Развивающая предметно-пространственная среда/ Development friendly object-
space environment
Создание образовательных модулей «Модультеки» - библиотеки педагогических технологий для образовательных организаций, работающих с дошкольниками и младшими школьниками в соответствии с ФГОС
Аверин Сергей Александрович, Волосовец Татьяна Владимировна
ЗАО "ЭЛТИ-КУДИЦ", Москва
Ключевые слова:
модультека, вариативность, дети с ОВЗ, развивающая предметно-пространственная среда
Цель. Разработка рекомендаций по созданию педагогических технологий с учётом индивидуальных особенностей развития детей, а также для образования детей с ОВЗ в дошкольной организации и в начальной школе.
Введение. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в Федеральном законе «Об образовании в РФ» и определили новый статус дошкольного образования как уровня общего образования. Дошкольное детство имеет свою специфику; необходима поддержка его разнообразия и сохранения его уникальности и самоценности; амплификация (обогащение) детского развития; создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром; вариативность организации дошкольного образования.
Материалы и методы. Одним из условий этой вариативности и, в целом, создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка, является создание развивающей предметно-пространственной среды. Своё значение предметно-пространственной среда не утрачивает при переходе ребенка на следующий уровень образования - при поступлении в первый класс: ребёнок по-прежнему нуждается в соответствующей его психологическим возможностям среде, обеспечивающей, связанные с его возрастом, виды деятельности (учебная деятельность станет его основной в процессе его образования в начальной школе, уступая в первые два года первенство игровой, социально-коммуникативной и познавательной). Коррекционно-развивающая среда необходима в коррекционном и инклюзивном образовании. С помощью одних и тех же элементов РППС можно строить разные методики образования. Среда с методическим сопровождением или методические рекомендации, с описанием необходимой для их реализации средой - основа любой программы образовательной организации (ОО).
Образовательные стандарты формулируют требования к кадрам, отвечающим за реализацию образовательных программ. И, следовательно, третьей обязательной составляющей для реализации любого из трёх образовательных стандартов - ФГОС ДО, ФГОС для образования детей с ОВЗ и ФГОС начального общего образования - становится повышение квалификации: необходимость научить педагогические кадры как использовать связанную со средой ту или иную методику, повысить их квалификацию, научив конкретному образовательному решению, педагогической технологии.
Соединение всех трёх составляющих для решения образовательных задач, сформированных федеральными образовательными стандартами, даёт новое качество - педагогические технологии, на основе которых могут создаваться образовательные программы, в том числе адаптированные для детей с ОВЗ. Можно идти и другим путём: разбивать на образовательные модули комплексные программы, что может делать их более доступными для внедрения в дошкольные ОО и легче адаптируемыми, настраиваемыми на индивидуальные маршруты развития детей.
По-настоящему эффективно (быстро и доступно) это инновационное качество может быть реализовано с помощью интернета и «облачных» технологий. Издание методичек в цифровом формате с размещением в интернете с возможностью их распечатывать, соединять с помощью
несложных специальных приложений (компьютерных программ и мобильных приложений) в комбинации, которые могут формировать индивидуальные образовательные программы для небольших групп детей и каждого отдельного ребёнка в отдельности. Такие образовательные модули в цифровом формате можно собрать в библиотеку, а точнее в «модультеку».
Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» совместно с ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» в 2015 году начали проект по формированию © Модультеки из образовательных модулей.
Как это происходит:
Образовательный модуль © Модультеки (ОММ), разрабатываемый автором (авторским коллективом), имеет логическую завершенность к установленным целям и результатам обучения и воспитания детей, предусматривает практико-целевой подход в его реализации, соответствует нормативно-правовой базе РФ.
Автор (авторский коллектив):
1.Формулирует название ОММ;
2.Указывает возрастную адресность;
3.Определяет цели и задачи разрабатываемого ОММ, учитывает виды детской деятельности; его образовательную, воспитывающую и мотивирующую функции.
4.Разрабатывает методические рекомендации по формированию развивающей предметно-пространственной среды (РППС) и организации видов детской деятельности, в том числе:
1.составляет перечень материала, входящего в ОММ;
2.иллюстрирует его фотографиями в 3D или видео сюжетами;
3.приводит техническое описание, например, цвет, размер, материал изготовления, количество деталей и т.д.;
4.указывает и обосновывает образовательные области по ФГОС;
5.формулирует уровни и правила игр и занятий для вариативного использования.
1.Прописывает условия адаптации ОММ для детей с ОВЗ. (Для специализированных модулей, создаваемых для образования детей с ОВЗ, например, для логопедических ДО-модулей, настоящий пункт не применяется).
Рекомендации предназначаются педагогам, специалистам по образованию детей с ОВЗ, родителям, для каждой перечисленной категории они прописываются отдельно.
Методические рекомендации могут содержать фрагменты конспектов занятий с использованием описываемого материала.
Может быть предложен план-график использования ОММ в образовательном процессе указанной возрастной группы детей в течение учебного года.
1.Предлагает систему оценки эффективности использования образовательного ОММ. Для детей с ОВЗ такая система может включать в себя диагностику. Система оценки направляется на мониторинг эффективности методик ОММ и результаты её применения не должны сравнивать способности детей.
2.Может дать рекомендации по интегрированию ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) в развивающую предметно-пространственную среду ОММ.
3.Даёт рекомендации по включению ОММ (в том числе его вариативных версий) в структуру основной общеобразовательной программы (комплексного характера) образовательной организации.
4.Конкретизирует мероприятия по продвижению ОММ, например, в системе повышения квалификации педагогов, или для взаимодействия образовательной организации с родителями.
Все составные части ОММ, кроме компонентов РППС, оформляются в цифровом формате, размещаются в © Модультеке на виртуальном «облаке» и доступны через интернет.
Методические рекомендации, конспекты занятий, описания и инструкции, также, как и рабочие карточки, можно распечатать с соответствующего сайта, предварительно, подключившись к интернету. Через интернет организовывается доступ к видео-материалам, вебинарам и презентациям. Сами курсы повышения квалификации проводятся дистанционно и дополняются мастер-классами с участием авторов.
Авторы могут становится совладельцами ОММ, обеспечивая при этом их совершенствование, продвижение и поддержку пользователей.
Результаты и выводы. Соединение развивающей предметно-пространственной среды с методическим обеспечением и системой повышения квалификации для решения образовательных задач, сформулируемых федеральными образовательными стандартами, даёт новое качество - педагогические технологии, на основе которых могут создаваться образовательные программы, в том числе адаптированные для детей с ОВЗ. Такие образовательные модули, собранные с применением интернет-технологий в единую © Модультеку - электронную библиотеку - открывают принципиально новые возможности для индивидуализации образования детей младшего возраста.
Список литературы:
1. С. Аверин, Т. Волосовец «Дошкольные образовательные модули - основа формирования развивающей среды ребенка». Журнал ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ 09/2015