Белова Татьяна Владимировна, Ефимова Елена Алексеевна ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ...
УДК 378.1
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ АДАПТАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2016
Белова Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теории и методики начального и дошкольного воспитания» Ефимова Елена Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теории и методики начального и дошкольного воспитания» Ишимский педагогический институт им.П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного
университета, Ишим, (Россия)
Аннотация. Статья посвящена проблеме адаптации будущего педагога в профессиональной деятельности. Социально-экономические преобразования, интеграция России в мировую систему высшего образования, появление новых ценностей, понимание значимости образования выявили необходимость в педагоге нового типа, способном быстро ориентироваться в окружающей действительности. В настоящее время приоритетным направлением в образовании становится воспитание творческой личности, способной к самореализации и адаптации в быстро меняющихся социально-экономических условиях. Система образования в этой ситуации призвана помочь педагогу сформировать в себе качества, необходимые для становления профессионально состоятельной, конкурентоспособной, активной, творческой личности, способной адаптироваться к условиям современной действительности в максимально короткие сроки. Поэтому адаптация как процесс и адаптированность как свойство личности становятся для будущего педагога основополагающими в процессе его подготовки к профессиональной деятельности. В статье предпринята попытка соединения процесса формирования творческой самореализации и успешной адаптации будущего педагога в профессиональной деятельности. Рассмотрены понятия «адаптация», «профессиональная адаптация» и «творческая самореализация» будущего педагога. Описываются условия адаптации будущего педагога к профессиональной педагогической деятельности. В качестве основного условия выделяется формирование творческой самореализации будущего педагога.
Ключевые слова: адаптация, социальная адаптация, профессиональная адаптация, самореализация, творческая самореализация, формирование, профессиональная деятельность, профессионально - педагогическая деятельность, профессиональные умения, условия.
FORMATION OF FUTURE TEACHERS' CREATIVE SELF-REALIZATION AS ONE OF THE CONDITIONS OF THEIR ADAPTATION TO PROFESSIONAL
PEDAGOGICAL ACTIVITY
© 2016
Belova Tatyana Vladimirovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of «Theory and Training Technique of Primary and Preschool Education» Efimova Elena Alekseevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of «Theory and Training Technique of Primary and Preschool Education»
Ishim Teacher Training Institute named after P.P.Ershov (branch) of Tyumen State University,
Ishim (Russia)
Abstract. The given article is devoted to the problem of future teachers' adaptation to their professional activity. Social and economic transformations, integration of Russia into the world system of higher education, emergence of new values and understanding of the importance of education have revealed the necessity for a teacher of a new type, capable to take his bearing in the surrounding reality. Nowadays the training of the creative personality, capable to self-realization and adaptation to quickly changing social and economic conditions, becomes the priority direction in education. Thus the system of education is urged to help a teacher to create the qualities necessary for the formation of the professionally wealthy, competitive, active, creative personality, capable to adapt to any conditions of the modern reality in very short time periods. So adaptation as a process and adaptedness as a property of a personality become fundamental in the course of future teachers' training to their professional activity. The authors make an attempt to connect the process of formation of creative self-realization and future teachers' successful adaptation to their professional activity. They consider the concepts "adaptation", "professional adaptation" and "creative self-realization" of future teachers and describe the conditions of their adaptation to professional pedagogical activity. As the main condition the authors distinguish the formation of future teachers' creative self-realization.
Keywords: adaptation, social adaptation, professional adaptation, self-realization, creative self-realization, formation, professional activity, professional and pedagogical activity, professional abilities, conditions.
Проблема адаптации педагога сегодня, как никогда ранее, стоит перед школой и перед каждым выпускником педагогического вуза. Проблема взаимодействия между адаптацией педагога и формированием его творческой самореализации в этот период остро актуальна в сегодняшней ситуации и сложна. Сложность её проявляется в том, что период адаптации имеет большое значение для всей будущей профессиональной деятельности педагога, а решение этой проблемы важно как для каждого будущего педагога, так и для общества в целом.
Имеется значительное количество исследований, посвященных проблеме адаптации педагога. Необходимо отметить исследования социологов (М.М.Захаров, [1],) психологов (А.А.Налчаджян [2]) и педагогов (С.Г.Вершловский, Н.Ф.Гоноболин и другие [3;4]).
Однако идея соединения процесса формирования творческой самореализации и успешной адаптации будущего педагога в профессиональной деятельности не нашла своего отображения в научных изысканиях. Мы в своём исследовании рассматриваем формирование творческой самореализации как одно из условий профессиональной адаптации.
Обратимся к понятию адаптация.
А.А. Налчаджян определяет адаптацию как процесс приспособления индивидуальных и личностных качеств к жизни и деятельности человека в изменившихся условиях существования, как процесс активного взаимодействия личности и сред; процесс взаимодействия личности с окружающей средой, ведущей в зависимости от степени активности личности к преобразованию среды в
Белова Татьяна Владимировна, Ефимова Елена Алексеевна педагогические
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ... науки
соответствии с потребностями, ценностями и идеалами личности или к преобладанию зависимости личности от среды; изменение, сопровождающее на уровне психической регуляции, процесс активного приспособления индивида к новым условиям жизнедеятельности; как процесс, являющийся целостной реакцией личности на сложные изменения жизнедеятельности [2].
Обратимся к понятию социальной адаптации.
Разные толкования данного понятия встречаются в научной литературе. Так, словарь «Практического психолога» дает следующее определение социальной адаптации: это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса [5].
Мы выделяем подход М.А. Славиной, которая полагает, что «социальная адаптация есть процесс приспособления индивидов (или групп) к новым условиям и видам деятельности, которое связано с изменением их социального положения [6]. Центральное место в этом процессе занимает преодоление возникающих в деятельности и общении трудностей. Этим обуславливается эмоциональная напряженность процесса адаптации, связанная с неизбежностью логики и перестройки ранее сформировавшихся типов поведения, привычек и установок.
Ещё одно понятие, которое мы считаем необходимым рассмотреть в своей работе - профессиональная адаптация.
По определению К.Т. Тротта, профессиональная адаптация выступает как вид социальной адаптации, связанной с установлением оптимальных отношений между личностью и требованиями конкретной профессиональной деятельности [7].
Для более глубокого понимания адаптации обратимся к анализу исследования данного понятия с точки зрения психологии. Психологическая адаптация определяется активностью личности и выступает как единство аккомодации (усвоения правил среды, «уподобление» ей) и ассимиляции («уподобления» себе, преобразования среды). Среда воздействует на личность или на группу, которые избирательно воспринимают и перерабатывают эти воздействия в соответствии со своей внутренней природой, а личность или группа активно воздействуют на среду[2].
Под профессиональной адаптацией личности педагога мы понимаем процесс приобщения к профессиональной деятельности, условиям труда, новому коллективу, совершенствование способов её включения в педагогическую работу, способность реализовать себя в ней [8].
Процесс адаптации проходит более благополучно при наличии объективных и субъективных условий. Отсутствие, неумение их создать или недостаточное их применение приводит к низкой результативности в адаптации будущего педагога.
Под педагогическими условиями мы понимаем обстоятельства, от которых зависит более успешная адаптация (стаж до 5 лет).
В ходе исследования мы обратились к рассмотрению психолого-педагогической литературы по проблеме. Исследованию сущности профессиональной адаптации посвящен ряд трудов отечественных исследователей (Н.Е.Попова [9], С.Г.Вершловский [3], Т.М.Симонова [10].и др.
Наиболее важным, на наш взгляд, нам кажется определение условий адаптации, данное Н.Е.Поповой, которая подразделяет условия на следующие группы:
- функциональные - приспособление личности к требованию педагогической деятельности;
- социально-психологические - вхождение молодого специалиста в систему межличностных отношений в педагогическом коллективе;
- операционные - овладение определенной совокупностью профессиональных умений, навыков [9].
В. Сергеев, И.С. Колесникова утверждают, что важ-
ным условием достижения эффективных результатов адаптации педагогов должны стать:
1) Отбор молодых людей на педагогическую специальность (Сергеев В) [11].
2) Целенаправленная подготовка студентов в педагогическом вузе к активному участию в адаптационном процессе, которая должна иметь логические этапы и наличие системы работы педагогического коллектива по созданию условий адаптации (И.С. Колесникова) [12].
Исследователем В.М. Бызовым выделена система педагогических условий, представленная тремя педагогическими системами:
общепедагогические условия на уровне принципов;
- социально-педагогические условия;
- дидактические условия [13].
Качества личности педагога способствуют или препятствуют эффективному решению педагогических задач, т.е. достижению искомого результата. Это говорит о профессионализме личности педагога. К личности педагога предъявляются определённые требования, без которых трудно стать высококвалифицированным специалистом. Главные требования, предъявляемые педагогу, - это наличие глубоких знаний, обширная эрудиция, педагогическая интуиция, высокий интеллект, любовь к детям, педагогической деятельности, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разработанными методами воспитания и обучения, динамизм, который позволяет использовать любую сложившуюся ситуацию в целях развития и воспитания детей и педагогические способности - предпосылки достижения профессионального мастерства.
Успешность профессиональной адаптации во многом зависит от общей культуры педагога, его эрудиции, педагогических способностей, вооруженности специальными методическими знаниями, умениями.
Вместе с тем, процесс адаптации во многом зависит от уровня подготовленности будущего педагога: его интеллектуальных качеств, выражающихся в объеме и содержании знаний, необходимых для педагогической деятельности, познавательной информации, качеств речи: темп речи, тембр, громкость, дикция, интонация, воздействие речи на чувства учащихся, построение речи, в интеллигентности, выражающейся в общей культуре, в высоком уровне нравственного воспитания, направленного на формирование у своих воспитанников нравственных идеалов и норм поведения, в педагогической эрудиции, выступающей в качестве синтеза знаний, опыта, возможностей и способностей педагога, в устойчивом интересе к проблемам обучения и воспитания, а также в педагогических умениях и навыках, выражающихся в умении проанализировать и спроектировать учебно-воспитательный процесс; в умении доносить до учащихся мысль с помощью вербальных и невербальных способов; в особенности устной речи педагога как одного из основных видов его коммуникативной дея-тельности[14].
Все выделенные условия, на наш взгляд, обеспечивают успешность адаптации будущего педагога в профессиональной деятельности.
Необходимо особо выделить условие - формирование творческой самореализации, влияющее на процесс адаптации к профессиональной деятельности и являющееся, на наш взгляд, решающим в период профессиональной адаптации.
Сегодня, одним из важных направлений в образовании является воспитание творческой личности, способной к самореализации в быстро меняющихся социально-экономических условиях.
В современной педагогической науке, обучение должно быть ориентировано на творческую самореализацию личности [15-22]. Это требование полностью закономерно, так как самореализация является внутренним условием, движущей силой и мотивом осуществления предметных и социальных преобразований челове-АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2(15)
Белова Татьяна Владимировна, Ефимова Елена Алексеевна ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ...
ка.
Под творческой самореализацией педагога, опираясь на подход В.И.Андреева, мы будем понимать процесс осуществления его творческих замыслов для достижения намеченных целей в решении личностно-значимых педагогических проблем, позволяющих личности максимально полно реализовать свой творческий потенциал [23].
Реализацию данного условия мы предлагаем осуществлять в рамках спецкурса «Творческая самореализация будущего педагога».
Основная идея спецкурса состоит в том, чтобы на основании культурологического и личностно ориентированного подходов повысить результативность профессиональной деятельности педагога путем формирования его творческой самореализации.
В ходе изучения данного спецкурса будущие педагоги погружаются в практическую деятельность, выполняя задания на практических занятиях, проектируют индивидуальные модели поведения педагога в различных педагогических ситуациях. Реализация спецкурса подразумевает совместную деятельность преподавателя и студента с использованием различных методов и приёмов активизации творческой, личностно-ориенти-рованных методов, реализующих высокую рефлексивную активность участников педагогического процесса; с учётом эффективного сочетания индивидуальных и коллективных форм организации обучения творческой самореализации; индивидуализации подготовки будущего педагога к творческой самореализации [24].
Спецкурс включает лекционные занятия, семинарские, практические занятия и игропрактикумы.
Цель спецкурса «Творческая самореализация будущего педагога» - обучение студентов методологии творческой самореализации, а также на основе анализа ценностных ориентаций, интересов, склонностей, потребностей, убеждений будущих педагогов в области высшего педагогического образования, содействовать актуализации их личностных смыслов, формированию педагогической культуры, которые создают условия для творческой самореализации в учебном процессе.
Задачами спецкурса являются:
1. Усвоение основных категорий и понятий курса;
2. Освоение теоретических основ творческой самореализации будущего педагога;
3. Формирование у студентов способности оперировать сведениями из смежных наук, синтезируя их в процессе изучения курса;
4. Развитие умения самостоятельно работать с учебно-методической литературой по данной проблеме;
5. Содействие рефлексии.
6. Поддержка личностной активности будущего педагога.
7. Стимулирование интеллектуальной и практически действенной инициативы.
8. 8. Повышение самоорганизации, включающей в себя анализ ситуации, постановку задачи, планирование и прогнозирование возможных результатов и последствий собственных действий, самоконтроль и оценку эффективности своих решений.
Программа курса направлена на обеспечение целостности и системности общепедагогической подготовки будущих специалистов; развитие творческого подхода к педагогической деятельности; на формирование системы знаний и умений в профессиональной подготовке будущих педагогов. Изучение спецкурса позволит будущим педагогам наиболее полно творчески самореализовать себя в профессиональной деятельности. Курс призван выступить интегратором знаний вокруг проблемы, принявшей характер имперактива в профессиональном становлении педагога.
Изучение спецкурса будет способствовать осуществлению творческого замысла педагога через разработку индивидуальной педагогической концепции, включаю-
щей собственное педагогическое видение. Особое внимание в спецкурсе обращается на формирование потребности в творческом саморазвитии будущего педагога. Программа спецкурса опирается на ранее изученные студентами дисциплины психолого-педагогического цикла.
В процессе изучения данного спецкурса студенты должны:
- свободно пользоваться теоретическим материалом, в ответе раскрывать как предметные, так и межпредметные связи и зависимости, проявлять самостоятельность при анализе педагогической деятельности, иметь личную педагогическую позицию к процессу обучения и представление своей позиции в виде конкретных творческих продуктов: мини исследований, открытых занятий, образовательных планов, проектов;
- уметь обнаруживать педагогические проблемы в их связи с конкретной педагогической деятельностью, реализовывать педагогические творческие способности, педагогическую активность, инициативу, управлять собственным эмоциональным состоянием, проявляющимся в настрое студента на положительную самореализацию, стремиться к определению цели, целевых стратегий, реализации творческого потенциала, планировать собственную деятельность.
Спецкурс предназначен для студентов педагогических вузов, слушателей курсов повышения квалификации учителей.
Наряду с теоретической частью спецкурс предусматривает и практический раздел. Практическая часть программы ориентирует будущих педагогов на создание новых технологий обучения и воспитания, способствующих повышению качества образования. Практические занятия могут проводиться как аудиторно, так и в процессе педагогической практики студентов. Наиболее удачными формами изучения теоретических проблем творческой самореализации будут лекции и семинары, консультации и собеседования со студентами по конкретным вопросам, обучение и проведение творческой рефлексии. В зависимости от подготовленности студентов возможно самостоятельное исследование по выбранной проблеме творческой самореализации с защитой моделей самореализации педагога в условиях современной школы.
Практическая часть занятий может быть скорректирована с учётом контингента и пожеланий слушателей спецкурса.
Результативность обучения методологии творческой самореализации может быть оценена с помощью показателей, критериев и уровней творческой самореализации, предусматривающих создание будущими педагогами проектов авторских программ, новых технологий обучения, воспитания и развития личности учащихся.
Таким образом, анализируя теорию и практику проблемы адаптации педагога, мы сделали вывод, что на эффективность адаптации оказывает воздействие комплекс условий. На наш взгляд, одним из важных условий адаптации к профессиональной педагогической деятельности является формирование творческой самореализации будущего педагога.
Данное исследование не претендует на полноту охвата проблемы, многие вопросы требуют дополнительного исследования в ходе всего образовательного процесса в вузе.
Среди разработанных направлений исследования как перспективные могут быть определены следующие: разработка программ индивидуального саморазвития творческой самореализации, альтернативных диагностических методик и пакета диагностических программ отслеживания будущими педагогами уровня сформиро-ванности у них творческой самореализации; разработка инновационных технологий формирования творческой самореализации будущих педагогов; разработка диагностических программ сформированности уровней твор-
Белова Татьяна Владимировна, Ефимова Елена Алексеевна
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ..
ческой самореализации будущих педагогов к различным аспектам педагогической деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников / Н.Н.Захаров. - М.: Просвещение, 1988. -272 с.
2. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) /А.А. Налчаджян. - Ереван, 1988. - 264 с.
3. Вершловский С.Г. Особенности социально-профессиональных ориентаций учителя и стимулирование социально-профессиональной активности учителя / С.Г. Вершловский. - М.: Педагогика, 1980.
4. Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя // Вопросы психологии. -1975. - №1. - С. 100-111.
5. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю.Головин. - Минск: Харвест, 1997.
6. Славина М.А., О понятии «социальная адаптация» в марксистской социологии. - В сб.: Вопросы марксизма и идеологической борьбы. - Петрозаводск, 1976. - 128 с.
7. Тротт К.Г. Профессионально-педагогическая адаптация молодого учителя к работе в условиях рыночных отношений. - Автореф. дисс... канд. пед. наук. - Челябинск: ЧГИФК, 1992 - 24 с.
8. Лушников И.Д. Послевузовское профессиональное личностное развитие учителя и адаптация к педагогической деятельности // Педагогическое образование. - Вып. 4. - М., 1991. - С. 26-32.
9. Попова Н.Е. Система взаимодействия педагогического коллектива и администрации школы в процессе управления адаптацией молодых специалистов: дисс...канд. пед.наук. - Екатеринбург, 1995. - 193 с.
10. Симонова Т.М. Самообразование в послевузовском образовании молодых учителей.//В сб.: Взаимосвязь теории и практики в процессе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. - М.: АПН НИИ ООВ. - 1990. - С. 80-89.
11. Сергеев В. Все начинается в школе // Народное образование. - 1990. - № 1. - С. 113-120.
12. Колесникова И.С. Как приблизить подготовку учителей к потребностям школы // Советская педагогика. - 1992. - №5,6.
13. Бызов В.М. Психолого-педагогические условия социально-профессиональной адаптации учащихся в школе-лицее: дисс.канд.пед.наук. - Брянск, 1993.
14. Белова Т.В. Создание педагогически комфортной среды в образовательном учреждении как средство профессиональной адаптации молодых учителей (в условиях малых городов): дисс.канд. пед.наук. -Екатеринбург, 2004. - 213 с.
15. Минияров В.М., Миниярова В.А. Реализация диалогической технологии совместного творческого обучения в вузе // Поволжский педагогический вестник.
2014. № 4 (5). С. 26-36.
16. Третьякова Е.М. Пути повышения эффективности творческой самостоятельной работы студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 111113.
17. Яковлева Е.Л. Эксклюзивная инклюзивность творческой личности // Карельский научный журнал.
2015. № 1 (10). С. 27-30.
18. Карпычева А.А. К вопросу о готовности педагогов начального образования к инновационной деятельности // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2015. № 3 (19). С. 25-27.
19. Коновальчук В.И. К вопросу творческого развития личности // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 4. С. 20-23.
20. Дубасенюк А.А. Акмеологическая концепция личностного и профессионального развития педагога //
Карельский научный журнал. 2013. № 1. С. 22-27.
21. Архипова И.В. К вопросу о развитии учебно-профессионального сознания будущих педагогов // Самарский научный вестник. 2014. № 1 (6). С. 17-20.
22. Юсупова Г.В. Структура и динамика ценностных ориентаций современного педагога // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 124-126.
23. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития: в 2-х кн. / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996. - Кн.1. -487с.
24. Ефимова Е.А. Компетентностный подход в формировании творческой самореализации будущих педагогов // Актуальш проблеми дошшльно! та початково! освгги: збiрник матерiалiв М1жнародно! науково- практично! конференцп «Актуальш проблеми дошкшьно! та початково! освгти» 4-5 травня 2011 р. -Херсон: Айлант, 2011. - С. 253-256.