ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ И ВЗАИМОВЛИЯНИЕ В РАЗВИТИИ
ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
О.Н. АРТЕМЕНКО,
кандидат педагогических наук, доцент Ставропольского государственного университета
Аннотация. Статья посвящена описанию возрастных особенностей детей младшего школьного возраста и специфике развития познавательных процессов с позиции возрастного диапазона изменений микросоциальных условий (смены семейной и дошкольной среды на среду начальной школы.
Ключевые слова: младший школьник, ведущий вид деятельности, развитие личности, обучение, познавательные процессы, познавательная активность.
INTERCONDITIONALITY AND INTERFERENCE IN DEVELOPMENT OF MENTAL PROCESSES AND INFORMATIVE ACTIVITY OF YOUNGER SCHOOLBOYS
O.N. ARTEMENKO,
the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer of the Stavropol state university
The summary. Article is devoted the description of age features of children of younger school age and specificity of development of informative processes from a position of an age range of changes of microsocial conditions (change of the family and preschool environment with Wednesday of an elementary school.
Key words: the younger schoolboy conducting a kind of activity, development of the person, training, informative processes, informative activity.
Младший школьный возраст является одним из основных периодов в жизни человека, закладывающим большой массив преобразований, влияющих на всю дальнейшую жизнедеятельность индивида. Развитие познавательных процессов в данном периоде особенно актуально, так как это возрастной диапазон изменения микросоциальных условий, смена семейной и дошкольной среды на среду начальной школы, имеющую свою особую специфику. И от того, насколько адекватно будет проходить процесс развития познавательных процессов на данном временном отрезке, будет зависеть не только качественный характер обучения в школе, но и вся дальнейшая способность к индивидуальному саморазвитию.
Следует отметить, что возраст от 6—7 до 10—11 лет является чрезвычайно важным для психического и социального развития ребенка. Во-первых, кардинально изменяется его социальный статус — он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. У него появляются обязанности, которых ранее не было и которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими его сверстниками. Если в предшествующие периоды возрастного развития основным видом деятельности ребенка была игра, то теперь
на первое место в его жизни выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой ребенок получает и перерабатывает огромные объемы информации. Во-вторых, существенные изменения происходят в психической сфере ребенка. Если для начальных стадий рассматриваемого возрастного периода характерно доминирование наглядно-действенного мышления, то в дальнейшем у ребенка происходит формирование абстрактно-логического мышления. Под влиянием выполняемой ребенком деятельности изменяется характер функционирования его памяти. Основным видом памяти у ребенка становится произвольная память, и вместе с этим изменяется структура мнемических процессов. Не менее существенные изменения происходят в развитии речи ребенка и других психических познавательных процессах.
Преобразования познавательной сферы, происходящие в младшем школьном возрасте, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития. Специальные исследования показывают, что при преобладающей в настоящее время системе начального обучения процесс этот нередко протекает стихийно. У многих детей младшего школьного возраста отмечается недостаточная сфор-
мированность внимания, памяти, способности к регуляции умственных действий. Истинное их развитие подменяется усвоением стереотипных способов действия в стандартных условиях.
В реальной действительности познавательные процессы функционируют не изолированно друг от друга, а представляют собой сложную систему. Поэтому развивающая работа, направленная преимущественно на совершенствование отдельного психического процесса, будет влиять не только на его собственную продуктивность, но и на уровень функционирования познавательных сфер в целом, а значит и на познавательную активность в частности.
Рассмотрим влияние некоторых познавательных процессов, таких как мышление, внимание и память, на обучение младших школьников.
С началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер. Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны. Согласно классификации Ж. Пиаже этот этап развития детского мышления определяется как стадия конкретных операций. В этом отношении наиболее показательно мышление первоклассника. Оно действительно преимущественно конкретно, опирается на наглядные образы и представления. Как правило, понимание общих положений достигается лишь тогда, когда они конкретизируются посредством частных примеров. Содержание понятий и обобщений определяется в основном наглядно воспринимаемыми признаками предметов. В этом возрасте мышление ребенка тесно связано с его личным опытом, и потому чаще всего в предметах и явлениях он выделяет те стороны, которые говорят об их применении, действии с ними.
По мере овладения учебной деятельностью и усвоения основ научных знаний школьник постепенно приобщается к системе научных понятий, его умственные операции становятся менее связанными с конкретной практической деятельностью или наглядной опорой. Дети овладевают приемами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать «в уме» и анализировать процесс собственных рассуждений. С развитием мышления связано возникновение важных новообразований младшего школьного возраста: анализа, внутреннего плана действий, рефлексии.
Постоянно приходится слышать жалобы учителей и родителей на невнимательность, несобранность, отвлекаемость детей данного возраста. Невнимательность младших школьников — одна из наиболее распространенных причин снижения успеваемости. Ошибки «по невниманию» в письменных работах и во время чтения — самые обидные для детей. К тому же они являются предметом для упреков и проявления недовольства со стороны учителей и родителей. Наиболее часто такую характеристику получают дети 6—7 лет, т.е. первоклассники. Их внимание действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво, что во многом объясняется недостаточной зрелостью нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания.
На протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания. При этом специальные исследования показывают, что различные свойства внимания имеют неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания; успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, а обучение чтению — с устойчивостью внимания. Из этого напрашивается естественный вывод: развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.
В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной. У первоклассника хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Однако далеко не все из того, что приходится запоминать первокласснику в школе, является для него интересным и привлекательным. Поэтому непосредственная память оказывается здесь уже недостаточной. Для развития памяти ребенка полезны не только и не столько специальные упражнения на запоминание, сколько формирование интереса к знаниям, к отдельным учебным предметам, развития положительного отношения к ним.
Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в первую очередь приобретени-
ем в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Однако без специальной работы, направленной на формирование таких способов, они складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными.
Таким образом, в младшем школьном возрасте остро стоят вопросы развития таких познавательных процессов, как мышление, внимание и память, недостаточная сформированность которых может создавать проблемы в обучении школьника. Немаловажное значение имеет и формирование познавательной активности школьников, особенно во внеурочной деятельности, посредством их общения
как особого вида взаимодействия. Данное общение способствует формированию потребности школьников в самостоятельном приобретении знаний, умений и навыков, творческому их использованию и развитию устойчивого познавательного интереса. Содержание, формы и методы должны нацеливать учащихся на самостоятельную познавательную деятельность, которая создает базу для общения, способствует закреплению новых знаний школьников, полученных в процессе общения. Эти сформированные знания позволяют организовать общение учащихся на более высоком уровне, вызывать у них потребность в обмене информацией, оказании помощи товарищу.
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ
В.В. ГОРОХОВА,
доцент кафедры профессиональной этики и эстетической культуры,
кандидат исторических наук
Аннотация. В статье автором рассматриваются проблемы формирования и гражданственности у курсантов и слушателей Московского университета МВД РФ. Даются понятия таким категориям как «патриотизм», «гражданственность», «гражданский долг», анализируется содержание «патриотического воспитания».
Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, гражданский долг, патриотическое воспитание, патриотические качества офицера.
Решение задач, стоящих перед Россией, предполагает необходимость формирования у подрастающего поколения высоких нравственных, социально-психологических и профессионально-деятельностных качеств, высокой гражданской активности и патриотизма. Процессы преобразования в России сопровождаются реформированием всех аспектов жизнедеятельности общества, в том числе и патриотического воспитания. Поиск новых направлений в области содержания патриотического воспитания, его организационных и методических форм предусматривает важные задачи по воспитанию офицеров как патриотов и защитников Отечества, воспитания уважения к истории и традициям своего народа, способных качественно, компетентно решать свои профессиональные задачи.
Понятия «патриотизм», «гражданственность», «гражданский долг» близки по значению, однако требуют некоторого уточнения. Современное понимание патриотизма характеризуется разнообразием и неоднозначностью. Рассматриваемые исследо-
вателями в различных исторических, социально-экономических и политических условиях проблемы и пути их решения зависят от личной позиции автора, отношения к своему Отечеству, а также духовного и нравственного климата общества, его исторических корней.
В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова «патриотизм» (ра^Б — отечество) трактуется как нравственное и социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы Родины. Образно это чувство определено в словаре В. Даля: «Патриотизм одно из самых глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных Отечеств: человек или является патриотом своего Отечества, и тогда он соединен с ним, как дерево корнями с землей, или он лишь пыль, проносимая всеми ветрами. Патриотом назван любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчиз-ник». Патриотизм — это одна из наиболее значимых,