СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ
О.Р. Кокорина
Актуальным направлением гуманизации современного педагогического образования является научное осмысление содержательной и процессуальной сторон педагогического содействия адаптации личности к условиям профессионального образования, способствующего профессиональному саморазвитию будущего учителя, достижению им личных образовательных целей. Поэтому педагогическое содействие следует рассматривать, прежде всего, как участие педагога (педагогического коллектива) в учебной деятельности личности (учащегося, студента), помощь, поддержка в достижении учебных целей. Оно реализуется через совместную деятельность, сотрудничество. Осуществление идеи педагогического содействия адаптации личности в системе профессионального образования, определяет необходимость выявить ведущие, педагогически управляемые факторы адаптации, особенно на начальном ее этапе, трактуя их с точки зрения профессионально-педагогических условий, в которых этот процесс протекает.
An actual direction of humanization of a modern pedagogical education is the scientific consideration of the content and practical part of the pedagogical assistance with the adaptation of a person to the conditions of the professional training promoting professional self-development of the future teacher and achievement of his personal educational purposes. Therefore a pedagogical assistance should be considered, first of all, as participation of a teacher (pedagogical group) in the educational activity of a person (pupil, student), help, support in achievement of the educational purposes. It is realized through the joint activity, cooperation. Realization of an idea of a pedagogical assistance with the adaptation of a person in the system of the professional training determines necessity to reveal main, pedagogically controlled factors of adaptation, especially at its initial stage, interpreting them from the point of view of professional - pedagogical conditions in which this process proceeds.
Федеральная программа модернизации российского образования, определяемая современным уровнем социально-экономического развития общества, нацелена на совершенствование системы профессионального образования, которое принимает как изначальную основу своей деятельности идею саморазвития личности.
Эти изменения могут произойти, если в содержании подготовки будущих учителей акценты будут смещены от формирования парадигмы зна-ниевой, к формированию парадигмы деятельностной, что становится возможным присоздании и реализации педагогических условий, обеспечивающих целенаправленное и эффективное саморазвитие личности.
Это, в свою очередь, требует разработки и реализации новых средств и методов организации педагогического процесса, в ходе которого возможно саморазвитие будущего учителя, его личностного и творческого потенциала, раскрывающегося в совместной образовательной деятельности, поэтому актуальным направлением гуманизации современного педагогического образования является научное осмысление содержательной и процессуальной сторон педагогического содействия адаптации личности к условиям профессионального образования, способствующего профессиональному саморазвитию будущего учителя, достижению им личных образовательных целей.
Педагогическое содействие адаптации студентов в вузе является особым видом деятельности образовательного учреждения. Его необходимость обусловлена экономическими, социальными, культурными и иными факторами. Оно функционирует на основе собственных закономерностей и при-
нципов, находится в постоянном развитии, обладает способностью удерживать равновесие, имеет тенденцию к стабилизации (целостности) и дальнейшему развитию.
Суть содействия адаптации личности состоит в следующем: это совместная деятельность участников образовательного процесса (педагогов и студентов) по принятию норм и правил профессионального обучения с учетом условий и деятельности в которых она протекает.
Актуальным для нашего исследования является определение термина «педагогическое содействие», определяющего деятельностную связь педагога и учащегося в педагогическом процессе в системе профессиональных образовательных учреждений. В педагогику оно входит как отражение гуманистической традиции образования, рождения инновационных теорий и систем.
Обратимся к словарю русского языка С.И. Ожегова (1984). Со - приставка, которая служит для образования существительных, прилагательных и глаголов, означая общее участие в чем-либо, совместность. В указанном словаре содействиеопределено как деятельное участие в чьих-нибудь делах с целью облегчить, помочь, поддержка в какой-нибудь деятельности. Исходя из определения, содействовать- значит оказать (оказывать) содействие, способствовать. Для образования искомого понятия воспользуемся также термином участие. Это понятие определяется С.И. Ожеговым каксовмес-тная деятельность, сотрудничество в чем- либо.
Ведущим видом деятельности студентов, как известно, является учение. Поэтому педагогическое содействие следует рассматривать, прежде всего,
как участие педагога (педагогического коллектива) в учебной деятельности личности (учащегося, студента), помощь, поддержка в достижении учебных целей. Оно реализуется через совместную деятельность, сотрудничество.
Таким образом, педагогическое содействие следует рассматривать как путь к совместной деятельности, как компонент взаимодействия. В свою очередь, педагогическое взаимодействие в образовательной реальности предстает как изначально определяемое педагогом, но «всемерно повернутое к ребенку» и с ним вместе осуществляемое действие - содействие (Г.С. Батищев, Н.А. Бердяев, С.И. Гессен, К.Д. Ушин-ский).
Педагогическое содействие определяет деятельностную связь педагога и учащегося в педагогическом процессе в профессиональных образовательных учреждениях. Ему отводится ведущая роль в адаптации студентов к условиям профессионального образования, в установлении оптимального соответствия и качества программ профессионального обучения в ходе осуществления учебной деятельности, которое позволяет удовлетворить актуальные потребности и реализовать связанные с ними значимые цели личностистудентов при сохранении должного уровня их физического и психического здоровья.
Воспитание будущих учителей, как людей творческих, личностно зрелых и профессионально подготовленных, становится возможным, если процесс адаптации студентов к условиям профессионального образования рассматривается как комплекс педагогических условий.
Осуществление идеи педагогического содействия адаптации личности
в системе профессионального образования, определяет необходимость выявить ведущие, педагогически управляемые факторы адаптации, особенно на начальном ее этапе, трактуя их с точки зрения профессионально-педагогических условий, в которых этот процесс протекает.
В то же время имеющиеся точки зрения дают основания понимать под фактором педагогического содействия адаптации к условиям профессионального образования профессионально-педагогическую направленность образовательного процесса, который не только обеспечивает определенный этап учебно-познавательной деятельности студента, а побуждает к ней и создает базу для ее осуществления,является системообразующим фактором.
Осуществление профессионально-педагогической направленности личности становится возможнымпри-условии профессионально - педагогической направленности содержания и организации образовательного процесса. Неотъемлемой частью педагогического содействия в осуществлении данного условия является развитие позитивных учебных мотивов. Структура мотивов студента педагогического учебного заведения, формирующаяся в период обучения, становится стержнем личности будущего педагога и во многом зависит от мотивации выбора профессии педагога, что впоследствии повлияет на уровень профессионального мастерства.
«Педагогическое взаимодействие» акцентирует отказ от назидательности, ориентации на прямое психологическое давление и утверждает взаимопонимание и согласованное действование педагога и учащегося в образовательном
процессе. Так, ориентация образовательного процесса на организацию взаимодействия преподавателей и студентов является факторомпедагогического содействия адаптации личности к условиям профессионального образования. Условия личностно ориентированной совместной деятельности студента с преподавателем выделяют индивидуальность студента, определяют формирование механизмов саморегулирования, самоопределения. Знание индивидуальных особенностей студентов, на основе которых строится система включения их в новые виды деятельности и новый круг общения, дает возможность сделать процесс адаптации ровным и психологически комфортным. Поэтому одним из условий педагогического содействия адаптации к условиям профессионального образования явилось гуманистическое взаимодействие студентов и преподавателей в процессе совместной деятельности, которое осуществляется не только через введение ситуации совместной учебной деятельности, но и специального обучения взаимодействию и сотрудничеству.
Профессиональная подготовка студента неразрывно связана с эмоциональными переживаниями, с достижением поставленной цели и преодолением трудных ситуаций, особенно в начальный период адаптации. Выделяя в качестве фактора состояние здоровья студентов, необходимо отметить, что под влиянием хронического воздействия учебных факторов значительно повышается напряженность различных функций организма, прежде всего у студентов - первокурсников. Происходит нарушение школьного стереотипа, что играет существенную роль в развитии адаптационно-компенсаторных механизмов высшей нервной деятельности
организма, от которого во многом зависит состояние физического, психического и духовного здоровья студента.
Условием успешного педагогического содействия адаптации личности к профессиональному образованию явилось создание педагогического здоровьесбере-гающего пространства. Педагогическое содействие здесь будет направлено на обучение студентов здоровому образу жизни, создание необходимого оптимума деятельности центральной нервной системы организма.
Выделенные нами условияпедаго-гического содействия адаптации личности к профессиональному образованию становятся действенными, если для этого имеются определенные предпосылки. Главными из них мы считаем: наличие профессиональной ориентации личности, гуманистический стиль педагогического общения, личный интерес студента к сохранению и укреплению своего здоровья.
Как показала практика, студенты первого курса педагогических учебных заведений находятся на низком уровне адаптированности к условиям профессионального образования, о чем свидетельствуют низкая мотивация выбора профессии, несфор-мированность необходимых учебных умений, высокая личностная тревожность и низкий уровень состояния здоровья.
Реализацией условий педагогического содействия адаптации явилось введение в учебный процесс профессионально - ориентированных курсов чтобы помочь студентам преодолеть апатию, равнодушие, в отдельных случаях - безразличие к профессии учителя, повысить уровень и качество знаний в области организации учебной деятельности, соотнести уровень
учебных трудностей с педагогическими склонностями и способностями студентов.
В ходе проведенной работы была отмечена положительная динамика в формировании необходимых учебных умений (умение работать на лекции, организовать самостоятельную деятельность, анализировать результаты учебной работы). На успешность учебной деятельности студентов также указывает рост успеваемости по профильным предметам.
Позитивное влиянии гуманистического взаимодействия преподавателей и студентов на эффективность педагогического содействия адаптации студентов осуществлялась на основе личностно - ориентированной (то есть учитывающей в полной мере личностные качества и особенности студента) программы педагогического содействия адаптации студентов.
Программа педагогического содействия реализовывалась через учебно-исследовательскую работу студентов, творческую деятельность, работу по развитию профессионально значимых личностных качеств студентов, теоретические семинары (консультации) для студентов и преподавателей.
Для достижения цели педагогического содействия важно было знать жизненные планы и интересы студента, систему доминирующих мотивов, уровень притязаний, самооценку, способность к сознательной регуляции поведения. Решение этой проблемы осуществлялось через деятельность кураторов, преподавателей - предметников, психологической и медицинской служб по выявлению и коррекции возникших трудностей у студентов, создание благоприятных условий для
саморазвития личности. Этому способствовало развитие межличностного общения в процессе совместной деятельности студентов и преподавателей, формирование коммуникативных навыков и умений в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин.
Влияние здоровьесберегающего пространства на эффективность педагогического содействия адаптации студентов, в число приоритетов педагогического содействия было выдвинуто формирование у студентов здорового образа жизни, что с точки зрения здо-ровьесберегающей педагогики явилось одним из важнейших условий достижения учебных целей (конечных и промежуточных), определяемых образовательной программой и целями образовательного учреждения в целом.
Исследование состояния здоровья студентов первого курса показало их высокую заболеваемость, что также указало на низкий уровень адаптиро-ванности. В образовательный процесс были включены теоретические семинары (консультации) по формированию здорового образа жизни студентов для преподавателей, курс «Основы здо-ровьесберегающей педагогики» и ведение дневника здоровья студентами для самоконтроля своего и психоэмоционального состояния и физической активности, учебно-исследовательская работа студентов по основам здорового образа жизни и организации учебного труда и др.
Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили эффективность реализации выделенных педагогических условий в педагогическом содействии адаптации студентов к условиям профессионального образования (табл.1).
Таблица 1
Показатели оценки уровня адаптированности студентов в ходе опытно-экспериментальной работы
Показатели адаптированности Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы Контрольный этап опытно-экспериментальной работы
Баллы
Уровень состояние здоровья 4,1 7,6
Уровень мотивации к профессии 5,5 7,4
Умение организовать свою деятельность 5,0 6,9
Уровень психоэмоционального состояния 5,3 6,8
Анализ полученных в ходе эксперимента данных показал, что обоснованные нами теоретически и доказанные практически условия, основные пути их реализации, обеспечивающие эффективность педагогического содействия адаптации студентов педагогического колледжа к условиям профессионального образования, привели к позитивным изменениям в исследуемом процессе: развитию высокой мотивации выбора профессии педагога, успешности учебной деятельности студентов, улучшению их психоэмоционального состояния и состояния здоровья.
Выводы:
1. Теоретическое и практическое решение проблемы педагогического содействия адаптации личности к условиям профессионального образования в педагогических учебных заведениях является одним из актуальных направлений гуманизации профессионального самоопределения. Педагогическое содействие следует рассматривать как компонент
совместной деятельности преподавателя и студента, как процесс поддержки (помощи) личности в активном освоении новой социальной среды, в которой студент, будучи субъектом деятельности, выступает не только объектом адаптации, но и ее субъектом, а студенческая среда - не только адаптирующей, но и адаптируемой стороной. Этот процесс представляет собой систему совместной работы педагога и учащихся, направленную на овладение личностью новыми общественными формами деятельности и связан с изменением социального статуса молодого человека на этапе профессионального становления.
2. При осуществлении профессиональной направленности содержания и организации образовательного процесса педагогическое содействие заключалось в ознакомлении студентов с основными трудностями начального периода обучения в педагогическом колледже, формировании знаний и навыков обучения в колледже, самообразовании, раскрытии профессиональной направленности учебно-воспитательного процесса.
3. Установление гуманистического взаимодействия преподавателей и студентов в процессе совместной деятельности позволило нам изменить сложившуюся практику статусно-ролевого типа взаимодействия между студентами и преподавателями. Совместная деятельность преподавателя и студента как участников образовательного процесса, преследующих общие цели и задачи была построена на субъект-субъектной основе, носящей характер взаимопонимания в атмосфере поддерживающего общения.
4. Создание здоровьесберегающего пространства профессионального образовательного учреждения мы считали исключительно важным. В настоящее время необходима направленность педагогического содействия на развитие духовного и физического в человеке в их взаимосвязи и взаимозависимости, обучение студентов педагогического колледжа знаниям о возможностях двигательной деятельности, идеалам, нормам и образцам поведения, связанным с заботой об укреплении и сохранении индивидуального здоровья, о средствах оздоровления и методах их применения
для обеспечения адаптации человека к наиболее оптимальной деятельности и адекватных условиям существования в образовательном пространстве.
Литература:
1. Куликова Л.Н. Гуманизация образования и саморазвитие личности. -Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2001. - 333 с.
2. Мудрик А.В. Социализация человека : учеб.пособие / А.В. Мудрик. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2010. - 624 с. - (Серия «Библиотека студента»).
3. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. - 2-е изд. - М.: Изд-во «КДУ». 2005, - 400 с.
4. Гессен С.И. Педагогические сочинения /Сост.: Е.Г. Осовский, М.В. Богуславский, О.Е. Осовский. - Саранск: Красный Октябрь, 2001. - 564 с.
5. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: Учебное пособие / Э.Ф. Зеер, О.А. Ру-дей. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. - С. 14.