
расль специалистов и предприятий (учреждений, организаций) по диагностике, профилактике и устранению (или компенсации), возникающих или имеющихся у человека анатомических и функциональных нарушений (заболеваний), которые должны быть доступны для всех членов социума [1].
Необходимо определить стереотипы деятельности предприятий по оказанию медицинских услуг и потребителей этих услуг, принципы взаимодействия двух систем ценностей, в связи с развитием рынка медицинских услуг как сегмента рынка нематериальных услуг. В большей степени обостряются противоречия между системой производителя и системой потребителя, происходит столкновение их интересов, стереотипов деятельности и ценностных ориентиров.
Противоречия, обусловленные функционированием рынка медицинских услуг, приводят к возрастанию транзакционных издержек, в том числе инфраструктурных издержек и издержек поведения. На рынке медицинских услуг возрастают и ментальные издержки. Такой вид издержек возникает в результате влияния культурных стереотипов и ценностей, регулирующих жизнь общества, на процесс производства и продвижения медицинских услуг на рынок. Оказание медицинских услуг требует их адаптации к национальным рынкам, к неформальным институтам культурного характера. Институциональные изменения оказывают существенное влияние не только на рынок медицинских услуг, но и на предприятия, предоставляющие медицинские услуги, и на поведение потребителей [1].
Развитие сферы услуг выявило проблемы функционирования рынка медицинских услуг в современной экономике России. Несмотря на то, что отмечается возрастание спроса на новые виды медицинских услуг, предложение медицинских услуг на российском рынке характеризуется однообразием и достаточно низким качеством, углубляются диспропорции в развитии отдельных видов медицинских услуг. Противоречия рынка медицинских услуг в России связаны с сокращением доли тех медицинских услуг, которые связаны с развитием человека как личности, с возможностью его самосовершенствования и самореализации.
Неоднозначным является и процесс глобализации рынка медицинских услуг. С одной стороны, глобализация выражается в росте международной торговли медицинскими услугами, возникновении транснациональных корпораций в сфере услуг, распространении новых информационных технологий и в усилении взаимодействия между государствами. С другой стороны, несмотря на то, что приоритетом развития сферы услуг является развитие и самореализация индивида, существует проблема унификации и стандартизации услуг, а также проблема исключения развивающихся стран из мировой экономики.
Сфера медицинских услуг является одной из самых перспективных быстроразвивающихся отраслей современной экономики, что делает представленное исследование своевременным и актуальным.
Таким образом, возрастание роли и влияния сферы услуг на экономику, а также существующие противоречия в развитии сферы нематериальных услуг требуют подробного анализа институционально-экономической структуры рынка медицинских услуг, тенденции его развития и направлений согласования интересов его разнородных субъектов.
Рынок медицинских услуг по характеру и содержанию входящих в него элементов является сложной социально-экономической системой. Во-первых, его отличают разнотипность и множественность входящих в него элементов, которые отвечают за выполнение различных функций [2]. Так, учреждения, непосредственно предоставляющие медицинские услуги населению (различные виды лечебных учреждений), и пациенты являются основными элементами системы, непосредственно связанными между собой. Органы государственной власти, осуществляющие деятельность по лицензированию и сертификации учреждений, предоставляющих медицинские ус-
луги; различные общественные организации, осуществляющие мониторинг рынка медицинских услуг и участвующие в контроле качества предоставляемых медицинских услуг, и организации, предоставляющие посреднические услуги потребителям и производителям на рынке медицинских услуг, являются косвенными элементами на рынке медицинских услуг.
Рынок медицинских услуг, являясь социальноэкономической системой, обладает рядом общесистемных и специфических признаков (рис. 1):
1. Целостность. Все элементы данной системы представляют единое целое, так как объединены общей целью (поддержание и укрепление здоровья населения), расположением (территориальный признак), то есть система ограничена определенной территорией, в качестве которой может выступать как отдельное муниципальное образование, субъект Федерации, так и страна в целом, управлением (организационный признак).
2. Взаимообусловленность функционирования частей - элементы системы взаимосвязаны таким образом, что функционирование одних элементов зависит от функционирования других. Таким образом, исключение из системы одного из элементов, например, пациентов, или лечебных учреждений поставит под вопрос не только функционирование системы, но и само ее существование.
3. Многофункциональность системы проявляется в том, что составляющие ее элементы различаются по своим функциям:
Пациенты несут на себе в основном потребительскую функцию.
Лечебные учреждения выполняют функции производителя медицинских услуг, функции по поддержанию здоровья населения, профилактике социально опасных заболеваний.
Страховые организации выполняют посреднические функции при финансировании оказания медицинской услуги.
Органы государственной власти выполняют функции контроля на рынке медицинских услуг.
Общественные организации выполняют функции мониторинга и общественного контроля рынка медицинских услуг, а также функцию информирования об организациях, действующих на рынке медицинских услуг.
4. Адаптивность, т. е. способность приспособления к изменению условий в окружающей среде. В связи с тем, что в последние годы происходит углубление и расширение культурных межгосударственных связей, расширение сферы туристических услуг и интеграция России в мировое пространство, что приводит к проникнове-
нию на территорию страны различных несвойственных для данной территории заболеваний; активное развитие рынка медицинских технологий, что приводит к внедрению новых, более технологичных методов лечения, рынок медицинских
услуг вынужден приспосабливаться к новым вызовам посредством изменения структуры, функций отдельных элементов, а также вовлечения в действие резервных частей и ресурсов, взаимозаменяемых элементов.
Рис. 1. Рынок медицинских услуг как социально-экономическая система
5. Стохастичность, т. е. вероятностный характер функционирования, наличие элементов случайности в действии системы, обусловленных неопределенностью ситуации во внешней окружающей среде и случайным характером процессов, протекающих в самой системе [5]. На рынке медицинских услуг очень распространен фактор случайности, так как на него осуществляется воздействие: эпидемии, катастрофы, природные катаклизмы, конфликты и др.
6. Динамизм - зависимость параметров функционирования от времени. Поскольку изменения как внутри рынка медицинских услуг, так и во внешней среде, непосредственно на него влияющей, происходят постоянно, то данный рынок, как любая система, реагирует на эти вызовы путем внесения изменений в систему, позволяющих регулировать функции системы во времени.
7. Способность к развитию - наличие потенциала развития системы, позволяющего улучшать
ее структуру, изменить нужным образом функции, совершенствовать систему в целом [4]. Данное свойство применимо к рынку медицинских услуг в полной мере, так как активно развивающаяся в последние годы отрасль, производящая высокотехнологичное оборудование для учреждений, оказывающих медицинские услуги, введение новых способов диагностики и лечения заставляют рынок медицинских услуг реагировать на вызовы путем изменения системы управления и состава функций отдельных элементов.
Для возникновения и функционирования рынка медицинских услуг необходимы определенные предпосылки, характерные для функционирования любого рынка товаров и услуг. В то же время становление рынка медицинских услуг существенно отличается от оказания иных услуг, что связано с особенными характеристиками и требованиями по оказанию услуг здравоохранения [6].
Таблица 1
Интересы субъектов рынка медицинских услуг
Субъекты Интересы
Потребитель (покупатель) медицинской услуги - сохранение здоровья (потребность жить, быть здоровым с сохранением трудоспособности, потребность возврата к норме при временной потери трудоспособности; желание сохранения определенной «ниши» трудоспособности при наличии инвалидности; потребность достижения наивысшей степени «качества жизни»); - формирование личного капитала здоровья (базового и приобретенного)
Производители (поставщики) - повышение эффективности взаимодействия как с покупателем медицинских услуг и товаров медицинского назначения, так и с обладателями факторов медико-производственного предпринимательства; - корпоративный интерес (служение долгу и Отечеству, обеспечения профессионального и гражданского достоинства врачебного сословия; - удовлетворение первоочередных потребностей (при бюджетном финансировании); максимизация прибыли и минимизация издержек (платные медуслуги); - преодоление ограниченности ресурсных возможностей наращивания производства услуг; - расширение медицинских услуг и увеличение притока средств
Г осударство - выявление и отражение в государственных планах объема ресурсов, направляемых государством в отрасль охраны здоровья; - формирование и функционирование системы охраны здоровья как сферы государственной и политической деятельности, системы оказания лечебной, профилактической помощи, оздоровления и медицинской реабилитации больных, развитие медицины как науки и системы специального образования, системы разработки, производства и продвижения на рынок лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и сложной медицинской техники
Интересы субъектов рынка медицинских ус- культурных компонентов, что предопределяет не-
луг следует рассматривать в единстве социаль- обходимость выделения нескольких групп инте-
ных, политических, экономических и духовно- ресов (табл. 2) [1].
Таблица 2
Субъекты Интересы
экономические институциональные политические
Потребители и покупатели Максимизация полезности Обеспечение «эффекта здоровья» Любой достигнутый уровень порождает изменения в объемах и ассортименте потребления Стабильность в обеспечении медицинскими услугами
Поставщики и продавцы Реализация госзаказа Получение максимума прибыли Получение правовой и экономической самостоятельности Диверсификация в целях изменения структуры производства и ассортимента продукции Формирование у населения мотивации укрепления здоровья и соответствующего стиля жизни, создания имиджа здорового человека, системы здорового образа жизни. Направленное воздействие на формирование образа жизни и стиля потребления Лоббирование
Г осударство A) как хозяйствующий субъект (продавец медицинских услуг, фактический покупатель медицинских услуг и собственник медицинских учреждений) Б) как административноправовой орган B) как выразитель общенациональных интересов Распространение здорового образа жизни Формирование капитала здоровья нации Профилактика заболеваний Финансовое обеспечение социальных стандартов, усиление связи социальной стандартизации с бюджетно-нормативной деятельностью Обеспечение гарантированного минимума медицинского обслуживания для всех граждан и проведение политики, направленной на полное удовлетворение социальных потребностей населения Создание правового поля Выработка стратегии здравоохранения Создание национальной системы охраны здоровья Усиление мощи государства Повышение количества и качества человеческого капитала Реализация национальногосударственных интересов Гарантии предоставления бесплатной медицинской помощи
В условиях предстоящих преобразований системы здравоохранения Российской Федерации крайне актуальной остается проблема поиска модели национальной системы здравоохранения, адекватной современным реалиям общества. Именно в свете такого стратегического направле-
ния в настоящем сообщении представляется ряд тезисов, раскрывающих тему, заявленную в названии публикации [7].
Прежде всего, необходимо условно охарактеризовать сегодняшнее состояние отечественной системы здравоохранения с точки зрения объек-
тивной реальности, не позволяющей на данном этапе развития общества и государства реализовать желаемые принципы маркетинговых взаимоотношений в условиях формирующегося рынка медицинских услуг.
Как известно, рыночная экономика не мыслится без таких понятий как «конкуренция» и «конкурентоспособность».
Основными факторами низкой, порою, абсолютно отсутствующей конкурентоспособности в современной системе здравоохранении России, являются:
1) революционный переход от административно-плановой системы социалистического здравоохранения к неуправляемому процессу становления маркетинговых отношений в условиях эволюционного формирования рынка медицинских услуг;
2) консервативная форма собственности медицинских учреждений, неопределенность становления и развития малого предпринимательства в существующей системе здравоохранения, несоответствующей действию классических экономических законов и условиям конкуренции и конкурентоспособности;
3) отсутствие современных менеджеров в системе общественного здоровья, способных грамотно решать организационно-технические и экономноуправленческие проблемы и задачи лечебного учреждения, функционирующего в новых экономических условиях развития общества и государства;
4) отсутствие в медицинских образовательных программах (как правило) курсов «Управление конкуренцией в здравоохранении»;
5) неоправданная осторожность реализации методов научного планирования (системного анализа, прогнозирования, оптимизации медицинской деятельности и пр.) в условиях формирования рынка медицинских услуг;
6) отсутствие политической воли в реализации обоснованных управленческих решений по доведению до логического внедрения в учреждениях здравоохранения современных механизмов, методов и форм постоянного повышения качества медицинской помощи.
В проблеме построения и управления конкурентной средой производства и потребления медицинских услуг следует понять негативную роль стимулов в системе здравоохранения, способствующих созданию условий отсутствия либо непродуктивной конкуренции.
Некоторые факторы, порождающие обозначенную проблему и не позволяющие в принципе сформировать конкурентную среду в медицине, приведены ниже.
1. Многоуровневая система потребителей (посредников) медицинских услуг: государство (программа государственных гарантий бесплатной медицинской помощи); федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ОМС) (ограничения объемов медицинских услуг в соответствии с финансовыми возможностями страховщиков); страховые медицинские организации (в Российской модели обязательного медицинского страхования - прямая финансовая зависимость от территориальных фондов ОМС); пациенты (относительное включение потребителя медицинских услуг в систему активного влияния на качество медицинской помощи); администрации лечебно-профилактических учреждений (бюрократические директивно-командное регулирование взаимоотношений пациентов и медицинских работников); врачи (принятие решений о лечении своих пациентов и обеспечение этого лечения происходит в конкурентном и экономическом вакууме).
2. Противоречивые (порой антагонистические с точки зрения экономики) интересы субъектов сферы производства и потребления медицинских услуг.
3. Плательщики и посредники не несут конечной юридической ответственности за результаты лечения пациентов: (суррогатные формы конкурентной борьбы перемещены в область взаимоотношений пациентов и плательщиков, что приводит к конфликту их интересов - плательщик выискивает всяческие способы для отказа по оплате дорогостоящих медицинских услуг, являясь, таким образом, не сторонником пациента, а его антагонистом).
4. Отсутствие для пациентов, врачей и плательщиков сколько-нибудь объективных показателей качества медицинской помощи. Невозможность установления однозначной взаимосвязи между ценой и качеством предоставленной медицинской услуги.
5. Специфическая характеристика пациента как потребителя медицинских услуг и отличающая его от потребителей иных (не медицинских) товаров и услуг - это своеобразный абсолютный приоритет сохранения жизни и здоровья, без обращения внимания на возможные расходы.
6. Отсутствие возможности и крайне недостаточная информированность пациентов о ценах на медицинские услуги у разных врачей. Определенная деликатность в вопросах получения подобной информации непосредственно у лечащего врача.
Все вышеперечисленное подводит исследовательскую мысль к мнению, что в современном со-
стоянии отечественного здравоохранении (точнее -в формирующейся сфере производства и потребления медицинских услуг) отсутствует основополагающая системная структура и, следовательно, соответствующие отношения субъектов такой системы, позволяющие практически реализовать такой механизм повышения качества медицинских услуг как конкуренция [7].
Литература
1. Алешин Н. А. Теоретические основы анализа рынка медицинских услуг // Вестн. СГСЭУ. 2006. № 14 (3).
2. Герасимова В. В. Системный подход как общеметодологический принцип исследования социально-экономических систем // Актуальные проблемы социально-экономического развития России: сб. науч. статей. Саратов, 2007. С. 22-28.
3. Лыков А. К. Развитие рынка медицинских услуг в условиях трансформации экономики: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Саратов, 2009.
4. Малахова Н. Г. Маркетинг медицинских услуг: метод. пособие. М., 1998.
5. Столяров С. А. Рынок медицинских услуг: некоторые его характеристики, проблемы и аспекты управления. Изд. 3-е, испр. и доп. Барнаул, 2005.
6. Титова А. О. Рынок медицинских услуг как социально-экономическая система // Вестн. Саратовского государственного технического университета 2009. №1.
7. URL: http://www.cfin.ru.
* * *
SPECIFICS OF ECONOMIC RELATIONS AND INTERESTS OF MANAGING SUBJECTS IN THE MARKET OF MEDICAL SERVICES
T. A. Borodina, Ye. A. Kolesnichenko
In the article the most typical moments of economic mutual relations and interests of subjects of the market of medical services in modern Russia are considered. The market of medical services is the difficult social and economic system owning nearby common system and specific signs which activity is directed, mainly, on satisfaction of requirements of manufacturers and consumers of medical services, for the purpose of maintenance and strengthening of health of the population, and also decrease in a death rate for effective social and economic development and national safety of the country.
Key words: the market of medical services, relations and interests, medical services.