эпидемиология
• перечень обсуждаемых вопросов;
• решение врачебной комиссии (ее протокол) и его
обоснование.
Секретарь врачебной комиссии (подкомиссии) вносит принятое решение в медицинскую документацию пациента, а также в журнал.
Выписка из протокола решения врачебной комиссии (ее подкомиссии) выдается на руки пациенту либо его законному представителю на основании его письменного заявления.
Протоколы решений врачебной комиссии (ее подкомиссии) подлежат хранению в течение десяти лет.
Председатель врачебной комиссии ежеквартально, а также по итогам года представляет руководителю медицинской организации письменный отчет о работе врачебной комиссии (ее подкомиссии).
Контрольные функции за деятельностью врачебной комиссии и ее подкомиссий осуществляет руководитель медицинской организации.
Таким образом, вступление в силу новых нормативных документов позволило конкретизировать работу врачебной комиссии, определить ее роль в деятельности медицинской организации в целом. Вместе с тем следует отметить, что расширение полномочий врачебной комиссии значительно увеличивает нагрузку на работу ее членов.
0О0 «МИРТА-ФДРМ»
Полимерные изделия медицинского назначения,
медицинское белье и одежда из нетканых материалов, медицинские перчатки, перевязка, лабораторный пластик и стекло
195248 г. Санкт-Петербург, ул. Б. Пороховская, 47, офис 315А Тел. (812) 227-73-73, тел./факс (812) 227-37-08 E-mail: [email protected]
Специализированные противоэпидемические бригады Роспотребнадзора — на страже санитарно-эпидемиологического благополучия населения
А. Б. Мазрухо, Н. Л. Пичурина, С. А. Иванов, К. К. Рожков, ФКУЗ Ростовский-на-Дону противочумный институт; М. Ю. Соловьев, Управление Роспотребнадзора по Ростовской области; Г. В. Айдинов, Б. Х. Джансейидов,
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области»;
О. П. Панасовец, ФБУН «Ростовский-на-Дону научно-исследовательский институт
микробиологии и паразитологии»
Одной из особенностей последнего десятилетия XX и начала XXI века является рост числа чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера, сопровождающихся медико-санитарными последствиями и эпидемическими осложнениями различной интенсивности. Угроза возникновения последних — актуальная проблема здравоохранения государства.
Высокий риск биолого-социальных чрезвычайных ситуаций существует и в Ростовской области, крупнейшем на юге страны центре многоотраслевой промышленности, развитого сельского хозяйства и транспортной инфраструктуры. Он определяется реальностью завоза особо опасных бактериальных и вирусных ин-
фекционных болезней (в том числе холеры) и наличием природных очагов туляремии, Крымской геморрагической лихорадки, лихорадки Западного Нила, лептоспи-роза и других инфекций. Природные очаги Ростовской области широко вовлечены в сферу хозяйственной деятельности человека, в том числе в периоды их циклической активизации.
При возникновении чрезвычайных ситуаций в Ростовской области возможно развитие нескольких сценариев событий эпидемиологического характера, которые могут произойти на фоне ухудшения среды обитания людей и будут сопровождаться значительным экономическим ущербом, а также частичной дестабилизацией системы медицинских и противоэпидемических
www.akvarel2002.ru №1(32) • 2013
учреждений. Это и определяет актуальность задач по минимизации последствий чрезвычайных ситуаций для санитарно-эпидемиологического благополучия населения области.
Вопросы предупреждения и ликвидации стихийных бедствий, крупных эпидемических вспышек в Российской Федерации решаются на государственном уровне в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В эту систему входят различные формирования Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Одним из таких формирований является «Специализированная противоэпидемическая бригада» (СПЭБ), существующая в системе противочумных учреждений, в том числе и в Ростовском-на-Дону противочумном институте.
Созданию современных СПЭБ предшествовал длительный и тернистый путь становления противоэпидемического обеспечения населения нашей страны.
Историческими предпосылками, заложившими еще в конце XVIII — начале XIX века некоторые меры по борьбе с эпидемиями, элементы санитарно-эпидемиологической разведки и эпидемиологического обследования, были «Правила медицинским чинам» Е. Белопольского и руководство «Военно-походная медицина» А. Чаруковского. Первые специализированные формирования — дезинфекционные и санитарно-гигиенические отряды с бактериологическими лабораториями появились в период Русско-японской войны 1904—1905 гг. Эпидемиологические события периода Первой мировой войны 1914—1918 гг. послужили основанием к созданию и успешному функционированию корпусных санитарно-гигиенических отрядов, дивизионных дезинфекционных отрядов, подвижных лабораторий и других подразделений различной подчиненности.
Основополагающим для развития санитарно-эпидемиологической службы страны стал Декрет Совета народных комиссаров РСФСР от 15 сентября 1922 года «О санитарных органах Республики», который подтвердил ее государственный характер, определил задачи, структуру, нормы, права и обязанности. По распоряжению министерства здравоохранения СССР созданы научно-практические учреждения эпидемиологического профиля, определены научные направления борьбы с инфекционными болезнями. В результате вся территория страны покрывается сетью специализированных учреждений, отвечающих за организацию санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения населения. И уже в 30-е годы прошлого века в России существовала самостоятельная система оказания медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях военного времени путем создания Местной противовоздушной обороны.
Опыт использования сил и средств медицинской службы в годы Великой Отечественной войны (1941 — 1945 гг.) вывел работу противоэпидемических отрядов Минздрава СССР на иной, более высокий уровень. На-
Й^ №1(32) • 2013 www.akvarel2002.ru
копленный опыт позволил к 1961 году создать принципиально новую структуру — медицинскую службу гражданской обороны, с отведением ей соответствующих функций работы в мирных условиях. Пересмотр устоявшихся взглядов на защиту населения и территорий в условиях применения возможным противником ракетно-ядерного, биологического и других видов оружия массового поражения потребовал иной штатно-организационной структуры, учитывающей требования к проведению противоэпидемических мероприятий при возможных чрезвычайных ситуациях мирного времени. Одним из таких требований явилась необходимость создания в системе здравоохранения специальных противоэпидемических бригад, силы, средства, формы и методы работы которых отвечали бы требованиям времени.
История СПЭБ начинается в 1963 году с издания Министерством здравоохранения СССР приказа №466, согласно которому в 1964 году при противочумных учреждениях сформированы подвижные невоенизированные формирования медицинской службы гражданской обороны с функцией выполнения специфической индикации бактериальных средств поражения и последующим лабораторным контролем объектов окружающей среды.
За почти пятидесятилетнюю историю СПЭБ их специалистами проделана большая работа по ликвидации чрезвычайных ситуаций в разных регионах СССР и Российской Федерации. СПЭБ, группы специалистов из состава бригад, оперативные группы из сотрудников противочумных и других профильных учреждений привлекались для работы в более чем 100 очагах холеры, чумы, туляремии, сибирской язвы, брюшного тифа, вирусного гепатита А и острых кишечных инфекций при чрезвычайных ситуациях природного характера (землетрясения, наводнения), военных и социально-политических конфликтов.
Основные работы по практическому использованию СПЭБ начаты в Ростовском-на-Дону научно-исследовательском противочумном институте сразу после выхода приказа МЗ СССР. В ходе первых тренировочных учений отработаны вопросы штатно-организационной структуры и табельного оснащения. Впервые был представлен проект функциональных обязанностей для личного состава бригады на мирное и военное время, который был положен в основу при последующих исследованиях по данному направлению. Позже, в ходе проведения противохолерных мероприятий в республиках Средней Азии, специалисты Ростовского-на-Дону противочумного института, изменив штатно-организационную структуру и оснащение СПЭБ, постановкой вопроса о возможности работы бригады в автономных условиях значительно расширили решаемые задачи.
Параллельно оказанию практической помощи здравоохранению страны специалисты Ростовского-на-Дону противочумного института проводили опытно-исследовательские учения с оценкой возможностей
бригад по проведению бактериологической разведки, специфической индикации и лабораторной диагностики опасных инфекционных болезней. Накопленный научный багаж, практический опыт специалистов Ростовского-на-Дону противочумного института и других противочумных учреждений, явился основанием для разработки Минздравом СССР «Положения о СПЭБ» и пакета нормативных документов, определивших регламент работы бригад вплоть до 1991 года.
Практической реализацией мощного научного, технологического и кадрового потенциала СПЭБ явились мероприятия по локализации и ликвидации очагов холеры в 1970—1980 годах в различных республиках СССР: на Украине (Керчь, Одесса, Мариуполь, Бердянск, Донецк, Вилково), в Молдавии (Кишинев), Грузии (Тбилиси, Батуми, Рустави), Узбекистане (Каракалпакская АССР, Сурхандарьинская область, Самарканд, Бухара), Туркмении (Ашхабад, Марыйская область), Азербайджане (Нахичеванская АССР) и в Российской Федерации (Астраханская и Ростовская области, республики Дагестан и Калмыкия, Краснодарский и Ставропольский края, в городах Киров, Ижевск, Горький, Саратов, Волгоград) и других. Везде при выполнении поставленных задач бригады зарекомендовали себя как наиболее эффективные и действенные формирования. Не менее высокими были результаты работы в природных очагах чумы (Туркмения, Казахстан, Азербайджан, Дагестан) и туляремии (Ростовская область, Ставропольский край, Республика Дагестан, Армения, Грузия), на вспышках сибирской язвы в Узбекистане (Сурхандарьинская область).
Эффективность и действенность СПЭБ при широком спектре функциональных нагрузок послужили основанием для использования этих формирований в зонах других по происхождению ЧС. Опыт ростовской СПЭБ пригодился при осуществлении работ по ликвидации медико-санитарных последствий землетрясения на территории Армении в 1988—1989 гг., где в условиях разрушенной инфраструктуры бригада взяла на себя исполнение функций санитарно-эпидемиологической службы. Отдельная страница истории ростовской СПЭБ — работа во время вооруженного конфликта в Чеченской Республике. Важно, что деятельность формирований строилась на принципах взаимодействия с администрацией территорий, органами и учреждениями здравоохранения, а также других ведомств. Сложность поставленных задач потребовала выполнения дополнительных мероприятий и расширения функций, ранее не возлагавшихся на формирования, а именно — осуществления эпидемиологического надзора. Реально проведено временное кадровое замещение сотрудников местных органов здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений в условиях кризиса системы здравоохранения. В этот период был накоплен уникальный опыт работы в условиях автономного режима как в летний, так и в зимний период года. Тогда же стало ясным, что для оснащения
бригады необходимы технические средства, повышающие возможность автономности.
На этом этапе были сформулированы базовые принципы работы СПЭБ противочумных учреждений в условиях чрезвычайных ситуаций: оперативность, мобильность, автономность. Реализация базовых принципов потребовала иных подходов к подготовке специалистов, сочетающих теоретическую подготовку с освоением практических навыков в обстановке, приближенной к реальной.
Новый этап развития СПЭБ связан с инициативами Российской Федерации на Санкт-Петербургском саммите «Группы восьми» (2006) в области борьбы с инфекционными болезнями, а также разработкой и реализацией концепции их финансового обеспечения. Одним из компонентов реализации данной инициативы явилась необходимость обеспечения своевременного направления в зоны стихийных бедствий мобильных формирований для поддержания санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях коллапса систем здравоохранения.
Главным направлением этой концепции, нашедшем отражение в распоряжении Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 №642-р, явилось осуществление в 2007—2010 гг. модернизации СПЭБ с их комплектацией автономными системами жизнеобеспечения, а также модулями на базе ПКС и автомобильного шасси для размещения лабораторий и хозяйственно-бытовой инфраструктуры. Важно, что на этом этапе была оптимизирована нормативная и организационно-методическая база, обеспечивающая деятельность СПЭБ.
За период реформирования Ростовским-на-Дону противочумным институтом проведено несколько тактико-специальных учений с различными целями и последовательно усложняемыми задачами: от развертывания в автономном режиме пневмокаркасных систем для работы в полевых условиях с проведением биологической разведки и специфической индикации патогенных биологических агентов до развертывания и организации работы по индикации и идентификации холерных вибрионов на базе мобильных комплексов в автономных условиях.
Требованием времени и логическим продолжением ранее проведенных СПЭБ мероприятий явилась постановка новых усложненных задач по ликвидации возможных последствий чрезвычайной ситуации природного характера во взаимодействии с органами и учреждениями Роспотребнадзора по Ростовской области. Практической реализацией поставленных задач стало проведение летом 2012 года опытно-исследовательского тактико-специального учения «Организация работы СПЭБ во взаимодействии с органами и учреждениями Роспотребнадзора по Ростовской области по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации природного характера» на примере города Азова.
www.akvarel2002.ru №1(32) • 2013 (Й3
сева j
эпидемиология
Проведению учения предшествовала длительная организационная и методическая работа руководителей и специалистов Ростовского-на-Дону противочумного института, Управления Роспотребнадзора по Ростовской области, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области» с филиалом в г. Зернограде и отделением в г. Азове, ФБУН «Ростовский-на-Дону научно-исследовательский институт микробиологии и паразитологии», ФКУЗ «Северо-Кавказская противочумная станция» Роспотребнадзора. Были определены цели, задачи и легенда учения, подготовлены распорядительные документы, произведен расчет сил и средств обеспечения, отработана схема развертывания мобильного комплекса, проведены необходимые согласования с Правительством Ростовской области, Южным региональным центром МЧС, администрацией г. Азова, Государственной инспекцией безопасности дорожного движения. Кроме того, выполнена поверка средств измерений, аттестация испытательного оборудования, проведены эксплуатационные испытания вспомогательного оборудования и работоспособности систем энергообеспечения, отлажен комплекс спутниковой связи, подготовлены диагностические препараты, тест-системы, расходные материалы для серологических реакций, набор диагностических питательных сред.
Впервые за историю тактико-специальных учений СПЭБ легенда моделировала возможность развития эпидемических осложнений чрезвычайной ситуации с учетом конкретных природно-климатических, демографических, социальных, транспортных и других особенностей города Азова. По сценарию учений работа предполагалась в условиях последствий погодной аномалии, штормового ветра, нарушения систем канализации, водо- и электроснабжения и затопления домов частного сектора, расположенных в непосредственной близости к реке Азовке.
В экстремальных условиях необходимо было решить задачи по продвижению колонны автотранспорта в условиях максимально жаркого летнего времени, по эксплуатации комплекса связи в условиях автономной работы, по организации жизнеобеспечения и автономного функционирования подразделений СПЭБ, по порядку развертывания мобильных лабораторий для проведения санитарно-микробиологических исследований воды поверхностных водоемов, по организации санитарно-эпидемиологической разведки с отбором и доставкой проб из объектов окружающей среды. Кроме того, тактико-специальное учение включало в себя отработку алгоритма и закрепление практических навыков санитарно-микробиологических исследований воды поверхностных водоемов в условиях чрезвычайной ситуации.
Эпидемиологами СПЭБ совместно со специалистами других подразделений Роспотребнадзора был разработан оперативный план противоэпидемических мероприятий и проведена санитарно-эпидемиологическая разведка.
В числе вопросов, решенных в ходе разведки, определены точки отбора проб воды для исследования. Был осуществлен отбор реальных проб воды из рек Азовка и Дон, их доставка в развернутые лаборатории совместно с имитационными пробами искусственно контаминированными штаммом Salmonella typhimurium (группа 0:4 (B)) в различной концентрации.
В ходе санитарно-микробиологического исследования проб, проведенного в мобильной лаборатории, установлено их несоответствие требованиям СанПиН 2.1.5.980—00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод»: превышение общих и термотолерантных колиформных бактерий. По результатам проведенного исследования администрацией Азова приняты соответствующие управленческие решения.
Из имитационных учебных проб также выделена культура Salmonella typhimurium (группа 0:4 (B)), что отвечало условиям решаемой задачи. При использовании новой накопительной питательной среды (РНС), представленной к апробации в ходе учений, установлены ее преимущества по ряду показателей перед традиционной магниевой средой.
Финальный этап тактико-специальных учений включал мероприятия по заключительной дезинфекции, демонтажу и возврату оборудования, аппаратуры и другого имущества на склады хранения и в структурные подразделения института и других учреждений-участников, перевод модулей СПЭБ в режим повседневной деятельности.
Подробный анализ результатов ТСУ показал полное соответствие поставленных задач выполненной работе, высокий уровень профессиональной компетенции личного состава и руководства бригады, умение работать в автономных условиях с использованием современных методик и новейшего оборудования, систем связи. Системы жизнеобеспечения модулей СПЭБ позволили обеспечить комфортность выполняемых работ в условиях высокой температуры окружающей среды.
Проведена видеосъемка (с последующим созданием учебного видеоматериала) всех этапов учения, а также хронометраж действий бригады. Положительным явилось то, что все этапы учения выполнены в установочный срок, а по некоторым наблюдалось опережение.
Комплексная оценка проведенных тактико-специальных учений показала, что СПЭБ Ростовского-на-Дону противочумного института — мобильное формирование оперативного реагирования автономного функционирования, использующее передовые технологии и современное оборудование, имеющее высокий кадровый потенциал. Бригада успешно работает во взаимодействии с различными учреждениями Роспотребнадзора в Ростовской области и другими ведомствами, способна решить задачи по проведению комплекса мероприятий противоэпидемического и санитарно-гигиенического обеспечения населения. Эффективное взаимодействие СПЭБ с учреждениями Роспотребнадзора открыло широкие перспективы в развитии бригады.
м
№1(32) • 2013
www.akvarel2002.ru