Научная статья на тему 'Создание обувного кластера в Ростовской области - фактор обеспечения конкурентоспособности региона'

Создание обувного кластера в Ростовской области - фактор обеспечения конкурентоспособности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ОБУВНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / CLUSTERING OF ECONOMICS / REGIONAL POLICY / COMPETITIVE ADVANTAGES / SHOES-PRODUCING ENTERPRISES / SMALL- AND MEDIUM-SCALE BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мелешко Елена Николаевна

В статье рассматриваются вопросы создания кластеров в регионах. Кластеризация российской экономики на уровне регионов это объективная необходимость для укре-пления конкурентоспособности национальной экономики, поскольку экономические кластеры представляют собой оптимальное сочетание рыночных возможностей саморе-гулирования экономики с возможностями государственного воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мелешко Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article treats the problems concerning the clusters creation in regions. Clustering of Russian economics in regions is necessary for making national economics competitive, be-cause economical cluster is the optimal combination of market opportunities for economical self-regulation with the opportunities of the state influencing this process.

Текст научной работы на тему «Создание обувного кластера в Ростовской области - фактор обеспечения конкурентоспособности региона»

Е.Н. Мелешко

СОЗДАНИЕ ОБУВНОГО КЛАСТЕРА В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА Аннотация

В статье рассматриваются вопросы создания кластеров в регионах. Кластеризация российской экономики на уровне регионов - это объективная необходимость для укрепления конкурентоспособности национальной экономики, поскольку экономические кластеры представляют собой оптимальное сочетание рыночных возможностей саморегулирования экономики с возможностями государственного воздействия.

Annotation

This article treats the problems concerning the clusters creation in regions. Clustering of Russian economics in regions is necessary for making national economics competitive, because economical cluster is the optimal combination of market opportunities for economical self-regulation with the opportunities of the state influencing this process.

2010 № 3 Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

Ключевые слова

Кластеризация экономики, региональная политика, конкурентные преимущества, обувные предприятия, малый и средний бизнес

Key words

Clustering of economics, regional policy, competitive advantages, shoes-producing enterprises, small- and medium-scale business.

В условиях геоэкономической конкуренции регионы вступают в конкурентную борьбу за инвестиции людей, политическое влияние, внешние связи, собственность, товарные и финансовые потоки. Вынесение центров управления предприятиями, товарнофинансовыми потоками и потоками собственности за границы «Административных» регионов свидетельствует о нарастании новой регионализации России, теперь уже не на административной, а на культурной и экономической основе. Региональная политика перестаёт быть только компенсирующей объективные территориальные диспропорции. Она все больше становится ориентированной на освоение перспективных

Таблица 1. Численность официально зарегистрированных безработных в 2009г.

(по данным государственной службы занятости населения)

Наименование субъектов Численность официально зарегистрированных безработных в 2009 г

тыс. человек в % к 2008 году в % к экономически активному населению рейтинг

Республика Адыгея 5,3 81,1 2,5 4

Республика Калмыкия 5,6 106,6 3,9 8

Краснодарский край 28,1 124,1 1,1 1

Астраханская область 10,6 136,8 2,2 3

Волгоградская область 36,6 154,4 2,8 5

Ростовская область 37,3 131,4 1,7 2

хозяйственно-экономических укладов, запуск новых видов деятельности, формирование современных инфраструктур, изменение территориальной структуры хозяйства и системы расселения.

В ЮФО, образованном 19.01.2010г., проживает 9,45% всего населения страны, а так как обувная промышленность выполняет важную социальную функцию - решает проблему занятости населения, то увеличение темпов роста обувной отрасли является перспективным и актуальным в развитии региона.

За последний период безработица в регионе имеет тенденцию к росту, что видно из таблицы 1 [1].

Из таблицы 1 видно, что в 2009 году по сравнению с 2008 годом в основном по большинству субъектов произошел рост безработицы, особенно стоит отметить Краснодарский край (рост - 24,1%), Астраханскую область (36,8%), Волгоградскую область

(54,4%), Ростовскую область (31,4%). Снижение безработицы наблюдается только в Республике Адыгее (18,9%).

Анализ отраслевой структуры регионального производства в Ростовской области показал, что в регионе формируются предпосылки для созда-

ния обувного кластера (работают в основном средние и малые предприятия по производству обуви). В таблице 2

Из таблицы 2 видно, что производство обуви сосредоточено в основном в г. Ростове-на-Дону.

Кластеры приносят выгоды и бизнесу, и региональной экономике. Для региональной власти их развитие -это, прежде всего, формирование наиболее современного и эффективного инструмента промышленной политики. Кластерный подход способен принципиально изменить ее содержание в рамках государства. В этом случае усилия правительства должны быть направлены не на поддержку отдельных предприятий и отраслей, а на развитие взаимоотношений между поставщиками и потребителями; конечными потребителями и производителями, самими производителями и правительственными институтами и т.д. Кроме того, существование кластера в региональной экономике приводит к увеличению количе-

представлены обувные предприятия, функционирующие в Ростовской области.

ства налогоплательщиков и налогооблагаемой базы (центры управления малым и средним бизнесом, как правило, находятся на той же территории, что и сам бизнес, в отличие от вертикальных корпораций), снижению зависимости от отдельных бизнес-групп, появлению оснований для диверсификации экономического развития территории. Это хорошая площадка для взаимодействия с бизнесом. И, наконец, кластерный подход в обеспечении регионального развития как раз и есть то, что помогает наладить модель делегирования полномочий в регионе.

Ключевым элементом кластера является бизнес, поэтому без участия последнего кластерные инициативы обречены на провал. Особую роль играет готовность бизнеса к открытому диалогу, обсуждению проблем, которые возникают перед компаниями, а также го-

Таблица 2 .Обувные предприятия Ростовской области

Субъект ЮФО Наименование предприятия Юридический адрес

Ростовская область ОАО «Батайская Обувная фабрика» 346730, Ростовская обл., г. Батайск, ул. Шмидта, д. 7

ЗАО «Донобувь» 344706 Ростовская область, г. Ростов-на-До^ ул. Суворова, 25, тел. 8(8632) 65-50-53

ОАО «Сальская обувь» 347600, Ростовская обл., г. Сальск, ул. Буденного, д. 27, тел. 7 (86372) 2-15-23

ОАО «Таганрогская Обувная фабрика» 347900, Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Октябрьская, д. 16, тел. 8(86344)2-47-44

ЗАО «Азовобувь» 346740, Ростовская обл., г. Азов, пер. Некрасовский, д. 37, тел. 8 (86342)3-12-91,3-10-14

Компания WALRUS 344041, г. Ростов-на-Дону, ул. Лесопарковая, 6-8-10а, тел. 8(863)236-73-97

ООО «Ардт-7» 344093, г. Ростов-на-Дону, ул. Днепропетровская, 83, тел. 8 (863) 252-37-75

OOO «Бишер» Г. Ростов-на-Дону, пер. Газетный, 51

товность взять на себя ответственность и инициативу по финансированию и управлению проектами, связанными с развитием кластера. В результате улучшается кадровая инфраструктура; появляется инфраструктура для исследований и разработок; снижаются издержки; создаются возможности для более успешного выхода на межрегиональные и международные рынки.

Развитие кластеров позволяет, прежде всего, повысить гибкость, доступ к инновациям и к определенным ресурсам, способствует развитию конкурентоспособности у поставщиков.

Кластеры являются динамическими образованиями и имеют свой цикл жизни. Жизненный цикл часто описывается различными способами, но может быть представлен просто как последовательный процесс, содержащий четыре стадии: зарождение кластера, упрочение (признание), зрелость и упадок. Движение от стадии к стадии развития цикла кластера может зависеть от жизненного цикла производства, отрасли либо отражать жизненный цикл продукта, специфичного для данного кластера [2].

Вмешательства в деятельность кластера, необходимые на ранней стадии жизненного цикла, будут отличаться от соответствующих в более поздних стадиях. Если на стадии зарождения руководство кластера и региональное правительство должны осуществлять одобрительное вмешательство, нацеленное на формирование кооперационных взаимодействий, то на более поздних стадиях оно нужно только для поддержания инновационного стиля кластера, расширения границ его рынка (переход к трансграничному или глобальному развитию), а также в условиях развития

новых продуктов или отраслей кластера.

Все кластеры различны, имеют свои особенности, однако существуют факторы, способствующие их эффективности (рис. 1). Говорить о том, что эти факторы однозначно связаны с эффективностью существований кластера, было бы слишком прямолинейно, однако нельзя не учитывать их влияния.

Следует выделить три основных принципа эффективно функционирующего кластера:

- способность к распространению позитивного опыта, новых знаний, необходимой информации, эффективных компетенций и технологий в рамках кластера;

- простирание и вне группы, использование неформальных отношений;

- стремление к расширению границ кластера вплоть до глобального рынка.

Сегодня в России кластерный подход приобретает особое звучание, ведь он позволяет в корне изменить принципы региональной политики. Можно говорить о том, что в регионах существует несколько «спонтанных» кластеров, образованных вокруг ключевых отраслей промышленности (химический, нефтегазовый, металлургический, машиностроительный и др.). В качестве примеров потенциальных российских кластеров можно привести авиакосмические в Москве и Самаре, информационнотелекоммуникационный в Москве, пищевые в Москве, Санкт-Петербурге и Белгородской области, судостроительный в Санкт-Петербурге, лесной кластер в Пермской области и т.п.

КЛАСТЕР

Рис. 1. Факторы эффективного функционирования кластера

Но эти структуры еще очень хрупки и вряд ли могут сравниться с настоящими кластерами с хорошо отлаженной системой взаимосвязей в странах с развитой рыночной экономикой, ведь использование кластерного подхода к управлению региональной экономикой имеет уже определенную историю. Так, полностью кластеризованы финская и скандинавская промышленность, в США больше половины предприятий работают по такой модели производства - предприятия кластера находятся в одном регионе и максимально используют его природный, кадровый и интеграционный потенциал.

Управление конкурентоспособностью обуви на обувных предприятиях Южного федерального округа (ЮФО) связано с частой сменой ассортимента и усилением влияния региональных социально-экономических факторов. Повы-

шение конкурентоспособности обуви возможно только за счет разработки новых моделей на основе маркетинговой информации и углубленного изучения предпочтений конкретных групп покупателей, ускорения процесса смены ассортимента при одновременном сохранении или повышении эффективности производственной системы.

Надо сказать, что на ростовском рынке уже появились производители, которые стремятся жить по законам модной индустрии. Об этом, к примеру, свидетельствует их желание дифференцироваться. Некоторые обувщики уже делят свои коллекции на классику, бизнес-стиль, клубный, спортивный стиль и т. д. В Ростовской области уже несколько лет бурно развивается производство мужской обуви. Спрос на специалистов-обувщиков давно превышает предложение, а их зарплаты - са-

мые высокие по отрасли. Активно развивающиеся ростовские производители за последние годы «подтянули» и местный рынок сырья и комплектующих -сегодня подошвы и каблуки в Ростове делают лучше, чем в Китае. Ростовский регион уже называют российской обувной провинцией. Однако до китайской Гуанчжоу или итальянской Марке ему пока еще очень далеко.

И все же не стоит забывать, что своих успехов ростовские обувщики добились за счет небольших цехов, где производится технологически простой продукт, адекватный рынку по параметру "цена-качество". Усиливающаяся конкуренция требует сегодня от производителей перехода на новый технологический уровень. Если этого не произойдет - бурный рост обувной провинции быстро закончится.

Непринятие мер уже через 5-7 лет может привести к полному исчезновению национального обувного производства в промышленных масштабах.

Сценариев выживания два:

1) Выносить производства в Китай, Тайвань, Вьетнам, где сегодня выпускается 80% всей мировой обуви (сохранение бизнеса, но потеря десятков тысяч рабочих мест, значительной доли налоговых поступлений).

2) Группироваться в обувной кластер, при участии государства радикально снижать издержки, чтобы успешно конкурировать с Юго-Восточной Азией.

По мнению ведущих игроков российского рынка, лучшим местом для создания обувного кластера являются так называемые шахтёрские районы Ростовской области (Восточный Донбасс).

Конкурентные преимущества

Восточного Донбасса:

- Исторически сложившаяся

специализация территории. Чтобы занять жён шахтёров, советское правительство строило здесь предприятия

лёгкой промышленности (швейные, обувные), создавало систему подготовки профильных кадров.

- Недорогие квалифицированные трудовые ресурсы. С точки зрения цена-качество - не уступают Китаю.

- Наличие развитой сырьевой базы. В области реализуются программы по развитию поголовья КРС и свиней, что обеспечивает достаточное производство кожевенного сырья.

- Наличие местных производителей некоторых видов комплектующих (подошва, каблук), качество которых соответствует европейским стандартам.

- Географическая и транспортная близость к Западной Европе, где обувные компании находятся перед ещё более жёстким выбором: вынос производства в Китай, Индию, Тайвань либо в Восточную Европу. Как следствие -существенные шансы на инвестиционное и технологическое партнёрство в рамках кластера с западноевропейскими производителями обуви.

По итогам исследования российских регионов, привлекательных для формирования кластера легкой промышленности, агентством Bauman Innovation Ростовская область выделена как наиболее перспективная территория, которая лидирует в России по объемам производства обуви. На долю региона по разным оценкам приходится от 24% до 35% всей отечественной обувной продукции.

Пара обуви представляет собой изделие, состоящее примерно из 100 единиц комплектующих. Их доставка мелкими партиями на большие расстояния ведёт к значительному удорожанию конечной продукции. Создание обувного кластера в одном благоприятном районе позволит:

-радикально снизить логистические издержки;

-стимулировать создание фабрик по выпуску комплектующих;

-создать условия для импорто-замещения (сегодня 80% реализуемой в России обуви ввозится из-за рубежа; импортируется также значительная часть комплектующих).

Что нужно для развития ростовского обувного кластера:

-легализация льготного налогообложения производителей;

-создание эффективной системы сбыта продукции;

-улучшение качества и дизайна

обуви;

-увеличение ассортимента;

-объединение усилий игроков для продвижения обуви региона.

Обувной проект может реализоваться в рамках Красносулинской ОЭЗ, для этого необходимы:

- федеральная господдержка;

- снижение тарифов на ввоз комплектующих для обуви до 2-3%;

- отмена 5% пошлины на импорт кожевенного сырья;

- снижение квот на беспошлинный ввоз товаров физическими лицами «серый» импорт (общий объем российского рынка обуви оценивается в 220 млн. пар, в том числе неучтенный импорт — около 130 млн. пар);

- снижение налоговых ставок для производителей обуви, комплектующих и сырья;

- поддержка развития сырьевой базы, в том числе обеспечение качества сырья за счёт вакцинации скота;

- субсидирование участия национальных производителей в крупных российских и зарубежных выставках.

Таким образом, поводя итог сказанному, можно констатировать тот факт, что регионы, на территории которых складываются кластеры, становятся лидерами экономики страны. Именно эти регионы начинают определять конкурентоспособность национальной экономики. А те географические точки, где нет кластеров, отходят на второй план и зачастую переживают сильнейшие социальные кризисы.

Библиографический список

1. Сайт http://www.gshra.ru «Итоги социально-экономического развития Республики Адыгеи в сравнении с другими регионами Южного федерального округа за 2009 год» (http://www.gshra.ru).

2. Веснин В. Р. Основы менеджмента: учебник. - М.: Проспект, 2008.

Bibliographic list

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. The Site http://www.gshra.ru «The results of social-economic development of Adyqea Republic in comparison with the Regions of the Southern Federal district in 2009».

2. Vesnin V. R. Management bases: textbook. - M.: Prospect, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.