Гипотезы, дискуссии, размышления
УДК 372:373.7
Проектирование адаптированных образовательных программ для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Т. А. Сваталова, Г. В. Яковлева
Designing adapted education programs for preschool children with disabilities
T. A. Svatalova, G. V. Yakovleva
Аннотация. В статье рассматривается алгоритм проектирования и особенности отбора содержания адаптированной образовательной программы для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Определена нормативно-правовая база, регламентирующая процесс разработки адаптированной образовательной программы, представлены методологические и теоретические основания разработки.
Выделены трудности при проектировании данного рода документа в условиях отсутствия примерных образовательных программ дошкольного образования. Показаны принципы организации коррекционно-развивающей работы, механизмы отбора содержания образования. Определены особенности построения развивающей предметно-пространственной среды для детей дошкольного возраста с различными отклонениями в развитии. Описан механизм психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося по адаптированной образовательной программе.
Abstract. The article discusses the algorithm of designing and features of selecting the content of adapted education program for preschool children with disabilities. In the article is determined the legal and regulatory framework regulating the process of developing an adapted education pro-
gram, are presented the methodological and theoretical foundations of it's designing. The authors identified difficulties in designing this kind of document in the absence of exemplary education programs of preschool education; described principles of organizing correctional development, mechanisms of selecting educational content. The features of constructing the developing object-spatial environment for preschool children with various developmental disorders are determined. The mechanism of psycho-pedagogical support of the child with disabilities, studying on the adapted education program, is described.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, адаптированная образовательная программа, дети с ограниченными возможностями здоровья, структура программы, разделы программы: целевой, содержательный, организационный.
Keywords: Federal state educational standards of preschool education, adapted education program, children with disabilities, program structure, program components: target component, substantive and organizational.
В соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации, которые
осуществляют образование детей с ограниченными возможностями здоровья, обязаны разработать адаптированную образовательную программу [1; 2].
Это новый вид деятельности для руководителей и педагогов ДОУ.
В этой связи у разработчиков возникают серьезные затруднения при проектировании данного вида документа, связанные:
- с соотнесением материалов примерных основных образовательных программ с требованиями ФГОС дошкольного образования к конкретному разделу адаптированной образовательной программы, а также их отбор и структурирование;
- с определением содержания части, формируемой участниками образовательного процесса, в каждом из разделов адаптированной образовательной программы (по содержанию образовательных областей ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие), с точки зрения их достаточности и необходимости;
- с уточнением особенностей содержания и форм реализации содержания образовательных областей с учетом особенностей отклонений в развитии ребенка.
Материалы нашей статьи призваны помочь педагогам и специалистам ДОУ в разработке адаптированной образовательной программы для разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
Статья знакомит разработчиков со структурой адаптированной образовательной программы для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, механизмами ее разработки, процедурами перевода ребенка с ограниченными возможностями здоровья на обучение по программе, с организацией мониторинга достижений ребенка в освоении адаптированной образовательной программы.
В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, определившего новые подходы к качеству дошкольного образования, механизмом обеспечения достижения этого качества каждым ребенком дошкольного возраста (в том числе с ограниченными особенностями здоровья) является основная образовательная программа дошкольного образования.
Для обеспечения образования детей с ОВЗ разрабатываются адаптированные образовательные программы.
При проектировании адаптированной образовательной программы для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья проектировщикам, к коим относятся руководитель ДОУ, заместитель заведующего, участники творческих групп, специалисты ДОУ, важно понимать, что такие программы, с одной стороны, должны в полной мере соответствовать установленным законодательством требованиям к структуре и содержательному наполнению разделов, а с другой, - отражать специфику ее реализации для детей дошкольного возраста с конкретными видами ограничений по здоровью, учитывать психофизические особенности, возможности и потребности ребенка [3; 4].
Особую актуальность проектированию адаптированной образовательной программы для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья придает то обстоятельство, что тема формирования и реализации таких программ недостаточно разработана как в нормативном, так научно-методическом и технологическом аспектах.
Кроме того, практически отсутствует анализ содержания различных источников информации об особенностях составления и реализации таких программ, не описаны механизмы соединения в структуре и содержании адаптированной образовательной программы новых нормативных требований и накопленного в широкой практике специального (коррекционного) образования опыта организации коррекционно-образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В этой связи уточним алгоритм проектирования адаптированной образовательной программы для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и особенности такого проектирования.
Адаптированная образовательная программа должна соответствовать определенной Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования структуре.
То есть адаптированная образовательная программа включает в свою структуру целевой,
содержательный и организационный раздел. Рассмотрим более подробно проектирование содержания каждого из данных разделов [3; 4].
Так, при проектировании целевого раздела адаптированной образовательной программы разработчикам важно отразить идеи, принципы и подходы общего образования, сформулированные в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, фундаментальном ядре содержания общего образования, проекте Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации.
Данные материалы для разработчиков адаптированных образовательных программ являются методологическими основаниями.
Особое значение для разработки содержательного и организационного разделов адаптированной образовательной программы имеет федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, проект Концепции федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья разработчиками формулируются цели и задачи адаптированной образовательной программы, конкретизируются принципы и подходы к ее реализации, планируемые результаты (целевой раздел), а также система специальных условий освоения адаптированной образовательной программы обучающимися с конкретными видами ограничений в здоровье (организационный раздел).
При разработке дошкольной образовательной организацией адаптированной образовательной программы в качестве методических рекомендаций целесообразно использовать примерные основные образовательные программы дошкольного образования.
Данные учебно-методические материалы позволят разработчикам конкретизировать требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к содержательному наполнению обязательной части каждого из разделов адаптированной образовательной программы [3].
При проектировании адаптированной образовательной программы разработчикам важно учесть:
- структуру адаптированной образовательной программы для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья;
- механизмы ее разработки;
- процедуры перевода ребенка с ограниченными возможностями здоровья на обучение по программе;
- организацию мониторинга достижений ребенка в освоении адаптированной образовательной программы.
Целевой раздел адаптированной образовательной программы в соответствие с требованиями включает три компонента:
- пояснительную записку;
- значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ (описание клинико-психологических характеристик детей с различными категориями отклонений в развитии);
- целевые ориентиры (возможные достижения ребенком освоения адаптированной образовательной программы дошкольного образования) и систему оценки достижения планируемых результатов освоения детьми с ОВЗ адаптированной образовательной программы дошкольного образования [2; 3].
Рассмотрим алгоритм проектирования пояснительной записки адаптированной образовательной программы.
Анализ структурных компонентов позволяет рекомендовать дошкольной образовательной организации следующую универсальную структуру пояснительной записки, соответствующую требованиям ФГОС дошкольного образования в части структуры основной образовательной программы:
- цель и задачи реализации адаптированной образовательной программы;
- принципы и подходы к формированию адаптированной образовательной программы;
- общая характеристика адаптированной образовательной программы; общие подходы к организации коррекционной работы [3; 4].
Далее определяются принципы и подходы к формированию содержания и психолого-медико-педагогического сопровождения ребен-
ка с ОВЗ в коррекционно-образовательном процессе.
Система коррекционно-развивающей работы базируется на следующих общедидактических принципах и принципах организации коррек-ционно-развивающей работы.
В качестве общедидактических принципов разработчикам целесообразно выделить:
1. Принцип целенаправленности педагогического процесса.
2. Принцип целостности и системности педагогического процесса.
3. Принцип гуманистической направленности педагогического процесса и уважения к личности ребенка.
4. Принцип сознательности и активности личности в целостном педагогическом процессе [3; 4].
При отборе принципов организации коррек-ционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения целесообразно выделить:
1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.
2. Принцип единства диагностики и коррекции.
3. Принцип планирования и организации специальной коррекционно-воспитательной работы с учетом структуры дефекта, индивидуальных особенностей детей.
4. Принцип группировки учебного материала в разных разделах программы по темам, которые являются сквозными на весь период дошкольного обучения.
5. Принцип реализации деятельностного подхода к коррекционно-воспитательной работе, т. е. проведение всех видов воспитательной работы - образовательной и коррекционной в русле основных видов детской деятельности.
6. Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности.
7. Принцип компетентностного подхода.
8. Принцип учета психофизического состояния ребенка при определении объема и характера проводимой с ним работы по освоению образовательной программы.
9. Принцип взаимосвязи в работе специалистов.
10. Принцип дифференцированного подхода к коррекционной работе.
11. Принцип приоритетного формирования качеств личности, необходимых для дальнейшей социальной адаптации.
12. Принцип планирования и проведения всех образовательных и коррекционно-воспи-тательных мероприятий на основе максимально сохранных в своем развитии функций с коррекцией нарушенных функций и формирование приемов их компенсации.
13. Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения [1; 2].
Считаем важным в качестве принципов к формированию адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья разработчикам применить также принципы, отраженные в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество организации с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей;
- принцип развивающего образования, реализующийся через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра);
- принцип непрерывности образования обеспечивает связь всех ступеней дошкольного образования, от раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп (приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы; соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др. );
- принцип системности.
Образовательная программа представляет
собой целостную систему высокого уровня: все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы [3]. Далее разработчикам адаптированной образовательной программы для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья необходимо дать ее общую характеристику и подходы к организации коррекцион-ной работы. В качестве необходимых могут быть рекомендованы следующие подходы:
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми с учетом выраженности отклонений в развитии;
- системный подход к организации коррек-ционно-развивающей работы;
- преемственность всех этапов коррекцион-но-развивающей работы: диагностического, отборочного, содержательного, организационного, мониторингового [1; 2].
Таким образом, будет сформирована пояснительная записка в адаптированной образовательной программе.
Следующим этапом в разработке адаптированной образовательной программы является описание существенных психолого-педагогических характеристик детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Примеры таких характеристик предложены в учебных пособиях под редакцией М. М. Семаго, Н. Я. Семаго: Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. - СПб. : Речь, 2005. -384 с.; Типология отклоняющегося развития. Модель анализа и ее использование в практической деятельности [1; 2].
На основании анализа психолого-педагогических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, почерпнутых из характеристик, разработчики адаптированной образовательной программы определяют целевые ориентиры (возможные достижения ребенком освоения адаптированной образовательной программы).
Целевые ориентиры представлены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Разработчикам необходимо соотнести указанные целевые ориентиры с возможностями детей с конкретной категорией отклонений.
Самым сложным разделом адаптированной образовательной программы является содержательный раздел, в котором необходимо произвести отбор содержания образовательных областей в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и учетом особенностей в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Образовательная область - это структурная единица содержания образования, представляющая определенное направление развития и образования детей.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены пять образовательных областей как пять основных направлений развития ребенка дошкольного возраста.
1. Социально-коммуникативное развитие.
2. Познавательное развитие.
3. Речевое развитие.
4. Художественно-эстетическое развитие.
5. Физическое развитие.
Все пять выделенных образовательных областей необходимо в содержательном аспекте скор-
ректировать для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом уровня выраженности имеющихся отклонений в развитии, отклонив определенное содержание, с которым в соответствии с психо лого-педагогическими особенностями развития не сможет справиться ребенок с ограниченными возможностями здоровья, пролонгировав тематику содержания каждой образовательной области на более длительный период освоения с учетом возможностей ребенка.
Организационный раздел адаптированной образовательной программы должен содержать описание материально-технического обеспечения адаптированной образовательной программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Развивающая предметно-пространственная среда строится при соблюдении следующих принципов:
- информативности, предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;
- вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;
- полифункциональности, предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;
- педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
- трансформируемости, обеспечивающего возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющего, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.
Уточним особенности предметно-развивающей среды группы для всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для детей с нарушениями речи помимо речевой среды в целом в образовательном учреждении и в группе должна быть создана предметно-развивающая среда для развития речи такого ребенка. Это речевой уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слова, предложения, иллюстративные материалы для закрепления и автоматизации звуков.
Для детей с нарушениями зрения необходима специальная наглядность: демонстрационный материал по размеру должен быть не менее 20 см, материал раздаточный от 3 до 5 см; преобладание пособий красного, оранжевого, зеленого цветов (младшая, средняя группа), постепенное ознакомление с другими цветами в старших группах; детям от 3 до 5 лет предлагают 4-6 видов заданий, детям от 5 до 7 лет -6-8 заданий, особое внимание обратить на логическую последовательность заданий; это могут быть дидактические игры по изучаемым темам, кроссворды, ребусы, логические цепочки, алгоритмы; материал для заданий должен быть правильно подобран по размеру (помидор не должен быть больше капусты, машина больше дома): предметные и сюжетные картинки необходимо окантовывать; наличие подставок, что позволяет рассматривать объект в вертикальном положении; посадка ребенка на занятии осуществляется с учетом рекомендации врача-офтальмолога.
Для детей с задержкой психического развития необходимы различные варианты материалов по одной теме (живые объекты, объемные предметы, плоскостные предметы, иллюстрации), схемы и алгоритмы действий, модели последовательности рассказывания, описания, модели сказок.
Для детей с нарушениями интеллекта необходимы предметы для развития перцептивных действий, предметы для развития сенсорной сферы, реальные предметы для рассматривания и обследования различной формы, цвета, величины, подборки простого иллюстративного материала по ознакомлению с природой, окружающим, действиями людей.
Для детей с нарушениями слуха необходимы игрушки, картинки, таблички для изучения пространственных понятий, схемы составления
описательных рассказов, предложений, схемы последовательности действий, модели по изучения тем недели в соответствии с календарно-тематическим планированием.
Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо свободное мало изрезанное пространство, минифланелеграфы для каждого ребенка с подборкой карточек, моделей по темам, разнообразные шнуровки по темам, рамки Монтессори, мелкие предметы для счета, выкладывания узоров, переборки, сухие бассейны, тренажеры, игрушки-двигатели, сборно-разборные игрушки [5].
Следующим этапом в проектировании адаптированной образовательной программы является описание материально-технического обеспечения ее реализации, специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Данный раздел содержит в себе перечень необходимого оборудования, предметов и пособий, обеспечивающих жизненную и развивающую среду для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
И вновь разработчикам адаптированной образовательной программы целесообразно обратиться к коррекционным образовательным программам.
Под специальными условиями образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья понимаются кадровое обеспечение, медицинское сопровождение, функциональное использование помещений в дошкольной образовательной организации для организации работы с детьми с ОВЗ, организация деятельности психолого-медико-педагогического консилиума учреждения [1; 2; 5].
При описании функционального использования помещений дошкольной образовательной организации для организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо показать возможности физкультурного зала с необходимым оборудованием, зала лечебной физкультуры, кабинета для организации занятий по изобразительной деятельности, кабинетов учи-телей-дефектологов, учителей-логопедов, педагога-психолога.
Для организации специального лечения необходимо представить перечень оборудования в лечебных кабинетах.
Организация деятельности психолого-медико-педагогического консилиума учреждения должна быть представлена в адаптированной образовательной программе с точки зрения создания нормативно-правовой базы, содержания деятельности специалистов.
Нормативно-правовая база деятельности ПМПк учреждения включает в себя:
- приказ о создании ПМПк учреждения,
- Положение о ПМПк,
- план работы ПМПк на текущий период,
- рекомендации ПМПк воспитателям и специалистам,
- протоколы заседаний ПМПк.
Далее необходимо представить план-график проведения диагностических процедур. Диагностика проводится с детьми с ОВЗ два раза в год: в сентябре (входная) и в мае - итоговая. По результатам диагностики организуется система индивидуальной коррекционной работы с детьми, показавшими низкий уровень развития.
Описывая в адаптированной образовательной программе раздел «Взаимодействие специалистов в разработке и реализации коррек-ционных мероприятий», считаем целесообразно выделить содержание деятельности ведущего учителя-дефектолога, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, врача-педиатра, ведущего специалиста (врача-офтальмолога, психиатра, отоларинголога, психоневролога и др.) [5].
Таким образом, спроектированная адаптированная образовательная программа для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья обеспечит соответствие структуре, определенной в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и будет направлена на реализацию образовательных потребностей детей с определенными отклонениями в развитии, что обеспечит качество дошкольного образования.
Библиографический список:
1. Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / М. М. Семаго, Н. Я. Семаго. - СПб. : Речь, 2005.- 384 с.
2. Семаго М. М. Типология отклоняющегося развития. Модель анализа и ее использование в практической деятельности / М. М. Семаго, Н. Я. Семаго. - СПб. : Речь, 2005. - 384 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. -М. : Центр педагогического образования, 2014. -32 с.
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М. : Омега-Л, 2013. -134 с. - (Законы Российской Федерации).
5. Яковлева Г. В., Сваталова Т. А., Обухова С. Н., Кузнецова Г. Н., Копытова А. В., Рябова Г. А., Литвиненко Н. В., Рыбакова Е. А., Зайцева К. П. ФГОС ДО: Разрабатываем основные образовательные программы ДОУ : методические рекомендации руководителям ДОУ. - Челябинск : Цицеро, 2014. - 125 с.
References:
1. Semago M. M., Semago N. Ya. Teoriya i praktika otsenki psikhicheskogo razvitiya rebenka. Doshkol'nyy i mladshiy shkol'nyy vozrast [Theory and Practice of Mental Development of Children. Preschool and Primary School Age], SPb, 2005. 384 p.
2. Semago M. M., Semago N. Ya. Tipologiya otklonyayushchegosya razvitiya. Model' analiza i
ee ispol'zovanie v prakticheskoy deyatel'nosti [The Typology of Deviant Development. Model of Analysis and Its Use in Practical Activities], SPb, 2005.384 p.
3. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart doshkol'nogo obrazovaniya [Federal State Educational Standard of Preschool Education], M., 2014.32 p.
4. Rossiyskaya Federatsiya. Zakony. Federal'nyy zakon "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Fede-ratsii" [Russian Federation. Laws. Federal Law "On Education in the Russian Federation"], M., 2013.134 p.
5. Yakovleva G. V., Svatalova T. A., Obukhova S. N., Kuznetsova G. N., Kopyto-va A. V., Ryabova G. A., Litvinenko N. V., Ryba-kova E. A., Zaytseva K. P. FGOS DO: Razrabaty-vaem osnovnye obrazovatel'nye programmy DOU: metodicheskie rekomendatsii rukovoditelyam DOU [Federal State Educational Standard of Preschool Education: Developing Basic Education Programs for Preschool Educational Institutions: Guidelines for Heads of Preschool Educational Institutions], Chelyabinsk, 2014. 125 p.