АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
УДК 378 ББК 74.48
О. А. Молокова Иркутск, Россия
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНО-ЦЕНТРИРОВАННОГО ПОДХОДА К СОПРОВОЖДЕНИЮ СТУДЕНТОВ НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ В НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Рассматривается необходимость в условиях гуманизации образования обращения к сопровождению студентов на этапе адаптации, основывающегося на гуманистических психологических подходах. Самым последовательным из таких подходов, наиболее разработанным и ориентированным на педагогическую практику, выступает личностно-центрированный подход, который способен выступить теоретической и практической основой сопровождения. Обсуждаются особенности поддержки студентов с позиций личностно-центрированного подхода в сравнении с традиционным (прагматическим) подходом.
Ключевые слова: адаптация студентов, личностно-центрированный подход, сопровождение студентов.
O. A. Molokova Irkutsk, Russia PECULARITIES OF PERSON-CENTERED APPROACH TO STUDENTS SUPPORT AT THE STAGE OF ADAPTATION IN NEW EDUCATIONAL ENVIRONMENT
The article deals with the necessity to consider students support at the stage of adaptation in the conditions of humanization of education based on humanistic psychological approaches. The most consistent and developed of these approaches in pedagogical practice is the person-centered approach which is able to act as the
theoretical and practical basis of this kind of support. The article discusses the peculiarities of supporting students in terms of the person-centered approach in comparison with the traditional (pragmatic) approach.
Keywords: adaptation of students, person-centered approach, students support.
Проблема адаптации студента в новой образовательной среде вуза порождает постоянный интерес и внимание к ней, сосредоточенные, в частности, на поддержке обучающихся как одной из образовательных инноваций. Успешная адаптация студентов, поддерживаемая развитой адаптивностью, обеспечивает высокий уровень их достижений в учебно-профессиональной деятельности при сохранении физического и психического здоровья, а также лучшую конкурентоспособность на рынке труда. В то же время, более трети студентов младших курсов проявляют признаки дезадаптации [Якубенко, 2009], негативно влияющие не только на деятельность и развитие их носителей, но и на образовательную среду вуза. Уменьшение непосредственного общения с преподавателями вследствие снижения числа аудиторных занятий и возрастания роли электронного обучения делает проблемы адаптации в сфере образования еще более значимыми и требующими своего решения.
Общество испытывает большую потребность в подготовке молодежи, способной к активному саморазвитию, творческому разрешению нестандартных ситуаций, реализации своей индивидуальности. Процесс саморазвития личности приобретает приоритетное значение, что отражено в большинстве образовательных программ в качестве основного ориентира. Вместе с тем, личность должна быть адаптивной. Однако адаптация преимущественно способна создавать условия для развития не индивидуального, а типического в человеке, может препятствовать развитию и проявлению творческих способностей личности [Rogers, 1980], что показано психолого-педагогическими исследованиями [Ясюкова и др., 2007].
Гуманизация образования открывает возможности для использования ранее мало применяемых подходов. Они обращаются к личности, способной к активной адаптации, так как следует признать, что «...личность - это не существо, которое просто вросло в среду; личностью является лишь человек, способный выделить себя из окружения для того, чтобы по-новому, сугубо избирательно связаться с ним» [Рубинштейн, 1998, с.638]. С этой точки зрения, адаптация способна выступать процессом, непосредственно связанным с продуктивным развитием и саморазвитием человека, а психолого-педагогическое сопровождение студентов на этапе адаптации апеллировать к поддержке не только социализации, но и развития их субъектности.
Для достижения адаптации, успешной с точки зрения гуманизации образования, представляется обоснованным обращение к гуманистическим психологическим теориям, но для них отношение к процессу и результату адаптации неоднозначное и в достаточной мере не изученное. Самым последовательным гуманистическим подходом, наиболее разработанным и ориентированным на педагогическую практику, выступает личностно-центрированный подход (ЛЦП), ставший для современного отечественного образования в большой мере психологической основой педагогики поддержки как педагогической парадигмы и личностно ориентированного образования. При этом ЛЦП, в отличие от большинства гуманистических концепций, опирается на понимание адаптации как активного процесса, на признание развития адаптивной личности общественной необходимостью и одной из основных целей образования, а также на целостную теорию личности и разработанную дидактическую концепцию, что делает его позиции значимыми в качестве методологического основания и психолого-педагогического средства сопровождения студентов на этапе адаптации в новой среде. Однако потенциал этого подхода используется в малой степени.
Опора на личностно-центрированный подход придает гуманистический смысл адаптации студента, в том числе из-за выделения в качестве
предпочтительной для развития личности активной творческой адаптации, что определяет его достоинства в качестве методологической и практической основы сопровождения обучающихся на этапе вхождения в новую образовательную среду.
Если выделять особенности личностно-центрированного подхода к сопровождению студентов на этапе адаптации в новой среде в сравнении с традиционным (прагматическим) подходом, то их отличия проявляются в нескольких основных позициях [Молокова, 2018].
Цель поддержки при традиционном подходе преимущественно связана с уменьшением трудностей периода адаптации, позволяющим повысить успеваемость студентов и сохранить контингент обучающихся. Для сопровождения с позиций ЛЦП - это обеспечение адаптации студентов, позволяющей не препятствовать тенденции личности к саморазвитию и сохраняющей / развивающей творческий потенциал при успешной учебно-профессиональной деятельности.
Реализация этих подходов базируется на разных мировоззренческих позициях педагогов. Адаптация может рассматриваться как процесс и результат приспособления к требованиям образовательной среды, что делает обучающихся преимущественно объектом изменений, обусловленных извне. Для ЛЦП же адаптация выступает согласованием требований образовательной среды и личностных тенденций обучающихся.
Оценка значения адаптации как педагогического явления для традиционного подхода является положительной для всех видов адаптации с особым выделением учебной, в то время как для сопровождения с позиций ЛЦП она может быть неоднозначной для социально-психологической адаптации и положительной в отношении творческой адаптации.
Оценка проблем адаптации в первом случае в основном отрицательная, как помехи на пути вхождения студента в новую образовательную среду. Для ЛЦП очевидно, что реальные проблемы адаптации, осознаваемые личностью, могут вызывать ее позитивное изменение, если оцениваются как задачи.
Различаются для рассматриваемых подходов и критерии адаптированности студентов. Для традиционного подхода это критерии объективные и субъективные. Основными критериями выступают успешность учебной деятельности; удовлетворенность межличностными отношениями с преподавателями и студентами; сохранение здоровья обучающихся. Для ЛЦП критерии преимущественно субъективные: оценка степени адаптированности самим студентом; соотношение между Я-реальным и Я-идеальным личности; принятие себя; принятие других; личная ответственность и компетентность при использовании основных объективных критериев.
Условия осуществления сопровождения для традиционного подхода опираются преимущественно на сформированность профессиональных психолого-педагогических компетенций, позволяющих осуществлять психодиагностику, использовать и разрабатывать способы помощи субъектам образовательного процесса. Для ЛЦП также значимы психолого-педагогические компетенции педагога, позволяющие осуществлять психодиагностику, использовать и разрабатывать методики помощи субъектам образовательного процесса в рамках ЛЦП. Но основные условия сопровождения определяются сущностью данного гуманистического подхода, для которого помощь предстает как содействие в раскрытии собственных ресурсов человека, а потому нуждается в принятии как безусловном уважении к личности студента, эмпатийном понимании и конгруэнтно сти.
Готовность к реализации сопровождения формируется в ходе профессиональной подготовки педагогов и педагогов-психологов (соответствующие компетенции определены ГОС ВО), но для поддержки с позиций ЛЦП необходима гуманистическая мировоззренческая позиция педагога и понимание особенностей ЛЦП, в том числе в контексте проблемы адаптации.
Различие подходов проявляется также в выборе психолого-педагогических методов диагностики, которыми могут выступать диагностика учебных навыков и умений, уровня интеллекта, уровня познавательных процессов, ценностных ориентаций; черт характера обучающегося и др. в зависимости от выделенных основных критериев адаптированности. Для ЛЦП он сопряжен со структурой личности (организм, поле опыта, самость), обеспечивающей целостность рассмотрения адаптации, с доверием к самооценкам личности в условиях ее конгруэнтности, а также с необходимостью использования методов, связанных с «проникновением» во внутренний мир человека.
Не менее существенным выступают особенности выбора методов работы со студентами на этапе адаптации. Традиционными являются пропедевтические занятия с целью улучшения общеучебных навыков; социально-психологические тренинги; тренинги развития познавательной сферы. Для ЛЦП значимы развивающая психодиагностика, энкаунтер-группы как основной вид тренинговых групп; индерективное психологическое консультирование.
Таким образом, при сложности отношения в ЛЦП именно к адаптации, его теоретическая составляющая, позволяет:
- определить основные условия сопровождения студентов;
- четко обозначить необходимость при сопровождении студентов на этапе адаптации обращения к различным сторонам процесса, чтобы обеспечить взаимодействие тенденций организма, поля опыта и самости как компонентов личности;
- изменить подходы к выбору критериев адаптированности обучающихся;
- использовать субъективную оценку человеком степени своей адаптированности / неадаптированности в вузе в настоящий момент («здесь и теперь»);
- прояснить основания для выбора методов диагностики и развития,
применяемых в сопровождении на этапе адаптации, используя существование взаимосвязи между активной адаптацией и самоактуализацией личности;
- учитывать существование и значимость творческой адаптации, которая позволяет 1) особое внимание уделить креативности адаптанта; 2) связать проявления адаптивности и неадаптивности личности.
Данный подход четко определяет условия своего осуществления, связывая его с гуманизацией отношений, преобладанием диалогического общения в образовательной среде вуза, наличие которого не является очевидным [Подлиняев, 1999; Гребнева, 2003]. Поэтому для применения ЛЦП в сопровождении студентов на этапе адаптации, в первую очередь необходимо оценить наличие этих условий и уделить особое внимание развитию представлений преподавателей вуза об адаптации студентов и о возможностях поддержки обучающихся на этом этапе, в том числе в русле гуманистических психолого-педагогических подходов.
Библиографический список
1. Гребнева В. В. Психологическая готовность студентов к личностно-центрированному взаимодействию в процессе образования в вузе: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Гребнева Валентина Викторовна. Белгород, 2003. 230 с.
2. Молокова О. А. Теоретические предпосылки использования личностно-центрированного подхода в сопровождении студентов на этапе адаптации в новой среде / О. А. Молокова // Психолого-педагогический поиск. 2018. № 1. С. 79-88.
3. Подлиняев О. Л. Теория и практика гуманистического мировоззрения учителя на основе личностно-центрированного подхода (в системе вузовского и послевузовского образования): дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Подлиняев Олег Леонидович. Хабаровск,1999. 390 с.
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1998. 688 с.
5. Якубенко О. В. Диагностика и профилактика нарушений адаптации студентов-первокурсников / О. В. Якубенко // Кубанский научный медицинский вестник. 2009. №3. С. 149-153.
6. Ясюкова Л. А. Связь социально-психологических свойств личности студенческой молодежи с адаптацией к обучению в вузе / Л. А. Ясюкова [и др.] // Ученые записки ун-та им. П. Ф. Лесгафта. 2007. №10 (32л). С. 96-103.
7. Rogers C. R. A Way of Being. - Boston: Houghton Mifflin, 1980.
References
1. Grebneva V. V. (2003). Psychological readiness of students to person-centered interaction in the process of education at the University: dis. ... kand. of psychological sciences: 19.00.07 / Grebneva Valentina Viktorovna. Belgorod, 2003. 230 p. (in Russian)
2. Molokova O. A. (2008). Theoretical background of person-centered approach to students support at the stage of adaptation to the new environment / / Psychological and pedagogical search. 2018. No. 1. Pp. 79-88. (in Russian)
3. Podlinyaev O. L. (1999). Theory and practice of the humanistic ideology of the teacher based on person-centered approach (in the system of higher and postgraduate education): dis. ... d-r of psychological sciences: 13.00.08 / Podlinyaev Oleg Leonidovich. Khabarovsk, 1999. 390 p. (in Russian)
4. Rogers C. R. (1980). A Way of Being. - Boston: Houghton Mifflin, 1980. (in English)
5. Rubinstein S. L. (1998). Fundamentals of general psychology. St. Petersburg: Peter Com, 1998. 688 p. (in Russian)
6. Yakubenko O. V. (2009). Diagnosis and prevention of violations of adaptation of first-year students / O. V. Yakubenko // Kuban scientific medical bulletin. 2009. No. 3. Pp. 149-153. (in Russian)
7. Yasyukova L. A. (2007). The relationship of socio-psychological properties of personality of students with their adaptation to high school / L. A. Yasyukova [and others] // Scientific notes of Lesgaft University. 2007. №10 (32p). Pp. 96-103. (in Russian)