ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
6. Finocchiaro M. and Brumfit C. The Functional-Notional Approach: From Theory to Practice. - New York: Oxford University Press, 1983. - P. 75-79.
7. Hymes D. On communicative competence. In: J.B. Pride and J. Holmes (eds.) Sociolinguistics. -
Middlesex: Penguin Books LTD, 1972. - P. 269-293.
8. Littelwood W. Communicative Language Teaching. An Introduction. - Cambridge: Cambridge University Press, 2000. - P. 68-80.
УДК 159.922.7
Котова Елена Геннадьевна
кандидат педагогических наук, доцент Московский государственный областной гуманитарный институт
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В МАЛЫХ ГРУППАХ СОТРУДНИЧЕСТВА
Статья посвящена рассмотрению вопроса о влиянии обучения в малых группах сотрудничества на психическое здоровье учащихся младшего школьного возраста. Принципиальное отличие обучения в сотрудничестве оценивается по трем основным критериям: психическое здоровье, позитивное взаимодействие и результативность. Психологическая составляющая данной педагогической технологии способствует обретению ребёнком положительного эмоционального опыта и становлению его как личности. Учащиеся приобретают не только навыки работы в коллективе, но и чувство собственного достоинства. Обучающиеся в сотрудничестве дети гораздо лучше адаптированы к жизни в современном обществе. Большое влияние, которое оказывает обучение в малых группах сотрудничества на подрастающее поколение, делает методику его преподавания важнейшим инструментом педагогики.
Ключевые слова: обучение в сотрудничестве, психическое здоровье, младшие школьники, личность ребёнка, поведенческие проблемы, позитивная взаимозависимость, успех, совместная деятельность
Поступление ребенка в школу коренным образом меняет стиль его жизни. Психическое здоровье детей подвергается стрессу в связи с уходом из детского сада и началом учёбы. К младшему школьнику предъявляются иные требования, учебная деятельность становится доминирующей. Психическое здоровье школьника значительно страдает от неуверенности в себе, боязни не справиться с учебной нагрузкой, страха оказаться несостоятельным, неумения общаться со сверстниками. В школе ребенок приобретает не просто знания и умения, но и определенный социальный статус.
Младший школьный возраст - время выраженных социальных перестроек личности ребенка в результате его активного взаимодействия с социумом. Детям с низкой социальной адаптацией не нравится учиться в школе, они становятся «аутсайдерами», «изгоями». Интенсификация учебного процесса привела к значительному росту количества детей, не способных полностью адаптироваться к учебным нагрузкам, школьная успеваемость продолжает оставаться доминирующим фактором успеха на фоне конкуренции и индивидуального труда, а отсутствие успеха в школе напрямую ведет к депрессивному состоянию, социальной неадап-тированности, потере чувства собственного достоинства, недоброжелательного отношения к людям. Такого ребенка в будущем ждет «перспектива» самоизоляции от общества с вытекающими из этого последствиями (правонарушения, суицид и пр.). Поведенческие проблемы возникают при нарушении доброжелательных взаимоотношений с учителем, одноклассниками, что является причиной утраты самоуважения, самореализации, и ребенок
становится либо очень замкнутым и застенчивым, либо чрезвычайно агрессивным и эгоистичным. А эгоизм, как правило, сопровождается высокомерием, жестокостью, нетерпимостью к чужим слабостям. Все это может иметь неблагоприятные последствия для развития полноценной и здоровой личности ребенка.
Здоровье отдельного человека характеризуется полнотой проявления жизненных сил, ощущения жизни, всесторонностью и долговременностью социальной активности и гармоничностью развития личности [7]. Термин «психическое здоровье» был введен Всероссийской организацией здравоохранения в 1979 году в качестве базисного элемента общественного здоровья. Психическое здоровье - понятие, которое включает нормальное эмоциональное, социальное, поведенческое самочувствие [11]. Термин «эмоциональное здоровье» принадлежит доктору психологических наук, профессору Л.В. Тарабакиной, которая рассматривает его как составную часть психологического здоровья человека. Эмоциональное здоровье с точки зрения автора понятия, обеспечивает «...единство преходящего и непрерывного на основе функционирования уровней - ситуативно-ориентировочного, адаптационно-целевого, личностно-деятельностного; эмоциональное здоровье позволяет сохранять целостное эмоциональное отношение к себе и к миру, преобразовывать отрицательные эмоции и порождать положительно окрашенные переживания.» [2, с. 22-23].
Психологи отмечают, что именно младших школьников отличает весьма высокая эмоциональная впечатлительность. Эмоциональные сложности связаны со многими факторами. Простым
138
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21
© Котова Е.Г, 2015
Психологический компонент технологии обучения в малых группах сотрудничества
примером может служить неумение ребенка в одиночку справиться со своим чувствами при попадании в сложную ситуацию, что, в свою очередь, порождает отрицательные эмоции и переживания, вызывает дискомфорт. Поэтому очень важно правильно организовать учебно-воспитательный процесс, используя те формы и технологии обучения, которые способствовали бы становлению эмоционального опыта школьников.
Использование новых форм и технологий обучения представляет собой сложную систему мероприятий, направленных на овладение новыми формами деятельности, поведения и общения как внутри школьного коллектива, так и за его пределами. Сравнение обучения в сотрудничестве с обучением, основанном на соревновании, показывает, что сотрудничество благотворно влияет на психическое здоровье детей любого возраста. «Невропат - это человек, признающий только соревнование, а потому не способный ни с кем сотрудничать» [5, с. 57]. Эти слова принадлежат американскому психологу Карен Хорни. В своих научных работах Хорни акцентировала значение воздействия окружающей социальной среды на формирование личности. Английский антрополог Эшли Монтегю любил повторять: «За редким исключением, одинокое животное - это неполноценное животное, и неважно, к какому виду оно относится» [5, с. 57]. Д. и Р. Джонсон [5] неоднократно подчеркивают мысль о том, что «сотрудничество и бережное отношение к этому сотрудничеству, гарантируют ребенку психическое здоровье, формируют у него навыки, необходимые для жизни в обществе», к примеру, чувство собственного достоинства, так как исторически доказано, что коллективный труд вселяет в человека уверенность в собственной значимости. Обладая своими знаниями и способностями, он вносит существенный вклад в общее дело, а значит, он вправе рассчитывать на успех.
Создание ситуации успеха в обучении имеет очень большое значение. К.Д. Ушинский в своем педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении» [9] делает вывод о том, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться. Как отмечает доктор педагогических наук А.С.Белкин, с психологической точки зрения успех - это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех становится устойчивым,
постоянным, может начаться своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности. С педагогической точки зрения ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом [2].
Е.Г. Иванова подчеркивает, что создание позитивной взаимозависимости как одного из основных элементов обучения в сотрудничестве, придает смысл всему, что делают ученики, обучающиеся в сотрудничестве [6]. Желание учиться и делать это с удовольствием, усилия каждого учащегося, внесшего свой вклад в одно общее дело, должны подкрепляться одобрением со стороны окружающих. Ребенок должен непременно чувствовать и знать, что его ценят как личность, как неповторимую индивидуальность. «Каждый раз, когда член группы сотрудничества демонстрирует готовность потрудиться над приобретением знаний или помощь в этом своим товарищам, он заслуживает того, чтобы его заметили и похвалили» [5, с. 193]. Поэтому многое зависит от учителя, использующего технологию сотрудничества, от его умения создать атмосферу доброжелательности в классе. Согласно Е.В. Бондаревской [3], учитель должен обеспечить всех учащихся общей педагогической поддержкой и создать необходимый для всех эмоциональный фон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. Это внимательное, приветливое отношение учителя к ученикам, доверие к ним, привлечение к планированию уроков, создание ситуации взаимного обучения, игр, различных форм драматизации, творческих работ, позитивная оценка достижений и диалогическое общение. Улыбка, добрый взгляд, внимание и интерес к каждому ученику, приветливость на протяжении всех минут занятия или урока являются важным условием педагогического созидания ситуации успеха. Индивидуально-личностная поддержка предполагает диагностику развития, обученности, воспитанности, выявление личных проблем детей, отслеживание процесса развития каждого ребенка.
Особая роль в индивидуальной поддержке отводится ситуациям успеха, созданию условий для самореализации личности, повышению статуса ученика, значимости его личного вклада в решение общих задач [3, с. 15]. «Ситуация успеха не возникает там, где допускается сравнение одного ребенка с другим, сопоставление одной группы с другой: развитие личности протекает неравномерно, дискретно, и какие-то дети при таком сравнении всегда будут проигрывать, отставать якобы от развития других детей, а значит, будут лишены замечательного ощущения своей силы и личностного успеха» [10]. Успех - это залог положительного отношения к учебе, труду, к себе, стимул к активной работе.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3
139
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
«Технология поддержки, - считает Е.В. Бон-даревская, - имеет в своей основе гуманитарное мышление преподавателя, его способности видеть в ребенке не ученика, а человека, который учится. Отношение к ребенку предполагает ценностный подход к детской личности, уважение самобытности, понимание того, что ребенок является субъектом собственной жизни, имеет свою жизненную историю, собственное «я», свой внутренний мир..., что и у ребенка в любом возрасте есть честь и достоинство, что он жаждет справедливости, нуждается в сострадании, общении, диалоге, поддержке, что способен мыслить и творить, наделен свободой морального выбора, может совершать ошибки, но и осознавать их, возрождаясь к лучшему» [4].
Наиболее яркий представитель гуманистического направления в зарубежной психологии
К. Роджерс [8] считал основной задачей педагога -помочь ребенку в его личностном росте.
Технология обучения в сотрудничестве, гуманистическая по своей сути, являясь технологией развивающего обучения, предполагает «пробуждение и запуск» потребностей в самоактуализации, самореализации, самоусовершенствовании, то есть то, что мы надеемся развить в детях. Но это трудно сделать, если ребенок обладает низким уровнем самоуважения, самопринятия, неудовлетворенной потребностью в любви, понимании и принятии со стороны других людей (учителей, одноклассников и др.). Создание психологического климата, как отмечалось выше, благоприятного для развития личности, приобретает первоочередное значение. О роли психологического климата говорил основатель гуманистической психологии К. Роджерс: «Я утверждаю, что процесс становления возникает в благоприятном психологическом климате» [8, с. 171]. Такой климат автор называет также «свободным климатом, подходящим; атмосферой принятия, атмосферой безопасных, помогающих отношений» и утверждает, что только в таком климате личность может «расцветать и расти». Обучение в сотрудничестве предполагает организацию учебного процесса таким образом, чтобы обеспечить ситуацию успеха для каждого ученика и возможность обучаться в индивидуальном темпе, что, кстати, является одной из задач учебной программы Н.Ф. Виноградовой «Начальная школа XXI века». Соперничество групп друг с другом полностью исключается, т.к. учащиеся соревнуются со своими же успехами (результатами), достигнутыми ранее (на предыдущих уроках).
Напомним, что психическое здоровье слагается из многих компонентов, которые приобретаются именно в сотрудничестве. Сотрудничество - это такой тип взаимодействия, при котором люди содействуют удовлетворению интересов друг друга, соблюдая примерный паритет. Итак, обучение в сотрудничестве, являясь технологией XXI века,
предполагает равенство психологических позиций участников учебной группы, психологическое обеспечение творческой, доброжелательной атмосферы в процессе общения. Общение же выступает как межличностное взаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в их совместной деятельности. Человек не перестает быть личностью, а значит, он избирательно относится к другим людям, точно так же как другие люди не безразличные к нему. Ученик может испытывать симпатию к одним одноклассникам, к другим - антипатию, к третьим - безразличие и т.д. Эти отношения в сумме составляют систему личностных взаимоотношений, которые складываются из многообразия характеров и темпераментов. Личностные взаимоотношения оказывают влияние на жизнь каждого школьника и на деятельность группы в целом. Именно личностные взаимоотношения представляют собой один из важнейших факторов «эмоционального благополучия» (Л.И. Божович) её членов. Такая психологическая ситуация придает учащимся чувство единства и сплоченности, уверенности в себе, «защищенности» (А.С. Макаренко). А умение смотреть на вещи глазами других, учитывать их взгляды и представления, думать о них, воспитывает очень важное качество личности, которое скрывается за не всегда понятным нам словом «альтруизм».
Сотрудничество не допускает возникновения таких негативных явлений, как агрессивность, компенсирующей школьные неудачи, чувство тревожности, страх перед учителями, конфликтность и общая эмоциональная напряженность. «Дружеские отношения в коллективе благотворно влияют на процесс обучения, а также на интеллектуальное развитие детей и их социальную адаптацию. Именно отношения со сверстниками являются для детей и подростков той «питательной средой», в которой формируются их интересы и взгляды. Благодаря отношениям, они становятся (или не становятся) законопослушными гражданами, учатся смотреть на события с разных точек зрения, приобретают интерес к продолжению образования и самостоятельность, учатся преодолевать стрессы и владеть своими эмоциями» [5, с. 57].
Библиографический список
1. Бекузарова А.Т. Психологическое благополучие как предмет зарубежных и отечественных исследований // Актуальные проблемы психологического знания. - М.: МПСУ 2014. - № 2. - 140 с.
2. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. - М.: Просвещение, 1991 - 176 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.twirpx. com/file/125032/ (дата обращения: 15.07.15).
3. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. - 1997. - № 4. - С. 11-17.
140
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21
Психологический компонент технологии обучения в малых группах сотрудничества
4. Бондаревская Е.В. Школьное образование в контексте культуры // RELGA. - 1999. - № 23 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/ wa/Main?level1=main&level2=articles&textid=1906 (дата обращения: 06.06.15.)
5. Джонсон Д., Джонсон Р., Джонсон-Холу-бек Э. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве / пер. с англ. З.С. Замчук. - СПб.: Экономическая школа, 2001. - 256 с.
6. Иванова Е.Г. Методика обучения в сотрудничестве на начальном этапе средней общеобразовательной школы (на материале англ. яз.): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2002. - 16 с.
7. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Сфера, 2004. - 592 с.
8. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Изд. группа «Прогресс», «Универс», 1994. - 480 с.
9. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1974 - 584 с.
10. Щуркова Н.Е. Ситуация успеха и ситуация неуспеха. Культура современного урока. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.syntone.ru/library/artide_other/content/2481. html?current_book_page=26 (дата обращения: 06.06.15).
11. Некоторые аспекты социальной адаптации
больных шизофренией. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://medconfer.com/node/1350
(дата обращения: 04.06.15).
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3
141