А. И. Новиков
РЕГИОНАЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПРИЗНАКИ, ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Аннотация
В статье излагается теоретическое определение кластеров, создание их в различных регионах России. Рассмотрен опыт создания кластеров за рубежом. Изучены возможности создания кластеров в Ростовской области и их роль в региональной экономике.
Annotation
This article gives the theoretical definition of clusters, discusses creation of them in different regions of Russia. Also deals with the examples of clusters creation abroad. Possibilities of clusters creation in Rostov region and their role in the regional economics are also discussed in the article.
Ключевые слова
Кластер, инновационная среда, участники кластера, малое и среднее предпринимательство, признаки региональных кластеров.
Key words
Cluster, Innovation environment, cluster participants, small- and medium-scale entrepreneurship, regional clusters signs.
Во многих динамично развивающихся странах, где взвешенная государственная политика поддержки предпринимательства направлена на достижение социально-экономического роста, постепенно происходит процесс активного взаимодействия малых, средних и крупных предприятий. Причем в различных странах с рыночной экономикой обнаружилась общая закономерность, проявившаяся в наиболее успешном развитии сообществ малых и средних предприятий, сгруппировавшихся вокруг лидирующих крупных фирм на основе производственно-
технологических, научно-технических и коммерческих связей в пределах географически ограниченных территорий.
В мировой практике существуют различные способы активизации инновационной среды в экономике страны: формирование развитой инновационной
инфраструктуры (технопарки, бизнес-инкубаторы, региональные инновационные фонды), создание сети трансферта технологий, прямую и косвенную финансовую поддержку инновационных проектов, а также кластерный подход в реализации инновационной политики.
Существует достаточно много определений понятия кластера, что объясняется разными подходами и характером организаций, занимающихся этой проблемой. В соответствии с первым подходом кластеры определяют как объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-
исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг.
Второй подход характерен для академических и исследовательских кругов, которые определяют количественные показатели и параметры, необходимые для проведения статистического и экономического анализа.
Третий подход, характерный для различных бизнес-школ, развивает региональные кластерные модели, основанные на сравнительных конкурентных преимуществах на глобальных рынках, которые связаны с такими факторами, как: уровень конкурентоспособности, характер предпринимательских сделок, специализированная инфраструктура, развитый локальный потребительский спрос [1]. Наиболее широко применяемой моделью из этого ряда является модель Майкла Портера, который исследовал условия развития и деятельности 100 наиболее конкурентоспособных группировок крупных, средних и множества малых предприятий, расположенных в различных странах мира. Такие группировки предприятий одной отрасли формируются потому, что одна или несколько крупных фирм, достигая конкурентоспособности на мировом рынке, распространяет свое влияние и деловые связи на ближайшее окружение, постепенно создавая устойчивую сеть из лучших поставщиков и потребителей. В свою очередь, успехи такого окружения оказывают положительное влияние на дальнейший рост конкурентоспособности всех участников этой группировки компании. Такие образования и есть кластеры. Портер определяет кластер как «сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений) в определенных областях, конкурирую-
щих, но и ведущих совместную работу» [2].
Кластеры являются организационной формой консолидации усилий заинтересованных сторон, направленных на достижение конкурентных преимуществ региона. Для бизнеса кластер - это реальная возможность обеспечить себе конкурентоспособность в будущем, то есть создавать долгосрочную стратегию развития предприятий на 5 - 10 лет и более. Кластеры состоят из предприятий, специализированных в определенном секторе экономики и локализованных географически. В экономической системе кластерное объединение выполняет следующую задачу: сильные предприятия подтягивают за собой слабые. Таким образом, под кластером понимается совокупность фирм, научнопроизводственных институтов и других предприятий, связанных в одной производственной сфере на определенной территории. Кластеры выступают основой эффективного экономического развития территории регионов и способствуют эффективности развития государства в целом. К числу характерных признаков региональных кластеров относятся:
1. Наличие сильных конкурентных позиций на российском или международном рынке и высокий экспортный потенциал.
2. Наличие у региона конкурентных преимуществ для развития кластера: выгодного географического положения, доступа к сырью, специализированных кадровых ресурсов, наличие поставщиков комплектующих и связанных услуг, специализированных учебных заведений и исследовательских организаций, необходимой инфраструктуры и других факторов.
3. Географическая концентрация и близость расположения предприятий и организаций кластера, обеспечивающие возможности для активного взаимодействия.
4. Широкий набор участников, достаточный для возникновения позитивных эффектов кластерного взаимодействия.
5. Наличие эффективного взаимодействия между участниками кластера: партнерство предприятий с образовательными и исследовательскими организациями, практика координации деятельности по коллективному продвижению товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынке.
К основным участникам кластера относятся:
■ предприятия, специализирующиеся на профильных видах деятельности;
■ организации, поставляющие продукцию или оказывающие услуги для специализированных предприятий;
■ предприятия, обслуживающие отрасли общего пользования, включая транспортную, энергетическую, инженерную, природоохранную и информационно-телекоммуникационную инфраструктуру;
■ организации рыночной инфраструктуры (аудиторские, консалтинговые, кредитные, страховые и лизинговые услуги, логистика, торговля, операции с недвижимостью);
■ научно-исследовательские и образовательные организации;
■ некоммерческие и общественные организации, объединения предпринимателей, торгово-промышленные палаты;
■ организации инновационной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства: бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные парки, венчурные фонды, центры трансфера технологий, центры развития дизайна, центры энергосбережения, центры поддержки субподряда; центры и агентства по развитию предпринимательства, регионального и муниципального развития, привлечения инвестиций, агентства
по поддержке экспорта товаров, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства и др.
Региональное экономическое развитие на базе создания и стимулирования кластеров предполагает инициативу и активность бизнеса, а также совместных усилий бизнеса, исполнительной и законодательной власти. Роль, которую играет бизнес и власть при создании и развитии отраслевых кластеров различна, но взаимодополняющая. Один из способов развития кластеров - экономические и социальные программы региональной администрации.
В последнее время наблюдается повышенный интерес к созданию и функционированию региональных кластеров. Значительная доля интереса к региональным кластерам проистекает из успешного опыта развития их в зарубежных странах. Так, в Дании выявлены 13 региональных и 16 национальных кластеров, во Франции функционируют 144 региональных кластеров и около 82 кластеров находятся в процессе становления, в Испании - 142 региональных кластера. Если до недавнего времени формирование кластеров было привилегией развитых стран, то в последнее время наблюдается их создание и в развивающихся странах. В частности, автомобильные кластеры сформировались в Словении и Венгрии, Польше, Чехии и Словакии, в Мексике и Индии. В настоящее время в КНР уже создано более 1300 индустриальных и инновационных кластеров.
Региональные кластеры могут носить различную направленность - известны инновационные, промышлен-
ные, рекреационные, финансовые, сельскохозяйственные, телекоммуникаци-
онные, строительные и иные кластеры.
Основой для формирования региональных кластеров является предпринимательская инициатива, а также возможность и необходимость совместного использования многими хозяйствующими субъектами одного или нескольких объединяющих факторов, таких как: базовая технология, каналы маркетингового продвижения продукции, система подготовки кадров, система генерации ноу-хау, относящихся к единому продуктовому направлению.
Кластеры обеспечивают: диверсификацию экономики, повышение
конкурентоспособности, инновацион-
ную ориентацию, стимулируют развитие регионов и территорий.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, предлагается «формирование территориально-
производственных кластеров (не менее 6-8), ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях экономики, с концентрацией таких кластеров в урбанизированных регионах; формирование территориально-производственных кластеров на сла-боосвоенных территориях, ориентированных на глубокую переработку сырья и производство энергии с использованием современных технологий» [3].
Ряд регионов приняли отдельные программы развития кластеров или создали организационные структуры по их развитию. Так, в Новосибирской области разработаны и приняты меры по развитию биофармакологического кластера, в Пензенской области принята концепция программы развития лесного кластера, в Санкт-Петербурге создан автомобильный кластер, в Иванове -текстильный и т. д.
В Ростовской области разработана «Стратегия социально-
экономического развития Ростовской области до 2020 года», где предусматривается развитие эффективных региональных кластеров: агропромышленного, сельхозмашиностроения, легкой промышленности, строительного и производства строительных материалов [4].
Сегодня в области развернута масштабная работа по формированию инфраструктуры, необходимой для реализации кластерной инициативы - организационной, финансовой, транспортно-логистической, инновационной.
В Ростовской области наблюдается формирование локального обувного кластера - на ограниченной территории появляется группа компаний, так или иначе имеющих отношение к производству обуви. Предпосылки же для создания полноценного обувного кластера в области есть: многолетние традиции обувного ремесла; большая концентрация квалифицированной рабочей силы; четкая специализация производителей; наличие местных поставщиков качественного сырья; высокий спрос в регионе и за его пределами на качественную обувь. Судя по тому, как обострилась сегодня конкурентная борьба среди ростовских производителей (а именно она - движущая сила в развитии любого кластера), обувщикам в ближайшее время придется либо выходить на новый технологический уровень, либо быть готовыми к затуханию.
Что нужно для развития ростовского обувного кластера:
■ легализация льготного налогообложения производителей;
■ создание эффективной системы сбыта продукции;
■ улучшение качества и дизайна
обуви;
■ увеличение ассортимента;
■ объединение усилий игроков для продвижения обуви региона.
Таким образом, Ростовская область обладает всеми необходимыми ресурсами и инвестиционной привлекательностью для кластеризации экономики, тем самым, повышая не только конкурентоспособность региона, но и стимулируя малые и средние предприятия для реализации своей деятельности и за пределами данного региона.
Библиографический список
1. Колошин А. А. Анализ зарубежного опыта повышения отраслевой, региональной и научной конкурентоспособности на основе развития кластеров [Электронный ресурс] / А. А. Колошин, К. Т. Разгуляев, Ю. С. Тимофеева и др. // Политанализ.Яи. - Режим доступа: http://www.politanaliz.ru.
2. Портер М.Э. «Конкуренция, обновленное и расширенное издание». - М.: Изд-во: «Вильямс», 2010.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
4. Стратегия социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года, утверждена постановлением Зако-
нодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 № 2067 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года».
Bibliographic list
1. Koloshin A.A. Analysis of Foreign Experience of Improving Branch, Regional and Scientific Competitiveness Based on the Development of Clusters [Internet resource] / A. A. Koloshin, K.T. Rasgulyaev, U.S. Timofeeva et al // Politanaliz.RU. -Access mode: http://www.politanaliz.ru
2. Porter M.E “Competitiveness, refreshed and broadened edition” - М.: “Williams” 2010.
3. Concept of the tong-term social-economical development of Russian Federation, approved by the Russian Federation Government as of November 17th, 2008, №. 1662-p.
4. Strategy of social-economical development of Rostov region till the year 2020, approved by the General Court of Rostov region as of 30.10.2007 №. 2067 “About approving the social-economical development of Rostov region till the year 2020”.