7. Osipov P.N., Bogdanova I.N. Ispol'zovanie vospitatel'nogo potenciala discipliny «Russkij yazyk i kul'tura rechi» v stimulirovanii samovospitaniya studentov. Gumanitarnye nauki i obrazovanie. 2011: 19 - 22.
8. Bersirov B.M., Bersirov T.B. Lingvisticheskie aspekty funkcij yazyka v processe nravstvennogo vospitaniya molodezhi. VestnikAdygejskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010: 127 - 130.
9. Zagorovskaya O.V. Normy russkogo literaturnogo yazyka: prakticheskij material k urokam. Moskva: Prosveschenie, 2006.
10. Vranchan E.V. Analiz tvorcheskoj produktivnosti studentov napravleniya «Reklama i svyazi s obschestvennost'yu» pri uchastii ih v konkurse sloganov. V mire nauki i iskusstva: voprosy filologii, iskusstvovedeniya i kul'turologii. 2015: 70 - 76.
11. Shatalova N.S., Shatalova L.S. Tekst sovremennoj rossijskoj pressy razvlekatel'nogo tipa: model', struktura, yazykovye sredstva. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2019; № 5 (78): 444 - 446.
12. Shatalova L., Shatalova N., Zelenova O., Arzumanova R., Maslova I. Pejoration representation means in modern russian media texts. SGEM International Multidisciplinary Scientific Conference on Social sciences and Arts. 2018.
Статья поступила в редакцию 04.03.20
УДК 371.3(07.06):53(07.06)
Iskanderov N.F., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Orenburg State Pedagogical University (Orenburg, Russia), E-mail: nailfi@mail.ru
Ponomareva Ye.A, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Orenburg State Medical University (Orenburg, Russia), E-mail: elena.beloklokova@mail.ru
CREATING CONDITIONS FOR THE EMERGENCE OF MOTIVATION FOR COGNITIVE ACTIVITY IN THE STUDY OF PHYSICS. The article deals with issues of understanding the implicit impact of such emotions as curiosity and curiosity in the educational process in physics. The implicit mechanism of the student's cognitive activity in the study of physics; empathic involvement through the student's cognitive activity is considered. A possible organization of providing space-time conditions that contribute to the emergence of motivation of educational activities of students in the study of physics through such chain as curiosity - curiosity - interest - cognitive interest is proposed. The work in the field of neurobiology and neurophysiology is analyzed, and the issues of methodological application of motivation of educational activity of schoolchildren in the study of physics in terms of creating conditions for the emergence of curiosity and curiosity in the study of physics are considered. The main characteristic features of curiosity that can contribute to the emergence of motivation in the study of physics are highlighted.
Key words: methodological application of motivation, educational activity of students in study of physics cognitive processes, teaching physics.
Н.Ф. Искандеров, канд. пед. наук, доц., Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, E-mail: nailfi@mail.ru
Е.А. Пономарева, канд. пед. наук, ст. преп., Оренбургский государственный медицинский университет, г. Оренбург,
E-mail: elena.beloklokova@mail.ru
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ
В статье рассмотрены вопросы понимания имплицитного воздействия таких эмоций, как любопытство и любознательность в учебном процессе по физике. Рассмотрен имплицитный механизм познавательной деятельности ученика при изучении физики; эмпатичной вовлеченности через познавательную активность ученика. Предложена возможная организация обеспечения пространственно-временных условий, способствующих возникновению мотивации образовательной деятельности школьников при изучении физики через такую цепочку, как любопытство - любознательность - интерес - познавательный интерес. Проанализированы работы в области нейробиологии, нейрофизиологии, рассмотрены вопросы методического применения мотивации образовательной деятельности школьников при изучении физики в части создания условий для возникновения любопытства и любознательности при изучении физики. Выделены основные характерные черты любопытства, которые могут способствовать возникновению мотивации при изучении физики.
Ключевые слова: методическое применение мотивации, образовательная деятельность школьников при изучении физики, когнитивные процессы, обучение физике.
В теории и методике преподавания физики уделяется внимание многим факторам обучения, от которых зависит получение личностных, предметных и метапредметных результатов в соответствии с требованиями к результатам обучения ФГОС. Одно из требований к личностным результатам обучения заключено в сформированности познавательных интересов, а также мотивации образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода. Вопрос полноты достижения запланированных результатов обучения на конкретном уроке физики всегда актуален для учителя. Корректировка применяемых методов, приемов и средств обучения на разных этапах учебного занятия по физике дает учителю возможность управлять конкретным полученным результатом обучения, но не оказывает прямого влияния на мотивации образовательной деятельности школьников. Каким же образом добиться мотивации образовательной деятельности школьников на уроках физики? Цель изучения всего школьного курса физики заложена в требованиях ФГОС к результатам обучения. Во власти школьного учителя физики, следуя общей заданной цели ФГОС, сформулировать цель всего урока, его конкретных этапов, наполнив их конкретным содержанием, выбрать методы, приемы, средства обучения, организовать познавательную деятельность учеников. Повлиять напрямую на мотивацию образовательной деятельности школьников учитель не может, поскольку мотивация зависит только от самого обучающегося. Учитель может способствовать созданию условий на уроке физики для:
1) познавательной деятельности ученика при изучении физики;
2) эмпатичной вовлеченности через познавательную активность ученика;
3) обеспечению пространственно-временных условий, способствующих возникновению мотивации образовательной деятельности школьников при изучении физики через такую цепочку, как любопытство - любознательность - интерес - познавательный интерес.
Схематично изобразим организацию обеспечения пространственно-временных условий, способствующих возникновению мотивации образовательной деятельности школьников при изучении физики.
Остановимся более подробно на рассмотрении вопроса методического применения мотивации образовательной деятельности школьников при изучении
физики в части создания условий для возникновения любопытства и любознательности. Выделим основные характерные черты любопытства, которые могут способствовать возникновению мотивации при изучении физики. Беря во внимание работы РВ. Тихонова, Н. В. Морошкиной, М.О. Аванесян, Я.П. Башмаковой [1], мы говорим о том, что при изучении физики возможно опереться на такие черты любопытства, как:
- интенсивность возникновения;
- неустойчивость - устойчивость;
- кратковременность - долговременность протекания;
- мононаправленность - полинаправленность;
- динамичность.
Мы согласимся с мнением ученых М.О. Аванесян, Я.П. Башмаковой о том, что любопытство может рассматриваться как познавательная активность, т.е. своего рода готовность к самой познавательной деятельности, проявляющаяся в признаках интереса, во внимании, сигналах о настройке на начало работы. Однако здесь можно конкретизировать и выделить факторы появления любопытства конкретно при изучении физики:
- возникновение противоречий между имеющимся у обучающегося объемом знаний для понимания физической природы закономерностей и наблюдаемыми на уроках физическими явлениями, экспериментами, процессами, моделями физических установок и т. п.;
- возникновение непроизвольного внимания при изучении физики посредством многосенсорного представления физических явлений, процессов, законов физики и т.п.;
- недоступность полной, исчерпывающей информации об объекте физических исследований;
- эмоционально-оценочные характеристики, определяемыми социальным контекстом познавательной активности при изучении физики (М.О. Аванесян, Я.П. Башмаковой и др.) [2 - 6].
На конкретном примере проиллюстрируем познавательную активность через любопытство и любознательность при изучении физики на уроке в 8 классе:
Цель изучения физики
Деятельн°с1ь учителя Деятельность ученика
физики - преподавание / \ при изучении физики -
физики учение
V / V ^
Рис. 1. Организация обеспечения пространственно-временныхусловий,способствующихвозникновению мотивации образовательной деятельности школьников при изучении физики
Фрагмент 1. Тип урока: урок общеметодологической направленно- Тема урока, этап урока, класс: Испарение. Насыщенный и ненасыщенный
сти. пар, этап закрепления с проговариванием во внешней речи. 8 класс.
Этап урока Деятельностьучителя Деятельностьученика Динамика познавательной деятельности от любопытствак любознательности
Постановка когнитивной цели исследования, особенности протекания процесса испарения. 1.Активноесозерцаниефизическогодемонстрационного эксперимента: - если листок бумаги смочить в одном месте эфиром, а в другом водой, можно заметить,чтоэфириспарится значительнобыстрее,чем вода. Вывод:скоростьиспарениязависитотродажидкости. 2. Наблюдение скорости испарения горячей и холодной воды в одинаковых стеклянныхблюдцахвтечение5мин. Вывод:испарение происходиттембыстрее,чемвыше температуражид-кости. 3. Наблюдениеиспарения вузком ишироком сосуде, в которые налито по одинаковому объёму воды. Вывод: скорость испаренияжидкостизависитотплощадиеёповерхности. 1.Наблюдениепосредством физического эксперимента динамическиххарактеристик теплового процесса испарения жидкостей.
2. Поиск информации, раскрывающей молекулярную природу теплового явления испарения. Составление подробных рисунков, схем, раскрывающих все три особенности теплового процесса испарения на молекулярном уровне. 2. Поиск когнитивных характеристик, определяющих поиск информации об особенностях процесса испарения, и работа с ней. Работа с литературой, учебником, таблицами.
3. Подборка и постановка из предложенного оборудования физических экспериментов, демонстрирующих все три особенности теплового процесса испарения. Например, физический опыт: 1. Берем два лоскутка ткани шириной 5 см и длиной 5 см. Первый смачиваем в воде, второй - в подсолнечном масле. Спустя 5 мин. делаем вывод о степени испарения. 2. Два лоскутка ткани шириной 5 см и длиной 5 см смачиваем в воде и сушим один на рабочем ученическом столе в расправленном состоянии, а второй на батарее в расправленном состоянии. Спустя 5 мин. делаем вывод о степени испарения. 3. Два лоскутка ткани шириной 5 см и длиной 5 см смачиваем в воде и сушим один в расправленном состоянии, а второй в свернутом. Спустя 5 мин. делаем вывод о степени испарения. 3. Получение исчерпывающей информации об объекте физических исследований через сознание и принятие эмоционально-оценочных характеристик.
На основании представленного выше можно сделать вывод о том, на уроке физики учителю под силу создать пространственно-временные условия, способствующие возникновению мотивации образовательной деятельности школьни-
Библиографический список
ков при изучении физики через такую цепочку, как любопытство - любознательность - интерес - познавательный интерес, тем самым достичь в полной мере запланированных результатов обучения на конкретном уроке.
1. Аванесян М.О., Башмакова Я.П. Исследование эксплицитных и имплицитных представлений о любопытстве. Вестник СПбГУ. Психология и педагогика. 2017; Т. 7, Выпуск 3: 235 - 248.
2. Пономарева Е.А., Искандеров Н.Ф. Теория и практика имплицитного обучения физике в школе: монография. Оренбург: Издательство ОГПУ, 2016.
3. Пономарева Е.А. Технология имплицитного обучения физике в общеобразовательной школе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2018.
4. Усова А.В. Теория и методика обучения физике. Общие вопросы: курс лекций. Санкт-Петербург: Медуза, 2002.
5. Пономарева Е.А., Искандеров Н.Ф. Внутренний механизм имплицитности в обучении. Успехи современной науки и образования. 2016; Т. 1, № 9.
6. Пономарева Е.А., Искандеров Н.Ф. Теоретико-методологическое обоснование практического применения имплицитного обучения физике: монография. Казань: Бук, 2019.
References
1. Avanesyan M.O., Bashmakova Ya.P. Issledovanie 'eksplicitnyh i implicitnyh predstavlenij o lyubopytstve. Vestnik SPbGU. Psihologiya i pedagogika. 2017; T. 7, Vypusk 3: 235 - 248.
2. Ponomareva E.A., Iskanderov N.F. Teoriya ipraktika implicitnogo obucheniya fizike v shkole: monografiya. Orenburg: Izdatel'stvo OGPU, 2016.
3. Ponomareva E.A. Tehnologiya implicitnogo obucheniya fizike v obscheobrazovatel'noj shkole. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2018.
4. Usova A.V. Teoriya i metodika obucheniya fizike. Obschie voprosy: kurs lekcij. Sankt-Peterburg: Meduza, 2002.
5. Ponomareva E.A., Iskanderov N.F. Vnutrennij mehanizm implicitnosti v obuchenii. Uspehisovremennojnaukiiobrazovaniya. 2016; T. 1, № 9.
6. Ponomareva E.A., Iskanderov N.F. Teoretiko-metodologicheskoe obosnovanie prakticheskogo primeneniya implicitnogo obucheniya fizike: monografiya. Kazan': Buk, 2019.
Статья поступила в редакцию 11.03.20
УДК 371.2
Seleznyova N.Ye., senior teacher, Foreign Languages Department, Black Sea Higher Naval School n.a. P.S. Nakhimov (Sevastopol, Russia),
E-mail: natashaseleznyova@yahoo.co.uk
MODERN STATE OF FOREIGN LANGUAGE EDUCATION AT THE BLACK SEA HIGHER NAVAL SCHOOL NAMED AFTER P.S. NACKHIMOV. The objective of the article is to analyze the modern state of foreign language education in military educational institutions of Crimea from the standpoint of the modern humanistic paradigm of education of military specialists. To do this, a survey of cadets of the main military school of the Crimea - the Black Sea Higher Naval School named after P.S. Nakhimov (BSHNS) - is carried out, the results of which show that at the present stage the military educational institutions of Crimea have developed a fairly effective system of foreign language education, well-provided legal framework, qualified personnel, material, technical and methodical provision, but in the light of the modernization of Russian education, all its components require updating and improvement, especially at the level of higher military education. The solution to this problem can be facilitated by the introduction of positive experience of foreign and national military educational institutions, including the BSHNS, in the field of modernization of foreign language education of servicemen.
Key words: foreign language education, military educational establishment, modernization, humanistic paradigm.
Н.Е. Селезнева, ст. преп., Черноморское высшее военно-морское училище имени П.С. Нахимова, г. Севастополь,
E-mail: natashaseleznyova@yahoo.co.uk
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЧВВМУ ИМЕНИ П.С. НАХИМОВА
Цель статьи - проанализировать состояние современного иноязычного образования в военно-учебных заведениях Крыма с позиций современной гуманистической парадигмы образования военных специалистов. Для этого проведен опрос курсантов главного военного вуза Крыма - Черноморского высшего военно-морского училища имени П.С. Нахимова (ЧВВМУ), результаты которого показали, что на современном этапе в военно-учебных заведениях Крыма действует достаточно эффективная система иноязычного образования, хорошо обеспеченная нормативно-правовой базой, квалифицированными кадрами, материально-технически и методически, но в свете модернизации российского образования все ее компоненты требуют обновления и усовершенствования, особенно на уровне высшего профессионального образования. Решению данной проблемы может способствовать внедрение позитивного опыта зарубежных и отечественных военно-учебных заведений, в том числе ЧВВМУ в сфере модернизации иноязычного образования военнослужащих.
Ключевые слова: иноязычное образование, военно-учебное заведение, модернизация, гуманистическая парадигма.
In the light of the current changes in the sphere of globalization, international cooperation in military activities to counteract new challenges and threats of the 21st century, such as terrorism and piracy, it appears vital to equip modern military specialists not only with good knowledge of their specialty, but with a sufficient command of a foreign language, communicative competence to deal with a wide variety of professional situations in multicultural environment.
In the sphere of modernization of foreign language training of military specialists at the present stage, a number of issues have been identified, among which the most important is to improve the quality of foreign language training of cadets in higher military educational institutions. One of the most important conditions contributing to the improvement of foreign language training of servicemen is the search for new forms and methods of training. Foreign language education is now more focused on learner's learning process. Students are guided to take a more active role on their learning process. Active participation is encouraged by the teacher, who manages the learning process hoping that students reflect and learn about their own performance and are guided to self-autonomy, learn to learn, and become the center of their own learning [1].
The analysis of scientific literature on foreign language education shows that since ancient times philosophers such as Quintilian, Desiderius Erasmus, Roger Bacon, Wolfgang Ratke, Jan Amos Komensky and others focused on the importance of language learning and its methodology. The term "foreign language" education was first introduced by the founder of the concept of communicative intercultural approach
in foreign language learning Ye.I. Passov in the 1990s. The main issues under discussion of teachers, psychologists, and linguists nowadays are history of foreign language education (A.A. Mirolyubov, M.N. Vetchinova, N.Yu. Gusevskaya), its theoretical principles (Ye.I. Passov, I.Ya. Zimnyaya, L.V. Khvedchenya) and practical application in methodology of language teaching (Yu.Yu. Timkina, Zh. Beisenova, S. Meiramo-va) [2, 3] including military educational establishments (E.V. Zimina, Y.V. Tropkina, G.I. Shemet, L.N. Lazutkina, O.A. Grigorenko, Parakhina) [4], peculiarities of professional continuous language training (O.V. Vydra, Ye.P. Polyakova, S.K. Omarova) [5,6], teaching culture and ideology through language (S.A. Mirhosseini, L. Rasmussen, W. Sieck) [7,8], sociological (I.Yu. Starchikova, G.B. Moshchenok, E.S. Shakurova) [9] and psychological specifics of language learning and motivation (O.M. Grinch-ishin, S.V. Sinkevich, M. Perez-Barriga, V.V.Gavrilov) [1, 10], innovations in forms, methods and technology in foreign language education (P. Szerszen, P. Romanowski, S.S. Kunanbayeva, R.N. Abitov, R.S. Safin, Ye.A. Korchagin) [11-14]. However, the issues of pedagogical analysis of the modern state and modernization of foreign language education in military educational institutions are not sufficiently developed.
The study of the modern state of foreign language education is based on modern humanistic philosophy of education. Thus, it was conducted on the basis of learner-oriented, professional-oriented, communicative and competence-based approaches.
The following methods were used in the research: theoretical analysis of research in modernization of foreign language education in military schools, empirical