УДК 37 ББК 74
Чиркова Елена Владимировна
преподаватель Астраханский социально-педагогический колледж
г. Астрахань Chirkova Elena Vladimirovna Lecturer
Astrakhan Socio-Pedagogical College Astrakhan
Теоретические подходы в организации ситуации успеха Theoretical Approaches in the Situation of Success Organization
В статье отражены основные теоретические подходы в организации ситуации успеха. Проведен междисциплинарный анализ педагогических идей данной педагогической категории. Представлены ведущие принципы педагогики успеха.
The article covers the main theoretical approaches to the situation of success organization. The interdisciplinary analysis of the pedagogical ideas of this educational category has been carried out. The leading principles of the success pedagogy are presented.
Ключевые слова: Успех, ситуация успеха, профессиональная
направленность, уверенность в себе.
Key words: success, situation of success, professional orientation, selfconfidence.
Глубокие преобразования, происходящие в современных условиях, требуют существенных изменений в парадигме образования, принципах, формах и методах подготовки педагогических кадров. В условиях гуманизации и демократизации образовательных процессов возникают проблемы соотношения социума и свободы, идеологии и системы ценностей с личными потребностями и профессиональными ориентирами будущего педагога.
Современная образовательная ситуация в системе образования характеризуется актуализацией проблемы создания особых условий для развития и проявления успешности будущих педагогов. Это связано, в первую очередь, с необходимостью потребность современного общества в подготовке целеустремленных, активных, творческих, успешных педагогов.
Основы педагогики успеха в отечественной педагогике заложены, на наш взгляд, К.Д. Ушинским, который писал о том, что «умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении - это его духовная жизнь, внутренний мир,
игнорирование которого может привести к печальным результатам. Ребенок не только узнает что-то, усваивает материал, но и переживает свой труд, выражает личное отношение к тому, что ему удается и не удается». И далее - «только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться».
Педагогика успеха во многом связана с идеями гуманистической психологии. Так, У. Глассер убежден, что успех должен быть доступен каждому ребенку: если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни.
А. Маслоу считает личность ребенка неповторимой уникальной ценностью с заложенным изначально потенциалом, в полной мере способствующим его саморазвитию. Важно создать условия для удовлетворения развивающихся потребностей подрастающего человека. Автором разработана концепция иерархии человеческих потребностей, в которой высшее место отводится стремлению к самоактуализации, успеху (раскрытию потенциальных возможностей личности). В свою очередь, К. Роджерс утверждает, что личность - это уникальность и ценность, в ней заложен потенциал к саморазвитию. Главное - укрепление веры, доверия ребенка к себе, повышение самоуважения путем формирования адекватных представлений и отношений и к собственному «Я», и к окружающим.
Для концептуальных идей педагогики успеха важен личностный подход как важнейший принцип психологической науки, предусматривающий учет своеобразия индивидуальности личности в воспитании ребенка. Именно этот подход определяет положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом этого процесса, следовательно, обусловливает значимость субъект - субъектных отношений.
Теоретиками личностного подхода являются известные психологи Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и другие.
В психологической практике понятие успеха разрабатывается в рамках социальной психологии. Так, А.А. Андреева пишет о том, что успех - это один из факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми; это процесс, который помогает ребенку поверить в себя и свои способности; помогает ребенку избежать ошибок; поддерживает ребенка при неудачах. Автор утверждает, что для того, чтобы ребенок был успешен, педагогам и родителям придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Важно не просто обращать внимание на ошибки и плохое поведение ребенка, взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что он делает.
Изучая концептуальные основы педагогики успеха, в центре внимания оказались идеи гуманистической педагогики (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, В.А. Сухомлинский, М.И. Шилова, И.С. Якиманская и другие), признающей уникальность человеческой личности, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей. Школа в гуманистической педагогике призвана способствовать созданию условий, в которых достигаются осознание и реализация ребенком своих потребностей и интересов. При этом учащийся имеет право на ошибки, на свободный творческий поиск, который педагог стимулирует не оценкой и наказанием, а заинтересованной поддержкой. От учителя гуманистическая педагогика требует принимать ребенка таким, каков он есть, стараться поставить себя на его место, проникнуться его ощущениями и переживаниями, проявлять искренность и открытость. Педагогические поиски обеспечивают взаимосвязь обучения, воспитания и эмоциональной сферы личности, создание психологического климата в классе, в учебно-воспитательном процессе.
Личностно-ориентированное образование (Б.П. Битинас, Е.В. Бондаревская, В.Г. Бочарова, В.В. Сериков, И.С. Якиманская), как одно из направлений гуманистической педагогики, направлено на развитие и саморазвитие ученика, становление его как личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей.
В условиях личностно-ориентированного образования реализуется «субъект-субъектное» взаимодействие, основанное на саморазвитии участников образовательной деятельности. «Личностный» компонент этого подхода
означает, что образование школьника строится с учетом его прошлого опыта и индивидуальных особенностей.
Исследователи утверждают, что образовательный процесс должен строиться таким образом, чтобы каждый ребенок получил шанс всесторонне развиваться, становиться личностью, проявлять свою индивидуальность. Так, Э.В. Ильенков подчеркивает мысль о том, что индивидуальность, лишенная возможности проявлять себя в действительно важных, значимых не только для нее одной, но и для других, действиях поневоле начинает искать выхода для себя в пустяках. В свою очередь, всестороннее развитие каждого ребенка с учетом его возраста, способа и темпа самоосуществления является главным принципом, обусловливающим перспективу развития, реализации его сущностных сил. Все дети разные с позиции самоосуществления (разный исходный социальный опыт, разные сложившиеся системы отношений, самосознание), однако все равны с точки зрения своего права на полноценное развитие в образовательном процессе.
Другая концептуальная позиция в понимании педагогической поддержки связана с системно - ориентационным подходом Е.И. Казаковой, одним из ведущих постулатов которого выступает ориентация на успех (достижения) как доминирующий компонент ориентационного поля развития ребенка. Важнейшим положением системно- ориентационного подхода выступают приоритеты опоры на внутренний потенциал развития как ключевое положение « педагогики успеха». Смысл воспитания в этом случае видится в том, чтобы, опираясь на интерес ребенка, создать условия для его самореализации, самоопределения.
Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет А. С. Белкин. Он убежден, если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его «светлое будущее». Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные меры.
В.А. Сластенин считает, что ситуация успеха стимулирует учебную деятельность школьников. Надежным путем создания ситуации успеха он считает дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характера помощи учащимся при ее осуществлении.
Таким образом, основные концептуальные позиции педагогики успеха связаны с гуманистической педагогикой и психологией, предполагающей использование личностно - ориентированного, индивидуального подхода во взаимодействии с ребенком.
В словаре русского языка С.И. Ожегова слово «успех» рассматривается в трех значениях: как удача в достижении чего-нибудь; как общественное признание и как хорошие результаты в работе, учебе.
Опираясь на позицию О.А. Яшновой, мы считаем, что успешность является социальным качеством, именно поэтому в программе говорится про другое важное личностное качество - социальный оптимизм. Успех осознается ребенком в процессе приобретения социального опыта и достигается им за счет приложенных усилий и стараний. Достижение успеха в какой-либо деятельности всегда способствует самоутверждению личности, появлению веры с себя, в свои возможности, в эффективное становление в социуме.
По мнению А.С. Белкина, ситуация - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации.
Ситуация успеха - это целенаправленный, специально организованный комплекс условий, позволяющий достичь значительных результатов в деятельности ребенка, которые сопровождаются позитивными
эмоциональными, психологическими переживаниями. Проживая ситуацию успеха, ребенок приобретает чувство собственного достоинства, успех приводит школьника к осознанию собственной компетентности.
Ситуация - это то, что способен организовать учитель. Переживания радости, успеха - явления, вызывающие чувство самодостаточности, психологической комфортности, эмоциональной стабильности.
С психологической точки зрения успех - это переживание состояния радости, удовлетворения от тог, что результат, к которому личность
стремилась, либо совпал с уровнем притязаний (ожиданий, надежд), либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться (по мнению А.С. Белкина) своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности. В основе ожидания успеха, как правило, у младших школьников лежит стремление заслужить одобрение старших, у подростков - реакция одноклассников, стремление утвердить свое «Я», у старшеклассников - «сделать заявку» на будущее, самоопределение.
С педагогической точки зрения ситуация успеха - это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Мы полагаем, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить состояние ребенка, изменить ритм и стиль его жизнедеятельности, взаимоотношений с окружающими. Безусловно, большое внимание при этом уделяется этической, нравственной стороне успеха (своим успехом я обязан окружающим, мой успех
- это результат упорного труда, мой успех не является препятствием для других гимназистов и т.д.)
Таким образом, состоявшийся успех предусматривает оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности. В этом случае ситуация успеха является своеобразным «пусковым механизмом» дальнейшего развития личности ребенка. Если школьник не имеет успеха в различных видах деятельности, в общении со сверстниками, в разрешении социальных конфликтов или в преодолении неудач, то у него могут возникнуть проблемы при вхождении во взрослую жизнь.
Ведущим принципом педагогики успеха является гуманистическая направленность образовательного процесса. Этот принцип предполагает создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей личности, его позитивную самореализацию. Направленность основывается на уважении и вере в ребенка и предусматривает:
- полное принятие ребенка, его чувств, переживание, желаний. По силе переживаний детские чувства не уступают чувствам взрослого, кроме того, в силу возрастных особенностей - импульсивности, недостатка личного опыта, слабой воли, преобладания чувств над разумом - переживания ребенка приобретают особую остроту и оказывают большое влияние на его дальнейшую судьбу. Поэтому педагогу важно показать, что он понимает и принимает ребенка. Это вовсе не означает, что педагог разделяет поступки и действия подростка, понять - не значит согласиться;
- свобода выбора. Педагог не должен всеми правдами и неправдами добиваться определенного результата. Нельзя принуждать ребенка, заставлять признаться в чем-либо. Всякое давление исключается, ребенок имеет полное право на собственное решение, даже если с точки зрения педагога оно неудачное. Задача - не заставить ребенка принять предлагаемое учителем решение, а создать условия для адекватного выбора. Педагог, думающий в первую очередь об установлении контакта с ребенком, желающий понять его, допускающий, что у ребенка есть право на самостоятельное решение, имеет гораздо больше шансов на успех, чем тот учитель, который обеспокоен лишь сиюминутным результатом и внешним благополучием;
- понимание внутреннего состояния ребенка, требующее от педагога умения читать невербальную информацию, способности не приписывать ребенку тех отрицательных качеств, которые взрослому хочется видеть в нем.
- умение не только слышать, но и слушать. Это требует от человека волевых усилий, связанных с пониманием сути происходящего. От понимающего слушателя требуется: своим видом демонстрировать, что он внимательно слушает и пытается понять; не перебивать репликами и рассказами о себе; не давать оценок; оценочные суждения заменять невербальным и вербальным отражением чувств рассказчика; не давать советов, если в них не нуждаются.
Несоблюдение данных условий приводит к возникновению психологических барьеров в общении педагога и ребенка.
Таким образом, другой принцип педагогики успеха - принцип сотрудничества, это необходимое условие для личностного самоопределения человека. Оно способствует открытию перед ним перспективы роста, помогает добиваться радости успеха, а также реализовать одну из главных задач -помочь осознать свои возможности и поверить в себя, свои силы.
Принцип положительного воспитательного влияния особенно важен в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. Вместе с тем, педагог довольно часто сталкивается с другой проблемой - когда благополучный и, в общем-то успевающий ученик, считая, что успех ему гарантирован предыдущими заслугами, перестает прилагать усилия в учебе, пускает все на самотек. В подобном случае ситуация успеха, создаваемая педагогом, приобретает форму своеобразного слоеного пирога, где между слоями теста (между двумя ситуациями успеха) располагается начинка (ситуация неуспеха). По мнению А.С. Белкина, радость успеха не должна порождать чрезмерное благодушие, а страх возможного поражения не парализовать волю. Педагог не должен подыгрывать ребенку, полностью подстраиваться под его интересы и настроения. Следует отмечать только реальные достижения, выделяя какие-то наиболее удавшиеся элементы. Необходимо способствовать успеху, организуя деятельность и инструктируя детей в наиболее оптимальных способах ее выполнения.
Исходя из этого, обозначим следующий принцип - сочетания ситуаций успеха и неуспеха. Этот принцип предполагает, что успех не может быть бесконечным, существует (или должен существовать) неуспех, он неизбежен, без него успех теряет свою радостную сущность. В этом смысле ситуация неуспеха - это субъектное эмоциональное переживание неудовлетворения собой в ходе и результате совершения деятельности. Она не может рассматриваться в отрыве от ситуации успеха, а только лишь как этап при переходе от одного успеха к другому. Например, если ученик не находился на пьедестале своих личных индивидуальных побед, если его жизнь безрадостна и
монотонна, то для него нельзя создавать ситуацию неуспеха. Трудно переоценить стимулирующую роль неуспеха в целом ряде ситуаций. Успех может разложить личность, неуспех - формировать его лучшие качества. Одно без другого не существует, точнее, не должно существовать.
Исходя из обозначенных принципов нами был определен главный смысл подготовки будущих педагогов, который состоит в том, чтобы создать каждому студенту ситуацию успеха, которая способствует развитию уверенности в себе, повышению самооценки, развитию чувства собственной значимости. Создание ситуации успеха начинается с отношения к студенту как к личности, что предусматривает способность и умение педагога ставить себя в положение студента, проникаться его состояниями, чувствами. Другими словами, правильно организованная система подготовки будущих педагогов
представляет собой ту благоприятную сферу, в условиях которой можно максимально развивать или сформировать потребности и способности каждого студента, что в конечном итоге позволяет сделать более успешной, результативной и эффективной деятельность, которая является значимой для него.
Библиографический список
1. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать/ Кн. для учителя / А. С. Белкин. -М.: Просвещение, 1991. - С. 168
2. Бондарь Е. И. Создание ситуации успеха - условие развития одаренной личности / Е. И. Бондарь и др. // Одаренный ребенок. - 2008. - N 3 (май-июнь). - С. 93-99.
3. 3. Питюков В. И. Основы педагогической технологии. - М.: 1997. - С. 20-27
Bibliography
1. Belkin, A.S. Situation of Success. How To Create It: Teacher’s Book / A.S. Belkin. -М.: Education, 1991. - 168 p.
2. Bondar, E.I. Creating Situation of Success Is a Condition of a Gifted Personality Development / E.I. Bondar, et al.// A Gifted Child. - 2008. - № 3 (May-June). - P. 93-99.
3. Pityukov, V. I. Bases of Pedagogical Technology / V.I. Pityukov. - М.: 1997. - P. 20-27