УДК 37.013
Добрут Марина Алексеевна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
В статье актуализируется проблема успешности, аргументируется предположение, что ситуации успеха могут выступать как средство формирования образовательной среды на начальной ступени обучения. Ключевые слова: обучение, образовательная среда, успех, ситуация успеха.
Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
Успех - понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С психологической точки зрения успех, как считает А. Белкин - это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения.
С педагогической точки зрения ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Переживание учеником ситуации успеха повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности, стимулирует к высокой результативности труда, корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку, разви-
вает инициативность, креативность, активность, поддерживает в классе благоприятный психологический климат.
Научный интерес к проблеме создания ситуации успеха в учебной деятельности объясняется возрастающей потребностью общества и государства в грамотных и компетентных людях. Чем настоятельнее потребность общества в повышении уровня знаний граждан, тем острее необходимость в изучении сущности ситуации успеха и педагогических основ ее создания и, в особенности на начальной ступени обучения.
В настоящее время одной из важных целей обучения является развитие личности каждого ребенка, это возможно, если обучение и воспитание построено таким образом, что доставляет ребенку радость познания. Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае, если у него возникает интерес к учению.
Проблема создания ситуации успеха не сводится лишь к учебной компетенции и достижениям, в ней учитывается и обеспечивается очевидная возможность самореализации личности. Это значит, что создание ситуации успеха позволяет реализовать идеи Закона Российской Федерации «Об образовании», который указывает, что содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, на создание условий для ее самореализации.
Эти вопросы рассмотрены не только наши современники, но и педагоги прошлых лет. В работах К.Д. Ушинский, А. Сухомлинского и У Глас-сера были рассмотрены методы и условия, используемые в учебной деятельности, вызывающие интерес у ребенка к познанию окружающего мира. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха.
© Добрут М.А., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
31
Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет А.С. Белкин, доктор педагогических наук. Он твердо убежден, если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его «светлое будущее». Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения.
В.А. Сластенин считает, что ситуация успеха стимулирует учебную деятельность школьников. Надежный путь создания ситуации успеха это дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характера помощи учащимся при ее осуществлении.
Создание ситуаций успеха, по мнению И.Ф. Харламова, Г.А. Цукермана, С.А. Смирнова приводит к справедливому равному отношению ко всем учащимся и оценке успехов в учебной деятельности.
Вопросы о проблеме создания ситуации успеха берут свое начало в трудах Аристотеля, М. Мон-теня, Ж-Ж. Руссо и др. В трудах российских и зарубежных философов, таких как К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, В.И. Бакштановский, Ю.В. Согомонов, В.А. Чурилов, ГЛ. Тульчинский, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл и др. успех рассматривается как качественная характеристика человеческой деятельности, которая содержит в себе мотив, смысл, цель и средства его достижения.
Ряд отечественных исследователей Л.В. Бороздина, А.В. Мудрик, А.К. Маркова, Г.Л. Туль-чинский и др. рассматривают успех в контексте
понятий «самоуважение», «самооценка», «мотивация достижения» и «уровень притязаний».
В рамках психолого-педагогической науки особое место занимают вопросы организации успеха в учебной деятельности, нашедшие отражение в работах Э.Ш. Натанзон, И.Л. Финько, К.Д. Ушин-ского, А.С. Макаренко, В.Ф. Шаталова и др.
На современном этапе развития педагогической науки в трудах Л. Соловейчика, В.Ф. Шаталова ситуация успеха рассматривается так же с позиций обретения и сохранения чувства собственного достоинства, а так же с позиции личностно -ориентированного подхода к каждому ученику в младшем школьном возрасте (Ш.А. Амонаш-вили), в общении с учениками в учебной деятельности (Е.Н. Ильин). Технология создания различных педагогических ситуаций успеха рассмотрена А.С. Белкиным, В.Ю. Питюковым, М. М. Поташником, С.А. Смирновым, Т. И. Шамовой, Н.Е. Щурковой и др.
Обобщая вышесказанное, можно сформулировать противоречие: между практической важностью ситуации успеха как результата личностной самореализации школьника и недостаточной теоретической разработанностью педагогических аспектов создания ситуации успеха.
На основе анализа теории и практики современной организации образовательного процесса, в качестве гипотезы мы выдвинули следующее предположение: ситуации успеха могут выступать как средство формирования образовательной среды на начальной ступени обучения.
32
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18