________УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ Ц А Г И
Том XVII 19 8 6
М 5
УДК 539.4:013.3:624.023
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ гибридный конечный ЭЛЕМЕНТ ДЛЯ РАСЧЕТА МНОГОСРЕЗНЫХ СОЕДИНЕНИЙ В ДВУМЕРНОЙ ПОСТАНОВКЕ
Н. С. Погодина, В. Д. Чубань
Рассматривается новый тип гибридного конечного элемента, моделирующего совместные деформации болта и прилегающей окрестности листа в двумерной постановке. Принимается набор гипотез, позволяющий сформулировать специализированный гибридный элемент с лагранжевой аппроксимацией поля перемещений вдоль внешней границы элемента, что позволяет легко включать этот гЭлемент в ансамбль изопараметрических элементов. Наличие цилиндрического болта, контактирующего с листом по раствору угла 180°, учитывается дополнительным полем напряжений.
Для нахождения величин и направлений действия сил взаимодействия болтов с листами строится итерационный процесс последовательных приближений.
Применение элемента иллюстрируется на решении простой задачи о распределении усилий в двусрезном соединении.
В [1] были предложены теоретические принципы построения новых типов конечных элементов, получивших название гибридных. Эти элементы занимают промежуточное положение между классическими, основанными на методе сил и методе перемещений.
Соответствующий вариационный принцип для плоской задачи теории упругости
J =----]-h j" Сф-,5 а*? ais dQ -f h J з*!3 щ uadF,
^ 2 Г
где ил — заданное поле перемещений на границе элемента Г,
о“Р — заданное равновесное поле напряжений внутри области Q, позволяет строить специализированные конечные элементы с полем напряжений о“Р, удовлетворяющим заданным условиям.
Этот подход успешно применялся для разработки конечных элементов, содержащих трещину [2], свободное отверстие [3], нагруженное отверстие [4].
Использование этих элементов по сравнению с общепринятыми, базирующимися на предположениях о простых полях пере-
мещений и напряжений [5], позволяет в задачах местной прочности с указанными концентраторами напряжений достичь высокого уровня эффективности вычислений за счет изменения сразу нескольких критических параметров, связанных с применением метода конечных элементов (МКЭ):
— уменьшение числа конечных элементов;
— уменьшение числа обобщенных степеней свободы;
— увеличение точности расчетов, особенно в зонах больших градиентов напряжений.
Попытки применения МКЭ к решению задачи о распределении усилий в многосрезных соединениях [6, 7] первоначально опирались на следующие основные гипотезы:
1) работа соединения рассматривается в двумерной постановке в предположениях линейной теории упругости;
2) наличие крепежного элемента — болта —моделируется сосредоточенной изотропной упругой связью заданной жесткости, соединяющей соосные точки листов соединения.
Практическое применение этого подхода показало определенные трудности, связанные с внутренним противоречием гипотезы 2), поскольку неограниченное сгущение сетки в зоне болта приводит к неограниченному увеличению податливости болтового соединения* .
Гибридная постановка позволяет создать специализированный конечный элемент для расчета многосрезных соединений, базирующийся на новой, более корректной совокупности гипотез:
I) совпадает с гипотезой 1,
II) попёречное сечение болта остается неизменным в процессе нагружения, так что сечение болта по толщине листа можно заменять абсолютно жестким диском;
III) взаимодействие болта с листом (рис. 1) осуществляется без тангенциальных сил трения, для нормальных сил справедлив закон „косинуса":
* Это связано с тем обстоятельством, что сосредоточенная сила, приложен-
/
Ог? (Г, <Р) |Г=Л = 0, 9 00, 2тс],
о,г(Г, <р)|,=я =
ная к точке листа, дает особенность О
полю перемещений.
104
по полю напряжений и О (1п г) по
где 0 — угол направления действия силы надавливания болта на лист; Рь — величина силы надавливания; Л — толщина листа; /?— радиус отверстия; Г2 —часть контура отверстия, на которой про-, исходит надавливание болта на лист.
Отметим, что в случае статически неопределимой задачи распределение величин сил Ре и углов их действия 9 для многоболтового многосрезного соединения неизвестно. В делом эта задача является нелинейной.
Следуя общей схеме [1] построения гибридных элементов, введем в рассмотрение следующие поля перемещений и напряжений.
Аппроксимация поля перемещений по внешней границе элемента Г! выбирается в виде
где (£) — функции формы конечно-элементной аппроксимации границы полиномы Лагранжа; и*. — перемещения узлов границы; N—число узлов элемента.
Аппроксимация (2) должна быть совместной с прилегающими конечными элементами.
Аппроксимация поля перемещений по части внутренней границы элемента Г2 выбирается в виде (в силу гипотезы II)
где —перемещения центра жесткого диска в плоскости листа.
Законы аппроксимации для поля перемещений на внешней границе Г, и на части внутренней границы Г2 можно представить в матричном виде
где Ьх, — интерполирующие матрицы, иг—лектор перемещений узлов на внешней границе элемента, и2 — вектор перемещений центрального узла элемента.
Аппроксимация равновесного поля напряжений в О выбирается путем удержания конечного числа первых М — 1 членов рядов о“Р, а“Р (см. Приложение) и может быть представлена в матричном виде
где сг — вектор напряжений, составленный из компонент тензора напряжений а“Р; 5 — ЗХ-М — матрица, составленная из первых членов рядов (столбцы с 1 по М — 1) и конечных сумм М — 1 членов рядов (столбец М); §т = [р15 р2, ..., $м_ 1, Р0] — вектор внут-
ренних параметров элемента, составленный из неопределенных
(2)
ряда о||Р (компоненты с
1 по
коэффициентов при первых членах М — 1) и значения силы Ре.
Подчеркнем, что параметр 6, который входит в выражение для матрицы 5, рассматривается как внешний и уточняется в ходе итерационного процесса.
Матрица жесткости конечного элемента получается в виде [И
к= от Я-1 в,
где
С =
1
Е
1 —
• V
О
1 (ад о“
о
2(1 +»)
(3)
(4)
о
я2
п2
«1
— матрица упругих коэффициентов для изотропного материала, Е — модуль упругости, V — коэффициент Пуассона;
— матрица внешней нормали к границе Г1 или Г2.
Численное квадратурным границ Г! и Г2
интегрирование выражений (4) осуществляется по формулам Гаусса с предварительным разбиением на криволинейные отрезки и области 2 на четырехугольные подобласти.
Полученная матрица жесткости (3) вырождена четыре раза: три раза по условиям движения твердого тела и один раз по смещению центрального узла в направлении 0 + -^-. Последний факт
связан с тем обстоятельством, что контактные напряжения (1) не совершают работу при поперечных смещениях центрального узла. Это дополнительное вырождение можно устранить путем введения дополнительной жесткости для центрального узла в направлении
0 + :
Ал, (•
+ *(К|. I + К1+1,1+1)
э1п2 0
1 Кг+1, /+1_
— вш 20
1_ 2
э1п 20 соэ2©
где *— малый параметр, х~10—5; г, г+1—номера степеней свободы центрального узла в направлениях х и у соответственно.
Величина * должна быть малой, чтобы возмущение жесткости было мало, и одновременно она не должна быть слишком малой относительно разрядной сетки ЭВМ. Для вычислений с двойной точностью оптимальным является значение х=10-5. Для одинарной точности можно рекомендовать выбор х=10—Л
Физически приведенная коррекция соответствует введению для
центрального узла дополнительной связи в направлении 0 +
жесткостью в х раз меньшей, чем жесткость этого узла в направлении 6.
Внутренние параметры элемента определены [1]
после того, как решена прямая задача и стали известны перемещения узлов элемента
Отметим, что М — размерность вектора должна удовлетворять условию М^-Б — 3, где И — размерность вектора и. Увеличение размерности М способствует повышению точности аппроксимации поля напряжений внутри элемента, но требует большего объема памяти и времени построения матрицы жесткости.
Конечно-элементная идеализация многоерезного болтового соединения создается при помощи описанного элемента в комбинации с обычными изопараметрическими элементами (рис. 2). Если все центральные узлы, относящиеся к одному болту, имеют общий
номер, то такая модель соответствует гипотезе абсолютно жесткого болта. Можно при создании конечно-элементной модели центральные узлы соединять через переходный элемент, моделирующий изотропную сосредоточенную жесткость болта, учитывая тем самым приближенно влияние сдвига, изгиба и поворота болта на работу многосрезного соединения.
Итерационная схема решения задачи состоит из следующих этапов:
1. Подготавливаются конечно-элементная идеализация, вектора нагрузок и кинематические граничные условия.
2. Задается начальное приближение углов 6 для всех гибридных конечных элементов с центральными узлами.
3. Осуществляется прямое решение задачи, при этом матрицы жесткости гибридных конечных элементов строятся с учетом текущих значений углов 0.
4. Для каждого гибридного элемента определяются значения компонент силы, действующей на центральный узел:
Рис. 2
где Рх, Ру — значения компонент вектора сил Р = КЧ для центрального узла.
Если для всех элементов выполняются соотношения
<е*| А |,
(5)
где е ж Ю"-3 — малый параметр, то осуществляется выход из итерационного процесса, что соответствует совпадению равнодействующих сил контактных усилий (1) и внешних сил, действующих на центральные узлы со стороны других элементов.
Иначе для элементов, в которых условия (5) не выполняются, вводится новое значение угла
Далее переходим к пункту 3.
Применение элемента. Описанный специализированный гибридный конечный элемент был включен в библиотеку конечных элементов Многоцелевой Автоматизированной Расчетной Системы (МАРС). Ниже обсуждаются некоторые результаты численных экспериментов, проведенных с использованием этого элемента.
На рис. 3 представлены результаты расчета квадратного листа толщины /г со стороной \Ш, защемленного по периметру, с отверстием диаметра На лист от болта действует сила Р в направлении оси л:. Показаны эпюры напряжений, возникающих на контуре отверстия и на окружности диаметром 2с?. Напряжения построены в относительных значениях — оар /осм, где напряжения
Как и следовало ожидать, распределение контактных усилий на контуре отверстия полностью соответствует распределению (1). Конечно-элементная модель для этой задачи состояла из одного специализированного конечного элемента.
На рис. 4, а показан простой пример двухболтового двусрезного соединения, моделирующего работу листа с двумя симметричными накладками. Основные параметры конструкции: с1 — диаметр болтов, 2Л2 — толщина накладки и листа соответственно, а — ширина листа и накладки, а = Ъй, Ь — расстояние между болтами.
Исследовалось включение накладки в работу соединения при его растяжении продольной силой 2Р. На рис. 4, б показаны эпюры распределения продольных нормальных напряжений = где °о = Р/(аЬ2), возникающих в листе при й1 = 2Л2, Ь = 10й. На рис. 4, в показаны аналогичные эпюры напряжений, возникающих в накладке. Можно отметить хорошее выполнение граничных условий на контуре отверстия и внешних границах.
На рис. 5 показано изменение силы Рн, воспринимаемой накладкой, в зависимости от расстояния между болтами. Видно, что
если Ре > 0;
6
ТГ
если Рв = 0, Р К фо.
~2
2 ’
Рис.
при расстоянии между болтами влияние накладки на пере-
распределение сил незначительно.
Отметим, что эта задача с учетом плоскостей симметрии моделировалась очень простой конечно-элементной схемой, состоящей всего из трех конечных элементов: из специализированного гибридного конечного элемента (накладка) и специализированного и изопараметрического конечного элемента (лист). При применении обычных конечных элементов, обеспечивающих ту же точность определения распределения напряжений, потребовалась бы сложная модель, включающая сотни конечных элементов.
В заключение подчеркнем, что создание специализированных конечных элементов, учитывающих локальные особенности местного или общего напряженного состояния агрегатов и элементов авиационных конструкций, может существенно повысить эффективность применения автоматизированных систем, базирующихся на МКЭ.
Основой для широкого введения подобных элементов в автоматизированные системы являются два фактора:
— появление новых, связанных с развитием МКЭ вариационных принципов в механике упругого тела, в том числе различных гибридных и смешанных формулировок-
— наличие большого числа классических, хорошо разработанных методов решения в аналитической форме задач о локальных особенностях напряженно-деформированного состояния, в том числе аппарат ТФКП, метод функций напряжений Эри, метод граничных интегральных уравнений и др.
Можно надеяться, что развитие этого направления в МКЭ уже в ближайшее время приведет к созданию библиотеки специализированных конечных элементов, достаточно полно удовлетворяющей требованиям создания эффективных и точных конечно-эле-ментных моделей авиационных конструкций.
Для определения равновесного лоля напряжений в области 2 (см. рис. 1) методами ТФКП [8] решается задача в следующей постановке:
где ла — внешняя нормаль к контуру отверстия, рР — значения контактных усилий на границе Г2.
На внешней границе области граничные условия не определены. Контактные усилия на контуре отверстия выражаются в виде распределения (1)
ПРИЛОЖЕНИЕ
= 0 — уравнения равновесия в Области й; а“^ иа = р® —граничные условия II рода на части границы Г2,
(6)
Р*=АР» Р = 1, 2,
где
Ре (?) =
Ре(?) = °> [0. 2”].
— значение силы взаимодействия листа с болтом по направлению 6.
Поскольку граничные условия на внешней границе и значение коэффициента Р9 не определены, решение задачи (6) получается в виде ряда с неопределенными коэффициентами. Решение может быть представлено в виде
0“Р (г, ?) = °$(г. <р) + а^(г, <р) рв,
(7)
где — ряд с неопределенными коэффициентами, дающий общее решение задачи для ненагруженного отверстия; о$— ряд с известными коэффициентами, дающий частное решение задачи (6) для нагруженного отверстия.
Выражения для ряда записываются для физических компонент тензора напряжений в полярной системе координат (1 — направление г, 2— направление <р) в виде
«о1 = Р1 (1 - + ?а[г-~}г)405 ф (г _ тг)5|п ф +
+ 2 {?4л—4 (Г) С0* + ?4л-3 Вл (О с0!3 И) + К-2Лп (г) 81п(иф) +
+ Р4л-1 ВП (г) ЯШ (иф)};
л=2
'о* - М 1 + г2 )'+ Ра ( Зг + гг
сое ф + Рз + ■
гЗ
+ 2 ^4л-4 А2п (г) сов Н) + Ьп-З В*п (г) с08 («Ф) + К-2 А% (г) (яф) +
п = 2
+ кп-1 в2*{г)$ 1'п («+)};
00
з1п ф — % (г — сое ф + 2 { ^4л—4 К3 (г) ИО +
п = 2
+ Р4Л-3В^ (Г) в‘п И) - ?4п-2 (Г) С0!; (ЯФ) - р4«-1 С05 И»,
12,
где
А" (г) = - Гп~2 — -£-±Д_ + п + 2 - •
ф = <р -+1 г«+2
(8)
(я — 1)(я + 2)
Л22 (г) = г" 2 +
я /-п+2
л-2 , я + 1 я — 2
яг‘
,-п 'Г^ ,-я
р22 /гч _ Я + 2 г„ ^ я (и — 1)(я - 2) . я ' гп+2 яг»
412 /гч _ п-2 Я+1 , Я
я у) - Г
+
гп + 2 гл
(г) = Гл - —+ ” 1
о
.22
в
а,(1 - v)
4
Ml — •»
1 \ П I 1 1 \
тг)sin+ + Z й« т )sin (яф)>
где
4 1
и = 2, 4, ...
О, и = 3, 5, ...
Непосредственной подстановко'й (8) и (9) в (7) и далее в (6) можно убедиться в правильности приведенных выражений.
1. Pi ап Т. Н. Н., Tong P. Basis of finite element methods for solid continue. — Int. J. Num. Meth. Engng. 1, 1969.
2. Labry S. J., Pi an Т. H. H., Tong P. ’A hubrid element approach to crack problems in plane elasticity’. — Int. J. Num. Meth. Engng, 7, 1973.
3. Robinson J. Stress elements with holes. — Computer Methods in Applied Mechanics and Engineering, 11. 1977.
4. О r r i n g e г O., S t a 1 k G. A hubrid finite element of stress analysis of fastener details. — Engineering fracture Mechanics. 1976, 8.
5. Зенкевич О. Метод конечных элементов в технике. — М.; Мир, 1975.
6. Кудряшов А. Б., Чубань В. Д., Шевченко Ю. А. Применение метода конечного элемента к расчету болтовых и заклепочных соединений. — Ученые записки ЦАГИ, 1974, т. V, № 5.
7. Галкина Н. С., Гришин В. И. Приближенный расчет коэффициента концентрации напряжений в соединениях авиационных конструкций. — Ученые записки ЦАГИ, 1983, т. XIV, № 1.
8. Мусхелишвили Н. И. Некоторые основные задачи математической теории упругости. — М.: Наука, 1966.
ЛИТЕРАТУРА
Рукопись поступила 10\ VI 1985 г.