Научная статья на тему 'Специфика адаптационного периода первоклассников к учебному процессу'

Специфика адаптационного периода первоклассников к учебному процессу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИК / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ОБУЧЕНИЕ / ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ ШКОЛЬНИКА / АДАПТАЦИЯ / РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ / THE PRESCHOOL CHILD / THE YOUNGER SCHOOLBOY / TRAINING / AN INTERNAL POSITION OF THE SCHOOLBOY / ADAPTATION / DEVELOPMENT OF MENTAL PROCESSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артеменко О. Н.

Описана специфика адаптационного периода первоклассников к учебному процессу в школе, названы основные критерии, свидетельствующие об успешности адаптации учащихся, приведены особенности внутренней позиции школьников и развитие познавательной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF THE ADAPTABLE PERIOD OF FIRST-GRADERS TO EDUCATIONAL PROCESS

In article specificity of the adaptable period of first-graders to educational process at school, the basic criteria testifying to success of adaptation of pupils, feature of an internal position of schoolboys and development of informative sphere is described.

Текст научной работы на тему «Специфика адаптационного периода первоклассников к учебному процессу»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

СПЕЦИФИКА АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ПЕРВОКЛАССНИКОВ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ

О.Н. АРТЕМЕНКО, кандидат педагогических наук, доцент Ставропольского государственного университета 13.00.00 - педагогические науки artemenko [email protected]

Аннотация. Описана специфика адаптационного периода первоклассников к учебному процессу в школе, названы основные критерии, свидетельствующие об успешности адаптации учащихся, приведены особенности внутренней позиции школьников и развитие познавательной сферы.

Ключевые слова: дошкольник, младший школьник, обучение, внутренняя позиция школьника, адаптация, развитие психических процессов.

SPECIFICITY OF THE ADAPTABLE PERIOD OF FIRST-GRADERS TO

EDUCATIONAL PROCESS

O.N. ARTEMENKO, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer of the Stavropol state university

Annotation. In article specificity of the adaptable period of first-graders to educational process at school, the basic criteria testifying to success of adaptation of pupils, feature of an internal position of schoolboys and development of informative sphere is described.

Key words: the preschool child, the younger schoolboy, training, an internal position of the schoolboy, adaptation, development of mental processes.

Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. В этот период меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, раскрываются познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника» (Л.И. Божович).

Наличие «внутренней позиции школьника» важно для первоклассника. Она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Наиболее значима она на первых этапах школьного обучения, когда осваиваемый ребенком учебный материал объективно однообразен и не слишком интересен.

Многие из сегодняшних первоклассников являются весьма искушенными в учебных занятиях до прихода в школу. Усиленная подготовка к школе, посещение дошкольных лицеев, гимназий и т.д. зачастую приводят к тому, что поступление в школу утрачивает для ребенка элемент новизны, мешает ему пережить неповторимость этого события. В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязатель-

ное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.

Быстрое сенсорное развитие ребенка в дошкольном возрасте приводит к тому, что младший школьник обладает достаточным уровнем развития восприятия: у него высокий уровень остроты зрения, слуха, ориентировки на форму и цвет предмета. Процесс обучения предъявляет новые требования к его восприятию. В процессе восприятия учебной информации нужны произвольность и осмысленность деятельности учащихся, они воспринимают разные образцы (эталоны), в соответствии с которыми должны действовать.

Память младшего школьника — первостепенный психологический компонент учебной познавательной деятельности. Кроме того, память может рассматриваться как самостоятельная мнемоническая деятельность, направленная специально на запоминание. В школе ученики систематически запоминают большой по объему материал, а потом его воспроизводят. Не владея мнемонической деятельностью, ребенок стремится к механическому запоминанию, что вообще не является особенностью его памяти и вызывает огромные затруднения. Устраняется этот недостаток в том случае, если учитель обучает его рациональным приемам запоминания.

Внимание учащихся 1 классов слабоорганизованно, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво. У первоклассников (как и у дошколь-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХ0Л0ГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, не свойственна первоклассникам в силу слабости развития самих мыслительных операций.

Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия «в уме» даются первоклассникам с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий. Поведение первоклассников (в силу возрастных ограничений в развитии произвольности, регуляции действий) также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.

Процесс овладения знаниями, умениями и навыками требует постоянного и эффективного самоконтроля детей, что возможно только при формировании достаточно высокого уровня произвольного внимания. В начале обучения, как и в дошкольном возрасте, внимание ученика привлекает лишь внешняя сторона вещей. Внешние впечатления захватывают учащихся. Однако это мешает им проникнуть в суть вещей (событий, явлений), затрудняет контроль над своей деятельностью. Если учитель постоянно заботится о руководстве развитием произвольного внимания младших школьников, то в течение их обучения в начальных классах оно формируется очень интенсивно. Этому способствуют четкая организация действий ребенка с использованием образца и таких действий, которыми он может руководить самостоятельно и при этом постоянно себя контролировать.

Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», положено», «правильно», «неправильно» лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность. Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство первокласников достаточно успешно справляются с этой задачей.

Тем не менее начало школьного обучения — сильным стресс для каждого ребенка. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушиться сон, аппетит, повыситься температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других — одну четверть, у третьих — растягивается на весь первый

учебный год. Многое зависит от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.

В работе «Если ваш ребенок не хочет учиться» К.В. Бардина, указывает на то, что поступление в школу должно стать переломным моментом в жизни каждого ребенка, так как начало школьного обучения меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений; теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе.

В труде «Личность и ее формирование в детском возрасте» Л.И. Божович пишет о том, что в этот период жизни, в 6—7 лет, должен меняться весь психологический облик ребенка; преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.

Т.П. Звозникова в работе «Особенности психологического сопровождения школьников при реализации реабилитационных программ в условиях общеобразовательной школы» выделяет две линии развития первоклассника, определяющие внутреннюю готовность его к школьному обучению: 1) формирование произвольного поведения, овладение средствами и эталонами познавательной деятельности; 2) переход от эгоцентризма к децентрации, мотивационной готовности. В качестве основных критериев, свидетельствующих об успешности адаптации учащихся, автор определяет положительные эмоционально-поведенческие реакции, снижение уровня негативных особенностей поведения в коллективе, развитие психических процессов, способность учащихся к самоорганизации.

Став школьником, ребенок постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями. Родители и учителя должны понимать, что поступление ребенка в школу само по себе не обеспечивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии. И здесь необходимо избегать довольно распространенного противоречия: с порога школы от ребенка требуют того, что только еще должно быть сформировано.

Первоклассники, перешагнувшие 7-летний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем 6-илетние школьники. Поэтому 7-летние дети при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы. Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.